Главная  

Оглавление


Отчёт о прохождении маршрута Горная Шория-Новокузнецк, категория сложности: с эл. 2, руководитель: Лира А.Е., маршрутная книжка: 0-243-21

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Новокузнецк, Велокузнецк

1.2 Выпускающая МКК

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: МКК СФО (Новосибирск) .
Номер маршрутной книжки: 0-243-21

1.3 Сроки проведения

Маршрут пройден в сроки с 26.08.2021 по 29.08.2021.

1.4 Регион проведения

Страна: Россия
Район: Кемеровская обл
Часовой пояс по стандарту UTC: 7   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута

Чугунаш-Таштагол-Шалым-Шерегеш- Таенза-Чугунаш-Колары-Амзас-Каз-Темиртау-Кедровка-Учулен-Тельбес-Мундыбаш-Кузедеево

1.6 Определяющие факторы маршрута

Продолжительность: 4 дн.
Протяжённость маршрута: 269 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
162.475.4252.87.700


1.7 Перечень маршрутных треков

№ п/пНаименованиеДлина, км
1. Фактический273.3


1.8 Перечень протяжённых препятствий

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатусАвторство
1. перевал Малиновский тракт до Кузедеево (№4339)2Гравий/щебень, грунт, глина/чернозём
L = 22.6 км, Hmax = 570 м, НВ = 428 м, СВ = 502 м
фактический-собственное
2. равнинное оп 527 км-Амзас (№4337)2Гравий/щебень, грунт
L = 19.3 км, Hmax = 398 м, НВ = 107 м, СВ = 102 м
фактический-собственное
3. перевал Центральное-Каз старая дорога (№4367)2Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 18.2 км, Hmax = 598 м, НВ = 465 м, СВ = 534 м
планируемый-собственное
4. перевал ул. Молодежная-Таенза (№4469)2Гравий/щебень, камень
L = 16 км, Hmax = 701 м, НВ = 138 м, СВ = 222 м
фактический-собственное


1.9 Список участников

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Лира Алексей Евгеньевич 04.02.1981 М отсутствует ****************************** ************************************************************** 1У, 2У Хакасия, 1У Алтай Руководитель
2 Боровский Михаил Вениаминович 01.09.1987 М отсутствует ************************************* ********************************************** 1У Алтай, 2У Алтай Механик
3 Прянишникова Светлана Анатольевна 30.06.1977 Ж отсутствует ***************************************** ************************************************************* ПВД Кемерово Медик
4 Щелкунов Алексей Викторович 29.07.1973 М 3 разряд **************************************** ************************************************************ 1У Хакасия, 1У Алтай Фотограф
5 Герасимук Александр Владимирович 11.08.1990 М отсутствует ************************* ************************************************************************* 1У, 2У Хакасия, 1У Алтай Хронометрист
6 Жолудев Евгений Геннадьевич 11.09.1983 М отсутствует ***************************************** ********************************************************** 1У Алтай зав.хоз
7 Зеньков Денис Николаевич 23.05.1982 М Отсутсвует *********************************** ********************************************* 1У Хакасия, 1У Алтай Костровой


1.10 Материалы, ссылки


    



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК

Заявленная категория сложности: 1
Заявленные сроки: c 26.08.2021 по 29.08.2021
Заявленная продолжительность: 4 дн.
Заявленная нитка маршрута: Чугунаш, Таштагол, Шерегеш, Калары, Амзас, Каз, Темиртау, Тельбес, Мундыбаш, Кузедеево, Новокузнецк

2. Характеристика района

2.1 Общая полезная информация



Го́рная Шо́рия (шорск. Тағлығ Шор) — горно-таёжный регион, расположенный в южной части Кемеровской области на стыке Алтая, Саян и Кузнецкого Алатау. Регион условно может быть отнесён к горной системе Алтая.
Своё название горная Шория получила от малочисленного самобытного народа шорцев, предки которых на всю Сибирь славились умением выплавлять железо. Именно их первые русские землепроходцы назвали «кузнецкими татарами».
Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области, где сходятся в сложный узел хребты Северо-Восточного Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. Современный рельеф Горной Шории образовался в результате длительного разрушения пород и постепенного поднятия всей территории. Это горы средней высоты, преимущественно 500—800 метров. На формирование рельефа основное влияние оказали текучие воды, колебания зимних и летних температур, химические и физические процессы выветривания. В результате образовались живописные узкие речные долины со скалистыми берегами, мягкие очертания вершин, многочисленные пещеры и гроты.
Высота региона от 500 до 1630 метров. Наивысшая точка Горной Шории — гора Патын(в районе большая система пещер). Одной из самых популярных является Мустаг (Ледяная гора) — крупный гранитный массив, протянувшийся с юго-запада на северо-восток более чем на 25 км. Под воздействием выветривания здесь образовались скалы, похожие на горбы верблюдов, пики средневековых дворцов, петушиный гребень. Кроме Мустага над хвойной тайгой поднимаются заснеженные вершины Патына, Улутага, Кубеза, Темиртау (Железной горы), Каритшал (более известна как г. Зелёная, на горе расположено большинство горнолыжных трасс курорта Шерегеш) , Куль-Тайги, Утуя.

Климат Горной Шории резко континентальный с большим перепадом среднемесячных и среднесуточных температур. Зимой преобладает ясная, умеренно-морозная погода без ветра. Первый снег появляется обычно в сентябре, устойчивый снежный покров ложится, как правило, к ноябрю и держится до конца апреля. Высота снежного покрова в речных долинах достигает 2—2,5 метра. Лето теплое, но влажное, осадков выпадает в два раза больше, чем зимой.

