Главная  
Характеристика пройденного маршрута Казахстан 2023 (Kazakhstan Cycling 2023), сложность: 3 к.с., руководитель: Ванягин А.А., маршрутная книжка: 20/2023

*-Цели прохождения маршрута-*
1. Пройти спортивный велосипедный маршрут третьей категории сложности;
2. Принять участие в чемпионате Московской области, Международном чемпионате, а так же выполнить нормативы ЕВСК.
3. Посещение максимального количества разнообразных географических районов юго-востока Казахстана (Чу-Илийские горы, степи, пустыня Сарытаукум, Джунгарский Алатау (н.п. Алтын-Эмель), Каньоны р. Чарын и ее притоков, хребет Кунгей Алатау)

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут можно условно разделить на несколько этапов.
1. Восточные склоны Чу-Илийских гор - характеризуются покрытиями хорошего и среднего качества, небольшим набором высоты, отсутствием значимых локальных препятствий, большими перепадами суточных температур с возможными ночными температурами ниже нуля в межсезонье, а так же практически полной автономностью.
2. Южная окраина пустыни Сарытаукум и южный берег р. Куртты - характеризуется покрытиями среднего и низкого качества, большим количеством песка, большими перепадами суточных температур с возможными ночными температурами ниже нуля в межсезонье, а так же практически полной автономностью.
3. Северные склоны отрогов Джунгарского Алатау - характеризуются покрытиями хорошего и среднего качества, рельефом характерным для классического траверса хребта с частыми спусками и подъемами, а так же часто встречающимися водными локальными препятствиями. Этап с низкой автономностью, в связи с наличием населенных пунктов. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье, в т.ч. с значительным отклонением ниже нуля.
4.Южные склоны отрогов Джунгарского Алатау - характеризуются покрытиями хорошего, среднего, низкого и сверхнизкого качества, степным рельефом, а так же с крайне редкими источниками воды, находящимися на территориями нацпарка Алтын-Эмель. Этап с высокой автономностью. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье и сильные ветра.
5. Горы Улькен-Бугутты - засушливый горный участок с покрытиями от среднего до сверхнизкого качества. Этап полностью автономен. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье.
6. Бассейн р. Чарын. (правый берег) - характеризуется покрытиями преимущественно от высокого до низкого качества. Имеет среднюю автономность и несколько локальных препятствий в виде бродов и оврагов. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье.
7. Хребет Кунгей Алатау - характеризуются покрытиями преимущественно высокого и хорошего качества, рельефом характерным для классического траверса хребта с частыми спусками и подъемами. Этап с низкой автономностью, в связи с наличием населенных пунктов. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье, в т.ч. с значительным отклонением ниже нуля.
8. Горы Торайгыр - автономный участок гор восточнее реки Чилик с покрытиями от среднего до сверхнизкого качества и довольно большими уклонами. Безводный в горной части. Возможны большие суточные перепады температур в межсезонье, в т.ч. с значительным отклонением ниже нуля.

*-Новизна-*
- Траверс восточных отрогов Чу-Илийских гор. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Передвижение по дорогам хорошего и среднего качества с элементами проезжаемого бездорожья. Велосипедное первопрохождение. Обновление информации об источниках питьевой воды.
- Спуск по долине р. Курты (Южная окраина пустыни Сарытаукум). Проходилось ранее частично велосипедными группами. На данный момент описания прохождения в данном направлении отсутствуют. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов. Сбор и обновление информации об источниках питьевой воды.
- Траверс Плато Карой. Проходилась ранее частично велосипедными группами. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021.
- Траверс гор Шолак. Проходилась ранее велосипедными группами в обратном направлении. На данный момент существующие описания прохождения в данном направлении отсутствуют. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов. Сбор и обновление информации об источниках питьевой воды.
- Перевал Алтын-Эмель. Проходилась ранее велосипедными группами в данном направлении. Не категорировалось. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021.
- Территория нацпарка Алтын-Эмель (ПП Траверс горы Коккурум). Проходилась ранее велосипедными группами в данном направлении. Не категорировалось. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021.
- Территория нацпарка Алтын-Эмель (Южные склоны отрогов Джунгарского Алатау - ПП Траверс горы Улькен-Калкан, Траверс горы Катутау). Проходилась ранее велосипедистами частично в рамках общедоступных маршрутов по парку. В рамках участия в экологической акции Марш парков согласованы к прохождению и пройдены впервые участки Поющий бархан - р. Или - кор. Косбастау и Красные горы (Актау) - с. Айдарлы. Произведен расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021. Сбор и обновление информации об источниках питьевой воды.
- Урочище Каракульдек. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Первопрохождение в спортивном велопоходе.
- Траверс гор Улькен-Бугутты. Ранее проходился туристскими группами по западному склону. Впервые пройден в т.ч. и восточный склон хребта. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021. Сбор и обновление информации об источниках воды.
- Траверс хребта Кетмень. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Первопрохождение в спортивном велопоходе.
- Траверс гор Кату. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Велосипедное первопрохождение.
- Траверс гор Кулуктау. Частично пройден ранее туристской группой в радиальном выходе. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021.
- Траверс хребта Кунгей Алатау. Участок неоднократно частично пройден различными группами, но не категорирован. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021.
- Траверс северного склона хребта Кунгей Алатау. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Велосипедное первопрохождение..
- Траверс гор Торайгыр. Отсутствуют описания прохождения данного участка маршрута. Передвижение по дорогам от среднего до сверхнизкого качества с элементами проезжаемого бездорожья. Велосипедное первопрохождение. Обновление информации об источниках воды.

