Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация

Горная страна Алтай лежит на юге Сибири. Границей, разделяющей Алтай и Западный Саян, считают водораздел бассейнов Бии, Абакана и Шапшальский хребет. На юге и юго-востоке Горный Алтай соединяется с Монгольским Алтаем через пограничный массив Табын-Богдо-Ола и отходящие от него хребты Южно-Алтайский, Сайлюгем и Чихачёва. Юго-западные окраины Алтая протягиваются до котловины озера Зайсан. К северу Алтай резко, уступами, низвергается к Западно-Сибирской равнине, в западные степи проникает веером невысоких хребтов. http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/altay.shtml

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Состав хозяйственного набора


6.5 Раскладка по питанию и график закупок


6.6 Состав медицинской аптечки


6.7 Перечень финансовых затрат



7. Итоги, выводы, рекомендации


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Монголия (Долина больших озер), категория сложности: 4, руководитель: Лира А.Е., маршрутная книжка: 0-133-23

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

Кузбасс, СТВ Велокузнецк

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: МКК СФО (Новосибирск) .
Номер маршрутной книжки: 0-133-23

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 01.07.2023 по 15.07.2023.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: Россия,Монголия
Район: Монгольский Алтай
Часовой пояс по стандарту UTC: 7   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

Акташ - Курай - Курайская степь - Чаган-Узун- Кош-Агач - Жанна-аул - р. Юстыть - Ташанта - пер Дурбэ-дава (2КТ 2481м) — Цагааннуур — оз Адаг-Нур - трв. гор. Годрогиин-ула (4КТ пер. Душинг-дава (2534м)- пер. Хутэн-хотэн (2380м)) - Оз Ачит-Нур - пер г.Тахир улаан (3КТ) - Хотгор - пер. Байрмын дава (4КТ 2552м) - Оз . Уурег-нуур - оз. Хаг-нур - пер. Улан-даба (3КТ 1972 м)- Улаангом - р Телинг гол - оз Увс Нуур - р. Хара- Ус - р. Нарыйны-гол - Тэс - Хандагайты - Солчур - пер. Хондергей (2КТ 1950м) - Чадан -пер. хр Адаг-даш (1КТ) - Ак-дуру - Шагонар - Ийи-Тал - Усть-Элегест - Кызыл

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 15 дн.
Протяжённость маршрута: 962 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
575.21595.8103.4114.6310.60


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1.  Монголия Факт1268.6фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. перевал Дурбэт-Даба (№6716)2Асфальт/бетон
L = 54.2 км, Hmax = 2484 м, НВ = 489 м, СВ = 473 м
фактический-принадлежит
2. траверс гор Годрогиин-ула (№6380)4Камень, песок
L = 38.1 км, Hmax = 2529 м, НВ = 737 м, СВ = 1055
фактический-принадлежит
3. перевал г. Тахир-Улан (№7297)3Песок
L = 15.2 км, Hmax = 1649 м, НВ = 214 м, СВ = 211 м
фактический-принадлежит
4. перевал Байрмын- Даба (№6379)4Камень, грунт, песок
L = 53.8 км, Hmax = 2553 м, НВ = 954 м, СВ = 1138
фактический-принадлежит
5. равнинное Пески в Тэс (№7579)3Грунт, песок
L = 44.7 км, Hmax = 801 м, НВ = 254 м, СВ = 199 м
фактический-принадлежит
6. перевал Хондергей (№7505)2Асфальт/бетон
L = 82.6 км, Hmax = 1937 м, НВ = 867 м, СВ = 1228
фактический-принадлежит
7. перевал хр. Адар-Даш (№7589)1Асфальт/бетон
L = 54.2 км, Hmax = 1351 м, НВ = 608 м, СВ = 650 м
фактический-принадлежит
8. перевал Улан-Даба (№6378)3Камень, грунт, песок
L = 41.4 км, Hmax = 1968 м, НВ = 653 м, СВ = 937 м
фактический-принадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Лира Алексей Евгеньевич 04.02.1981 М 2 разряд ************ ************************************ 3р Саяны 2022, 2Р Алтай 2022, 1Р Горная Шория 2021, 2У,1Р Хакасия 2021 Руководитель
2 Рыжих Виктор Дмитриевич 22.05.1960 М 2 разряд *********** ***************************************** 3у Саяны 2022, 4УАлтай 22 Фото
3 Дьяченко Николай Николаевич 12.02.1992 М 2 разряд *********** ***************************************** 3У Саяны, 2У Алтай Завпит
4 Шкляренко Дмитрий Алексеевич 12.04.1987 М нет ************************* 3Р Норвегия 2017 Связист


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 4КС
Заявленные сроки: c 01.07.2023 по 16.07.2023
Заявленная продолжительность: 16 дн.
Заявленная нитка маршрута: Акташ - Курай - Чаган-Узун - Ортолык - Кош-Агач - Ташанта - пер Дурвед 2464м - Уланаагол - пер. Дершин даваа 2534м - пер. Хуйтен хотел 2380м - оз Ачит Нуур - пер. г. Тахир Улан 1693м - пер. Байрмын-даба 2552м- оз. УУрэг нуур - пер 1826м пер. Улан-даба 1972м - Улангом - оз. Увс нуур - Хандыргайты - пер. Сал - Бора-Шай - Элдиг-Хем - Чыргакы -пер. Чаламалыг-Узук - Ак-Даш - Шекпээр - Кызыл-Мажалыг - р Ак-суг 1195м - пер. Ак-Суг - Энге-Бельдир- пер Саянский 2214м - Большой Он - пер. Антгольский- пер.Канжульский 960м -Абаза

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]