Большую часть Горной Шории на высоте 600—1200 м занимает темнохвойная тайга, где преобладают хвойные деревья — пихта, ель и кедр. В пихтовых лесах много полян, на которых травы достигают высоты 3-4 метра. Выше 1200—1300 м древесная растительность становится низкорослой и угнетенной. Здесь расположен пояс альпийских и субальпийских лугов.

Животный мир довольно богат и разнообразен. В таёжных лесах обитают лось, марал азиатский, кабарга, косуля, сибирский северный олень, бурый медведь, волк, рысь, росомаха, соболь, выдра, горностай, барсук, норка. На территории региона много птиц — коршуны, канюки, соколы, беркуты, глухари, рябчики, тетерева и другие. В реках природные условия благоприятны для жизни и развития рыб, их видовой состав разнообразен: хариус, таймень, ленок, елец, налим, щука, чебак, окунь, ёрш, пескарь и другие.

На территории региона создан Шорский национальный парк и Таштагольский заказник.

2.2 Описание населенных пунктов на маршруте



Посёлок Чугунаш 52°53′03″ с. ш. 87°46′37″ в. д.
Расположен в 12 км севернее райцентра, среди небольших гор, посёлок окружает тайга. Лес преимущественно кедровый, также встречаются берёзы.
Лежит на правом берегу реки Мундыбаш у впадения притока Азас.
Через посёлок проходит автодорога Новокузнецк — Таштагол, Чугунаш - Шерегеш и Южно-Кузбасская ветка Западно-Сибирской железной дороги.
Население небольшое 639 чел в 2010г, из предприятий здесь был Чугунашский кварцитный рудник до 1944г.
Что здесь нашлось интересного: есть родник на въезде со стороны Таштагола, кафе Шуравии и магазинчик возле него, Часовня со стороны Шерегеша, табло с погодой.

Таштаго́л (шорск. Таштағол) — город, административный центр Таштагольского района, 22 июня 1939 года был образован Таштагольский район Новосибирской области с центром в селе Таштагол. Помимо села Таштагол в состав района вошли рабочий посёлок Шалым, и ряд сельсоветов. В 1940 была проложена железнодорожная ветка от станции Новокузнецк до станции Таштагол. Недалеко был построен Таштагольский рудник.
Население ↘22 647человек (2021) Национальности Русские, шорцы
Город расположен на реке Кондома (притоке Томи), в Таштаголе в Кондому впадают реки Шалым и Кочура. Находится в 120 км от Новокузнецка.
В территориальном отношении город разделён на три микрорайона: собственно Таштагол (или Старый Таштагол), Усть-Шалым (в обиходной речи — Поспелова, в связи с названием самой длинной улицы микрорайона) и Шалым (отделён от основной части города, расположен в направлении посёлка Шерегеш)
Из интересного:
В городе много разнообразных скульптур и малых форм. Уличное библиотека и музей http://www.museum.ru/M1784.
А еще почитать можно здесь https://eugzolotuhin.livejournal.com/87049.html

Шерегеш — посёлок в Таштагольском районе Кемеровской области — Кузбасса у подножия горы «Зелёная». Также славится как горнолыжный курорт.
Посёлок представляет из себя типичное поселение, обслуживающее предприятие, в данном случае шахту и обогатительную фабрику.
Посёлок состоит из двух частей: «новый» и «старый» Шерегеш.
Население ↘9741 человек (2021) Национальности шорцы, русские
А еще почитать можно здесь https://eugzolotuhin.livejournal.com/84376.html

Темиртау
Название «Темиртау» происходит от тюркских слов «темир» (железо) и «тау» (гора). Дословный перевод названия — «железная гора». Посёлок возник в 1931, как рудная база для строительства Новокузнецкого металлургического комбината (КМК). Жители посёлка приехали с Украины, с Белоруссии, с Центральной России, часть находилась на поселении (ссылка). С 1932 по 2001 рудник Темиртау был одним из поставщиком сырья для КМК.

https://eugzolotuhin.livejournal.com/88923.html


2.3 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов




Музей этнографии и природы Горной Шории, https://www.shor-museum.ru г. Таштагол, ул. 8 Марта-4

Дайв-курорт «Темир», https://temirdive.ru

Голубой пруд, https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tashtagol/lakes/33244


2.4 Варианты подъезда и отъезда



Маршрут начинается от ЖД станции Чугунаш, электричка отправляяется с Новокузнецка в 5:11 (стоимость билета 157руб.)
Обратно электричка от Кузедеево отправление в 15:18, 17:15, 19:09 (стоимость 63руб)
Возможно движение на автобусе, или своим ходом на велосипеде.

2.5 Аварийные выходы с маршрута



Выход с маршрута можно осуществить на электричке (Ташатагол-Новокузнецк - ходит туда-обратно 1 раз в день, от Темир-тау и Мундыбаш, также ходыт дополнительные Электрички). На рейсовых автобусах от Таштагола.

3. Общая характеристика пройденного маршрута

3.1 Цели прохождения маршрута


- Вовлечение новых участников в велопоходы.
- Дать возможность начинающим туристам пройти велопоход 1КС в ближайшем районе, и получить разряды по туризму.
- Посмотреть достопримечательности Горной Шории.

