Отчёт о прохождении маршрута Майские 2023, категория сложности: 1, руководитель: Кротов Д.А., маршрутная книжка: 21/2023
1. Справочные сведения [↑]
1.1 Проводящая организация [↑]
РОО МКВ
1.2 Выпускающая МКК [↑]
Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ МО (Московская область).
Номер маршрутной книжки: 21/2023
1.3 Сроки проведения [↑]
Маршрут пройден в сроки с 06.05.2023 по 10.05.2023.
1.4 Регион проведения [↑]
Страна: Республика Беларусь
Район: Минская и Гродненская области
Часовой пояс по стандарту UTC: 3
Карта часовых поясов
1.5 Нитка маршрута [↑]
Минск - Ратомка - Заславль - Першаи - Любча - Вслелюб - Ивье - Лида
1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]
Продолжительность: 5 дн.
Протяжённость маршрута: 316 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества
|
Дороги хорошего качества
|
Дороги среднего качества
|
Дороги низкого качества
|
Дороги сверхнизкого качества
|
Радиальные/неавтономные участки
|
ЛП
|
159.4 | 155.9 | 2.6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.7 Перечень маршрутных треков [↑]
1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]
№ п/п | Наименование (№ паспорта) | К.т. | Характеристика | Формальный признак | Статус паспорта | Принадлежность к маршруту |
1. | равнинное связка МКАД -МКАД2 (№6564) | 1 | Асфальт/бетон, гравий/щебень, грунт, песок L = 32.3 км, Hmax = 307 м, НВ = 291 м, СВ = 199 м | фактический | согласовано | принадлежит |
2. | равнинное Долина р. Ислочь (№6844) | 1 | Асфальт/бетон, камень, грунт, песок L = 21.8 км, Hmax = 173 м, НВ = 34 м, СВ = 50 м | фактический | согласовано | принадлежит |
3. | равнинное Налибокская пуща (№6605) | 1 | Песок L = 23.6 км, Hmax = 161 м, НВ = 53 м, СВ = 66 м | фактический | согласовано | принадлежит |
4. | равнинное Желто-Неманский канал (№6610) | 1 | Песок L = 16.8 км, Hmax = 142 м, НВ = 8 м, СВ = 18 м | фактический | согласовано | принадлежит |
5. | равнинное связка между дорогами а/д Н6317 и а/д Р5 (№6843) | 1 | Асфальт/бетон, гравий/щебень, песок L = 20.8 км, Hmax = 241 м, НВ = 166 м, СВ = 95 м | фактический | согласовано | принадлежит |
1.9 Список участников [↑]
№
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Дата рожд.
|
Пол
|
Спортивная квалификация
|
Контактные данные родственников или места работы
|
Личные контактные данные
|
Тур. опыт
|
Обязанности
|
1 |
Кротов |
Дмитрий |
Александрович |
09.03.1986 |
м |
КМС |
************************ |
******************************** |
5У Тянь-Шань, 5Р Заполярье |
Рукводитель |
2 |
Вальехо-Роман |
Андрей |
Михайлович |
29.06.1974 |
м |
б/р |
***************************** |
*********************************** |
нет |
Культорг |
3 |
Васин |
Дмитрий |
Александрович |
03.02.1988 |
м |
б/р |
******************************* |
************************************ |
1У |
Штурман |
4 |
Ионова |
Елена |
Алексеевна |
27.12.1986 |
ж |
б/р |
************************** |
***************************** |
нет |
Медик |
5 |
Коробов |
Алексей |
Андреевич |
21.07.1990 |
м |
б/р |
******************************** |
*********************************************************** |
нет |
Механик |
6 |
Леденева |
Ирина |
Юрьевна |
18.09.1979 |
ж |
3 р |
***************************** |
**************************************** |
1У |
завхоз |
7 |
Маринцев |
Михаил |
Дмитриевич |
04.10.1984 |
м |
б/р |
******************************* |
******************************** |
нет |
Снаряженец |
8 |
Полетаева |
Евгения |
Владимировна |
24.09.1982 |
ж |
б/р |
|
******************************* |
нк |
фотограф финансист |
9 |
Сафронова |
Анна |
Петровна |
14.10.1986 |
ж |
1 р |
************************** |
**************** |
5 У Кольский п-ов |
метеоролог |
10 |
Смолякова |
Юлия |
Валерьевна |
19.08.1984 |
ж |
б/р |
****************************** |
****************************** |
нет |
Культорг |
11 |
Хмелёва |
Анастасия |
Владимировна |
16.04.1991 |
ж |
б/р |
********************* |
******************************** |
нет |
хронометраж |
1.10 Материалы, ссылки [↑]
1.10.1. Схема заявленного маршрута с запасными вариантами.
http://velotrex.ru/images/1681369262_6437a8aecc4fe.jpg
1.10.2. Высотный профиль маршрута.
http://velotrex.ru/images/1681367869_6437a33d3703c.jpg
1.10.3. Полис спортивной медицинской страховки группы.
http://velotrex.ru/attachments/1681387920_6437f1905bae1.PDF
http://velotrex.ru/attachments/1681387945_6437f1a940d63.PDF
http://velotrex.ru/attachments/1681392811_643804ab99d8b.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681741930_643d586a272ec.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681744325_643d61c5c2013.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681744713_643d63492ca03.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681749496_643d75f80892e.PDF
http://velotrex.ru/attachments/1681752520_643d81c86bd2a.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681822021_643e9145629c8.pdf
http://velotrex.ru/attachments/1681825424_643e9e909d7ea.pdf
1.10.4. Рецензия МКК
http://velotrex.ru/attachments/1684839486_646c9c3e06385.pdf
1.10.5. Скан маршрутной книжки.
http://velotrex.ru/attachments/1684839516_646c9c5cc0a1d.pdf
1.10.6.Ссылка на художественный альбом.
https://photos.app.goo.gl/UP62tZ6cpxqzwcoa7
https://photos.app.goo.gl/n2swQiVMfRBAoViP9
1.10.7. Ссылка на отчет
https://drive.google.com/file/d/1WmHuwaqRPBOLHzfEr8fY_Tcozno-HnJV/view?usp=sharing
1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]
Заявленная категория сложности: 1
Заявленные сроки: c 06.05.2023 по 10.05.2023
Заявленная продолжительность: 5 дн.
