Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Архангельская область 2023 (март), сложность: 4 к.с., руководитель: Андреев Б.К., маршрутная книжка: 8/2023

*-Общие выводы и рекомендации-*
Основным итогом является успешное прохождение группой спортивного велосипедного маршрута 4 к.с. в зимний сезон. Участники повысили физическую и техническую подготовленность, улучшили свои морально-психологические качества, получили опыт передвижения по снежным и ледовым покрытиям, организации лагеря в зимнем лесу, проверили в условиях многодневного использования личное зимнее снаряжение и экипировку.
По результатам анализа метеонаблюдений за последние 5 лет в районе похода для похождения маршрута выбрали вторую и третью декады марта: среднесуточные температуры минусовые, но уже не лютые морозы – успеваем пройти маршрут до весенней распутицы («распута» по-местному, сезон с конца марта до середины мая, когда по грунтовкам можно проехать только на машинах повышенной проходимости). Ледовые автомобильные переправы через реки открыты. С осадками тоже всё лучше, чем зимой (метелей по несколько дней не наблюдалось). Световой день увеличился, что позволило увеличить дневное ходовое время.
Бивуачная характеристика района похода в зимний период отличная. Маршрут проходил в лесной зоне: к воде места ночёвок не привязаны, топили экологически чистый снег, дров много, только сугробы глубокие. Место ночёвки выбирали так: за 1,5 часа до заката начинали присматривать «сушины» недалеко от дороги, в непосредственной близости от выбранных сухих хвойных деревьев (важно не спутать с лиственницей, которая на зиму сбрасывает «хвою») намечали место для костра и места под палатки, до темноты валили стволы, а после ставили лагерь. Место для костра выкапывали лавинными лопатками до дёрна, а места под палатки утрамбовывали вытаптыванием (всегда ровные спальные места). Для гидроизоляции палаток подготовленные места выстилали полиэтиленовой пленкой (под 4-ку свой большой кусок, под 2-ку несколько транспортировочных велочехлов из п/э пленки). После ночного дождя (большая редкость здесь зимой), стекающая с тента палатки дождевая вода скапливалась на п/э подстилке, выступающей из-под тента, и вымочила дно палатки. Чтобы избежать такого, в дождливые ночи можно подстилать п/э плёнку только под пол палатки, тогда дождевая вода будет стекать с тента в снег, не скапливаясь на плёнке.
Открытые места (болота, русла больших рек, вырубки) продуваются ветрами, а в лесу потише, но в ветреные вечера организовывали ветрозащиту костровой поляны (вешали тент, строили стенку из снеговых кирпичей). В морозные ночи, для экономии дорогого утреннего времени снег на приготовление завтрака топили с вечера. Выкапывали в снегу яму, помещали туда кастрюли с водой под крышками, накрывали яму ветками и п/э плёнкой, закидывали снегом. Утром вода в кастрюлях даже ледяной коркой не покрывалась при ночных морозах (-15 С). На предпоходной скатке с ночёвкой в Мещёре при -31С тот же результат.
Дороги в районе похода зимой много лучше, чем летом. Летом по грунтовым дорогам, особенно в заболоченных местах, можно проехать только на тракторе. Местные жители пользуются водным транспортом по рекам. В зимний период за дорожным полотном ухаживают (регулярно встречали снегоуборочную технику и ровняющие дорожное покрытие грейдеры).
По свежевыпавшему снегу «плюсовики», а тем более фэтбайк ехали свободно, а участник на «ужах» передвигался по нашему следу или по следам автомобилей. Самым сложным покрытием была «ледовая глазурь»: всё полотно дороги, со всеми неровностями и колеями было покрыто слоем свежего скользкого льда после прошедшего и замёрзшего дождя. По такому покрытию безопасно передвигаться на велосипеде возможно только на шипованных зимних покрышках.
Трафик на большинстве дорог низкий (10-15 машин в ходовой день) и очень низкий (несколько машин в ходовой день). На участке трассы Мезень-Архангельск в будни около 10 машин в час (в выходной около 30 в час), но трасса достаточно широкая. Автомобилисты в подавляющем большинстве вежливы и предупредительны (заранее подают звуковые сигналы, предупреждая впереди едущих велосипедистов). Даже водители лесовозов старались объехать нас как можно с большим запасом, но для собственной безопасности мы уступали им дорогу. Особую осторожность в этом плане следует соблюдать на подъёмах, так как водители большегрузов заходят в местные крутые подъёмы с разгона и не могут снизить скорость, иначе не заедут. Стоит заранее сместиться к обочине.
На время похода мы стали диковинкой для местных водителей (здесь и летом велотуристы не частые гости, а что говорить о зимних велотуристах). Встречая нас по несколько раз за время похода, водители приветствовали, как знакомых.
Местные жители доброжелательны и радушны. Узнав, что мы так «отдыхаем», да ещё ночуем в лесу в палатках, называли нас экстремалами, заменив менее литературные варианты. Самые любознательные подходили посмотреть на велосипеды с шипованной резиной. Несколько раз, когда закупка в местных магазинах совпадала со временем нашего обеда, на вопрос: «можно ли попить чайку в тепле?» продавцы организовывали для нашего удобства стол, стулья прямо в торговом зале, да ещё интересовались: «может чайник поставить?», но увидев наши термоса, успокаивались.
Вывод для нас очевидный: в Архангельской области возможно проведение интересных зимних велопоходов различной протяжённости.

*-Выводы и рекомендации штурмана-*
На данном маршруте ориентирование сложности не представляет. Дорога буквально одна и основная. Все дороги имеют дорожные указатели, поэтому, зная маршрут, уехать куда-то не туда сложно. Это, кстати, сильно сберегает заряд аккумуляторов навигатора, так как можно убрать его в тёплый внутренний карман и доставать лишь изредка.
Тем не менее, в навигатор были загружены карты ОСМ для ориентирования в части развилок на посёлки, ледовых переправ, достопримечательностей. В смартфон были закачаны космоснимки и топокарты для возможного поиска места ночёвки (наличия лесной зоны, отсутствие рельефа).
Поиск места ночёвки при движении по лесной зоне также не представлял особых сложностей. Ориентировались на наличие сушин. Если с дороги их видно в достаточном количестве, то вставали. От самой дороги далеко не отходили, полянок и воды не искали - главное, чтобы можно было безопасно развести костёр. Места под палатки легко выравнивались снегом.
К некоторым достопримечательностям на велосипеде можно было подъехать не всегда в силу заснеженности дорог, в этом случае оставляли велосипеды и шли пешком (недалеко).
В качестве питания для навигатора использовались три комплекта аккумуляторов, регулярно подзаряжаемые от повербанка. В качестве аварийного запаса имелся комлект батереек.

*-Выводы и рекомендации завхоза по питанию-*
Средняя масса раскладки получилась приблизительно 850г на человека в день. К середине похода группе этого стало не хватать, и ближе к концу похода раскладка была увеличена за счёт круп и сладкого. Также, несмотря на общие перекусы, сказывался недостаток личного карпита, который участники восполняли в каждом магазине)
Отсутствие в большинстве дней сильных морозов позволило более активно использовать на маршруте такие продукты как свежий хлеб и майонез. Закупки в малых магазинах позволили разнообразить ассортимент выпечкой и фруктами. Основной сложностью закупок в малых магазинах является непредсказуемый график работы в зимнее время. Если всё же удалось попасть в сельский магазин в рабочее время, то можно договориться с продавщицей о том, чтобы пообедать или перекусить в отапливаемом помещении магазина.
Ассортимент товаров, доступный в региональных сельских магазинах, в целом не сильно отличается от сельпо Московской области и каких-либо проблем с закупками на маршруте не было.

*-Выводы и рекомендации снаряженца-*
Все участники, кроме одного, использовали велорюкзаки фирмы «Курс» (г. Королёв), что позволило максимально унифицировать ремнабор снаряжения. К рюкзаку крепится дополнительный объём, который, при необходимости становится заплечным рюкзаком. Велорюкзак имеет влагозащитный чехол ярко оранжевого цвета (прекрасная заметность велосипедиста на дороге) с возможностью доступа внутрь велорюкзака без снятия чехла.
Для каждой палатки брали ремнабор: запасные секции каркаса, ремонтные трубки каркаса, куски ткани тента и внутренней палатки.
Палатка RedFox Chalendger 4+ c установкой наружного тента на каркас с последующим креплением к нему внутренней палатки. Такая конструкция позволяет растянутый на каркасе самостоящий тент использовать как быстровозводимое укрытие от осадков и ветра.
Палатки устанавливали на подготовленные места, утрамбовывая снег вытаптыванием и застилая полиэтиленовой пленкой для гидроизоляции.
Брали два тента: костровой (вешали над костровой поляной) и групповой (вешали над кухней или использовали как ветрозащиту).
Пищу готовили на костре. В качестве кострового оборудования использовали костровой трос с двумя подвесами для канов (брали один запасной). В резерв брали мультитопливную горелку и топливо (Аи-92) на случай приготовления пищи под тентом в непогоду, или при отсутствии дров. Стволы сухостоя валили с помощью цепной пилы, а распиливали лучковой пилой.
Снеговыми лопатами расчищали костровую поляну до дёрна, «резали» снеговые кирпичи для ветрозащитных стенок, набирали снег для растапливания.
Для отпугивания диких лесных зверей брали пугачи «Антидог» с сигнальными и светошумовыми зарядами и баллончики с перцовым составом. Использовать на маршруте не пришлось.
Энергообеспечение приборов группы осуществлялось при помощи повербанков, которые подзарядили на полуднёвке в Кимже в середине маршрута. Навигаторы работали на аккумуляторах АА с последующей подзарядкой.

Личная экипировка и снаряжение:
Ходовая экипировка подбиралась таким образом: прительный слой (термобельё для высокой активности), внешний слой (ветрозащитный) и промежуточный утепляющий слой (флис различной плотности), толщину которого подбирали соответственно температуре окружающего воздуха. Отдельного внимания требует утепление конечностей. Ноги обували в зимнюю спортивную обувь, у некоторых со съёмными внутренними утепляющими сапожками. Сверху зачехляли при помощи туристических гамашей. При низких температурах использовали химические термостельки. Колени утепляли шерстяными наколенниками. Руки утепляли традиционными варежками или перчатками, а двое участников использовали грипсовицы. Лицо в метель защищали балаклавами и горнолыжными масками.
Для передвижения по глубокому снегу пользовались высокими бахилами. На стоянках переобувались в обувь из вспененных полимерных материалов или в традиционные валенки.
Ночевали в палатках на ковриках из вспененных полимерных материалов, а один участник использовал самонадувающийся коврик (нареканий на эксплуатацию не было). Спальники подбирали, ориентируясь на предварительный прогноз и минимальные ночные температуры. Использовались спальники с синтетическим и пуховым утеплителями. Большие любители комфорта пользовались термохимическими пакетами «теплоид», размещая их на ночь в спальнике. Поверх спальников использовали «конденсатники» (групповые-на всю палатку и индивидуальные).

*-Выводы и рекомендации механика-*
В целом серьезных поломок на маршруте не было. Как таковые хлопоты и проблемы отсутствовали, многие перешли на титановые велосипеды, вилки, а титановые багажники были у всех. Можно было многое для ремонта багажников просто выкинуть из ремнабора, облегчив его вес.
После возвращения домой многие не досчитались шипов на покрышках, без потерь шипов вернулись только покрышки фэта.

Рекомендации:
Следует заблаговременно проводить ТО велосипеда, по итогам которого выполнять замену или ремонт требующих этого узлов.
Также рекомендуется отслеживать износ компонентов по их пробегу, например, посредством специальных приложений для смартфонов. Это позволяет своевременно устранять проблемы. В приложении можно настроить оповещения о сроке очередной проверки узла (в часах или километрах), чтобы не забыть вовремя проконтролировать состояние узла велосипеда, а при необходимости принять меры.
По зимним дорогам, особенно по ледовым покрытиям передвижение на велосипеде безопасно только на шипованной резине. На маршруте есть вероятность утери нескольких шипов, поэтому стоит взять в ремнабор запасные шипы для своевременной замены.

*-Случаи оказания медицинской помощи. Выводы и рекомендации медика-*
Медицинская аптечка формировалась с учётом особенностей региона, климатических условий и возможности обращения за медпомощью.
В поход было собрано две аптечки – небольшая в быстром доступе и большая, которая доставалась только вечером. В небольшой аптеке лежало некоторое количество практически каждого из препаратов или материалов, чтобы можно было своевременно начать оказывать медицинскую помощь, а уже на привале выдать участнику полный курс препарата из большой аптеки.

Особенности, повлиявшие на состав аптеки:
1) Низкие температуры.
Для предотвращения обморожений был взят вазелин «Норка», хорошо зарекомендовавший себя при зимнем катании.
Также из аптеки были по возможности исключены препараты, которые могут замерзнуть, а жидкие антисептики (перекись/хлоргексидин) были закуплены в удобной небольшой фасовке (по 10 мл) и розданы всем участникам для размещения на себе (во внутренних карманах)
2) Возможные резкие перепады температур, способствующие возникновению простудных заболеваний.
Особое внимание уделялось наличию в аптеке достаточного количества препаратов для лечения простудных заболеваний.
3) Скользкие покрытия зимних дорог, а значит вероятность получения ушибов и травм.
На маршрут были взяты в достаточном количестве мази на случай ушибов и растяжений.
4) Практически полной отсутствие аптечных пунктов на маршруте, за исключением тех населенных пунктов к которым требовался радиальный заезд (7-15 км в одну сторону). Также аптеки были на старте и за два дня до конца похода.
Ввиду высокой «аптечной» автономности состав групповой аптеки покрывал нужды группы без дозакупок препаратов.

Случаи оказания медицинской помощи:
Маршрут пройден благополучно. Серьёзных случаев заболеваний и травм участников на маршруте не было. Были падения на скользких покрытиях и как итог – синяки. Особенно доставалось участнику на узких покрышках.

*-Выводы и рекомендации финансиста-*
На весь поход было заложено 10000р безналичных и 14000р наличных на участника, а также 400000р резервных безналичных денег на группу (на случай форс-мажора). Безналичные деньги хранились у казначея на карте Мир от ВТБ. У каждого участника похода наличными деньгами было по 40000 общественных рублей.
Значительную часть расходов до похода составили продукты на весь поход. Билеты на поезд Москвы-Архангельск и обратно закупались отдельно (в смете не учитывались).

Итоги:
Наибольшей статьёй расходов оказались закупки продуктов питания (51%), кроме того много было потрачено на организацию трансферов (27%), а также проживания (15%). Также стоит отметить, что непосредственно на маршруте все закупки проходили в сельских магазинах и только в одном из них (в н.п. Пиринемь) принимали карты. Покупать билет на электричку Архангельск-Карпогоры лучше в кассе в Архангельске, иначе придётся доплатить сбор. Камеры хранения на вокзале в Архангельске полностью автоматизированы, однако на финише, перед отправлением нам удалось сдать велосипеды и вещи как негабарит, что оказалась сильно дешевле. Снимать наличные деньги в банкоматах не потребовалось.