Главная  
Характеристика пройденного маршрута Терпкая Камчатка - 2023, сложность: 4 с эл. 5 к.с., руководитель: Журавлёв А.В., маршрутная книжка: 1/5-403

*-Цели прохождения маршрута-*
- спортивная (участие в соревнованиях среди туристских спортивных маршрутов);
- исследовательская (освоение относительно нового региона для велотуризма, категорирование протяжённых препятствий);
- познавательно-рекреационная (знакомство с местными достопримечательностями, активный отдых).

*-Краткое описание маршрута-*
Велосипедный туристский спортивный маршрут по Камчатке пройден во второй половине августа - наиболее благоприятное для активного туризма время, так называемое «дальневосточное лето». Маршрут был проложен в юго-восточной и юго-западной частях полуострова в относительной близости от крупных населённых пунктов - Петропавловска-Камчатского, Елизово, Усть-Большерецка. Прохождение маршрута отличается повышенной напряжённостью. На маршруте было преодолено рекордное количество водных преград - мы насчитали не менее чем 75 бродов и переправ, не считая относительно мелкие речки и ручьи, преодолеваемые в седле, без спешивания.

*-Новизна-*
Степень освоенности района прохождения маршрута для велотуризма можно охарактеризовать как очень низкую. Немногочисленные найденные в интернете отчётные материалы повествуют, как правило, о велопутешествиях по Камчатке в основном по автодорогам общего пользования. Известные спортивные велосипедные маршруты представлены лишь двумя отчётами группы Сергея Емельянова (2016 г., 2021 г.).
Новизна вновь пройденного маршрута характеризуется как высокая: все определяющие ПП и большинство предопределяющих ПП были пройдены и откатегорированы впервые. Кроме того, были разведаны новые дороги и пути, позволяющие выстраивать на маршруте связки подрайонов, ранее считавшихся изолированными друг от друга.

*-Стратегия-*
При построении маршрута были использованы материалы отчётов группы Сергея Емельянова, прочие материалы о велопутешествиях по Камчатке, а также учтён опыт разработки и прохождения разными участниками группы веломаршрутов по Дальнему востоку (о. Сахалин 2018 г., Приморье 2019 г., Япония 2019 г.). Поскольку на Камчатку мы собрались впервые, было решено не забираться сильно вглубь полуострова и построить маршрут в относительной близости от столицы края.
Велотуристский спортивный маршрут по Камчатке был разработан «с нуля». Ввиду ограниченности дорожной сети и малоосвоенности территорий на Камчатке построение логичного веломаршрута с минимальным количеством возвратов и радиальных участков представляет определённую трудность. Практически все известные камчатские веломаршруты, пройденные ранее, имели в своих нитках радиальные участки и возвраты. В целях исключения таких возвратов наш маршрут был построен в виде нескольких петель. В узлах петель – выходы в «цивилизацию»: населённые пункты для пополнения запасов.
Первая петля – вокруг Авачинской группы вулканов по территории природного парка Налычево с возвратом в н/п Елизово через Пиначевский перевал.
Первая часть второй петли – через Вилючинский перевал и Малую долину Гейзеров, траверсируя Мутновский вулкан и кальдеру вулкана Горелый, с выходом в н/п Апача по долине р. Карымчина.
Третья петля – по дорогам общего пользования Усть-Большерецкого района.
Вторая часть второй петли – от н/п Апача по долинам р. Банная и Начикинская через Верхнебанные термальные источники с выходом на автотрассу Усть-Большерецк – Елизово.
Планирование нитки движения осуществлялось с применением спутниковой картографии и топографических карт на сайте Nakarte.me. Прокладыванию маршрута предшествовал поиск и предварительный расчёт протяжённых препятствий. Учитывая малоизученный характер местности и наличие первопрохождений, в маршрут были заложены запасные варианты, а также два запасных дня в конце. Поскольку план прохождения по результатам разработки оказался весьма напряжённым, было решено отказаться от полноценной днёвки. Для отдыха было решено отвести часть дня (устроить полуднёвку) в середине маршрута, ориентируясь по текущим обстоятельствам.
Прохождение запланированного маршрута было бы невозможно без обеспечения безопасности при преодолении множества крупных водных преград. В дополнение к традиционному снаряжению для обеспечения страховки при переправе (верёвки для наведения перил) в этом походе было применено новое средство - ультракомпактный надувной пакрафт (развёрнутый комментарий по итогам применения пакрафта см. в разделе Выводы, рекомендации). Во время подготовки к прохождению маршрута группа провела несколько совместных тренировок - скаток, в том числе отработку техники применения пакрафта для переправы участников и снаряжения.

*-Тактика-*
В процессе прохождения маршрута большая роль была отведена оптимизации затрат времени в течение ходового дня. В обычные ходовые дни подъём, как правило, в 6 утра (перед особо трудными протяжёнными препятствиями - в 5 утра), затраты времени на завтрак и сборы - 2,5 часа, на обед - 1...1,5 часа. Движение интенсивное, с циклами 50..60 минут езды/5..7 минут отдыха. Остановка на ночёвку, как правило, в районе 19-ти часов. Закупка продуктов (закупок было три - в начале маршрута, в Елизово после 1-ой петли, в Кавалерском на 3-ей петле) осуществлялась таким образом, чтобы сверх планируемого расхода припасов на предстоящий автономный участок имелся запас на дополнительные сутки. Для оптимизации процесса закупки продуктов завхозом в начале маршрута было установлено постоянное распределение продуктов по виду среди всех участников. Каждый участник всегда закупал, упаковывал и вёз по маршруту одни и те же виды продуктов.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Маршрут пройден со следующими изменениями:
19.08 частично использован запасной вариант движения для проезда через центральную часть г. Петропавловска-Камчатского с целью дозакупки продовольствия, поскольку в день приезда не удалось полностью закупиться из-за сильного ливня.
23.08 использован запасной вариант с автопроброской по строящейся автодороге Термальный - влк. Вилючинский. Пропуск транзитного транспорта через строящийся участок длиной 34 км осуществляется с 7 до 8 утра, за это время преодолеть его на гружёных велосипедах, учитывая качество дороги и поток автотранспорта, нереально. Вариант с автопроброской был проработан в процессе разработки маршрута, водителю был перечислен аванс.
25.08 пройден траверс Мутновской сопки по запасному варианту по причине отсутствия дорог, доступных для движения на велосипедах, по основному варианту.
29.08 выполнен объезд небезопасного места переправы через реку Плотникова около газопровода. Объезд выполнен по известному мосту ниже по течению реки, пройденному в этом же маршруте ранее. Необходимость объезда обусловлена невозможностью обеспечения достаточного уровня безопасности переправы (подробное описание см. в паспорте ПП Вдоль газопровода - 1 http://velotrex.ru/trackview.php?file=7770 ).
31.08 использован запасной вариант движения по асфальту между п. Коряки и г. Елизово, поскольку все поставленные цели маршрута уже были выполнены и накат дополнительного километража по грунтовым дорогам уже не имел смысла.
Прохождение маршрута осуществлялось в соответствии с запланированным графиком. Небольшие отставания, имевшие место в некоторые дни, позже исправно устранялись.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастных случаев, а также каких-либо жалоб участников на недомогания не было.

*-Изменение состава участников-*
Изменений заявленного состава участников не было.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Транспорт, не оговоренный в основном и запасных вариантах движения, согласованных с МКК, не использовался.