Главная  
Характеристика пройденного маршрута Архангельская область 2023 (март), сложность: 4 к.с., руководитель: Андреев Б.К., маршрутная книжка: 8/2023

*-Цели прохождения маршрута-*
1) Спортивная – прохождение спортивного туристского маршрута 4 к.с. с участие в официальных соревнованиях в группе дисциплин Маршрут-на средствах передвижения (велосипед), а также спортивный рост участников.
2) Учебная – проведение УТП школы СУ по велотуризму, отработка и закрепление полученных в ходе занятий знаний и навыков.
3) Тренировочная – повышение физической, технической и психологической подготовленности участников, учитывая сложные зимние покрытия и климатически-метеорологические условия. Повышение холодовой выносливости участников.
4) Категорирование и каталогизация велосипедных протяжённых препятствий района.
5) Культурно-познавательная – ознакомление с районом с древней историей, богатой культурой и самобытным укладом жизни местного населения.
6) Пропагандистская – популяризация зимнего велотуризма, развитие внутреннего туризма, пропаганда активного отдыха и здорового образа жизни.

Желание побывать в формате велопохода в районах Архангельской области, куда летом можно попасть водным транспортом, а наземным - только трактором сформировало идею прохождения труднопроходимых грунтовых дорог в зимний период. По рассказам местных автомобилистов грунтовки в заболоченных местах невозможно профилировать тяжёлой дорожной техникой, поэтому они быстро становятся разбитыми. А в зимний период грейдер ровняет дороги и регулярно чистит «зимники» (дороги, функционирующие только зимой). Протяжённость обслуживаемых дорог со снежно-ледовыми покрытиями и малым автомобильным трафиком позволяет проложить спортивный маршрут 3-4 КС по красивым местам. В зимний период преодоление водных преград (широкие реки) упрощается – организуются ледовые переправы, по которым проезжают даже «Камазы».

*-Краткое описание маршрута-*
Велотуристский маршрут 4-й категории сложности по Архангельской области разработан и пройден учебным отделением под руководством Андреева Б.К. в рамках проведения школы специализированного уровня по велотуризму.
На маршруте, было пройдено 6 определяющих препятствий и 1 предопределяющее. Маршрут проходил в неблагоприятный сезон (март) по снежно-ледовым автомобильным дорогам с низким трафиком. Эти дороги являются основными и связывают отдалённые районы с райцентрами и Архангельском. Ввиду их важности дороги регулярно и оперативно обслуживаются снегоуборочной техникой. Около половины маршрута проходит вдоль берегов крупных рек - Вашка, Мезень и Пинега с использованием ледовых переправ. Часть маршрута идёт по зимникам. За исключением одной полудневки все ночёвки были в палатках.

*-Новизна-*
Освоенность района маршрута в части велотуризма невысока ввиду того, что на данном маршруте присутствует участки, практически непроходимые летом ни для какого вида транспорта, в том числе и велосипеда (сильнозаболоченная местность). Зимой же, когда накатываются зимники, практически отсутствуют велотуристы, желающие посетить этот чудесный край.
На просторах Интернета были найдены два очень скромных по информативности велоотчета 2008 и 2009 г. о прохождении отдельных участков маршрута зимой на велосипеде не в спортивном формате. Также имеются автомобильные отчеты, но информативность их также невысока.

*-Стратегия и тактика-*
1) Подготовка к маршруту
При подготовке маршрута были изучены все имеющиеся отчёты по региону. Прохождение маршрута в зимний сезон сильно отличается от прохождения того же маршрута летом. Начиная от покрытий дорог и заканчивая работой магазинов, а, значит, автономностью. Поэтому основной упор был сделан именно на "зимние" отчеты, где искалась важная для нас информация, а именно:
• дорожный трафик. Для зимнего маршрута очень нежелательны дороги с большим трафиком ввиду полного отсутствия обочины из-за снежных отвалов.
• отсутствие "зимнего" асфальта. Дороги, расчищаемые вплоть до асфальтового покрытия, нежелательны на зимних маршрутах, так как зачастую они посыпаются солью, что крайне негативно влияет на узлы велосипедов. Также чисто асфальтовое покрытие тупит шипы, что затем может повлиять на безопасность при прохождении снежно-ледовых покрытий, особенно с рельефом.
• проезжаемость дорог (в принципе). Некоторые дороги, ввиду наличия альтернативных вариантов, зимой не расчищаются, а значит отсутствует сама возможность как-то использовать этот участок в маршруте. Снежный покров в Архангельской области к марту достигает 50-70 см.
• оперативность обслуживания дорог снегоуборочной техникой. Основные дороги обычно расчищаются достаточно быстро, в то время, как менее важные могут чиститься в последнюю очередь. Такая информация крайне важна для планирования запасных дней на случай сильных снегопадов.
• наличие и график работы ледовых переправ.

