Сведения о препятствии |
Параметры препятствия |
Состояние трека: | очищен |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
Количество точек: | ... |
Усреднённый интервал: | ... |
Общее ходовое время: | ... |
Чистое ходовое время: | ... |
Общая скорость движения: | ... |
Средняя ходовая скорость: | ... |
Препятствие начинается за туннелем Миатлинской ГЭС недалеко от плотины через реку Сулак (через КПП и туннель ГЭС велосипедистов не пустили, это участок мы проехали на автомобиле). От туннеля идет пыльная щебенистая дорога (фото 1), но в основном она разбитая (фото 2, 3, 5) из-за интенсивного автомобильного трафика. Начиная с отметки ~ 10,3 км въезжаем в посёлок Зубутли. По посёлку проходит укатанная грунтовая дорога (фото 6), которая через 350 метров превращается в щебень х/к (фото 7), чередующийся с грунтовым хорошего качества (фото 8), грунтового больше. Вечером и всю ночью шел дождь, покрытия стали мокрые (фото 10, 11, 13). Грунт налипает на колёса и трансмиссию, постоянно приходиться останавливаться и очищать (фото 12). На отметке ~ 13,53 км есть примыкание дороги которая идёт на смотровую площадку, наша группа разведку данного участка не делала, но судя по космоснимкам она более накатанная (рациональнее по ней осуществлять подъём на хребет). Начиная с отметки ~ 14,40 км дорога хорошего качества заканчивается, сворачиваем на еле заметную заросшую дорогу с множественными техническими препятствиями (фото 14, 15), местами она совсем заросла и превратилась в тропу (фото 16), приходится буквально прорубать себе дорогу через заросли (длина около 100 метров). Местами на пути встречаются поваленные деревья (фото 17) и участки по которым вполне можно свободно передвигаться (фото 18). Так как дорогой давно не пользуются часть дороги обвалилась, на пути попадаются крупные камни, которые необходимо обходить (фото 19, 20). На отметке ~ 17,34 км, тропа с ТП превращается в камень хорошего качества (фото 21, 22), такое покрытие сохраняется до отметки ~ 19,22 км. Дальше покрытие превращается в мокрый разбитый грунт (фото 23, 24), который налипает на колеса и трансмиссию (стараемся двигаться по траве сбоку). Начиная с отметки ~ 22,86 км качество покрытия улучшается, но тип не меняется (фото 25). В наивысшей точке препятствия (г. Артабак) есть небольшое укрытие от дождя (что-то типа автобусной остановки, фото 26). Спуск с хребта тоже грунтовый хорошего качества (фото 27), который чередуется с разбитым (фото 28), укатанного больше. Перед поселком Дылым качество покрытия улучшается, но всё также грунт (фото 29), начиная с отметки ~ 33 км, грунт превращается в асфальт хорошего качества (фото 30-32). На отметке ~ 40,68 км спускаемся к реке Саласу, покрытие щебень хорошего качества (фото 33), на подъем от реки покрытие также не меняется (фото 34). В поселке Калининаул асфальт хорошего качества (фото 35), который меняется на укатанный щебень (фото 36) и продолжается до конца препятствия. Заканчивается препятствие около моста через реку Акташ. Данное препятствие рекомендуем проходить в обратную сторону, чтобы участок с ТП был спуском (тогда ПП будет браться практически всё в седле).
Препятствие не является автономным. Магазины присутствуют в поселках: Зубутли (на момент прохождения он был закрыт по причине религиозного праздника "Ураза Байрам", при планировании это необходимо учитывать), Гуни, Дылым, Калининаул.
Хорошие места для ночевки:
Мы ночевали на подъеме, отметка ~ 12,5 км трека (фото 9, недалеко от дороги, воду набирали из отверстия в водопроводной трубе)
~ 14,36 км трека рядом с дорогой, есть плоская площадка (воду необходимо набирать заранее, в пос. Зубутли);
в интервале от ~ 17,34 км до ~ 19,2 км трека (воду необходимо набирать заранее, в пос. Зубутли);
Воду можно купить в магазинах.
Автомобильный трафик от начала ПП и до Зубутли - интенсивный, от Зубутли и до отметки ~ 22,86 км отсутствовал, после - низкий/средний.
На данном ПП есть несколько достопримечательностей: плотина Миатлинской ГЭС (фото 4) и вид на Сулакский каньон (фото 37).
