Протяженное препятствие (ПП) является достаточно популярным и вело- и мототуристов – на интернет-просторах часто попадаются фото- и видеоматериалы, на которых изображено прохождение своеобразной и красивой тропы над Катунью. Однако еще не попадалось расчетов этого участка для определения сложности ПП велотуристского маршрута.
Логично определить границы ПП как участок маршрута исключительно по ущелью реки Катунь (оно в этой части Алтая хорошо просматривается на картах мелких масштабов), поэтому начинается препятствие на въезде в ущелье – от моста через р. Катунь (фото 01) недалеко от места, где Катунь впадает в Чую, то есть там, где катуньское ущелье врезается в чуйское. Конец ПП взят на выходе из катуньского ущелья близ ур. Сухой Лог, после скромного двойного холма на дороге, идущей параллельно пер. Катандинское седло (обозначен на топографических картах). Примечательно, что на картах ОSM этот двойной холм на дороге также носит название Катандинское седло (см. соответствующую схему). ПП заканчивается на въезде в Уймонскую степь, где покрытие переходит в асфальтовое.
В начале ПП, от моста через р. Катунь начинается подъем (~9%) по мелко- и крупнокаменистой (фото 02) автомобильной дороге Р373, в первой половине подъема – по серпантину. Набор составляет примерно 200 м, после чего идет небольшой ровный участок (фото 03, 04), а затем начинается (точка 1) такой же длинный, как и набор, спуск к Катуни (фото 05, 06) в южном направлении по разбитому мелкому камню (грейдеру). На спуске открываются великолепные виды. К селу Инегень дорога превращается в хорошую грунтовую (фото 08), а за селом на ней начинают попадаться разбитые участки (фото 07). До с. Инегеня более-менее полого. После села начинается продолжительный набор высоты (~9%, набора ~150 м), далее небольшое выполаживание (примерно до 3-5%), но набор все равно присутствует. Здесь дорога представляет собой грунтовку, частично хорошую, частично разбитую, местами с бродами (фото 09), проезжаемыми в седле. В результате, до самой верхней точки участка (точка 2) высота увеличивается на 200 м.
С точки 2 начинается крутой спуск (12-15%) к р. Катунь по очень разбитой грунтовке с колеями, «сыпухой» и крупными «живыми» камнями (фото 10), в силу чего ехать не получается – надо аккуратно свозить велосипеды. Сброса происходит примерно 150 м. Здесь не рискуют ездить даже джиперы, предпочитая объезжать спуск, делая петельку несколько восточнее. После спуска начинается каменистая дорога с перемежающимися участками мелких и крупных камней (фото 11). Но длится она недолго (примерно 1 км): в точке 4 происходит резкий переход в крупнокаменистую тропу (фото 12) со множеством технических препятствий (ТП). Тропа известна также, как Тюнгурская или Катуньская.
Тропа идет вдоль левого берега реки Катуни то у самой воды (высота в начале тропы – 760 м), то взбираясь достаточно высоко на Теректинский хребет (примерно 400 м выше реки – самая высокая точка тропы составляет 1180 м). Движение на велосипедах в седле вполне возможно (фото 13, 14), но местами приходится протаскивать их по естественным каменным ступеням или скальным выступам. Здесь часто ездят мотоциклисты, чему есть множество подтверждений, вплоть до памятных знаков и встреченных по пути байкеров, хотя, честно говоря, не совсем понятно, как они преодолевают некоторые завалы.
Местами тропа превращается в грунтовую со множеством ТП, идущую по красивым полям (фото 15, 16, 19, 23), расположенным на склонах хребта. В точке 5 из-за сложного речного прижима приходится взбираться по серпантину повыше (фото 17, 18). После набора в 100 м идет крутой спуск по тропе (фото 20) к броду через реку Казнахта (точка 6) – это самый сложный брод за весь маршрут: сильное течение, достаточно большая глубина, скользкие неукатанные камни. Требуется групповая страховка (фото 21). В целом же броды на ПП встречались часто, но либо проезжались в седле, либо без труда проходились рядом с велосипедом.
