Главная  
Характеристика пройденного маршрута Тянь-Шань 2022, сложность: 5 к.с., руководитель: Чернецова С.Ю., маршрутная книжка: 1/5-501

*-Цели прохождения маршрута-*
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 5 категории, участие в официальных соревнованиях.
Тренировочная - подготовка к маршрутам высоких категорий в последующие годы. Акклиматизация организма в условиях высокогорья.
Познавательная - ознакомление с достопримечательностями Киргизии, её природными особенностями и историей.

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут можно разделить на три основные части.
Первая часть.
Начало маршрута – подъезд по реке Кёкёмерен к перевалам Кырк-Кыз и Сарыкамыш, далее подъём по красивейшему ущелью реки Кёкёмерен и Джумгальской котловине к перевалу Тюз-Ашуу. Проезд по берегу высокогорного озера Сонг-Кёль и выход из его котловины через перевал Калмак-Ашуу в долину реки Тюлёк.
Данный отрезок маршрута является не сложным для прохождения опытной группы, но является насыщенным протяженными препятствиями (содержит 2 связки перевалов: 4КСх3КС).
Вторая часть.
Начало – сброс высоты по асфальту к Орто-Токойскому водохранилищу, затем проезд через невысокий перевал Кубакы к реке Чуй. Проезд по Боомскому ущелью и дальнейший сброс высоты к началу подъёма на перевал Кегеты. Подъём на перевал Кегеты технически не сложный, но спуск по разрушенной дороге в верхней части требует особенного внимания и хорошей физической, психологической и тактической подготовки.
Продолжительный асфальтовый участок (порядка 180 км) является хорошим запасом прочности для данного участка маршрута. Организм успевает отдохнуть и подготовиться к технически сложному перевалу Кегеты, и также есть возможность «нагнать» отставание от графика маршрута если понадобится.
Третья часть.
В начале спуск с перевала Кегеты по реке Восточный Каракол, и далее спуск к озеру Иссык-Куль, огибая Орто-Токойское водохранилище. Далее, движение по Юго-Западному побережью Иссык-Куля и подъезд под связку перевалов Тоссор-Тон.
По задумке это должен был быть также продолжительный асфальтовый участок (около 200 км), спуск с перевала в начале, и затем довольно продолжительный участок вдоль озера Иссык-Куль по старому асфальту через невысокий локальный перевал. Однако, на месте нас ждала не слишком приятная неожиданность. Два огромных строящихся участка дороги (ЭМ-11 вдоль Орто-Токойского водохранилища) и побережье Иссык-Куля со снятым асфальтом, россыпями гравия и щебня и работающими и дымящими грузовиками. На скорости передвижения группы и дневных пробегах это сильно не отразилось, но особой «радости» не доставило. По сведениям, строительство дороги будет продолжаться как минимум до 2025 года, что следует учитывать при планировании будущих маршрутов.
Связка перевалов Тоссор-Тон. Два технически сложных перевала, требующих хорошей физической, психологической и тактической подготовки, но шикарные виды вокруг на 100 процентов окупают все сложности, которые могут встретиться на пути преодоления этих определяющих препятствий маршрута.

Маршрут включает в себя следующие ОП и ПОП:
- перевал Кегеты (3775 м, 5 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу до перевала и разрушенную дорогу в верхней части после перевала с ЛП и множеством ТП. Практически полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на каменистых участках спуска.
- перевал Тоссор (3894 м, 5 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу и включает в себя несколько ТП и ЛП в виде несложных бродов и переправ, не требующих дополнительного специального снаряжения. Практически полностью преодолевается в седле за исключением несложных переправ, но требует особой внимательности на каменистых участках спуска.
- перевал Тон (4024 м, 5 к.т.)
В 2020 г. через него была проложена дорога, которая на настоящее время уже пришла в негодность. На данный момент представляет собой заброшенную дорогу с ТП и включает в себя ЛП в виде переправ и каменных завалов. Большая часть подъема преодолевается в седле при наличии соответствующей техники движения, за исключением участков с россыпями крупных камней или нескольких несложных переправ. При движении следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Тюз-Ашуу (3228 м, 4 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу. Практически полностью преодолевается в седле, за исключением отдельных крутых участков подъёма.
- перевал Кырк-Кыз (3223,5 м, 4 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу и включает в себя множество ТП в виде несложных бродов проезжаемых в седле, не требующих дополнительного специального снаряжения. Практически полностью преодолевается в седле за исключением небольших крутых участков подъёма, но требует особой внимательности на каменистых участках спуска с множественными бродами.
- Остальные протяженные препятствия 2-3 КТ не представляют особой сложности для хорошо подготовленной группы, полностью преодолеваются в седле. Являются хорошим «фоном» для маршрутов 5 к.с.

