Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Армения 2022, сложность: 4 к.с., руководитель: Кротов Д. А., маршрутная книжка: 1/5-402

*-Общие выводы и рекомендации*
Пройденный маршрут соответствует 4 к.с. и может быть рекомендован для организации УТП школ.
Цели похода были достигнуты.
*-Выводы и рекомендации снаряженца*
Ввиду того, что маршрут был заявлен в рамках УТП школы СУ, мы взяли комплект верёвок, карабинов и обвязку для переправы. Увы, но тренировку переправы отменили и данный комплект снаряжения мы никак по прямому назначению не использовали. Также не была использована садовая пила ввиду того, что готовили на горелках, костёр разводили редко и для антуража.
В качестве горелок мы использовали две китайские brs-8, которые вполне сносно работали на местном бензине с заправок. Газ в качестве топлива не использовали, так как в местных магазинах он не продаётся. В комплект к горелкам брали дополнительную ёмкость 1.3л и обширный ремкомплект, включавший не только инструмент, но и запасные форсунки, шланги, рассекатель, уплотнители и смазки. Бензин с заправок быстро забивает горелки сажей, приходилось неоднократно чистить и даже менять форсунки. Также был утерян один из рассекателей, его место в горелке занял новый из ремкомплекта. Другие составляющие ремкомплекта не использовали.
Для расчёта необходимого объёма бензина был принят расход топлива 65г на человека в день. На группу из 6 человек расход составлял 390г или 520мл (если принять, что 1л бензина весит 750г). С учётом того, что ёмкости для бензина из соображений безопасности не заливают всклень, оставляя воздушный зазор (на специализированных ёмкостях имеется отметка максимального уровня топлива), полностью заправленных ёмкостей хватало на 4 дня при трёхразовом питании. Места заправок был нанесены на трек заранее, запас топлива пополнялся по мере необходимости. Цены на топливо составляли от 900 до 500 драм (курс 1р = 6,1 драм). По ходу движения встречалось множество частных заправок, не обозначенных на OSM картах. Топлива хватило до конца похода с запасом.
Из хознабора использовали только клеи для ремонта обуви и дна палатки.
По причине того, что в Армению мы добирались на самолёте, общественное снаряжение распределяли раздельно для перевозки и на время похода. Для распределения при перевозке в самолёте также учитывался вес велосипеда участника. Были составлены две таблицы распределения снаряжения на каждый этап. При упаковке велосипеда невозможно обойтись без багажного электронного безмена на 50кг - он позволяет максимально точно заполнить велосипед экипировкой и не выйти за пределы разрешенного к перевозке веса (Аэрофлот, 23кг)

*-Выводы и рекомендации штурмана-*
Ориентирование на местности не вызвало сложностей.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной). Так же весьма удобно пользоваться OSM картами на смартфоне.

*-Выводы и рекомендации механика.-*
1. Количество проколов по сравнению с другими группами и походами, считаю ничтожно малым (7 проколов за 12 дней похода), что объясняется правильным выбором покрышек. Но стоит признать, что 4 прокола случились в один день и на одном участке с большим количеством колючек. Остальные проколы в местах отдыха (необходимо не расслабляться и смотреть куда ставите велосипед).
2. В случае крепления багажника при помощи соединения болт-гайка устанавливать самоконтрящиеся гайки.
3. Запчасти в Армении можно купить и обслужить велосипед можно только в Ереване, на остальной территории Армении сеть велосервисов развита слабо, поэтому необходимо тщательно готовить велосипеды к походу.
4. Алюминиевые багажники прошедшие несколько категорийных походов и старше 5 лет рекомендуется заменить, на них приходится очень большая нагрузка, особенно на каменистых затяжных спусках.
5. Проводить осмотр багажников после каждого затяжного спуска по каменистым дорогам.
6. Проверять состояние тормозов перед каждым затяжным спуском, из за обилия песка и пыли колодки могут стереться в течении дня что приведет к отказу тормозов во время спуска, со всеми вытекающими последствиями.
Выводы метеоролога:
В Армении, достаточно жаркий климат, необходимо предусмотреть одежду и средства защиты от солнечных ожогов и тепловых ударов. В горах возможны холодные ночевки, возможны грозы и ливни особенно возле озера Севан.
*-Выводы и рекомендации финансиста-*
Основной статьей расходов являлись затраты покупку раскладки, а так же дегустация национальной кухни в кафе.
Из Москве были взяты наличные в рублях.
В аэропорту Звартноц без проблем обменяли их по курсу 6.2 драм/руб..
Оплачивали в основном наличными, частично – банковскими картами (только карты мир), их принимают почти везде, кроме самых удаленных маленьких поселений.
*-Выводы и рекомендации медика.-*
Случаи оказания первой помощи на маршруте:
http://velotrex.ru/attachments/1656309236_62b945f430890.xlsx
По маршруту раз в 3 дня встречались аптеки, в мелких посёлках с невнятными часами работы (в крупных 10-17ч), состав аптечки не пополнялся. Аптечка была поделена на экстренную и основную — для удобства оказания помощи, которое подтвердилось при необходимости срочной обработки ран у двоих пострадавших одновременно. При подготовке к походу медику стоит напомнить о профилактическом приёме препаратов калия, магния и пр. для профилактики судорог в мышцах, в походе минеральная вода, изотоники. Всем участникам стоит трезво оценивать своё состояние, на опасных спусках, в случае неуверенности или усталости идти пешком и соблюдать дистанцию. Также медику стоит напоминать участникам мазаться днём солнцезащитным кремом, а лучше — убеждать участников надевать одежду с длинными рукавами, перчатки, баф на шею. Не пить некипячёную воду из рек протекающих через населённые пункты. Медику иметь достаточный запас противоожогового крема (лучше спрей — олазоль), и желательно специальный сетчатый бинт для фиксации повязки на колене, которая бы не сползала, мешала бы при кручении.