Сведения о препятствии |
![]() |
Параметры препятствия |
Состояние трека: | очищен |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
Количество точек: | ... |
Усреднённый интервал: | ... |
Общее ходовое время: | ... |
Чистое ходовое время: | ... |
Общая скорость движения: | ... |
Средняя ходовая скорость: | ... |
Данное ПП проходилось спортивными командами в обоих направлениях, при этом выход к р. Сармад (Сарымат - ГШ) осуществлялся двумя вариантами. Первый вариант - по тропе вдоль р. Тавасанг и далее через территорию "нижнего" коша, расположенного на берегу р. Сармад. Второй вариант - по "верхней" тропе.
Данное ПП выходит к р. Сармад по верхней тропе. В таком виде ПП проходилось в данном направлении группой Д. Романова в 2010 г. (рассчитывалось по старой методике), а в обратном направлении - командой "Держи забрало" 2022 году (не рассчитывалось).
На данный момент расчет ПП в любом варианте прохождения по действующей Методике в базе velotrex отсутствует.
В данном направлении:
1) Романов Д.А., 6 кс, 2010г.
http://xn--b1apf.xn--p1ai/Otchety/2010-Pamir-6kc-Romanov.pdf
2) Потапенко В.Б., 5 кс с эл. 6 кс, 2014г.:
https://cloud.mail.ru/public/fKzv/3HtdPxWuy?/public/904b623cf052/Fani_2014_Potapenko.pdf
В обратном направлении:
1) Боголюбов Д.П., 6 кс, 2014г.:
https://cloud.mail.ru/public/nyGA/5ujDGaTrU?/public/ec40f9568ad6/Fani-2014_Bogolubov_s.pdf
2) Держи забрало, 2022г.:
https://derzhi-zabralo.ru/reports/tajikistan2022/
ПП начинается от оз. Маргузор, где на развилке (фото 1) ПП уходит от озера по дороге левее, и начинается крутой подъём по разбитой каменистой дороге (фото 2-4), идущей до н.п. Тиоглы (Хафтруд - ОСМ). Поначалу дорога идёт серпантином (фото 5), с которого открываются великолепные виды на озеро. На 1,7 км - развилка, на которой ПП уходит вправо (фото 6) и траверсируя склон выходит в н.п. Тиоглы (фото 7). В самом посёлке характер покрытия не меняется, местами также крутые уклоны (фото 8). По центру дороги в посёлке идёт водосток (фото 9,10).
В конце села на развилке автомобильная дорога уходит правее - к последним домам, расположенным ниже по склону (фото 11), а ПП продолжает набирать высоту и дальше идёт по тропе с множеством технических препятствий вдоль р. Тиоглы (на ОСМ - р.Мойсой). Поначалу можно ехать (фото 12,13). Но примерно через 600 м в районе первого моста градиент возрастает и от моста (фото 14) начинается локальное препятствие, представляющее собой крутой подъём со средним уклоном 21,9% по каменистой тропе, изобилующей техническими препятствиями. ЛП идёт до самого перевала. Местами тропа узкая, петляет между валунами (фото 15), местами тропа ровнее и шире (фото 16), но везде очень круто.
Через 200 м после впадения р. Ангорсой - развилка: через мост (фото 17) равнозначная тропа уходит влево по притоку Ангорсой к дальним кошам, а ПП по этому мосту реку не пересекает, уходя правее вдоль основной реки, меняющей своё название с Тиоглы на Мойсой.
Далее ПП заходит в ущелье и ещё несколько раз пересекает реку по таким же довольно крепким пешеходным мостам (фото 18,19). Характер покрытия в ущелье не меняется, градиент практически тоже. Лишь изредка попадаются короткие пологие участки, где даже можно немного проехать (фото 20). На тропах много сыпухи - от мелкой (фото 21) до крупной (фото 22).
После последнего из мостов (фото 23) тропа крутым серпантином (фото 24,25) поднимается на узкую полку и идёт траверсом по склону (фото 26,27) через узкую и каменистую часть ущелья.
Далее ущелье расширяется, появляется больше зелени (фото 28), но уклоны всё такие же крутые (фото 29). Здесь, в верховьях р. Мойсой, мост разрушен (фото 30), но речку тут можно просто перешагнуть.
