Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Раскладка по питанию и график закупок


6.5 Состав медицинской аптечки


6.6 Перечень финансовых расходов


7. Итоги, выводы, рекомендации


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Фаны 2023, категория сложности: 5, руководитель: Алукаев К.В., маршрутная книжка: 63/2023

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

РОО МКВ

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ МО (Московская область).
Номер маршрутной книжки: 63/2023

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 23.07.2023 по 07.08.2023.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: Таджикистан
Район: Памиро-Алай
Часовой пояс по стандарту UTC: 5   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

г. Худжанд - н.п. Ганчи - пер. Оббурдон - н.п. Айни - пер. Лаудан - пер. Анзоб - пер. Куркаш - пер. Себидара - г. Душанбе

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 16 дн.
Протяжённость маршрута: 683 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
330.955.6172.92493.606.8


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1. Фактический683.8фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. спуск Ущелье р. Зеравшан (№7608)3Асфальт/бетон, камень, песок
L = 116.4 км, Hmax = 1849 м, НВ = 1759 м, СВ = 244
фактическийсогласованопринадлежит
2. перевал Анзоб (№7598)4Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень
L = 36.4 км, Hmax = 3371 м, НВ = 1286 м, СВ = 1411
фактическийсогласованопринадлежит
3. перевал Куркаш (№7078)4Асфальт/бетон, грунт
L = 50.6 км, Hmax = 3013 м, НВ = 2069 м, СВ = 2522
фактическийсогласованопринадлежит
4. перевал Себидара (№7077)4Асфальт/бетон, камень
L = 24.6 км, Hmax = 2695 м, НВ = 1208 м, СВ = 1316
фактическийсогласованопринадлежит
5. перевал Лаудан (№7484)5Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень
L = 32.8 км, Hmax = 3614 м, НВ = 2397 м, СВ = 1216
фактическийсогласованопринадлежит
6. перевал Оббурдон (№7114)5Камень
L = 48.5 км, Hmax = 3911 м, НВ = 1754 м, СВ = 2077
фактическийсогласованопринадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Алукаев Кирилл Викторович 29.04.1982 М 1 р. ********************************** ****** 4ВеР (Прибайкалье), 5ВеУ (Тянь-Шань); Г- 1А Руководитель
2 Данилов Николай Васильевич 30.08.1984 М 2 р. ****************************** *************************************** 4ВеУ (Тянь-Шань), Г-1А Завснар, финансист
3 Ермаков Иван Андреевич 29.08.1990 М 2 р. **************************** *********************************** 4ВеУ (Прибайкалье), 2ВеР (Ю. Урал) Механик
4 Бывшева Галина Владимировна 17.01.1981 Ж МС *********************** ******************************************* 5Р (Тянь-Шань), 6У (Памиро-Алай), Г - 1Б Зам. руководителя, медик, завхоз
5 Скаков Юрий Александрович 27.09.1995 М 1 р. *************************************** ***************************************** 4ВеУ (Закавказье) Штурман, логист
6 Павлов Николай Александрович 13.05.1981 М 2р. ************************** ************************************** 4ВеУ (Тянь-Шань) Фотограф, видеооператор
7 Лебедев Валерий Иванович 29.04.1959 М МС ***************************** ************************ 6ВеУ -Памир, Гималаи; Г-1Б Эколог


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    Материалы и ссылки
    
     1.10.1. Схема заявленного маршрута с запасными вариантами, местами ночевок и аварийными выходами.
     https://velotrex.ru/showfile.php?filename=1688014822_649d0fe68b57f.JPG
    
     1.10.2. Высотный профиль маршрута
     https://photos.google.com/photo/AF1QipNgGUAUrjiczw5kOsonW8cNmplGbgYUMGlNm_km
    
     1.10.3. Полис спортивной медицинской страховки группы.
     https://velotrex.ru/attachments/1689875768_64b9753869e77.pdf
    
     1.10.4. Сертификаты РУСАДА
     https://velotrex.ru/attachments/1685022498_646f6722dfdc1.pdf
     https://velotrex.ru/attachments/1685025818_646f741a47145.pdf
     https://velotrex.ru/attachments/1685026835_646f7813c88cd.pdf
     https://velotrex.ru/attachments/1685508212_6476d074a1209.pdf
     https://velotrex.ru/attachments/1685519004_6476fa9c160ca.pdf
     https://velotrex.ru/attachments/1685611527_64786407099ec.pdf
    
    
     1.10.5. Скан маршрутной книжки.
     https://velotrex.ru/attachments/1700313468_6558b97c90ba3.pdf
    
    
     1.10.6. Ссылки на используемые при подготовке отчеты.
     - Фефелов А.В. - Ве 5 к.с. 2019 https://kramar.ru/wp-content/uploads/2019/12/2019_Fefelov_Azia1.pdf
     - Потапенко В.Б. - Ве 5 к.с. 2014 https://cloud.mail.ru/public/fKzv/3HtdPxWuy
     - Романов Д.А. - Ве 6 к.с. 2014 http://xn--b1apf.xn--p1ai/Otchety/romanov-pamiro-alay2014.pdf
     - Русаков С.А. - Ве 5 к.с. 2014 https://kramar.ru/wp-content/uploads/2015/03/Rusakov-F2014.pdf
     - Емельянов С.А. - Ве 5 к.с. 2012 https://kramar.ru/wp-content/uploads/2013/02/Emelyanov-Otchet-o-velopokhode-po-Pamiro-Alayu-2012g..pdf
    
     1.10.7. Ссылка на отчет
     https://drive.google.com/file/d/1S1LfmEmvILbEWtL_BET6PXlSRxIIq2C5/view?usp=drive_web



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 5
Заявленные сроки: c 23.07.2023 по 08.08.2023
Заявленная продолжительность: 17 дн.
Заявленная нитка маршрута: Худжанд - пер. Оббурдан - киш. Даштиказы - пер. Куликалон - пер. Казнок В. - оз Искандеркуль - пер. Азноб - пер. Куркаш - пер. Себидара - Душанбе

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]