После броде через Казнахту опять идет набор высоты (на 200 м) по грунтовым тропам (фото 22) со множеством ТП, после чего следует небольшой сброс (на 50 м) и опять плавный затяжной набор (на 200 м) до наивысшей точки ПП (точка 7, высота 1180 м). На этом участке узкая грунтовка идет траверсом Теректинского хребта (фото 24, 25) высоко над Катунью, ехать по ней сложно (надо всё время контролировать положение велосипеда, концентрироваться на рулежке), но возможно (фото 26, 27, 28, 29, 30, 31). Вокруг открываются великолепные виды, но обозревать их получается только остановившись. Из точки 7 начинается крутой спуск почти к реке. При этом сбрасывается чуть ли не 400 м на 3 км. На спуске попадаются очень крутые градиенты (как с «сыпухой», так и с травой), где ехать не получается, приходится аккуратно свозить велосипед. Заканчивается спуск в точке 8 (высота 825 м), где тропа переходит в заброшенную грунтовую дорогу (фото 32), на которой попадаются броды.
Разбитая заросшая грунтовка постепенно улучшается и после деревянного моста через р. Тургунда превращается в наезженную, но разбитую (неровности, колеи, камни, лужи) грунтовую дорогу (фото 33, 34, 36). Присутствуют постоянные спуски-подъемы (фото 35), они мелкие, но крутые, лучше всего проезжать их, не теряя скорости. Такая дорога длится до села Тюнгур, где покрытие переходит в мелкокаменистое (грейдер) с гребенкой. Приходится постоянно подбирать траектории оптимального движения. Дорога здесь опять начинает обозначаться Р373 (как и в начале до Тюнгурской тропы) (фото 37, 38). Рельеф становится более пологим, но присутствуют многие виды «пересеченки» – длинные подъемы и спуски («тягуны»), а также крутые и короткие «торчки». На выезде из ущелья после небольшого локального двойного перевала (ур. Сухой Лог) начинается Уймонская степь, покрытие меняется на разбитый асфальт. Препятствие заканчивается.
Препятствие автономно только на отдельных участках (например, непосредственно тропа). На ней были встречены туристы-велосипедисты и мотоциклисты. Автомобильный трафик минимальный – машины попадались только до села Инегень и после села Тюнгур (по одному разу). Магазины есть в селах Инегень, Тюнгур и Катанда. На всем протяжении ПП попадаются хорошие места для ночевок, при этом не стоит опасаться идти по тропе – на ней часто попадаются подходящие площадки. С водой проблем также нет.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 28300 | Грунт, разбитый, сухой | 1.90 | Фото 15, 22, 27, 32 |
2 | 7000 | Крупный камень, со множеством ТП, сухой | 2.50 | Фото 10, 12, 14, 20, 29 |
3 | 28383 | Грунт, хорошего качества, сухой | 1.40 | Фото 04, 08, 11, 35, 36 |
4 | 15000 | Мелкий камень, разбитый, сухой | 1.40 | Фото 03, 05, 07, 37, 38 |
5 | 10000 | Грунт, со множеством ТП, сухой | 2.50 | Фото 09, 13, 17, 18, 25, 26, 30 |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
3 февраля 2018 года в 00:00 |
Андрей, в общем, я более-менее разобрался, не буду напрягать дополнительными вопросами. Согласовано | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
2 февраля 2018 года в 12:04 |
Границы обусловлены резкой сменой покрытия и характером движения. Например, до Инегеня дорога мелкокаменистая разбитая, а после - плохая грунтовая. Далее, начиная с точки 4 дорога _резко_ переходит в тропу. Ну и т. п. Там действительно есть четкие границы дорог, они же в моем случае - смена покрытия. Такого, что "дорога-дорога, потом кусочек тропы, потом опять дорога" - нет :о) | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 23:26 |
А чем обусловлены границы различных типов дорог? По-моему, ты просто поделил трек по покрытиям, а не по типам дорог) | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 23:00 |
