Главная  
Характеристика пройденного маршрута Тянь-Шань_22, сложность: 4 к.с., руководитель: Белозерова Я.., маршрутная книжка: 1/5-404

*-Цели прохождения маршрута-*
Спортивная - пройти поход четвертой категории сложности, участвовать в официальных соревнованиях.
Подготовка к более сложным походам.
Получение необходимого опыта в планировании и прохождении маршрутов 4КС
Познавательная - осмотр достопримечательностей.

*-Краткое описание маршрута-*
Первый ходовой день раскаточный, группа в основном едет под гору, акклиматизируется. Далее дни чередуются: сложные перевальные со значительными наборами высоты и дни отдыха с небольшим набором высот, или с небольшим пробегом.
В целом маршрут нами был разделен на три части по автономности (между закупками раскладки и топлива): место старта (Суусамыр) - Чаек, Чаек - Тоссорчик, Тоссорчик - Каракол. Это значит, перед прохождением каждой части группа закупалась раскладкой и уходила в горы без возможности полноценно пополнить запасы раскладки где-то в горах. Самым сложным оказался участок Чаек-Тоссорчик, т.к. ходовых дней много и раскладки соответственно, а возможности закупить полностью всю раскладку от Куйручук и Жаны-Арык нулевые.

*-Новизна-*
Регион изучен и изъезжен многими группами. Это позволило задумать маршрут уверенный, в большей степени по хоженным дорогам с предсказуемыми протяженными препятствиями.
Но нам удалось внести небольшую лепту в дополнение базы Velotrex и зафиксировать прохождение траверса гор Балыкты (4кт). Части данного препятствия входили в другие препятствия и были ранее описаны, но именно в таком виде в разных источниках и маршрутах этот участок не попадался. А так же мы зафиксировали в нем некоторые изменения, например при подъезде к угольным разработкам старая дорога оказалась завалена камнепадом (в сентябре 2020 года) и угольщиками же проложена новая дорога.
Так же была скромная разведка дорожек близ озера Иссык-Куль - ПП подъём от озера Иссык-Куль в Оргочор,1кт.