Горная страна Алтай лежит на юге Сибири. Границей, разделяющей Алтай и Западный Саян, считают водораздел бассейнов Бии, Абакана и Шапшальский хребет. На юге и юго-востоке Горный Алтай соединяется с Монгольским Алтаем через пограничный массив Табын-Богдо-Ола и отходящие от него хребты Южно-Алтайский, Сайлюгем и Чихачёва. Юго-западные окраины Алтая протягиваются до котловины озера Зайсан. К северу Алтай резко, уступами, низвергается к Западно-Сибирской равнине, в западные степи проникает веером невысоких хребтов. http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/altay.shtml
Монголия - страна, расположенная в Северо-Центральной Азии. Она простирается с запа-да на восток на 2392 км., с севера на юг - на 1259 км. Столица Монголии - Улан-Батор. Площадь Монголии - 1 564 116 кв.км. Соседями государства являются Россия и Китай. В стране развито скотоводство, т. к. степи отлично приспособлены к этому роду деятельности.
Территория Монголии
Монголия расположена между Россией на севере и Китаем на юге, в глубине восточной Азии, вдали от любого океана. Монголия состоит в основном из высокогорных степей. Монголия в основном представляет собой плато со средней высотой около 1580 метров над уровнем моря. Самые высокие вершины находятся в Монгольском Алтае.
Около 75 % территории Монголии занимают пастбища, на которых пасутся огромные ста-да скота. Остальная территория примерно поровну поделена между лесами и бесплодными пу-стынями, и лишь небольшая часть земли занята под посевы.
Монголию можно разделить на три основные зоны: горные цепи, господствующие над се-верными и западными районами, области бассейна, расположенные между ними и вокруг них, и огромный пояс Нагорных плато, лежащий поперек Южного и восточного секторов. Вся страна подвержена сейсмическим движениям, и некоторые землетрясения бывают чрезвычайно сильны-ми
Озёра Монгольского Алтая и Котловины Больших Озёр
Наибольшее количество озёр в Монголии - в Котловине Больших Озёр. Это обширная тек-тоническая впадина (около 100 000 кв. км) на западе ограничена Монгольским Алтаем, на юге Гобским Алтаем, на востоке Хангайскими горами, на севере горами Танну-Ула. Котловина про-стирается около 600 с севера на юг и около 160 км с востока на запад. Преобладающие типы рель-ефа в Котловине Больших Озёр - скальные горы, наклонные равнины, озёрные равнины, также скопления песка разных типов. Уникальность котловины - множество природных зон в условно небольшой территории.; на дне котловины - песчаные и глинистые пустыни; на предгорных рав-нинах - сухие степи; выше, на склонах гор - высокотравные степи переходящие в лесостепи; ещё выше растёт кедровые - лиственные леса; у вершин - горная тундра. В котловине находятся самые северные пустыни в мире и самые южные горные тундры. Через котловину идёт путь миграций птиц из Западной и Центральной Сибири. Озёра в котловине солёные, горько-солёные и пресные; от самого большого озера в Монголии Увс-Нуур до небольших горных озёр. Озёра питают реки стекающие с гор. Большинство больших озёр не сточные (то есть не имеют вытекающих рек). Озёр, но не таких больших есть и в западной Монголии, в горах Алтая. Большинство них прес-ные.
.http://www.maps-world.ru/mongolia.htm
Республика Тыва расположена в центральной части Азиатского материка на стыке си-бирских таёжных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов – в широкой полосе гор и межгорных равнин.
По характеру рельефа территория делится на 2 части: восточную – горную, охватывающую бассейны рек Бии-Хем и Каа-Хем, и западную, включающую Тувинскую котловину и окружаю-щую её хребты (Западный Саян, Шапшальский, Цаган-Шибэту, Западный и Восточный Танну-Ола. В целом горные системы занимают более 80% всей территории республики и лишь менее 20% приходится на межгорные котловины: (сухостепная Тувинская, полупустынная Убсу-Нурская, таежно-лесные Тоджинская и Тере-Хольская). Средняя высота котловин – 520-1200 м над уровнем моря.
Климат резко континентальный, что обусловлено удаленностью её от морей и океанов, вы-сокой приподнятостью территории над уровнем моря и своеобразным строением рельефа. Сред-няя температура воздуха в январе колеблется в Тувинской котловине от 30 градусов до 35 граду-сов С ниже нуля, а в июле – от 18 до 20 градусов С тепла.
Зима длится с ноября по апрель. Снежный покров устанавливается в конце октября и достигает 15-20 см., в горах до 1-2 метров, сходит в середине апреля, в горах – в мае.
Весна (апрель – май) – короткая, ясная, ветреная и сухая.
Лето – сухое, теплое, в межгорных котловинах даже жаркое, в горах – короткое и прохладное. Средняя температура в равнинной части – 20-30 С, (в горах – 13-15 С), в отдельные дни может подниматься выше 35 С. Самый теплый месяц – июль.
Осень - сухая, солнечная, самое лучшее время года. В сентябре бывают возвраты тепла, которые сопровождаются ясной солнечной погодой и вторичным цветением травянистой растительности в межгорных котловинах.



2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]



Музей казахской культуры в селе Жана-Аул расположеное на 917-м километре Чуйского тракта. Музей размещен в современном здании и посвящен казахскому населению Республики Алтай: его традициям и обычаям, истории и культуре. Одна из самых интересных экспозиций «Музея казахов Алтая» – юрта, в которой воссоздано внутреннее убранство переносного кочево-го жилища казахов с изделиями декоративно-прикладного искусства: тускиизы – настенные ковры, сырмаки – войлочные ковры, домашняя утварь из кожи и дерева.

Озёра Монгольского Алтая и Котловины Больших Озёр
АЧИТ-НУУР. Озеро недалеко от Российской границы. Площадь - 290 кв.км, длина - 24 км, средняя ширина - 12 км, максимальная ширина 18 км, средняя глубина - 2 м, максимальная глубина - 5 м, объём воды - 0,67 куб. км, площадь бассейна - 10 500 кв. км, , количество соли - 0,18 гр/л, температура воды - 18,4 градусов, высота над уровнем моря - 1435 м. В озеро впадает реки Дзахын-Ус-Гол, Бага-Хатугийн-Гол, Бух-Мурен-Гол, Алтан-Гадасны-Хев; вытекает протока в реку Кобдо-Гол.
УУРЕГ-НУУР. Солёное высокогорное озеро с очень прозрачной водой, у самой Российской границы. Площадь - 238 кв.км, длина - 20 км, средняя ширина - 12 км, максимальная ширина 18 км, средняя глубина - 15 м, максимальная глубина - 42 м, объём воды - 6,42 куб. км, площадь бассейна - 3360 кв. км, , количество соли - 3,96 гр/л, температура воды - 13,3 градусов, высота над уровнем моря - 1425 м. Озеро не сточное. В озеро впадает река с Тувинских гор Каргы (Харагийн-Гол) и несколько небольших рек. В долине озера много тюркских каменных статуй, курганов, наскальных рисунков.
УВС-НУУР. Самое большое озеро в Монголии и самый известный из озёр Котловины Больших Озёр. Озеро не сточное, находится на высоте 743 м над уровнем моря, очень солёный (концентрация соли в воде 18,9 гр/л - 5 раз больше чем в океане). Площадь озера 3350 кв. км, длина 84 км, средняя ширина 48 км (максимальная - 79 км), средняя температура воды - 13 градусов. В окрестностях озера особенный микроклимат, позволяющий существовать разным природным зонам. В озере живёт множество видов птиц. Берега озера обитаемые не меньше как 2000 лет - много курганов, "оленьих" камней, петроглифов и рун оставили кочевавшие здесь племена - хуны, тюрки, киргызы.
http://mongolija.upese.lt/index.php/be/озёра

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]



Ближайший способ попасть в Монголию это через Респ. Алтай пограничный переход Та-шанта, или через респ. Тыва несколько наземных пограничных переходов (Хандагайты, Шара-Сур, Цаган-Толгой
После пограничного перехода Ташанта расположена достаточно большая охранная зона до границы огорожена отдельным забором. А так для нахождения в 5 км зоне от границы РФ необ-ходимо оформлять пропуска.
Пропуска в приграничную зону оформляются через Госуслуги, необходимо оформлять за-ранее с учетом чтобы успели рассмотреть и прислать на почту пропуска (минимум 30 дней).
Маршрут не проходил через заповедники и охраняемые природные зоны.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]



Учитывая специфику велопохода возможны следующие варианты аварийных выходов с маршрута основное, это выбираться попутным или заказным автотранспортом, или регулярным сообщением, в районе маршрута нет ж/д транспорта.
Алтай: автобусным транспортом с Кош-Агача или Акташа - до Бийска, или Горнно-Алтайска - потом автобусом или поездом (с Бийска)
Монголия: тут основной вариант искать попутный или транспорт – который может до везти до погранперехода или крупного населенного пункта.
Тыва: добираться до Кызыла оттуда можно добраться автобусом до Абакана или Ак-Доурака оттуда Автобус ходит до Абазы оттуда можно доехать до Аскиза или Абакана.
С Абакана можно уехать на поезде или на электричках до Новокузнецка.
Аэропорты основные есть в Бийске, Горно-алтайске, Кызыле и Абакане.

