Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Раскладка по питанию и график закупок


6.5 Состав медицинской аптечки


6.6 Перечень финансовых затрат


7. Итоги, выводы, рекомендации


7.1 Выводы и рекомендации штурмана


7.2 Выводы и рекомендации снаряженца


7.3 Выводы и рекомендации механика


7.4 Выводы и рекомендации завхоза


7.5 Выводы и рекомендации медика


7.6 Выводы и рекомендации финансиста


7.7 Выводы и рекомендации культорга


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Дагестан, категория сложности: 3, руководитель: Ананьина Е., маршрутная книжка: 1/5-308

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

РОО МКВ

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ-ОТМ (Москва).
Номер маршрутной книжки: 1/5-308

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 15.09.2023 по 23.09.2023.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: РФ
Район: Дагестан
Часовой пояс по стандарту UTC: 3   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

Махачкала - Шамхал - Тюбе - Экибулак - Акайтала - Дубки - Чиркей - Гимры - Шамилькала - Карадах - Мурада - Салта - Кегер - Коммуна - Шангода - Кумух - Шовкра - Цовкра-2 - Кули - Чираг - Рича - Курах - Касумкент - Захит - Новый Аул - Оружба - Белиджи - Моллакент - Дербент

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 9 дн.
Протяжённость маршрута: 525.5 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
285.383.7149.26.8000


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1.  Фактический трек525фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. перевал 2273 м (№7562)3Асфальт/бетон, грунт, глина/чернозём
L = 24.9 км, Hmax = 2278 м, НВ = 770 м, СВ = 489 м
фактическийсогласованопринадлежит
2. перевал Дарада-Мурадинский (№7576)2Асфальт/бетон, камень
L = 20.3 км, Hmax = 1433 м, НВ = 735 м, СВ = 572 м
фактическийсогласованопринадлежит
3. перевал Арчалавар (№7577)3Гравий/щебень, камень, грунт
L = 26.8 км, Hmax = 2014 м, НВ = 844 м, СВ = 619 м
фактическийсогласованопринадлежит
4. перевал Гимринского хребта (№7586)2Асфальт/бетон
L = 48.5 км, Hmax = 1118 м, НВ = 904 м, СВ = 514 м
фактическийсогласованопринадлежит
5. перевал 2430 (№7515)2Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт
L = 80.3 км, Hmax = 2408 м, НВ = 711 м, СВ = 2169
фактическийсогласованопринадлежит
6. траверс Кегерского плато (№7514)3Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт
L = 36.6 км, Hmax = 1499 м, НВ = 1182 м, СВ = 767
фактическийсогласованопринадлежит
7. перевал Чирагский (№7605)3Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт
L = 42.4 км, Hmax = 2578 м, НВ = 802 м, СВ = 716 м
фактическийсогласованопринадлежит
8. траверс хребта Каратюбе (№7616)2Асфальт/бетон, камень, грунт, песок
L = 37.5 км, Hmax = 554 м, НВ = 628 м, СВ = 318 м
фактическийсогласованопринадлежит
9. траверс хребта Надыр-Бек (№7617)3Асфальт/бетон, камень, грунт
L = 25.5 км, Hmax = 932 м, НВ = 840 м, СВ = 799 м
фактическийсогласованопринадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Ананьина Евгения Юрьевна 23.12.1985 ж кмс *********** ****** 2Р, 6У Руководитель, фотограф
2 Стрункин Михаил Александрович 26.05.1990 м б/р *********** ********* Штурман, хронометрист
3 Подольская Татьяна Викторовна 23.03.1976 ж б/р *********** ****** Медик, культорг
4 Абрахманов Артем Андреевич 07.10.1992 м 3 разряд *********** ****** Механик
5 Осипова Светлана Алексеевна 28.01.1988 ж кмс *********** ****** Завхоз, финансист
6 Соболев Александр Викторович 11.08.1986 м б/р *********** ****** Снаряженец


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    1.10.1. Схема заявленного маршрута
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1690789362_64c765f259351.png
    
     1.10.2. Схема пройденного маршрута
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1697541103_652e6befc0e86.png
    
     1.10.3. Высотный профиль маршрута
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1699357040_654a2170643ef.png
    
     1.10.4. Полис спортивной медицинской страховки группы
     http://velotrex.ru/attachments/1692721832_64e4e2a891cc4.pdf
     http://velotrex.ru/attachments/1692780801_64e5c9011fd9d.pdf
    
     1.10.5. Регистрация в МЧС
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1690553926_64c3ce4618398.png
    
     1.10.6. Ссылка на художественный альбом
     https://drive.google.com/drive/folders/11sb8ACvF7c5XvR_aR7dPBQqkHCqQihN3?usp=sharing



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 3
Заявленные сроки: c 15.09.2023 по 24.09.2023
Заявленная продолжительность: 10 дн.
Заявленная нитка маршрута: Махачкала - Дубки - Эрпели - Карадах - Гуниб - Кумух - Кули - Курах - Тураг - Хучни - Рубас - Дербент

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]


Дагестан — республика в составе Российской Федерации, расположенная на Северном Кавказе. Отличается уникальной этнической и культурной диверсификацией — на его территории проживает более 30 национальностей, каждая из которых имеет свой язык и культурные традиции. Регион славится живописными горными пейзажами, древними архитектурными памятниками и богатой историей. Основными отраслями экономики являются сельское хозяйство, нефтедобыча и туризм.

Природные особенности Дагестана включают:
Горы: Дагестан расположен на Северном Кавказе, и здесь находятся многие горные вершины. Эти горы формируют красивые и живописные пейзажи.
Леса: В горах Дагестана растут разнообразные леса, в которых обитает множество редких животных и растений.
Реки: На территории региона протекают многие реки, включая Сулак, Ахтю, Чиркей и другие. Они служат важными источниками воды для местного населения.
Каспийское море: Восточная часть Дагестана омывается водами Каспийского моря, что делает его популярным местом для отдыха.
Пещеры: В Дагестане есть много пещер, многие из которых являются объектами исследований и туризма.
Уникальные экосистемы: Благодаря разнообразию ландшафтов в Дагестане сосуществуют разные экосистемы — от пустынь до субалпийских лугов.
Заповедники и национальные парки: В Дагестане находится несколько заповедных территорий, в том числе Государственный природный заповедник Сулакский каньон, который является одним из самых глубоких каньонов в мире.

