Главная  
Характеристика пройденного маршрута Тянь-Шань-2023, сложность: 3 к.с., руководитель: Сидельникова Н.А., маршрутная книжка: Ц/5-301

*-Цели прохождения маршрута-*
Пройденный маршрут преследовал следующие цели.
- Спортивно-тренировочная: получить опыт планирования и прохождения маршрута третьей категории сложности для поддержания и улучшения физической формы с дальнейшим участием в соревнованиях и выполнением нормативов ЕВСК.
- Культурно-познавательная: ознакомление с природными достопримечательностями Киргизии.

*-Краткое описание маршрута-*
Пройденный маршрут позволил охватить природные достопримечательности, представляющие первоочередной интерес и включал протяженные препятствия 1-3 категории трудности. Маршрут проходил по дорогам различного типа и качества покрытия: от высокого (асфальт) до среднего качества (грунт, гравий/щебень, камень/булыжник, единичные участки глины).

*-Новизна-*
Нитка маршрута складывалась из отдельных участков, пройденных в разное время разными группами (на основании изученных отчетов). Полученная информация вносила уверенность в успехе прохождения и являлась важной при планировании графика движения. 
Из элементов новизны хотелось бы отметить пополнение базы Velotrex описанием следующих протяженных препятствий:
- перевал Молдо Ашуу С-Ю https://velotrex.ru/trackview.php?file=6347
Ранее утвержденные паспорта с аналогичным названием включают два самостоятельных препятствия: сам перевал Молдо-Ашуу и спуск по ущелью р. Куртка https://velotrex.ru/trackview.php?file=6350
- равнинное северо-запад берег оз. Сонг-Кёль https://velotrex.ru/trackview.php?file=6351
- равнинное долина р. Нарын https://velotrex.ru/trackview.php?file=6352
- траверс хребта Дюдомель в этом направлении https://velotrex.ru/trackview.php?file=6349
- спуск по ущелью р. Нарын https://velotrex.ru/trackview.php?file=6354
- перевал Кубакы (С-Ю) https://velotrex.ru/trackview.php?file=6355

*-Стратегия и тактика-*

Стратегия

Изначально были выбраны ключевые точки природных достопримечательностей, составлена предварительная нитка маршрута, проанализированы отчеты о прохождении данных участков, а также поиск информации в интернете о новой дороге, проходящей в ущелье реки Нарын. Далее был произведен расчет категории трудности всех участков маршрута для соответствия планируемой категории сложности маршрута. Частично данные взяты из базы Velotrex, остальные участки были рассчитаны по категории трудности, исходя из информации интернет-ресурсов, автопутешественников и фотоснимков дорожного покрытия, отраженных на карте с учетом возможного изменения КТ при различных погодных условиях. График движения группы был составлен, исходя из реально возможного дневного пробега с учетом сброса и набора высоты за ходовой день, в нитку маршрута были добавлены места планируемых и запасных мест ночевок (по спутнику и частично - проверенные из отчетов на случаи изменения графика, проверяя по описаниям в отчетах наличие и качество воды).

Из отчетов также были взяты сведения о координатах магазинов, источниках питьевой воды, мед.учреждениях, аптеках, шиномонтажах, банках и обменниках, достопримечательностях и эти данные также внесли в планируемую нитку маршрута. Были продуманы аварийные выходы с маршрута.

Был проведен опрос участников о наличии необходимого общественного снаряжения, выбраны оптимальные варианты по весу и габаритам. Снаряжение было проверено на предмет целостности и комплектности.
На основе данных о характеристиках велосипедов был скомплектован общественный ремнабор, полагаясь на свой опыт и на рекомендации из отчетов. Были даны рекомендации по комплектованию личного ремнабора каждого участника.

По результатам анкетирования участников о состоянии здоровья и информации о составе групповой аптечки для походов данной категории сложности, с учетом автономности маршрута, расположения аптечных пунктов по нитке маршрута и предполагаемого отсутствия каких-либо препаратов в местных аптеках, была собрана аптечка на случай оказания первой неотложной медицинской помощи. Участники были заранее информированы о горной болезни, возможных проблемах со здоровьем на высоте, о подготовке организма к горному походу, ознакомлены с рекомендациями по приему препарата «Диакарб». Также были даны рекомендации по составу личной аптечки и необходимости использования солнцезащитной косметики. На случай использования воды из сомнительного источника с собой взяли таблетки для обеззараживания воды. 

Общественное снаряжение было распределено между участниками по весу. Для удобства заброски в регион было приобретено дополнительно багажное место в обе стороны одним участником для общественного снаряжения.