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]



Пройти веломаршрут по ближайшим к нашему региону (Кемеровская обл.) районам горно-степной части юга Западной-Сибири, района богатого историческими объектами курганами, кре-постями, поселениями и посетить горные массивы Монгольского Алтая (в Алтае и Монголии), хр. Танну-олы, побывать в Монголии в долине больших озер посетить 3 крупных озера и позна-комиться с этой страной.
Стратегия маршрута, для передвижения выбираются дороги доступные для нормального движения на велосипеде (асфальтовые дороги, дороги видимые на карте, участки с отметками до-рог и потенциальным следом на снимках участков дорог).

3.2 Краткое описание маршрута [↑]





3.3 Новизна [↑]



1. Прохождение от Цагааннуур до оз. Ачит-нур траверсом гор. Годрогиин-ула (4КТ пер. Душинг-дава (2534м)- пер. Хутэн-хотэн (2380м))
2. Движение между озерами Ачит-нур и УУрэг-нур через перевал Байрым-дава,
3. Выход на перевал Улан-Дава вдоль озера и через летнюю стоянку Сагил у озера Хаг-нур.
4. Пройти по пескам вокруг оз.Увс-Нур до Тэс и выйти через погран перехода Шара-Сур.

3.4 Стратегия и тактика [↑]



Пройти веломаршрут по ближайшим к нашему региону (Кемеровская обл.) районам горно-степной части юга Западной-Сибири, района богатого историческими объектами курганами, кре-постями, поселениями и посетить горные массивы Монгольского Алтая (в Алтае и Монголии), хр. Танну-олы, побывать в Монголии в долине больших озер посетить 3 крупных озера и позна-комиться с этой страной.
Стратегия маршрута, для передвижения выбираются дороги доступные для нормального движения на велосипеде (асфальтовые дороги, дороги видимые на карте, участки с отметками до-рог и потенциальным следом на снимках участков дорог). Основная задача была сделать динами-ческий маршрут максимально пройдя большое расстояние и преодолеть сложные перевалы без излишнего количества препятствий.

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]



В результате уточнения режима работы погранперехода на пути движения выяснилось что в момент прибытия к нему он не будет работать, а также не будет работать целую неделю. Было решено ехать к работающему погранпереходу Хандагайты находящемуся в 270 км. Далее движе-ние проходило до Кызыла по Запасному варианту.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]



не было

3.7 Изменение состава участников [↑]



небыло

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]



8 день (сб) - использовалась попутная машина для проброски, через сложно проходимый участок пустыни был риск что не успеем на погранпереход Шара-Сур до закрытия на праздники, предварительно узнали , что должен работать погранпереход в пн.

10 день (пн) - в Тэс в вс. выяснилось, что погранпереход Шара-Сур не будет работать (в пн. и всю неделю - т.к. праздники в Монголии), а будет работать переход в Хандагайты (и то только в пн.-вт.), поэтому пришлось пробрасываться на автомобиле до работающего погранперехода.

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 01.07.2023 заброска до Акташ 1 авто Акташ-Курай 48 вело
2 02.07.2023 Акташ-Курай-Чаган-Узун 65 вело Чаган-Узун- Кош-Агач - Жанна-аул - р. Юстыть 104 вело
3 03.07.2023 -Ортолык — Кош-Агач - Ташанта 80 вело Ташанта - пер Дурбэ-дава (2кт 2481м) — Цагааннуур— оз Адаг-Нур 78 вело
4 04.07.2023 пер Дурвед (2кт 2481м) — Цагааннуур— оз Адаг-Нур 75 вело пер. Душинг-дава (2534м)- пер. Хутэн-хотэн (2380м) - Оз Ачит-Нур 55 вело
5 05.07.2023 оз Адаг-Нур - Оз Ачит-Нур 70 вело Оз Ачит-Нур - г. Тахир улаан - Хотгор 77 вело
6 06.07.2023 Оз Ачит-Нур Оз . Уурег-нуур 85 вело Хотгор - пер. Байрмын дава (2552м) - Оз . Уурег-нуур 38 Вело
7 07.07.2023 Оз . Уурег-нуур - - пер Улан Дава - Хармод 85 вело оз. Хаг-нур - пер. Улан-даба (1972 м)- Улаангом - р Телинг гол 107 Вело
8 08.07.2023 Хармод -Хандгайты - р Улаатай 75 вело Р Телинг гол - оз Увс Нуур 62 Вело 62, Авто 37
9 09.07.2023 р Улаатай - трв г. Аргалыг-Кожар (3кт) - Дус-Даг - Чаа-Суур - оз Амдайгын-Холь 115 вело оз Увс Нуур - р. Хара- Ус - р. Нарыйны-гол - Тэс 57 Вело
10 10.07.2023 оз Амдайгын-Холь - О-Шынаа - Берт-Даг 115 вело Тэс - Уланнгол-погран переход 9 Авто 271
11 11.07.2023 пер Чаа-Оваа-Арт (2КТ)- Саммагалтай - Шурмак Куран - Кызыл-Арыг - Баглгазын 85 вело Хандагайты - Солчур - пер. Хондергейй (1950м) - Чадан 96 Вело
12 12.07.2023 -Дурген - Межэгей 90 вело Чадан -пер. хр Адаг-даш - Ак-дуру - Шагонар - Ийи-Тал 146 Вело
13 13.07.2023 оз Дусс-Холь - Кызыл 50 вело Усть-Элегест - Кызыл 85 Вело
14 14.07.2023 Резерв 1 вело Кызыл (дневка)
15 15.07.2023 выброска Кызыл-Абакан 1 вело ВЫброска (Кызыл-Абакан-Бискамжа-Междуреченск-Новокузнецк) Автобус, Электричка
Заявленная протяжённость: 993 км
Фактическая протяжённость: 962 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
01.07.2023 - день 1
114:31:2600Начало ходового дня
214:31:2700Стартуем от Гейзерного озера. Пока сходили посмотрели на него (вход 50р), пока собрали велосипеды дождь закончился.
Координаты точки: N50.29238, E87.671143
Высота точки: 1347 м
дорога высокого качестваЗакончился дождь, +25 солнечно, без ветра
317:14:0030.430.4Курай, осмотрели магазин прикупили продуктов на вечер. Пообщались с Мотоциклистами спустившихся с гор и снимающих дом. Набрали воды и погнали от тучи к месту ночевки
Высота точки: 1489 м
дорога высокого качества +25 солнечно, без ветра
418:29:0547.947.9Ищем место ночевки, встали на р. Тыдтугем выше моста, на берегу р. Чуя было очень ветрено, как оказалось тут еще и водопад был перед впадением в р. Чуя+18 +20? ветер и пасмурно
518:41:0548.548.5Конец ходового дня
Координаты точки: N50.182823, E88.132163
Высота точки: 1619 м