3.2 Краткое описание маршрута



3.3 Новизна



Маршрут проложен по району Горной Шории, достаточно популярном у велосипедистов региона, в маршруте была попытка объединить как популярные места с достопримечательностями так и популярные Веломаршруты.
Также была предпринята попытка пройти участок вдоль Железной дороги от Колары до Амзаса по старой дороге. На участке от ОП 527км после пересечения дороги с рекой до ОП 517км нет доступной дороги, пришлось двигаться вдоль ЖД путей (не рекомендуется планировать движение на данном участке особенно в период высокой воды).

3.4 Стратегия и тактика


Основная часть идет в окрестностях г. Таштагол и п. Шерегеш, за 1-2 день идет набор расстояния за счет преимущественного движения по Асфальтовым дорогам. В 3-4 день преимущественно посвящен посещению природных достопримечательностей (Голубые озера, Мраморный карьер, Дайв-Курорт, Тельбеский рудник, Подкатуньские Утесы, Кузедеевский разлом)

3.5 Изменения маршрута и их причины



Изменений в маршруте не было. Было только сдвинуто место ночевки 2-го дня от Амзаса до Каза, а также был изменен маршрут движения от поворота к Амзасу до Каза и Темиртау, в связи с выбором более безопасного и удобного маршрута и места ночлега в вечернее время (в условиях темноты и информации что в этом районе были случаи выхода медведя на дорогу).

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи



При падении в 3-й день Щелкунов Алексей ободрал кожу на руке и ноге, раны были обработаны с использование средств в аптечке, при стоянке в лагере проводилась перевязка.

3.7 Изменение состава участников



Изменения состава не было.

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК



Транспорт для передвижения на маршруте не использовался.

4. Графики движения

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 26.08.2021 Чугунаш-Таштагол-Шерегеш 72 Велосипед Чугунаш-Таштагол-Шерегеш 63 Вело
2 27.08.2021 Шерегеш-Чугунаш-Калары-Амзас 81 Велосипед Шерегеш-Чугунаш-Калары-Амзас-Каз 92 Вело
3 28.08.2021 Каз-Темир-тау- Кедровка - Учулен-Тельбес 88 Велосипед Каз-Темир-тау- Кедровка - Учулен-Тельбес 62 Вело
4 29.08.2021 Тельбес-Мундыбаш-Кузедеево 57 Велосипед Тельбес-Мундыбаш-Кузедеево 52,4 Вело
Заявленная протяжённость: 298 км
Фактическая протяжённость: 269 км

5. Техническое описание прохождения маршрута


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
26.08.2021 - день 1
109:06:3100Начало ходового днядорога хорошего качества
209:16:520.10.1Старт от станции Чугунаш, дорога гравийка +20 малооблачно, Ветрено порывы
309:19:520.50.5 Выезжаем на дорогу Кузедеево-Таштагол, отличный Асфальт
409:30:003.53.5Привал у родника на завтрак, Родник обстроен, но не сильно комфортно, вода в роднике обновляется не сильно быстро берем только на чай. Координаты точки: N52.860064, E87.787077 Высота точки: 464 мдорога высокого качества
510:50:5210.910.9 Стела Таштагол, остановка на фото Координаты точки: N52.809728, E87.840275
610:54:5210.910.9Заехали посмотреть участок старой брусчатой дороги Координаты точки: N52.809796, E87.840187 Высота точки: 479 м
711:02:0012.612.6Въезд в Таштагол, по кольцу едем в сторону центральной части. +23 Сильные порывы ветра
811:24:2017.317.3Остановку у Библиотеки и Музея на отдых и посещение музея
Координаты точки: N52.762576, E87.847907
912:05:5217.317.3выехали в сторону сквера где установлена скульптура "Сердце Шории"
1012:08:4317.917.9Сквер с скульптурой Сердце Шории
Координаты точки: N52.758119, E87.850307
1112:42:0023.723.7Кольцо на вьезде в Таштагол в Сторону Шерегеша
1213:35:3834.734.7Остановка у Родника (одник оформлен, но вода там не вызвала у нас надежности поэтому для использования не рекомендуем). пошли узнавать у местных где можно взять воду.
1313:39:4834.934.9Родник которым пользуются местные, чем и мы воспользовались!!!
Координаты точки: N52.875884, E87.9344
1413:52:523535Поехали дальше после привала и пополнения запасов воды. А также изучения местных кустов с ягодой Смородины и Ирги
1514:25:1542.342.3Приехали к магазинам в п.Шерегеш, делаем закупка продовольствия в местных Магазинах ( их тут много)
1615:07:4043.643.6Развилка сомнения, увидели знак с улицами и стали выбирать как ехать дальше. В итоге выбрали маршрут по ул. Молодежной - и получили подъем в перевал по гравийке с отличными видами на поселок и горнолыжные трасс. а не пологую асфальтовую дорогу.
1715:07:5143.643.6Начало препятствия перевал ул. Молодежная-Таенза (1 к.т.) Начало препятствия перевал ул. Молодежная-Таенза (2 к.т.)
ПП4469
1816:05:0050.550.5Свороток на Таенза, гравийная дорога проходит вдоль старого прииска на реке Таенза, поэтому встречается много воды на дороге, дорога сама гравийная хоть это радуетдорога хорошего качества
1916:46:4655.855.8 Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокаяПереправа н/к (простейшая)
2016:49:2755.855.8 продолжение движения после брода
2116:52:345656 Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокаяПереправа н/к (простейшая)
2216:54:355656 продолжение движения после брода
2316:55:2156.156.1 Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокаяПереправа н/к (простейшая)
2416:56:0856.156.1 продолжение движения после брода
2517:07:5158.458.4Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокаяПереправа н/к (простейшая)
2617:09:2558.458.4 продолжение движения после брода
2717:14:3359.459.4Преодоление в Брод реки Большой Унзас, течение маленькое, река не глубокаяПереправа н/к (простейшая)
2817:20:0259.559.5 продолжение движения после брода
2917:22:0759.859.8Конец препятствия перевал ул. Молодежная-Таенза
ПП4469
3017:22:2059.859.8Движение по гравийной дороге Шерегеш-Суета, проезжающий нечасто транспорт пылит, в основном попадаются возвращающиеся с добычей шишкари (сезон сбора ореха кедрового в разгаре)
3117:42:5963.763.7Конец ходового дня
Координаты точки: N52.985891, E88.078762
Высота точки: 498 м

