Первопрохождение.
Описание прохождения.
Подъём на перевал начинается в посёлке Хару от моста через реку Инд.
10 км/3663 м. Посёлок Sumdo. К нему идёт разбитый асфальт (фото 1) вперемешку с укатанной грунтовкой (фото 2 и 3).
15 км/3922 м. Посёлок Chogdo, к нему и километр за него идёт разбитая грунтовка (фото 4 и 5) вперемешку с разбитой дорогой из крупного камня (фото 6 - 8).
16 км/3972 м - 21.9 км/4666 м. Начинается тропа. До перевального взлёта, движение проходит вдоль реки (уклон от 15% и выше, педали откручиваются, рюкзак переносится за плечами): тропа хорошего качества (фото 9 - 13), чередуясь с тропой со множеством ТП (фото 16 - 19) в виде скальных выходов.
17.3 км/4025 м - 25 км/4661 м. ЛП, 19 бродов н/к (фото 27 - 32)
17.8 км/4125 м. Кемпинг с юртами. Можно поесть, переночевать, нанять гужевой транспорт.
18.1 км/4224 м - 18.6 км/4256 м. ЛП каньон 1а (фото 22).
18.8 км/4282 м - 19.2 км/4324 м. ЛП каньон 1а (фото 23).
19.9 км/4410 м - 20.6 км/4484 м. ЛП каньон 1а (фото 24, 25).
20.7 км/4513 м - 21.2 км/4562 м. ЛП каньон 1а (фото 26).
21.9 км/4666 м - 24.5 км/5256 м. ЛП перевальный взлёт 1а, осложнённый 25%-ным уклоном со скальными выходами, крупными камнями на протяжении (фото 33 - 35). Рюкзак переносится за спиной, педали у велосипеда откручены, местами приходится челночить.
22.3 км/4748 м. Место ночёвки - единственная безопасная площадка под палатки от начала тропы и до перевала. Площадка ограждена невысокой каменной стенкой. Рядом можно поставить ещё одну палатку, но уже без стенки. В сумме, две 3-хместные палатки должны влезть. Есть ручей. Далее, до конца ПП, воды набрать нет возможности.
24.5 км/5256 м. Перевал (фото 36).
24.5 км/5256 м - 26.8 км/4838 м. После перевала на спуск идёт тропа хорошего качества (фото 14 и 15) - можно ехать в седле. Последние же 885 м, до конца ПП, с большим уклоном вниз идёт тропа со множеством ТП в виде крупных камней и скальных выходов (фото 20 и 21) - можно преодолеть в седле при хороших навыках управления велосипедом. В конце ПП есть кемпинг Нималинг с юртами, местами под палатки и возможностью покушать, рядом также есть множество ровных мест, но, скорее всего, с вас всё равно попросят деньги.
Затраты времени (грязное) на прохождение ПП частями в течении трёх дней: 1 ч + 8 ч + 5 ч = 14 часов грязного времени.
Особых условий прохождения.
Прохождение самой сложной части ПП (10 км) проходило при минусовых и околонулевых температурах, от -9 до +6 градусов без учёта силы ветра.
Возможные опасности и меры безопасности.
Большое количество бродов – при высокой температуре или обильных осадках в узких местах каньона могут возникнуть проблемы переправой, может понадобится коллективная страховка или навешивание перил. Мы проходили в пасмурную погоду без осадков – все броды относились к н/к.
Возможность камнепадов – на грунтовых склонах или в каньонах возможны камнепады. Поэтому шлемы снимать не стоит, а также стоит смотреть на склоны (к тому же они красивые).
Узкие тропы по отвесным склонам – часто навстречу попадаются пешие группы в сопровождении гужевого транспорта (они преимущественно идут с другой стороны, пешим туристам так удобнее в связи с профилем рельефа). Лошади боятся велосипедистов, поэтому приходилось затаскивать велосипеды повыше на склон, чтобы пропустить группу.
Большая высота – на момент прохождения данного перевала минимальная освоенная высота должна быть 4250 м, в идеале выше. В нашей группе ежедневно дважды в день (а порой и дополнительно в процессе передвижения) проводился мониторинг состояния группы на предмет выявления признаков Горной болезни, для принятия конкретных мер по улучшению состояния участников.
Тактика прохождения.