Пройдено за день: 48.5 км
НВ: 830 м, СВ: 558 м
ОХВ: 4 ч. 9 мин. 39 сек.
ЧХВ: 2 ч. 35 мин. 57 сек.
02.07.2023 - день 2
608:42:21048.5Начало ходового дня
708:59:594.452.9Остановка на ремонт Алексея. Подклинивающая педаль дала о себе знать ну т.е. клинанула порвала часть алюминиевого кольца и выпали часть шариков. Пришлось остановиться перебраться педаль и досыпать шариков (в итоге проехал весь маршрут)дорога высокого качества
810:26:0021.469.9Добрались до Чаган-Узун, само поселение за мостом, от сюда идут дороги к Марсам, а чуть дальше моста течет Чаган-Узунский источник где можно взять воды и посмотреть карту
Высота точки: 1734 м
дорога высокого качества+25 солнечно
911:07:0033.381.9Проехали Ортолык, едем уже по Чуйской степной пески, а возле реки зелень и вдали горные хребты за которыми Плато Укок
Высота точки: 1780 м
дорога высокого качества
1011:56:0045.794.3Въезд в Кош-Агач, Контрольная точка дня здесь надо закупаться. 15 минут решаем что делать ;), в телефонах
Высота точки: 1764 м
дорога высокого качества
1114:12:0050.498.9Въезд в Кош-Агач, после закупки, отдыха и обеда двигаемся дальше по Чуйской степи к границе с Монголией
Высота точки: 1750 м
дорога высокого качества
1215:53:0075.5124Жана-Аул (Новое место) - зашли в музей Алтайских Казахов узнали про историю их переселения в Алтай, а также их быт в Юртах. Музей открыт почти всегда, на двери есть телефоны.
Высота точки: 1860 м
дорога хорошего качества
1317:30:0078.2126.7Хана-Аул (Новое место) - тут зимой достаточно сурово как на крайнем севере ;).
Зашли в магазин (кто-то захотел Айрана местного попробовать)
дорога высокого качества
1418:08:0091.2139.8Петроглиф на камнях возле дороги.
Побродили посмотрели на рисунки, конечно странное место по среди степи камни с рисунками
Высота точки: 2004 м
дорога высокого качества
1518:55:0097.2145.8Свороток к р. Юстыт, дорога достаточно оживленная, в то направление. Возле реки юрты и пасутся стада. До места ночевки пришлось спуститься по крутому склону в низ к реке
Высота точки: 2062 м
дорога хорошего качестваВетрено, ясно +20
1619:54:54104152.5Конец ходового дня
Координаты точки: N49.761815, E89.213492
Высота точки: 2048 м

Пройдено за день: 104 км
НВ: 1308 м, СВ: 879 м
ОХВ: 11 ч. 12 мин. 33 сек.
ЧХВ: 5 ч. 42 мин. 35 сек.
03.07.2023 - день 3
1709:09:580152.5Начало ходового дня
1809:37:585.2157.7Ташанта,
Заехали в магазин пополнить запасы за рубли. узнали где набрать воды, но не работал насос.
Высота точки: 2098 м
дорога высокого качества
1909:59:586158.5Погран переход Ташанта
Успешно объехав очередь авто после выходных и перед праздниками в Монголии народу было пресс + грузовики с ГСМ. Попали на переход границы в маленькое помещение куда пыталось пройти большое количество народу с Автобуса. Разведка Димы удалась и мы прошли немного в перед этой толпы, а потом и прошли погран контроль. Здесь у нас поинтересовались нашим маршрутом в Монголии (непонятно зачем :), но радует).
на улице глянули наши сумки и выпустили из РФ, переход границы РФ занял 46 минут
дорога высокого качества
2010:42:586.3158.8Погран переход, теперь оставалось доехать до границы с Монголией т.е. забраться на перевал Дурбен-Давадорога высокого качества
2112:33:0025.8178.3граница РФ/Монголия и перевал Дурбен-Дава
По срвнению с другими частями Чуйского тракта этот участок самый плохой, встречаются ямы, выбоины, местами подремонтировано, но полного ремонта тут давно не было. А Монголия встречает трассой с идеально ровным асфальтом- свежак прямо эталон асфальта в этом походе (начинают удивлять).
Высота точки: 2479 м
дорога высокого качества+20-25 солнечно
2212:48:0031183.4Погранпереход Цагааннуур объехали очередную очередь машин, прошли контроль. на улице вещи (никто и не смотрел), а туда мы не понесли (никто и не просил). Прошли за 36 минут, спросили и записали марки велосипедов.дорога высокого качества+20-25 солнечно, ветренно
2313:38:0032184.5Погранпереход Цагааннганур. Быстро скатившись вниз (т.к. по графику обещали обеденный перерыв которого не было (снова удивили)). объехали очередную очередь и идем на контроль, прошли контроль без вещей да и на великах никто не глянул сумки, мы и не настаивали. Прошли контроль за 36 минут.
Высота точки: 2330 м
дорога высокого качества+20-25 солнечно, ветренно
2414:40:0059.1211.6 Цагааннганур у заправки зазывают на чай, в начале игнорим но прокатившись по поселку и посмотрев магазины настойчивое сопровождение и желание у народа пообедать побеждает. Едем на чай
Высота точки: 2110 м
дорога высокого качества
2516:22:0061.3213.8 Цагааннганур. Пообедали конечно сытно, но времени потеряли много (пока попили чай, пока узнали что хотим поесть, пока это приготовили, пока поели) в общем зато пообщались и немного приобвыкли посмотрели как живут в домах.дорога хорошего качества
2616:35:0063.4215.8 Цагааннганур. Не увидели где идет дорога через забор военной части и поехали в объезд
2716:59:0067219.5Выехали на грунтовую трассу, тут развалины старого города и скотобазы и горы мусора.
2817:17:0070.8223.3Перебираемся в брод через переток между озерами Дунд-нуур и Адаг-Нуур
Начало ПП
Высота точки: 2102
Переправа н/к (0.5)
2917:22:0071.1223.6Движемся по дороге вдоль озера, радует что юрта на том берегу ручья, но за нами высылают конный дозор контролируют на кой мы поперлись в эту долину, а не по дороге поехали хотя тут тоже есть дорога
3018:25:0077.3229.8Добрались до коша пастухов, тут пусто мы посмотрели как у них устроено и поехали дальше в гору по дороге колея которой была из песка и катить по ней уже было не возможно (хорошо что ветер в спину дул и забираться помогал.
Высота точки: 2236 м
дорога сверхнизкого качества
3118:43:1678.1230.6Конец ходового дня
Координаты точки: N49.50772, E89.886775
Высота точки: 2264 м