Пройдено за день: 63.7 км
НВ: 787 м, СВ: 723 м
ОХВ: 8 ч. 36 мин. 28 сек.
ЧХВ: 4 ч. 41 мин. 50 сек.
27.08.2021 - день 2
3209:02:59063.7Начало ходового днядорога хорошего качества
3309:03:00063.7Начало ходового дня С выездом под задержались, пока все прособирались, да просушили палатки после морозной ночи. Получилось что выехали позже запланированного. Утром было -1.7*С, после появления солнце стало быстро теплеть, к времени выезда была уже комфортная
3409:53:349.773.4Остановились у родника, вода свежая, место хорошо обустроено, можно отдохнуть и пофотаться.
Координаты точки: N52.941827, E88.007783
+20 *С, ясно и солнечно
3510:06:459.773.4Пополнив запасы воды стартуем дальше по гравийке по поселку Шерегегш
3610:26:501376.7Выехали на асфальт в поселке Шерегеш. Решаем нужно ли заезжать в магазин выясняем что нет.
3710:38:331376.7После подготовки стартуем по Асфальту в перевал на трассе Чугунаш-Шерегеш. Перевал в этом направлении в сухую погоду без Категории трудности
Высота точки: 619 м
дорога высокого качества
3810:52:5114.678.3Поднимаемся в перевал по отличной дороге, Слышу сзади крик Миши, у него колесо прокололось, как так! Иду помогать менять камеру, Нашли причину прокола это маленький острый камень похожий на пирамидку.
Высота точки: 712 м
3911:10:0214.778.4После ремонта колеса едем к остальным
Высота точки: 711 м
+24 * С, солнечно, на горе ветер
4011:24:0216.279.9Вот и вершина перевала, Делаем фото Высота точки: 780 м
4111:33:0216.480.1Стартуем, а впереди затяжной спуск, по асфальту это отлично,а в обратку как представишь какой подъем нужно преодолеть.
4211:58:3629.593.1Окончание спуска с перевала, заехали в п Чугунаш в кафе пообедать перед дальнейшей дорогой.
Высота точки: 424 м
4312:46:2429.593.2Пообедали хорошо, сыграли в Нарды партию пока ждали обед. едем дальше теперь.
4413:01:4434.498.1Сворачиваем у ОП 545 км на дорогу до Колары, здесь дорога гравийная, достаточно ровная, местами на пригорках укатан асфальт, но немного. Дорога пролегает в тени жара не чувствуется.
4514:15:2848.9112.6Остановка у Магазина в Калары, все таки на улице жарко. Пополняем запасы воды, перекус мороженым, так как впереди нас ждет спец участок без дорог, связь здесь только у поселков нормальная. Координаты точки: N52.920503, E87.570673 Высота точки: 380 м
4614:32:2849112.7Движемся дальше, местные конечно были удивлены и сказали что впереди ничего уже и нет (в плане где можно что-то купить).
4715:00:1355.2118.9Начало препятствия равнинное оп 527 км-Амзас (2 к.т.)
ПП4337
4815:21:0457.4121.1Дорога исчезает под травой, проберёмся через болотистую лужу и убираем упавшее дерево. дорога виднеется, но по ней не ездят.дорога низкого качества
4916:18:0459.1122.8Спуск к реке, через каменный завалКаменный завал н/к (простой)
L = 20 м
5016:20:0459.2122.9Преодоление брода через речку, течение медленное, глубина по пояс, дно камни. В высокую воду трудно преодолимое будет.
Координаты точки: N52.929558, E87.472502
Переправа 1б (средняя)
5116:33:0459.2122.9Взбирание на ЖД насыпьОсыпь 1б (сложная, крутая)
L = 10 м
5216:55:0459.2122.9Стартуем двигаться по ЖД насыпи , есть какое-то подобие тропинки, где-то можно ехать, где-то приходится идти т.к. крутой край и ехать места нет, через водосбросы приходится идти возле рельс. дорога сверхнизкого качества
5318:24:0466.9130.6выходим к дороге, она грунтовая на это радует.дорога среднего качества +18 быстро холодает до +13, ясная погода
5420:08:0476.9140.5Конец препятствия равнинное оп 527 км-Амзас. Достаем фонарики и одеваемся т.к. далее нужно выбраться к месту лагеря, искать и вставать вдоль дороги и реки Амзас (с учетом что здесь где-то бродят медведи как-то не интересно) или добраться до родника на трассе возле Каза и там встать (будет хоть вода и место более людное).
ПП4337
5521:12:0485.8149.5Выезд на трассу Кузедеево-Таштагол, асфальт, в пятницу поток машин даже в темноте не прекращается, В темноте преодолевать перевал конечно не привычно. Здесь изменили маршрут поехали по новой дороге т.к. по старой дороге в тайге и в темноте ехать небезопасно.дорога высокого качества
5621:36:3689.4153.1Везет сегодня на проколы в перевалах теперь у Алексея т.е. у меня прокол колеса таким-же острым камушком. В темноте менять и ремонтировать колесо еще то развлечение. с учетом что при накачивании камеры сорвало заплатку и пришлось все менять камеры заново.
Высота точки: 540 м
5722:28:0794.4158.1Остановились у места стоянки, Алексей Щелкунов пролетает по спуску мимо нас, свистим кричим, думали увлекся и нас не заметил, как выяснилось у него колодки на тормозе стерлись на перевале и он не смог возле нас затормозить.
Высота точки: 585 м
5822:29:0795.6159.3Конец ходового дня
Координаты точки: N53.095171, E87.552512
Высота точки: 583 м