Был изучен профиль рельефа, и принято решение двигаться именно в этом направлении, потому что на пешей тропе уклон 25% (с нашей стороны перевала) или 15% (с обратной стороны перевала) не имеет значения – вверх рюкзак придётся нести на себе в любом случае. Зато вниз, по 15-типроцентному уклону, будет возможность ехать, к тому же, с другой стороны перевала просматривалась тропа значительно лучшего качества и продолжалась на несколько десятков километров.
К моменту прохождения ПП основная часть акклиматизации была пройдена – высота освоена до 4700 м включительно, пройден автомобильный перевал 5350 м. Мы перемещались по автономным участкам с минимальным необходимым снаряжением, что позволяло уменьшить вес рюкзаков до 10/8 кг на мужчину/женщину (списки снаряжения, ремнабора и аптечки будут указаны в отчёте).
Тактика прохождения ПП себя оправдала, но всё равно приходилось часто носить рюкзак за плечами. Однако, даже при таком весе рюкзаков приходилось нести рюкзаки за спиной, а, порой, и челночить. Тем не менее, средняя скорость передвижения была значительно выше (чем при полноразмерных рюкзаках), а также эмоциональное и физическое состояние участников позволяла вечером (на высоте 4700 м) дружно принимать участие в логических играх.
Малый вес рюкзаков на спусках позволял кататься в удовольствие даже по самому плохому покрытию, тем самым ещё больше увеличивая среднюю скорость.
Дополнительные полезные сведения.
Перед п. Sumdo можно поставить палатку справа от дороги в кустах у реки (33°51'16.86"С, 77°42'42.67"В). В посёлке есть вертолётная площадка (33°51'18.49"С, 77°42'24.23"В - вертолёта не видели и не слышали). Также есть хоумстэй (33°51'14.76"С, 77°42'27.48"В), у хозяина есть джип-пикап, на котором он запросто увезёт пятерых участников (в тесноте, но не в обиде) с велосипедами и рюкзаками в любую точку Джамму и Кашмир (за деньги).
Магазинов на ПП нет, с водой проблем тоже нет (если нет паводка, вода в реке чистая), воду пили из речки в каньоне. Вода постоянно в шаговой доступности, вплоть до вышеуказанной палаточной стоянки перед перевалом. От палаточной стоянки до конца ПП воды нет.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 4400 | Асфальт/бетон, дорога разбитая, сухая | 1.20 | фото 1 |
2 | 5305 | Грунт, дорога укатанная, сухая | 1.40 | фото 2, 3 |
3 | 2575 | Крупный камень, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 6 - 8 |
4 | 3551 | Грунт, тропа хорошего качества, сухая | 1.90 | фото 9 - 15 |
5 | 3280 | Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | фото 16 - 21 |
6 | 3020 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 4, 5 |
7 | 2100 | ЛП | - | фото 22 - 26 |
8 | 2540 | ЛП | - | фото 33 - 35 |
saemel Емельянов Сергей Алексеевич Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
25 ноября 2019 года в 16:51 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
21 ноября 2019 года в 09:27 |
Антон, измени название в соответствии с требованием п. 3.1.2.2 | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
21 ноября 2019 года в 09:22 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
20 ноября 2019 года в 06:21 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
19 ноября 2019 года в 15:39 |
Согласно данным ЕВСКТМ найденым на сайте http://www.kramar.ru/edinaya-vserossijskaya-sportivnaya-klassifikaciya-turistskix-marshrutov-evsktm/ на высокогорье выше 2500 м, коэффициент "Сезонность" = 1.1 минимум. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
19 ноября 2019 года в 00:03 |
Указал. Прохождение самой сложной части ПП (10 км) проходило при минусовых и околонулевых температурах, от -9 до +6 градусов без учёта силы ветра. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
18 ноября 2019 года в 09:20 |
Укажите в описании причину выставления сезонного фактора С=1,1 | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 13:06 |
Почему на других ПП не стоит "межсезонье" - потому что большая часть ПП проходилась при температурах выше 10 градусов из-за более низкой высоты. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 12:59 |
Антон, выдержка из Регламента была для вашего случая - у вас были аномальные для данного времени года условия. У нас только первые 3 часа температура превышала 10 градусов, далее от -9 утром до +7 днём, без учёта силы ветра. Для данного региона в данное время года такая температура - норма. Поэтому никакой аномалии тут нет, как и описания. Если есть необходимость, могу указать температуру в описании. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 12:52 |
