Описание протяжённого препятствия
Возвращаемся немного назад и сворачиваем [RAZV28] на мост через Баксан, за которым, свернув налево [RAZV29], выезжаем на щебеночный серпантин перевала Джаурген. Проезжаем мимо руин горно-обогатительного комбината, бывшего когда-то градообразующим предприятием Тырныауза. Дорога поднимается по склону бесчисленными витками серпантина, уклон очень щадящий и практически везде можно ехать, покрытие тоже неплохое. По факту, это оказался самый велосипедный перевал всего похода, побольше бы таких. Погода солнечная, но не жарко - с утра было градусов 10, днем потеплело до 15-18. Город постепенно удаляется, но виден еще очень долго и наглядно показывает, как высоко мы забрались.
В середине подъема есть важная развилка [RAZV30] - влево идет тупиковая дорога выше по этому же склону, а наша уходит направо на другой склон горы. Хотя серпантин достаточно разветвленный, есть много разных свертков, но основное направление обычно определяется легко. Кроме того, с середины подъема начинают попадаться заброшенные шахты, в которых добывали вольфрамовую и молибденовую руду (точки [MINE1] и [MINE2] - лишь немногие из них, в которые мы заходили). Некоторые тоннели отходят прямо от нашей дороги, до некоторых нужно идти специально. Очень интересное место для любителей заброшек.
С высоты 2200 м идет небольшой сброс и дорога переходит на другой склон. Отсюда хорошо видны остатки шахт на противоположном склоне и идущий к ним старый серпантин. У Сереги срезало болт крепления багажника, а у Женьки опасно протерлась покрышка вдоль обода и грозит рвануть. На высоте около 2500 м нашли чистый родник и пообедали.
К 15 часам забираемся на перевал Джаурген [DZHAURG]. Перевал снова неправильный - высшая точка находится на склоне, а затем дорога спускается с нее на седловину. На перевал можно заехать и другим путем - есть еще один серпантин, идущий по левому склону урочища Чатбаши, но что-то мне подсказывает, что там подъем будет круче. Наверху ледяной ветер, поэтому долго не рассиживаемся и начинаем спускаться в долину р.Ташорун. Дорога нормальная, есть небольшие локальные подъемы. Справа снова открывается вид на "Тёщины зубы", а впереди виден наш следующий перевал Шаукол. Пересекаем несколько боковых долин с ручьями, на последнем из них встаем на стоянку. Местность здесь совершенно безлесая и холодно - вечером температура опустилась до +4.
Ночевка на высоте 2383 м [CAMP15].
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 32.008 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.32
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 32008 м
Характеристика покрытия
Открыть быстрый просмотр фото
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 5400 | Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая | 1.40 | фото1 |
2 | 26608 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | ? |
Кпк = 1.23
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 1797 м
Кнв = 1.90
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 9.17%
Средний уклон спусков: 7.90%
Ккр = 2.06
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Кавказ
Средневзвешенная высота: 2191.19 м
Кв = 1.28
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор:
Г = 1.16
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.32 * 1.23 * 1.90 * 2.06 * 1.28 * 1.00 * 1.16 = 9.44
Препятствие соответствует IV категории трудности
Балльное значение КТ и диапазон его зависимости от состояния покрытий:
KT = 9.44
KT max = 10.97
KT min = 9.44