Пройдено за день: 95.6 км
НВ: 1005 м, СВ: 920 м
ОХВ: 13 ч. 26 мин. 8 сек.
ЧХВ: 8 ч. 6 мин. 56 сек.
28.08.2021 - день 3
5908:44:260159.3Начало ходового днядорога высокого качества
6008:54:100.3159.5стартуем после набора воды в роднике
Координаты точки: N53.097083, E87.55201
Высота точки: 529 м
6108:55:180.9160.2На выезде на площадку Алексей попадает в яму и падает, останавливаемся для обработки царапин.
6209:10:280.9160.2Продолжаем движение в сторону Темиртау, по трассе Кузедеево-Таштагол, В этом году её ремонтируют на участке Учулен-Каз местами ремонтные работы, обочина не везде отсыпана, но асфальт уже практически везде уже новый.
6309:32:137.8167.1Свороток в Темиртау от станции Каштау дожидаемся всех, делаем фото едем в поселок
6409:48:3810.5169.8Остановка на закупку в магазине, встреча с велосипедистами с Новокузнецка приехавших на ПВД, общаемся делаем общее фото.
6510:48:2610.6169.8Выдвигаемся в путь, через Центральную улицу Темиртау
6610:55:4711.9171.2Останавливаемся у родника до набрать воду, день будет жаркий
Координаты точки: N53.134786, E87.442324
Высота точки: 410 м
+23* ясная погода
6711:01:5114.1173.4Сворачиваем на дорогу Темиртау-Сухаринка-Самара, едем к жд переезду
6811:04:0614.5173.8Начинается гравийная грейдерная дорога, раньше здесь были карьеры поэтому дорога широкая и достаточно хорошая.дорога хорошего качества
6911:49:2621.7181Подъехали к одному из карьеров, он достаточно глубокий и заполнен прозрачной водой, поэтому здесь обосновался Дайвинг-центр, останавливаемся отдохнуть на верхней площадке
Координаты точки: N53.122136, E87.355758
Высота точки: 392 м
7012:22:0621.8181.1Продолжаем движение, едем к мосту через р. Мундыбаш и далее в сторону Мраморного карьера
7113:03:2228.3187.6Приехали на Мраморный карьер, он заброшенный но здесь очень много осталось мраморных блоков, красивое и интересное место.
7213:23:2628.3187.6Выезжаем в сторону Голубого озера
7313:41:4231190.3Приехали на голубое озеро к базе здесь есть стоянка для машин и палаток есть спуск к воде. Озеро старый карьер о н тоже достаточно глубокий, вода чистая, но не такая прозрачная как на прошлом. Останавливаемся купаться и попить чай.
Координаты точки: N53.107201, E87.300391
Высота точки: 321 м
7413:45:0031.1190.3Начало ходового дня
7515:04:5631.1190.4Собираемся в дальнейший путь,
7615:24:0134.3193.6Денис сказал что здесь есть родник возле столбов в деревне, не охота было его искать, т.к. планировал набрать воду в роднике дальше
Координаты точки: N53.125194, E87.316876
Высота точки: 295 м
7715:37:0236.2195.5Остановились у родника, если не знать что он здесь можно и не найти, т.к. труба с водой выходит из горы под дорогой, набираем воды и едем дальше
Координаты точки: N53.129524, E87.343248
Высота точки: 328 м
7816:04:2739.4198.6Спуск к Станции, и переход через ЖД путидорога среднего качества
7916:14:4339.7199Спуск от Станции Учелен к дороге Кузедеево-Таштаголдорога хорошего качества
8016:15:2439.8199.1Выезд на трассу Кузедево-Таштагол, движемся по ущелью к мосту через реку Мундыбашдорога высокого качества
8116:34:2047.4206.7Приехали к мосту р. Мундыбаш, здесь есть кафе (практически все автобусы по пути в Таштагол здесь останавливаются). Также здесь есть ЖД мост арочной конструкции, построенный при прокладке ЖД дороги 30-х годах. Делаем небольшой перекус и отдыхаем.
8217:00:0047.5206.8Выдвигаемся в сторону Тельбеса, предстоит достаточно крутой подъем в гору, а пока едем по ровной трассе.
8317:05:0048.7208Стартуем в крутой подъем, щас асфальт почище чем весной, но у меня здесь возникает (а точнее проявляется во всей красе) проблема с цепью, за счет того что цепь плотно не садится на звездочки не могу переключиться на совсем низкие передачи, медленно но удается заехать в этот крутой подъем.
8417:28:4750.8210.1После подъема сворачиваем на дорогу на п. Тельбес, дорога гравийная и продолжаются небольшие подъемы.дорога хорошего качества
8517:55:4754.2213.4Развилка на право дорога уходит вниз серпантином в п. Тельбес, а прямо в вверх к Ордабашу (карьер где добывали железную руду), Решаем в небольшом составе Алесей Лира, Александром Герасимук и Александром Овчиниковым (приехал на ПВД) проехать и спуститься к Тельбесу через Ордабаш и мы едем в крутой гравийный подъем, тут я вспомнил про свою цепь и я уже в подъем иду пешком (набор высоты 42 метра за 400 метров пути.
8618:13:3155.7215Забираемся на вершину местами проезжаем лужи на дороге, через деревья отрывается красивый вид, но вот дорогу вниз мы не увидели, ищем свороток который проскочили. Дорога на спуск отсыпанная видно что здесь ездят.
Высота точки: 509 м
дорога среднего качества
8718:21:3756.5215.8наезженная дорога уходит влево, а нам нужно прямо, но там заросли и лесная дорога по траве по которой не ездят, настраиваемся будем теперь делать спуск по лесной заросшей дороге. Едем дорога здесь была достаточно хорошая, но заросшая и она несильно заваленная, в нескольких местах пришлось делать остановки об грунт.дорога низкого качества
8818:30:2957.5216.8Выехали на дорогу по которой спускаются в п. Тельбес, впечатления от спуска отличные, спустились достаточно удачно.дорога хорошего качества
8918:34:1858.5217.8Спускаемся в п. Тельбес поселок расположен в долине реки Тельбес В период работы Рудника, поселок был еще больше до 1000 человек тут проживало, хотя я представлял что он намного меньше, тут 3 подвесных моста через реку, хотя летом уровень реки позволяет её перейти в брод
Высота точки: 267 м
9019:02:0260.8220.1Добрались до Брода через реку, т. к. нам на другой берег к обвалившемуся руднику (местная достопримечательность много компаний попадается которые оттуда возвращаются, а мы планируем там встать на ночевку). Попутно захожу к Егору Суздальцеву узнать где лучше встать.
9119:08:0060.9220.2Дорога к стоянке, выбираем место для стоянки т. к. нас много встать приходится на полянах где основная тропа, поляны большие, но дров практически нет. С другой стороны вроде места для стоянки по комфортнее, но с груженными великами туда сложно пройти.
9219:12:2461.6220.9Конец ходового дня
Координаты точки: N53.221292, E87.384879
Высота точки: 258 м

