Главная  
Характеристика пройденного маршрута УТП школы СУ МКВ 2022 (2 отд.), сложность: 4 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: 1/5-403

*-Цели прохождения маршрута-*
Учебно-тренировочная - зачетный УТП школы СУ.
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 4 к.с.
Познавательная - ознакомление с природными и культурно-историческими достопримечательностями Армении и Закавказья.

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут проходит по горам Закавказья (Республика Армения) и его условно можно разделить на следующие части:
1. г. Ереван - н.п. Вагаршапат - н.п. Джрарат - м. Хор Вирап - н.п. Арташат - н.п. Ланджазат - вокруг Апаранского вдхр. (1 к.т.)
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение первичной акклиматизации, раскатка и проверка снаряжения и средств передвижения.
Участок характеризуется дорогами высокого и хорошего качества, а так же не высокой пересеченностью.
2. ущ. р. Азат (3 к.т.) - хр. Ераносскийт (4 к.т.) - хр. Гегамский (4 к.т.)
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение ПОП и ОП маршрута.
Участок характеризуется дорогами от среднего до сверхнизкого качества, значительными углами подъема и набором высоты.
3. Побережье озера Севан
Основными задачами данных участков маршрута является активный отдых после прохождения горных ОП, а так же набор километража, необходимого для маршрутов 4 к.с.
Участки характеризуются дорогами высокого и хорошего качества, а так же не высокой пересеченностью.
4. Хребет Арегуни через перевалы Красносельский (1 к.т.) и Дузюрт (4 к.т.)
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение ПОП и ОП маршрута.
Участок характеризуется в первой части дорогами высокого и хорошего качества, плавными набором и сбросом высоты, а во второй дорогами от среднего до сверх низкого качества и значительными углами подъема и набором высоты.
5. н.п. Цовагюх - пер. Севанский (1 к.т.) - г. Дилижан - пер. Маргаовитский (4 к.т.) - хр. Цахкуняц (3 к.т.) - г. Апаран.
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение ОП и ПОП и набор километража необходимых для выполнения нормативов для маршрутов 4 к.с.
Участок характеризуется дорогами высокого и хорошего качества на участках между хребтами по ущельям рек и дорогами от среднего до сверхнизкого качества, значительными углами подъема и набором высоты при пересечении хребтов.
6. г. Апаран - траверс г. Арагац (4 к.с.) - г. Ереван.
Одна из самых главных задач - прохождение высокогорного траверса г. Арагац (4 к.т.) через озеро Карагёль (Кари).
Участок характеризуется дорогами высокого и хорошего качества на подъеме и дорогами от среднего до сверхнизкого качества на спуске, а так же дорогами высокого качества в конце маршрута.
Краткая характеристика ОП и ПОП:
- траверс Ераносского хребта (2280 м, 4 к.т.)
Характеризуется движением в основном по каменистым и грунтовым дорогам хорошего и среднего качества, но имеет незначительные участки с ТП и включает ЛП - подъем н/к.
Препятствие требует хорошей физической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- траверс Гегамского хребта (2890 м, 4 к.т.)
Характеризуется движением по каменистым и грунтовым разбитым дорогам с множеством ТП (крутые подъемы, броды, крупные камни) и ЛП (переправы, снежники, подъем н/к) не требующих дополнительного специального снаряжения.
Препятствие требует хорошей физической, технической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках и при переправах через горные реки.
- перевал Дузюрт (2296 м, 4 к.т.)
Характеризуется движением в большей части по зарастающим каменистым и грунтовым разбитым дорогам, местами со множеством ТП (крутые подъемы, броды, крупные камни) и ЛП (переправы, подъем н/к) не требующих дополнительного специального снаряжения.
Препятствие требует хорошей физической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- траверс горы Арагац (3201 м, 4 к.т.)
Характеризуется на подъеме движением по асфальту хорошего и среднего качества до оз. Кари, а на спуске, до кр. Амберт, движением по каменистым и грунтовым разбитым дорогам с множеством ТП (крутые подъемы, броды, снежники, крупные камни) и ЛП (осыпь н/к) и далее по разбитой каменистой дороге до конца препятствия.
Препятствие требует хорошей физической, технической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- перевал Маргаовитский (2635 м, 4 к.т.)
Характеризуется движением в основном по разбитым грунтовым и каменистым дорогам от хорошего до сверх низкого качества, но на с ТП (броды, глубокие лужи, разъезженный грунт).
Препятствие требует хорошей физической, технической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле, за исключением небольшого участка крутого подъема, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- подъем по ущелью р. Азат (1507 м, 3 к.т.)
Характеризуется движением в основном по каменистым и грунтовым дорогам хорошего и среднего качества.
Препятствие требует хорошей физической и технической подготовки.
- траверс хребта Цахкуняц (2565 м, 3 к.т.)
Характеризуется движением в основном по каменистым и грунтовым дорогам хорошего и среднего качества, но имеет незначительные участки с ТП и включает ЛП - подъем н/к.
Препятствие требует хорошей физической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.