*-Стратегия и тактика-*
При планировании маршрута сначала изучили отчеты о пройденных ранее походах, в том числе более высоких категорий, различные интернет-ресурсы, заметки путешественников. Посмотрели, какие достопримечательности нас ждут, в какой они досягаемости. Вдохновились. Составили примерный список того, что очень хотелось бы увидеть. Далее проанализировали данные из велотрекс, где и какой категории препятствия и куда нам ехать нельзя, в соответствии с планируемой категорией сложности похода. Примерно вырисовывались некие нитки движения. Одновременно с изучением электронной базы и препятствий в отчетах стало понятно, что через Кегеты с севера ехать мы не можем из-за категории, а через/из Балыкчы не хотим, поэтому выбрали вариант с заброской и старт через Суусамыр. Финиш запланировали в Караколе. Далее, подробно изучая слои накарте.ме, изобразили более подробный трек, сверяясь с нормами километража в нашей категории и включали протяженные препятствия с запасом. Составили график движения группы, закладывая реальные дневные километражи и наборы высот, чередуя дни нагрузки и отдыха. Также при планировании следили за дневным высотным графиком, а именно на какой максимальной высоте группа побывает за день и разницей высот ночевок (для облегчения периода акклиматизации участникам было рекомендовано принимать Диакарб). Затем, по треку отыскали и проставили планируемые ночевки (по спутнику и проверенные из отчетов) и дополнительно еще разные запасные варианты из отчетов на случаи отставания/опережения графика, проверяя по описаниям в отчетах наличие и качество воды. Дополнительно из отчетов взяли координаты и информацию о магазинах, источниках питьевой воды, АЗС, мед.учреждениях, аптеках, мастерских, шиномонтажах, банках и обменниках , достопримечательностях и так же нанесли на планируемый трек.
Затем, составили список необходимого общественного снаряжения исходя из информации в отчетах. Внутри группы и у соклубников нашли необходимое снаряжение в нужном количестве, приемлемом качестве и весе. Собрали и унифицировали ремкомплект механика, исходя из характеристик велосипедов участников, полагаясь на рекомендации из отчетов. Собрали необходимую аптечку, исходя из результатов анкетирования участников о состоянии их здоровья и рекомендаций из отчетов. Распределили между участниками все снаряжение по весу с учетом коэффициента 0.7. Для удобства заброски в регион один участник к авиабилетам в обе стороны купил дополнительное багажное место для общественного снаряжения. Топливо, соответственно, решили брать на месте.
Опираясь на результаты анкетирования участников, составили меню на все дни. По доступной информации о магазинах и ассортименте запланировали три полноценных закупки раскладки в Бишкеке, Чаек, Тоссорчике, на остальные магазины на маршруте надежды не возлагали. Составили списки продуктов для закупок и списки их распределения по участникам (стараясь учитывать динамику веса продуктов и топлива). Так как автономные участки оказались внушительные, дневную норму раскладки пришлось сократить до 500гр на едока. Для удобства из Москвы решили взять на весь маршрут - сухие овощи, сухой фарш, сырокопченую колбасу, а продукты на первую часть маршрута от Бишкека до Чаек запланировали покупать в Бишкеке в Глобусе и Фрунзе. Распределили дежурства участников по парам по дням.
Одновременно с решением всех организационных задач участники группы активно тренировались с марта месяца, накручивая километры по ближайшему Подмосковью. В мае часть участников сходили в поход 3кс по Кавказу, некоторые в это время тренировались самостоятельно. После майского похода тренировки группы усилились и в основном проходили в районе Клинско-Дмитровской гряды – это обуславливалось необходимой нагрузкой и удобством всех участников из Москвы, МО и из Твери. Для совместных тренировок мы планировали старт и финиш на Ленинградском направлении. Так же были обязательные двухдневные выезды (из них два контрольных), на которых группа проверяла общественное и личное снаряжение. В обязательном порядке участниками отогнаны велосипеды в мастерскую для прохождения полного ТО. Компоненты на велосипедах менялись заранее, чтоб успели пройти прикатку.
Участники были заранее информированы о горной болезни, возможных проблемах со здоровьем на высоте, о подготовке организма к горному походу, а так же ознакомлены с рекомендациями по приему Диакарба. Следует отметить, что все участники ранее имели опыт нахождения высоко в горах и имели некое представление о том, как их организм реагирует на высоты.
На одной из двухдневных скаток мы подсчитали по весу расход Нефраса и газа на наших горелках с нашими канами. Затем сверились с расходами топлива в горах из интернет-ресурсов и отчетов. Посчитали примерный расход для похода на все дни. На первые дни похода заказали у Юры Траченко (+996557504332 WhatsApp) топливо – 2х1.5л Нефраса и 2х450гр резервных газовых баллона Ковеа. Потом примерно посчитали, где и на каких АЗС можно будет докупить уже местный бензин, когда топливо будет на исходе.
Далее были найдены и забронированы хостелы в Бишкеке в начале и конце похода и в Тоссорчике в конце второй недели на одну ночь. А вот поиски трансфера к месту старта ничем не увенчались. Мы записали некоторые номера сговорчивых не дешевых извозчиков, но бронировать, вносить авансы не стали. Еще забронировали обратный трансфер из Каракола в Бишкек. Нашли контакт Татьяны (+996556109499, vk.com/id276071386 ) и она помогла нам с выброской. За трансфер вносили предоплату в размере 1000сом (в рублях это было 801р) через платежную систему Корона, остальную сумму договорились отдать лично водителю по приезду в хостел Бишкека.
Продумали аварийные сходы с маршрута. Купили медицинскую спортивную страховку. Зарегистрировали группу в местном МЧС.
Заранее ознакомились с курсом обмена валют, способами оплаты. В связи с происходящими геополитическими событиями все участники сделали карты платежной системы МИР – их, как выяснилось, в Киргизии успешно принимают. С собой так же запланировали брать наличные рубли. И у каждого участника кроме карманных денег был отложен неприкасаемый запас наличных и безналичных средств на случай необходимости.
Стратегия построения маршрута: основной вариант рассчитан на хорошую физическую подготовку и благоприятную погоду. Некоторые ранее утвержденные протяженные препятствия не меняют категорию по мокрому покрытию. Запасные варианты не менее интересны и продуманы на случаи непогоды, плохого самочувствия участников, отставания от графика, но в то же время терпят непогоду, с меньшими наборами высот и/или с лучшим покрытием.
Стратегически весь маршрут построен таким образом: вначале первые шесть дней группа начинает акклиматизацию и вкатывается. В первый день спуск, привыкание к высоте и жаре. На второй день происходит подъем на перевал 3223м (с возможностью до перевала спуститься вниз и пойти по запасному варианту) и спуск к месту ночевки (отметки ночевок 2000м и 1700м). Затем следуют два дня отдыха и нахождения группы на отметках в основном 1300-2000м и закупка продуктов на следующий более автономный участок маршрута Чаек-Тоссорчик. Далее на пятый день начинается следующий автономный участок. Происходит подъем с ночевкой на 2698м с возможностью спуститься чуть ниже, или совсем вниз и уйти на запасной вариант. Затем на шестой день заезд на перевал 3371м, движение некоторое время на отметках выше 3000м и потом спуск и сброс до 2000м. На седьмой день группа поднимается к озеру Сонг-Кель и выходит на «целевую высоту» - далее до 12 ночевки движение происходит в пределах 2500-3400м. На 13 день происходит подъем на перевал Тоссор и спуск к озеру Иссык-Куль. Здесь второй автономный участок заканчивается. 14 день – дневка, отдых, закупка продуктов на несколько дней. На следующем этапе от Тоссорчика до Каракола группа уже акклиматизировавшаяся, набравшая форму и отдохнувшая на озере еще раз уходит в горы на 4 дня. Переваливает Барскоон, Суек, затем огибает хребет Джетимбель с востока переваливает Джуку и спускается снова к озеру Иссык-Куль. На 19 день поднимается на перевал Аксай и в последний 20 день докатывает до Каракола.
Общая концепция планирования состоит из чередования дней/участков нагрузки и отдыха. Сначала группа акклиматизируется, с каждый днем набирает форму, проезжает сложные участки и далее нагрузка идет на убыль. Некоторые дни по расчетам предполагают ранний приезд группы на ночевку и соответственно большее время на восстановление сил. В график включен день отдыха на озере Иссык-Куль в конце второй недели и заложены полдня на отставание от графика.
При разработке запасных вариантов был учтен фактор непогоды, включены участки-срезки, без ущерба спортивной части маршрута.