Пройдено за день: 61.6 км
НВ: 985 м, СВ: 1310 м
ОХВ: 10 ч. 27 мин. 58 сек.
ЧХВ: 5 ч. 6 мин. 9 сек.
29.08.2021 - день 4
9309:44:540220.9Начало ходового днядорога хорошего качества
9409:51:160.5221.3Преодоление речки в брод, а часть ребят пошла преодолевать речку по подвесному мосту,даже не знаю что сложнее былоПереправа н/к (простейшая)
9509:54:430.5221.4После брода выяснилось что оден из крепежей багажника вылетел, немного провозился и поехал остальных догонять.
9610:15:452.7223.5Останавливаемся у родника возле подъема в гору, набираем воду, доделываю крепеж багажника.
Координаты точки: N53.216799, E87.363273
Высота точки: 267 м
9710:27:492.8223.6Стартуем в гору, подъем достаточно крутой и монотонный.
9811:13:008.3229.2Добрались до Асфальтовой дорогидорога высокого качества
9911:15:289.3230.1Под горку быстро добрались до съезда к местной достопримечеательности
10011:19:4810.1230.9Добрались до Старого паровоза который установлен на горе над железной дорогой, Как эту махину сюда закатили загадкадорога среднего качества
10111:29:3210.1231едем в Мундыбаш, спуск достаточно сложный асфальта нет смесь грунта и графия, есть повороты и участки с ограниченным обзором, ехать быстро здесь не стоит по улице.
10211:39:4210.9231.8а тут начинается асфальт, и становится сразу веселеедорога высокого качества
10311:57:2714.6235.5Местный центр и магащин Мария-ра, Утренный перекус + берем перекус на обеджара под +30, ясно,
10412:27:2714.7235.5Выезжаем в стороны дороги Малиновка-Мундыбаш, после строительства трассы её практически не пользуются.
10512:32:2315.2236.1Начало препятствия перевал Малиновский тракт до Кузедеево (2 к.т.)
ПП4339
10612:59:0018.4239.2Развилка нам на право, на лево спуск к Подкатунь;
10714:00:0025.3246.1достигаем вершины в 570м. подъем достаточно крутой не все преодолевают его на педалях, да погода очень жаркая;
Высота точки: 538 м
Координаты точки: N53.276174, E87.326014
Высота точки: 538 м
10814:35:1531.2252основная дорога уходит в право, на утесы прямо, дорога здесь грунтовая, и очень разбитая машинами в дожди;дорога хорошего качества
10914:40:0031.8252.7 останавливаемся на Подкатунских утесах отличный вид на реку и окружающие леса, на улице жарко вода практически у всех кончилась пополнять здесь особо негде.
Высота точки: 481 м
11015:25:0031.9252.7Едем дальше по относительно ровной грунтовой дороге
11115:36:0033.2254.1Начало спуска к Кузедеево уходим на право, прямо дорога к п. Осман. Дорога грунтовая можно сказать ровная, но то кусты, то колея, то кочкарники. У Саши в итоге от такой дороги отркучивается крепление багажника, останавливаются чтобы его поправить.
11215:42:0034.4255.2 У Саши в итоге от такой дороги откручивается крепление багажника, останавливаются чтобы его поправить.
11315:50:0034.6255.5спуск становится с круче, на дороге колея, периодически приходится спускаться на тормозах.дорога среднего качества
11416:07:0037.8258.7выезд к р. Большой Тенеш, идем в брод, проехать не у всех получается успешно, течение и глубина не большая ширина 20м.Переправа н/к (простейшая)
11516:12:1338258.9Конец препятствия перевал Малиновский тракт до Кузедеево
ПП4339
11616:15:3538.6259.5Выехали на Асфальтовую дорогу в п. Кузедеево, дорога центральная здесь хороший асфальтдорога высокого качества
11716:30:0042.4263.3Доехали до магазина Мария Ра, начались закупки мороженого и воды
11816:53:0044.8265.7Родник с достаточно вкусной водой, пополняем запасы для чая и перекуса
Координаты точки: N53.329036, E87.158042
11917:28:5051.8272.6Приехали к Памятнику природы "Кузедеевский разлом" много машина и снова толпы народа, прям удивительно популярное место стало, раньше о нем мало кто знал
12017:49:0052.5273.3Прогулялись на разлом, теперь ждем электричку для возвращения в г. Новокузнецк, пьем чай купаемся в реке которая оказалась достаточно мелкой хотя и широкая. Едем на станцию. Путешествие по Горной Шории окончено.
12117:49:2552.5273.3Конец ходового дня
Координаты точки: N53.342815, E87.243246
Высота точки: 233 м

