Главная  
Характеристика пройденного маршрута Поволжье (УТП БУ), 2 КС, сложность: 2 к.с., руководитель: Самойлов Ю. Л., маршрутная книжка: 1/5-206

*-Цели прохождения маршрута-*
Поход являлся учебно-тренировочным походом Школы велосипедного туризма (базового уровня) при Турклубе МГТУ им. Н. Э. Баумана. Основной целью была отработка и закрепление навыков, полученных в процессе обучения. Для этого маршрут был насыщен разнообразными препятствиями, как асфальтовыми, так и грунтовыми, при этом слишком сложных препятствий мы избегали.
При этом также было необходимо получить удовольствие от проводимого в походе времени: впечатлиться красивыми видами на Волгу, осмотреть природные и культурные достопримечательности, прочувствовать всю прелесть лета, ну и безусловно, насладиться ездой на велосипеде по приятным дорогам.

*-Краткое описание маршрута-*
Ссылка на трек похода фактический и заявленный с запасными вариантами:
https://nakarte.me/#m=8/54.40508/49.91821&l=O&nktl=_nuz73aCiMttOs6l-35p6Q

Практически весь маршрут проходит по правому, высокому берегу Волги, изрезанному долинами рек и ручьёв. Из-за прогнозов, обещавших дожди в первые дни, в начале похода мы отдавали предпочтение асфальтовым дорогам, особенно после близкого, хоть и краткого знакомства с местными размокшими глинистыми грунтовками. При этом дороги не давали нам скучать, предлагая всё новые и новые головокружительные спуски в долины, сменяющиеся изматывающими подъёмами.
После Ульяновска установившаяся сухая погода всё же позволила нам насладиться хорошими грунтовыми дорогами, в которые в районе Сенгилеевских гор были внесены элементы более сложных покрытий. В эти же дни мы практиковали сиесту в жаркое время дня.
В заключении похода мы добрались до основной нашей цели: Самарской Луки и Жигулёвских гор. Здесь нам предстояло преодолеть определяющее препятствие: так называемый "спуск" по Ширяевскому оврагу, а также посмотреть на горную местность в миниатюре.

*-Новизна-*
Маршрут проходил по густо населённой местности, пользующейся достаточной популярностью у велосипедистов. Достаточно много любительских материалов можно было найти по району Самарской Луки, а многие асфальтовые дороги были зафиксированы в Google-панорамах.
При этом официальных отчётов о велопоходах по данной местности практически не было. Нам известно лишь о походе А. Кузова в 2017 г. ( http://www.kramar.ru/wp-content/uploads/2018/01/Orenburg-Samara-2KS-Kuzov-AV-2017-1.pdf ), немного захватывавшем Самарскую Луку (но не в тех местах, где мы ехали), и о походе Е. Маличенко в 2013 г. ( http://www.kramar.ru/wp-content/uploads/2014/01/2kc-malichenko-tatarstan-2013.pdf ), с маршрутом которого у нас во многом совпадал участок до Ульяновска.
За пару недель до нас в том же регионе был проведён поход А. Устиновым ( http://velotrex.ru/report.php?id=82 ), который оперативно начал выкладывать материалы, что помогло нам в проработке маршрута.

*-Стратегия и тактика-*
Выбор региона для проведения УТП был произведён на достаточно позднем этапе в связи с ограничительными мерами в период коронавирусной пандемии. Уверенности в том, что получится съездить в Крым, не было, да и сезон скатывания к походу получился разорванным. В итоге выбор пал на Самарскую Луку как хорошо доступный регион, позволяющий ознакомиться с разными препятствиями в велотуризме.
Маршрут до Луки было решено связать с Ульяновском для осмотра правобережья Волги, культурных достопримечательностей и приметившегося нам нацпарка Сенгилеевские горы. Логистические соображения, описанные в соответствующем разделе, определили примерные сроки, в которые нам надо погрузиться на паром до Тольятти, а это уже вывело нас на вариант старта из Казани. Это также позволяло нам посмотреть ещё один культурный центр страны, и добавляло гибкости в выборе поездов.
В плане похода чередовались насыщенные дни с преодолением определяющих препятствий (2, 3, 5, 8, 9) и дни для восстановления сил в купе с осмотром культурной программы (1, 4, 7). Аналогично были спланированы "тёплые" ночёвки в Тольятти и, при возможности, в Ульяновске. Для этого были забронированы размещения через booking.com, позволяющие позднюю отмену.
В то же время на первые дни, обещавшие быть дождливыми, были заложены асфальтовые препятствия, а на сухую погоду более сложные грунтовые участки. На случай не соответствия погоды прогнозу были продуманы варианты сокращения километража в последние дни, в том числе с более короткой выброской из Ширяевского оврага в сторону Бахилова, а также асфальтовый трек в Сызрань. Для возможных неопределённостей с паромом было запланировано несколько мест возможной посадки в зависимости от времени нашего прибытия в район.
При прохождении маршрута мы в основном придерживались плана, но решение в первый день попробовать проехать грунтами, пока они не размокли, было ошибочным: даже небольших осадков хватило, чтобы сильно осложнить нам движение. На следующие дни мы старались по максимуму избегать грунтовых дорог. Также было принято решение поднапрячься на третий день, дабы обеспечить себе комфортную ночёвку в Ульяновске, постирать и просушить вещи и как следует отдохнуть.
Принятое на шестой день решение немного ускориться и сесть на самый ранний из имеющихся паромов также было верным: это позволило нам выделить больше времени на прохождение определяющего препятствия по Самарской Луке, без риска опоздать на обратный поезд.
В итоге график движения получился достаточно неравномерным, приближаясь к 100 км в некоторые дни, и не превосходя 50 км в другие. Тем не менее, по нагрузке поход получился достаточно сбалансированным, а все поставленные цели удалось выполнить.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Заявленная нитка маршрута пройдена полностью, единственное существенное изменение - на шестой день поехали по более длинному запасному варианту до причала с Усолье вместо причала в Климовке, дабы сесть на более ранний паром. Физическое и моральное состояние группы, а также подходящая погода позволили проехать больший километраж, чем планировалось в основном варианте.
В первый день маршрут движения между несколькими населёнными пунктами, не входивший в планировавшиеся протяжённые препятствия, был изменён: после Верхнего Услона мы проехали по берегу Волги, дабы ближе ознакомиться с этой рекой, а после Нижнего Услона, напротив, выбрали асфальтовую дорогу, чтобы избежать размокших грунтов. Это привело к сдвигу планировавшихся мест ночёвок, но было компенсировано на следующий день.
Места ночёвок также были изменены на третий день (для обеспечения тёплой ночёвки после серии дождей) и на четвёртый день (проехали немного дальше, чтобы получить на следующий день больше времени на преодоление определяющего препятствия). Общий сдвиг графика из-за внезапной отмены брони владельцем квартиры в Ульяновске, отсутствия других приемлемых по цене мест в городе и желания успеть на более ранний паром привело к смещению мест ночёвок на шестой и оставшиеся дни.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастных случаев не было. Случаи оказания медицинской помощи были немногочисленными и ограничивались обработкой легких ран (царапин) хлоргексидином и зелёнкой, см. подробнее отчёт медика: http://velotrex.ru/attachments/1611725883_6010fc3b49b13.docx

*-Изменение состава участников-*
Во время прохождения похода состав группы не изменялся, весь маршрут пройдён полностью всеми участниками.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Транспорт, не оговоренный при заявке маршрута, не использовался.