На основе собранной информации была разработана нитка маршрута, рассчитаны протяженные препятствия, продуманы запасные варианты, аварийные выходы, а также заброска/выброска на маршрут. Был составлен график движения и закупок по маршруту. Тщательно были подготовлены велосипеды участников, а также собрано снаряжение в соответствии с условиями похода.
Были проведены предпоходные тренировки с отработкой техники движения по разным типам зимних покрытий. Также была проведена двухдневная скатка с ночёвкой в лесу при минус 30 градусов для проверки снаряжения и экипировки участников.

2) Стратегия построения маршрута
Маршрут, за исключением последних 100 км был построен в виде кольца со стартом в с. Карпогоры, куда удобно можно заброситься электричкой или поездом с Архангельска.
Маршрут получился насыщенным определяющими препятствиями в силу особенностей дорожной сети региона, когда присутствует только одна дорога и она имеет достаточно большую протяженность и снежно-ледовое покрытие. В результате такой однородности препятствий характер движения по всему маршруту получался достаточно равномерным.
На середине маршрута была запланирована полудневка с ночёвкой в гостевом доме в Кимже для отдыха и восстановления сил, а также для подзарядки всех электронных девайсов, которые в холодное время разряжаются существенно быстрее.
Все ночёвки планировались по возможности в лесной зоне для возможности разведения костра, а значит полноценного отдыха группы в холодное время года.
На все потенциально сложные участки были запланированы запасные варианты с таким расчетом, чтобы сохранить категорию сложности похода в части набора ПП и общего километража. Также был запланирован один запасной день на случай сильных снегопадов и закуплен второй комплект обратных билетов на случай использования этого запасного дня.

3) Тактика прохождения маршрута
Для максимального использования светового времени в походе практиковались ранние подъемы. Подъём был общим. Дежурств не было, но все участники имели постоянные обязанности по лагерю (выравнивание площадки под палатку, заготовка дров, расчистка места под костёр, приготовление пищи и мойка канов и т.п.), к которым приступали сразу же после подъёма или по прибытию на стоянку. Освободившиеся участники помогали товарищам.
На ночевку вставали с запасом, чтобы успеть заготовить достаточное количество дров в светлое время.
Дрова заготавливались сразу на вечер и на утро для экономии ценного утреннего времени. Также с вечера, обычно после ужина, топился снег на утреннее приготовление пищи, так как топка снега в достаточном количестве занимает намного больше времени, чем просто кипячение воды. Натопленная из снега вода убиралась до утра прямо в канах в снежную яму, где не замерзала даже при сильных морозах.
Для оптимизации времени и сил обеды проводились в абсолютном большинстве случаев без костра. Горячий чай разливался утром по термосам и пился в обед. По возможности обеды проводили в помещении местных магазинов для комфорта участников.
Режим движения по маршруту - 50:10. При этом темп движения старались выдерживать средний, чтобы исключить перегрев участников, но при этом не мёрзнуть.

4) Меры безопасности
• при планировании и прохождении маршрута учитывались природно-географические, климато-метеорологические и антропогенные потенциально опасные факторы;
• группа зарегистрировалась в МЧС и на маршруте проводились сеансы связи с местным отделением в заранее оговоренном графике;
• разборка, упаковка и размещение велосипедов для перевозки в ж/д вагоне на третьей полке осуществлялась с аккуратностью и бережным отношением к уязвимым узлам;
• на маршруте бережно относились к ТС, контролировали их техническое состояние и проводили регулярное регламентное обслуживание;
• медицинская аптечка формировалась с учётом особенностей региона, климатических условий и возможности обращения за медпомощью;
• режим дня и график движения группы формировался в соответствии с физическим состоянием участников и погодными условиями;
• внимательно контролировалось наличие питья у участников на маршруте и возможности его пополнения;
• контролировалось состояние здоровья участников;
• на дорогах с активным трафиком строго соблюдались ПДД и правила езды в группе;
• места ночлега выбирались исходя из бивуачных требований, погодных условий и с учётом дополнительных мер безопасности вблизи населённых пунктов;
• при заготовке дров строго соблюдались меры безопасности;
• строго соблюдался противопожарный режим;
• при передвижении по официальным автомобильным ледовым переправам через реки у каждого участника в близком доступе находились средства самоспасения из полыньи (шильца) и в группе имелась спасательная верёвка;
• соблюдались санитарно-гигиенические требования при приготовлении и приёме пищи в походных условиях и правила личной гигиены.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Участок "н.п. Карпогоры - н.п. Веегора - н.п. Широкое - н.п. Усть-Чуласа" был заменен на участок "н.п. Карпогоры - разв. на н.п. Шангас - н.п. Олема - н.п. Усть-Чуласа", ввиду того, что зимник "Широкое - Усть-Чуласа", по которому планировалось начало маршрута в этом году не расчищается. Об изменении было сообщено в МКК.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

*-Изменение состава участников-*
Изменение состава участников отсутствовало, все заявленные участники прошли заявленный маршрут 4 к.с.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.