Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Степной Узбекистан 2023, сложность: 1 к.с., руководитель: Кирьянова М.Ю., маршрутная книжка: 1/5-101

*1.Общие*
Маршрут планировался как спортивно-туристский 1 КС, с целью раскатки перед сезоном, с целью посещения достопримечательностей Узбекистана и прохождения части шелкового пути. Маршрут был пройден полностью без изменений. Группа выполнила все поставленные перед ними задачи, пройден в установленные сроки. Посетили все значимые очаги культуры, познакомились с культурой и населением страны, что дало большее представление о регионе.
Маршрут получился насыщенным на события. Все члены группы справились со своими обязанностями. Серьезных затруднений на маршруте не было.

В связи с тем, что на момент планирования маршрута в доступных открытых источниках нам не удалось найти каких-либо сведений о прохождении в спортивном режиме маршрута совпадающий полностью или частично с нашим, возможно, допустимо считать пройденный группой маршрут первопрохождением.

*2. Выводы и рекомендации штурмана*

Мобильная связь в Узбекистане от г. Ташкент до г. Бухары достаточно развита, в т.ч. 3G/4G интернет, однако, полагаться на неё при навигации не стоит, потому что возможно отсутствие сигнала в отдаленных от населенных пунктов районах, а так же в горной или степной местности.
Для навигации были использованы два автономных GPS-навигатора Garmin eTrex 20x (один у штурмана, другой у снаряженца похода). Расход батареек на основном навигаторе у штурмана, составил 1 комплект батареек (2 шт. АА IKEA) на 1,5 дня, при этом навигатор был практически постоянно включен, а яркость экрана выставлена на максимум, чтобы видеть изображение при ярком солнце.
В оба навигатора были загружены свежие официальные версии карт от Garmin. Так же были загружены свежие версии OSM-карт.
Ориентирование на местности не вызвало проблем, т.к. большая часть маршрута проходила по автомобильным дорогам, а все грунтовые дорожки и даже самые маленькие пешеходные тропы отражены в свободных картах OSM.
На привалах и ночлегах (при наличии сотовой связи) проходила сверка маршрута, окрестностей и достопримечательностей по ресурсам на сайте nakarte.me, а также мобильным приложениям (OSMand, Maps.me, Советские военные карты и др.)
Для нештатных ситуаций с собой также имелись компас и топографические карты 1:100000 в бумажном виде, однако, они не потребовались, т.к. на большей части маршрута ежедневно был доступ в интернет, запас батареек был рассчитан верно, а GPS-навигаторы исправны в течение всего похода.

*3. Выводы и рекомендации механика*

Заблаговременно перед походом каждому участнику необходимо выполнить полное ТО своего велосипеда, предъявить его механику для осмотра и устранить указанные механиком неисправности. ТО должно включать, в том числе, переборку и затяжку обеих втулок в грамотном сервисе или силами механика. При заедании или тугом ходе тросов скоростей внутри рубашек - заменить рубашки на новые. Изношенные и ремонтировавшиеся ранее багажники - заменить на новые. Имеющие ломаную форму «усы» крепления багажника к верхним перьям – заменить на прямые, возможно самодельные. Винты багажников подобрать так, чтобы они на пару миллиметров торчали из рамы в сторону колеса, и на вкручивающихся торцах винтов сделать пропилы – так проще извлекать сорванный винт.
В ремнаборе иметь по 1 покрышке каждого из имеющихся в группе диаметров колес. Каждому участнику иметь 1 запасную пару тормозных колодок под свой тип тормозов (соответственно 2 различные пары, если передние и задние колодки не совместимы). Не использовать самоклеящиеся заплатки.
В течение похода участникам и механику осматривать велосипеды и своевременно корректировать натяжение тросов скоростей и тормозов, проверять давление в камерах (в т.ч. по утрам) и не допускать движения по каменистым дорогам на недокачанных колесах. При попадании грязи и веток в трансмиссию своевременно прочищать ее. Протирать цепь после грязных и пыльных перегонов, при появлении скрипа – промывать и смазывать, протирая насухо.
Тк. в основном маршрут проходит по автомобильным дорогам основное внимание направить на проверку крепежей багажников и своевременно проверять давление в шинах.
Для первого и второго днеи давление в шинах велосипедных камр было в диапазонё 2,8 – 3,2 АТМ.
После Самарканда – 3,2 -3,8 АТМ.

