Главная  
Характеристика района маршрута Монголия_23, сложность: 6 к.с., руководитель: Шмаренков А.Л., маршрутная книжка: Р23-5/602

*-Общая полезная информация-*

Монгольский Алтай— горная система в юго-восточной части Алтая, расположена на границе между Монголией и Китаем. Состоит из нескольких разделённых долинами хребтов, растянувшихся на 1000 км с юго-востока на северо-запад. Ширина изменяется от 150 км до 300 км, высшая точка — гора Мунх-Хайрхан (4362 м).
Вершины хребтов имеют платообразную форму и покрыты ледниками, общая площадь которых составляет 830 км². Большая их часть, в том числе крупнейший ледник Потанина, расположена в массиве Таван-Богдо-Ула. Хребты в основном сложены кристаллическими сланцами, порфирами, порфиритами и гранитами. На увлажнённых склонах юго-западной стороны расположены луга и леса, на сухих северо-восточных склонах — степи и полупустыни.
Горная система Монгольского Алтая на севере подходит к высокогорьям Республики Алтай, на западе и юге располагаются полупустыни и пустыни Джунгарии и Гоби, а вся северо-восточная часть системы граничит с полупустынями Котловины Больших озёр. На востоке Монгольского Алтая располагается Алаг-Нурская впадина, которая отделяет его от более низкого Гобийского Алтая (высота до 3900 м). На северо-западной конечности хребта находится озеро Канас. Юго-западные склоны Алтая покрыты пастбищами и лесами, а на северо-восточных склона горной системы экстремально сухой климат, в условиях которого расположились редкая степная растительность и полупустые засушливые районы.
На монгольском Алтае живут преимущественно казахи — севернее г. Ховд и монголы — южнее Ховда.

*-Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов-*

Маршрут проходил вдали от популярных туристических объектов Монголии, однако нам удалось увидеть немало интересных природных и исторических объектов:
- петроглифы на прибрежных скалах высокогорного (2850 м) озера, образованного рекой Их тургэн гол, на пути к перевалу Их тургэний даваа — недоступны для автотранспорта;
- хорошо сохранившиеся оленные камни в долине рек Цэцэгт гол и Шивэр гол;
- погребальные комплексы керексуры — огромные каменные кольца с курганом в середине, датирующиеся поздним бронзовым веком, в урочище Цунхэлийн эхэн ширэг у реки Хэвийн гол;
- вал Чингисхана - археологический памятник, древнее фортификационное сооружение, состоящее из вала, рва и системы городищ, протянувшееся на сотни километров по территориям Монголии, России и Китая;
- красивейший каньон реки Ховд гол, пробитый одной из крупнейших рек Монголии в горном массиве Цамбагарав, с остатками старинной дороги рядом с рекой. Мы стали последними туристами, прошедшими по каньону — сейчас китайцы активно строят ГЭС Эрдэнэбурэн, перегораживают реку на выходе из каньона и скоро там будет водохранилище;
- водопад Годжур в особо охраняемой природной зоне;
- причудливой формы скалы на подъеме к перевалу Ар хужиртын хутэл и красные скалы на пути к Эрдэнэбурэну, торчащие здаким одиноким пупырем среди бескрайней полупустыни;
- национальный парк Мунххайрхан;
- удалось понаблюдать за процессом обучения и тренировки беркутов в н.п. Мунххайрхан, а также за увлекательнейшей охотой монголов на сурка в горах Хурэн Асгын нуруу;
- огромные птичьи колонии на озере Ачит нуур;
- и много другого.

