Главная  
Характеристика пройденного маршрута Фанские горы 2023, сложность: 6 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Р23-5/601

*-Цели прохождения маршрута-*
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 6 к.с., участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Познавательная - ознакомление с природными и историческими достопримечательностями Узбекистана и Таджикистана.

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут начинается в Узбекистане, г. Самарканд - одном из старейших городов мира, имеющем богатую историю и множество достопримечательностей.
Первая, раскаточная (акклиматизационная) часть маршрута пролегает сначала по долине реки Зеравшан по дорогам с асфальтовым покрытием, пересекая границу с Таджикистаном на пограничном переходе Джартепа-Саразм, а затем уходит в Фанские горы по ущелью р. Шинг, вдоль Маргузорских озер, покрытие дороги при этом сменяется на каменистое.
Вторая, определяющая часть маршрута начинается у последнего, седьмого озера Азорчашма – трек траверсирует северо-западные отроги Гиссарского хребта через перевалы Гардани Квах (н/к, 3025м), Тавасанг (н/к, 3305 м) и Мунора (1А, 3498 м), движение идет по горным тропам и осложнено множеством технических и локальных препятствий. Затем сначала по тропе, а потом по каменистой горной дороге идет спуск по ущелью р. Арчимайдан до к. Панджруд, где можно пополнить запас продуктов.
Третья определяющая часть начинается от р. Уреч – маршрут проходит сначала через Куликалонские озера и перевал Лаудан (н/к, 3625 м), а потом через Алаудинские озера и перевал Казнок Восточный (1Б, 4040 м), после чего трек выходит к оз. Искандеркуль, где был организован день отдыха. Движение на этом участке идет сначала по дорогам с каменистым покрытием разного качества, потом по горным тропам и осложнено множеством технических и локальных препятствий, и в завершении снова выходит на каменистую дорогу.
Четвертая определяющая часть начинается от р. Сарытаг – трек сначала по каменистой дороге, а потом по тропам с множеством технических и локальных препятствий траверсирует Гиссарский хребет, последовательно проходя через перевалы Бузговат Западный (н/к, 3150 м) и Бузговат Восточный (н/к, 3196 м), а потом пересекает хребет через перевал Газнок Южный (1А, 4270 м), после чего по заброшенной каменистой дороге спускается в долину р. Варзоб.
Пятая часть не содержит сложных препятствий и позволяет восстановить силы перед заключительным определяющим препятствием. Маршрут от р. Зидды, сначала по каменистой дороге с участками старого разбитого асфальта, пересекает Гиссарский хребет через перевал Анзоб (3373 м), затем спускается по разбитой каменистой дороге по ущелью р. Ягноб к трассе РБ01. Далее трек пересекает Зеравшанский хребет по ущелью р. Фандарья в Зеравшанскую долину до к. Сангистон, где можно пополнить запасы продуктов и топлива для горелки.
Шестая определяющая часть проходит сначала по ущелью р. Зеравшан в основном по каменистой дороге, которая иногда в населенных пунктах сменяется на разбитый асфальт, а затем по каменистой дороге пересекает через перевал Оббурдон Туркестанский хребет и заканчивается в долине реки Сырдарья.
Седьмая, заключительная часть маршрута проходит по асфальтированным дорогам, не имеет большой пересеченности и позволяет плавно выйти с маршрута и набрать необходимый километраж. Заканчивается маршрут в Узбекистане, в г. Коканд, имеющем богатую историю и несколько достопримечательностей.
Маршрут включает в себя следующие ОП и ПОП:
- траверс северо-западных отрогов Гиссарского хребта (6 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- траверс юго-восточных отрогов Гиссарского хребта (6 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Лаудан (5 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Казнок Восточный (5 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Оббурдон (5 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- перевал Анзоб (4 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- Остальные протяженные препятствия 1-3 КТ не представляют особой сложности для хорошо подготовленной группы, полностью преодолеваются в седле, и являются хорошим «фоном» для маршрутов 6 к.с.