Маршрут проходил по Республике Таджикистан.
Республика Таджикистан, статья в БРЭ: https://old.bigenc.ru/geography/text/4178539
География
93 % территории Таджикистана из 142 970 км² занимают горы, относящиеся к горным системам Средней Азии - Памирской и Тянь-Шаньской. На северной границе располагается Ферганская котловина, длиной 300 км и шириной до 170 км. Максимальная протяжённость с северо-запада на юго-восток составляет 700 км, с севера на юг - 350 км.
Крупнейшие озёра - Каракуль, Яшилькуль, Шоркуль, Булункуль, Сарезское озеро, Искандеркуль, Зоркуль, Кайраккумское водохранилище.
Флора и фауна
Природный мир Таджикистана очень богат, но из-за преобладания гор в основном представлен именно животными и растениями этой климатической зоны. Здесь обитают редчайшие виды животных и птиц, занесенные в Красную книгу: горные козлы, снежные барсы, аисты, ястребы и другие. В тугаях, туранговых лесах и тамариновых зарослях водятся джейраны, бухарские олени, тигры, фазаны, кеклики, камышовые коты, кабаны, снежные барсы. Флора представлена множеством плодовых деревьев, а также растительностью характерной для высокогорья.
Климат
Климат субтропический со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры воздуха, малым количеством осадков, сухостью воздуха и малой облачностью. Средняя температура января колеблется от +2…−2 °C в долинах и предгорьях юго-запада и севера республики до −20 °C и опускается ниже на Памире.
Время.
Смещение от UTC - +5 часов (+3 часа МСК)
Население
Численность населения Таджикистана на 1 января 2023 года составила 10 млн 011 тыс. человек. По темпу роста населения за 30 лет Таджикистан занял первое место среди республик бывшего СССР. В начале 1991 года население республики было 5,3 млн человек и к 2021 году его увеличение составило около 80 %. Доля городского населения в 2022 году составила 29%, а сельского — 71%.
По данным переписи 2010 года, в стране таджики составили 82,3 %, узбеки - 12,2 %, киргизы - 0,8 %, русские - 0,5 %, туркмены - 0,2 %.
Таджикистан является светским государством. Подавляющее большинство населения страны исповедует ислам ханафитского толка суннитского направления. Последователей традиционного шиизма в Таджикистане не много. В основном это малочисленная диаспора среднеазиатских иранцев Таджикистана (бо́льшая часть среднеазиатских иранцев живёт в Узбекистане), а также малочисленные иммигранты из Ирана и Афганистана. Официально, в стране не существует ни одной мечети или медресе традиционного шиизма. Таджикистан является одной из тех стран, где до сих пор существует значительное количество последователей зороастризма.
Язык
Государственным и официальным языком Республики Таджикистан является таджикский язык, считающийся некоторыми лингвистами этнолектом персидского языка. Официально признанной и самой распространённой для таджикского языка письменностью в Таджикистане является таджикская кириллица, принятая в 1940 году и усовершенствованная в 1952 и 1998 годах. В стране немало сторонников возвращения для письменности таджикского языка арабско-персидской письменности, и даже сторонников возвращения «исконного» названия языка - фарси или персидский.
Русский язык согласно Конституции республики официально признан «языком межнационального общения». Делопроизводство на нём практически не ведётся, но проблем с общением на русском языке нет даже в высокогорных населенных пунктах и кошах.
Транспорт
Главное место в транспорте занимает автомобильный. Крупнейшими автомагистралями считаются Душанбе - Термез, Душанбе - Кургантеппа, Душанбе - Куляб, Душанбе - Худжанд, Хорог - Ош. В настоящее время открылась новая дорога Кульма - Карокурум великий шелковый путь, который проходил в древние времена через Таджикистан.
Железные дороги широкой колеи выполняют преимущественно внешнереспубликанские перевозки. Протяженность железных дорог 680 км (Душанбе - Термез, Яван - Термез с веткой на Куляб и Бекабад - Шураб). Существует железнодорожное сообщение с Россией.
Самым эффективным транспортом считается авиация: общая протяженность авиалиний по республике - 4,8 тысяч километров.
Связь.
В Таджикистане существует четыре основных сотовых оператора: «Мегафон», Babilon-Mobile, TCell и ZET-Mobile. Крупнейший оператор - TCell. Для того чтобы купить номер, нужно обратиться в центры обслуживания. Для того чтобы приобрести SIM-карту, при себе нужно иметь паспорт. Процесс получения номера и сим карты занимает около 10-15 минут. Срок действия SIM-карты для иностранцев - 10 дней со дня въезда в Таджикистан. Если после этого не обратиться к оператору, то SIM-карту отключат. Таджикистан находится на четвертом месте с конца в рейтинге скорости связи Speedtest, обгоняя только Венесуэлу, Афганистан и Кубу. На быстрый и дешевый мобильный интернет здесь можно не рассчитывать.
Магазины
В крупных населенных пунктах можно найти магазины на любой вкус. Выбор продуктов огромный, особенно в сетевых магазинах. В небольших населенных пунктах выбор продуктов более скудный и работают они не всегда по расписанию. Некоторые продукты можно вообще не найти, так как такие магазины ориентированы в основном на местное население, которое не покупает то, что можно получить в личном хозяйстве.
Деньги
Сомони́ (код валюты, согласно стандарту ISO 4217: TJS, 972), официальная валюта Республики Таджикистан. Эмитирующий орган - Национальный банк Таджикистана. Номинально 1 сомони равен 100 дирамам. Номиналы действующих банкнот: 1, 5, 20 и 50 дирамов, 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 сомони, монет - 1, 2, 5, 10, 20, 25 и 50 дирамов, 1, 3 и 5 сомони. В Таджикистане юридически установлен режим управляемого плавающего валютного курса (managed floating). Фактически в стране действует режим стабилизированного курса (stabilized arrangement). Валюта введена в обращение в 2000 г. Сомони обозначается символом SM. На аверсах банкнот - портреты выдающихся политических и культурных деятелей, на реверсе - памятники исторической и современной архитектуры.
Погранзона
Таджикистан граничит на севере и северо-востоке с Киргизией, на востоке - с Китаем, на юге - с Афганистаном, на западе, северо-западе и севере - с Узбекистаном. Часть границы с Киргизией не делимитирована.
Для посещения Горно-Бадахшанской области, погранзон и некоторых других районов Таджикистана необходимо оформлять специальные разрешения в ОВИРе города Душанбе.
Заповедники и национальные парки
По состоянию на 2004 год все природоохранные территории Таджикистана занимают суммарную площадь 3,1 млн га. или 22% территории республики и включают в себя 4 - заповедника («Тигровая балка», «Рамит», «Дашти Джум» и «Зоркуль»), 13 - заказников, 1 - национальный парк (Таджикский национальный парк), 1 - историко-природный парк («Ширкент») и 1 - природный парк («Сари-Хосорский»). Заповедники и заказники находятся под управлением Лесохозяйственного производственного объединения Республики Таджикистан (ЛХПО РТ), национальные парки управляются Министерством охраны природы Республики Таджикистан (МОП РТ).
Туризм.
Таджикистан известен как один из центров горного, экологического и других видов туризма в Центральной Азии. Хотя по сохранившимся историческим памятникам города Таджикистана и уступают соседним республикам, туристы могут ознакомиться с достопримечательностями городов, расположенных на древней караванной торговой дороге - Пенджикент, Худжанд, Истаравшан, Гиссар, Душанбе, Куляб, Хорог, Бохтар. По этим местам в начале средних веков пролегал известный в истории караванный Великий шёлковый путь, который связывал страны Востока и Западной Европы.
Таджикский национальный парк сегодня является центром экологического и других видов туризма в Таджикистане. Туристы приезжают в парк для того, чтобы насладиться первозданной природой, где ещё сохранились редкие и ценные виды зверей, птиц, других животных или растений, водоёмов, источников и прочих природных богатств горного края.
На территории парка, в горах Памира находятся несколько высокогорных семитысячников пик Исмоила Сомони (бывший Пик Коммунизма 7495 м), Пик Ленина (пик Абуали ибн Сино 7134 м), Пик Корженевской (7105 м) и другие, Ледник Федченко, которые являются объектами горного туризма и альпинизма.
На территории Таджикистана возможна организация велосипедных маршрутов от 1 к.с. до самой высокой - 6 к.с.