По результатам прохождения маршрута на OSM карты нанесено более 200 километров дорог и троп, актуальные границы Чарынского нацпарка, а так же около десятка обнаруженных источников воды (скважины, колонки, родники).


*-Стратегия и тактика-*
Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда и отъезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с разработанным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту с детальным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке, а так же произведена заготовка сушеных продуктов на длительные автономные участки маршрута..
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремнабор.
Велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание, произведена замена изношенного оборудования, и обкатка на тренировочных скатках группы.

Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом:
- Первая часть маршрута, к западу и северу от реки Или, проходила преимущественно в степных районах с небольшим дневным набором высоты и небольшими уклонами. Это позволило группе постепенно повышать нагрузку и набирать форму к второй части маршрута.
- Вторая часть маршрута, к югу от р. Или проходила в более гористой местности, содержала около 2/3 от общего набора высоты маршрута. Серьезная высотная акклиматизация не требовалась в связи с высотами, не превышающими 1950 м н.у.м. и длительным нахождением группы на высотах около 1000 м н.у.м. на первой половине маршрута. Место старта и финиша маршрута были выбраны так, чтобы минимизировать перемещение по дорогам с интенсивным движением. К месту старта и от места финиша был заранее организован трансфер.
На сложные и неописанные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение ставящие под сомнение возможность запланированного способа (времени) выброски, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же были определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам. На маршруте была запланирована дневка для восстановления сил участников группы, а так же настройки и обслуживания снаряжения.

Тактика прохождения маршрута:
Нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. После общего подъема пока двое дежурных готовят завтрак, остальные участники собирают лагерь. Обед устраивали после прохождения большей или наиболее сложной части дневного плана.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Изменение маршрута были произведены трижды.
1. На третий день, при прохождении участка маршрута вдоль пустыни Сарытаукум, когда стало понятно, что большое количество песчаных покрытий, а так же ремонты велосипедов приведут к отставанию группы от графика, был выбран альтернативный участок движения, заранее согласованный с МКК при выпуске на маршрут, по долине р. Или не по самому побережью, а по параллельно идущей асфальтовой дороге в рамках заявленной основной нитки маршрута, что позволило остаться в графике.
2. После спуска с гор Улькен-Бугутты к р. Чарын был осуществлен объезд участка Чарынского национального парка на правом берегу р. Чарын (от моста через Чарын до р. Темирлик) по огибающей его асфальтированной дороге. Информация об актуальных границах парка была предоставлена местными егерями и отличалась от обозначенной на всевозможных картах и официальных ресурсах парка. Оплата за проезд по указанному участку была затруднена в связи с государственным праздником в этот день. Изменение маршрута было согласовано с МКК.
3. Участок маршрута между трассой Р-16 и р. Карабулак вдоль р. Чилик (Шилик) был пройден по заранее согласованному запасному варианту по шоссе через с. Карабулак в связи с перекрытием грунтовой дороги, идущей вдоль р. Чилик, забором огораживающим ферму, который нельзя было объехать.
4. От места запланированного окончания маршрута до места подачи трансфера группа прошла участок около 10 км, который был заранее запланирован в качестве запасного (а точнее, дополнительного к базовой нитке, на случай опережения графика).

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастных случаев и оказания значительной первой помощи на маршруте не было.

*-Изменение состава участников-*
Изменения состава участников на маршруте не было.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Транспорт не оговоренный при заявке маршрута в МКК не использовался.