*-Новизна-*
1. Первопрохождение участка от оз. Маргузор до оз. Азорчашма – удлиняет подъем по ущелью р. Шинг, повышает сложность маршрута, позволяет осмотреть последнее из семи Маргузорских озер (ранее группы заканчивали подъем в районе поворота на к. Тиоглы, уходя на перевал Тавасанг). Характеризуется движением по разбитой каменистой дороге, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
2. Первопрохождение связки перевалов Гардани Квах - Тавасанг - Мунора (6 к.т.) – новый вариант прохождения из ущелья р. Азорчашма в ущелье р. Арчимайдан и обратно, повышает сложность и автономность маршрута, имеет несколько вариантов дальнейшего развития прохождения.
- перевал Гардани Квах – характеризуется движением по каменистым тропам, а так же по бездорожью, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, имеет скудные разрозненные описания в отчетах пешеходных групп, используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
- перевал Тавасанг – характеризуется движением по тропам, а так же по бездорожью, основная часть подъема и спуска, за исключением перевальных взлета и сброса не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, имеет скудные разрозненные описания в отчетах пешеходных групп, используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
- перевал Мунора – характеризуется движением по тропам, а так же по бездорожью, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, имеет скудные разрозненные описания в отчетах пешеходных групп, возможно редко используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
3. Первопрохождение перевала Казнок Восточный со стороны р. Пасруддарья – повышает сложность и автономность маршрута, имеет несколько вариантов дальнейшего развития прохождения. Характеризуется движением по разбитым каменистым дорогам и тропам, а так же по бездорожью, проходился группой Романова Д.А. В 2016 г., имеет скудные описания в отчетах пешеходных групп, возможно редко используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение в обратную сторону.
4. Первопрохождение перевала Оббурдон со стороны р. Зеравшан. Характеризуется движением по автомобильной каменистой дороге. Неоднократно проходился спортивными велосипедными группами в обратную сторону, но ни каких сведений о прохождении в велосипедном походе нами не обнаружено – велосипедное первопрохождение.
5. Новизна "старых" маршрутов: перевал Газнок Южный – проходился в данную сторону группами Романова Д.А. (2010 г.) и Парамонова С.Н. (2014 г.), попытки преодоления в обратную сторону несколькими группами закончились неудачно. Характеризуется движением по разбитым каменистым дорогам и тропам, а так же по бездорожью, не имеет никакого упоминания о прохождении в других видах туризма во всех источниках информации, возможно редко используется местным населением для выгона скота. Описание новых условий прохождения на данный момент, а так же расчет в соответствии с требованиями действующей Методики.
6. Элементы новизны "старых" маршрутов – перевалы Лаудан, Анзоб и Оббурдон неоднократно проходился туристскими группами в обе стороны, но на данный момент существующие описания прохождения частично утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на данный момент, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями действующей Методики категорирования.

*-Стратегия и тактика-*
- 4.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Медик группы прошла обучение и практику по курсу "Первая помощь" в специализированном учебном центре "Вершина" и получила соответствующий сертификат. Руководитель и заместитель руководителя так же имели действующий сертификат по оказанию первой доврачебной помощи учебного центра "Первая помощь" (лицензия №1228).
Тренировки к прохождению маршрута проводились на командных скатках, а так же по индивидуальным планам.
В мае - июне 2023 года практически все участники прошли тренировочные маршруты 1-3 к.с. для повышения физической формы и техники движения. В июле был организованы несколько контрольных тренировочных выходов для проверки готовности велосипедов, снаряжения и отработки организации переправы через горные реки.
- 4.4.2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: сначала группа раскатывается и проходит акклиматизацию в течении двух дней постепенно набирая высоту сначала по технически не сложной долине р. Зеравшан, а затем по ущелью р. Шинг. Далее группа проходила технически сложные высокогорные перевалы, периодически спускаясь в долины рек, что позволило обеспечить набор высот достаточный для протяженных препятствий 5-6 к.т., а в промежутках между определяющими препятствиями восстановить силы, а так же пополнить запас продуктов.
Для выполнения условий нахождения на территории Республики Таджикистан, необходима регистрация, которую группа оформила через Т/Б "Артуч - Таджикистан", заранее договорившись о встрече в г. Пенджикент с представителем компании, где отдала паспорта на регистрацию, а затем получила их на самой турбазе по ходу прохождения маршрута. Так же через турбазу была организована заброска продуктов и топлива для горелки, которые сложно приобрести в кишлаках по треку маршрута.
На маршруте были запланирована дневка на озере Искандеркуль и полудневка на Алаудинских озерах, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение. Так же был запланирован запасной день на случай отставания от графика.
На участки первопрохождений и сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам.
- 4.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы.
На первопрохождение перевалов Гардани Квах и Мунора было затрачено немного больше времени, чем планировалось, по этому места ночевок были смещены, что позволило пройти перевальные взлеты, являющиеся сложными ЛП, ранним утром при хорошей погоде и с хорошим запасом дневного ходового времени на прохождение. Так же была смещена ночевка при прохождении перевала В.Казнок - группа встала на ночевку перед перевальным взлетом (1б по горной классификации) и до конца дня забросила велосипеды на перевал, что позволило с утра быстро преодолеть сложное ЛП и далее без проблем нагнать незначительное отставание и во время встать на запланированную дневку.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Заявленный маршрут пройден без изменений.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

*-Изменение состава участников-*
Все заявленные участники прошли заявленный маршрут 6 к.с.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.