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]



Маргузорские озера - https://www.advantour.com/rus/tajikistan/seven-lakes.htm
Мавзолей Рудаки - https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Рудаки
Куликалонские озера - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/natural_sights_of_tajikistan/kulikalon_lakes.html
Алаудинские озера - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/fann_mountains/alaudin_lakes.html
Мутные озера - http://explorers.uz/ru/sights/mutnoe_lakes.html
Гора Чимтарга - https://peakfinder.ru/peak/view/189_chimtarga
Озеро Искандеркуль - https://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/tajikistan_sights/iskanderkul_lake.html

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]



К старту маршрута удобнее всего добираться на самолете.
Прямые рейсы в а/п г. Худжанд совершают авиакомпании Utair, Уральские авиалинии,S7 Airlines.
Мы летели авикомпанией Уральские авиалинии. Провоз велосипедов бесплатный и входит по весу в норму багажа 23 кг, плюс ручная кладь 8 кг. В аэропорте Москвы их не измеряли и спокойно пропустили как негабарит, проверив только вес.
Из Душанбе можно уехать как на поезде, таки и на самолете. Прямые авиарейсы осуществляют авиакомпании Utair, Уральские авиалинии, Узбекистон Хаво Йуллари. Часть группы улетала прямым рейсом Utair, часть в целях оптимизации бюджета похода авикомпанией Узбекистон Хаво Йулларис пересадкой в Ташкенте. При сдаче велосипедов в багаж на рейс Душанбе - Ташкент - Москва требовали дополнительно оплатить провоз велосипеда, но при предъявление страница авикомпании в интернете (на русском языке) с указанием правил провоза негабаритного багажа оформили провоз бесплатно.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]



1. Аварийные выходы возможны с помощью автотранспорта по дорогам РБ01 и РБ13 в города Самарканд, Худжант и Душанбе из а/л Артуч, Алаудин и т/б Искандеркуль, а так же из крупных н.п.
2. В горах возможна помощь чабанов в крупных кошах с помощью гужевого транспорта до ближайшего места по варианту 1.

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]



Спортивная - прохождение спортивного маршрута 5 к.с., участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Познавательная - ознакомление с природными достопримечательностями Таджикистана.

3.2 Краткое описание маршрута [↑]



Маршрут начинается в г. Худжанд, имеющем богатую историю и множество достопримечательностей.
Первая, раскаточная (акклиматизационная) часть маршрута проходит по предгорьям Туркестанского хребта по асфальтовым дорогам.
Вторая часть включает в себя перевал Оббурдон (5 к.т.) и позволяет получить акклиматизацию в высокогорном районе.
После получения акклиматизации, третья часть маршрута проходит через перевалы Зеравшанского хребта и Гиссарского хребта - Лаудан (5 к.т.), Анзоб (4 к.т.).
В четвертой части было осуществлено первопрохождение пер. Куркаш (4 к.т.) и Себидара (4 к.т.).
В последней, пятой части, маршрут проходит по асфальтовым дорогам и позволяет выйти с маршрута. Заканчивается маршрут в г. Душанбе, имеющем богатую историю и несколько достопримечательностей.
Маршрут включает в себя следующие ОП и ПОП:
- перевал Лаудан (5 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Оббурдон (5 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- перевал Анзоб (4 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- перевал Куркаш (4к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- перевал Себидара (4к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.

3.3 Новизна [↑]



1. Первопрохождение пер. Куркаш - рассматривалась возможность исключить спуск по автомобильной трассе в город Душанбе. Характеризуется разбитыми и зарастающими грунтовыми дорогами, локальными препятствиями: крутой спуск, снежники.
2. Первопрохождение пер. Себидара - рассматривалась как возможность в дальнейшем проложить маршруты в восточной части Памиро-Алая, а также как возможный маршрут при прохождение маршрута на Памир.
3. Элементы новизны "старых" маршрутов – перевалы Лаудан, Анзоб и Оббурдон неоднократно проходился туристскими группами в обе стороны, но на данный момент существующие описания прохождения частично утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на данный момент, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями действующей Методики категорирования.

3.4 Стратегия и тактика [↑]



1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Тренировки к прохождению маршрута проводились на командных скатках, а так же по индивидуальным планам.
В июле был организованы несколько контрольных тренировочных выходов для проверки готовности велосипедов, снаряжения отработки организации переправы через горные реки, спуска по крутым склонам с использованием ВКС.
2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: сначала группа раскатывается и проходит акклиматизацию в течении двух дней постепенно набирая высоту по предгорьям Туркестанского хребта. Далее группа проходила технически сложные высокогорные перевалы, периодически спускаясь в долины рек, что позволило обеспечить набор высот достаточный для протяженных препятствий 4-5 к.т., а в промежутках между определяющими препятствиями восстановить силы, а так же пополнить запас продуктов.
Для выполнения условий нахождения на территории Республики Таджикистан, необходима регистрация.
На маршруте были запланирована дневка на озере Искандеркуль и полудневка на Алаудинских озерах, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение. Так же было запланированно два запасных дня на случай отставания от графика.
На участки первопрохождений и сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам.
3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы.
При движении по дорогам общего пользования группа соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]



Заявленный маршрут пройден без изменений. Участок река Чапдара - река Ягноб пройден по запасному вариантов в связи с расстройством желудка у большей части группы.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]



Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.


