Сведения о препятствии |
![]() |
Параметры препятствия |
Состояние трека: | очищен |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
Количество точек: | ... |
Усреднённый интервал: | ... |
Общее ходовое время: | ... |
Чистое ходовое время: | ... |
Общая скорость движения: | ... |
Средняя ходовая скорость: | ... |
Трек ПП траверсирует склоны хребта Хархира Ула через: перевал Нуурын Хойт хутэл — ущелье реки Иргийн гол — вблизи перевала Улан-Сайн-Даба. Ранее данное препятствие велотуристами не проходилось.
Условно в треке ПП можно выделить 3 части: южную, северную и соединяющую их среднюю часть ПП. И если южная и северная части доступны автотранспорту высокой проходимости, и дороги, проходящие по ним, в основном предназначены для доставки к высокогорным пастбищам юрт чабанов и подобного скарба перед летним сезоном, то почти вся средняя часть это бездорожье и используется для выпаса скота и перегона его с одного пастбища на другое.
Трек начинается с южной части (длина около 53 км), дорога идет от от центра сомона, поселка Ховд, расположенного на берегу одноименной реки Ховд гол и заканчивается в особо охраняемой природной зоне «водопад Гожур». Дорожное покрытие в основном песчаное, рыхлый песок (Фото 1, 3, 4), характерный для берегов Ховд гол, чередуется с разбитым (Фото 5, 7,10) в соотношении 50/50 %. На 10-м километре от начала ПП трек пересекает широкая долина реки Шивер гол, буквально усеянная камнями, принесенными с гор в период снеготаяния (Фото 2). Непосредственно над рекой построен капитальный бетонный мост. Сразу за долиной реки начинается неспешный подъем к перевалу Нуурын Хойт хутэл, что в сочетании с рыхлым песком отнимает много сил. Рыхлый песок продолжается и после перевала — до горько-соленого озера Шадзгай нуур, и только после озера покрытие несколько улучшается до разбитой песчаной гребенки. Само озеро мелкое, с заболоченными берегами и полчищами кровососущих насекомых, здесь лагерь ставить не рекомендуется. Зато уже через пару километров, на берегу питающей озеро реки Харгайн гол (Фото 6), есть хорошие места для ночевки. На 42-м километре трека развилка. Направо, вдоль реки, дорога уходит к многочисленным юртам, обозначенным на топокарте как «Бригада Ховд», а трек по резко ухудшившейся каменистой дороге (Фото 8,9) круто поднимается на безымянный перевал и затем сваливается к реке Гоожур гол. Перед рекой — граница особо охраняемой природной зоны (Фото 11), здесь оборудована автомобильная стоянка, ограниченная ровными рядами камней, установлены несколько юрт для туристов, и ходит охранник в униформе с револьвером на поясе — собирает деньги за въезд. Сам водопад — за рекой, отсюда в паре километров справа от трека.
После брода реки начинается средняя часть ПП (длиной 22 км). Крутой каменистый подъем (Фото 12) выводит трек на широкую полку ущелья реки. Слева в 3-х километрах и на 170 метров ниже полки видна лента реки Шивэр гол, трек уже пересекал ее ниже по течению. Через 3,5 км каменистого бездорожья (Фото 13, 14), по которому рассыпаны камни разного размера и попадаются вытоптанные скотиной участки, трек подходит к началу локального препятствия (Фото15, 16) - скотопрогонной тропе. До сих пор везде можно было ехать в седле, здесь приходится спешиваться — узкая тропа резко спускается к реке Харгайтын гол, теряя по высоте больше 100 метров. На тропе множество технических препятствий как отдельных камней так и коротких каменных завалов. Река, к которой приводит тропа, берет начало от ледника на вершине горы Хархира, вода в ней чистая, холодная, течение стремительное. Над рекой перекинут мост (Фото 17), и перед ним неплохая ровная площадка для установки палаток, вплотную к площадке подходит лесной массив лиственницы. От моста крутой взлет среди камней — ЛП и трек снова выходит на полку ущелья реки, теперь уже Иргийн гол . И снова можно ехать в седле по следам прошедшего здесь когда-то стада. Трек, по бездорожью - каменному покрытию с ТП (Фото 18-20), периодически пересекая овражки, образованные теперь пересохшими боковыми притоками Иргийн гол, плавно набирает высоту к северной своей части.
