Главная  
Характеристика района маршрута Селигер УТП БУ21, сложность: 1 с эл. 2 к.с., руководитель: Корнеев Д.А., маршрутная книжка: 1/5-205

*-Общая полезная информация-*

Маршрут начинается от с. Куженкино Бологовского района Тверской области.
Далее двигаемся в сторону Новгородской области -
Бескрайние просторы, болотистая местность, местами пересеченная высокими и длинными холмами, а местами прорезанная глубокими оврагами. Редкие малолюдные деревни, и почти в каждой из них - полуразрушенные храмы. На пути маршрута встречается множество заброшенных деревень. «По всей России уже несколько десятилетий стремительно вымирают деревни. Но, пожалуй, нигде это не проявляется так ярко, как в Тверской области. Наверное, потому что деревень там очень много, а жителей очень мало, и они продолжают бежать из привычных мест обитания.»
В д. Бель посетили заброшенную Покровскую церковь.
Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1877. Состояла из четверка основного объема, небольшой трапезной и колокольни. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время заброшена.
Полное название: Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Беле, Бель
Обиходное название: Покровская церковь
Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, д. Бель
Координаты: 57.716200°N 33.450500°E

Первая ночевка на озере Шлино. Шли́но — озеро на границе Тверской и Новгородской области России, в бассейне Мсты. В районе озера Шлино открыто около 60 стоянок эпохи неолита. Озеро предложено к охране со статусом государственного природного заказника с целью сохранения многочисленных родников и редких для региона растительных сообществ. Берега озера сухие, высокие и живописные. Северный, восточный и частично южный берег озера хорошо освоены, на берегах несколько деревень. Западная и юго-западная часть побережья слабо освоена и труднодоступна. Маршрут второго и третьего дней похода проходит по территории Национального парка «Валдайский».
Национальный парк «Валдайский» образован 17 мая 1990 года с целью сохранения уникального озёрно-лесного комплекса Валдайской возвышенности и создания условий для развития организованного отдыха в этой зоне. На территории Валдайского парка насчитывается около 200 озёр, 56 озёр с площадью более 20 га. Климат территории умеренно-континентальный. Лето относительно тёплое, зимой погода неустойчивая. Основу фауны наземных позвоночных парка составляют следующие виды: лось, кабан, медведь, заяц-беляк, барсук, лисица, куница, рысь и другие животные. В растительном покрове представлены еловые, сосновые и берёзовые леса, встречаются участки северных дубрав с лещиной, ясенем, неморальным разнотравьем; есть верховые болота, суходольные луга. Валдайский национальный парк является одним из самых посещаемых парков, благодаря близкому расположению от крупнейших городов России — Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь расположены известные крупные озера Валдайское и Селигер.

В 16-17 веках берега Селигера были заселены: возникло множество деревень, поселков. Активно строились монастыри, церкви. Многие сохранились до наших дней и являются истинными памятниками культуры. А Осташков стал центром рыболовства: рыба доставлялась в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.
Сказки, мифы и всевозможные легенды окружают озеро Селигер и тем самым ещё больше притягивают к нему внимание.
Ходят слухи, что в озере обитают загадочные животные с длинными шеями и хвостами. Их будто бы наблюдали вблизи Селижаровского плеса и деревни Павлиха. Однако никаких доказательств существования монстров исследователям получить не удалось.
Остров Столобный и Нилова пустынь.
Один из самых крупных островов Селигера - Столобный - соединен с материком насыпным мостом. Остров известен тем, что на нем находится Нило-Столобенский мужской монастырь (Нилова пустынь). До 1528 года остров необитаем., А потом поселился на нем отшельник. Известно, что родился он в конце XV века в новгородских землях, принял обряд пострижения в монахи и назвался Нилом. На острове отшельник сделал пещеру, в которой провел первую зиму. Весной он срубил себе часовенку. Люди приходили к нему за молитвой, наставлениями и исцелением.
Главная святыня Селигера – Нило-Столбенскую пустынь, где располагается мужской монастырь. Основан он в 1528 году и назван в часть отшельника Нила Столбенского, чьи святые мощи хранятся в Богоявленском соборе пустыни. Здесь же можно увидеть старейшее культовое сооружение 17 века – церковь Всех Святых, великолепный Братский корпус, белоснежную Крестовоздвиженскую церковь. Одно из красивейших зданий монастырского комплекса - колокольня Богоявленского Собора (высота 36м). Вверху, под часами, находится платная смотровая площадка (вход 150₽/чел). К смотровой площадке ведёт 197 ступенек. С неё открывается вид на монастырь, панорамы Селигера.
Маршрут последнего дня похода проходит через г. Осташков и заканчивается в с. Свапуще.