На 7,4 км ПП тропа уходит от реки, начинается перевальный взлёт. Сразу от реки - крутой локальный подъём (фото 31), на вершине которого - узкие глубокие тропы-колеи и здоровые валуны, сильно затрудняющие движение. За этим локальным подъемом - небольшое выполаживание, и далее тропа вновь идёт круто вверх к заброшенному кошу (фото 32). Но подниматься к кошу лучше не по тропе, она совсем разбита скотом, местами до глубоких колей, а напрямую по зелёному склону.
От коша тропа серпантином поднимается к перевалу. Вариантов подъёма на картах ОСМ несколько, но хорошо набитая тропа по факту только одна. Характер покрытия не меняется. Местами, особенно поначалу, тропа представляет собой глубокие колеи, набитые скотом (фото 33). Иногда даже лучше подниматься рядом с тропой, а не по ней, так как тропа-колея очень узкая и глубокая. С набором высоты тропа становится более комфортной (фото 34,35), но крутые уклоны всё равно присутствуют. Средний уклон на этом участке перевального взлёта составляет 26%.
На 8,3 км ПП - перевал Тавасанг (фото 36). С подъемом на перевал локальное препятствие заканчивается, характер покрытия не меняется. Уклоны тропы на спуск также крутые (средний уклон около 20%), но для спуска вполне проезжаемые (фото 37). На развилке (фото 38) уходим на тропу, идущую чуть ниже (фото 39).
Примерно через 1 км от перевала тропа выходит к ручью Тавасансой (фото 40) и дальше идёт вдоль него (фото 41, 42). Через 1,7 км движения по ручью на пологом участке расположен "верхний" кош, жилой, от которого крутой спуск продолжается (фото 44).
Практически сразу за территорией коша тропа пересекает вброд р. Тавасангсой (фото 45) и уходит от реки траверсом по склону (фото 46).
Через 700 метров от брода - развилка: направо уходит тропа к "нижнему" кошу, расположенному в устье р. Тавасангсой (фото 47) и идущая затем от "нижнего" коша вдоль р. Сармад, а ПП на развилке идёт прямо, также параллельно р. Сармад, но верхней тропой. Характер покрытия не меняется. Верхняя тропа за исключением нескольких участков (фото 48,49) практически полностью преодолевается в седле (фото 50-53).
Через 1,8 км от развилки нижняя и верхняя тропы сходятся и далее ПП идёт вдоль реки Сармад (фото 54-57) единой тропой, несколько раз пересекая реку по мостам (фото 58,59). Характер покрытия не меняется - тропа со множеством ТП: крупные камни, корни, скальные выступы, крутые локальные подъёмы/спуски, небольшие броды, осыпные узкие участки троп. БОльшую часть можно преодолеть в седле, но местами присутствуют короткие пешие участки (фото 60,61).
Через 11,5 км после перевала - посёлок Хуморигунг (фото 62,63), от которого начинается каменистая автомобильная дорога в хорошем состоянии (фото 64,65). Посёлок жилой, но очень маленький.
Через 3 км от посёлка дорога пересекает р. Сармад по мосту (фото 66), а через 300 м после моста ПП заканчивается в месте впадения р. Сармад в р. Арчамайдон.
Трафик на всем протяжении ПП практически полностью отсутствует.
Автономность довольно высокая, лавка есть только в селе Тиоглы (через 3 км от начала ПП). Координаты лавки: N39°8'20.69'', E67°52'27.05''
Места для ночёвок найти можно, если позаботится об этом заранее. Хорошее место для ночёвки на подъёме - под перевалом (фото 67) у заброшенного коша, имеется оборудованный родник (N 39.12953° E 67.91655°). На спуске - в районе пастбища (фото 41) также с оборудованным родником (N 39°7'39.41'', E67°56'13.75''). И ближе к концу ПП на берегу р. Сармад (фото 54).
Источниками питьевой могут быть реки и ручьи, а также многочисленные родники, оборудованные близ кошей, а также по берегам рек Мойсой и Тавасангсой (обозначены на ОСМ). Воду нужно кипятить или фильтровать, так как вокруг пасётся скот.
Препятствие географически находится в малоблагоприятной (1500-2800 м) и неблагоприятной (свыше 2800 м) климатических зонах, соответственно географический показатель:
Г = (18х1,1 + 5х1,2)/23 = 1,12.