Характеристики в сфере хозяйства и экономики:
Сельское хозяйство: Дагестан является одним из ведущих регионов России по производству сельскохозяйственной продукции. Основные культуры: зерновые, овощи, виноград, фрукты и т. д. Также развито скотоводство.
Рыболовство: Благодаря расположению у Каспийского моря, Дагестан имеет довольно развитую рыболовную индустрию, особенно рыболовство осетра.
Нефть и газ: В регионе имеются запасы нефти и газа, которые используются для добычи и переработки.
Ремесла: Дагестан известен своими традиционными ремеслами, включая производство ковров, ювелирных изделий и национальной одежды.
Туризм: Благодаря уникальным природным и культурным памятникам, туризм становится все более важной частью экономики региона. Сулакский каньон, горные пейзажи, исторические места привлекают туристов из разных стран.
Транспорт: Расположение региона у Каспийского моря обеспечивает возможности для морского транспорта, а горные пейзажи делают важной автомобильную и железнодорожную инфраструктуру.
Промышленность: В Дагестане развиты пищевая, текстильная, химическая и машиностроительная промышленность.
Тем не менее, несмотря на эти ресурсы и возможности, Дагестан сталкивается с рядом экономических проблем, включая высокий уровень безработицы и недостаточное инфраструктурное развитие в некоторых районах.

Культурно-социальные особенности Дагестана:
Этническое разнообразие: В Дагестане проживает более 30 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык, традиции и культуру. Крупнейшие народы — аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и другие.
Языки: Благодаря этническому разнообразию в регионе говорят на множестве языков. Русский язык служит основным средством общения между разными этническими группами.
Религия: Большинство населения Дагестана исповедует ислам, который играет важную роль в культурной и социальной жизни региона.
Традиции и обычаи: В связи с этническим разнообразием, в Дагестане существует множество национальных праздников, обычаев и традиций. Например, гостеприимство считается одной из ключевых черт дагестанской культуры.
Искусство и ремесла: Дагестан известен своими традиционными ремеслами, такими как ковроткачество, резьба по дереву, изготовление национальной одежды и ювелирные изделия.
Музыка и танцы: Традиционная музыка и танцы играют важную роль в культурной жизни региона. Лезгинка — один из самых известных и популярных национальных танцев.
Образование: Дагестанцы традиционно уделяют большое внимание образованию, и регион имеет несколько высших учебных заведений, в том числе Дагестанский государственный университет.
Семейные ценности: Семья играет центральную роль в жизни большинства дагестанцев, а семейные связи и уважение к старшим поколениям считаются основополагающими.

При посещении региона важно учитывать ряд специфических моментов:
Соблюдение норм религии: Большинство дагестанцев — мусульмане, поэтому желательно уважать исламские нормы и традиции. Например, во время посещения мечетей женщинам следует надевать платок на голову, а мужчинам — избегать шорт. Употребление алкоголя запрещено на улице и в любых публичных местах, продажа - строго регламентирована (разрешена только в специализированных магазинах в крупных городах с 10 до 20).
Одежда: Желательно избегать откровенной одежды. Женщинам рекомендуется носить закрытую одежду, особенно в местах, где преобладает консервативное население.
Фотографирование: Не все местные жители одобряют фотографирование без предварительного разрешения, особенно в небольших населенных пунктах. Всегда спрашивайте разрешение перед тем, как фотографировать людей.
Язык: Хотя многие дагестанцы говорят на русском, знание нескольких основных фраз на местном языке может быть полезным и будет воспринято как знак уважения.
Безопасность: Как и в любом другом регионе, следует соблюдать общие меры безопасности, особенно ночью. Также стоит избегать участия в политических дискуссиях.
Локальные традиции и обычаи: Гостеприимство является ключевой чертой культуры Дагестана. Если вас пригласили в дом, это большая честь. В подобных случаях принято приносить с собой небольшой подарок в знак благодарности.


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]


1. Сулакский каньон. Один из самых глубоких каньонов в мире и самый глубочайший в Европе, протяженностью 53 км.
Произвел на группу потрясающее впечатление. Вид, открывшийся с обзорной площадки, расположенной за пгт. Дубки, завораживает. Не удалось совершить речную прогулку по каньону, так как спуск к реке на предусмотрен на маршруте.
2. Сарыкумские барханы. Уникальный природный памятник Дагестана, который официально признан геологами вторым по величине в мире. Представляет из себя кусочек азиатской пустыни в центре Дагестанских гор.
Бархан в рамках похода, к сожалению, не удалось посетить. Стоимость входа 200 рублей.
3. Карадахская теснина. Еще один уникальный природный памятник Дагестана. Теснина от 2 до 5 м в ширину и в 150 м в высоту! Проехали мимо входа. Не удалось посетить, так как сразу за тесниной начинается сложный перевал.
4. Салтинска теснина. Теснина относится к Гунибскому району Дагестана. Ширина теснины достигает 30 — 40 м, на территории теснины расположен одноименный водопад. Водопад на территории теснины образует река Багдакули (Салтинка). Водопад прорывается сверху через отверстие в сплошной скале. Очень понравился группе. На входе можно взять в аренду высокие резиновые сапоги, так как часть пути идешь по воде.
5. Гуниб - село с богатой историей. Именно здесь была завершена Кавказская война и с почестями пленен предводитель горцев имам Шамиль. Не удалось посетить. На осмотр планируют 5 часов.
6. Чохские террасы. Террасы интересны уникальным видом, напоминающим каскадные альпийские луга. Время на посещение 15 минут.
7. Заброшенный аул Гамсутль. Быть может, самое известное из достопримечательностей Дагестана, которое группа проехала мимо в этом походе. Аул с почти двухтысячелетней историей, с 2013 года необитаем. Пользуется бешеной популярностью у туристов. На осмотр необходимо планировать около 3-4 часов; стоит учесть пеший подъем в 700 м по хорошей грунтовой дороге.
8. Экраноплан Лунь. Шедевр позднего советского инженерного гения, единственный образец экраноплана. Расположен недалеко от Дербента, рядом с селом Первомайское. Доступен к посещению, без платы. В скоро времени вокруг экраноплана будет возведен парк «Патриот», а сам «Лунь» воздвигнут на специальную площадку.
9. Дербент и крепость Нарьян-Кала. Дербент – древнейший город России. Цитадель, через которую проходил шелковый путь. Арена битв в средние века. Сохранившаяся крепость Нарьян-Кала - уникальное место, которое обязательно к посещению. Входной билет стоит 200 рублей. На осмотр надо заложить около 1.5 ч.

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]


Заброска
1) самолетом Москва - Махачкала (Уйташ) а/к S7, Россия, Победа - выбрали 5 участников.
2) поездом Москва-Махачкала №085 - выбрал 1 участник. Велосипеды ехали в багажном купе.
От аэропорта до Махачкалы участники добирались на велосипедах (20км) или на такси.

Выброска
Выброска была на электричке Дербент-Манас (10:00 и 13:20), так как в Уйташе (Аэропорт) остановливаются только 2 электрички, которые не подходили по времени. Из Манаса 17км до аэропорта на велосипеде.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]


Аварийные выходы с маршрута возможны в любом достаточно крупном населенном пункте. Маршрут в большинстве мест проходит по дорогам общего пользования, где возможно движение автомобилей.