Заявленная нитка маршрута: Минск - Ратомка - Заславль - Першаи - Любча - Вселюб - Ивье - Лида
2. Характеристика района [↑]
2.1 Общая полезная информация [↑]
Географическое положение
Территория Белоруссии составляет 207 600 км² (87-е место по площади среди стран мира). Государство располагается в Восточной Европе. Белоруссия является крупнейшим по территории европейским государством (из целиком расположенных в Европе), не имеющим выхода к морю. Белоруссия граничит (начиная с северо-востока, по часовой стрелке) с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.
Рельеф
Территория государства в основном равнинная с редкими возвышенностями, расположенными преимущественно в центральной части Белоруссии, составляющими Белорусскую гряду.
Климат
Климат Белоруссии — умеренно континентальный, на западе — переходный от морского к континентальному, формирующийся под влиянием воздушных масс Атлантики. В зимний период нередки оттепели. Средняя летняя температура колеблется от +17° С на севере (июль), до +18—19° С на юге, а зимняя — от −4,5 °C на юго-западе до −8 °C на северо-востоке (январь). Осадки выпадают равномерно, с возрастанием с юга на север — от 500 мм на юге, до 800 мм на северо-западе. Наибольшее количество осадков обычно выпадает в осенне-зимний период. В лесных районах толщина снежного покрова может составлять 1—1,2 м.
Водные ресурсы
Главными реками Белоруссии являются Днепр и его притоки — Припять, Сож и Березина, а также Западная Двина, Неман и Западный Буг. Эти реки объединены рядом каналов, в том числе устаревшими Днепровско-Бугским, Днепровско-Нёманским, Березинским и др. В Белоруссии находятся более 10 тыс. озёр, крупнейшие из которых — Нарочь (площадь — 80 км²) и Освейское озеро (53 км²). Полесье (юг Белоруссии) представляет собой крупнейший в Европе район болот и заболоченных земель — одни только Припятские болота занимают площадь около 39 тыс. км².
Флора и фауна
Леса покрывают около 38,8 % территории страны — ими покрыто 8064 тыс. га (2010 год). В лесах произрастают 28 пород деревьев и около 70 видов кустарников. Наиболее распространены берёза, сосна, ель, дуб, осина, в заболоченных низменных районах на юге имеются сосновые леса. Луга и пастбища занимают 20 % территории страны. Около 1/3 территории, в основном центральные и юго-восточные равнины, распаханы. В лесах, реках и озёрах страны можно встретить около 76 видов млекопитающих, среди которых наиболее распространены лось, олень, дикий кабан, волк, бобр, лисица, заяц, и около 300 видов птиц. Озёра и заболоченные районы являются местом обитания многих видов птиц, в том числе журавлей и аистов. Достоверно выявлено в водоёмах 63 вида рыб (в том числе 16 не аборигенных видов), среди которых преобладают карповые. 17 видов млекопитающих, 72 вида птиц, 4 вида земноводных, 10 видов рыб, 72 вида насекомых включены в красную книгу страны. Для их охраны в местах обитания созданы государственные заповедники и заказники; самый известный — Беловежская пуща, где охраняются последний реликт европейского древнего леса и зубр (европейский бизон).
Охраняемые территории
В Белоруссии созданы 2 заповедника и 4 национальных парка:
- Березинский биосферный заповедник,
- Национальный парк Беловежская пуща,
- Национальный парк Браславские озёра,
- Нарочанский национальный парк,
- Припятский национальный парк,
- Полесский государственный радиационно-экологический заповедник.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство — исторически важная отрасль местной экономики, давая более 7 % национального ВВП, обеспечивает занятость более 9 % населения. Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие и молочное животноводство. В республике на 1 января 2010 года было 8,8 млн га сельскохозяйственных угодий, в том числе 5,5 млн га пашни.
Велодвижение
Социологическое исследование, проведённое компанией «Satio» в 2019 году в Минске, Бресте, Гомеле и Гродно, показывает, что раз в месяц и чаще на велосипеде ездят 43 % минчан и 50 % брестчан. Численность велосипедистов в других областных городах также ощутимо выросла по сравнению с 2017 годом: раз в месяц и чаще на велосипеде ездят 41 % жителей Гомеля и Гродно.
В 2017 году Европейский союз профинансировал на сумму 560 тысяч евро проект «Городское велодвижение в Беларуси». Было проведено около 50 мероприятий, связанных с велосипедной тематикой, был построен маршрут «Евровело-2» от Минска до границы с Польшей.
По белорусским Правилам дорожного движения велосипедисты должны двигаться по тротуару, а не по проезжей части, в отличие от большинства стран.
Магазины
В крупных городах и населенных пунктах находятся магазины и торговые палатки в которых представлены основные продукты питания и товары первой необходимости. В хозяйственных магазинах можно приобрести бензин, газ и товары туристской направленности. В крупных городах есть магазины с запчастями для велосипеда. Для бензиновых горелок топливо продается на бензозаправках только в металлическую или пластиковую канистру на которой есть соответствующая маркировка о том, что канистра предназначена для топлива.
Деньги
Белору́сский рубль (белор. Беларускі рубель) — законное платежное средство Республики Беларусь. На момент похода на 100 российских можно купить 4 белорусских рубля. Работают пластиковые карточки платежной системы МИР. Российские карточки с системой Виза и Мастеркард на территории Беларуси не работают.