Если мои ответы показались резкими, прошу прощения - никого не хотел обидеть. Прошу в дальнейшем более конкретизировать замечания и просьбы, чтобы не тратить наше общее время на лишние диалоги. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 ноября 2019 года в 09:11 |
При этом в тех. описании ПП про аномальность погодных условий ничего не сказано. Сказано наоборот, что особых условий прохождения не было. А какая температура была у вас днём? | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 ноября 2019 года в 07:30 |
Сергей, я же всего лишь спросил, чем обоснован выбор межсезонья. Сравниваю с другими районами потому, что в данном районе сам не был. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 01:50 |
И давайте рассматривать ПП опираясь на официальный регламент категорирования, а не "у тех вот так", "а у нас вот так было". 4.14.2 Если на момент прохождения ПП были аномальные для данного района погодныеусловия, то допускается повысить С в соответствии с реальными условиями. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 01:15 |
Странно вы сравниваете один регион, то с Непалом, то с Памиром. Если летом в данном регионе минусовая температура - скорее редкость, то осенью - норма. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 01:13 |
Этот вопрос вам лучше задавать не мне. Но разница между прохождением ПП в +25 и в 0 очевидна. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 ноября 2019 года в 01:06 |
А как тогда может быть, что часть ПП одного маршрута пройдена в благоприятном сезоне, а другая часть - в межсезонье? Мне кажется, здесь неправильно трактуется понятие сезона. Например, у нас в Памире в августе был даже минус по ночам, а один раз даже снегом занесло. Но сезон был благоприятный. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 00:20 |
Благоприятные условия можете посмотреть у Сергея Козинова, прошедшего веломаршрут в том регионе в июле-августе 2017-го года. У них ночью была наша дневная температура. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
13 ноября 2019 года в 00:11 |
В остальных - это в 2698? В остальных 6 ПП стоят благоприятные условия. Я не знаю, что было у Романова, но не считаю благоприятными условиями прохождение большей части ПП при температурах близких к 0. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 ноября 2019 года в 00:02 |
А почему в этом и остальных ПП сезон указан как межсезонье? Чем обусловлен выбор? Вот Романов в Гималаях в прошлом году даже в октябре был и описал сезон как благоприятный... | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
12 ноября 2019 года в 20:46 |
Исправил: 16-18 сентября. | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
12 ноября 2019 года в 20:29 |
_ПП проходили частями в 3 дня_ А в строке "Дата прохождения" указано 17-18, то есть в два? | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
12 ноября 2019 года в 19:33 |
В описании привязку к километражу сделал. Время указал. Прошу рассмотреть. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
12 ноября 2019 года в 18:31 |
ПП проходили частями в 3 дня. Вам какое время прохождения нужно: в часах, в днях, в чистом ходовом или грязном? Привязку делать к чему: к началу ПП, к началу дня, к началу маршрута? | |
Rusakov Русаков Сергей Статус: пользователь Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ РТ (Татарстан) |
12 ноября 2019 года в 17:41 |
Хотелось бы в описании видеть привязку по километражу и высоте характерных точек ПП (речки, ЛП, изменение рельефа, перевала . . .) , Время подъема и спуска. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
12 ноября 2019 года в 00:17 |
#ОТКАЗ#_Не имею полномочий подписывать 6кт. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
11 ноября 2019 года в 23:59 |
Отправил ПП на согласование. | |
SSV1983 Шонин Сергей Статус: пользователь |
11 ноября 2019 года в 18:57 |
Хорошо, понял. Пока что есть проблемы с описанием. Оно подробное и его не сохранить в данном сервисе. Антон в курсе. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
11 ноября 2019 года в 18:51 |
Как будет готово описание, отправляйте на согласование Караваеву (Волгоград), Емельянову (Москва), Журавлеву (Москва) и Русакову (Татарстан) | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
11 ноября 2019 года в 11:33 |
не забудьте, когда описание будет готово, написать здесь "выполнено" | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
11 ноября 2019 года в 09:22 |
В принципе замечаний нет, доделывайте описание, и будем утверждать. |