Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту УТП школы СУ МКВ 2022 (2 отд.), сложность: 4 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: 1/5-403

*-Общие выводы и рекомендации-*
Пройденный маршрут соответствует 4 к.с. и может быть рекомендован для организации УТП школ Специализированного уровня.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением незначительных локальных препятствий - крутых подъемов, которые требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым и заросшим склонам, а так же бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что на высотах свыше 2800 в начале сезона возможны не растаявшие участки снежников, которые могут существенно повлиять на характер покрытия и качество дороги.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июнь - сентябрь.
Климат Закавказья резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.
Местное население в основном дружелюбно и гостеприимно.
Участники маршрута Коневник Ю.В. и Маликов П.А. на маршруте со своими обязанностями справлялись удовлетворительно и иногда вносили диссонанс в психологический климат группы, в работе над отчетом участия не принимали. Все остальные справились со своими обязанностями хорошо и отлично, а так же принимали участие в написании отчета по маршруту.

*-Выводы и рекомендации штурмана-*
Раздел подготовлен Романовым Д.А..
На маршрут было взято 2 навигатора Garmin E-Trex 20 и E-Trex 30
В навигатор были загружены несколько разных карт: Генштаб, open street maps, туристические чешские карты и карты Garmin. Использование всех этих карт позволило более уверенно ориентироваться на местности. В настройках была установлена ориентация карты по ходу движения, что оказалось очень удобно, так как карта в любой момент времени уже сориентирована по местности.
Так же для оперативного поиска информации о достопримечательностях, магазинов и источников питьевой воды использовался смартфон с выходом в интернет. В телефоне использовались офлайн карты яндекс, maps.me и osmand.
Так же группа имела бумажные карты масштаба 5 км генштаба и компас.
Запись пройденного маршрута осуществлялась на оба навигатора во избежание потери трека в связи с возможным сбоем их работы. Наиболее сложными участками для ориентирования были участки по горным плато Ераносского и Гегамского хребтов и на спуске с горы Арагац, где дорога иногда терялась в траве и накатаны множество следов машин в разных направлениях. В особо сложных случаях на участках первопрохождений проводилась предварительная разведка. В остальном ориентирование особых сложностей не представляло - участки были проложены либо по хорошим дорогам, либо по уже пройденным ранее трекам.
Для удобства и надежности ориентирования рекомендуется хотя бы в один из двух навигаторов загрузить Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута, а так же иметь распечатанные топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:100000 на сложные участки.

*-Выводы и рекомендации по питанию-*
Раздел подготовлен Вовенко Т.А.
Маршрут включал в себя несколько автономных участков по 2-4 дня. Раскладка составлялась исходя из норматива 500-550 гр на чел/день на автономные участки и 600-700 гр на остальные. В раскладку не включалось карманное питание, так как группа решила, что будет удобнее, если участники его купят самостоятельно исходя из личных предпочтений; норматив на карманное питание был установлен 50 гр на чел/день. Также был предусмотрен неприкосновенный запас продуктов. Для повышения питательной ценности раскладки выбирались максимально энергетически ценные продукты, с минимальным содержанием влаги. Тушенка, варено-копченые мясные изделия и хлеб закладывались только на неавтономные участки и в дни закупок, в остальное время они заменялись сушеным мясом, сыро-копченой колбасой или мясом, сухарями или криспами.
Все продукты, за исключением сухого мяса, покупались на месте. Мясо сушили самостоятельно в Москве. Закупались как в больших супермаркетах (Ереван и Апаран), так и в сельских магазинах (Мартуни, Шоржа, Цовагюх, Дилижан, Меградзор).
Комментарии по наличию и качеству продуктов в магазинах:
-Тушенка. По нашему опыту, в Армении покупать можно только дорогую (1200-1500 драм за банку) тушенку. Она была в наличии в крупных городах, где-то местного производства, где-то российского. А вот в тушенке местного производства стоимостью около 700 драм мяса мы не обнаружили.
-Колбаса, сосиски. Сырокопченая колбаса, суджук и бастурма есть почти везде, качество - достойное. С сосисками, сардельками, варено-копченой и вареной колбасой ситуация та же, что и с тушенкой - надо смотреть на цену.
- Сыр. Как правило, местный сыр очень соленый. В крупных городах бывают сыры российского производства, также иногда можно купить местные малосоленые сорта, самый распространенный называется “Лори”. Почти во всех магазинах есть плавленые сырки.
- Сухофрукты. Что-то кроме изюма попадается редко, даже в супермаркетах крупных городов может не быть ни чернослива, ни кураги. С орехами ситуация лучше.
- Хлеб. Самый распространенный - лепешки и армянский лаваш. Белый в форме буханок и батонов - только в крупных городах, черный хлеб встречается совсем редко.
- Крупы. Рис, гречка, овсянка, макароны есть везде. Пшенка и булгур - в крупных городах, других круп для каш (ячневой, перловой, манной и т.п.) не видели нигде.
В целом раскладка соответствовала условиям похода и потребностям участников.