*-Новизна-*
1. Новый вариант прохождения траверса Ераносского хребта (4 к.т.): из ущ. р. Азат к ущ.р. Дарбанд с выходом к Гегамскому хребту, повышает сложность, интенсивность и автономность маршрута.
Участок от а/д S-2-43 до конца препятствия не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, а так же в других видах туризма во всех источниках информации, используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
2. Новый вариант прохождения траверса Гегамского хребта (4 к.т.): от ущ.р. Дарбанд до р. Аргичи с выходом к озеру Севан, повышает сложность, интенсивность и автономность маршрута.
Не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, а так же в других видах туризма во всех источниках информации, сезонно используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
3. Новый вариант прохождения траверса горы Арагац (4 к.т.): из дол.р. Косах в ущ.р. Амберт, имеет несколько вариантов продолжения, повышает сложность и интенсивность маршрута.
Участок от оз. Кари до кр. Амберт не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, а так же в других видах туризма во всех источниках информации, частично используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.

*-Стратегия и тактика-*
- 3.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренных выходов с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках и соревнованиях в группе дисциплин "дистанции".
Тренировки к прохождению маршрута проводились в рамках учебной программы школы СУ, а так же по индивидуальным планам.
В мае 2021 года отделение практически в полном составе прошла тренировочный спортивный маршрут 3 к.с. по Крыму, где отработала технику и тактику движения в сложных горных условиях.
- 3.4.2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: сначала группа раскатывается и проходит акклиматизацию в течении трех дней постепенно набирая высоту по технически не сложной Араратской долине, затем нитка маршрута постепенно набирая сложность (подъем по ущ.р. Азат ? к.т.) проходит через хребты Ераносский (ОП 4 к.т.) и Гегам (ОП 4 к.т.), далее маршрут был проложен по побережью оз. Севан, где группа восстанавливает силы перед прохождением хребта Арегуни (ОП 4 к.т.), после которого был организован отдых на побережье. Далее маршрут последовательно пересекал хребты Памбакский и Цахкуняц, где группа проходила ПОП, между которыми был запланирован прогонный участок, где группа могла восстановить силы на горячих источниках. В завершении маршрута было запланировано прохождение траверса г. Арагац (ОП 4 к.т.) с коротким подъемом по дороге высокого качества и продолжительным спуском сначала по дорогам со сложным покрытием, а затем снова по асфальту до самого финиша.
Место старта и финиша маршрута были определены так, чтобы избежать движения по дорогам со сверхинтенсивным движением.
На сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам. На маршруте были запланирована дневка, и места отдыха на берегу оз. Севан, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение.
- 3.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы.
При прохождении маршрута было принято решение использовать запасные варианты по хорошо исследованным участкам, так как погодные условия и ухудшение самочувствия у нескольких участников не благоприятствовали прохождению технически сложных участков с не известными условиями движения.
На маршруте, чтобы сократить небольшое отставание от графика было принято решение вместо дневки организовать две полудневки в кэмпингах, что позволило группе отдохнуть, привести в порядок себя, снаряжение и велосипеды и без ущерба запланированному отдыху полностью сократить отставание от запланированного графика.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Участок н.п. Калаван - хр-т Арегуни - н.п. Цовагюх был пройден по заранее заявленному запасному варианту №1, через перевал Дузюрт, так как глубокая разведка показала, что дорога через хр-т Арегуни полностью заросла (фото ), а погодные условия на вершине хребта (фото ) были не безопасны для прохождения, и могли привести к существенному отставанию от графика и не выходу к запланированной общей ночевке школы СУ.
Участок н.п. Корчлу - хр-т Техеняц - н.п. Кучак был пройден по заранее заявленному запасному варианту №2, через хр-т Цахкуняц,так как погодные условия на вершине хребта (фото ) были не безопасны для прохождения, и могли привести к существенному отставанию от графика и отказу от прохождения одной из основных целей маршрута - ОП 4 к.т. траверс г. Арагац.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

*-Изменение состава участников-*
Юрков Д.В. не смог выйти на маршрут по производственной необходимости, о чем на старте были проинформированы МКК и СК.
Все остальные участники прошли маршрут полностью.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.