Главная  
Характеристика района маршрута Алтай 2022 (Altay Cycling 2022), сложность: 5 к.с., руководитель: Ванягин А.А., маршрутная книжка: Р22/5-501 (ЦМКК)

*-Общая полезная информация-*

Рельеф
Основной особенностью рельефа Горного Алтая является сочетание обширных поверхностей выравнивания с высокогорным рельефом типично альпийского облика с острыми гребнями, глубокими крутыми склонами, ведущими в цепи привершинных чашеобразных долин (трог). Горные цепи Алтая в основном параллельны, высоты увеличиваются с северо-запада на юго-восток. Можно выделить три основные горные цепи, фиксируемые крупнейшими реками: южную, центральную и северную.
Южная цепь включает: Южно-Чуйский хребет, Катунский хребет, хребты Листвяга и Холзун.
Центральную цепь составляют: Северо-Чуйский хребет, Теректинский, Бащелакский, а также Ануйский, Чергинский, Семинский.
Северную цепь образуют хребты: Курайский, Айгулакский, Сумультинский, Иолго.
Для Алтая характерны межгорные котловины, самые крупные: Чуйская, Курайская, Уймонская, Абайская, Канская, Урсульская, а также Джулукульская, Катандинская, Бертекская, Теньгинская, Самахинская.
В высокогорье абсолютные высоты более 2000 м с перепадами высот от 800 до 1200 м; в среднегорье абсолютные высоты 1000-2000 м с перепадами до 800м; в низкогорье абсолютные высоты менее 1000 м с перепадами 300-600 м; в межгорных котловинах абсолютные высоты дна от 800-2200м.
Альпийский высокогорный рельеф характеризуется значительным расчленением (до 2500 м), большой амплитудой высот, ярко выраженными ледниковыми формами и древними поверхностями выравнивания в виде высокогорных равнин расположенных на высотах 1000 -3000 м, которые занимают одну треть всей поверхности Горного Алтая, располагаясь на разных абсолютных высотах в пределах одного хребта, они образует лестницу.
Межгорные котловины тектонического происхождения окружены крутыми склонами хребтов, превышения хребтов над днищами котловин достигает 2000-3000 м. Абсолютные высоты котловин увеличиваются к юго-востоку.
Территория Алтая пересекается многочисленными горными реками (общее число - 20188, общая длина - 65 555 км), в большинстве случаев реки отличаются бурным течением и наличием порогов, участки с медленным течением расположены в межгорных котловинах.

Климат
Располагаясь на значительном удалении от океанов, Горный Алтай имеет умеренно-континентальный климат с холодной зимой и теплым летом. Как правило определяющим фактором в формировании погодных условий является движение западных воздушных масс. На формирование климата Горного Алтая огромное влияние оказывает сложный рельеф, который образует вертикальную климатическую зональность - зоны низкогорного, среднегорного и высокогорного климата.
Зимой на территории Республики Алтай господствуют континентальные арктические массы, которые приносят холодный воздух с низкой температурой, северо-западные и западные воздушные массы низкого давления являются источником обильных снегопадов, юго-западные и западные ветры приносят малооблачную и сухую погоду.
В низкогорье, среднегорье и долинах рек зима продолжается 3-5 месяцев. Особенно суровые зимы бывают в межгорных котловинах, где происходит застой холодного воздуха.
В условиях высокого атмосферного давления в межгорных котловинах имеет место температурная инверсия. На высоте около 450 м, где застаивается холодный воздух, средняя температура февраля - 22,3°, а на высоте около 1000 м -12,5°. Это вызвано тем, что холодный, более тяжелый воздух скатывается вниз по склонам и заполняет нижнюю часть долины, образуя "озеро холода". Утром с восходом солнца воздух прогревается, начинает подниматься вверх и температурные инверсии разрушаются.
По долинам, направление которых совпадает с направлением воздушного потока - с юга на север, развиваются "фены", сухие и теплые ветра, причиной возникновения которых является большая разность давлений, которая в течение всей зимы поддерживается над территорией Горного Алтая. Метеостанции в долине р. Катуни и в долине Телецкого озера фиксируют более 100 дней с фенами за холодный период года.
Весной теплые юго-западные воздушные массы Средней Азии сменяются холодными арктическими, поэтому теплая погода часто сменяется, холодной. Для весеннего периода среднегорью свойственны большие суточные колебания температур и давлений.
Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее, чем на соседней равнине. По мере увеличения высоты на 100 м, температура воздуха падает приблизительно на 0,5°. Наиболее прохладно на высотах свыше 1000 м. Если средняя температура июля в низкогорье и среднегорье составляет +16°…+18°, то на высоте около 2000 м +8°…+10°. Самое жаркое лето бывает в межгорных котловинах, где температура воздуха достигает +30° - +35°.
Летом в Республике Алтай господствуют северо-западные и западные воздушные массы низкого атмосферного давления, которые приносят много влаги и отдают ее на высотах свыше 1000-2000 м, преимущественно на Западных склонах гор. Наибольшее количество осадков за год выпадает в Северо-Восточной части Горного Алтая - 700-1000 мм и на юго-западе - 1500 мм. Большее количество осадков выпадает во второй половине лета. Максимум приходится на июль, минимум на январь.
Снежный покров устанавливается в конце октября-ноября. Распределение снежного покрова обусловливается рельефом, силой ветра и его направлением. Наибольшая высота снежного покрова наблюдается на северо-востоке (до 1 м), наименьшая в Чуйской степи.
Одним из главных факторов, оказывающих влияние на климат Горного Алтая, является обилие солнечной энергии. Весной солнечного сияния в Горном Алтае больше, чем в Сочи. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает огромных величин сравнимых с суммарной радиацией получаемой курортами Кавказа, Крыма, и Швейцарии.


