Главная  
Характеристика района маршрута Фаны 2023, сложность: 5 к.с., руководитель: Алукаев К.В., маршрутная книжка: 63/2023

*-Общая полезная информация-*

Маршрут проходил по Республике Таджикистан.
Республика Таджикистан, статья в БРЭ: https://old.bigenc.ru/geography/text/4178539
География
93 % территории Таджикистана из 142 970 км² занимают горы, относящиеся к горным системам Средней Азии - Памирской и Тянь-Шаньской. На северной границе располагается Ферганская котловина, длиной 300 км и шириной до 170 км. Максимальная протяжённость с северо-запада на юго-восток составляет 700 км, с севера на юг - 350 км.
Крупнейшие озёра - Каракуль, Яшилькуль, Шоркуль, Булункуль, Сарезское озеро, Искандеркуль, Зоркуль, Кайраккумское водохранилище.
Флора и фауна
Природный мир Таджикистана очень богат, но из-за преобладания гор в основном представлен именно животными и растениями этой климатической зоны. Здесь обитают редчайшие виды животных и птиц, занесенные в Красную книгу: горные козлы, снежные барсы, аисты, ястребы и другие. В тугаях, туранговых лесах и тамариновых зарослях водятся джейраны, бухарские олени, тигры, фазаны, кеклики, камышовые коты, кабаны, снежные барсы. Флора представлена множеством плодовых деревьев, а также растительностью характерной для высокогорья.
Климат
Климат субтропический со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры воздуха, малым количеством осадков, сухостью воздуха и малой облачностью. Средняя температура января колеблется от +2…−2 °C в долинах и предгорьях юго-запада и севера республики до −20 °C и опускается ниже на Памире.
Время.
Смещение от UTC - +5 часов (+3 часа МСК)
Население
Численность населения Таджикистана на 1 января 2023 года составила 10 млн 011 тыс. человек. По темпу роста населения за 30 лет Таджикистан занял первое место среди республик бывшего СССР. В начале 1991 года население республики было 5,3 млн человек и к 2021 году его увеличение составило около 80 %. Доля городского населения в 2022 году составила 29%, а сельского — 71%.
По данным переписи 2010 года, в стране таджики составили 82,3 %, узбеки - 12,2 %, киргизы - 0,8 %, русские - 0,5 %, туркмены - 0,2 %.
Таджикистан является светским государством. Подавляющее большинство населения страны исповедует ислам ханафитского толка суннитского направления. Последователей традиционного шиизма в Таджикистане не много. В основном это малочисленная диаспора среднеазиатских иранцев Таджикистана (бо́льшая часть среднеазиатских иранцев живёт в Узбекистане), а также малочисленные иммигранты из Ирана и Афганистана. Официально, в стране не существует ни одной мечети или медресе традиционного шиизма. Таджикистан является одной из тех стран, где до сих пор существует значительное количество последователей зороастризма.
Язык
Государственным и официальным языком Республики Таджикистан является таджикский язык, считающийся некоторыми лингвистами этнолектом персидского языка. Официально признанной и самой распространённой для таджикского языка письменностью в Таджикистане является таджикская кириллица, принятая в 1940 году и усовершенствованная в 1952 и 1998 годах. В стране немало сторонников возвращения для письменности таджикского языка арабско-персидской письменности, и даже сторонников возвращения «исконного» названия языка - фарси или персидский.
Русский язык согласно Конституции республики официально признан «языком межнационального общения». Делопроизводство на нём практически не ведётся, но проблем с общением на русском языке нет даже в высокогорных населенных пунктах и кошах.
Транспорт
Главное место в транспорте занимает автомобильный. Крупнейшими автомагистралями считаются Душанбе - Термез, Душанбе - Кургантеппа, Душанбе - Куляб, Душанбе - Худжанд, Хорог - Ош. В настоящее время открылась новая дорога Кульма - Карокурум великий шелковый путь, который проходил в древние времена через Таджикистан.
Железные дороги широкой колеи выполняют преимущественно внешнереспубликанские перевозки. Протяженность железных дорог 680 км (Душанбе - Термез, Яван - Термез с веткой на Куляб и Бекабад - Шураб). Существует железнодорожное сообщение с Россией.
Самым эффективным транспортом считается авиация: общая протяженность авиалиний по республике - 4,8 тысяч километров.
Связь.
В Таджикистане существует четыре основных сотовых оператора: «Мегафон», Babilon-Mobile, TCell и ZET-Mobile. Крупнейший оператор - TCell. Для того чтобы купить номер, нужно обратиться в центры обслуживания. Для того чтобы приобрести SIM-карту, при себе нужно иметь паспорт. Процесс получения номера и сим карты занимает около 10-15 минут. Срок действия SIM-карты для иностранцев - 10 дней со дня въезда в Таджикистан. Если после этого не обратиться к оператору, то SIM-карту отключат. Таджикистан находится на четвертом месте с конца в рейтинге скорости связи Speedtest, обгоняя только Венесуэлу, Афганистан и Кубу. На быстрый и дешевый мобильный интернет здесь можно не рассчитывать.
Магазины
В крупных населенных пунктах можно найти магазины на любой вкус. Выбор продуктов огромный, особенно в сетевых магазинах. В небольших населенных пунктах выбор продуктов более скудный и работают они не всегда по расписанию. Некоторые продукты можно вообще не найти, так как такие магазины ориентированы в основном на местное население, которое не покупает то, что можно получить в личном хозяйстве.
Деньги
Сомони́ (код валюты, согласно стандарту ISO 4217: TJS, 972), официальная валюта Республики Таджикистан. Эмитирующий орган - Национальный банк Таджикистана. Номинально 1 сомони равен 100 дирамам. Номиналы действующих банкнот: 1, 5, 20 и 50 дирамов, 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 сомони, монет - 1, 2, 5, 10, 20, 25 и 50 дирамов, 1, 3 и 5 сомони. В Таджикистане юридически установлен режим управляемого плавающего валютного курса (managed floating). Фактически в стране действует режим стабилизированного курса (stabilized arrangement). Валюта введена в обращение в 2000 г. Сомони обозначается символом SM. На аверсах банкнот - портреты выдающихся политических и культурных деятелей, на реверсе - памятники исторической и современной архитектуры.
Погранзона
Таджикистан граничит на севере и северо-востоке с Киргизией, на востоке - с Китаем, на юге - с Афганистаном, на западе, северо-западе и севере - с Узбекистаном. Часть границы с Киргизией не делимитирована.
Для посещения Горно-Бадахшанской области, погранзон и некоторых других районов Таджикистана необходимо оформлять специальные разрешения в ОВИРе города Душанбе.
Заповедники и национальные парки
По состоянию на 2004 год все природоохранные территории Таджикистана занимают суммарную площадь 3,1 млн га. или 22% территории республики и включают в себя 4 - заповедника («Тигровая балка», «Рамит», «Дашти Джум» и «Зоркуль»), 13 - заказников, 1 - национальный парк (Таджикский национальный парк), 1 - историко-природный парк («Ширкент») и 1 - природный парк («Сари-Хосорский»). Заповедники и заказники находятся под управлением Лесохозяйственного производственного объединения Республики Таджикистан (ЛХПО РТ), национальные парки управляются Министерством охраны природы Республики Таджикистан (МОП РТ).
Туризм.
Таджикистан известен как один из центров горного, экологического и других видов туризма в Центральной Азии. Хотя по сохранившимся историческим памятникам города Таджикистана и уступают соседним республикам, туристы могут ознакомиться с достопримечательностями городов, расположенных на древней караванной торговой дороге - Пенджикент, Худжанд, Истаравшан, Гиссар, Душанбе, Куляб, Хорог, Бохтар. По этим местам в начале средних веков пролегал известный в истории караванный Великий шёлковый путь, который связывал страны Востока и Западной Европы.
Таджикский национальный парк сегодня является центром экологического и других видов туризма в Таджикистане. Туристы приезжают в парк для того, чтобы насладиться первозданной природой, где ещё сохранились редкие и ценные виды зверей, птиц, других животных или растений, водоёмов, источников и прочих природных богатств горного края.
На территории парка, в горах Памира находятся несколько высокогорных семитысячников пик Исмоила Сомони (бывший Пик Коммунизма 7495 м), Пик Ленина (пик Абуали ибн Сино 7134 м), Пик Корженевской (7105 м) и другие, Ледник Федченко, которые являются объектами горного туризма и альпинизма.
На территории Таджикистана возможна организация велосипедных маршрутов от 1 к.с. до самой высокой - 6 к.с.

