Сведения о препятствии |
Параметры препятствия |
Состояние трека: | очищен |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
Количество точек: | ... |
Усреднённый интервал: | ... |
Общее ходовое время: | ... |
Чистое ходовое время: | ... |
Общая скорость движения: | ... |
Средняя ходовая скорость: | ... |
Препятствие представляет собой преодоление главного хребта Крымских гор через перевал Маски (зафиксировали 616 м н. у. м.), соединяющий долины р. Индол и её притока Чамар (стекающих на север к заливу Сиваш) и долины притоков р. Ворон и её притока Ай-Серез (текущих на юг к Чёрному морю). В нашем варианте прохождения вначале достигался перевал Ворон (572 м н. у. м.), а с него вдоль хребта осуществлялся подъём к перевалу Маски. Судя по картам, возможен выход напрямую на пер. Маски с более ранней точки подъёма с севера, но средняя крутизна должна выйти ощутимо больше.
ПП начинается в селе Земляничное от моста через Чамар. Первые 350 м — асфальтовая дорога (фото 1), следующие 350 м — мелкокаменистый грейдер (фото 2). Затем дорога входит в лес, и начинается грунтовка, почти везде разбитая, с колеями и эпизодическими лужами в них (фото 3, 5, 6, 8). В отдельных местах уклон достаточно крутой, заехать в который из-за неровностей проблематично. С 2,1 по 2,6 км группа ушла на тропу, которая обходит одно такое крутое место по более длинной траектории, но при этом ровная и простая для езды (фото 7). Почти сразу после Земляничного сбоку от дороги находится некаптированный родник Салхын-Чокрак с неплохим дебетом (фото 4). На протяжении подъёма через дорогу стекает несколько ручьёв, которые также могут послужить хорошим источником воды (фото 10), но ровных площадок для размещения большой группы мы ни у одного из них не нашли.
Примерно с 3,4 км дорога становится более хорошего качества (фото 9, 11, 15); по всей видимости, разбивающие её джипы сюда уже не доезжают после какого-то из ручьёв. Напротив 5,7 км расположены остатки т. н. "Царского моста", из-за разрушения которого дорога непопулярна и остаётся в хорошем состоянии. Обход производится, начиная со съезда на 5,5 км на "полочку", где расположено костровище и самодельные лавки (фото 12), — идеальное место для ночёвки! По "полочке" спускается тропа (фото 13) к месту слияния ручьёв, на одном из которых небольшой водопадик (удобно набирать воду и мыться). Оттуда тропа круто поднимается к продолжению дороги; на первом этапе уклон такой, что велосипеды заталкивали по двое (фото 14).
С 6,1 км отходит короткая дорога на перевал Маски, но её состояние нами не проверялось.
На 6,6 км дорога выходит на перевал Ворон, откуда на ЮВ уходит её одна грунтовка, перерытая в начале (фото 16). Почти везде она разбита, достаточно много луж (фото 17,18). На 7,8 км дорога достигает перевала Маски (фото 19), около которого есть костровище, а чуть ниже на север расположен родник.
Спуск с перевала серпантинный, грунтовый в тех местах, где дорога проходит под деревьями, и каменистый на открытых участках. Грунтовые участки чаще разбитые, с промоинами (фото 25, 27), но на пологих промежутках в хорошем состоянии (фото 22). Каменистые участки примерно поровну с ровной поверхностью (фото 21) и с выходами породы (фото 20, 23, 24), но при этом значительных "ступенек" не встречается, и применения каких-либо специальных техник управления велосипедом не требуется. На 8,2 км хорошая видовая точка, а у 8,8 км расположена седловина хребта, разделяющего долины р. Ай-Серез и р. Ворон, откуда можно подняться на г. Халасыс-Оба за прекрасным видом.
Примерно с 11,7 км дорога идёт по долине р. Ай-Серез, а на 13,1 км первый раз пересекает её, с глубиной брода не более 10 см (фото 26). На 13,9 км ручей разливается на дорогу на протяжении примерно 200 м (фото 28), после чего уходит вбок, а дорога проходит через теснину и выходит на пологую долину. Здесь на 14,2 км располагается обустроенный родник, называемый на крымско-татарском Darlık Keşmesi (Дарлык Кешмеси), а ныне освещённый как "Фонтан Преподобного Сергия Радонежского" (фото 29, изначальный вывод воды в правом верхнем углу). Место популярное, при нас около него на пикнике располагалось большое семейство, в "ванночках" родника плескались дети.
Далее дорога почти везде каменистая в хорошем состоянии (фото 32). На 14,7 опять пересекает ручей (фото 30). Вскоре после начала села Междуречье отрезок дороги примерно в 500 м проложен по руслу реки, местами есть дублирующая дорога сбоку и выше (фото 31). После ещё двух пересечений ручья Ай-Серез, в которых количество воды, текущей над камнями, уже значительно меньше (фото 32, 33), с 16,1 км на дороге появляется асфальт, почти везде хороший, кроме пары коротких участков (фото 34). Спуск по долине продолжается более плавно, но перед самым выходом на трассу а/д 35К-005 происходит небольшой подъём.
Подъём на перевал Ворон производился многократно и описан в ПП: http://velotrex.ru/trackview.php?file=4236 . Подъём/спуск с перевала Маски отсутствует в утверждённых ПП, но кратко описан в отчётах Поляковой И. В. ( http://www.kramar.ru/otchets/Krym2012.pdf ) и Романова Д. А. ( http://tlib.ru/doc.aspx?id=35772&page=36 ).
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 6150 | Асфальт/бетон, дорога в хорошем состоянии, сухая | 0.80 | фото 1, 34 |
2 | 350 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | фото 2 |
3 | 6480 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 3,5,6,8,17,18,25,27 |
4 | 700 | Грунт, тропа хорошего качества, сухая | 1.90 | фото 7,13,14 |
5 | 2970 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.40 | фото 9,11,15,22 |
6 | 1600 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 20,23,24 |
7 | 3140 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | фото 21,32 |
8 | 500 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 3.30 | фото 28,31 |
kramar Фефелов Александр Викторович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
5 февраля 2023 года в 20:27 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
sswoman Чернецова Светлана Юрьевна Статус: модератор Полномочия: 3 к.с. МКК: ФСТ-ОТМ (Москва) |
5 февраля 2023 года в 20:10 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
5 февраля 2023 года в 18:37 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
yelisey Самойлов Юрий Статус: пользователь |
5 февраля 2023 года в 14:13 |
Дорога х/к нефотогенична, чего её снимать ;) Вроде нашёл какую-то фотографию, заменил. | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
5 февраля 2023 года в 10:20 |
на фото 22 камень разбитый... я не спорю, что там есть камень х/к, но нужно подыскать более правдоподобное фото. | |
yelisey Самойлов Юрий Статус: пользователь |
5 февраля 2023 года в 06:39 |
Прошу утвердить ПП. |