*-Выводы и рекомендации снаряженца-*
Общественное снаряжение распределялось по норме 3,3 кг для женщин и 4,7 кг для мужчин, а продукты распределялись поровну между всеми участниками (взвешивания производились на закупках и во время обедов).
Всё взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям, для приготовления пищи использовались горелки. В качестве топлива использовались очищенный бензин «Галоша», в начале маршрута (далее был закуплен АИ 95), газ в цанговых баллонах был закуплен в качестве аварийного запаса. Пользовались горелками три раза в день для приготовления завтраков, ужинов и обедов. Приятным дополнением к кухне была терка и противень. С их помощью группа смогла значительно разнообразить свое меню. Учитывая опыт предыдущего похода, кухня была дополнена второй разделочной доской. В состав кухни было полезно включить рулон пакетов для мусора, так как пакетов с закупок не всегда хватало на эти нужды.
Из за разлива горных рек не удалось в полной мере использовать снаряжение для наведения переправы по соображениям безопасности. Поэтому на совместной дневке это снаряжение было использовано для проведения мастер-класса.
Фотограф по собственному желанию взял в личное снаряжение фотоаппарат, заметно превышающий заданный лимит, а так же отказался делить рем набор. Было решено загружать его меньше на закупках, что бы таким образом компенсировать перевес снаряжения.

*-Выводы и рекомендации механика-*
Состав взятого на маршрут ремонтного набора полностью отвечал потребностям похода.
Заблаговременно перед походом каждому участнику необходимо выполнить полное ТО своего велосипеда, предъявить его механику для осмотра и устранить указанные механиком неисправности. ТО должно включать, в том числе, переборку и затяжку обеих втулок в грамотном сервисе или силами механика, а также протяжку спиц и устранение «восьмерок». При заедании или тугом ходе тросов скоростей внутри рубашек - заменить тросы и рубашки на новые. Винты багажников подобрать так, чтобы они на пару миллиметров торчали из рамы в сторону колеса, и на вкручивающихся торцах винтов сделать пропилы – так проще извлекать сорванный винт. Не использовать винты с сорванным шлицем. Винты багажника посадить на синий фиксатор резьбы и плотно затянуть.
В ремнаборе иметь по 1 покрышке каждого из имеющихся в группе диаметров колес. Каждому участнику иметь 1 запасную пару тормозных колодок под свой тип тормозов (соответственно 2 различные пары, если передние и задние колодки не совместимы).
Не использовать самоклеящиеся заплатки.
В течение похода участникам и механику осматривать велосипеды и своевременно корректировать натяжение тросов скоростей и тормозов, проверять давление в камерах (в т.ч. по утрам) и не допускать движения по каменистым дорогам на недокачанных колесах. При попадании грязи и веток в трансмиссию своевременно прочищать ее. Протирать цепь после грязных и пыльных перегонов, при появлении скрипа – промывать и смазывать, протирая насухо. Отслеживать отсутствие люфта в рулевой колонке, втулках, осях педалей.
В Армении в районе Азатского водохранилища нами было замечено растение ковунец, плоды которого имеют острые шипы со всех сторон и не заметны на грунтовой и каменистой почве. Чтобы избежать многочисленных проколов, в местах произрастания растения рекомендуется не съезжать без особой нужды с дороги, на привалах и ночевках стараться переносить велосипед на руках и устанавливать на ночь вверх колесами, периодически осматривать покрышки и сразу извлекать прицепившиеся плоды, следить за давлением в шинах.