Климат континентальный. Характеризуется высоким перепадом суточных температур. Благоприятный сезон: июль-август. Средняя температура днем в это время 15-17°C, а ночью на высотах ближе к перевалу может опускаться до 0°C. Среднегодовое количество осадков 250 мм.
Для преодоления препятствия требуется отличная физическая и морально-волевая подготовка участников. При движении в седле по сложным покрытиям и рельефу необходимо наличие у участников высокой техники езды, а для преодоления локальных препятствий - владеть приёмами движения в пешем режиме с рюкзаком и велосипедом.
237 Кбайт
![]() |
|
260 Кбайт
![]() |
|
266 Кбайт
![]() |
|
204 Кбайт
![]() |
|
249 Кбайт
![]() |
|
255 Кбайт
![]() |
|
259 Кбайт
![]() |
|
261 Кбайт
![]() |
|
251 Кбайт
![]() |
|
259 Кбайт
![]() |
|
211 Кбайт
![]() |
|
228 Кбайт
![]() |
|
251 Кбайт
![]() |
|
260 Кбайт
![]() |
|
228 Кбайт
![]() |
|
200 Кбайт
![]() |
|
231 Кбайт
![]() |
|
220 Кбайт
![]() |
|
260 Кбайт
![]() |
|
251 Кбайт
![]() |
|
287 Кбайт
![]() |
|
271 Кбайт
![]() |
|
249 Кбайт
![]() |
|
214 Кбайт
![]() |
|
277 Кбайт
![]() |
|
248 Кбайт
![]() |
|
340 Кбайт
![]() |
|
204 Кбайт
![]() |
|
192 Кбайт
![]() |
|
245 Кбайт
![]() |
|
250 Кбайт
![]() |
|
128 Кбайт
![]() |
|
196 Кбайт
![]() |
|
223 Кбайт
![]() |
|
183 Кбайт
![]() |
|
156 Кбайт
![]() |
|
138 Кбайт
![]() |
|
165 Кбайт
![]() |
|
214 Кбайт
![]() |
|
241 Кбайт
![]() |
|
176 Кбайт
![]() |
|
235 Кбайт
![]() |
|
237 Кбайт
![]() |
|
215 Кбайт
![]() |
|
324 Кбайт
![]() |
|
199 Кбайт
![]() |
|
257 Кбайт
![]() |
|
280 Кбайт
![]() |
|
280 Кбайт
![]() |
|
244 Кбайт
![]() |
|
221 Кбайт
![]() |
|
284 Кбайт
![]() |
|
270 Кбайт
![]() |
|
201 Кбайт
![]() |
|
314 Кбайт
![]() |
|
263 Кбайт
![]() |
|
198 Кбайт
![]() |
|
274 Кбайт
![]() |
|
235 Кбайт
![]() |
|
259 Кбайт
![]() |
|
237 Кбайт
![]() |
|
223 Кбайт
![]() |
|
266 Кбайт
![]() |
|
196 Кбайт
![]() |
|
234 Кбайт
![]() |
|
206 Кбайт
![]() |
|
215 Кбайт
![]() |
|
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 3260 | ЛП | - | Фото 15,16,20-29,31,33-35 |
2 | 4210 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 1-4,6-11 |
3 | 12728 | Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 12,13,37-42,44,46-57,60 |
4 | 2900 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | Фото 64-66 |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
25 сентября 2024 года в 10:34 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
Lavr Лаврский Александр Георгиевич Статус: пользователь Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
25 сентября 2024 года в 10:18 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
anokhin Анохин Алексей Алексеевич Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
23 сентября 2024 года в 19:58 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись | |
Murzik Прудникова Светлана Вадимовна Статус: - Полномочия: 4 к.с. МКК: ФСТ МО (Московская область) |
23 сентября 2024 года в 19:16 |
Подправила описание в части "верхней" тропы | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
23 сентября 2024 года в 08:05 |
Принципиальных возражений нет, готов подписать, если остальные не против... только по "верхней" тропе проходила моя группа в 2010 году... расчет есть, но по старой методике, только подъем на перевал... но это не принципиально, можно не исправлять. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
22 мая 2024 года в 09:11 |
ЛП думаю будет немного больше - до 4 км. |