Пройдено за день: 78.1 км
НВ: 1262 м, СВ: 1046 м
ОХВ: 9 ч. 33 мин. 18 сек.
ЧХВ: 4 ч. 40 мин. 7 сек.
04.07.2023 - день 4
3207:25:460230.6Начало ходового дня
3307:52:461.2231.8вышли на участок дороги где уже дорога нормальная без сыпухи.дорога хорошего качества
3408:20:462.1232.7Вершина перевала Дошийн даваа
Высота точки: 2527 м
дорога хорошего качества
3508:49:467.5238.2Вершина перевала 2412
Высота точки: 2421 м
дорога хорошего качества
3609:57:4616.4247.1вершина гряды
Высота точки: 2392 м
дорога хорошего качестваПасмурно
3710:42:4621.1251.7Вершина перевала Хуйтен Хотен (холодный-горячий)
Остановились передохнуть и попить чай до 11:33
Высота точки: 2381 м
дорога хорошего качестваПасмурно
3811:08:0024.8255.411:47 Выехали на водосток с горы, дорога пошли по руслу скальная сыпуха местами рыхлая. Повезло что ехали вниздорога сверхнизкого качествадогоняет гроза
3911:30:4628.3258.912:16 Выехали из ущелья, на более жесткий грунт, гроза гремит, ставим тент чтобы укрыться от грозы.
13:43 Прошел ливень, тент на 4- великах очень хорошо спас, и попутно пополнили запасы чистой воды.
дорога хорошего качестваЛивень, гроза
4011:47:4631.1261.814:03 перевал 2058 даваа, с него дорога уходит в очередной водосток. дорога скальник сыпучий и мокрый после дождя
Высота точки: 2060 м
дорога сверхнизкого качестваСолнечно, с облачностью
4112:10:4635265.614:35 Конец ПП
выехали из водостока в долину "ур. Гэсний Хундий" (чашка чая) и едем к озеру Ачит-нур
Дорога идет под спуск но попадаются промоины на дороги которые надо объезжать
Высота точки: 1794 м
дорога хорошего качестваОблачно, с доку идет по касательной грозовая туча
4212:40:1339.7270.4т.к. рядом шла гроза, решено ехать к берегу где встать лагеремРядом идет гроза
4313:13:1346.7277.3грунт постепенно переходит в пески, да и дороги укатанной нету к берегу (точнее не попадается), идем по направлению к берегудорога сверхнизкого качествапасмурно
4414:03:1355285.7Конец ходового дня
Координаты точки: N49.436317, E90.486417
Высота точки: 1439 м

Пройдено за день: 55 км
НВ: 810 м, СВ: 1635 м
ОХВ: 6 ч. 37 мин. 27 сек.
ЧХВ: 4 ч. 34 мин. 41 сек.
05.07.2023 - день 5
4507:29:280285.7Начало ходового дня
4608:09:005.3290.9Выехали на дорогу, не сильно то она отличается от направления, но указана на карте
4708:55:0013.8299.4Остановились заменить спицу у Николая, у попутки взяли ключ чтобы снять кассету
4809:22:0014299.6После ремонта поехали дальше по местной песчаной трассе, тут оживленное движение машины попадаются (вчера ни одной не видели)
4909:46:0018.4304.1Остановились на песчаном берегу, тут можно хоть зайти в воду
5010:57:0018.7304.3После отдыха движемся дальше к перевалуСолнце припекает, но сухо и ветер
5111:11:0020.7306.4Свороток дороги на Ховд и начало ПП
5212:23:0029.5315.2Вершина перевала тут местами есть кустики и от них тенек, небольшой отдых перед вершиной и спуском
5312:57:0036.6322.2Спустились к поселению небольшому (бригада Ачит), но тут есть колодец (не заезжали). Дорога стала смесь песка с камнями
5415:05:0054.6340.3Доехали до водного источника, (род. Шинэ-Ус) теперь это колодец сделали привал Начало ПП 6379
5516:23:3054.7340.3Едем дальше к угольным разрезам Хотгор. Немного озадачены т.к. идет отдельная дорога окопаня с двух сторон и рядом дорога по степи (поехали по степи тут хотя бы грузовиков нету с углем)
5618:52:0070.8356.4У команды паника устали, жара и дорога песок с камнями уже умотали, пытаемся выбрать место для стоянки. Нормального ничего нет, но вроде немного передохнули и едем уже до города.
5719:37:0074.8360.4Доехали до Хотгор, нашли магазины и немного закупились к чаюдорога хорошего качества
5820:07:0076.7362.4Заехали в Ущелье где ручей течет, встали возле дороги, а тут кто не проедет идет общаться, а нам поставить лагерь и отдохнуть уже хочется ;)дорога хорошего качестваВетер пасмурно
5920:08:5377.1362.7Конец ходового дня
Координаты точки: N49.870478, E90.892367
Высота точки: 2050 м

Пройдено за день: 77.1 км
НВ: 1558 м, СВ: 947 м
ОХВ: 12 ч. 39 мин. 25 сек.
ЧХВ: 7 ч. 2 мин. 39 сек.
06.07.2023 - день 6
6009:08:570362.7Начало ходового дня
6110:08:007369.7Начало более крутого участка, на подъеме много юрт понятно почему тут была оживленная дорогасолнечно
6211:26:0011.3374.1Вершина перевала Байрмын-Даба, красивые виды на горы, народ едет на праздник Животновода по этому много встречаем машин и путешествующих монголов.дорога среднего качествапрохладно и ветрено
6312:26:0011.5374.2Спускаемся с перевала, дорога более разбитая и влажная от ручьев, спуск крутой и много крупных камней на спускедорога низкого качествапасмурно
6413:08:0020.1382.8Выезд в долину озера Урег-нур, крупных камней уже почти нет, дорога в основном песчаник с камнями и попадаются участки крупного скальникадорога среднего качествапасмурно, местами грозы
6513:56:0025.7388.4Виктор пробил колесо на одном из скальных участков об выступающий камень. Меняем покрышку, за одно и колодки после спуска, протягиваем спицы.
6614:59:0025.8388.5Едем дальше к озерудорога хорошего качества
6715:22:0031.3394Добрались до скважины с водой, попили и пополнили ходовой запас, Конец ПП 6379
6815:40:0031.6394.4Едем к берегу на место стоянки
6916:22:5437.6400.3Конец ходового дня
Координаты точки: N50.086295, E91.086678
Высота точки: 1430 м