3.7 Изменение состава участников [↑]



По личным обстоятельствам на маршрут не вышел И.Ермаков, о чем была поставлена в известность выпускающая МКК

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]



Не использовался

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 23.07.2023 г. Худжанд - киш. Ангиарык 72 вело г. Худжанд - киш. Муджум 85 вело
2 24.07.2023 м.н. - киш. Овчи 49 вело м.н. - р.Шаганаббурдон 38 вело
3 25.07.2023 м.н. - киш. Дашти Томин 84 вело м.н. - киш. Шаватки-Поен 63 вело
4 26.07.2023 м.н. - киш. Панчруд 87 вело м.н. - киш. Рузи Обнок 91 вело
5 27.07.2023 м.н. - оз. Куликалон (полудневка) 16 вело м.н. - р.Артуч 32 вело
6 28.07.2023 м.н. - оз. Алаудинские 18 вело, пеше м.н. - оз. Кулисиех (полудневка) 5 вело, пеше
7 29.07.2023 м.н. - оз. Мутные (полудневка) 5 вело м.н. - р.Чапдара 15 вело
8 30.07.2023 м.н. - р. Казнок 5 пеше р. Чапдара - р. Ягноб 29 вело м.н. -р.Ягноб 51 вело
9 31.07.2023 м.н. - т/б Искандеркуль 27 вело м.н. - р.Варзоб 74 вело
10 01.08.2023 м.н. - р. Анзоб 62 вело м.н. - р. Варзоб (дневка) 6 вело
11 02.08.2023 м.н. - р. Такоб 61 вело м.н. - пос. Софидара 23 вело
12 03.08.2023 м.н. - р. Обиес 46 вело, пеше м.н. - р.Ес 14 вело, пеше
13 04.08.2023 м.н. - киш Сорбух 58 вело м.н. - киш. Явроз 27 вело
14 05.08.2023 м.н. - киш. Обирган 25 вело м.н. - р. Севидара 49 вело
15 06.08.2023 м.н. - г. Душанбе 87 вело м.н. - р. Джавони 20 вело
16 07.08.2023 запасной день вело м.н. - г. Душанбе 90 вело
Заявленная протяжённость: 702 км
Фактическая протяжённость: 683 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
23.07.2023 - день 1
104:58:0000Начало ходового дня
204:58:1500Выезжаем из хостела. Покрытие - асфальт хорошего качества фото 1-1дорога высокого качестваЯсно, Т≈25°С
308:38:4049.449.4Поворачиваем налево, в сторону гор фото 1-2
410:27:2066.166.1Обедаем в кафе пос. Ганчи
512:59:4174.974.9Пережидаем обеденный зной в тени деревьев. Через два часа едем дальше. Качество асфальта ухудшилосьдорога хорошего качестваЯсно, Т≈31°С
616:09:5684.984.9Встаем на ночевку фото 1-3
716:09:578585Конец ходового дня
Координаты точки: N39.822153, E69.174503
Высота точки: 1333 м

Пройдено за день: 85 км
НВ: 1273 м, СВ: 282 м
ОХВ: 11 ч. 11 мин. 57 сек.
ЧХВ: 5 ч. 56 мин. 38 сек.
24.07.2023 - день 2
806:21:17085Начало ходового дня
906:40:393.388.3Проезжаем перекресток, дорога еще больше ухудшаетсяСолнечно, Т≈26°С
1007:53:549.894.8Проезжаем кишлак Ходжахо. Дорога - разбитый каменьдорога среднего качества
1110:59:0928.9113.9В кишлаке Овчи закупаемся в магазине и едем в сторону пер. Оббурдон фото 2-1Малооблачно, Т≈29°С
1211:19:5529.1114.1Начало препятствия перевал Оббурдон (5 к.т.) фото 2-2ПП7114
1317:12:0637.6122.6Встали на ночевку фото 2-3
1417:12:0737.7122.7Конец ходового дня
Координаты точки: N39.51875, E69.096524
Высота точки: 2677 м

Пройдено за день: 37.7 км
НВ: 1441 м, СВ: 97 м
ОХВ: 10 ч. 50 мин. 50 сек.
ЧХВ: 4 ч. 59 мин. 22 сек.
25.07.2023 - день 3
1506:07:080122.7Начало ходового дня
1607:52:094.8127.5Уклон дороги увеличивается фото 3-1дорога среднего качестваМалооблачно, Т≈23°С
1713:56:2939.3162Начало препятствия спуск Ущелье р. Зеравшан (3 к.т.)ПП7608
1813:56:5139.3162Конец препятствия перевал ОббурдонПП7114
1918:45:3162.6185.3Встаем на ночевку фото 3-2
2018:45:3262.6185.3Конец ходового дня
Координаты точки: N39.39521, E68.857663
Высота точки: 1690 м

Пройдено за день: 62.6 км
НВ: 1564 м, СВ: 2551 м
ОХВ: 12 ч. 38 мин. 24 сек.
ЧХВ: 7 ч. 37 мин. 8 сек.
26.07.2023 - день 4
2106:07:370185.3Начало ходового дня
2211:36:5647.5232.8Появился хороший асфальт фото 4-1дорога высокого качестваСолнечно, Т≈32°С
2319:36:1991.6276.9Конец ходового дня
Координаты точки: N39.470716, E68.034732
Высота точки: 1139 м

Пройдено за день: 91.6 км
НВ: 1402 м, СВ: 1953 м
ОХВ: 13 ч. 28 мин. 42 сек.
ЧХВ: 6 ч. 58 мин. 27 сек.
27.07.2023 - день 5
2406:27:100276.9Начало ходового дня
2506:35:551.4278.3Конец препятствия спуск Ущелье р. ЗеравшанПП7608
2608:17:3514.8291.7Начало препятствия перевал Лаудан (5 к.т.)ПП7484
2708:38:2717.9294.8Въезжаем в пос. Панжруд. На центральной площади несколько магазинов с хорошим выбором продуктов. После того как закупились и поехали дальше - покрытие меняется на разбитый щебень фото 5-1дорога хорошего качества
2808:44:2817.9294.9Спустя 4,5 км дорога еще ухудшается дорога низкого качества
2916:16:0931307.9Спустя несколько десятков метров после а/л Артуч дорога переходит в разбитую тропу с ТП со множеством ЛПдорога сверхнизкого качества
3017:10:1631.9308.8Встали на ночевку перед первым подъемом фото 5-2
3117:10:1732308.9Конец ходового дня
Координаты точки: N39.276281, E68.155053
Высота точки: 2293 м