Виза
Гражданам Российской Федерации виза в Белоруссию не нужна. Без нее в стране можно находиться до 90 дней. Для нахождения на больший срок, нужно разрешение на временное или постоянное проживание. Для въезда в страну нужен загранпаспорт или внутренний российский паспорт.
Медицинскую страховку власти страны не требуют. Гражданам России бесплатно оказывают экстренную помощь: при несчастных случаях, травмах, отравлении. Когда угрозы жизни пациента и здоровью окружающих нет, за лечение придется платить самостоятельно. Поэтому посольство России в Беларуси рекомендует оформить полис перед поездкой.
Связь
В Беларуси три мобильных оператора: A1, МТС, life:). Операторы имеют 4g сети (LTE). Качество связи и интернета везде хорошая. Сим-карта подключается по паспорту. Для россиян есть тариф «турист». В стране действует закон: каждый пользователь интернета должен быть идентифицирован по номеру телефона.
Цены приблизительно одинаковые, но дешевле всего life:) — за 3$ на 30 дней дают 9ГБ интернета.
Погранзона
Пограничная зона - участок местности, прилегающий к Государственной границе на глубину до 30 км.
В пределах пограничной зоны:
- можно находиться при наличии пропуска и документов, удостоверяющих личность. Перед посещением погранзоны необходимо уведомить об этом ближайшее подразделение органов пограничной службы.
- запрещается: вести фото- и видеосъемку пограничных нарядов, пограничных знаков, объектов инфраструктуры приграничной территории и Государственной границы, других объектов органов пограничной службы, фото- и видеосъемку территории сопредельного государства.
2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]
г. Минск. Костел святых Симеона и Елены
https://rudy-ogon.livejournal.com/17413645.html
г. Минск. Национальный академический большой театр оперы и балета
https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/belarus-opera-ballet-theatre
Налибокская пуща
https://posmotrim.by/article/nalibakskaya-puscha-belarus.html
Гродненский район. Августовский канал.https://posmotrim.by/article/avgustovskiy-kanal.html
Лидский замок
Лидский замок является одним из древнейших на территории современной Беларуси. Он также известен под названием замок Гедимина. Сооружение возвели в 30-е годы 14 века в Лиде с целью защиты от нападения крестоносцев. Замок, как и многие старинные постройки, насквозь пронизан увлекательными легендами с нотками романтики Средневековья.
2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]
Мы выбрали:
- Фирменный поезд "Славянский экспресс" назначением Москва-Брест, поезд формируется через день, есть составы ФПК и БЧ. В нужные нам даты были поезда БЧ команда которых очень придирчиво относится к перевозке велосипедов. Официально по правилам (можно провезти только один багаж с ограниченной суммой измерений и предельно 32кг) в которые никак не вписывается велосипед + рюкзак. При этом никаких дополнительных мест багажи и т.п. решений не предусмотрено, абсолютно легально использовать данные поезда для наших целей невозможно, но при условии максимальной разборки велосипедов с упаковкой их в чехлы, "размазыванию" по плацкартным вагонам с третьей полкой и прочих ухищрений можно как-то договориться с поездной бригадой.
2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]
Для аварийного схода с маршрута рассматривались крупные города Минск ,Любча, Вселюб, Ивье. Все участники прошли маршрут, аварийный выход не потребовался.
3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]
3.1 Цели прохождения маршрута [↑]
- Спортивная. Прохождение спортивного туристского маршрута на средствах передвижения (велосипед) 1 к.с. Последующее участие в соревнованиях в группе дисциплин "Маршрут - на средствах передвижения (велосипедный)".
- Активный и культурный отдых. Посещение и осмотр природных достопримечательностей, посещение и знакомство с культурными особенностями Республики Беларусь.
3.2 Краткое описание маршрута [↑]
Маршрут был линейным от г. Минска до г. Лида. Первый день маршрута был по городу Минск что позволило осмотреть основные достопримечательности города с велосипеда.
Часть маршрута пролегала по треку европейского маршрута ЕвроВело2. После г.Любча свернули с европейского маршрута и поехали на севера запад через города Вселюб и Ивье в город Лиду.
3.3 Новизна [↑]
Впервые маршрут первого ходового дня почти целиком пролегал по велодорожкам города Минска и проходил через все основные достопримечательности (что обеспечивало максимальною безопасность начинающим вело туристам).Было категорированы и внесены ПП этом районе (
http://velotrex.ru/trackview.php?file=6564 и
http://velotrex.ru/trackview.php?file=6844). Центральная часть маршрута хорошо знакомы велотуристам и имеют просчитанные и описанные ПП, однако маршрутов и ПП после города Любча на севера запад в сторону г. Лиды нет - Первопрохождение вело. ПП этом районе были категорированы и внесены впервые нами впервые (
http://velotrex.ru/trackview.php?file=6843 ).
3.4 Стратегия и тактика [↑]
Стратегия: При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны ПП по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с маршрутом график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке. велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы. В апреле был организован контрольный тренировочный выходов для проверки готовности велосипедов, снаряжения. Также в наши планы входило охватить основные интересные достопримечательности и живописные места района маршрута. Стратегически маршрут был построен с постепенным набором дневного пробега и ухудшением покрытий.
Тактика: выбрана тактика ранних подьемов и быстрых сборов. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана Места ночевок выбирались в отдалении от населенных пунктов у водоемов. Приготовление пищи осуществлялось как на костре так же пользовались горелками. Движение в группе осуществлялось размеренным темпом с учетом самого слабого участника. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]
Весь маршрут пройден по основной либо резервным ниткам. Все ночевки были на запланированных основных или резервных точках.
3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]
Несчастные случаи, травмы и прочие ситуации требующие оказания медицинской помощи отсутствовали.
3.7 Изменение состава участников [↑]
Группа вышла на маршрут без 2 участников (Васин, Полетаева) которые остались в г. Москве по состоянию здоровья(сообщение Мкк было отправлено при старте). Оставшиеся члены группы прошли маршрут в благополучно.