*-Новизна-*
Район Тянь-Шаня является популярным среди велотуристов. Некоторые части маршрута проходились группами велотуристов в предыдущие несколько лет 2019-2021 годы (группы МКВ и РКВ). Подробные отчёты данных групп и технические описания препятствий позволили более тщательно спланировать маршрут.
Трек маршрута данной конфигурации позволял ликвидировать отставание от графика при неблагоприятных погодных условиях, плохой акклиматизации группы.
Для оптимизации прохождения сложных участков маршрута и их дистанционного просмотра нами использовался квадрокоптер.

*-Стратегия и тактика-*
3.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, продуманы (и описаны) запасные варианты, пути подъезда-отъезда, экстренной эвакуации.
Завхозом были отмечены большие супермаркеты в крупных городах и магазины в посёлках, составлен график закупок по маршруту и подробный список продуктов, что значительно экономило время на закупку. На основании опыта предыдущих походов были собраны необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка (только переборка и дозакупка) и ремонтный набор (весь в наличии).
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное ТО с заменой изношенного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы. Все участники группы имеют опыт походов 4КС и выше, участвуют в походах, тренировочных скатках и тренируются в индивидуальном порядке в свободное время. В мае месяце 2022 года половина участников группы прошла тренировочный поход в Волгоградской-Астраханской областях для повышения физической формы и техники движения. В начале сезона 2022 года 3 участника группы прошли обучение в горных школах турклубов "Вестра" и "ТК МГТУ им. Баумана". В июне-июле были организованы несколько контрольных тренировочных выездов для проверки готовности велосипедов, снаряжения и физической формы участников.
3.4.2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически планировалось два варианта прохождения маршрута (основной и запасной), без потери категории сложности маршрута.
На сложные участки маршрута и случаи отставания от графика были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и запланированы запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам. К месту старта и от места финиша был заранее организован трансферт.
Стратегически маршрут планировался следующим образом: чтобы избежать резкой смены климата и часовых поясов, первая ночёвка (по прилёту) была в Бишкеке. На следующий день заброска к началу маршрута автотранспортом через перевал Тёо-Ашуу и туннель Кусейна Колбаева по трассе Бишкек-Ош и ночёвка у места старта. От начала маршрута "вкатка" по долине р. Кёкёмерен с постепенным набором высоты на перевалы Кыр-Кыз и Сарыкамыш, затем плавный набор высоты к перевалам Тюз-Ашуу и Калмак-Ашуу. После прохождения предопределяющих препятствий продолжительный участок спуска и относительно "равнинного" рельефа, который позволит нагнать отставание от графика в случае неблагоприятных погодных условий. Первый перевал 5КТ Кегеты планировался после недели "вкатки", когда организм участников хорошо акклиматизируется к высоте. После прохождения перевала снова продолжительный участок отдыха перед заключительной связкой перевалов Тосор и Тон. Днёвки и полуднёвки были запланированы с «плавающим» графиком, в зависимости от скорости прохождения частей маршрута. Были запланированы осмотр исторических и природных достопримечательностей, находящихся в непосредственной близости к нитке маршрута.
3.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для успешного прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем (в большинстве случаев в 6:00) движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Общий подъём для всех участников и система дежурства по кухне по парам, остальная группа занимается сборами лагеря, механик утренним осмотром велосипедов. Обед организовывался после прохождения большей части дневного пробега, в особо жаркие дни в удобных местах с наличием тени. Придорожные кафе использовались для подзарядки гаджетов, отдыха группы и кулинарных местных "изысков".
Дневной пробег третьего дня был сокращён из-за аномальной жары и отсутствия тени на хребте Сарыкамыш (по отчётам предыдущих групп). На шестой день маршрута группа остановилась в юрточном лагере пастухов во избежание поломок велосипедов на спуске с перевала Тюз-Ашуу (ливневый дождь, плохая видимость, налипание грунта на колёса). На маршруте, чтобы сократить небольшое отставание от графика были использованы плановые асфальтовые участки, на которых можно было увеличить дневной пробег и полностью войти в основной планируемый график.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.


*-Изменения маршрута и их причины-*
Маршрут пройден полностью без изменений, согласно основному варианту, заявленному в МКК.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастных случаев и случаев оказания серьезной медицинской помощи на маршруте не было.

*-Изменение состава участников-*
Состав участников, заявленный в маршрутной книжке, не менялся. Все заявленные участники прошли маршрут 5 к.с.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт, не оговоренный при заявке маршрута в МКК не использовался.