Главная  
Характеристика пройденного маршрута В поисках соли 2022, сложность: 2 к.с., руководитель: Хорунжева О.Е., маршрутная книжка: 1/5-202

*-Цели прохождения маршрута-*
1. Спортивная:
- Прохождение велосипедного спортивного маршрута 2 к. с., участие в Кубке Москвы по Спортивному туризму в группе дисциплин «Маршрут», выполнение норм и требований ЕВСК.
2. Культурно-познавательная:
- Ознакомление с природными и культурно-историческими достопримечательностями Астраханской и Волгоградской областей
- Развитие и пропаганда туризма на территории России.

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут начинается с п. Харабали. До ст. Харабилинская (п. Харабали) ходят 2 поезда с удобным временем остановки. Из п. Харабали по асфальтовой дороге можно доехать до музея под открытым небом Сарай-Бату. Это реконструкция ханского дворца и улиц, построенных для съемок фильма Орда. Вход в музей платный. От Сарай-Бату трек проложили вдоль р. Ашулук. Дорога хорошая грунтовая, но надо учитывать, что весной сбрасывают воду из водохранилищ и река очень сильно разливаются. При планировании маршрута вдоль рек надо заранее учитывать этот факт. В советское время, чтобы река не затопляла поля, вдоль нее была сооружена дамба. По ней мы ехали 2 дня. Сейчас она в некоторых местах заросла травой, но в целом проезжается.
Первый автономный участок идет от п. Золотуха к п. Эльтон. Дорожное покрытие - суглинок. Следует предусмотреть альтернативный объезд этого участка, т.к. в случае дождливой погоды можно потратить много времени на его преодоление. На данном участке пути расположен один из заповедников Астраханской области - Богдинско-Баскунчакский. К его территории относятся два участка - Зеленый сад и окрестности озера Баскунчак (г. Богдо). Данные участки обнесены противопожарным рвом, вдоль рва стоят информационные таблички. "Нахождение на территории заповедника должно подтверждаться путевкой", так написано на сайте заповедника, на самом деле нужно подъехать к КПП и купить билет за 200 руб/чел. По территории участка Зеленого сада не проезжали, т.к. непонятны условия проезда через него.
Интересные достопримечательности Баскунчакского заповедника - это соленое озеро Баскунчак и самая высока гора Астраханской области Богдо 144м. Про гору пишут, что при порывах ветра она "поет". Однако, мы ничего не слышали. Озеро Баскунчак известно каждому школьнику, тем что оно соленое и в нем добывают соль. В озере можно купаться, но когда мы там были воды было по щиколотку. Говорят, что можно договорится с охраной на озере и поставить палатки прямо там. Не проверяли.
Второй автономный участок от п. Кочевая до п. Отгонный представляет собой в основном разбитые автомобилями дороги с непонятными направлениями. В случае сильных дождей движение по этим дорогам будет затруднено, т.к. почва - суглинок и солончаки. На этом участке трек максимально приближается в Казахстану, менее 5 км. Также, трек проходит через полигон для стрельбищ. Во время нашего движения никто не стрелял, и табличек с запретом на проезд не видели, но я бы рекомендовала там не ездить. Лучше проехать от Баскунчака до Эльтона на поезде.
В п. Эльтон есть интересный музей Алтын-Нур, его хозяин местный учитель физкультуры с женой рассказывается про быт русских и казахов в русской избе и казахской юрте. В отдельном домике собрана коллекция относящаяся к истории поселка, в основном во время Второй мировой войны.
Озеро Эльтон видели издалека - красивое. Неподалеку от озера расположена возвышенность - гора Улаган. Это не обычная гора, а растущий соляной купол. На вершине есть беседка и очень красивые виды на Эльтон.
Третий автономный участок - от Эльтона до п. Степной также представляет собой накатанные автомобилями грунтовые дороги в хаотичных направлениях. В случае затяжных дождей, на этом участке тоже можно надолго застрять, т.к. грунт представляет собой солончаки и суглинок. На этом участке трека основной достопримечательностью является разрушенный населенный пункт Житкур. Сейчас там не на что смотреть, сохранился только памятник красноармейцам и какая-то почти разрушенная стена. Пишут, что над Житкуром видят НЛО, а под землей сохранились ангары с телами пришельцев. Ничего такого не видели.
В конце маршрута проезжали мимо пруда Большой Лиман. Используется как испаритель для рядом стоящего хим.завода. Конечно там купаться и брать воду запрещено. С той стороны откуда ехали мы никаких запрещающих знаков не было. Если ехать в обратную сторону - знак запрещающий нахождение на Б.Лимане установлен. Охраны нет.


*-Новизна-*
Данный маршрут нечасто ездят а велосипедах. В основном встречаются отчеты джиперов.

*-Стратегия и тактика-*

При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, общий километраж распределен по дням, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов. Были собраны и проверены на скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования. Заранее распечатаны топографические материалы. Загружен трек в 2 навигатора.


*-Изменения маршрута и их причины-*
Маршрут прошли по заявленному в МКК треку без изменений.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Акклиматизация группы прошла хорошо. Случаев оказания медицинской помощи на маршруте не было.

*-Изменение состава участников-*
Группа вышла на маршрут в заявленном составе.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт, не оговоренный при заявке маршрута в МКК не использовался.