3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]
Транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК не использовался.
4. Графики движения [↑]
Сводная таблица графиков движения
№
|
Дата
|
Заявленный график
|
Запасной график
|
Фактический график
|
1 |
06.05.2023 |
Минск - берег Заславского вдхр. |
63 |
вело |
|
|
|
Минск - берег Заславского вдхр. |
65 |
вело |
2 |
07.05.2023 |
берег Заславского вдхр - р. Ислочь |
71,5 |
вело |
|
|
|
берег Заславского вдхр - р. Ислочь |
75,2 |
вело |
3 |
08.05.2023 |
р. Ислочь - р.Неман |
67 |
вело |
|
|
|
р. Ислочь - р.Неман |
74,8 |
вело |
4 |
09.05.2023 |
р.Неман - н.п. Мергинцы |
79 |
вело |
р. Неман - н.п. Бердовка |
74 |
вело |
р.Неман - н.п. Дубровня |
81 |
вело |
5 |
10.05.2023 |
н.п. Мергинцы - г.Лида |
26,5 |
вело |
н.п. Бердовка - г. Лида |
30,3 |
вело |
н.п. Дубровня - г.Лида |
21,8 |
вело |
Заявленная протяжённость: 306 км
Фактическая протяжённость: 316 км
5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]
Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
№
|
Время
|
Расстояние, км
(от начала дня)
|
Расстояние, км
(от начала маршрута)
|
Описание события
|
Изменение
типа дороги
|
Метеоданные
|
ПП
|
ЛП
|
06.05.2023 - день 1 |
1 | 07:42:58 | 0 | 0 | Начало ходового дня
Прибыли на вокзал города Минск, собрали велосипеды (фото1.1) и вышли на маршрут (фото1.2). Покрытие: тротуарная плитка, сухая
| дорога высокого качества | Солнечно, Т≈5°С | | |
2 | 08:11:00 | 2.3 | 2.3 | Завтрак и продолжение маршрута. Покрытие без изменений | | Солнечно, Т≈10°С | | |
3 | 09:51:00 | 5.1 | 5.1 | Движение по асфальту с трещинами, далее короткий отрезок пути вдоль реки - сухая грунтовая дорога (фото1.3 фото 1.4 | дорога хорошего качества | | | |
4 | 10:04:00 | 6.9 | 6.9 | Маршрут проходит по велодорожкам вдоль реки Свислочь (фото1.5)
Покрытие: сухой асфальт отличного качества. | дорога высокого качества | | | |
5 | 11:48:00 | 21.4 | 21.4 | Осмотрели "Национальную библиотеку Беларуси" , на смотровую площадку подняться не удалось - выходной (фото1.6 ). На проспекте Независимости мы также попали на фестиваль ретро автомобилей.
Покрытие: тротуарная плитка, сухая | | Солнечно, Т≈15°С | | |
6 | 15:30:00 | 41.3 | 41.3 | Обед в ТЦ, закупка продуктов и необходимого снаряжения (газ). Далее , продолжаем движение по велодорожке вдоль Свислочи.
Покрытие : асфальт сухой, отличного качества | | | | |
7 | 18:12:00 | 53.9 | 53.9 | Закончилась велодорожка , и мы продолжили движение по грунтовой тропе (фото1.7). Проезжаем под мостом МКАД
Покрытие : сухой грунт | дорога хорошего качества | | | |
8 | 18:30:23 | 54.4 | 54.4 | Начало препятствия равнинное связка МКАД -МКАД2 (1 к.т.) Продолжаем движение вдоль водохранилища Дрозды.
Покрытие: песчаная дорога в хорошем состоянии, далее грунт (фото1.8) | | Солнечно, Т≈10°С | ПП6564 | |
9 | 18:46:00 | 57.7 | 57.7 | Проезжаем мост над рекой Свислочь и движемся к Заславскому водохранилищу. Покрытие: асфальт среднего качества с трещинами (фото1.9) | дорога высокого качества | | | |
10 | 19:03:00 | 62.4 | 62.4 | Преодолеваем плотину над Заславским водохранилищем и двигаемся в сторону предполагаемой стоянки на берегу. Покрытие: дорога сухая песчаная, переходящая грунт (фото1.10) . | дорога среднего качества | Солнечно, ветер Т≈7°С | | |
11 | 19:34:55 | 65 | 65 | Прибываем к месту стоянки на берегу Заславского водохранилища, разбиваем лагерь в лесу, так на берегу очень ветренно. Ужин готовим на костре (фото1.11) •Конец ходового дня Координаты точки: N53.963949, E27.341418 Высота точки: 217 м
Пройдено за день: 65 км НВ: 568 м, СВ: 459 м ОХВ: 11 ч. 51 мин. 57 сек. ЧХВ: 5 ч. 15 мин. 57 сек. | | Солнечно, Т≈5°С | | |
07.05.2023 - день 2 |
12 | 09:27:17 | 0 | 65 | Начало ходового дня
Ночью были заморозки. Поспешно собираем лагерь начинаем движение в сторону трассы Р28 через лес (фото 2.1) Покрытие : сухой грунт | дорога хорошего качества | Солнечно, Т≈5°С | | |
13 | 09:40:00 | 1.4 | 66.5 | Выезжаем на трассу Р28, движемся вдоль неё (фото2.2), далее, спускаемся по лестнице и пересекаем трассу снизу. Снова движение через лес.
Покрытие: асфальт высокого качества | дорога высокого качества | | | |
14 | 09:49:00 | 3 | 68 | Далее также лесной пейзаж, но характер покрытия поменялся. (фото 2.3) Покрытие: сухой грунт | дорога хорошего качества | | | |
15 | 09:53:00 | 3.2 | 68.2 | Грунтовая дорога закончилась и начался хороший сухой асфальт (фото2.4). Проходим ж/д переезд (фото2.5) Покрытие: сухой асфальт отличного качества | дорога высокого качества | Солнечно, Т≈8°С | | |
16 | 10:02:00 | 5.4 | 70.4 | Движение по дороге через лес, вдоль железной дороги. Двигаемся к городу Заславск (фото 2.6).