Оста́шков — административный центр Осташковского городского округа Тверской области. В XIX веке Осташков считался передовым уездным городом, так как там появились одними из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощённые булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда.
Сейчас в городе находятся такие достопримечательности, как Житенный женский монастырь (действует), Вознесенский и Воскресенский соборы, краеведческий музей, Троицкий храм и Преображенская колокольня, Пожарная каланча (федеральный памятник архитектуры).

Маршрут заканчивается в деревне Свапуще. Деревня Свапуще (Сопки) возникла в XVIII веке на месте перевалки грузов, идущих по озеру со стороны Осташкова в сторону Старой Руссы и навстречу. В годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 по январь 1942 года, деревня была оккупирована гитлеровскими войсками. В 1942 году деревня имела важное стратегическое значение в снабжении проходившего рядом участка фронта (Демянская операция (1942)). В Свапуще по озеру Селигер из Осташкова доставлялись боеприпасы и провизия, обратно в Осташков вывозились раненые. Для этих целей в Свапуще были построены 9 причалов, и также до линии фронта в районе деревни Марёво силами жителей деревни Свапуще и окрестностей была проложена узкоколейная железная дорога.

*-Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов-*
С. Куженкино - старинная станция железной дороги, музей под открытым небом - https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/starinnaia-stanciia-muzei-pod-otkrytym-nebom-v-kujenkino-chto-interesnogo-zdes-mojno-posmotret-5ced4303483a9c00afe1ad74

Покровская церковь в д. Бель - http://temples.ru/card.php?ID=7214&ysclid=l316o1bihm

Заброшенные деревни Тверской области - «Мертвая Россия» - https://varlamov.ru/3707061.html

Озеро Шлино - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE

Национальный парк Валдайский - https://valdaypark.ru/

Озеро Селигер (характеристика, история, климат, острова, флора и фауна) - https://vodoyom.ru/ozero-seliger-vtoroj-bajkal-rossii/?

Легенды озера Селигер - Легенда о Селигере и Ильмене, Легенда про Игнач-Крест, Клад Батыя - https://vodoyom.ru/ozero-seliger-vtoroj-bajkal-rossii/?

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь - https://nilostolobenskaia-pustyn.ru/

Коты Ниловой Пустыни - https://tvernews.ru/news/229551/

Г. Осташков - https://wikiway.com/russia/ostashkov/

С. Свапуще - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5


*-Варианты подъезда и отъезда-*
В качестве вариантов заброски на начало маршрута рассматривались два варианта: железнодорожный транспорт до ст. Бологое (поезда дальнего следования и Ласточки) и заказной автобус из Москвы. После изучения финансовой стороны вопроса и удобства проезда с велосипедами было решено остановиться на варианте автобуса, что позволяло еще сократить дневной пробег по неинтересным местам в первый день УТП. Автобус заказывался в компании bbus.ru, стоимость автобуса https://bbus.ru/catalog/yutong-6122-49-mest-s-tualetom на 49 мест составила 34200р, что дешевле проезда с велосипедом на железной дороге. В случае таких перевозок необходимо заказывать автобус с багажником в нижней части, в нашем случае туда поместились все велосипеды в разобранном виде в чехлах (с велосипедов с колесами 26 и 27,5 дюймов снималось только переднее колесо, с велосипедов 29 дюймов снимались оба колеса, со всех велосипедов снимались педали и жестко закрепленные крылья). Рюкзаки перевозились в салоне на сиденьях. Поскольку на место старта на автобусе забрасывались 2 группы, идущие в УТП, то перевозилось 26 человек, место в багажнике было впритык и хватило бы еще максимум на один 26-дюймовый велосипед, поэтому при планировании аналогичных перевозок, необходимо строго соблюдать ограничения по количеству перевозимых людей исходя из объема багажного отсека. Время в пути от ст. МЦК Лихоборы до с. Куженкино составило 5 часов по М10.

Обратная выброска производилась из с. Свапуще до Твери, туда были заказаны 2 микроавтобуса на 17 мест из Твери, в один погрузили велосипеды и рюкзаки, в другом ехали участники похода. Разборка велосипедов была аналогичной, как при заброске. При компактной упаковке в салоне 17 местного микроавтобуса можно перевести около 20 велосипедов и рюкзаков с 26-27.5 колесами. Из Твери до Москвы добирались на Ласточке. Стоимость проезда на двух микроавтобусах составила 24 тысячи. Путь от с. Свапуще до ЖД вокзала Твери занял 3 часа.

При окончании маршрута в Осташкове можно было бы воспользоваться регулярным рейсовым автобусом примерно аналогичным как при заброске, но они ходят не каждый день и неизвестно заранее сколько пассажиров будет в салоне, этот вариант подходит только для небольших групп.

*-Аварийные выходы с маршрута-*
Аварийных ситуаций не происходило, но на их случай каждый день на маршруте были населенные пункты с автомобильными дорогами. Основной пункт схода - г. Осташков.