Пройдено за день: 52.5 км
НВ: 853 м, СВ: 878 м
ОХВ: 8 ч. 4 мин. 31 сек.
ЧХВ: 5 ч. 10 мин. 7 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
26.08.2021 - день 1
09:16:52 +20 малооблачно, Ветрено порывы
11:02:00 +23 Сильные порывы ветра
27.08.2021 - день 2
09:03:00Утром было -1.7*С, после появления солнце стало быстро теплеть, к времени выезда была уже комфортная
09:53:34 +20 *С, ясно и солнечно
11:10:02 +24 * С, солнечно, на горе ветер
18:24:04 +18 быстро холодает до +13, ясная погода
28.08.2021 - день 3
10:55:47 +23* ясная погода
29.08.2021 - день 4
11:57:27жара под +30, ясно,

6. Категория сложности пройденного маршрута

6.1 Интенсивность прохождения маршрута

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
126.08.2021по дорогам высокого качества: 47
по дорогам хорошего качества: 16.7
227.08.2021по дорогам высокого качества: 54.2
по дорогам хорошего качества: 13
по дорогам среднего качества: 18.9
по дорогам низкого качества: 1.8
по дорогам сверхнизкого качества: 7.7
328.08.2021по дорогам высокого качества: 25.5
по дорогам хорошего качества: 33.9
по дорогам среднего качества: 1.2
по дорогам низкого качества: 1
429.08.2021по дорогам высокого качества: 35.7
по дорогам хорошего качества: 11.8
по дорогам среднего качества: 4.9


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
162.475.4252.87.700

Lф = 273.3

Кэп = 1.08

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
26.08.2021Переправа н/к (простейшая) Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокая2
26.08.2021Переправа н/к (простейшая) Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокая2
26.08.2021Переправа н/к (простейшая) Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокая2
26.08.2021Переправа н/к (простейшая)Преодоление в Брод реки Таенза, течение маленькое, река не глубокая2
26.08.2021Переправа н/к (простейшая)Преодоление в Брод реки Большой Унзас, течение маленькое, река не глубокая2
27.08.2021Каменный завал н/к (простой)Спуск к реке, через каменный завал200
27.08.2021Переправа 1б (средняя)Преодоление брода через речку, течение медленное, глубина по пояс, дно камни. В высокую воду трудно преодолимое будет.
Координаты точки: N52.929558, E87.472502
20
27.08.2021Осыпь 1б (сложная, крутая)Взбирание на ЖД насыпь100
29.08.2021Переправа н/к (простейшая)Преодоление речки в брод, а часть ребят пошла преодолевать речку по подвесному мосту,даже не знаю что сложнее было2
29.08.2021Переправа н/к (простейшая)выезд к р. Большой Тенеш, идем в брод, проехать не у всех получается успешно, течение и глубина не большая ширина 20м.2

ЛП = 34 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.08

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 34

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 273.3

Продолжительность фактическая, дней:
Тф = 4

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 300

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 6

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.65

6.2 Автономность маршрута


Продолжительность похода: 81 ч. (4 д.)

Автономность похода: 0.80

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 26.08.2021 9:00
Конец временного интервала: 26.08.2021 13:00
Количество часов: 5
Автономность временного интервала: 0.80
2. Закупка в Шерегеше (Пятерочка): 26.08.2021 14:00
Конец временного интервала: 27.08.2021 11:00
Количество часов: 22
Автономность временного интервала: 0.80
3. Обед в Кафе п. Чугунаш (Шурави): 27.08.2021 12:00
Конец временного интервала: 27.08.2021 13:00
Количество часов: 2
Автономность временного интервала: 0.80
4. Привал у Магазина в Калары: 27.08.2021 14:00
Конец временного интервала: 28.08.2021 9:00
Количество часов: 20
Автономность временного интервала: 0.80
5. Закупка в Темиртау (Мария-ра): 28.08.2021 10:00
Конец временного интервала: 28.08.2021 15:00
Количество часов: 6
Автономность временного интервала: 0.80
6. Кафе у р. Мундыбаш: 28.08.2021 16:00
Конец временного интервала: 29.08.2021 11:00
Количество часов: 20
Автономность временного интервала: 0.80
7. Закупка в Мундыбаше (Мария-ра): 29.08.2021 12:00
Конец временного интервала: 29.08.2021 17:00
Количество часов: 6
Автономность временного интервала: 0.80

6.3 Показатель сложности маршрута

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатусАвторствоКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 4339перевал Малиновский тракт до Кузедеево2Гравий/щебень, грунт, глина/чернозём-собственное3.081
2. 4337равнинное оп 527 км-Амзас2Гравий/щебень, грунт-собственное2.621
3. 4469перевал ул. Молодежная-Таенза2Гравий/щебень, камень-собственное2.071


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.

