Препятствие представляет собой разбитую вездеходную грунтовку, ведущую на перевал Умбозерский от поворота с дороги Кировск – база КСС «Куэльпорр» – оз. Гольцовое. Спуск с перевала в сторону Умбозера (на восток, продолжительность ~22 км), особенно первые 8 км, можно назвать дорогой лишь с большой натяжкой, хотя джипы преодолевают ее регулярно. Заканчивается ПП с выездом на относительно неплохую грунтово-каменистую дорогу, ведущую вдоль Умбозера и траверсирующую подножие Восточных Хибин.
Первые 5 км препятствия – подъем на перевал – это относительно плавный набор высоты (300 м на 5 км, ~6% уклон в среднем) по «вездеходке» с множеством крупных камней (фото 01) и бродов как поперек, так и вдоль реки Партомйок (фото 02). Местами попадаются резкие (до 20%) наборы/сбросы (фото 03), которые преодолеть в седле затруднительно, но в целом дорога по ущелью хорошо читается. Ближе к вершине приходится огибать/бродить небольшое озеро (фото 04) и взбираться на условный перевальный взлет, идеально подходящий для пеших туристов, но представляющий некоторые проблемы для авто- и велотуристов – здесь проще всего заталкивать велосипеды вдвоем.
Сам перевал Умбозерский (527 м по карте и 538 м по навигатору) выражен слабо – если взбираешься на него первый раз, то определить нужную точку можно только приблизительно.
Спуск в сторону Умбозера существенно менее крут, чем подъем, но здесь начинает сказываться фактор покрытия. «Дорога» на спуск такова, что определить ее местами можно, только проведя разведку (фото 05), а это хотелось сделать, даже имея проверенный трек в навигаторе. Много крупных камней (фото 06, 07, 09). Первые 8 км маршрут проходит прямо по руслу р. Сев. Каскаснюнйок (фото 08) и не отвлекаться на уходящие в стороны еле заметные тропинки позволяет только знание того, что «здесь должны ездить джипы». В целом много крупных камней и воды – и это в засушливый год!
Примерно на 13 км ПП дорога становится более явной, отходит от реки, превращается в разбитую грунтовку (фото 10) и траверсирует гору Вост. Партомчорр, идя вдоль Каскаснюнйок (образованной слиянием Южного и Северного притока). Здесь в большом количестве начинают встречаться болота, заливающие «вездеходку». Навалы крупных камней при этом никуда не деваются. Лужи/броды в седле практически не берутся, поскольку изобилуют неукатанными камнями (фото 11, 15). Скорость движения на велосипеде мало отличается от движения пешком рядом с ним – приходится часто спешиваться. На условно "сухих" участках дороги остается вязкая грязь (фото 12, 13, 14).
После впадения Каскаснюнйок в р. Тульйок (~23-й км ПП) ехать становится значительно лучше – дорога более укатана джиперами (фото 16), заезжающими на пер. Куропачий и в целом на хребет, ведущий к г. Тульйок и оз. Академическому. Здесь уже почти закончился общий спуск с Умбозерского, но начинают проявляться небольшие спуски/подъемы. Местами присутствует песок, но его все же мало для выделения в отдельное покрытие.
На протяжении всего ПП можно обозревать красивые виды (если хватает времени и желания отвлечься от выбора траектории движения по крупным камням), найдутся хорошие места для ночевок. Препятствие полностью автономно, трафик почти отсутствует. От пер. Умбозерский мы какое-то время двигались вместе с двумя джипами, которые нас в конце концов обогнали, но потом вернулись обратно – автотуристам хотелось заехать на г. Тульйок, но для этого «не хватило бы «горючки» и терпения для местного триала» (слова штурмана).
Препятствие, в принципе, можно пробовать брать в седле, за исключением нескольких бродов и особо крутых уклонов с камнями, но в некоторых случаях проще идти рядом с велосипедом. Воду можно брать в чистых проточных ручейках/речушках, дров для бивака хватает.
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 10700 | Крупный камень, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09 |
2 | 7700 | Мелкий камень, дорога разбитая, мокрая | 1.60 | Фото 10 |
3 | 6500 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 3.30 | Фото 12, 13, 14, 15, 16 |
4 | 2000 | Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 2.80 | Фото 02, 08, 11 |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
2 ноября 2018 года в 14:22 |
Поправил | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
1 ноября 2018 года в 09:35 |
фото 2 ни чем ни отличается от 8 на мой взгляд - крупный камень с ТП, | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
31 октября 2018 года в 13:40 |
Всё поправил | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
29 октября 2018 года в 17:53 |
Я согласен с Антоном... на фото 8 и 11 как раз они хорошо видны эти ТП... Вставьте ссылки на фото в описание | |
a_ndre Потапенко Андрей Михайлович Статус: модератор Полномочия: 5 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
23 октября 2018 года в 13:22 |
Я тебе просто еще не могу его отправить отсюда на согласование, поскольку у тебя все слоты заняты. В общем письме ВелоМКК писал и просил посмотреть. На счет покрытия - по фото 5 не согласен, там ТП нет, просто разбитая дорога. По 2,8,11 - откуда там ТП? Просто неукатанный крупный камень в воде. То есть разбитый, мокрый. Хотя по Каталогу покрытий - оно, конечно... :о))) | |
ancrane Журавлёв Антон Владимирович Статус: администратор Полномочия: 5 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
23 октября 2018 года в 13:00 |
Ради интереса посмотрел это ПП, раз ты его упомянул. Здесь, на мой взгляд, на фото 2,5,8 и 11 - Крупный камень со множеством ТП |