Проведя опрос участников о наличии пищевой непереносимости или аллергических реакций на продукты питания, составили раскладку на все дни. По доступной информации о магазинах и ассортименте составили график закупок в крупных населенных пунктах, на остальные магазины на маршруте надежды не возлагали. Составили списки продуктов для закупок и списки их распределения по участникам. Из Твери было решено взять на весь маршрут - сухие овощи, сухой фарш, сырокопченую колбасу, а продукты на первую часть маршрута закупить в Бишкеке. Был произведен расчет расхода газа с учетом количества планируемых горячих приемов пищи и резерва. Для экономии времени  в Бишкеке на завершающие сборы перед выходом на маршрут оформили заказ газа, пастилы, сухого и топленого молока, а также протеина для восполнения нормы белка и восстановления после физических нагрузок через сервис Wildberries в ближайший пункт выдачи в пешей доступности от хостела Apple, забронированного через сервис Booking.com.

Время подготовки к маршруту совмещалось с активными тренировками участников в личных велозаездах, а также хорошей проверкой физической подготовки и скатки группы стал маршрут второй категории сложности по Липецкой и Воронежской области в июне.

Поскольку группа малочисленна трансфер заранее не бронировали, т.к. по предыдущему опыту руководителя маршрута, как участника маршрута по Тянь-Шаню в 2022 году, транспорт достаточно легко найти по приемлемой цене по прилету в аэропорту. Также нашли информацию о том, что через сервис Яндекс.Такси можно осуществить трансфер от аэропорта до хостела. О трансфере на место старта решили договориться на месте в Бишкеке, как вариант с тем же водителем, который будет доставлять нас из аэропорта.

В Киргизии принимают карты платежной системы МИР, но с собой было решено брать наличные рубли для оплаты в магазинах небольших населенных пунктов. Каждый участник располагал запасом наличных и безналичных средств на случай необходимости.

Оформили медицинскую спортивную страховку на группу и прошли регистрацию в МЧС.

Маршрут был рассчитан на хорошую физическую подготовку с учетом различных погодных условий. 

Стратегически весь маршрут построен следующим образом: в первые два ходовых дня группа начинает движение на сравнительно небольшой высоте с постепенным набором и сбросом высоты при высоком качестве покрытия, проходя акклиматизацию и далее на третий ходовой день происходит подъем на перевал Калмак-Ашуу (3449м), далее группа спускается к озеру Сонг-Кёль и движется вдоль него с севера на запад сначала без перепадов высоты, но ближе в западу береговая линия озера изобилует подъемами и спусками. Перед началом подъема в перевал Молдо-Ашуу (3240м) движение по относительно ровному участку вдоль озера. После перевала начинается спуск в долину реки Нарын, далее следует интенсивный участок с подъемом в перевал Кара-Гоо (2800м), который является частью траверса гор Дюдомель. Далее менее интенсивный участок движения по ущелью реки Нарын и в завершении маршрута подъем по ущелью реки Кекемерен. Таким образом, интенсивные участки маршрута чередовались с участками более низкой категории  трудности.

В график движения был включен запасной день на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Первый день пребывания в Киргизии был запланирован как завершающие сборы перед выходом на маршрут, а также акклиматизацию участников, впервые участвующих в маршруте в горной местности. Для профилактики проявлений горной болезни был рекомендован прием «Диакарба» в дозировке 1 таб. в сутки за день до выхода на маршрут и в первые два ходовых дня.

Тактика прохождения маршрута заключалась в общем подъеме и сборе лагеря в ранее время (05:30-06:00), лишь в некоторые дни (ночевка в юрте и гостевом доме, а также при предстоящем технически не сложном дне) подъем сдвигался на 07:00. 
Завтраки и ужины были горячими. Обеды и перекусы были в виде сухого пайка. Готовка осуществлялась на газовых горелках, расход газа из 9 закупленных баллонов составил 8.
При высоких дневных температурах останавливались на привалы в тени, по возможности возле источника воды (реки, ручьи, арык с водой), смачивали водой одежду и охлаждались сами. Продукты закупались в соответствии с графиком закупок, с собой всегда был суточный запас продуктов. Ходовая вода при наличии магазинов использовалась бутилированная (с запасом), в остальных случаях — родниковая из чистых источников. У каждого участника были запасные пустые 1,5 л бутылки для пополнения запаса воды.
На равнинных участках движение группы осуществлялось с интервалами 45-50 минут движения — 10-15 минут отдых. Более длительные остановки делались при сильной жаре. При наборе высоты и подъеме в перевалы интервал движения сокращался до 25-30 минут ходового времени с чередованием отдыха. Движение по дорогам общего пользования осуществлялось в соответствии с правилами ПДД, за исключением участков камнепада и осыпи в ущелье реки Нарын, где в отсутствии транспорта приходилось объезжать их.

Поиск места ночевки начинали за полтора-час до наступления темноты, в основном получалось вставать на запланированное место ночевки или недалеко от него с учетом доступности источника воды (реки) и хорошего подхода к ней, а также достаточного места для лагеря.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Изменения нитки маршрута не было. С МКК было согласовано досрочное завершение маршрута в связи с опережением графика.
*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастных случаев на маршруте не было, оказание медицинской помощи не требовалось.
*-Изменение состава участников-*
Группа прошла маршрут в полном составе.
*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.