Северная часть ПП (длина 52 км) начинается при въезде на крупное высокогорное заболоченное плато. Каменное покрытие сменяется на грунтовое, вокруг множество рек, речушек, озер, много травы и соответственно пастбищ. Пасутся здесь и овцы, и козы, и сарлыки, и лошади. Здесь же немало юрт, монголы как водится, живут здесь семьями все лето. С этого плато берет начало река Иргийн гол, вдоль ущелья которой и проходит немалая часть трека ПП. Перебродив реку Иргийн голын салаа (Фото 21), трек выходит на разбитую грунтовку (Фото 22) и вдоль озер Олон-Нур направляется к выходу с плато - грунтовое покрытие от разбитого до осложненного множеством ТП (Фото 23-24). После длинного восьмикилометрового спуска (Фото 25-26) дорога выходит из ущелья пересыхающей реки Улан-Сайр в полупустыню, покрытие меняется на разбитое песчаное (Фото 27), появляется гребенка. Заканчивается ПП широким сухим руслом реки Яматын гол (Фото 28).
Протяженное препятствие географически находится в следующих зонах: 59,2 км - среднегорье; 41,8 км — от уровня леса до снеговой линии; 26,0 — высокогорье. Г = (59,2*1,1+41,8*1,2+26,0*1,3)/127 = 1,17.
ПП на всем протяжении, исключая ЛП «ущелье реки Харгайтын гол», преодолевается в седле.
Трафик почти полностью отсутствует, кроме движения редких мотоциклистов. Автомобили здесь появляются совсем редко, видимо, в начале сезона выезда чабанов на высокогорные пастбища и при окончании его, для перевозки разобранных юрт.
385 Кбайт
![]() |
|
383 Кбайт
![]() |
|
360 Кбайт
![]() |
|
291 Кбайт
![]() |
|
262 Кбайт
![]() |
|
306 Кбайт
|
|
421 Кбайт
![]() |
|
506 Кбайт
|
|
734 Кбайт
![]() |
|
302 Кбайт
![]() |
|
279 Кбайт
![]() |
|
347 Кбайт
![]() |
|
274 Кбайт
![]() |
|
694 Кбайт
![]() |
|
410 Кбайт
![]() |
|
462 Кбайт
![]() |
|
776 Кбайт
|
|
683 Кбайт
![]() |
|
658 Кбайт
|
|
723 Кбайт
|
|
432 Кбайт
![]() |
|
253 Кбайт
![]() |
|
752 Кбайт
![]() |
|
842 Кбайт
![]() |
|
221 Кбайт
![]() |
|
249 Кбайт
![]() |
|
400 Кбайт
![]() |
|
746 Кбайт
![]() |
|
№ | Длина участка, м | Вид покрытия | Кпк | Примечание |
1 | 22650 | Песок, дорога рыхлая, сухая | 3.50 | Фото 1, 3, 4 |
2 | 34570 | Песок, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 5, 7, 10, 27 |
3 | 27330 | Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 9, 12-14, 18-20, 28 |
4 | 4370 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 2, 8 |
5 | 19300 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 23-26 |
6 | 17420 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 22 |
7 | 1368 | ЛП | - | Фото 15, 16 |
bogolub Боголюбов Дмитрий Петрович Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
17 октября 2023 года в 19:46 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
saemel Емельянов Сергей Алексеевич Статус: модератор Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ-ОТМ (Москва) |
5 октября 2023 года в 16:40 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
2 октября 2023 года в 11:13 |
#УВЕДОМЛЕНИЕ#_Добавлена согласующая подпись с рекомендацией для включения в каталог классифицированных ПП | |
ali Шмаренков Андрей Статус: пользователь |
1 октября 2023 года в 10:24 |
Поправил фото 8 | |
dymba Романов Дмитрий Анатольевич Статус: - Полномочия: 6 к.с. МКК: ЦМКК, ФСТ МО (Московская область) |
1 октября 2023 года в 09:17 |
фото 8 не очень удачное... крутого подъема не видно - либо перенесите в камень разбитый, либо вообще удалите... других замечаний нет. |