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]


1. Спортивно-тренировочная:
- прохождение маршрута 3КС выпускниками школы БУ (для всех участников это первая 3КС)
- тренировка техники и тактики прохождения маршрута 3КС перед поступлением в школу СУ
- получение опыта участия и руководства 3КС для дальнейшего участия в походах 4КС в том числе в УТП СУ
- участие в соревнованиях

2. Познавательная:
- ознакомление с природными и культурно-социальными особенностями района похода

3.2 Краткое описание маршрута [↑]


Маршрут представляет собой последовательную связку протяженных препятсвий 2 и 3 КТ:
- Начало маршрута можно назвать "вкаткой" - на нем один за одним идут три препятствия 2КТ различного характера (два траверса и перевал).
- Затем следует интенсивная и сложная часть маршрута - пять препятствий 3КТ (траверс и четыре перевала).
- Окончание маршрута - длинный спуск от гор к морю, значительно менее сложный в физическом плане, но требующий хороших технических навыков управления велосипедом на затяжных скоростных спусках.

3.3 Новизна [↑]


Регион достаточно изучен и популярен сейчас для велопоходов и путешествий. На Velotrex есть несколько отчетов по региону различной категории сложности с уже утвержденными протяженными препятствиями. Для всех участников поход представлял новизну и с точки зрения региона, и с точки зрения категории сложности.

3.4 Стратегия и тактика [↑]


При подготовке к походу были изучены отчеты и описания походов по данному региону, собрана полезная информация, составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда.

При подготовке пользовались материалами следующих отчетов:
http://velotrex.ru/report.php?id=249
http://velotrex.ru/report.php?id=181
http://velotrex.ru/report.php?id=254

Кроме того, пользовались открытыми источниками, например, описанием и ниткой маршрута гонки DMR (Dagestan Mountain Race):
https://dzen.ru/a/ZIMZZv0G8l78QLe2
https://nakarte.me/#m=10/42.61729/46.94046&l=O&nktl=GGIRoC3fC3Vhursk74W-Zw

В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов. Были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.

Стратегически маршрут был построен так:

1) Начало маршрута можно назвать "вкаткой" - на нем один за одним идут три препятствия 2КТ различного характера (два траверса и перевал).

2) Затем следует интенсивная и сложная часть маршрута - пять препятствий 3КТ (траверс и четыре перевала).

3) В конце маршрута были запланированы относительно простые ПП 1-2 КТ и был заложен запасной день с маленьким километражем на случай отставания от графика или для отдыха. В итоге, этот план оправдался - не определяющие ПП мы объехали, и запасной день понадобился, чтобы скомпенсировать отставание от графика.

Тактика прохождения маршрута:

Режим дня:
- ранний подъем в 5 утра
- общий подъем группы - пока дежурные готовят завтрак, остальные собирают лагерь и вещи, готовят велосипеды
- отсутствие горячего обеда для экономии времени
- раннее вставание на ночевку - темнеет очень рано и быстро, уже в 18:00 нужно найти место для ночевки, в 18:30 уже полностью темно

Режим движения:
- темп движения и отдыха был выбран более интенсивный, чем обычно - 1ч едем и 10 мин отдыхаем
- в перевалы каждый в группе двигался в своем удобном темпе (кто-то из участников в среднем поднимался на перевалы без остановок в течение 1,5-2ч, кто-то преодолевал ПП в более спокойном ритме - за 2,5-3ч), но группа обязательно собиралась на перевале
- все спуски с перевалов группа начинала в полном составе
- обязательное соблюдение ПДД, движение по загруженным автомобильным дорогам было в группе одной колонной (на участках Махачкала - Шамхал и Моллакент - Дербент)

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]


Изменения плана маршрута в первую очередь касались мест ночевок. Группа двигалась по маршруту с отставанием в среднем на 15-20км от запланированного графика. В первый же день мы потеряли много ходового времени на многочисленные проколы из-за колючек. На третий день было отложено время старта из-за сильнейшего ливня с утра. Это отставание сохранялось до конца, но не было критичным, так как было заложено запасное время на 9 день.

Нитка маршрута была изменена дважды:

1. Участок Чиркей - Верхнее Ишкатры - Эперли был заменен на объезд по Буйнакскому шоссе и второстепенным дорогам от Чиркея до Гимринского тоннеля. Такое решение было принято в связи с погодными условиями и состоянием покрытия на запланированном участке маршрута. Движение по размокшей глине превратило бы ПП 3КТ (траверс Гимринского плато) в 4КТ как минимум, а скорее всего сделало бы этот участок в принципе не проходимым на велосипеде. Кроме того, группе в МКК было запрещено повышать КТ препятствий.

2. Участок Касумкент - Хучни - Рубас был заменен на Касумкент - Оружба - Моллакент. Это решение было принято, потому что группа уже прошла все необходимые определяющие ПП маршрута - запланированные ПП на этом участке не сказались бы ни на сложности, ни на интенсивности маршрута. Кроме того, была накоплена усталость после интенсивных и сложных участков, и группе нужен был отдых.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]


Случаев заболеваний на маршруте не было. Аптечка не пригодилась.

3.7 Изменение состава участников [↑]


Не было. Все заявленные на маршрут участники прошли поход.

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]


Не использовалось. Автомобильная проброска через Гимринский тоннель была заложена в план маршрута как запасной вариант.

