Препятствие представляет собой разбитую вездеходную дорогу, расположенную у подножия Западных Хибин между озерами и болотами кольской тайги (мы едем по ней по часовой стрелке).
Препятствие начинается со съезда с асфальта перед деревушкой Хибины (см. карту) на укатанную мелкокаменистую дорогу (фото 01) и заканчивается у базы КСС «Куэльпорр». Покрытие на начальном участке – до р. Малой Белой (~6 км) – состоит из мелкого камня хорошего качества, пересеченность местности выражена слабо. Подвесной мост через реку был частично оборван в 2017 г., поэтому пришлось перебираться вброд (фото. 02). Речка не широкая (~20 м) и в самом глубоком месте чуть выше колена, однако течение сильное и велосипеды ощутимо сносило. Если бы год был не засушливый, то бродить пришлось со страховкой всей группой.
От р. Малой Белой (где есть хорошие ночевки) до поселка Имандра проложена вездеходная дорога, покрытие которой в целом в засушливый сезон представляет собой иногда колеи (фото 03), иногда мелкий камень хорошего качества (фото 08) с вкраплением разбитых крупнокаменистых участков (фото 04, 07). Иногда попадаются лужи (фото 05, 06) и небольшие каменные завалы, местами мокрые (фото 09). Проявляется и существенная пересеченность – множество мелких крутых спусков-подъемов, а примерно на 20-м км ПП идет затяжной подъем с набором 100 м высоты. Он продолжается где-то километра два, после чего дорога круто (средний уклон ~6%) спускается к речке Гольцовка и ж/д полотну перед пос. Имандра. Сброс высоты составляет ~150 м. Виды и пейзажи при движении по этому участку оставляют желать лучшего, зато можно осуществить пешую «радиалку» в известное ущелье Аку-Аку, чем мы и воспользовались, спрятав велосипеды в лесу возле дороги.
В Имандре вдоль ж/д путей идет относительно хорошее мелкокаменистое покрытие, поросшее травой. Далее дорога превращается в «тракторную» (так она обозначена на топокартах) – крупный разбитый камень (фото 12), часто встречаются заболоченные участки (фото 11), но по сухому году они не представляют особых сложностей в преодолении. Здесь же надо пересечь несколько небольших речек, легко преодолевающихся по подвесным мостам либо вброд, но в этом году многие речушки пересохли полностью (даже такая значительная, как Маннепахкуай). Пересеченность выражена слабо, но несколько «торчков» запоминается.
На 50-м км препятствия надо преодолевать брод через серьезную реку Бассейная Куна. Непосредственно перед бродом несколько километров хорошо укатанного мелкого камня (фото 10). Ширина брода примерно 70 м, течение около 1 м/с, глубина где-то по колено, оптимальная траектория движения – метров на 50 выше официально обозначенного брода (для большей уверенности можно бродить с шестами). Но воды было немного, поэтому преодолели легко. После брода движение осуществляется по крупнокаменистой лесной дороге (фото 16, есть несколько техничных подъемов и спусков), иногда попадаются участки с мелким укатанным камнем (фото 13).
Примерно на 53-м км дорога выводит на песчаный берег озера Гольцового (фото 14), где на протяжении километров двух ехать не получается – слишком рыхлый песок (фото 15). У кромки воды тоже двигаться в седле сложно – колеса уходят в мокрый песок. После озера (у его южного конца) приходится преодолевать еще несколько широких бродов по спокойной воде, причем глубина разная (иногда до пояса) – надо искать более приемлемые варианты траекторий.
В заключение ПП расположен плавный (2-3%) и длинный (5-6 км) подъем по мелкокаменистой, местами разбитой дороге к базе КСС «Куэльпорр». В случае необходимости отсюда можно выброситься в крупный город типа Кировска или даже в Апатиты.
В целом препятствие полностью автономно. Примерно в его середине встречается поселок Имандра и хотя там есть магазин, на него не стоит рассчитывать – время работы непредсказуемо. Есть и ж/д станция «Имандра», через которую пару раз в день проходят поезда.
Трафик исчезающе мал – мы видели несколько машин повышенной проходимости во дворах Имандры, да еще встречаются внедорожники у озера Гольцового. Почти всё препятствие (за исключением участков с ЛП) берется в седле. Можно найти несколько неплохих мест под ночевки.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 26511 | Крупный камень, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 04, 06, 07 |
2 | 2000 | Мелкий камень, дорога разбитая, мокрая | 1.60 | Фото 16 |
3 | 2000 | Песок, дорога рыхлая, сухая | 3.50 | Фото 15 |
4 | 28500 | Мелкий камень, дорога хорошего качества, сухая | 1.20 | Фото 01, 08, 10, 13, 14 |
5 | 1000 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 03, 11 |
6 | 1000 | Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 05, 09, 12 |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
2 ноября 2018 года в 14:14 |
Поправил | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
1 ноября 2018 года в 09:30 |
фото 5 на мой взгляд тоже с ТП, ну и название я бы переделал в "Вокруг Северо-Западных Хибин" - можно и подножие но то, что С-З мне кажется правильнее ну и и слово "вокруг" более четко отражает суть препятствия... | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 октября 2018 года в 13:37 |
Поправил в расчетах | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 октября 2018 года в 12:26 |
Вот со всем, пожалуй, соглашусь, кроме фото 12: это же заброшенная дорога со множеством ТП, в каталоге покрытий почти такая же фотка есть.. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
29 октября 2018 года в 17:41 |
Вставьте в описание ссылки на фото. |