Преодоление данного препятствия является первопрохождением в велотуристском спортивном походе.
Препятствие является путём пересечения Партизанского хребта с востока на запад в окрестностях горы Лысая. Обозначение самого перевала на топокартах, равно как и его название в краеведческой литературе, отсутствует. Сам перевал содержит два горба приблизительно одинаковой высоты. По всей видимости, данный перевал никогда не носил функций транспортной коммуникации между долинами рек Киевка и Партизанская. Вся сеть дорог в его окрестностях была проложена, видимо, в геологоразведочных и/или лесозаготовительных целях и в настоящее время практически не используется, т.к. сильно заросла и частично завалена. Кроме того, разветвлённость данной сети усложняет ориентирование на местности: группа дважды сбивалась с пути, следуя на развилках по более накатанной дороге. На топографических картах эти дороги, в основном, также отсутствуют. При подготовке маршрута были использованы различные спутниковые снимки местности, по которым были найдены проложенные когда-то дороги, и уже по ним была намечена нитка движения.
Первые 5 км от начала ПП имеют относительно небольшой уклон и характеризуются почти полным отсутствием технических препятствий, покрытие - разбитый грунт (фото 1, 2). Данный участок, вероятно, используется охотниками, сюда возможен заезд на внедорожной колёсной технике. При дальнейшем продвижении дорога приобретает всё более заброшенный характер, уклон возрастает, появляется довольно много мелких преград в виде небольших древесных и каменных завалов и ручьёв (фото 3, 4, 5). Дорога представляет собой колею, проложенную гусеничной техникой. Примерно через 7 км от начала ПП уклон становится настолько большим, что движение в седле в принципе невозможно, а толкание гружёного велосипеда вверх чрезвычайно трудозатратно. Принимается решение продолжать движение с рюкзаками за плечами - начало ЛП Перевальный взлёт н/к длиной больше километра (фото 6, 7). На подходе к первому горбу происходит некоторое выполаживание уклона, при этом дорога практически исчезает (фото 8 - первый горб). Во впадине между первым и вторым горбами дорога либо отсутствует совсем (фото 9), либо просматривается, но сильно завалена упавшим лесом (фото 10) - ЛП Труднопроходимый лес 2а длиной около 2-х километров. Проход в завалах местами приходилось прорубать топором. После перехода через второй горб появляются следы недавнего посещения человеком - пропиленные завалы, а дорога приобретает наезженный вид (фото 11, 25, 26). Дальнейший спуск, правда, показал, что дорога осложнена большим количеством мелких водных преград и бродов (фото 12-17, 19-21, 24), образованных притоками и руслом реки Алексеевка, а местами полностью залита/размыта водой (фото 18). По мере спуска в долину сила водного потока реки увеличилась. В двух местах переход в одиночку и без страховки невозможен. Потребовалась организация перил с переходом первых двух участников со взаимной и коллективной страховкой (фото 23 - ширина реки 15 м, глубина 60-70 см, скорость течения 3-4 м/с; фото 27 - ширина реки 30 м, глубина 70-80 см, скорость течения 3-4 м/с). В обоих случаях переправка велосипедов осуществлялась по перилам. В 38,6 км от начала ПП группа вышла к третьему броду - ширина реки 20 м, глубина более 1 м, скорость течения выше 4 м/с. Сначала была предпринята попытка повалить дерево поперёк русла, но ствол прогнулся и стал захлестываться водой (фото 31). Затем была установлена связь с противоположным берегом (там по дороге проезжали джиперы), туда была перекинута верёвка. В это время появился бульдозер, который переправил группу на целевой берег без лишнего риска (фото 28). На противоположном берегу и до конца ПП проходит относительно качественная дорога (фото 29).
Движение транспорта по дороге от последнего брода до конца ПП довольно интенсивно - 1-2 машины в 10 минут - охотники, туристы, дорожные рабочие, просто отдыхающие с находящейся рядом турбазы. На остальной части ПП автомобильное движение отсутствует.
Препятствие полностью автономно. Источниками питьевой воды являются реки и многочисленные ручьи, текущие с гор, рядом с которыми можно найти более-менее удобные места для ночевок.
Препятствие проходится в седле на 80-85% и включает в себя несколько локальных препятствий: несколько простых бродов, три сложных переправы, а так же участок труднопроходимого леса. Учитывая возможные трудности с преодолением разлившихся рек и лесных завалов, для преодоления подобных участков следует иметь снаряжение для наведения перил (верёвки, карабины), а также определённый запас продовольствия на случай незапланированных задержек в пути. Для успешного преодоления группа должна обладать необходимой тактико-технической подготовкой и соответствующими морально-волевыми качествами. В нашем случае по плану перевал мы должны были пройти за сутки с одной ночёвкой, а по факту потратили больше двух суток. Также важно наличие высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов.
Территория, по которой проходит ПП, находится в горно-таёжной части умеренно-муссонной климатической зоны. Возможна встреча с дикими животными, особую опасность представляют медведи и тигры. Обнаружен свежий след крупного представителя семейства кошачьих (фото 30)
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 3000 | ЛП | - | Фото 3, 5-10,12-17,19-24, 27 |
2 | 30200 | Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 4, 11, 18, 25, 26 |
3 | 8058 | Мелкий камень, дорога разбитая, сухая | 1.40 | Фото 29 |
4 | 5700 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 1, 2 |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
17 января 2020 года в 22:03 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
17 января 2020 года в 21:21 |
Андрей, ты верно подметил. Замечания Боря получал регулярно. При этом он оправдывал свой способ перехода тем, что правая рука у него была когда-то давно повреждена и он не может ею носить велосипед... | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
17 января 2020 года в 14:14 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
17 января 2020 года в 14:14 |
А почему это Боря постоянно нарушает ТБ при бродах? Руковод мог как-то на него повлиять? :о) Или я неправильно трактую направление течения? | |
Rusakov Русаков Сергей Статус: пользователь Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ РТ (Татарстан) |
14 января 2020 года в 21:00 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись |