Главная  
Характеристика пройденного маршрута Самара- Тольятти- Самара 2023 июнь, сложность: 2 к.с., руководитель: Твердов В.И., маршрутная книжка: 37/2023

*-Цели и задачи прохождения маршрута.-*

1) спортивная;
Основной целью было прохождение спортивного маршрута 2КС, участие в официальных соревнованиях и приобретение соревновательного опыта, выполнение нормативов ЕВСК и спортивный рост.
При этом участники должны были получить опыт личной и групповой подготовки, прохождения и оформления результатов похода. При преодолении препятствий 2КТ участники должны были повысить свою физическую и техническую подготовленность, укрепить свои морально-психологические качества;
2) подготовить, пройти, описать и категорировать участки маршрута, не найденный в базах (участок «Самарская Лука»);
3) пропаганда спортивного велосипедного туризма и здорового образа жизни;
4) познакомиться с природными и культурно-историческими достопримечательностями района похода;
5) активно отдохнуть.

*-Краткая общая характеристика пройденного маршрута-*

Маршрут проходил по территории Самарской области.
Условно маршрут можно разделить на несколько частей:
1) Участок по г. Самара – участок характеризуется дорогами высокого качества.
Основная задача – акклиматизация группы к региону похода, набор необходимого километража.
2) Участок по Самарской Луке – участок характеризуется дорогами от высокого до среднего качества со значительными перепадами высоты при преодолении хребта Жигулевских гор.
Основная задача – раскатка группы перед прохождением ПП по Национальному парку «Самарская Лука».
3) Участок по Национальному парку «Самарская Лука» - участок характеризуется дорогами от среднего до низкого качества.
Основная задача – прохождение ПП по Национальному парку «Самарская Лука», его исследование и описание, разведка новых велосипедных маршрутов при прохождении маршрута от н.п. Большая Рязань до н.п. Жигули. Участок повышает сложность и автономность маршрута.
4) Участок от Национального парка «Самарская Лука» до набережной г. Тольятти – участок характеризуется дорогами от высокого до среднего качества.
Основная задача – отдых и восстановление после прохождения ПП, подготовка к преодолению двух ПП, набор необходимого километража.
5) Участок набережная г. Тольятти – Ягодинский лес – участок характеризуется дорогами от среднего до низкого качества при прохождении ПП, и высокого качества между ПП.
Основная задача – прохождение 2-х ПП, их исследование и описание, отработка участниками навыков прохождения технически сложных ПП для дальнейших походов высоких категорий.
Участок повышает сложность маршрута.
6) Участок Ягодинский лес – Сокский карьер – участок характеризуется дорогами высокого качества при прохождении первой части участка и от среднего до низкого качества при прохождении ПП во второй части участка.
Основная задача – преодоление ПП, его исследование и описание, набор километража для похода 2-й кс.
7) Участок Сокский карьер – г. Самара – участок характеризуется преимущественно дорогами от среднего до низкого качества, в том числе и тропами со множеством технических препятствий от среднего до сверхнизкого качества, а также наличием локальных препятствий.
Основная задача – преодоление ПП, его исследование и описание, разведка новых маршрутов в районе пещеры братьев Греве, отработка участниками навыков прохождения технически сложных ПП для дальнейших походов высоких категорий, набор километража для похода 2 кс.
Участок повышает сложность маршрута.
8) Участок по г. Самара – участок характеризуется дорогами высокого качества.
Основная задача – плавный выход с маршрута и набор километража для похода 2 кс.

*-Новизна-*
1) Участок от н.п. Большая Рязань до н.п. Жигули через Национальный парк «Самарская Лука». Известен маршрут по трассе М5 «Урал» до Совхоза «Жигули» и дальнейшим съездом к н.п. Жигули.
Было принято решение о прохождении данного участка по грунтовому покрытию Национального парка. Несмотря на удовлетворительное состояние дорог отчетов о прохождении данного участка по территории Национального парка «Самарская Лука» в спортивном формате, в том числе и на велосипедах, не найдено.