Общая сумма баллов за ПП: 7.77

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 7.77

Сумма баллов за ПП:

S = 7.77


6.4 Категорирование маршрута

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 7.77 * 1.65 * 0.8 = 10.26 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 2

Набор ПП:

2 к.т.: 3

Признак к.с. по набору ПП: 2

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 273.3 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 34 км
Продолжительность фактическая: 4 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 1
Признак к.с. по продолжительности маршрута:

Итоговая к.с.: с эл. 2



7. Дополнительные сведения о маршруте

7.1 случаи ремонта на маршруте



Как выяснилось необходимо опасаться камушков, которыми отсыпана обочина, т.к. из-за особенности формы (пирамидальная) ими можно проколоть покрышку и камеру.
На грунтовых дорогах не стоит недооценивать вибрации и необходимо проверять при каждой остановке состояние крепежа, особенно багажника.
Было недооценено участниками состояние тормозных колодок (был износ), и небыли взяты с собой запасные при их наличии.
Поломки:
Миша Боровский
• прокол камеры камешком
Алексей Лира –
• прокол камеры камешком,
• замена цепи (маленький шаг цепи),
• потерялся винт крепления багажника.
Александр Герасимук
• раскрутились крепления Багажника
Алексей Щелкунов
• износ тормозных колодок V-brake (замена)
Светлана Прянишникова
• износ тормозных колодок

7.2 Перечень запчастей и инструментов


Мултьтулс 4шт
монтажки металические 2комп
ключ кассеты 1 шт
ключ шатуна 1 шт
ключ на 26 1 шт
Цепной ключ 1 шт
Пастижи 1 шт
Велоключ 2 шт
гаечный ключ 2 шт
Гайки, болты
Камера у каждого
Петух у каждого
латки самоклейки у каждого
комплект тросиков 1 шт
запасные спицы 8 шт
Смазка цепи у каждого
Запасны колодки 1 шт
Насос у каждого
цепь 1 шт

7.3 Перечень общественного снаряжения



Топор 1 шт
пила ручная 1 шт
пила цепная 1 шт
тросик костровой 1 шт
Карты, маршрутные документы
Велоремнабор
тент 3*3 1 шт
котелок 3л 2шт
газ балон 450 мл 4 шт
горелка газовая 2 шт
Спички, зажигалки
Мед. аптечка

7.4 Состав индивидуального снаряжения



Велорюкзак 50-70л
Спальник комфорт +5
КЛМН
Штаны (для холодной погоды)
Футболка (2 шт.)
Толстовка (флис)
Горные ботинки
Нижнее белье (носки, трусы, плавки)
Шерстяные носки
Велоперчатки
Крем солнцезащитный
Велонасос
Палатка 1-2 местная
Туристический коврик
Куртка для мокрой погоды (мембрана)
Шорты (для теплой погоды)
Термобелье (комплект)
2-я обувь
Кепка или велошлем
Туалетные принадлежности, полотенце
Налобный фонарь (светодиодный)
Документы, деньги
Солнцезащитные очки
Спички (личный н/з)


7.5 Раскладка по питанию и график закупок



Закуп продуктов:
1 день в п. Шерегеш Пятерочка
3 день в п. Темир-тау Мария-ра
4 день п. Мундыбаш Мария-ра
Обеды:
2 день кафе в п. Чугунаш Шурави


7.6 Состав медицинской аптечки



Перевязочные материалы
Бинты стерильные Бинт эластичный
Ватные тампоны Пластырь бактерицидный
Лейкопластырь в рулоне Повязка стерильная 15*8
Антисептики
Стептоцид Брильянтовая зелень
Раствор перекись водорода
Болеутоляющие и противопростудные средства
Асалициловая кислота Йонантипирин
Новокаин либексин
Оксолиновая мазь звездочка
парацитомол
Средства для лечения органов пищеварения
Элюфор дротоверин
уголь активированный Лоперамид
Прочие средства
Спасатель (крем) Левомецитин (капли)
клей БФ-6 Йодантипирин
диклофенак 5% мазь Ципрофлоксацин капли
Пипетка бела дерм
Шприцы градусник
Средства для планового расходования
Поливитамины (Гексавит.) Витамин С

7.7 Перечень финансовых затрат



Транспортные расходы 220р
Питание на маршруте 500р
Питание в кафе, перекусы 400-800 р
Посещение музея 100р
орг взнос на общ. Расходы 300 р
Всего: от 1000 до 1600 руб.

8. Итоги, выводы, рекомендации

Выполнение поставленных целей на поход:

- были заинтересованы 3-новых участника правда в поход смог поехать всего лишь один;
- Были посещены большая часть интересных мест в Горной шории;
- Проведена оценка категории сложности протяженных препятствий. В районе Горной Шории можно без проблем запланировать поход с прохождением протяженных препятствий от 1-й до 3-й категории сложности, также на маршрутах есть множество локальных препятствий, при этом очень развита сеть дорог с твердым покрытием.