Сведения о препятствии |
Параметры препятствия |
Состояние трека: | очищен |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
Количество точек: | ... |
Усреднённый интервал: | ... |
Общее ходовое время: | ... |
Чистое ходовое время: | ... |
Общая скорость движения: | ... |
Средняя ходовая скорость: | ... |
Протяжённое препятствие представляет собой траверс Чулышманского хребта в направлении с севера на юг (на некоторых картах обозначается как Улаганское нагорье). Первая часть ПП (приблизительно до 27-го км) давно и часто посещается велотуристами - здесь находятся популярный перевал Кату-Ярык и дорога на п. Балыктуюль. О прохождении остальной части ПП сведений нет. Таким образом, бОльшая часть ПП является первопрохождением.
Препятствие начинается у р. Чулышман, здесь в настоящее время располагается турбаза, имеются места для установки палаток, навесы для укрывания от дождя и т.п. От турбазы вверх серпантином уходит разбитая каменистая дорога, узкая и пыльная (фото 1,2). Подъём на велосипеде возможен, но затруднён значительным уклоном (до 20%) и сильным автотраффиком в обе стороны (разъехаться двум машинам можно далеко не везде). На вершине серпантина находится смотровая площадка, палатка с газировкой и мороженым и кафе. Место очень популярное, здесь всегда толпы туристов. От смотровой площадки продолжается гравийная дорога (фото 3,4), которая траверсирует отрог хребта, проходя через урочища Тураля и Межелик. Не доезжая примерно 8 км до п. Балыктуюль, сворачиваем влево на разбитую грунтовую дорогу (фото 5) и пересекаем вброд р. Бол. Улаган (фото 6, переправа н/к). За рекой отыскали место для ночлега в роще.
Наутро продолжаем движение по разбитой грунтовой дороге (фото 7,9) в сторону озёр Тодин и Узун. Дорога в лесной зоне становится чуть более каменистая. На въезде в лес имеется родник (фото 8).
После заезда к оз. Тодин (в озере можно искупаться и порыбачить) продолжаем траверсировать хребет. В межозёрной зоне дорога по-прежнему грунтовая разбитая, травянистая (фото 10), но со въездом в лес резко ухудшается - начинаются короткие заболоченные участки, небольшие броды, корни, камни, локальные завалы, глубокие колеи (фото 11,12). Через некоторое время уклон сильно возрастает, дорога становится более каменистой (фото 13,14).
С выездом из лесной зоны уклон выполаживается, улучшается и качество дороги (фото 15). Основная дорога уходит выше в горы, мы же сворачиваем правее на тропу. Последующий участок движения по тропе, проходящий через верховья р. Елтушер, пересекающий локальную седловину у вершины 2389,4 м и заканчивающийся в заросшей кустарником долине р. Карамёш (длина участка 6 км), можно условно поделить пополам между тропой хорошего качества (фото 17,18) и тропой с ТП (фото 16,19,20).
В верховьях долины р. Карамёш тропа упёрлась в кустарник, преодолеваем в режиме ЛП (фото 22), заодно переходим р. Карамёш, текущую среди кустов (фото 23). По той стороне долины идёт тропа среди кустарников, но ехать можно (фото 24).
Не доезжая километров трёх до впадения р. Карамёш в р. Ярлу снова упёрлись в протяжённый кустарник, тропы не видно, преодолеваем в режиме ЛП после проведения разведки (фото 25). Затем снова вышли на полузаросшую тропу (фото 26), которая идёт до р. Ярлу.
Перебродив р. Ярлу (фото 27, переправа 1а), вышли на тропу (фото 28), у озера Чейбоккёль перешедшую в сносную разбитую грунтовку (фото 29). Из озера вытекает р. Саратан, перешли её (фото 30, переправа н/к) и продолжили движение вниз по дороге вдоль русла р. Саратан. На дороге встречаются неплохие участки (фото 31,32), но большей частью это разбитая грунтовка (фото 33,34). У места впадения р. Анаяк в р. Саратан заночевали.
Последние примерно 2,5 километра представляют собой крутой спуск по разбитой каменистой дороге (фото 35,36) в п. Саратан, где у выезда на дорогу вдоль р. Башкаус препятствие закончилось.
Препятствие полностью автономно, о наличии магазинов в п. Саратан сведений нет.
Движение автотранспорта на участке р. Чулышман - отворот влево в сторону оз. Тодин довольно интенсивное, особенно на серпантине перевала Кату-Ярык. На участке до оз. Тодин встретился один автомобиль (по-видимому, охотники на УАЗе) и один мотоциклист-рыбак. На участке от оз. Чейбоккёль движение очень редкое, примерно 1 автомобиль в 3 часа. На остальной части ПП движение отсутствует.
Мест для самостоятельных ночевок достаточно.
Препятствие находится в горно-лесной зоне. Выше 2000 м находится гольцовая зона, протяжённость ПП в данной зоне - 9 км, что обуславливает показатель Г=1.11.
Источниками питьевой воды являются реки и ручьи, текущие с гор.
Климат резко континентальный, характерны большие перепады суточных температур. Летние температуры могут подниматься до +30°С, зимние - опускаться до −50°С. В среднем осадков выпадает от 250 до 600 мм в год, в зависимости от высоты и рельефа. В летнее время температура в среднем составляет +15…+19°С.