Покрытие : сухой грунт | дорога хорошего качества | | | |
17 | 10:21:00 | 7.6 | 72.6 | Выезжаем на дорогу к Заславску. Дорога в целом, хорошего качества, асфальт, но местами битая, с трещинами и участками грунта (фото2.7, фото2.8, фото2.9) Покрытие: асфальт
| дорога хорошего качества | | | |
18 | 10:37:00 | 11.1 | 76.2 | Пересекаем очередной ж/д переезд и мы в Заславске (фото2.10). Здесь есть магазины и возможность обновить запасы. Мы знакомимся с местными культурными объектами: католический и православный храм, древний, поросшая травой крепостной вал (фото2.11). Проехавшись по городу, мы отправляемся дальше. Покрытие: сухой асфальт , местами грунт и тротуарная плитка | дорога хорошего качества | | | |
19 | 11:52:00 | 17.9 | 82.9 | Продолжаем маршрут в сторону Старого Ракова . Дорога представляет собой песок с гравием (фото2.12), а также отрезок маршрута мы ехали через деревню где дорога отсыпана только песком и движение возможно лишь на пониженной передаче или в руках. Покрытие: гравий, глубокий песок | дорога хорошего качества | Солнечно, Т≈8°С | | |
20 | 12:30:00 | 24.1 | 89.1 | Движение в сторону Ракова (фото2.13) Покрытие: асфальт сухой , хорошего качества | | | | |
21 | 12:31:33 | 24.6 | 89.6 | Конец препятствия равнинное связка МКАД -МКАД2 | | | ПП6564 | |
22 | 13:18:00 | 33.9 | 99 | Въезжаем в Раков, осматриваем город (фото 2.14). Посетили костёл (фото2.15). В местном гипермаркете закупились продуктами на обед и последующие приемы пищи. Выезжаем из города Покрытие: асфальт высокого качества | дорога высокого качества | | | |
23 | 14:38:00 | 39.6 | 104.6 | Выехали из Ракова. Свернули с дороги в лес, остановка на обед (фото 2.16) Покрытие: сухой хороший асфальт, на месте стоянки - грунт | дорога хорошего качества | | | |
24 | 15:22:00 | 39.6 | 104.6 | Движение к месту предполагаемой стоянки (фото 2.17). В деревне Першаи дозакупка провизией в местном магазине (фото2.18) Покрытие: сухой асфальт хорошего качества, местами с трещинами | | | | |
25 | 18:21:00 | 71.6 | 136.6 | Выезжаем из Першаев и асфальтовая дорога меняется на укатанный грунт (фото2.19), далее дорога идет через лес и грунт с примесью песка (фото2.20). Покрытие: сухой грунт | | | | |
26 | 18:47:00 | 75.1 | 140.1 | Стоянка в лесу, на берегу р Ислочь. (фото2.21). Покрытие: сухой грунт с песком | дорога хорошего качества | Солнечно, Т≈3°С | | |
27 | 18:49:54 | 75.2 | 140.3 | Конец ходового дня Координаты точки: N54.009635, E26.642566 Высота точки: 167 м
Пройдено за день: 75.2 км НВ: 686 м, СВ: 736 м ОХВ: 9 ч. 22 мин. 37 сек. ЧХВ: 5 ч. 45 мин. 44 сек. | | | | |
08.05.2023 - день 3 |
28 | 09:58:26 | 0 | 140.3 | Начало ходового дня Выезжаем с места ночевки фото 3.1 Возвращаемся на дорогу Н8289 немного другим путем, лесной песчаной дорогой фото 3.2 | | Солнечно, Т≈12°С | | |
29 | 10:07:00 | 0.6 | 140.8 | Выехали на дорогу Н 8289 Покрытие : укатанный песок фото 3.3 | дорога хорошего качества | | | |
30 | 10:24:00 | 3.1 | 143.4 | На перекрестке свернули налево , покрытие также поменялось Покрытие: асфальт фото 3.4 | дорога высокого качества | | | |
31 | 10:27:00 | 3.9 | 144.2 | Пересекли реку Ислочь, повернули направо асфальт закончился перед мостом, Покрытие : песчаный грейдер фото 3.5 | дорога хорошего качества | | | |
32 | 10:28:42 | 4.5 | 144.7 | Начало препятствия равнинное Долина р. Ислочь (1 к.т.) | | | ПП6844 | |
33 | 11:00:00 | 9.3 | 149.6 | Проехали н.п. Барки | | | | |
34 | 11:32:00 | 15.5 | 155.7 | Пересекаем а\д М6 по пешеходному переходу фото 3.6 | | | | |
35 | 11:38:00 | 16.6 | 156.9 | После поворота трека налево дорога вновь меняется на грунтовую укатанную Покрытие : грунт фото 3.7 | | | | |
36 | 12:35:00 | 24.1 | 164.4 | Переходим обратно трассу М6 по тунелю (короткий, фонарики не нужны) и приезжаем в живописную деревню Рум ( можно набрать воды в колодцах) . Характер покрытия меняется на песчаную дорогу Покрытие : песок фото 3.8 | | | | |
37 | 12:52:00 | 26.1 | 166.3 | Пересекаем р.Ислочь фото 3.9 асфальт только в границах моста, покрытие не меняется. Начинается заповедник Налибокская пуща | | | | |
38 | 12:53:28 | 26.3 | 166.6 | Конец препятствия равнинное Долина р. Ислочь | | | ПП6844 | |
39 | 12:53:57 | 26.4 | 166.7 | Начало препятствия равнинное Налибокская пуща (1 к.т.) | | | ПП6605 | |
40 | 13:25:00 | 32.4 | 172.7 | Едем по заповеднику , наслаждаясь видами. Покрытие: укатанный грунт 3.10 | | | | |
41 | 14:00:00 | 37.9 | 178.2 | Встали на обед в беседке на перекрестке двух дорог, обед на горелках фото 3.11 | | Солнечно, Т≈17°С | | |
42 | 16:24:50 | 50 | 190.3 | Пересекаем р.Ислочь фото 3.12 асфальт только в границах моста, покрытие не меняется. Конец препятствия равнинное Налибокская пуща | | | ПП6605 | |
