Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Кавказ (УТП БУ), сложность: 2 к.с., руководитель: Архипов А.Ю., маршрутная книжка: 1/5-211

*-Общие выводы и рекомендации-*
Данный регион интересен со спортивной и познавательной точки зрения, есть возможность подобрать вариант маршрута в зависимости от интересов участников группы и технического оснащения. В нашем случае половина группы была на дорожных/гравийных велосипедах с жесткими вилками, поэтому преобладали твердые ровные покрытия – асфальт.
На маршруте встречались не широкие броды, которые преодолевались либо в седле либо переносом велосипедов без их разгрузки.
Рекомендуемый сезон прохождения такого маршрута – июнь-август, так как в более сырые месяцы будет менее комфортно. Местный грунт/глина в случае дождей быстро раскисает и начинает липнуть к колесам, наматываться, вплоть до блокирования колес.
В летний период в дневное время температура воздуха может быть высокой (25-40°С), так же нужно остерегаться влияния солнца. Желательно начинать день пораньше, чтобы захватить утренние часы, когда солнце еще не высоко, также можно устраивать продолжительный дневной отдых и пережидать часы пиковой солнечной активности; необходимо много пить и смачивать одежду в жаркие дни, а также применять солнцезащитный крем.

*-Выводы и рекомендации штурмана-*
С ориентированием на местности не было сложностей, так как основная часть проходит по автомобильным дорогам, и дорогам хорошо отображенных на картах С собой было взято два навигатора Garmin GPSmap 64st и распечатанные обзорные карты и графики.
В навигаторах были карты OSM и генштаб. Этого набора вполне хватало.

*- Выводы и рекомендации по питанию-*
До похода была произведена закупка продуктов в поезд. Поезд отправился 5 июня вечером в 21:42 из Москвы и прибыл в Армавир 7 июня в 3:13 утра. Поэтому продукты были куплены на 6.06 – завтрак, обед, ужин и завтрак 7.06. Далее продукты приобретались по месту, согласно Плану закупок. При закупках по маршруту проблем не было, магазины есть во всех городах и поселках. Разнообразие продуктов достаточно большое, все продукты раскладки были в наличии, цены как в Москве (но фрукты и ягоды были дешевыми), продукты хорошего качества. Практически везде принимали карты, но запас наличных денег все равно нужно иметь.
Благодаря невысокой автономности была возможность регулярно дополнять раскладку свежими овощами, фруктами, ягодами. Для того, чтобы внести разнообразие в походное меню, участники выбрали несколько видов специй, которые были заранее еще в Москве куплены и пересыпаны в маленькие герметичные баночки с плотно закрывающимися крышками.
Раскладка была продумана на 4 дня с последующим повтором, она была составлена с учетом предпочтений участников и сбалансирована таким образом, чтобы восполнять затраты энергии в течение всего похода. Вес раскладки делился поровну между участниками похода.
Дежурили по двое, начиная с обеда текущего дня и заканчивая завтраком следующего.
Продукты на утро собирались заранее. Такая схема позволила сократить время выхода
группы на маршрут.
Поскольку маршрут проходил вблизи населённых пунктов — воду (ходовую и для готовки) покупали в магазинах.

*-Выводы и рекомендации по снаряжению-*
Групповое снаряжение тщательно подбиралось и тестировалось до похода,
поэтому все взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось.
Для готовки использовались газовые горелки, костер разводили в лагере (с соблюдением всех правил противопожарной безопасности) пару раз просто для уюта. И тут пригодилась цепная пила, которая хорошо справлялась с небольшими сухими стволами деревьев и крупными ветками. Газ везли из Москвы, поскольку в поезде его можно беспрепятственно провезти. По необходимости без проблем в крупных населенных пунктах докупали газовые баллоны, у нас с собой был переходник (с цангового баллона на диклафозный).
Общественное снаряжение распределялось по норме 2.19 кг для женщин и 3.30 кг для мужчин, а продукты распределялись поровну между всеми участниками.

*-Выводы и рекомендации механика-*
До похода необходимо провести тщательный осмотр велосипедов и заменить детали, находящиеся на грани своего ресурса, особенно это касается деталей трансмиссии.
Ремнабор, отвечал потребностям похода. Итоговый вес общественного ремнабора составил более 6 кг, из них механик вёз 3.5, прочее (насосы, мультитулы, покрышки) было распределено по участникам.
Замечания по фактическому использованию участниками элементов общественного ремнабора: считаю получившийся ремнабор сбалансированным, нам всего хватало и не было ощущения, что везём что-то лишнее. За исключением перфорированной стальной оцинкованной ленты — в общественном ремнаборе она обязательно должна быть, порядка метра. Возможно, имело смысл снизить количество насосов до трёх на группу.
При передвижении по раскисшим грунтовым дорогам нужно следить за чистотой и отсутствием посторонних предметов в элементах трансмиссии, крылья лучше заранее снять. Необходимо регулярно проводить осмотр велосипедов, проверять основные узлы, включая затяжку болтов багажника.
Веломагазины и веломастерские были только в самом начале маршрута, в городе Армавир — когда они ещё не нужны, и в самом конце маршрута, в Туапсе — когда они уже не нужны. На самом маршруте можно было найти разве что хозяйственные магазины и магазины стройматериалов, в маленьких посёлках отсутствуют даже они.

*-Выводы и рекомендации медика-*
Случаи оказания первой помощи на маршруте: не смотря на заблаговременную обработку солнцезащитными средствами с SPF 50, проводимую перед началом движения каждый день кремом из групповой аптечки, регулярно оказывалась послеожоговая терапия Пантенол (пена), в ходе похода был полностью израсходован флакон. Ожогов более 1-2 степени не фиксировалось. Иных случаев оказания помощи не было.
Аптечка была сформирована оптимально. Можно рекомендовать при походах в данных широтах в это время применять более активно солнцезащитные крема (не только с высокой степенью защиты, но и качественных проверенных производителей). Обязательно использовать послеожоговые препараты в форме пены, не смотря на их дороговизну в сравнении с прочими, эффективность их неоспорима.
Маршрут проходил вблизи населённых пунктов с развитой инфраструктурой, поэтому в случае необходимости было бы легко найти медицинский (фельдшерский) пункт или аптеку.

*-Выводы и рекомендации казначея-*
Во всех крупных населенных пунктах на маршруте возможно расплатится банковской картой, однако стоит иметь наличные деньги для оплаты проживания, билетов, фруктов и овощей, приобретаемых у местного населения.