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 15.09.2023 Махачкала - Акайтала 65 вело Махачкала - Шамхал - Тюбе - Экибулак 51.5 вело
2 16.09.2023 Акайтала - Дубки - Эрпели 56 вело Экибулак - Акайтала - Дубки - Чиркей 50.2 вело
3 17.09.2023 Эрпели - Карадах 71 вело Эрпели - Карадах 66 66 - вело, 5 - авто (Гимринский тоннель) Чиркей - Гимры - Шамилькала 64.8 вело/авто(4)
4 18.09.2023 Карадах - Гуниб 41 вело Шамилькала - Карадах - Мурада - Салта 61.1 вело
5 19.09.2023 Гуниб - Кумух - Кули 72 вело Салта - Кегер - Коммуна - Шангода 48.5 вело
6 20.09.2023 Кули - Курах 88 вело Шангода - Кумух - Шовкра - Цовкра-2 - Кули 52 вело
7 21.09.2023 Курах - Касумкент - Тураг 72 вело Кули - Чираг - Рича - Усуг 54.4 вело
8 22.09.2023 Тураг - Хучни - Рубас 57 вело Усуг - Курах - Касумкент - Оружба - Моллакент 122 вело
9 23.09.2023 Рубас - Дербент 20 вело Моллакент - Дербент 21 вело
Заявленная протяжённость: 542 км
Фактическая протяжённость: 525.5 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
15.09.2023 - день 1
112:01:3700Начало ходового дня. Начинаем маршрут от вокзала Махачкалы.
фото 1
фото 2
дорога высокого качестваЯсно. Безветренно. +25
212:28:567.67.6Остановка на ремонт. У Тани сломалась педаль - поставили запасную.
312:34:517.67.6Продолжили движение по маршруту.
фото 3
413:01:3516.816.8Остановка на отдых.
513:10:1416.916.9Продолжили движение по маршруту.
фото 4
613:26:4222.322.3Начало препятствия траверс хребта Каратюбе (2 к.т.)ПП7616
713:40:0026.626.6Смена покрытия на укатанный песок. Движемся к Сарыкумскому бархану.
фото 5
фото 6
дорога хорошего качества
813:59:3330.630.6Остановка у Сарыкумского бархана. На экскурсию не пошли - мало времени. Осмотрели со стороны.
фото 7
фото 8
914:20:1430.730.7Продолжили движение по маршруту.
фото 9
фото 10
фото 11
Ясно. Безветренно. +28
1014:45:0032.932.9Смена покрытия - разбитая каменная дорога.
фото 12
фото 13
фото 14
фото 15
дорога среднего качества
1115:32:2342.342.3Остановка на обеденный перекус. Местность без деревьев, укрыться от жары негде, но удалось найти тень под мостом.
фото 16
фото 17
фото 18
1216:01:3742.342.3Продолжили движение по маршруту.
1316:12:1044.344.3Не успели отъехать от места обеда, как обнаружили 4 прокола - на обочине живут очень злые колючки. Съезжать с дороги крайне не советуем. Меняем камеры.
фото 19
фото 20
1416:57:4844.344.3Продолжили движение по маршруту.
1517:14:034848Остановка в селе Экибулак. Набираем питьевую воду из источника в центре села. Заодно обнаруживаем еще один прокол от колючки, чинимся.
1617:40:034848Продолжили движение по маршруту.
фото 21
1718:08:2451.551.5Конец ходового дня. Встаем на ночевку за селом Экибулак за небольшим пригорком. Местность пустынная, без деревьев. Кругом колючки.
Координаты точки: N43.049962, E47.036044
Высота точки: 314 м

Пройдено за день: 51.5 км
НВ: 474 м, СВ: 140 м
ОХВ: 6 ч. 6 мин. 47 сек.
ЧХВ: 3 ч. 20 мин. 14 сек.
фото 22
фото 23
фото 24
Ясно. Безветренно. +18
16.09.2023 - день 2
1808:13:53051.5Начало ходового дняЯсно. Безветренно. +25
1908:15:400.251.7Только выехали на дорогу - обнаружили 2 прокола от колючек. Остановились на ремонт.
фото 1
2008:59:470.251.7Продолжили движение по маршруту.
фото 2
фото 3
фото 4
2109:44:268.560Остановка на отдых.
фото 5
2209:54:088.560Продолжили движение по маршруту.
фото 6
фото 7
фото 8
2309:54:368.560Конец препятствия траверс хребта КаратюбеПП7616
2409:55:058.660.1Начало препятствия траверс хребта Надыр-Бек (3 к.т.)ПП7617
2510:48:1613.665.1Остановка в селе Акайтала. Закупаемся в магазине и проводим ремонт проколов 2 колес у Артема и 2 колес у Тани.
фото 9
2612:11:0513.665.1Продолжили движение по маршруту.
фото10
фото 11
фото 12
Ясно. Безветренно. +30
2712:18:1014.265.7Смена покрытия на грунтовую дрогу хорошего качества.
фото 13
фото 14
фото 15
дорога хорошего качества
2813:38:352071.5Остановка на отдых.
фото 16
2914:00:092071.5Продолжили движение по маршруту.
фото 17
фото 18
3014:32:4324.576Смена покрытия на на гравийную дорогу хорошего качества.
фото 19
фото 20
фото 21
3114:51:3527.579Остановка на обед в селе Дубки у магазина. В Дубках несколько небольших магазинов. После обеда осматриваем Сулакский каньон со смотровой площадки.
3215:32:0127.679Продолжили движение.
фото 22
фото 23
3315:33:0027.779.1Смена покрытия на разбитую каменную дорогу.
фото 24
дорога среднего качества
3416:22:5031.182.6Смена покрытия на асфальт.
фото 25
дорога высокого качества
3516:33:0134.586Конец препятствия траверс хребта Надыр-БекПП7617
3616:39:2436.187.6Остановка. Источник воды у дороги.
фото 26
3716:43:3236.187.6Продолжили движение по маршруту.
фото 27
3817:11:0444.696Остановка в селе Чиркей - закупка в большом магазине. Село большое, много магазинов.
3917:23:0844.696.1Продолжили движение по маршруту.
4017:25:004596.5Смена покрытия на гравийную дорогу хорошего качества.
фото 28
фото 29
дорога хорошего качества
4117:48:0048.9100.4Поворачиваем из села на берег Сулакского водохранилища в поисках места для ночевки. Смена покрытия на сухую глину.
фото 30
4217:58:3250.2101.6Конец ходового дня. Встаем на ночевку на берегу Сулакского водохранилища. Место не самое классное - много мусора, вода в водохранилище не самая чистая, пить даже после кипячения нельзя. Но выбора нет - начинает темнеть, а полная темнота наступает очень быстро.
Координаты точки: N42.94781, E46.968744
Высота точки: 0 м