Пройдено за день: 32 км
НВ: 1365 м, СВ: 211 м
ОХВ: 10 ч. 43 мин. 7 сек.
ЧХВ: 5 ч. 9 мин. 20 сек.
28.07.2023 - день 6
3205:11:250308.9Начало ходового дня
3305:13:140308.9Сразу начался крутой подъем. Средний уклон 31,2%. фото 6-1Спуск/подъём 1а (2)
L = 600 м
3406:10:540.6309.5Небольшое выполаживание рельефа, тропа с ТП
3506:52:110.9309.7Снова начинается крутой подъём, средний уклон 25,1% фото 6-2Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 300 м
3607:43:591.3310.2Преодолеваем последний пологий участок вдоль р. Артуч
3709:12:472.4311.2Крутой подъём, средний уклон 27,5% фото 6-3Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 200 м
3809:16:292.4311.3Поднялись на плато Куликалонских озер, отдохнули и едем в сторону озера Куликолон
3909:18:412.4311.3Встали на озере на обед
4010:41:153.3312.2После обеда пересекаем сразу протоку и едем в сторону озера КулисиехПереправа н/к (2)
4110:43:013.3312.2Пересекаем еще одну протокуПасмурно, дождь Т≈15°СПереправа н/к (2)
4212:24:114.6313.5Встаем на полудневку фото 6-4
4312:24:124.7313.6Конец ходового дня
Координаты точки: N39.258935, E68.193664
Высота точки: 2874 м

Пройдено за день: 4.7 км
НВ: 609 м, СВ: 28 м
ОХВ: 7 ч. 12 мин. 47 сек.
ЧХВ: 1 ч. 58 мин. 36 сек.
29.07.2023 - день 7
4405:53:260313.6Начало ходового дня
4505:54:240313.6Начали движение от место стоянки и буквально через 50 метров пересекаем протоку, после чего движемся в сторону пер. Лаудан.фото 7-1Переправа н/к (2)
4606:01:340.1313.7Пересекаем еще одну протоку. После переправы характер тропы не меняется фото 7-2Ясно, Т≈25°СПереправа н/к (2)
4706:26:261.1314.7Начало подъема на перевал Лаудан, идем в лямках, средний уклон 26,2%, тропа траверсом поднимается по склону ущелья ручья. Сам ручей пересох фото 7-3Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 800 м
4807:34:531.9315.5Локальное выполаживание. Видим внизу группу Романова
4908:11:432.2315.8Начало перевального взлета, тропа выходит из ущелья и поднимается по склону, местами по серпантину, а местами просто "в лоб", средний угол подъема 30,2%, движение осложнено крупными камнями фото 7-4Спуск/подъём 1а (2)
L = 1800 м
5011:46:393.8317.4Достигли перевала Лаудан. Фотографируемся.Солнечно, Т≈19°С
5112:18:523.8317.4Начинаем спуск с перевала
5212:20:203.9317.4Крутой участок спуска, средний уклон 35,4% фото 7-5Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 600 м
5312:58:194.5318Выполаживание, но ехать затрудненно из-за камней
5413:15:184.8318.4Крутой участок спуска, средний уклон 36,1% фото 7-6Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 300 м
5513:31:295.1318.7Опять уклон уменьшается, можно даже ехать
5613:36:495.3318.8Крутой участок спуска, средний уклон 35,1% фото 7-7Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 500 м
5713:59:065.8319.3Спускаемся к реке Пасруддарья. Встаем на обед. Во время обеда к нам подъезжает группа Романова
5816:03:555.8319.4Выезжаем с обеда. Начинает моросить дождь. Сразу пересекаем р. Пасруддарья фото 7-8Переменная облачность, Т≈22°С временами дождьПереправа н/к (2)
5916:30:196.6320.2Еще раз пересекаем р. Пасруддарья и движемся по левому берегу. Характер покрытия не изменился - тропа с ТП фото 7-9Переправа н/к (2)
6016:38:056.9320.4Брод р. Тарма, притока р. Пасруддарья. фото 7-10Переправа н/к (2)
6117:45:2510.7324.3Подъезжаем к огороженному пастбищу возле слияния рек Пасруддарья и Рават. Проходим через калитку.
6217:47:5110.9324.4Поворачиваем направо в сторону пер. Казнок Восточный.
6317:48:0910.9324.5Конец препятствия перевал ЛауданПП7484
6419:37:2615.4328.9Встаем на берегу озера Дучуба вместе с группой Романова. фото 7-11 Завтра решили не идти на пер. В.Казнок, а объехать его по запасному пути
6519:37:5015.4329Конец ходового дня
Координаты точки: N39.243869, E68.260525
Высота точки: 2722 м

Пройдено за день: 15.4 км
НВ: 969 м, СВ: 1121 м
ОХВ: 13 ч. 44 мин. 24 сек.
ЧХВ: 4 ч. 9 мин. 7 сек.
30.07.2023 - день 8
6610:22:440329Начало ходового дня
6710:23:040329Выезжаем с места ночевкиСолнечно, Т≈17°С
6810:35:010.7329.7Проехали вброд рукав р.Чапдара около а/л Вертикаль Аллаудин фото 8-1Переправа н/к (0.5)
6910:38:310.9329.9Проехали вброд безымянный приток р. Чапдара фото 8-2Переправа н/к (0.5)
7013:56:3828.9357.9Проехав по красивому ущелью, выезжаем на дорогу Душанбе - Самарканд. Покрытие - асфальт хорошего качествадорога высокого качества
7114:08:3731.3360.3Останавливаемся на обед в кафеСолнечно, Т≈32°С
7216:01:2931.4360.4Продолжаем движение
7316:29:5736.6365.6После н.п. Такфон продолжаем движение прямо вверх по правому берегу реки Ягноб. Асфальт сразу становится разбитым.дорога хорошего качества
7417:15:4243.8372.8Появляются участки с рыхлым пескомдорога среднего качества
7517:29:0945.1374.1Но основным покрытием все равно является разбитый щебень, который чередуется с участками разбитого асфальтадорога хорошего качества
7618:50:1451.4380.4Встаем на ночевку на изгибе реки на территории где началась стройка фото 8-3
7718:56:1651.5380.5Конец ходового дня
Координаты точки: N39.182196, E68.714113
Высота точки: 2009 м

Пройдено за день: 51.5 км
НВ: 734 м, СВ: 1447 м
ОХВ: 8 ч. 33 мин. 32 сек.
ЧХВ: 5 ч. 8 мин. 13 сек.
31.07.2023 - день 9
7806:25:310380.5Начало ходового дня
7906:25:450.1380.5Продолжаем движение в сторону пер. Анзобдорога хорошего качестваБезоблачно, Т≈15°С
8007:42:4512.7393.1Начало препятствия перевал Анзоб (4 к.т.)ПП7598
8107:43:1812.8393.2Поворачиваем направо на мост через реку Ягноб. Дорога без изменений - разбитый гравийдорога хорошего качества
8208:04:0814.1394.5После пересечения первого моста основным покрытием дороги становится разбитый каменьдорога среднего качества
8308:44:5117397.5Периодически встречаются участки разбитого асфальтадорога хорошего качества
8409:57:1920.1400.5Но основным покрытием остается разбитый каменьдорога среднего качества
8515:30:1730.2410.6Фотографируемся на перевале Анзобдорога среднего качестваСолнечно, Т≈23°С
8615:50:1330.3410.7Пополнив запасы воды в колодце рядом с метесотанцией начинаем спуск. Дорога улучшилась - покрытие разбитый асфальтдорога среднего качества
8716:08:4834.6415Дорога значительно ухудшилась, основное покрытие - разбитый камень, по дороге текут ручьи, встречаются небольшие каменные завалыдорога сверхнизкого качества
8817:11:2449429.5Конец препятствия перевал АнзобПП7598
8917:24:3552.2432.7Выезжаем на дорогу Душанбе - Самарканд. Покрытие - асфальт хорошего качествадорога высокого качества
9017:31:1552.6433.1Въезжаем в первый из тоннелей. Все включили фонари. У замыкающих также включен красный фонарь сзади
9119:11:3774.1454.5Встаем на ночевку на берегу реки на территории чайхоны. фото 9-1 По пути заехали в а/л Варзоб - там сейчас закрыто и идет ремонт
9219:11:4874.2454.7Конец ходового дня
Координаты точки: N38.871169, E68.833759
Высота точки: 1300 м