*-Выводы и рекомендации медика-*
8.6.1. Случаи оказания первой помощи на маршруте.
1. Недомогание у 1 участника похода (акклиматизация, набор высоты, смена температур, усталость). Симптомы: общее недомогание, слабость, кратковременное повышение температуры до 37°. Лечение: Аспирин, витамин С. Улучшение наступило на следующий день.
2. Расстройство ЖКТ у 1 участника (старые травмы). Лечение: Лоперамид, позже Гастал. Улучшение наступило на следующий день.
3. Горная болезнь у 1 участника (легкая форма) при наборе высоты выше 3000м. Симптомы: головная боль, усталость, плохой сон. Лечение: Аспирин, витамин С, обильное питье, покой, на следующий день сброс высоты. Улучшение наступило на следующий день.
4. Ожог и обветривание губ у 2 участников. Лечение: Акридерм, Пантенол.
5. Применяли тейп для поддержки колена (старые травмы) у 1 участника.
8.6.2. Выводы и рекомендации.
Поход прошел без серьезных травм и заболеваний. Состав аптечки полностью соответствовал сложности похода.
Пополняли аптечку, докупали аскорбиновую кислоту и витамин С, для лучшей акклиматизации.
Мед.учреждения есть в крупных городах (Ереван, Дилижан, Апаран). Аптеки во всех больших населенных пунктах по маршруту.
При акклиматизации и смене климата первые пару дней не планировать высокие нагрузки. Следует уделить повышенное внимание защите от жесткого солнечного излучения. В походе все участники пользовались кремом от загара с высоким фактором защиты и солнцезащитными очками. Несмотря на это, сочетание солнца и сильного ветра все-таки привело у нескольких участников к возникновению незначительных кожных проблем (покраснения, потрескавшиеся губы, обветренности).При езде на велосипеде использовать защитные очки для предотвращения попадания пыли и насекомых. Употреблять воду необходимо только после кипячения или фильтрации специальными фильтрами.

*-Выводы и рекомендации финансиста-*
Для закупки продуктов на маршруте, оплаты жилья, кафе и других текущих расходов необходимо иметь запас наличных денежных средств. Карты (МИР российских банков, Виза и Мастеркард иностранных банков) принимают только в больших супермаркетах крупных городов, нам удалось расплатиться картой только в Ереване, Масисе и Апаране. За жилье деньги принимали только наличными.
Обменять рубли на драмы также можно только в крупных городах, мы меняли в Ереване, Дилижане и Апаране. Банкоматы встречаются чаще, но далеко не во всех населенных пунктах. Для отслеживания курса и выбора банка для обмена валюты удобно использовать сайт https://rate.am/ru/armenian-dram-exchange-rates/banks/cash . Не рекомендуется менять деньги в аэропорту из-за существенно менее выгодного курса.
Покрытие мобильной связью в Армении достаточно широкое, связь была во всех населенных пунктах и даже периодически в горах. В Армении три больших оператора: Viva MTS, Telecom Armenia (бывший Beeline) и Ucom, сим-карты можно купить в аэропорту, стоимость 200-500 руб. для тарифов с включенными 5-10 Гб интернета. Мы использовали сим-карты Viva MTS и Ucom. Ucom дешевле, но зона покрытия у него меньше, и, кроме того, у Viva MTS тариф включал бесплатные звонки на мобильные номера МТС России.
Цены на продукты в Армении на уровне или чуть ниже московских, фрукты и овощи заметно дешевле. Также заметно ниже цены в кафе.
Такси в Армении – дешевое, стоимость порядка 200 руб. за поездку 10 км, работает приложение Яндекс-такси, использовали его для поездок до начала и по окончании спортивной части маршрута в Ереване.