Пройдено за день: 50.2 км
НВ: 1227 м, СВ: 1541 м
ОХВ: 9 ч. 44 мин. 39 сек.
ЧХВ: 4 ч. 11 мин. 12 сек.
фото 31
Ясно. Безветренно. +18
17.09.2023 - день 3
4309:28:560101.6Начало ходового дня. Ночью начался дождь, а утром в момент подъема он перешел в сильный ливень. Решаем переждать. Из-за этого выходим на маршрут сильно позже запланированного времени. Сразу видим, что покрытие сильно размыло. Смотрим, сможем ли проехать. Покрытие - мокрая глина.
Фото 1
Фото 2
дорога низкого качестваПасмурно. Дождливые облака. +13
4409:39:201102.7Проехав немного от места ночевки, понимаем, что продолжать движение по запланированной дороге невозможно - мокрая глина моментально наматывается на колеса, превращая велосипеды в недвижимость. Принимаем решение объехать глиняный участок и направляемся обратно в село Чиркей. Велосипеды несем на себе.
Фото 3
Фото 4
4510:11:092.6104.3Остановка на плотине перед въездом в Чиркей. Моем велосипеды от глины. Ремонт цепи у Миши.
Фото 5
4610:52:422.7104.3Продолжили движение по объездному варианту через Буйнакское шоссе. Смена покрытия на мокрый асфальт. Фото 6дорога высокого качества
4710:57:483.4105.1Начало препятствия перевал Гимринского хребта (2 к.т.)ПП7586
4812:18:0223.8125.4Остановка на отдых.
4912:39:4223.8125.4Продолжили движение по маршруту.
5013:54:4433.9135.5Слева от дороги находится кафе и небольшой магазин. Закупились и остановились на обед.
Фото 7
5114:53:1633.9135.6Продолжили движение по маршруту.Дождь. +8
5215:17:3237.1138.8Подъехали к Гимринскому тоннелю. Перед КПП знак "Проезд на велосипеде запрещен". Охрана не пропускает, говорит, что везде камеры и им прилетит. Ловим тачку - достаточно быстро удается остановить пустую Газель. Водитель соглашается нас перевезти через тоннель. Тоннель действительно не самое комфортное место для велосипедов - обочин нет, свет очень условный, машин много.
Фото 8
5315:38:3541.6143.2Выехали из тоннеля. Дождь усиливается. Движение автомобилей плотное. Впереди крутой спуск по серпантину.
Фото 9
5415:46:4441.6143.3Продолжили движение по маршруту.
5516:01:2352.1153.7Конец препятствия перевал Гимринского хребтаПП7586
5616:51:4460.7162.3Проезжаем небольшой тоннель, проезд на велосипеде разрешен. Есть обочина и даже тротуар.
Фото 10
5717:03:1862.6164.2Остановка на отдых. Понимаем, что пора есть и спать - холодно, сыро и скоро будет темно. Впереди довольно крупная населенка Шамилькала. Решаем заехать там в магазин и искать ночевку.
5817:12:5262.6164.2Продолжили движение по маршруту.
5917:20:3064.1165.8Останавливаемся в Шамилькала около столовой, напротив магазин. Решаем поесть тут и закупиться на завтрак. Пока часть группы ужинает, Миша и Женя отправляются на поиски места для ночевки. Довольно быстро находим подходящее место в стороне от дороги и жилых домов, рядом с заброшенными зданиями. Решаем встать там, так как уже темнеет.
6017:33:2564.8166.4Конец ходового дня. Встали на ночевку - две палатки поставили на улице, одну внутри заброшенного здания, там сухо.
Фото 11
Фото 12
Координаты точки: N42.690391, E46.874163
Высота точки: 743 м

Пройдено за день: 64.8 км
НВ: 1392 м, СВ: 650 м
ОХВ: 8 ч. 4 мин. 29 сек.
ЧХВ: 4 ч. 6 мин. 1 сек.
Дождь. +7
18.09.2023 - день 4
6107:53:000166.4Начало ходового дня. Утром дождь закончился, небо почти чистое - ура!Ясно. Безветренно. +14
6208:57:1015.6182Остановка на отдых + фоткаемся.
Фото 1
6309:03:0715.6182Продолжили движение по маршруту.
6409:21:3320.1186.5Остановка на отдых.
6509:47:0020.1186.5Продолжили движение по маршруту.
6611:05:4635.6202.1Остановка в нп Карадах, быстро обедаем в кафе у поворота на перевал + прокол у Артема.
Фото 2
6712:04:2835.7202.1Продолжили движение по маршруту. Начало препятствия перевал Дарада-Мурадинский (2 к.т.)Ясно. Безветренно. +17ПП7576
6812:25:0036.7203.1Смена покрытия на камень.
Фото 3
Фото 4
дорога хорошего качества
6913:45:0046.8213.2Смена покрытия на разбитый камень.
Фото 5
дорога среднего качества
7014:03:4048.9215.3Перевал. Смена покрытия на камень хорошего качества.
Фото 6
дорога хорошего качества
7115:11:2148.9215.3Продолжили движение по маршруту.
7215:18:0651217.4Остановка в нп Мурада. Находим магазин, который сначала закрыт, но прохожие зовут продавщицу и она открывает нам магазин. Но там все равно практически ничего нет, кроме макарон и чипсов. Покупаем, что было. Набираем воды из источника там же. У Светы на спуске камеру намотало на колесо, ремонт.
Фото 7
Фото 8
7315:55:2051.1217.5Продолжили движение по маршруту. Смена покрытия на асфальт.
Фото 9
дорога высокого качества
7416:03:4356.5222.9Конец препятствия перевал Дарада-МурадинскийПП7576
7516:23:0557.8224.2Начало препятствия траверс Кегерского плато (3 к.т.)ПП7514
7616:46:1660.8227.2После проезда Гунибской ГЭС решаем, что пора искать стоянку. Спускаемся от дороги к реке Багдакули, проезжаем небольшой брод в седле. Там хорошая стоянка, есть дрова, вода в реке чистая, можно помыться. Встаем на ночевку.
Фото 10
Фото 11
Переправа н/к (0.5)
7716:51:5361227.4Конец ходового дня
Координаты точки: N42.419441, E47.020093
Высота точки: 871 м

Пройдено за день: 61 км
НВ: 1292 м, СВ: 1163 м
ОХВ: 8 ч. 58 мин. 53 сек.
ЧХВ: 4 ч. 13 мин. 42 сек.
Ясно. Безветренно. +11
19.09.2023 - день 5
7807:55:480227.4Начало ходового дняЯсно. Безветренно. +17
7908:30:005232.5Въезжаем в нп Салта. Смена покрытия на разбитый гравий.
Фото 1
дорога хорошего качества
8008:40:005.4232.9Остановка на осмотр Салтинской теснины и водопада. Быстро прошли, посмотрели, попили кофе в маленькой кафешке у входа.
Фото 2
8109:55:275.4232.9Продолжили движение по маршруту.
8209:59:006233.4Смена покрытия на разбитый камень.
Фото 3
Фото 4
Фото 5
дорога среднего качества
8311:28:0012.2239.6В нп Кегер небольшой участок асфальта.
Фото 6
дорога высокого качества
8411:48:0013.8241.3Смена покрытия на разбитый камень.
Фото 7
дорога среднего качества
8511:56:0016.8244.3Остановка на смотровой площадке - очень красивый вид на Гуниб и долину.
Фото 8
8612:17:1216.9244.3Продолжили движение по маршруту.
8712:26:4720.5247.9Остановка - собираемся группой после спуска.
8812:37:5420.5247.9Продолжили движение по маршруту. Смена покрытия на асфальт.
Фото 9
дорога высокого качества
8912:46:3422.4249.8Остановка в нп Коммуна на обед в кафе.
Фото 10
Ясно. Безветренно. +28
9013:44:3922.4249.9Продолжили движение по маршруту.
9114:45:5630.8258.2Остановка на отдых, смотрим на Чохские терассы.
Фото 11
9215:16:3330.8258.2Продолжили движение по маршруту.
9315:27:0034.7262.1Смена покрытия на гравий.
Фото 12
дорога хорошего качества
9415:34:0135.2262.6Конец препятствия траверс Кегерского платоПП7514
9515:34:1935.3262.7Начало препятствия перевал Арчалавар (3 к.т.)ПП7577
9615:48:1637.8265.2Смена покрытия на разбитый камень.
Фото 13
дорога среднего качества
9717:48:2848.4275.8Конец ходового дня. Не доехали до села с магазином, но у завхоза есть НЗ, поэтому сегодня не голодаем. Встаем на ночевку на берегу реки Цимтичай, слева от дороги. Место не очень удобное - не ровно, камни и высокая трава на спуске с дороги, но скоро будет темно, поэтому не капризничаем и находим места под палатки. Зато есть дрова, можно развести костер. Вечером холодно, понимаем, что ночь будет совсем холодная.
Фото 14
Координаты точки: N42.221066, E47.013827
Высота точки: 1547 м