Пройдено за день: 74.2 км
НВ: 1701 м, СВ: 2410 м
ОХВ: 12 ч. 46 мин. 17 сек.
ЧХВ: 7 ч. 54 мин. 37 сек.
01.08.2023 - день 10
9307:43:470454.7Начало ходового дня
9407:44:040.1454.8Выезжаем, ищем кемпинг где и встаем на дневку. Отдыхаем, производим ТО велосипедов
9508:41:555.9460.6Конец ходового дня
Координаты точки: N38.839812, E68.828559
Высота точки: 1214 м

Пройдено за день: 5.9 км
НВ: 20 м, СВ: 106 м
ОХВ: 0 ч. 58 мин. 8 сек.
ЧХВ: 0 ч. 13 мин. 40 сек.
02.08.2023 - день 11
9606:33:000460.6Начало ходового дня
9706:33:370460.6Выезжаем из кемпинга в сторону горнолыжного курорта СофидараСолнечно, Т≈16°С
9806:43:501.9462.5Сворачиваем с трассы Душанбе - Самарканд в сторону горнолыжного курорта Софидара. Покрытие - асфальт хорошего качествадорога высокого качества
9907:55:178.6469.2Начало препятствия перевал Куркаш (4 к.т.)ПП7078
10010:03:2918.2478.7Сразу от территории курорта дорога резко ухудшается - становится разбитой грунтовкой, появляются непродолжительные крутые подъемыдорога низкого качества
10114:03:2523.3483.9Впереди, на подъеме, идут работы по улучшению дороги, бульдозером сбрасывают камни. Встаем на вынужденную полудневку около родника Солнечно, Т≈30°С
10214:03:3423.5484.1Конец ходового дня
Координаты точки: N38.846175, E69.018263
Высота точки: 2615 м

Пройдено за день: 23.5 км
НВ: 1421 м, СВ: 20 м
ОХВ: 7 ч. 30 мин. 34 сек.
ЧХВ: 4 ч. 15 мин. 18 сек.
03.08.2023 - день 12
10306:35:420484.1Начало ходового дня
10406:36:070484.1Продолжаем движение на перевалдорога низкого качестваСолнечно, Т≈20°С
10508:53:075.6489.7Поворачиваем направо, дорога ухудшается и переходит местами в зарастающую тропудорога сверхнизкого качества
10610:49:3310.9494.9Поднялись на перевал. Галя и Юра уходят на разведку спуска
10712:35:4710.9495Спускаемся по овечьим тропам по правому краю ущелья. Средний уклон спуска 34,2% фото 12-1Спуск/подъём 1а (2)
L = 1000 м
10815:11:1112496.1Принимаем решение спустится со склонов и идти вдоль речки Ес. Периодически выходим на снежники и идем по ним фото 12-2Солнечно, Т≈27°ССнег/лёд н/к (2)
L = 300 м
10917:36:1812.6496.7Бродим речку Ес. После брода появляется тропа, которая идет мимо кошей фото 12-3Переправа н/к (2)
11018:27:5213.6497.7Перебродили приток р. Ес и встаем на ночевку сразу за ним. фото 12-4Переправа н/к (0.5)
11118:28:3613.7497.8Конец ходового дня
Координаты точки: N38.785008, E69.032547
Высота точки: 2365 м

Пройдено за день: 13.7 км
НВ: 647 м, СВ: 897 м
ОХВ: 11 ч. 52 мин. 54 сек.
ЧХВ: 3 ч. 41 мин. 12 сек.
04.08.2023 - день 13
11206:40:080497.8Начало ходового дня
11306:40:430497.8Начинам спуск дальше по тропе с ТПСолнечно, Т≈16°С
11409:34:413500.8Начался локальный подъем, двигаемся в лямках. Средний уклон тропы 30.0% фото 13-1Спуск/подъём 1а (2)
L = 400 м
11509:57:273.4501.1Продолжаем спуск
11612:45:455.2502.9Бродим речку Ес. фото 13-2Переправа н/к (2)
11714:25:2710.5508.3Возле коша Ес Боло появляется разбитая грунтовая дорога. Стоит грузовик.дорога среднего качестваСолнечно, Т≈30°С
11817:05:2422.1519.8Конец препятствия перевал КуркашПП7078
11917:05:4022.1519.9Выезжаем на автомобильную дорогу, поворачиваем направодорога высокого качества
12018:41:5126.2524Перед поселком Явроз поворачиваем налево и встаем на ночевку на территории футбольного поля. фото 13-3
12119:17:3326.9524.7Конец ходового дня
Координаты точки: N38.681627, E69.212341
Высота точки: 1149 м

Пройдено за день: 26.9 км
НВ: 426 м, СВ: 1642 м
ОХВ: 12 ч. 37 мин. 25 сек.
ЧХВ: 4 ч. 41 мин. 40 сек.
05.08.2023 - день 14
12207:21:340524.7Начало ходового дня
12307:21:500524.7Продолжаем движение вверх по ущельюСолнечно, Т≈21°С
12414:12:5346.4571.1Начало препятствия перевал Себидара (4 к.т.)ПП7077
12514:12:5946.4571.1После мостика начинается тропа со множеством ТП: камни, скальные останцы, осыпидорога сверхнизкого качестваСолнечно, Т≈30°С
12618:00:4749573.7Встаем на ночевку на поляне
12718:01:3149.1573.7Конец ходового дня
Координаты точки: N38.860723, E69.610457
Высота точки: 1761 м