*-Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов-*

Тархатинский мегалитический комплекс
Тархатинский мегалитический комплекс - древний археологический памятник. Расположен он в Чуйской степи возле села Кош-Агач. Представляет собой круг диаметром примерно 60 м, выложенный из камней разного размера, все крупные камни покрыты большим количеством петроглифов, нанесенных в бронзовом веке. Предположительное время строительства - 1-3 тысячелетие до нашей эры. Магнитное поле большинства глыб значительно отличается от поля местности, где располагается комплекс, внутри круга образуется геомагнитная аномалия. Сооружение ориентировано по сторонам света с точностью до 1 градуса, две пары мегалитов образуют так называемые Западные и Восточные ворота, на многих камнях встречаются рисунки предположительно изображающие движение солнца по небу в различное время года, положение отдельных камней очевидно связано с положением солнца в дни солнцестояния и равноденствия. Все это позволяет предположить ритуальное назначение сооружения, связанное с сельскохозяйственным годовым циклом. Сельскохозяйственные мотивы просматриваются в некоторых петроглифах, так один из рисунков на нем изображает женщину, которая ведет за собой быка.

Природный парк "Зона покоя Укок"
Природный парк в юго-восточной части Кош-Агачского района. Занимает южную часть плоскогорья Укок. По границе парка проходит государственная граница РФ (КНР, Монголия, Казахстан). Рельеф парка представляет собой высокогорное плоскогорье, ограниченное на юге горным хребтом, а на севере руслами рек Чиндагатуй, Кара-Алаха и Ак-Алаха. Подъем на плоскогорье возможен по двум дорогам - через перевалы Теплый Ключ и Укок. Название плоскогорья переводится с алтайского как «конец всего», по легенде, плато Укок является границей между землей и небом. Большую часть плоскогорья занимает Бертекская котловина, состоящая из множества рек, водоемов и заболоченных участков. На территории парка сохранились участки тундростепи. Животный мир плоскогорья составляют различные грызуны, а также степные лисы и снежные барсы. Также на территории парка расположено множество археологических памятников: несколько десятков писаниц (места скопления наскальных рисунков) с древними петроглифами (животные и антропоморфные фигуры), сотни усыпальных курганов (наиболее известно захоронение с мумией женщины - “Алтайская принцесса” относящееся к пазырыкской культуре).

Джумалинские источники
Редкий вид термальных источников, содержащих радон. Расположены на высоте 2600м по дороге на плато Укок, в долине реки Джумала. Температура воды в источниках около 15-20 градусов круглогодично. Возле источников оборудованы купальни.

Гигантская рябь течения
Уникальные русловые формы рельефа, представляющие собой складки высотой до 20 м. Механизм формирования гигантских знаков ряби течения принципиально подобен процессу образования мелкой песчаной ряби на морском берегу, однако волны и течения их образовавшие были огромны и происходили из ледников. У краёв ледников, а также в огромных межгорных котловинах возникали гигантские озера, которые систематически прорывали ледниковые плотины и порождали мощные паводки, в результате работы этих огромных потоков, исходный рельеф преображался в течение минут, часов или дней, оставляя гигантские складки ряби.
В Курайской котловине на правобережье р.Тетё гигантская рябь была открыта в конце 1950-х годов, однако сегодня известны десятки местонахождений гигантской ряби течения практически во всех крупных речных долинах и межгорных впадинах Алтая.

Куехтанарские плавильные печи
Древние плавильные печи, расположенные недалеко от впадения реки Куехтонар в реку Чуя. Судя по однотипности устройств домниц, они относились к одному периоду и могли действовать одновременно, что позволяет говорить о древнем железоплавильном центре, относящемся ко второй половине I - началу II тысячелетия нашей эры. Кусочки руды, найденные вокруг печей указывают на выплавку железа и бронзы.