*4. Выводы и рекомендации казначея:*

1.На территории Узбекистана не обслуживаются карты платежной системы МИР. В крупных туристических городах несложно обменять российские рубли, преимущественно на рынках, у частных лиц и в банках (данные на момент похода) .
Наиболее выгодный курс обмена в долларах и евро.
Курсы валют на период похода – 11 500 сум за один доллар, 135 сум за 1 рубль.
2. SIM карту локального оператора выгоднее приобретать, сразу, по прилету в страну, в аэропорту или в туристических зонах центре города.
3. Авиа билеты до места назначения и обратно выгоднее приобретать заранее, цена в зависимости от времени покупки варьируется от 23 тр до 38 тр.
4. Расходы на личные нужды, подарки и сувениры и др. – порядка 5 000- 7000 на человека.
5. Основные расходы на группу составили:
-покупка авиабилетов (в декабре 23 тр, в марте 38 тр с учетом перевозки велосипеда;
-аренда жилья по маршруту в городах – 2600 руб с человека;
-переброска между городами (автобус, эелектичка)- 2700 руб с человека;
-индивидуальные экскурсии в городах -4500 руб с человека;
-закупка продуктов на маршруте – 2000 руб с человека;
-рестораны и кафе – 900 руб с человека;

Всего было затрачено 217624 руб на группу на протяжении всего похода, включая подготовку и закупки в Москве, и авиаперелет. Средний расход, на протяжении всего похода, на 1 человека составил 16880 руб. Личные расходы во время похода в отчете не учитываются.


*5. Выводы и рекомендации зав. снаряжением*

Список взятого на маршрут снаряжения соответствовал условиям региона маршрута
Воду для питья и питания закупали в магазинах. Водой из открытых источников лучше не пользоваться.
Готовили на горелках. Наблюдались некоторые проблемы с приобретением бензина или керосина для горелки, т.к. автотранспорт в стране работает на газе. Работающих бензозаправок по пути не встретили. Закупка керосина осуществлялась в Ташкенте и в Гулистане в палатках, торгующих хозяйственными товарами.
Погода в основном была теплая и сухая, за исключением вечера-ночи первого ходового дня, когда при остановке на ночевку нас накрыл хороший дождь, который принимался и заканчивался несколько раз за вечер и ночь. Тент, сначала натянутый на велосипеды, а потом между палатками, помог предохранить вещи участников и их самих от намокания. Растительности, позволяющей растянуть тент между стволов деревьев, не было. В дальнейшем тент использовался для укрывания велосипедов.
Однако, следует учесть большую разницу дневных (от 19 до 32 градусов в течение маршрута) и ночных ( до околонулевой температуры, утром 24.03 на траве лежал иней), поэтому наличие в личном снаряжении теплой одежды и теплого спальника необходимо в данный период (март). Так же из личного снаряжения необходимо иметь лёгкую одежду с длинным рукавом и длинные штаны для защиты от солнечного излучения.
Наличие футпринта под палатку остается на личное усмотрение, но следует учесть больше количество отходов жизнедеятельности крупного и мелкого, рогатого и не очень скота в любой загородной местности.

*6. Выводы и рекомендации медика*

Случаев оказания медицинской помощи на маршруте не было.
Необходимо иметь в личной аптечке защитный крем от солнечного излучения и средства для лечения солнечных ожогов.
Велоочки необходимы не только для защиты глаз от УФ излучения, но и, местами, для защиты от пыли.
Участники должны иметь комплект лёгкой дышащей одежды, закрывающей возможные места получения солнечных ожогов, а так же теплую одежду и теплый спальник для ночевок.

*7 . Выводы и рекомендации культорга:*
Наш маршрут проходил по местам с богатой историей. Были посещены крупнейшие исторические города Ташкент, Самарканд, Бухара. В Самарканде и Бухаре на группу были заказаны заранее индивидуальные экскурсии. Регион от Ташкента до Бухары богат памятниками культуры и интересных туристических мест, для их осмотра нужно уделять не меньше дня.


*8. Выводы и рекомендации завхоза:*

Маршрут проходил по густо населенной местности. Закупка на автономный участок была продумана заранее. Проблем с закупками нет. На всем маршруте использовалась исключительна покупная питьевая вода, чтобы исключить возможность отравления.