Пройдено за день: 48.4 км
НВ: 1547 м, СВ: 871 м
ОХВ: 9 ч. 52 мин. 40 сек.
ЧХВ: 4 ч. 39 мин. 10 сек.
Ясно. Безветренно. +6
20.09.2023 - день 6
9807:46:040275.8Начало ходового дня. Ночью были заморозки, на палатках иней, костер развели даже утром, а то совсем грустно вставать. За ночь спустило 2 колеса, ремонтируемся и начинаем подъем на перевал.
Фото 1
Ясно. Безветренно. +13
9908:49:576281.8Поднялись на перевал Арчавалар. Остановка на отдых и собираемся группой.
Фото 2
Фото 3
10009:16:536281.8Продолжили движение по маршруту.
10109:42:3114.5290.3Конец препятствия перевал АрчалаварПП7577
10209:45:1714.6290.4Остановка после спуска с перевала. Собираемся группой.
10309:59:1514.6290.4Продолжили движение по маршруту.
10410:14:0016.1291.9Смена покрытия на асфальт.
Фото 4
дорога высокого качества
10510:28:0516.8292.6Остановка в нп Кумух - тут много магазинов, продается всё и даже пиво. Перекус и закупаемся.
10611:14:5016.8292.6Продолжили движение по маршруту.
10711:35:0020.5296.3Смена покрытия на разбитый гравий.
Фото 5
дорога хорошего качества
10811:39:1820.8296.6Остановка на ремонт - прокол у Артема.
10911:46:5820.8296.6Продолжили движение по маршруту.
11012:01:1221.2297Начало препятствия перевал 2273 м (3 к.т.)ПП7562
11112:04:3221.4297.3Остановка на ремонт - прокол колеса у Жени (словила стекло).
11212:18:0721.5297.3Продолжили движение по маршруту.
11312:28:0022.3298.2Смена покрытия на асфальт.
Фото 6
дорога высокого качества
11412:42:0025300.8Смена покрытия на разбитый гравий.
Фото 7
дорога хорошего качества
11513:34:5234.3310.1Остановка на отдых в тени от гаражей в населенке.
Фото 8
11613:52:0434.3310.1Продолжили движение по маршруту. Смена покрытия на разбитый грунт.
Фото 9
Фото 10
Фото 11
дорога среднего качества
11714:24:0037.5313.3Переправляемся через сломанный мост.
Фото 12
Фото 13
Ясно. Безветренно. +28Одиночное ЛП н/к (0.5)
11815:05:3340.5316.3Поднялись на перевал, отдыхаем.
Фото 14
11916:09:3740.5316.3Продолжили движение по маршруту.
12016:25:1146.4322.2Конец препятствия перевал 2273 мПП7562
12116:33:2847.7323.5Начало препятствия перевал Чирагский (3 к.т.)ПП7605
12216:48:3048.1323.9Въехали в нп Кули. Смена покрытия на асфальт.
Фото 15
дорога высокого качества
12317:28:5151.9327.7Конец ходового дня. Встали на ночевку между нп Кули и Хосрех, спустившись немного от дороги к реке Хунних, но дров там нет, место открытое и холодное.
Фото 16
Координаты точки: N42.003756, E47.260435
Высота точки: 1949 м

Пройдено за день: 51.9 км
НВ: 1593 м, СВ: 1191 м
ОХВ: 9 ч. 42 мин. 47 сек.
ЧХВ: 4 ч. 53 мин. 30 сек.
Ясно. Безветренно. +10
21.09.2023 - день 7
12407:31:480327.7Начало ходового дня.
12508:02:002.8330.6Смена покрытия на разбитый гравий, чередующийся с участками с разбитым камнем.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
дорога среднего качества
12609:50:3915342.7Поднялись на перевал Чирагский, отдыхаем.
Фото 4
12710:40:1815342.7Продолжили движение по маршруту.
Фото 5
12811:11:3024.3352Преодолеваем брод. Встретили двоих велотуристов из клуба 3х9, немного поболтали. Они едут в обратном направлении.
Фото 6
Фото 7
Ясно. Безветренно. +16Переправа н/к (0.5)
12912:41:1038.6366.4Конец препятствия перевал ЧирагскийПП7605
13012:41:3738.7366.5Начало препятствия перевал 2430 (2 к.т.)ПП7515
13113:01:5239.6367.3Остановка в магазине в нп Рича, там есть отдельно пекарня, обедаем.
13213:44:2039.6367.3Продолжили движение по маршруту.
13314:42:3844371.8Поднялись на перевал, отдыхаем, собираемся, едим.
Фото 8
13416:02:1544.1371.8Продолжили движение по маршруту.
13516:42:0346.1373.8Смена покрытия на мокрый камень. Дорога мокрая от обильных ручьев, не от дождя. Спуск не скучный.
Фото 9
Фото 10
Фото 11
дорога низкого качества
13617:05:0050.2377.9Смена покрытия на гравий.
Фото 12
дорога хорошего качества
13717:27:4454.4382.1Конец ходового дня.
Встаем на ночь при въезде в нп Усуг, рядом с родником. Дров не много, но можно насобирать на костер. Вода в речке ок, моем велики и моемся сами.
Фото 13
Координаты точки: N41.675509, E47.588102
Высота точки: 1776 м

Пройдено за день: 54.4 км
НВ: 1181 м, СВ: 1354 м
ОХВ: 9 ч. 55 мин. 56 сек.
ЧХВ: 4 ч. 43 мин. 12 сек.
Ясно. Безветренно. +9
22.09.2023 - день 8
13808:01:130382.1Начало ходового дня
фото 1
фото 2
фото 3
Ясно. Безветренно. +7
13909:22:1622.3404.4Остановка в нп Курах - много магазинов. Отдыхаем и едим.
14009:54:2822.3404.4Продолжили движение по маршруту.
фото 4
14110:00:0024.5406.6Смена покрытия на асфальт.
фото 5
дорога высокого качества
14211:32:3565.2447.4Конец препятствия перевал 2430ПП7515
14311:32:4365.3447.4Остановка на въезде в нп Касумкент, собираемся группой после спуска.
14412:19:3165.3447.5Продолжили движение по маршруту.
фото 6
14512:32:5068.6450.7Остановка на обед в кафе.
14613:35:1868.6450.8Продолжили движение по маршруту.
14714:07:5382.5464.6Остановка на отдых.Ясно. Безветренно. +22
14814:16:1582.5464.6Продолжили движение по маршруту.
14914:34:5588.5470.7Смена покрытия на грунт.
фото 7
фото 8
дорога хорошего качества
15014:58:0091.3473.4Смена покрытия на асфальт.дорога высокого качества
15115:40:00104.6486.7Смена покрытия на разбитый гравий.
фото 9
фото 10
фото 11
дорога среднего качества
15216:12:20115.5497.7Смена покрытия на разбитый грунт.
фото 12
фото 13
15316:25:00118.9501Смена покрытия на асфальт.
фото 14
дорога высокого качества
15416:35:36121.2503.4Остановка на осмотр экраноплана Лунь.
фото 15
15516:57:34121.3503.4Продолжили движение в кемпинг "Рубас".
фото 16
15617:02:27121.9504Конец ходового дня. Остановились на ночевку в кемпинге "Рубас", поставили палатки рядом с корпусами. Есть душ с горячей водой, есть столовая, но мы туда не ходили. Цена вопроса - 500руб с человека.
Координаты точки: N41.934691, E48.384402
Высота точки: 26 м