Пройдено за день: 49.1 км
НВ: 1138 м, СВ: 526 м
ОХВ: 10 ч. 39 мин. 57 сек.
ЧХВ: 5 ч. 28 мин. 54 сек.
06.08.2023 - день 15
12806:22:230573.7Начало ходового дня
12906:23:160573.8Продолжаем движение по ущелью рекиСолнечно, Т≈20°С
13015:29:378581.8Поднялись на пер. Себидара. Фотографируемся и начинаем спускПеременная облачность, Т≈27°С
13117:39:3011.5585.2Тропа приводит к разбитой дорогедорога среднего качества
13218:26:4715.9589.7И только в самом поселке Джавани появляется разбитый асфальтдорога хорошего качества
13319:16:2819.6593.4Конец ходового дня
Координаты точки: N38.726408, E69.671457
Высота точки: 1483 м

Пройдено за день: 19.6 км
НВ: 982 м, СВ: 1260 м
ОХВ: 12 ч. 54 мин. 5 сек.
ЧХВ: 6 ч. 4 мин. 2 сек.
07.08.2023 - день 16
13406:36:260593.4Начало ходового дня
13506:42:071.3594.7Выезжаем на автомобильную дорогу в сторону Душанбе. Качество покрытие становится хорошимдорога высокого качества
13606:49:022.3595.6Конец препятствия перевал СебидараПП7077
13712:07:2290.4683.8Конец ходового дня
Координаты точки: N38.567168, E68.809443
Высота точки: 826 м

Пройдено за день: 90.4 км
НВ: 726 м, СВ: 1385 м
ОХВ: 5 ч. 30 мин. 56 сек.
ЧХВ: 4 ч. 14 мин. 16 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
23.07.2023 - день 1
04:58:15Ясно, Т≈25°С
12:59:41Ясно, Т≈31°С
24.07.2023 - день 2
06:40:39Солнечно, Т≈26°С
10:59:09Малооблачно, Т≈29°С
25.07.2023 - день 3
07:52:09Малооблачно, Т≈23°С
26.07.2023 - день 4
11:36:56Солнечно, Т≈32°С
27.07.2023 - день 5
28.07.2023 - день 6
10:43:01Пасмурно, дождь Т≈15°С
29.07.2023 - день 7
06:01:34Ясно, Т≈25°С
11:46:39Солнечно, Т≈19°С
16:03:55Переменная облачность, Т≈22°С временами дождь
30.07.2023 - день 8
10:23:04Солнечно, Т≈17°С
14:08:37Солнечно, Т≈32°С
31.07.2023 - день 9
06:25:45Безоблачно, Т≈15°С
15:30:17Солнечно, Т≈23°С
01.08.2023 - день 10
02.08.2023 - день 11
06:33:37Солнечно, Т≈16°С
14:03:25Солнечно, Т≈30°С
03.08.2023 - день 12
06:36:07Солнечно, Т≈20°С
15:11:11Солнечно, Т≈27°С
04.08.2023 - день 13
06:40:43Солнечно, Т≈16°С
14:25:27Солнечно, Т≈30°С
05.08.2023 - день 14
07:21:50Солнечно, Т≈21°С
14:12:59Солнечно, Т≈30°С
06.08.2023 - день 15
06:23:16Солнечно, Т≈20°С
15:29:37Переменная облачность, Т≈27°С
07.08.2023 - день 16

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


https://velotrex.ru/attachments/1700108979_65559ab302cb4.pdf
https://velotrex.ru/attachments/1700108992_65559ac03756e.pdf

6.2 Перечень запчастей и инструментов


https://velotrex.ru/attachments/1700109005_65559acd8d4ce.pdf

6.3 Перечень общественного снаряжения


https://velotrex.ru/attachments/1700108965_65559aa5f347f.pdf
https://velotrex.ru/attachments/1700294026_65586d8ae1825.pdf

6.4 Раскладка по питанию и график закупок


https://velotrex.ru/attachments/1700108273_655597f18c07e.pdf

6.5 Состав медицинской аптечки


https://velotrex.ru/attachments/1700108259_655597e37204a.pdf

6.6 Перечень финансовых расходов


https://velotrex.ru/attachments/1700294007_65586d776409a.pdf

7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

Пройденный маршрут соответствует 5 к.с.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий; здесь можно проводить спортивные маршруты любых категорий сложности по уже изученным и описанным местам, а так же найти много новых и интересных вариантов.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, большей частью преодолевается в седле, но включает множество локальных препятствий (каменных завалов, каньонов и крутых взлетов), которые требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым и заросшим склонам. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде бродов.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что осыпи и завалы, часто происходящие в горах могут существенно повлиять на характер покрытия и качество дороги.
В целях увеличения сложности похода в маршрут следовало включить перевал В. Казнок и исключить перевал Куркаш.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.
Климат Памиро-Алая резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
123.07.2023по дорогам высокого качества: 74.9
по дорогам хорошего качества: 10.1
224.07.2023по дорогам хорошего качества: 9.8
по дорогам среднего качества: 27.9
325.07.2023по дорогам среднего качества: 62.6
426.07.2023по дорогам высокого качества: 44.1
по дорогам среднего качества: 47.5
527.07.2023по дорогам высокого качества: 17.9
по дорогам хорошего качества: 0.1
по дорогам низкого качества: 13
по дорогам сверхнизкого качества: 1
628.07.2023по дорогам сверхнизкого качества: 3.6
ЛП: 1.1
729.07.2023по дорогам сверхнизкого качества: 11.4
ЛП: 4
830.07.2023по дорогам высокого качества: 7.7
по дорогам хорошего качества: 13.6
по дорогам среднего качества: 1.3
по дорогам сверхнизкого качества: 28.9
931.07.2023по дорогам высокого качества: 22
по дорогам хорошего качества: 17
по дорогам среднего качества: 17.5
по дорогам сверхнизкого качества: 17.7
1001.08.2023по дорогам высокого качества: 5.9
1102.08.2023по дорогам высокого качества: 18.1
по дорогам низкого качества: 5.4
1203.08.2023по дорогам низкого качества: 5.6
по дорогам сверхнизкого качества: 6.8
ЛП: 1.3
1304.08.2023по дорогам высокого качества: 4.8
по дорогам среднего качества: 11.6
по дорогам сверхнизкого качества: 10.1
ЛП: 0.4
1405.08.2023по дорогам высокого качества: 46.4
по дорогам сверхнизкого качества: 2.6
1506.08.2023по дорогам хорошего качества: 3.7
по дорогам среднего качества: 4.5
по дорогам сверхнизкого качества: 11.5
1607.08.2023по дорогам высокого качества: 89.1
по дорогам хорошего качества: 1.3