43 | 16:25:50 | 50.1 | 190.3 | Начало препятствия равнинное Желто-Неманский канал (1 к.т.) | | | ПП6610 | |
44 | 17:15:00 | 61 | 201.2 | Едем среди полей. Дорога вдоль канала идет с небольшим уклоном, катится просто замечательно фото 3.13 | | облачно | | |
45 | 17:43:00 | 66.8 | 207 | Безномерная дорога вдоль канала соединяется с а\д Н 6317 покрытие меняется на асфальт Покрытие : асфальтфото 3.14 | дорога высокого качества | | | |
46 | 17:43:26 | 66.9 | 207.2 | Конец препятствия равнинное Желто-Неманский канал | | | ПП6610 | |
47 | 18:00:00 | 70.2 | 210.5 | Пересекаем р. Неман половина моста на ремонте фото 3.15 | | | | |
48 | 18:40:00 | 71.6 | 211.9 | Приехав в город Любча, посетили магазин (закупка на ужин) и осмотрели замок (на территорию замка можно проехать на велосипеде) фото 3.16 выезжаем из города | | | | |
49 | 18:49:07 | 71.9 | 212.1 | Начало препятствия равнинное связка между дорогами а/д Н6317 и а/д Р5 (1 к.т.) | | | ПП6843 | |
50 | 18:55:00 | 73.4 | 213.7 | В конце города свернули с дороги Н6317 направо в поля, к месту ночевки. Ночуем на берегу Немана (берег высокий - набирать воду не просто) 3.17 Покрытие: песок | дорога хорошего качества | | | |
51 | 19:18:25 | 74.8 | 215.1 | Конец ходового дня Встали но ночевку на берегу реки Неман 3.19 Координаты точки: N53.767184, E26.034591 Высота точки: 131 м
Пройдено за день: 74.8 км НВ: 185 м, СВ: 221 м ОХВ: 9 ч. 19 мин. 59 сек. ЧХВ: 5 ч. 6 мин. 53 сек. | | Солнечно, Т≈15°С | | |
09.05.2023 - день 4 |
52 | 09:58:35 | 0 | 215.1 | Начало ходового дня Начинаем движение со стоянки на берегу реки Неман фото 4.1 | | Солнечно, Т≈15°С | | |
53 | 10:49:00 | 2.4 | 217.5 | Возвращаемся на а\д Н6315 Покрытие: асфальт фото 4.2 | дорога высокого качества | | | |
54 | 10:58:00 | 4.9 | 220 | В н.п. Делятичи асфальт заканчивается фото 4.3 и начинается грейдер фото 4.4 | дорога хорошего качества | | | |
55 | 11:05:40 | 6.4 | 221.5 | Проехали н.п. Ходосы . Так как трафик движения небольшой, но всёже есть и представлен грузовиками и сельхоз. техникой - ехать не слишком приятнофото 4.5 Покрытие: грейдер | | | | |
56 | 12:24:00 | 17.8 | 232.9 | Пересекли дорогу Р5 фото 4.6. Характер дорожного покрытия наконец-то изменился Покрытие: сухой асфальт | дорога высокого качества | | | |
57 | 12:24:26 | 18 | 233.1 | Конец препятствия равнинное связка между дорогами а/д Н6317 и а/д Р5 | | | ПП6843 | |
58 | 12:34:00 | 19.3 | 234.3 | Приехали в Уселюб, в посёлке несколько магазинов ( но очень любопытные местные жители), можно передохнуть и закупиться фото 4.7 | | | | |
59 | 15:14:00 | 42.8 | 257.8 | Приехали в город Ивье фото 4.8 | | Солнечно, Т≈19°С | | |
60 | 18:04:00 | 58.9 | 274 | Небольшая экскурсия в н.п. Липнишки - осматриваем костёл фото 4.9 | | | | |
61 | 18:50:00 | 68.5 | 283.5 | Проехали деревню Бердуйка фото 4.10 | | Солнечно, Т≈15°С | | |
62 | 19:42:00 | 80 | 295 | Сворачиваем с дороги Н6021 в деревне Дубровня направо к месту ночевки фото 4.11 | | | | |
63 | 19:45:00 | 80.5 | 295.6 | Пересекаем р. Нарва по плотине. Меняется покрытие. Покрытие : грунт фото 4.12 | дорога хорошего качества | | | |
64 | 19:49:20 | 81 | 296.1 | Конец ходового дня Встали на берегу реки Нарва на ночевку фото 4.13 Координаты точки: N53.901749, E25.388129 Высота точки: 148 м
Пройдено за день: 81 км НВ: 510 м, СВ: 494 м ОХВ: 9 ч. 50 мин. 45 сек. ЧХВ: 5 ч. 18 мин. 9 сек. | | Солнечно, Т≈8°С | | |
10.05.2023 - день 5 |
65 | 07:11:39 | 0 | 296.1 | Начало ходового дня Пересекаем по плотине р. Нарва фото 5.1 | | Солнечно, Т≈5°С | | |
66 | 07:20:00 | 1.2 | 297.3 | Выехали на автодорогу Н6165 едем в г. Лида осматривать достопримечательности. Грунтовая дорога заканчивается , далее асфальт Покрытие: асфальт фото 5.2 | дорога высокого качества | | | |
67 | 08:08:00 | 14 | 310.1 | По приезду в город Лида, ознакомились с местными достопримечательностями. фото 5.3 | | | | |
68 | 08:40:00 | 19.7 | 315.8 | Осматриваем лидский замок фото 5.5 фото 5.4 | | | | |
69 | 09:01:05 | 21.8 | 317.9 | Конец ходового дня риехали на вокзал города Лиды. Разбираем велосипеды для поезда фото 5.6 . Конец маршрута. Координаты точки: N53.884757, E25.294869 Высота точки: 145 м
Пройдено за день: 21.8 км НВ: 106 м, СВ: 109 м ОХВ: 1 ч. 49 мин. 26 сек. ЧХВ: 1 ч. 25 мин. 55 сек. | | Солнечно, Т≈14°С | | |
5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]
Таблица метеонаблюдений по дням
Время
|
Метеоданные
|
06.05.2023 - день 1 |
07:42:58 | Солнечно, Т≈5°С |
08:11:00 | Солнечно, Т≈10°С |
11:48:00 | Солнечно, Т≈15°С |
18:30:23 | Солнечно, Т≈10°С |
19:03:00 | Солнечно, ветер Т≈7°С |