*-Варианты подъезда и отъезда-*

Добираться к региону похода – Горному Алтаю – из Москвы можно либо самолетом, либо поездом.
Самолетом – 4 часа (тарифы «эконом» – от 20 до 35 тыс. руб. на одного пассажира туда-обратно, в зависимости от аэропорта прилета, авиакомпании и срока покупки билетов).
Поездом –2,5 суток (плацкарт – плюс-минус около 5 тыс. руб. в один конец в зависимости от места и периода поездки). Самолетом прилетать можно как, собственно, в аэропорт региона – Горно-Алтайск, так и в ближайшие аэропорты вокруг – Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк и т. д. Все участники нашей группы летели самолетом одним рейсом.
Перелет в Барнаул и обратно
При выборе аэропорта прилета мы ориентировались на тарифы и общую длительность заброски до места старта похода. Рейс мы выбирали за 3 месяца до похода. К сожалению, в Горно-Алтайск совершала рейсы только одна авиакомпания (S7) по совершенно неконкурентным тарифам (от 30 тыс. руб. туда-обратно). Мы выбрали рейс в Барнаул, по лучшему сочетанию цены и продолжительности последующей заброски. Авиакомпания-перевозчик – «S7» – была выбрана по лучшему сочетанию цены. «S7» в
тарифе «Эконом» (базовый) предлагают, кроме бесплатной нормы багажа в 23 кг, бесплатную перевозку дополнительно одного места спортинвентаря (как выяснилось, когда летели обратно также 23 кг, в том числе велосипеда (подтверждать велосипед не нужно). Билеты в «S7» мы покупали в одно время за 2,5 месяца до рейса по цене ~24 000 руб. (за 1 пассажира туда-обратно). Можно отметить, что у «S7» есть пара небольших дополнительных плюсов: при покупке билета можно выбрать место в салоне самолета, а на данное направление возможна регистрация на рейс через сайт и в мобильном приложении.

Заброска и выброска
Наш маршрут начинался в пос. Ортолык (Кош-Агачский район). До данного населённого пункта из аэропорта Барнаула можно добраться на общественном транспорте или автомобиле. Например, от Барнаула до Бийска можно доехать пригородной электричкой, а далее до Ортолыка рейсовым автобусом. Однако, если воспользоваться общественным транспортом, то можно потерять время на стыковках, а стоимость на участника для группы от 6 человек сравнима с ценами на заказной транспорт. Итак, мы выбрали вариант частного автотранспорта от Барнаула до Ортолыка. В регионе работает достаточно много предпринимателей, осуществляющих заброску туристов автомобилями по любым маршрутам. Мы выбрали вариант, найденный на сайте Avito.ru. Машину из Барнаула до Ортолыка мы заказали предварительно у Евгения (тел. +7-963-523-27-47, e-mail: notiev@gmail.com).
Стоимость трансфера составила 27 000 руб. на группу (предварительно заплатили 2 тысячи руб. за бронирование микроавтобуса). Для группы нашего размера был предоставлен Фольцваген «Транспортёр» с тентованным одноосным прицепом. Все велосипеды (не разобранные после самолета) поместились в прицеп (в багажник положили рюкзаки). Время в пути (с учетом остановок на отдых) – 12 часов. Мы сразу также заказали обратную выброску в Барнаул (планировалась выброска из Иня), но по факту мы выбрасывались из Чибита цена составила 23 000 руб. Плановое время в пути – 8 часов. Евгений дал номер телефона водителя с которым мы связались (Александр, тел. +7-913-217-38-60). Договариваться о заброске-выброске лучше сильно заранее, поскольку в сезон машин на всех желающих не хватает. Доплата – наличными водителю на финише. По факту заброска прошла успешно. Выброска в итоге также закончилась успешно. За несколько последних дней перед выброской мы начинали подъем в горы, где мобильной связи не ожидалось, поэтому заранее было необходимо прояснить детали выброски и уточнить точку выброски. С водителем по факту выхода к мобильной связи мы смогли оперативно скорректировать точку выброски. Выброска происходила из Чибита в Барнаул (время в пути – 8 часов). Ехали на той же машине (предварительно разобрали велосипеды и упаковали их в велочехлы).


*-Аварийные выходы с маршрута-*

Маршрут имеет высокую автономность. Аварийные выходы на маршруте возможны:
1) С северного склона Южно-Чуйского хребта - в н.п. Ортолык. На пути к пер. Ажу встретили пару кошей;
2) С южного склона Южно-Чуйского хребта и северного склона плоскогорья Укок - на трассу 84К-62 и далее в н.п. Беляши (Джазатор) или в Кош-Агач;
3) С плоскогорья Укок возможна эвакуация с помощью пограничников, которые патрулируют приграничную территорию или достаточно большого количества туристов на внедорожных автомобилях;
4) С северного склона хребта Сайлюгем и долины рек Каланегир и Тархата - в н.п. Кош-Агач. В долине р. Каланегир встретили пару кошей;
5) Из окрестностей г. Тапдуайр на трассу Чуйский тракт и в Кош-Агач; Встречаются коши;
6) С юго-восточного склона Северо-Чуйского хребта в н.п. Чаган-Узун; Встречено пару кошей;
7) С северо-западного склона Северо-Чуйского хребта восточнее р. Мажой на трассу Чуйский тракт. Встречено пару построек вроде туристических летних домиков;
8) С северо-западного склона Северо-Чуйского хребта западнее р. Мажой и г. Белькенек на трассу Чуйский тракт или в н.п. Чибит.