Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Уютный Дагестан, сложность: 3 к.с., руководитель: Лоскутников А. И., маршрутная книжка: 1/5-305

*-Выводы штурмана-*
Были подготовлены треки с точками объектов (магазины, достопримечательности, заправки, запланированные места ночевок).
Рекомендуется брать на маршрут 2 навигатора: основной и запасной и запас батареек к ним, так как по пути можно и не найти "долгоживущие" батарейки или вовсе остаться без них.
Были взяты на маршрут 2 рации, и наличие их показало себя с положительной стороны – достаточно просто можно предупреждать о машинах сзади, о внезапных остановках участников, обмениваться информацией между разведчиками и остальной частью группы. Общественные рации выдавались тем, кто в этот день был штурманом и замыкающим. При этом желательно заранее познакомить всех участников похода с порядком работы с рацией. Среди самых распространённых проблем – попытки передачи сообщений сразу после нажатия кнопки «передача» - приводит к обрезанию начала сообщения из-за инерционности работы рации на приём. Также пару раз были случаи попадания воды в динамик, что исправлялось продувкой рации ртом (без разборки). Для питания раций почти на весь поход хватило штатных NiCd аккумуляторов, только ближе к концу похода пришлось ставить литиевые батареи.


*-Выводы завснара-*
Взятое на маршрут снаряжение в целом удовлетворяло возникавшим потребностям. Средний вес общественного снаряжения составил 3 кг на мужчину и 2,1 кг на женщину.
Для готовки использовали бензиновые горелки. На старте у нас было 2 литра бензина БР-2, далее дважды покупали бензин на автозаправках в с. Ирганай (4 день, 2 литра) и с. Ашар (9 день, 1 литр), что соответствует расходу около 70 мл/чел∙сут.
Горелка Kovea Booster не доставляла особых хлопот и не потребовала чистки в течение всего похода. Китайская горелка периодически проявляла свои «детские болезни» в виде подтекания бензина и самораскручивания рукоятки насоса при транспортировке. Также китайская горелка оказалась более чувствительной к качеству топлива – чистить её приходилось к концу похода почти каждый день.
Выбранные палатки по ширине позволяли лежать всем их обитателям на спине одновременно. В условиях жары зачастую приходилось спать вне спальника и прижиматься к соседям совершенно не хотелось. А вот вентиляция в палатках оказалась недостаточной – был бы предпочтителен вариант с большим количеством сетки.

*-Выводы медика-*
Теоретическое пополнение аптечки на маршруте было возможно в Кизил-Юрт, Буйнакск, Гуниб, Кабир, Касумкент, Хучни, Дербент, в Кумухе (42.169642, 47.117647) была найдена хорошая аптека, работающая с 9-21 без перерывов и выходных.
Мед. учреждения для оказания скорой помощи можно найти в Кизил-Юрт, Буйнакск, Шамилькала, Гуниб, Кумух, Курах, Касумкент, Хучни, Дербент.

*-Выводы механика-*
Технические меры, предпринятые перед походом и в походе, позволили избежать серьезных поломок оборудования.
Состав ремнабора достаточен для похода 3 к.с. Распределение смазки для цепей и запасных покрышек между участниками позволило снизить нагрузку на механика.
Крайне не рекомендуется объезжать локальные и протяженные препятствия по траве ввиду большого количества растущих колючек.

*-Выводы казначея-*
В магазинах цены на продукты ниже московских. В крупных городах (Буйнакск, Махачкала, Касумкент, Дербент) принимают к оплате банковские карты.
В менее крупных городах оплата картами затруднена или невозможна; оплатить покупки можно переводами по номеру телефона, при наличии устойчивого интернета, или наличными деньгами.


*- Выводы завхоза по питанию-*
Были проработаны запасные варианты питания на случай, если нужных продуктов нет в наличии.
Так же имелся с собой запас продуктов на один/два дня, так как в местных магазинах ассортимента нет или очень маленький, и можно вообще не найти его в местных селах.
В некоторых магазинах на маршруте были замечены продукты с истекшим сроком годности, так что стоит их проверять перед покупкой.

*- Общие выводы и рекомендация-*
Погода

Днем температура около +25 в тени (максимум наблюдали +34), на солнце еще жарче, ночью почти всегда больше +10. Была одна "холодная" ночевка около +5 с хорошим ветром на 2200 метров. Практически каждый день, обычно во второй половине дня, накрывал дождь в том или ином виде (от пары капель до ливня).

Дороги.

Покрытие в основном либо нормальный асфальт, либо неплохие грунтовые и каменистые дороги. Разбитых дорог мало. При активном дожде грязь будет наматываться на колеса на грунтово/глинянных участках.
При должной сноровке и умении почти везде можно проехать на машине с низким клиренсом. Вопреки стереотипам, лихачущих водителей мало. Общественный транспорт развит слабо, для туристических целей не подходит.

Рельеф и особенности местности.

По пути встречаются множество хребтов с резкими и короткими спусками в долины, плоских участков практически нет. Ежедневные наборы более 1000 метров без дней отдыха выматывают, надо закладывать дневки. При этом почти весь маршрут можно проехать в седле, спешиваться изредка приходилось только из-за крутизны дороги.
В июне ниже 1500 метров очень мало воды, ручьи пересохшие, воду на ночевку надо везти из родника или магазина. К счастью, почти все плоские места в регионе обжиты, и воду можно попросить у местного населения.

Достопримечательности.

Почти на каждый попутную достопримечательность необходимо дополнительно набрать 300-400 метров и потратить на это 2-4 часа. В рамках спортивного похода многое приходится пропускать. В данном регионе достопримечательности все же нужно смотреть на авто.

Магазины и сервис.

Известных сетей, кроме Дербента, нигде не обнаружено. Супермаркетов очень мало, в локальных небольших магазинах выбор скудный, но для непритязательного туриста сойдет. Можно нарваться на просрочку, надо проверять сроки годности. Во многих деревнях есть пекарни со свежим хлебом, который печется буквально у вас на глазах.
Несмотря на то, что регион стремительно развивает туристическое направление, уровень сервиса отстает от центральной России лет на 15.

Местное население.

Вопреки стереотипам, люди дружелюбные, гостеприимные и интересующиеся путниками. Всем интересно, откуда и куда вы едете, часто пытаются угостить и звать в гости.
От фразы, что “едем из Москвы”, негативной реакции не встретили. Часто приветственно гудели из встречных машин. На ночевках рядом с населёнкой посещало редкое в таких ситуациях ощущение безопасности: можно быть уверенным, что у вас ничего не украдут и не нападут.

Мобильная связь.

В разных местах связь разных операторов ловила по-разному. Теле2 использует роуминг от Мегафона (без дополнительных трат), Билайн и МТС работают самостоятельно. Причем покрытие билайна и мегафона похожее, а у мтс отличалось сильно. Голосовая связь есть во многих местах, в крупных деревнях чаще всего ловит 4G.