*-Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов-*

Маргузорские озера - https://www.advantour.com/rus/tajikistan/seven-lakes.htm
Мавзолей Рудаки - https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Рудаки
Куликалонские озера - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/natural_sights_of_tajikistan/kulikalon_lakes.html
Алаудинские озера - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/fann_mountains/alaudin_lakes.html
Мутные озера - http://explorers.uz/ru/sights/mutnoe_lakes.html
Гора Чимтарга - https://peakfinder.ru/peak/view/189_chimtarga
Озеро Искандеркуль - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/tajikistan_sights/iskanderkul_lake.html

*-Варианты подъезда и отъезда-*

К старту маршрута удобнее всего добираться на самолете.
Прямые рейсы в а/п г. Худжанд совершают авиакомпании Utair, Уральские авиалинии,S7 Airlines.
Мы летели авикомпанией Уральские авиалинии. Провоз велосипедов бесплатный и входит по весу в норму багажа 23 кг, плюс ручная кладь 8 кг. В аэропорте Москвы их не измеряли и спокойно пропустили как негабарит, проверив только вес.
Из Душанбе можно уехать как на поезде, таки и на самолете. Прямые авиарейсы осуществляют авиакомпании Utair, Уральские авиалинии, Узбекистон Хаво Йуллари. Часть группы улетала прямым рейсом Utair, часть в целях оптимизации бюджета похода авикомпанией Узбекистон Хаво Йулларис пересадкой в Ташкенте. При сдаче велосипедов в багаж на рейс Душанбе - Ташкент - Москва требовали дополнительно оплатить провоз велосипеда, но при предъявление страница авикомпании в интернете (на русском языке) с указанием правил провоза негабаритного багажа оформили провоз бесплатно.

*-Аварийные выходы с маршрута-*

1. Аварийные выходы возможны с помощью автотранспорта по дорогам РБ01 и РБ13 в города Самарканд, Худжант и Душанбе из а/л Артуч, Алаудин и т/б Искандеркуль, а так же из крупных н.п.
2. В горах возможна помощь чабанов в крупных кошах с помощью гужевого транспорта до ближайшего места по варианту 1.