*-Стратегия и тактика маршрута -*

Стратегия
Хорошая физическая подготовка команды позволила нам построить не простой, и при этом интересный и красивый, маршрут, насыщенный определяющими препятствиями.
Маршрут строился таким образом, чтобы в его начале группа получила необходимую раскатку и акклиматизацию, постепенно адаптировавшись к условиям спортивного похода - сложным покрытиям, режиму дня и т.п.
Определяющие препятствия чередовались с несложными асфальтовыми участками отдыха и восстановления.
Были запланированы запасные варианты на случаи отставания от графика, позволяющие, исключив из маршрута сложный участок, нагнать график на более простом без потери километража. При этом на маршруте было запланировано достаточное количество ОП, позволяющее упростить маршрут без ущерба для категории сложности похода.
Также были предусмотрены запасные варианты, исключающие из маршрута участки, которые потенциально труднопроходимы в сложных погодных условиях, а также участки, по которым наблюдался явный недостаток информации.
Дневной пробег планировался с учетом качества покрытий, рельефа и продолжительности дня.
Подготовка к походу
При подготовке маршрута нами были внимательно изучены отчеты о велопоходах по региону, а по тем районам, где велосипедных отчетов не нашлось, нами была собрана информация из других источников (авто, пеших), которых, к сожалению, было не так много. Особое внимание обращалось на наличие источников воды, возможности для стоянки, проходимость дорог, рельеф и потенциально-опасные факторы.
В соответствии с планируемой категорией сложности был прорисован трек маршрута, включающий достаточное количество определяющих и предопределяющих препятствий.
Были разработаны запасные варианты и изучены аварийные выходы с маршрута.
В навигатор и смартфон были залиты карты региона похода. А также были распечатаны бумажные карты.
Был составлен график движения и разработан график закупок в соответствии с составленной завхозом раскладкой.
В соответствии с погодными условиями было собрано снаряжение, как общественное, так и личное.
Механиком было уделено время велосипедам участников и выданы рекомендации по их подготовке к велопоходу 2 кс. К началу скаток большинство велосипедов были готовы.
Также в соответствии с условиями на маршруте были сформированы ремнабор и аптечка.
К июню группа была уже неплохо раскатана. Для всех участников были организованы совместные скатки по маршрутам с рельефом и сложными покрытиями.
Для движения по Национальному парку «Самарская Лука» заранее был согласован с Отделом рекреации и туризма по Национальному парку маршрут движения и места ночевок.
Для проживания по окончанию спортивной части в Самаре была заранее снята часть дома с баней и очень удачным расположением.
Группа была зарегистрирована в МЧС по Самарской области, который в первые два дня повонили нам раз 8.
Более подробно материалы по подготовке представлены участниками в своих разделах.

Тактика прохождения маршрута
На маршруте практиковались ранние общие подъемы. Работы по лагерю (готовка еды, установка палаток и т.п.) были распределены между участниками в первые пару дней похода, в результате чего выполнялись быстро и слаженно. Но при этом присутствовала и взаимопомощь.
Обед планировался после преодоления большей части дневного пробега. При возможном отсутствии источников воды на ночевке или обеде, вода набиралась заранее.
На сложных участках (ЛП) всегда присутствовала взаимопомощь участников. Несколько подъемов преодолевались при помощи двух участников на один велосипед.
В походе строго соблюдались все меры безопасности - как при непосредственном прохождении маршрута, так и в работах по лагерю.

Меры безопасности
• при планировании и прохождении маршрута учитывались природно-географические, климато-метеорологические и антропогенные потенциально опасные факторы;
• при подготовке маршрута собраны сведения о районе похода, изучены отчёты о велопоходах в данном районе, составлены картографические материалы, тщательно проработаны треки маршрута;
• все участники пошли предпоходный медицинский осмотр и приобрели полис добровольного медицинского страхования;
• группа зарегистрировалась в МЧС и на маршруте регулярно поддерживалась связь с сотрудниками МЧС;
• тщательно подготовлена и проверена техника и снаряжение;
• бережное отношение к ТС на маршруте, контроль их технического состояния и регулярное регламентное обслуживание;
• медицинская аптечка формировалась с учётом особенностей региона, климатических условий и возможности обращения за медпомощью;
• строго соблюдались противоэпидемиологические меры безопасности;
• соблюдался режим постепенного увеличения нагрузок;
• режим дня и график движения группы формировался в соответствии с физическим состоянием участников и погодными условиями;
• внимательно контролировалось наличие питья у участников на маршруте и возможности его пополнения;
• соблюдалась осторожность и повышенное внимание в местах возможного обитания клещей с обработкой средствами защиты;
• контролировалось состояние здоровья участников, и своевременно оказывалась возможная медикаментозная помощь;
• строго соблюдались ПДД и правила езды в группе;
• контролировалась защищённость участников от солнечного излучения;
• места ночлега выбирались исходя из бивуачных требований, погодных условий и с учётом дополнительных мер безопасности;
• строго контролировались места забора воды для приготовления пищи, при необходимости воду фильтровали;
• соблюдались санитарно-гигиенические требования при приготовлении и приёме пищи в походных условиях и правила личной гигиены;
• строго соблюдались меры пожарной безопасности. 

*-Изменения маршрута и их причины.-*

На маршруте были изменения, прописанные заранее в маршрутной книжке:
1) Участок "н.п. Самара - н.п. Рождествено- н.п. Торновое-мс1 и Мс1-н.п. Ширяево-» (40 км) был заменен на запасной вариант «г. Самара- н.п. Ширяево- Мс1 зап».
Изменение было внесено за несколько дней до начала похода в связи с объявленным пятым классов пожароопасности в заповеднике.
2) Участок «Мс5-н.п. Тольятти-мс6» был заменен на участок по Мс5-г. Тольятти- Ягодинский лес- Мс6- г.Тольятти-Мс7
Дополнительная петля была заложена, чтобы компенсировать уменьшьние маршрута в первый день.

*-Несчастные случаи и случаи оказания медицинской помощи.-*

Несчастных случаев на маршруте не было.

*-Изменение пофамильного или количественного состава участников.-*

Изменений по составу участников не было.

*-Использование на маршруте автотранспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК.-*

Использование на маршруте автотранспорта, не оговоренного при заявке маршрута не было.