19:34:55 | Солнечно, Т≈5°С |
07.05.2023 - день 2 |
09:27:17 | Солнечно, Т≈5°С |
09:53:00 | Солнечно, Т≈8°С |
11:52:00 | Солнечно, Т≈8°С |
18:47:00 | Солнечно, Т≈3°С |
08.05.2023 - день 3 |
09:58:26 | Солнечно, Т≈12°С |
14:00:00 | Солнечно, Т≈17°С |
17:15:00 | облачно |
19:18:25 | Солнечно, Т≈15°С |
09.05.2023 - день 4 |
09:58:35 | Солнечно, Т≈15°С |
15:14:00 | Солнечно, Т≈19°С |
18:50:00 | Солнечно, Т≈15°С |
19:49:20 | Солнечно, Т≈8°С |
10.05.2023 - день 5 |
07:11:39 | Солнечно, Т≈5°С |
09:01:05 | Солнечно, Т≈14°С |
6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]
7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]
1.Общие выводы и рекомендации
Маршрут полностью соответствует 1 категории сложности. Оптимальное время прохождения маршрута май - сентябрь для комфортного осмотра достопримечательностей .Маршрут получился достаточно комфортным по интенсивности благодаря хорошей физической форме участников, при этом немалое время было уделено посещению достопримечательностей с экскурсиями. Маршрут планировался и получился достаточно интенсивным благодаря хорошей физической форме участников школы БУ, при этом было время для посещению достопримечательностей с экскурсиями.
- Пройденный маршрут на всем протяжении преодолевается в седле.
- Для прохождения маршрута необходима обычная физическая форма велосипедиста которая достигается несколькими раскатками перед походом. Необходимо обладать минимальными знаниями туристической подготовки, знаниями правил дорожного движения и иметь скатанную перед походом группу.
- Покрытие сотовой связью на всем протяжении маршрута приемлемое, но надо иметь местную СИМ-карту. В кафе встречавшихся на маршруте работает бесплатный wi-fi.
- Главное на маршруте соблюдать порядок движения в группе, ехать строго один за другим, и соблюдать правила дорожного движения и следовать указаниям дорожных знаков и разметки. Также обязательно использовать защитный вело шлем. Рекомендуется пользоваться светоотражающей с яркой желтой или оранжевой раскраской жилеткой. При движении по а\д даже днем и в дождливую погоду рекомендуется включать задние фонари красного цвета для обозначении группы на дороге.
2. Выводы и рекомендации снаряженца
Все взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось, кроме тента, ввиду хорошей погоды.
Планировалось готовить на горелках, для этого было закуплено 4 баллона газа по 450 грамм. В итоге на стоянках было достаточно дров и один из двух канов для ускорения процесса кипятили на костре. В итоге израсходовали 900 грамм газа на группу из 9 человек.
Недостатка в электропитании не было, поскольку в имеющихся кафе заряжались пауэрбанки и телефоны участников.
3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию
Закупка продуктов осуществлялась ежедневно на обед и (или) ужин и завтрак следующего дня. Исключением стал третий день маршрута закупка на который, включая завтрак следующего дня, была произведена в Першаи, поскольку магазины на треке от Першаи до Любчаны отсутствуют.
Магазины главным образом сетевые (например, Родный Кут, Евроопт) с довольно широким ассортиментом достаточным для закупки продуктов в соответствии с запланированной раскладкой. Так, практически в каждом магазине есть тушенка хорошего качества, колбасы, сыры, крупы.
Вода для приготовления пищи использовалась речная, за исключением ужина и завтрака на месте последней ночевки (была куплена бутилированная вода).
Несколько раз посетили кафе. Завтракали и обедали в кафе «Васильки» (Минск), меню которого включает блюда национальной кухни, а также в кафе «Версаль» (Ивье).
Карманное питание в раскладку не включалось и покупалось участниками индивидуально с учетом наличия магазинов и достаточно широкого ассортимента продуктов.
4. Выводы и рекомендации финансиста
Во всех магазинах можно расплатиться платежной картой «МИР» (карты платежных систем Visa и MasterCard выпущенные на территории РФ не действуют на территории Республики Беларусь).
Снять наличные с карты возможно, но только с платежных карт «МИР».
Однако следует учитывать, что по маршруту банкоматы практически отсутствуют (только в крупных населенных пунктах) и на случай отсутствия терминалов в магазине, либо их сбоя или иных случаев, требующих оплаты наличными, представляется оптимальным снять либо обменять часть рублей на старте маршрута.
При снятии наличных с платежной карты в банкомате следует также учесть условия снятия комиссии конкретного банка.
5. Выводы и рекомендации механика
Перед походом, на скатках были проверены велосипеды и устранены мелкие недостатки. Рекомендовано всем проверить и обслужить велосипеды в специализированных мастерских.