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
330.955.6172.92493.606.8

Lф = 677

Кэп = 1

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
28.07.2023Спуск/подъём 1а (2)Сразу начался крутой подъем. Средний уклон 31,2%. фото 6-160012
28.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Снова начинается крутой подъём, средний уклон 25,1% фото 6-23004.5
28.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Крутой подъём, средний уклон 27,5% фото 6-32003
28.07.2023Переправа н/к (2)После обеда пересекаем сразу протоку и едем в сторону озера Кулисиех02
28.07.2023Переправа н/к (2)Пересекаем еще одну протоку02
29.07.2023Переправа н/к (2)Начали движение от место стоянки и буквально через 50 метров пересекаем протоку, после чего движемся в сторону пер. Лаудан.фото 7-102
29.07.2023Переправа н/к (2)Пересекаем еще одну протоку. После переправы характер тропы не меняется фото 7-202
29.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Начало подъема на перевал Лаудан, идем в лямках, средний уклон 26,2%, тропа траверсом поднимается по склону ущелья ручья. Сам ручей пересох фото 7-380012
29.07.2023Спуск/подъём 1а (2)Начало перевального взлета, тропа выходит из ущелья и поднимается по склону, местами по серпантину, а местами просто "в лоб", средний угол подъема 30,2%, движение осложнено крупными камнями фото 7-4180036
29.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Крутой участок спуска, средний уклон 35,4% фото 7-56009
29.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Крутой участок спуска, средний уклон 36,1% фото 7-63004.5
29.07.2023Спуск/подъём н/к (1.5)Крутой участок спуска, средний уклон 35,1% фото 7-75007.5
29.07.2023Переправа н/к (2)Выезжаем с обеда. Начинает моросить дождь. Сразу пересекаем р. Пасруддарья фото 7-802
29.07.2023Переправа н/к (2)Еще раз пересекаем р. Пасруддарья и движемся по левому берегу. Характер покрытия не изменился - тропа с ТП фото 7-902
29.07.2023Переправа н/к (2)Брод р. Тарма, притока р. Пасруддарья. фото 7-1002
30.07.2023Переправа н/к (0.5)Проехали вброд рукав р.Чапдара около а/л Вертикаль Аллаудин фото 8-100.5
30.07.2023Переправа н/к (0.5)Проехали вброд безымянный приток р. Чапдара фото 8-200.5
03.08.2023Спуск/подъём 1а (2)Спускаемся по овечьим тропам по правому краю ущелья. Средний уклон спуска 34,2% фото 12-1100020
03.08.2023Снег/лёд н/к (2)Принимаем решение спустится со склонов и идти вдоль речки Ес. Периодически выходим на снежники и идем по ним фото 12-23006
03.08.2023Переправа н/к (2)Бродим речку Ес. После брода появляется тропа, которая идет мимо кошей фото 12-302
03.08.2023Переправа н/к (0.5)Перебродили приток р. Ес и встаем на ночевку сразу за ним. фото 12-400.5
04.08.2023Спуск/подъём 1а (2)Начался локальный подъем, двигаемся в лямках. Средний уклон тропы 30.0% фото 13-14008
04.08.2023Переправа н/к (2)Бродим речку Ес. фото 13-202

ЛП = 142 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 142

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 677

Продолжительность фактическая, дней: (последний день неполный)

Тф = 15.5

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 800

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 16

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.05

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 369 ч. (16 д.)

Автономность похода: 0.91

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 23.07.2023 4:00
Конец временного интервала: 23.07.2023 10:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
2. Магазин в пос. Ганчи: 23.07.2023 11:00
Конец временного интервала: 24.07.2023 7:00
Количество часов: 21
Автономность временного интервала: 0.80
3. Магазин в кишлаке Овчи: 24.07.2023 8:00
Конец временного интервала: 25.07.2023 17:00
Количество часов: 34
Автономность временного интервала: 0.87
4. Магазин в киш. Вешаб: 25.07.2023 18:00
Конец временного интервала: 26.07.2023 9:00
Количество часов: 16
Автономность временного интервала: 0.80
5. Магазин в пос. Айни: 26.07.2023 10:00
Конец временного интервала: 26.07.2023 17:00
Количество часов: 8
Автономность временного интервала: 0.80
6. магазин в пос. Киштудак: 26.07.2023 18:00
Конец временного интервала: 27.07.2023 6:00
Количество часов: 13
Автономность временного интервала: 0.80
7. магазин в пос. Панчруд: 27.07.2023 7:00
Конец временного интервала: 30.07.2023 14:00
Количество часов: 80
Автономность временного интервала: 1.10
8. Обед в кафе на трассе Душанбе - Самарканд: 30.07.2023 15:00
Конец временного интервала: 31.07.2023 18:00
Количество часов: 28
Автономность временного интервала: 0.84
9. Ужин в чайхоне на трассе Душанбе-Самарканд: 31.07.2023 19:00
Конец временного интервала: 1.08.2023 11:00
Количество часов: 17
Автономность временного интервала: 0.80
10. Кафе на трассе Душанбе - Самарканд: 1.08.2023 12:00
Конец временного интервала: 2.08.2023 7:00
Количество часов: 20
Автономность временного интервала: 0.80
11. магазин в пос. Софидарак: 2.08.2023 8:00
Конец временного интервала: 4.08.2023 17:00
Количество часов: 58
Автономность временного интервала: 0.99
12. Кафе на трассе: 4.08.2023 18:00
Конец временного интервала: 5.08.2023 11:00
Количество часов: 18
Автономность временного интервала: 0.80
13. Магазин в кишлаке Варв: 5.08.2023 12:00
Конец временного интервала: 6.08.2023 18:00
Количество часов: 31
Автономность временного интервала: 0.85
14. Магазин в пос. Джавони: 6.08.2023 19:00
Конец временного интервала: 7.08.2023 12:00
Количество часов: 18
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 7608спуск Ущелье р. Зеравшан3Асфальт/бетон, камень, песоксогласованопринадлежит5.533
2. 7598перевал Анзоб4Асфальт/бетон, гравий/щебень, каменьсогласованопринадлежит10.233
3. 7078перевал Куркаш4Асфальт/бетон, грунтсогласованопринадлежит12.424
4. 7077перевал Себидара4Асфальт/бетон, каменьсогласованопринадлежит10.534
5. 7484перевал Лаудан5Асфальт/бетон, гравий/щебень, каменьсогласованопринадлежит16.245
6. 7114перевал Оббурдон5Каменьсогласованопринадлежит14.095


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 69.04

В зачёт идут баллы:
за ПП 3 к.т.: 10
за ПП 4 к.т.: 22.95
за ПП 5 к.т.: 30.33

Сумма баллов за ПП:

S = 63.28


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 63.28 * 1.05 * 0.91 = 60.46 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 5

Набор ПП:

3 к.т.: 1
4 к.т.: 3
5 к.т.: 2

Признак к.с. по набору ПП: 5

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 677 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 142 км
Продолжительность фактическая: 16 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 5
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 6

Итоговая к.с.: 5