Пройдено за день: 121.9 км
НВ: 390 м, СВ: 2140 м
ОХВ: 9 ч. 1 мин. 14 сек.
ЧХВ: 5 ч. 33 мин. 16 сек.
Ясно. Безветренно. +20
23.09.2023 - день 9
15711:12:240504Начало ходового дня. Утром не спешим, выдвигаемся в Дербент.
фото 1
фото 2
фото 3
Ясно. Безветренно. +23
15812:29:2621525Конец ходового дня и маршрута на вокзале города Дербент.
фото 4
Координаты точки: N42.056373, E48.306298
Высота точки: -25 м

Пройдено за день: 21 км
НВ: 69 м, СВ: 120 м
ОХВ: 1 ч. 17 мин. 2 сек.
ЧХВ: 1 ч. 12 мин. 54 сек.
Ясно. Безветренно. +23

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
15.09.2023 - день 1
12:01:37Ясно. Безветренно. +25
14:20:14Ясно. Безветренно. +28
18:08:24Ясно. Безветренно. +18
16.09.2023 - день 2
08:13:53Ясно. Безветренно. +25
12:11:05Ясно. Безветренно. +30
17:58:32Ясно. Безветренно. +18
17.09.2023 - день 3
09:28:56Пасмурно. Дождливые облака. +13
14:53:16Дождь. +8
17:33:25Дождь. +7
18.09.2023 - день 4
07:53:00Ясно. Безветренно. +14
12:04:28Ясно. Безветренно. +17
16:51:53Ясно. Безветренно. +11
19.09.2023 - день 5
07:55:48Ясно. Безветренно. +17
12:46:34Ясно. Безветренно. +28
17:48:28Ясно. Безветренно. +6
20.09.2023 - день 6
07:46:04Ясно. Безветренно. +13
14:24:00Ясно. Безветренно. +28
17:28:51Ясно. Безветренно. +10
21.09.2023 - день 7
11:11:30Ясно. Безветренно. +16
17:27:44Ясно. Безветренно. +9
22.09.2023 - день 8
08:01:13Ясно. Безветренно. +7
14:07:53Ясно. Безветренно. +22
17:02:27Ясно. Безветренно. +20
23.09.2023 - день 9
11:12:24Ясно. Безветренно. +23
12:29:26Ясно. Безветренно. +23

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1696891827_652483b30d18a.pdf

6.2 Перечень запчастей и инструментов [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1696891912_65248408b7cbd.pdf

6.3 Перечень общественного снаряжения [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1699356728_654a2038d8123.pdf

6.4 Раскладка по питанию и график закупок [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1699913379_65529ea3edec3.pdf

6.5 Состав медицинской аптечки [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1696891404_6524820cb9d37.pdf

6.6 Перечень финансовых затрат [↑]


http://velotrex.ru/attachments/1699913400_65529eb8a261c.pdf

7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

7.1 Выводы и рекомендации штурмана [↑]


- Подготовить все треки с точками объектов (точки ночевок, источники воды, магазины, достопримечательности).
- Планировать несколько подходящих точек ночевки на каждый день - нам на маршруте это пригодилось.
- Дорожная сеть Дагестана соответствует картам. Если указана дорога, значит она будет в реальности, даже полевая.
- Обязательно проверять наличие бродов на маршруте.
- Автомобилисты аккуратны и вежливы к велосипедистам - туристам в шлемах, приветственно сигнала, но иногда это напрягает и даже пугает.
- Быть внимательным на поворотах, случайный съезд не туда может быстро прибавить незапланированный набор высоты.

7.2 Выводы и рекомендации снаряженца [↑]


Всё взятое снаряжение, как личное так и общественное, было заранее проверено участниками и отработало без нареканий.
Для приготовления пищи использовались две газовые горелки. Газ в цанговых баллонах был закуплен в ближайшем, к точке старта, хозяйственном магазине, сразу на все дни похода. Горелки использовались для приготовления завтраков и ужинов. Костры для приготовления пищи не использовались, а разводились как источник тепла в вечернее время. В горной местности наблюдался значительный перепад температуры воздуха между дневным и ночным временем. Количество дров ограниченно, в основном это собранный хворост.
Для защиты от дождя был взят тент, который так и не был использован. Единственный сильный ливень группа переждала в палатках, поскольку проходил он ночью и ранним утром.
Воду брали из источников вблизи населенных пунктов, которыми пользуются местные жители или закупали в ближайших к стоянкам магазинах. Воду из источников обязательно кипятили.

7.3 Выводы и рекомендации механика [↑]


Основные неприятности на маршруте доставили КОЛЮЧКИ, коих в Дагестане очень много, особенно в районе предгорий. Проколы случались не только при сходе с дороги на места отдыха и ночлега, но и были замечены на редкопроезжаемых грунтовых дорогах. Общее число проколов составило около 25-30, были потрачены почти все заплатки, в т. ч. запасные из ремнабора. Рекомендуем при планировании поездки в данный район задуматься о средствах против проколов (местный житель, например, рекомендовал герметик, заливаемый в камеру).
Прочие поломки были не критичные, по возможности устранялись на ночлегах и привалах без ущерба для графика движения.

7.4 Выводы и рекомендации завхоза [↑]


Обеспечение продуктами в походе осуществлялось в соответствии с заранее подготовленной раскладкой. Ввиду высокой оснащенности района магазинами отсутствовала необходимость сильно экономить на весе, поэтому раскладка предусматривала около 700 г на полный день на человека.
Также в рамках подготовки к походу были проставлены и загружены в навигатор точки магазинов и намечены предпочтительные варианты магазинов для закупки.
Следует отметить, что несмотря на достаточную оснащенность района магазинами сетевые магазины на маршруте отсутствовали, а в некоторых из местных несетевых магазинов ассортимент был достаточно узок, поэтому рекомендуется заранее собрать подробные данные о предпочтениях участников, чтобы при необходимости на месте заменять продукты по раскладке продуктами фактически имеющимися в магазине.
Большая часть закупок осуществлялась на последующие сутки (на обеденный перекус, ужин дня закупки и завтрак следующего дня), в некоторые дни на обеденный перекус закупались отдельно. Один раз ужинали в столовой (на 3й день в с. Шамилькала), три раза обедали в кафе (на 4й день в с. Карадах, на 5-й день в с. Коммуна, на 8й день в с. Касумкент).
Также следует отметить, что в большинстве магазинов на маршруте отсутствовали терминалы для безналичной оплаты, поэтому для походов в данном регионе рекомендуется иметь запас наличных общественных денежных средств.