Пройдено за день: 37.6 км
НВ: 692 м, СВ: 1312 м
ОХВ: 7 ч. 13 мин. 57 сек.
ЧХВ: 3 ч. 19 мин. 31 сек.
07.07.2023 - день 7
7007:16:070400.3Начало ходового дня
7107:28:003.1403.4не долго счастье продолжалось выехали на песчаную косу озера, началась дорога вязких песковдорога сверхнизкого качестваСолнечно и тепло
7209:08:0016.7417Выехали в речное ущелье, тут течет ручей (вдоль ручья лежат туши животных и как-то не очень использовать воду из ручья)дорога хорошего качестваСолнечно жарко
7309:23:0018418.3Выехали к Юртам, тут есть источник ручья, можно набрать воды, дальше идет нормальная дорога по склону, народ едет с конями на праздник дорога хорошего качества
7410:33:0024.9425.2Доехали до круга из камней, отсюда видно место где празднуют праздник оно у горы в 2-х км, туда не поехали нам дальше в долину и в перевал
7512:19:0037.5437.8Бодро проехав долину выехали к автотрассе, немного отдохнули и едем к вершине перевала
7612:34:0038.9439.2Добрались до вершины перевала Улаан-даваан ово, достаточно ухоженное и популярное место у путешествующих монголов
7712:58:0044.9445.2Выезд из ущелья в спуск в долину, тут дорога сменяется на грейдер состоящий из слоя песка, камней и ям, ( все машины объезжают дорогу о накатаным колеям рядом с дорогой ( там им ровнее )дорога сверхнизкого качества
7813:50:0053.5453.8Конец ПП, Выезжаем на асфальтовую дорогу от границы до Улангона, ура снова асфальт бодро едем с остановками на освежиться в реке, жара стоит все успевает высохнуть пока едешьдорога высокого качестваЖара
7916:46:0090.1490.4Добрались до магазина, закупились, поменяли рубли в закрытом банке (они если что тут рано закрываются) и по курсу выщло хуже чем на границе, еще закупились и взяли воды поехали к месту ночевки.
8018:10:00100.4500.7Заехали на смотровую площадку у дорогикомфортно, надувает тучи
8118:32:00104.6504.9Съехали на грунтовую дорогу у реки ищем место где встать на ночь, выбрали место в кустарнике правда с колючками ондорога хорошего качества
8218:43:00106.9507.2Конец ходового дня
Координаты точки: N49.921655, E92.240983
Высота точки: 921 м

Пройдено за день: 106.9 км
НВ: 1309 м, СВ: 1818 м
ОХВ: 11 ч. 26 мин. 53 сек.
ЧХВ: 7 ч. 3 мин. 30 сек.
08.07.2023 - день 8
8306:24:410507.2Начало ходового дня
8406:28:000.8508Брод р. Тэлийн-гол реки на которой стоя-лиПереправа н/к (2)
8506:32:000.8508.1Объезжаем местные постройки и едем по дороге
8606:48:004.2511.5Хорошая дорога и подозрение что едем не туда, корректируем путь через кладбище и степные полядорога низкого качества
8706:56:005.6512.8Выезжаем на наезженную степную трассу, хорошо по ней катить дорога хорошего качества
8808:39:0032.4539.6дорога идет вдоль озера, нам захотелось доехать к самому озеру Убс-нур, дороги прямой нет, только конные тропы и поля едем по нимдорога низкого качества
8908:57:1735.5542.8Выехали на дорогу но ближе к озеру становиться больше песка становится жарко
9009:06:1736.8544.1Встали на привал (кто клеить спускающее колесо, а кто купаться к воде пошел (целый 1 км пешком)
9110:25:0037.1544.3Двигаем по дороге ( колеса тонут в песке)
9210:40:0039.3546.6пытаемся вернуться на хорошую дорогу по полям (легче, но не лучше)
9310:54:0041.3548.5Вернулись на дорогу, но и она переходит в песок ( можно ехать, но надо найти место и скорости практически нету)
9413:10:0060.8568Встаем т. к. у Виктора вылетает колодка, рвется корд на колесе (не считая проколов на камере), Коля встает впереди и тоже ремонтирует камеружара
9514:20:0061.3568.6Справившись с поломками, проводим ревизию остатков воды понимаем что мало пытаемся пополнить запасы воды ( удается и заодно удается погрузиться в машину чтобы проброситься через барханы), за одно уточняем насчет работы погранперехода (вроде работает пытаемся доехать до него).радиальный/неактивный участок
9615:33:0098.2605.5Высадили нас на берегу озера у юрт с колодцем, восстанавливаем силы и ремонтируем камеры про запасдорога низкого качества
9715:37:39100.9608.1Конец ходового дня
Координаты точки: N50.22955, E93.284732
Высота точки: 758 м

Пройдено за день: 100.9 км
НВ: 800 м, СВ: 963 м
ОХВ: 9 ч. 12 мин. 58 сек.
ЧХВ: 5 ч. 45 мин. 6 сек.
09.07.2023 - день 9
9806:53:040608.1Начало ходового дня
9907:02:001.4609.5прибрежные пески с травкой после ночного дождя позволяют немного ехать, а дальше начинается сложные пескидорога низкого качества
10008:46:0015623.1Участок вдоль реки (меньше песка, больше луж), но он небольшой а дальше снова пески
10110:03:0023.7631.8Брод р. Хара ус-гол Мост что был на кар-те смыло, идем через бродПереправа н/к (2)
10210:26:0024.7632.8Пополнили запасы воды у местных, и потеряли свороток на брод в итоге дали хороший круг
10310:51:0026.7634.8брод Р. Нарий-гол. (смытый мост) вода мутная, куда идти не понятно у берега глубокая протокаПереправа н/к (2)
10411:45:0026.8634.9После привала, на обед выдвигаемся в сторону Тэс в надежде что будет дорога ( а пока пески)
10512:29:0030.7638.8Вышли на дорогу, много путей отлучающихся плотностью песка, но особо не помогает это ехать, получается в основном толкать велик
10615:02:0043.4651.5Возле Тэс ворота города и дорога немного проезжабельная становиться
10715:10:0045.1653.2А в городе здесь бетонные дороги, и магазины с тенькомдорога высокого качества
10816:17:0046.7654.9Город кончился и снова пески, по информации у нас есть день чтобы успеть до границы, но туда еще 50 км по пескамдорога низкого качества
10917:18:0052.5660.6Понимая что что-то не так или так дальше не возможно Дима едет в город искать машину, а мы ждем
11020:30:0055.8663.9Бонусом к пескам стали комары, а также выяснилось что местный погран переход в понедельник работать не будет (и всю неделю тоже), работает переход в Хандыгайты а до него ехать, но нашлась машина туда доехать так что идем ночевать, т. к. комары заели стоять делаем это очень быстро
11120:45:2557.5665.6Конец ходового дня
Координаты точки: N50.481847, E93.688917
Высота точки: 802 м