Препятствие включает в себя несколько локальных препятствий, преодоление которых требует хорошего владения соответствующими навыками. Препятствие требует хорошей физической, психологической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и снаряжения.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 6162 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 1,2,35,36 |
2 | 22800 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | Фото 3,4 |
3 | 21100 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 5,7,8,9,10,29,33,34 |
4 | 8100 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 11,12,15,16,19,20,24,26,28 |
5 | 2000 | Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 13,14 |
6 | 3000 | Грунт, тропа хорошего качества, сухая | 1.90 | Фото 17,18 |
7 | 400 | ЛП | - | Фото 22,23 |
8 | 800 | ЛП | - | Фото 25 |
9 | 3000 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | Фото 31,32 |
saemel Емельянов Сергей Алексеевич Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
22 января 2021 года в 11:23 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
22 января 2021 года в 00:05 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
21 января 2021 года в 11:49 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
20 января 2021 года в 12:30 |
Да, ошибочка вышла при объединении строк. Исправил | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
20 января 2021 года в 10:46 |
А на фото 17 не тропа разве? | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
20 января 2021 года в 00:48 |
Поправил | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
19 января 2021 года в 12:47 |
Я готов подписать прямо сейчас, но если ПП будет переделываться, то пока смысла не вижу | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
19 января 2021 года в 11:02 |
Антон, напоминаю - что готов подписать, но прошу упростить таблицу в расчете - объединить одинаковые покрытия... | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
14 января 2021 года в 17:02 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
11 января 2021 года в 00:09 |
_Андрей, ты видно не увидел - это совсем другое препятствие..._ Да, уже запутался :о)) | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 23:04 |
В расчете совершенно не читается, когда куча повторяющихся покрытий - совершенно не понятно сколько чего было в итоге... а пользоваться этой таблицей при подготовке и прохождении без слов перед глазами тоже не удобно - так что сведи все одинаковые покрытия вместе, а описание, если не хочешь - не переделывай... я так подписать готов. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 22:52 |
Дим, у меня в описании всё повествование привязано к географическим объектам - рекам, озёрам, перевалам. Где необходимо - я даю относительные расстояния от каких-либо объектов (например, «Не доезжая примерно 8 км до п. Балыктуюль» или «Не доезжая километров трёх до впадения р. Карамёш в р. Ярлу». Всё остальное хорошо и так читается по описанию, глядя на карту. Ну и как раз исходя из того, что ПП новое и интересное, решил подробнее расписать все типы покрытий в расчёте. А тропу х/к на ТП уже поправил. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 22:42 |
Андрей, ты видно не увидел - это совсем другое препятствие... мы шли по другому - это вообще первопрохождение в большей части - его нужно утверждать - именно по этому и прошу расписать поподробнее... хотя настаивать не буду - после того как изменит тропу х/к на ТП - могу подписать... | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 22:32 |
Дима, а зачем Антону это? У него же согласование для отчета, а не согласование на эталон. Твое же решили эталонным делать. А, типа, руку набить, так я уверен, что Антон сможет сделать в случае необходимости. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 22:27 |
да мы не требовали расписывать... но это простенькие препятствия... а это новое, сложное и интересное ПП, которое в будущем очень возможно будет использоваться другими группами... Посмотри как Андрей сделал паспорт по перевалу Кыгым... я кстати и не прошу подробно расписывать каждый чих по метрам... но в общем как то так хотелось бы увидеть: типа сначала приблизительно 10 км идет разбитая дорога, крупный камень чередуется грунтом, потом 5 км идет тропа разного качества, в середине которой 500 м ЛП и т.д. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 22:17 |
На фото 28 не колеи, это две сонаправленных тропы :) расстояние между "колеями" не одинаковое на разных частях. Но могу переделать в тропу с ТП. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 22:09 |
у нас тоже сухо было, но грунт вот: http://velotrex.ru/images/1597934534_5f3e8bc6066e5.JPG возможно у вас укатали уже... согласен на оставить так... | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 22:04 |
Дим, могу объединить одинаковые покрытия в таблице Кпк) Переносить же протяжённости каждого вида говна в описание смысла не вижу. Мы такого раньше и не требовали ни от кого. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 21:57 |
На Кату-Ярыке грунтовых участков не помню, но может и были. У нас было сухо, поэтому грунт и камень в целом неразличимы по виду. В любом случае Кпк тот же, а фото грунтов у меня нет, поэтому предлагаю оставить так. Посмотрел фотки 2012 года, там тоже нет грунта, всё - камень. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 21:51 |
я имел ввиду не дублировать, а в описании указать, а в расчете как раз убрать и соединить одинаковые виды в одну строчку - так нагляднее будет сколько пройдено по тропе, сколько по грунту и т.д., сколько видов покрытий... это расчет... а описание можно скопировать себе и взять с собой на маршрут, а так придется копировать и то и другое - ИМХО... ну и потом мы раньше так всегда требовали с других... | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 21:45 |
б). по покрытиям: 1. мне кажется на подъеме на Кату-Ярык был явно грунтовый участок, а не только камень... 2. на фото 28 по моему явно просматривается две колеи - это на мой взгляд не тропа, ну и если тропа, то уж точно не хорошего качества. | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
10 января 2021 года в 21:28 |
Дима, а в чём смысл в описании дублировать протяжённость каждого покрытия? Она же как раз указана в таблице, а также в хронометраже (тех. описании) маршрута. Для случаев, где нужно указать экспертно соотношение разных типов покрытия - да, протяжённость привести стоит. В остальных случаях двойная работа получается. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
10 января 2021 года в 21:12 |
а). Мне все таки кажется это плохой вариант расписывать все покрытия по порядку в расчете... это нужно делать в описании с указанием протяженности... а в расчете суммарные строчки по покрытиям, чтобы было наглядно видно и не рябило в глазах. |