7.5 Выводы и рекомендации медика [↑]


Аптечка в целом соответствовала сложности маршрута. На маршруте достаточное количество аптек и больниц для пополнения аптечки. В часы максимальной солнечной активности рекомендовано увеличение потребления питьевой воды. Рекомендуется рассчитывать и отслеживать запас питьевой ходовой воды, исходя из индивидуального потребления.

7.6 Выводы и рекомендации финансиста [↑]


Поход в данном районе получился относительно бюджетным, финансовые траты на поход составили порядка 19-24 тыс. с человека (в том числе авиабилеты), более подробно представлены в файле "Финансовые траты на поход". Основная статья расходов - авиабилеты (от 15000 до 20000 руб./чел. в зависимости от дат покупки билетов и авиакомпании; самые дешевые из авиабилетов были взяты примерно за месяц до похода и стоили 15000 с человека туда-обратно (авиакомпания Россия (Аэрофлот)). Вторая по величине статья расходов - продукты питания (2000 руб./чел.).
В приведенную сумму не включены личные траты на карманное питание и закупку личной питьевой воды, личные траты в Дербенте после похода, траты на жильё в Дербенте.
Перед походом были заранее собраны общественные денежные средства, которые затем тратились в течение похода. Большая часть суммы была взята наличными.
Следует отметить, что стратегия с запасом общественных средств в виде наличных себя оправдала – без проблем воспользоваться безналичной оплатой можно было только в Махачкале, во всех остальных населенных пунктах, где закупались в течение похода принимали только наличные. Кое-где как альтернативный вариант продавцы предлагали оплату переводом, но при этом не везде в этих местах была устойчивая мобильная связь и интернет.
Поэтому для походов в данном регионе рекомендуем создать запас наличных общественных денежных средств.

7.7 Выводы и рекомендации культорга [↑]


На маршруте много культурных достопримечательностей, на которые надо закладывать больше времени на осмотр. Не успели посетить Сарыкумские барханы и Карадахскую теснину, Гуниб, Гамсутль. Посетили-Сулакский каньон сверху, Салтинскую теснину, Чохские террасы. Также можно заложить время на поход в гости к местному населению на чай, так как в каждой деревне нас приглашали в гости, но мы были вынуждены отказываться из-за недостатка времени.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
115.09.2023по дорогам высокого качества: 26.6
по дорогам хорошего качества: 6.3
по дорогам среднего качества: 18.6
216.09.2023по дорогам высокого качества: 13.9
по дорогам хорошего качества: 18.5
по дорогам среднего качества: 17.7
317.09.2023по дорогам высокого качества: 62.1
по дорогам низкого качества: 2.7
418.09.2023по дорогам высокого качества: 46.6
по дорогам хорошего качества: 12.3
по дорогам среднего качества: 2.1
519.09.2023по дорогам высокого качества: 21
по дорогам хорошего качества: 4
по дорогам среднего качества: 23.4
620.09.2023по дорогам высокого качества: 10.8
по дорогам хорошего качества: 11.2
по дорогам среднего качества: 29.9
721.09.2023по дорогам высокого качества: 2.9
по дорогам хорошего качества: 4.2
по дорогам среднего качества: 43.2
по дорогам низкого качества: 4.1
822.09.2023по дорогам высокого качества: 80.4
по дорогам хорошего качества: 27.2
по дорогам среднего качества: 14.3
923.09.2023по дорогам высокого качества: 21


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
285.383.7149.26.8000

Lф = 525

Кэп = 0.95

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
18.09.2023Переправа н/к (0.5)После проезда Гунибской ГЭС решаем, что пора искать стоянку. Спускаемся от дороги к реке Багдакули, проезжаем небольшой брод в седле. Там хорошая стоянка, есть дрова, вода в реке чистая, можно помыться. Встаем на ночевку.
Фото 10
Фото 11
00.5
20.09.2023Одиночное ЛП н/к (0.5)Переправляемся через сломанный мост.
Фото 12
Фото 13
00.5
21.09.2023Переправа н/к (0.5)Преодолеваем брод. Встретили двоих велотуристов из клуба 3х9, немного поболтали. Они едут в обратном направлении.
Фото 6
Фото 7
00.5

ЛП = 1.5 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 0.95

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 1.5

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 525

Продолжительность фактическая, дней: (первый день неполный)
(последний день неполный)

Тф = 8

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 500

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 10

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.26

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 193 ч. (9 д.)

Автономность похода: 0.80

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 15.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 16.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
2. Магазин: 16.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 17.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
3. Магазин: 17.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 18.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
4. Магазин: 18.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 19.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
5. Магазин: 19.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 20.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
6. Магазин: 20.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 21.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
7. Магазин: 21.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 22.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
8. Магазин: 22.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 23.09.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
9. Магазин: 23.09.2023 12:00
Конец временного интервала: 23.09.2023 12:00
Количество часов: 1
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 7562перевал 2273 м3Асфальт/бетон, грунт, глина/чернозёмсогласованопринадлежит5.833
2. 7576перевал Дарада-Мурадинский2Асфальт/бетон, каменьсогласованопринадлежит3.622
3. 7577перевал Арчалавар3Гравий/щебень, камень, грунтсогласованопринадлежит5.273
4. 7586перевал Гимринского хребта2Асфальт/бетонсогласованопринадлежит2.812
5. 7515перевал 24302Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунтсогласованопринадлежит3.752
6. 7514траверс Кегерского плато3Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунтсогласованопринадлежит4.353
7. 7605перевал Чирагский3Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунтсогласованопринадлежит5.573
8. 7616траверс хребта Каратюбе2Асфальт/бетон, камень, грунт, песоксогласованопринадлежит3.272
9. 7617траверс хребта Надыр-Бек3Асфальт/бетон, камень, грунтсогласованопринадлежит4.573


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 39.04

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 0
за ПП 2 к.т.: 7
за ПП 3 к.т.: 24

Сумма баллов за ПП:

S = 31


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 31 * 1.26 * 0.8 = 31.25 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 3

Набор ПП:

2 к.т.: 4
3 к.т.: 5

Признак к.с. по набору ПП: 3

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 525 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 1.5 км
Продолжительность фактическая: 9 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 3
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 3

Итоговая к.с.: 3