Пройдено за день: 57.5 км
НВ: 883 м, СВ: 839 м
ОХВ: 13 ч. 52 мин. 21 сек.
ЧХВ: 8 ч. 0 мин. 32 сек.
10.07.2023 - день 10
11204:31:430665.6Начало ходового дня
11305:21:006671.6доезжаем до центра Тэс, дорога низкого качества
11407:52:006.1671.7Погрузив 4 велосипеда и сумки в багажник Крузака, сами размещаемся на заднем сиденьерадиальный/неактивный участок
11508:35:0028.3693.9Как то не фортит и движок постепенно нагревается, на броду набираем воды остужать движокрадиальный/неактивный участок
11609:20:0040.5706.1Приехали до места где колодец с водой, остужаем дальше движокрадиальный/неактивный участок
11709:42:0047.8713.4Ну вот приехали до механика в пустыне, как выяснилось вентилятор не работает и сын должен привезти другой чтобы сделать машинурадиальный/неактивный участок
11813:47:0051.2716.8ну творчески провели время, нас хоть покормили и в гостевой юрте разместили, привезли движок от вентилятора все сделали и едем дальше до Улангола по пути проехав хороший ливень.радиальный/неактивный участокЛивень, гроза
11916:51:00161.5827.1Добрались до Улангола, чего дальше не понятно, выясняем и утрясаем как до браться до погранперехода, туда еще 110 км, в общем утряслось нас довезут до туда сегодня.радиальный/неактивный участок
12017:56:00161.7827.3выезжаем дальше до погран перехода, дорога идет по асфальту а не по монгольским пескамрадиальный/неактивный участок
12119:45:00276.3941.9Радует что приключение и шанс зависнуть тут до конца недели все-таки не случился, располагаемся на поле возле погран перехода, радиальный/неактивный участокВетер пасмурно
12220:18:27279.8945.4Конец ходового дня
Координаты точки: N50.685928, E92.063237
Высота точки: 1277 м

Пройдено за день: 279.8 км
НВ: 2647 м, СВ: 2172 м
ОХВ: 15 ч. 46 мин. 44 сек.
ЧХВ: 7 ч. 47 мин. 7 сек.
11.07.2023 - день 11
12309:01:370945.4Начало ходового дня
12409:02:000945.4После прохождения погран переходя, и досмотра всех вещей в РФ, вернулись обратно, дальше не особо задерживаясь по дороге едем в перевалдорога высокого качествапасмурно
12510:09:0010.6956Начало набора высоты в перевал (начало ПП)Ветрено и пасмурно
12612:21:0024.9970.2Вершина перевала, начинается дождь
12712:53:0025970.4Начинаем спуск с перевала, под дождем
12815:48:00881033.3Ожидание что дождь все-таки кончится не оправдалось, но было тепло и ехали постоянно под ним, но теперь мокрые, да и дождь вроде прекращается Конец ПП
12916:11:0093.41038.8Добрались до столовой, обсохнуть проблематично решаем поселиться в гостинице чтобы обсушиться
13017:52:5194.71040Конец ходового дня
Координаты точки: N51.283968, E91.569153
Высота точки: 805 м

Пройдено за день: 94.7 км
НВ: 1357 м, СВ: 1829 м
ОХВ: 8 ч. 51 мин. 14 сек.
ЧХВ: 5 ч. 25 мин. 39 сек.
12.07.2023 - день 12
13108:37:5901040Начало ходового дня
13208:58:001.71041.7Выезжаем из Чадан Солнечно
13310:12:0018.41058.5Начало подъема в перевал (начало ПП)жара
13411:14:0030.41070.4Вершина ПП
13511:59:0055.71095.7Конец ПП в Ак-Дуруг
13612:13:0058.41098.4Начало ПП Столовый перевал
13713:00:0068.11108.1Вершина ПП обед в столовой
13815:51:0082.21122.2второй обед в другой столовой
13917:10:0097.21137.2Конец ПП у р
14020:21:00141.11181.1Набрали воды в Ийи-Тал
14120:39:48145.91185.9Конец ходового дня
Координаты точки: N51.567292, E93.366582
Высота точки: 570 м

Пройдено за день: 145.9 км
НВ: 1716 м, СВ: 1951 м
ОХВ: 12 ч. 1 мин. 49 сек.
ЧХВ: 6 ч. 56 мин. 29 сек.
13.07.2023 - день 13
14209:02:0301185.9Начало ходового дня
14312:11:0051.51237.4Коля, на радостях долетел до Усть-Элегеста, а потом рванул в Кызыл, попутно нам купив билеты на завтрашний вечер
14414:00:5582.81268.6Конец ходового дня
Координаты точки: N51.720777, E94.45341
Высота точки: 616 м

Пройдено за день: 82.8 км
НВ: 1023 м, СВ: 977 м
ОХВ: 4 ч. 58 мин. 52 сек.
ЧХВ: 4 ч. 4 мин. 20 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
01.07.2023 - день 1
14:31:27Закончился дождь, +25 солнечно, без ветра
17:14:00 +25 солнечно, без ветра
18:29:05+18 +20? ветер и пасмурно
02.07.2023 - день 2
10:26:00+25 солнечно
18:55:00Ветрено, ясно +20
03.07.2023 - день 3
12:33:00+20-25 солнечно
12:48:00+20-25 солнечно, ветренно
13:38:00+20-25 солнечно, ветренно
04.07.2023 - день 4
09:57:46Пасмурно
10:42:46Пасмурно
11:08:00догоняет гроза
11:30:46Ливень, гроза
11:47:46Солнечно, с облачностью
12:10:46Облачно, с доку идет по касательной грозовая туча
12:40:13Рядом идет гроза
13:13:13пасмурно
05.07.2023 - день 5
10:57:00Солнце припекает, но сухо и ветер
20:07:00Ветер пасмурно
06.07.2023 - день 6
10:08:00солнечно
11:26:00прохладно и ветрено
12:26:00пасмурно
13:08:00пасмурно, местами грозы
07.07.2023 - день 7
07:28:00Солнечно и тепло
09:08:00Солнечно жарко
13:50:00Жара
18:10:00комфортно, надувает тучи
08.07.2023 - день 8
08:57:17становится жарко
13:10:00жара
09.07.2023 - день 9
10.07.2023 - день 10
13:47:00Ливень, гроза
19:45:00Ветер пасмурно
11.07.2023 - день 11
09:02:00пасмурно
10:09:00Ветрено и пасмурно
12:21:00начинается дождь
12.07.2023 - день 12
08:58:00Солнечно
10:12:00жара
13.07.2023 - день 13

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте





6.2 Перечень запчастей и инструментов





6.3 Перечень общественного снаряжения





6.4 Состав хозяйственного набора





6.5 Раскладка по питанию и график закупок





6.6 Состав медицинской аптечки





6.7 Перечень финансовых затрат


7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

Поход пройден в полном объеме и в намеченные сроки, резервные дни небыли ис-пользованы, т.к. погодные условия и состояние команды позволяло максимально эффектив-но проходить маршрут.
Маршрут проходил по разнообразным природным зонам и красивым местам. Дви-жение по асфальтовым дорогам придавало динамики похода и позволяло посетить много мест, а множество перевалов и хребтов не давали заскучать на маршруте. Особенно всем за-помнились песчаные участки на маршруте позволившие полностью отработать технику их преодоления в сложных климатических условиях пустынь.