Антон, ПП в обратную сторону ехали :о) Если так вопрос ставить, как ты, то дороги скорее всего делятся на: 1. от начала до Инегеня (разбитый грейдер), 2. от Инегеня до Тюнгурской тропы (точка 4, грунтовая дорога разного качества) 3. Тюнгурская тропа (от точки 4 до точки 8, грунтовые и каменистые тропы) 4. Плохая грунтовка до Тюнгура (от точки 8 до точки 9) 5. Мелкий разбитый камень от Тюнгура до конца ПП | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 21:36 |
Ну вообще-то однозначного соответствия между дорогой и покрытием может и не быть... Я со своей колокольни предполагаю, что от начала ПП до Тюнгура - одна дорога (со своим набором покрытий), от Тюнгура до Инегеня - другая, и до конца ПП - третья. Если это не так, то хотелось бы узнать правильные границы дорог в этом ПП. | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 15:50 |
Саша, если разрыв произошел, как ты написал, то это, имхо, не разрыв _этого_ ПП. На мой взгляд радиалка на Белуху - это другое ПП. Но то, которое я привел - не должно разрываться. Это мое мнение, возможно коллеги меня поправят. Подобное я считал на Кавказе при подъеме к пер. Бандитскому в 11 г. - я выбросил из общего ПП "хвостик" заезда на сам перевал. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 15:12 |
Ещё раз: если произошёл разрыв этого препятствия, то оно расчитывается как два разных? | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 12:15 |
Дима, так я и указал. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
1 февраля 2018 года в 12:04 |
Думаю, что в данном случае нужно указать все виды дорог... | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
1 февраля 2018 года в 01:13 |
Зависит от того, что мы с тобой понимаем под "дорогой". Если "дорога"="покрытие", то их 5 или 6. Если "дорога"="дорога" + "тропа" , то даже и не знаю... В общем, есть у меня грейдер (мелкий камень), есть крупный камень (каменистая тропа в т.ч.) и есть 2 вида грунта - дорога и тропа | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 23:40 |
Андрей, а вот ещё по характеру дорог - ты перечислил аж 4 типа... А где эти дороги? Я так понимаю, дорог там максимум 2: до Тюнгура и после. | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 23:18 |
Ссылку на 33 убрал вообще - у меня не будет фото показать именно крупный разбитый камень - он был либо с ТП, либо это была тропа. | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 23:14 |
Антон, я не совсем согласен с тобой, но частично поправил (35 и 36 объединил, хотя на фото, имхо, видно, что 36 хуже, чем 35). На фото 37-38, к сожалению, не видно, что мелкий камень там разбитый :о( Солнце высоко, фотик тоже высоко над дорогой - но там реальная гребенка и неровности, замучились больше, чем по тропе ехали :о) | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 19:16 |
Сомневаюсь в правильности указания покрытий. На мой взгляд, на фото 11,35,36 изображено одинаковое покрытие. На фото 37,38 - мелкий камень хор. качества. А на фото 33 - крупный камень разбитый... К границам ПП претензий не имею. | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 16:48 |
Не понял, почему на два? Г. Белуха с другой стороны реки. И на нее надо взбираться поперек Катуни, вдоль р. Кучерлы. То есть это по-любому другое ПП, начинающееся от Катуни. Это по Регламенту "Подъем". А у меня - траверс хребта вдоль ущелья. | |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 января 2018 года в 16:05 |
Позволю себе выразить некоторые сомнения по поводу границ ПП. Точнее даже уточнить мнение автора: большинство групп делают из Тюнгура активную дневку к г.Белуха. В таком случае, на твой взгляд, препятствие делиться на два? |