Для прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: общий подъем и сбор лагеря в 6 утра (в редкие дни чуть позже, если день планируется короткий, или технически не сложный, еще реже в 5 при необходимости раннего выезда, например, на трансфер из Каракола), начало поисков места ночевки за час до наступления темноты. Обеды были в виде перекусов, время начала обеда обычно приходилось по прохождении минимум половины планируемого на день километража, или перед подъемом на перевал. При высоких дневных температурах организовывался дневной отдых в тени. Закупка раскладки происходила по графику со списком продуктов. С собой всегда имелся суточный резерв продуктов на случай задержки и отставания на маршруте. При движении наверх и постоянном наборе высоты график движения сокращался до 20-25 минут движения и 5-10 минут отдыха. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Группа закупала воду в населенных пунктах, набирала в ручьях и реках, питьевую воду возили с запасом, а так же с собой имелись хлорные таблетки Аквабриз2 для обеззараживания. Места ночевок планируемые и запасные были продуманы заранее, таким образом, чтоб был подход к воде, для уменьшения воды, которую необходимо возить с собой. Места ночёвок на равнине и в горах соответствовали требованиям безопасности. Для готовки использовались мультитопливные горелки и нефрас в начале похода для меньшего засора горелок, так же с собой брали пару резервных газовых баллонов. При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД

*-Изменения маршрута и их причины-*

В целом весь маршрут пройден по графику и в срок. Имели место опережения графика и пара незначительных отклонений не влияющих на категорию.
1, 2, 3 дни - пройдены по графику и в срок.
На 4 день ближе к ночевке отклонились от трека в пользу асфальта и магазина, сделали небольшой крюк - заехали в населенный пункт Баш-Кууганды.
5, 6 дни - пройдены по графику и в срок.
На 7 день - проехали по запасному варианту по ранее проверенному пути.
8, 9, 10 дни - пройдены по графику и в срок.
На 11 день - опередили график в пользу ночевки на горячих источниках.
На 12 день - опередили график, погода в горах и на перевале и раскатанность и самочувствие и настрой группы благоприятствовали прохождению перевала в этот день.
На 13 день - короткий отдыхательный ходовой день и полудневка в Тоссорчике, всё как планировали.
На 14 день - в графике. Запланированная дневка в Тоссорчике на озере Иссык-Куль.
На 15 день - опередили график, с новыми силами после дневки заехали на Барскоон повыше на проверенное место ночевки.
На 16 день - опередили график.
На 17 день - из-за погодных условий немного облегчили маршрут и проехали по запасному варианту, ночевку искали по доступным источникам воды вдоль Кумторского грейдера.
На 18 день - грузовики с утра сновали мешая комфортно двигаться по дороге, сошли с грейдера раньше, перешли Арабель вброд, потренировали способы перехода и страховок.
19 день - пройден по графику и в срок.
На 20 день - упростили основной вариант - проехали подножьем горы Оргочор и далее запасным вариантом по ЭМ-06 и заехали к "Семи быкам" радиально. Ночевку подвинули максимально к Караколу на реку Ирдык.
Наглядно (н-план, ф-факт): https://nakarte.me/#m=7/41.81227/76.59668&l=I&nktl=YDW8askCHYw5uIZicTQBGg

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
1. С целью профилактики горной болезни за сутки до выхода на маршрут участниками начат прием препарата «Диакарб».
2. 31.07.2022 г. Симптоматическая терапия при ОРВИ с присоединением бактериальной инфекции у Сидельниковой Н.: обильное питье, капли в нос "Називин", спрей "Полидекса", «Азитромицин» 1 капс. в сутки, 3 дня.
3. 02.08.2022 г. Обработка многочисленных ссадин и ран после падения Сидельниковой Н. Первая помощь: обработка - Перекись водорода, порошок «Банеоцин», наложение стерильных самоклеящихся повязок Cosmopor. Обращение 03.08.2022 г. в медицинское учреждение н.п. Чаек. Осмотрена хирургом, выполнен Rg-снимок правого плечевого сустава. Выдана справка: «Ушиб и растяжение правого плечевого сустава, множественные ссадины и царапины правой нижней и верхней конечности». Далее при следовании по маршруту - ежедневные двухразовые перевязки.
4. 08-09.08.2022 г. Симптоматическая терапия при расстройстве пищеварения у Зубкова П., Щепилова А.: обильное питье, ферменты "Мезим", абсорбент "Активированный уголь". Улучшение на второй день.
5. Симптоматическая терапия при возникновении аллергических реакций у Зубкова П. – прием антигистаминных препаратов «Супрастин», или «Цетиризин», или по 1 таб. в сутки.

*-Изменение состава участников-*
09 августа с маршрута сошла Наталья Сидельникова по семейным обстоятельствам.
14 августа с маршрута сошел Алексей Щепилов по причине окончания отпуска.
Записки прилагаются.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.