Препятствие преодолевается в седле при наличии соответствующей техники на всем протяжении, но необходимо соблюдать осторожность на крутых спусках. Так же при неблагоприятных погодных условиях грунт быстро раскисает и движение в седле для не подготовленных групп может представлять большую трудность. Так как часть препятствия проходит по дорогам общественного пользования следует обратить особое внимание на соблюдение ПДД. Наиболее благоприятные месяцы года для прохождения данного препятствия с конца мая и до конца сентября.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 8680 | Асфальт/бетон, дорога в хорошем состоянии, сухая | 0.80 | Фото 30-32, 35 |
2 | 9300 | Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая | 1.40 | Фото 2, 3, 5 |
3 | 6620 | Грунт, дорога разбитая, мокрая | 2.40 | Фото 23, 24, 28 |
4 | 1920 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | Фото 21, 22 |
5 | 2000 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, мокрая | 1.80 | Фото 10, 11, 13 |
6 | 2840 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 14, 15, 17-20 |
7 | 100 | ЛП | - | Фото 16 |
8 | 3200 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | Фото 1, 7, 33, 34, 36 |
9 | 8501 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.40 | Фото 6, 8, 25, 27, 29 |
sswoman Чернецова Светлана Юрьевна Статус: модератор Полномочия: 3 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
16 февраля 2023 года в 10:56 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
16 февраля 2023 года в 10:02 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
16 февраля 2023 года в 09:55 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
zaitsev88 Зайцев Сергей Статус: пользователь |
15 февраля 2023 года в 23:06 |
Загрузил новый трек, исправил. Начало ПП у нас не от моста через р. Сулак а за туннелем ГЭС. В описании это объяснил. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
15 февраля 2023 года в 09:34 |
Еще раз посмотрел... давайте сделаем как говорил Саша - в принципе не противоречит на мой взгляд Методике. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
14 февраля 2023 года в 11:45 |
#ОТКАЗ#_Река в этом месте уже на 200 метров ниже по вертикали! Коллеги, я категорически не согласен с Вами по поводу границ этого препятствия. Решайте сами. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
14 февраля 2023 года в 11:12 |
Там где ты закончил, то есть с момента начала подъема вдоль р. Чирал. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
14 февраля 2023 года в 07:39 |
https://nakarte.me/#m=14/43.02746/46.79931&l=Ocm&nktl=l4gWwxkicOl4aYALOo5O4w а если бы они поехали вот по этой дороге, то где бы препятствие по вашему начиналось??? | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 18:00 |
Здесь высота не важна - главное группа сначала движется по ущелью между двумя хребтами, а потом резко уходит от реки пересекая хребет... Конец препятствия можно и так и так - обе речки являются притоками разделяющими хребет - на мой взгляд не принципиально... | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 февраля 2023 года в 15:24 |
Трек начинается на высоте 250 м над уровнем моря, урез реки в этом месте 142,5 метра над уровнем моря. т.е. по вашему начало подъема на перевал на 100 метров выше реки? Тоже и по концу препятствия - трек на берег реки не выходит. Можно только разве что на первой реке закончить (31,3 км) | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 15:24 |
р.Теренгултар течет с данного хребта и на разделяет даже отроги, так что не суть важно, спуск вдоль нее допускается. | |
Shakesbeer Ванягин Александр Александрович Статус: пользователь Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 15:23 |
https://nakarte.me/#m=15/43.03358/46.69432&l=P&nktl=rmH2YUrjUScZvAbixaNE_g | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 15:14 |
р.Теренгултар течет с данного хребта и на разделяет даже отроги, так что не суть важно. | |
Shakesbeer Ванягин Александр Александрович Статус: пользователь Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 15:10 |
Но ведь р.Теренгултар течет не с этого перевала. По идее концом ПП должно быть место впадения того, что течет с перевала в эту реку. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 15:03 |
Я наверное поддержу автора по границам - если это перевал, то границы определены правильно - от реки до реки, причем подъем идет тоже вдоль реки... Саша, аналог перевал Тоссор... Конечно можно это препятствие переклассифицировать в траверс, тогда нужно начинать от моста - если нет резкого изменения типа дороги, возможно это будет целесообразно... Нужно прикинуть, какая категория будет на траверсе, и какая на чистом перевале... | |
Shakesbeer Ванягин Александр Александрович Статус: пользователь Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 13:58 |
Технически к Сулаку ведут две дороги - к пристани и к пешеходному мосту. Но таких ПП множество, где граница не четко на пересечении реки, а у выезда на дорогу или в населенный пункт какой-нибудь. Но по смыслу, я считаю все верно. Есть два водных бассейна, один из них р. Сулак и в Зубутли минимальное расстояние до воды. | |
Shakesbeer Ванягин Александр Александрович Статус: пользователь Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 13:48 |
Я бы еще добавил в описание, что есть более наезженная дорога на подъем через смотровую площадку. А по указанному пути рациональнее это ПП в обратную сторону проходить, чтобы ТП на спуске были, тогда точно почти все ПП в седле преодолимо будет. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
13 февраля 2023 года в 13:47 |
Ну вот не убедили. Дорога к реке в Зубутли не подходит, на мой взгляд подъем на перевал начинается от моста через реку | |
Shakesbeer Ванягин Александр Александрович Статус: пользователь Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
13 февраля 2023 года в 13:45 |
Препятствие поднимается по ущелью р. Чирал, которая впадает в Сулак. По идее от впадения и нужно начинать ПП. Это ~700 м от начала трека, где равномерный подъем начинается. А вот где заканчивать ПП вопрос более интересный. Скорее всего финиш должен быть на р Теренгултар ~19.5 км трека, т.к. она является бассейном стока ряда рек текущих с перевала. На карте Гугл террейн хорошо это видно. | |
zaitsev88 Зайцев Сергей Статус: пользователь |
12 февраля 2023 года в 18:34 |
Подъем от Ново-Зубутли https://disk.yandex.ru/i/5JuS-GPqZf0wsA . Перевал через гору Ортабак https://disk.yandex.ru/i/R-Xab-RZ-I3CKw . Брал практически самую низкую точку от реки Сулак. | |
zaitsev88 Зайцев Сергей Статус: пользователь |
12 февраля 2023 года в 18:28 |
От Ново-Зубутли идет подъем по ущелью. Сам подъем на перевал начинается от реки в Зубутли. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
12 февраля 2023 года в 16:59 |
Почему не от Ново-Зубутли? Можешь обосновать |