• Для прохождения намеченного маршрута максимально использовалось доступное время (за счет раннего выезда и движения в комфортное утреннее время).
• Для питья на маршруте преимущественно использовалась вода из безопасных ис-точников, или кипяченная из водоемов во время стоянок.
• По используемому снаряжению проблем не было, использовались личные индиви-дуальные легкие палатки, герметичные вело сумки Tactic Tent показали свою надежность и универсальность.
• Закупка продуктов проводилась из расчета на вечерний и утренний прием + резерв-ный запас, также заранее перед походом закупался запас готовых сухих блюд на ав-тономный участок практически полностью покрывающий потребность в питании.
• Запас топлива был с избытком (+ есть возможность закупить газовые баллоны), в основном готовили на газе.
При движении по трассе внимательно относиться к другому транспорту, стараться не за-нимать много места на дороге при движении другого транспорта.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
101.07.2023по дорогам высокого качества: 48.5
202.07.2023по дорогам высокого качества: 94.6
по дорогам хорошего качества: 9.4
303.07.2023по дорогам высокого качества: 56.1
по дорогам хорошего качества: 21.2
по дорогам сверхнизкого качества: 0.8
404.07.2023по дорогам хорошего качества: 38.2
по дорогам сверхнизкого качества: 16.9
505.07.2023по дорогам хорошего качества: 2.3
по дорогам сверхнизкого качества: 74.7
606.07.2023по дорогам хорошего качества: 23.2
по дорогам среднего качества: 5.8
по дорогам низкого качества: 8.6
707.07.2023по дорогам высокого качества: 51.1
по дорогам хорошего качества: 33.6
по дорогам сверхнизкого качества: 22.2
808.07.2023по дорогам хорошего качества: 31.1
по дорогам низкого качества: 32.9
радиальных/неавтономных участков: 36.9
909.07.2023по дорогам высокого качества: 1.7
по дорогам низкого качества: 55.8
1010.07.2023по дорогам низкого качества: 6.1
радиальных/неавтономных участков: 273.7
1111.07.2023по дорогам высокого качества: 94.6
1212.07.2023по дорогам высокого качества: 145.9
1313.07.2023по дорогам высокого качества: 82.7


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
575.21595.8103.4114.6310.60

Lф = 958

Кэп = 1.03

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
03.07.2023Переправа н/к (0.5)Перебираемся в брод через переток между озерами Дунд-нуур и Адаг-Нуур
Начало ПП
Высота точки: 2102
00.5
08.07.2023Переправа н/к (2)Брод р. Тэлийн-гол реки на которой стоя-ли02
09.07.2023Переправа н/к (2)Брод р. Хара ус-гол Мост что был на кар-те смыло, идем через брод02
09.07.2023Переправа н/к (2)брод Р. Нарий-гол. (смытый мост) вода мутная, куда идти не понятно у берега глубокая протока02

ЛП = 6.5 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.03

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 6.5

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 958

Продолжительность фактическая, дней: (первый день неполный)

Тф = 12.5

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 650

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 13

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.59

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 289 ч. (13 д.)

Автономность похода: 0.86

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 1.07.2023 14:00
Конец временного интервала: 1.07.2023 16:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80
2. Курай: 1.07.2023 17:00
Конец временного интервала: 2.07.2023 13:00
Количество часов: 21
Автономность временного интервала: 0.80
3. Кош-Агач: 2.07.2023 14:00
Конец временного интервала: 3.07.2023 9:00
Количество часов: 20
Автономность временного интервала: 0.80
4. Ташанта: 3.07.2023 10:00
Конец временного интервала: 3.07.2023 14:00
Количество часов: 5
Автономность временного интервала: 0.80
5. Цагааннуур: 3.07.2023 15:00
Конец временного интервала: 7.07.2023 15:00
Количество часов: 97
Автономность временного интервала: 1.19
6. Улаангом: 7.07.2023 16:00
Конец временного интервала: 8.07.2023 13:00
Количество часов: 22
Автономность временного интервала: 0.80
7. Через пустыню на Авто: 8.07.2023 14:00
Конец временного интервала: 9.07.2023 13:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.50
8. Начало временного интервала: 9.07.2023 14:00
Конец временного интервала: 9.07.2023 15:00
Количество часов: 2
Автономность временного интервала: 0.80
9. Тэс: 9.07.2023 16:00
Конец временного интервала: 10.07.2023 5:00
Количество часов: 14
Автономность временного интервала: 0.80
10. Тэс-Хандыгайты На границу: 10.07.2023 6:00
Конец временного интервала: 11.07.2023 5:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.50
11. Начало временного интервала: 11.07.2023 6:00
Конец временного интервала: 11.07.2023 13:00
Количество часов: 8
Автономность временного интервала: 0.80
12. Чадан: 11.07.2023 14:00
Конец временного интервала: 11.07.2023 14:00
Количество часов: 1
Автономность временного интервала: 0.80
13. Чадан гостиница после дождя: 11.07.2023 15:00
Конец временного интервала: 12.07.2023 14:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.50
14. Начало временного интервала: 12.07.2023 15:00
Конец временного интервала: 13.07.2023 11:00
Количество часов: 21
Автономность временного интервала: 0.80
15. Учть-Элегест: 13.07.2023 12:00
Конец временного интервала: 13.07.2023 14:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 6716перевал Дурбэт-Даба2Асфальт/бетон-принадлежит3.112
2. 6380траверс гор Годрогиин-ула4Камень, песок-принадлежит8.94
3. 7297перевал г. Тахир-Улан3Песок-принадлежит4.483
4. 6379перевал Байрмын- Даба4Камень, грунт, песок-принадлежит9.024
5. 7579равнинное Пески в Тэс3Грунт, песок-принадлежит6.843
6. 7505перевал Хондергей2Асфальт/бетон-принадлежит3.32
7. 7589перевал хр. Адар-Даш1Асфальт/бетон-принадлежит1.941
8. 6378перевал Улан-Даба3Камень, грунт, песок-принадлежит6.333


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 43.92

В зачёт идут баллы:
за ПП 2 к.т.: 5
за ПП 3 к.т.: 12
за ПП 4 к.т.: 17.92

Сумма баллов за ПП:

S = 34.92


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 34.92 * 1.59 * 0.86 = 47.75 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 4

Набор ПП:

1 к.т.: 1
2 к.т.: 2
3 к.т.: 3
4 к.т.: 2

Признак к.с. по набору ПП: 4

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 958 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 6.5 км
Продолжительность фактическая: 13 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 6
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 5

Итоговая к.с.: 4