*-Варианты подъезда и отъезда-*

Точка старта нашего маршрута — пункт приема овечьей и верблюжей шерсти Баян Зурх, расположенный вблизи трассы Ховд-Булган примерно на 210-м километре от Ховда.
Вариантов подъезда к старту существует не так уж и много. Некоторые кажутся вообще фантастическими: например можно долететь самолетом или добраться поездом до столицы Монголии Улан-Батора, затем придется перелететь или доехать на автобусе или попутным транспортом до Ховда — а это более 1300 км, и в Ховде найти микроавтобус до Баян Зурх. Этот вариант рассчитан на любителей приключений у которых много свободного времени и денег.
Наиболее реальный вариант — из России через погранпереход Ташанта, что находится на Чуйском тракте, добраться до Ульгия или Ховда и затем автотранспортом — до Баян Зурх. Мы использовали следующий вариант и рекомендуем его из Москвы:
- до Домодедово из Тулы добирались на микроавтобусе участника и оставляли микрик на одной из парковок Домодедово 1park.ru, здесь уже оставляли транспорт несколько раз, улетая из Домодедово;
- самолетом авиакомпании S7 из Домодедово долетели до Барнаула. Здесь есть варианты - можно лететь из Шереметьево, но для Тулы Домодедово удобнее. Прилетать можно также в Горно-Алтайск или Новосибирск. В нашем случае Барнаул выигрывал по показателю расписание прилета - экономия времени относительно Новосибирска, и билет стоил меньше чем до Горно-Алтайска. Кампания S7 выбрана из-за наличия тарифа, на котором можно перевезти 10 кг ручной клади + 23 кг багажа и еще велосипед до 23 кг провозится бесплатно. Билет туда-обратно обошелся 35000 руб на человека, покупался в середине апреля, если бы покупался зимой — вышло бы ощутимо дешевле;
- микроавтобусом VW Transporter добрались до Ташанты. Перевозчика из Барнаула искали на АВИТО. Среди предложений оптимальным оказался вариант за 32000 руб в одну сторону. В Интернете есть предложения подброски из Барнаула через границу и по Монголии, но цена совсем неадекватная. Ехать из аэропорта Барнаула до Ташанты по Чуйскому тракту около 800 км и 10 часов, с двумя остановками на перекусить в кафе получилось почти 12 часов. В Ташанту прибыли засветло;
- около Ташанты поставили палатки, переночевали — переночевали в полевых условиях на знакомом с 2017 года месте;
- своим ходом пересекли границу. Здесь есть тонкий момент — в субботу и воскресенье погранпереход не работает, к тому же в предыдущие дни, начиная со среды погранпереход с монгольской стороны закрыт из-за нацонального ежегодного праздника. Перед переходом образуется огромная очередь из бензовозов и легковых автомобилей. В варианте с автоподброской в этой очереди можно провести полдня. Открывается переход в 9:00, велосипеды пропускаются без очереди. От Ташанты до монгольского перехода Мянгад 27 километров асфальта с перевалом Дурбэт Даба. Нужно учитывать, что на Монгольском переходе обед с 13:00 до 14:00 — можно потерять время еще;
- монгольский водитель на микроавтобусе Toyota Alphard доставил нас к точке старта Баян Зурх. Он ожидал нас сразу за пропускным пунктом. Все 4 велика закрепили на крыше автомобиля, рюкзаки убрали в салон. Водителя нам нашел казах Жанболат из города Ульгий, которого в свою очередь посоветовали нам коллеги-пешеходники. Расстояние до Баян Зурх от погранперехода чуть больше 500 км по первоклассному, недавно построенному китайцами, полностью асфальтированному шоссе. В 11:30 отъехали от погранперехода, заехали в Ульгий, где: поменяли рубли на тугрики, купили монгольскую симкарту и перекусили в столовой. Проезжая через Ховд, оставили половину купленных в России продуктов в заброску у родственников Жанболата. К Баян Зурх подъехали с последними лучами заходящего солнца. Эта подброска обошлась нам в 25000 руб.
Отъезд: после окончания маршрута в приграничном Цагааннууре, уже в сумерках добрались до погранперехода, в 30 метрах от ворот которого и заночевали в палатках. Утром пересекли границу, добрались до Ташанты, где нас уже ожидал знакомый водитель на Фольксвагене. Ночью добрались до аэропорта Барнаула, и ожидали рейса в здании. Аэропорт Барнаула, в отличии от Горно-Алтайска, на ночь не закрывается. Рейс задержали на 4 часа из-за плотного тумана, но в конце-концов мы добрались до дома без приключений.


*-Аварийные выходы с маршрута-*

Маршрут в основном проходит по местности вблизи высокогорных пастбищ, где находятся юрты чабанов. В случае экстренной ситуации возможно с помощью автотранспорта чабанов либо на лошадях эвакуироваться в населенные пункты и далее автотранспортом в крупнейший на Монгольском Алтае г. Ховд.