На маршруте периодически осуществлялся контроль состояния велосипедов, а именно: затяжка болтов крепления багажника, давление в камерах, правильности работы переключателей, исправности тормозов, смазка цепи.За время похода пробоев камер у участников не было. Несколько раз осуществлялась подкачка давления в камерах.
С технической точки зрения поход прошел без происшествий, случаев критических отказов не было.
6.Выводы и рекомендации штурмана
Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей.
7.Выводы и рекомендации медика
Аптечка была собрана в два герметичных бокса: перевязочный и экстренный (таблетница). Боксы были подобраны под размер лекарственных средств необходимых в походе. Сначала они лежали в нижней части рюкзака и было не удобно его извлекать, потом были переложены наверх, для более быстрого и удобного извлечения необходимых медикаментов.
Все участники оформили медицинские страховые полисы, действующие за пределами РФ.
До похода у некоторых участников были медицинские проблемы, которые могли негативно (но не критично) повлиять на прохождение маршрута, однако походе возникли следующие а именно:
- у культоролога Юлии Смоляковой поясничная грыжа, бывают проблемы со спиной. Предупредила, что возьмет уколы и таблетки.
- у руководителя группы Дмитрия Кротова – гастрит и колени-ахилы,
- у хронометриста Анастасии Хмелевой аллергия на зверобой,
- у завхоза Ирины Леденевой жалоб не было.
- у механика Алексея Коробова был поврежден палец, не значительно, но обработали рану и наклеили пластырь, в процессе изнашивания пластырь меняли. В конце похода расстройство желудка: применяли таблетки курсом и рекомендовано соблюдение диеты.
- у штурмана и снаряженца Михаила Маринцева покраснения на коже лица и в области шеи, в связи с долгим и протяженном пребывании на солнце. Мазали защитным кремом от солнца. К концу похода жалобы на расстройство желудка, выпил активированный уголь.
- у медика Елены Ионовой жалоб не было, но в процессе похода, слезились глаза, предположительно от ветра или аллергия. Предпринятые меры: солнцезащитные очки, принять таблетки от аллергии и по приезду проконсультироваться с окулистом. Еще защемило шею с утра, от неудобного лежания и сна, смазывала мазью.
- у Андрея, был обнаружен клещ на ноге. Удачно, подручными средствами, ниткой из хоз. набора, его зацепили и вытащили, обработали место укуса. Так же пожаловался на натертость возле седалищных костей. Была выдана мазь от натертостей.
- у Ани, расстройство желудка, на фоне этого общая слабость. Также курс таблеток от диареи и рекомендация соблюдение диеты.
Выводы:
а) добавить в аптечку градусник, мазь левомеколь и таблетки от диареи в большем количестве, что бы пропивать курс в 3-4 дня;
б) необходимо купировать все хронические заболевания до похода;
в) соблюдать гигиену (обрабатывать руки антисептиком при приготовлении и поглощении пищи);
г) рассчитывать на наихудшие возможные погодные условия – холод, дождь с ветром – брать проверенные непромокаемые дождевики, в том числе непромокаемую обувь, штаны или иметь запасные на смену. Побольше теплой одежды на холодные ночевки. Спальники, рассчитанные на более холодную погоду, чем обещают прогноз;
д) осматривать тело минимум 2 раза в день на наличие клещей;
е) не пренебрегать использование с самого утра защитного крема от солнца, что бы предотвратить покраснение кожи, солнечные ожоги;
ж) следить за питанием: не есть все подряд, что может расстроить желудок;
з) Воду тщательнее кипятить, чуть дольше, если набираем её из реки или водоема.
8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]
8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]
Расчёт Кэп
Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня
|
Дата
|
Пробег
|
1 | 06.05.2023 | по дорогам высокого качества: 56.8 по дорогам хорошего качества: 5.6 по дорогам среднего качества: 2.6
|
2 | 07.05.2023 | по дорогам высокого качества: 9.3 по дорогам хорошего качества: 66
|
3 | 08.05.2023 | по дорогам высокого качества: 7.5 по дорогам хорошего качества: 67.3
|
4 | 09.05.2023 | по дорогам высокого качества: 65.2 по дорогам хорошего качества: 15.8
|
5 | 10.05.2023 | по дорогам высокого качества: 20.6 по дорогам хорошего качества: 1.2
|
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества
|
Дороги хорошего качества
|
Дороги среднего качества
|
Дороги низкого качества
|
Дороги сверхнизкого качества
|
Радиальные/неавтономные участки
|
ЛП
|
159.4 | 155.9 | 2.6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Lф = 317.9
Кэп = 1.05
Расчёт ЛП
Перечень ЛП на маршруте
Дата
|
Тип и категория ЛП
|
Описание ЛП
|
Длина, м
|
Эквивалентный пробег, км
|
ЛП = 0 км
Расчёт интенсивности
Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.05
Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 0Протяжённость фактическая, км:
Lф = 317.9
Продолжительность фактическая, дней:
(последний день неполный)
Тф = 4.5
Протяжённость номинальная, км:
Lн = 300
Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 6
Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.49
8.2 Автономность маршрута [↑]
Продолжительность похода: 99 ч. (5 д.)
Автономность похода: 0.81
Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 6.05.2023 7:00
Конец временного интервала: 6.05.2023 13:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
2. магазин: 6.05.2023 14:00
Конец временного интервала: 7.05.2023 13:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
3. магазин: 7.05.2023 14:00
Конец временного интервала: 8.05.2023 18:00
Количество часов: 29
Автономность временного интервала: 0.84
4. магазин: 8.05.2023 19:00
Конец временного интервала: 9.05.2023 13:00
Количество часов: 19
Автономность временного интервала: 0.80
5. м: 9.05.2023 14:00
Конец временного интервала: 10.05.2023 8:00
Количество часов: 19
Автономность временного интервала: 0.80
6. м: 10.05.2023 9:00
Конец временного интервала: 10.05.2023 9:00
Количество часов: 1
Автономность временного интервала: 0.80
8.3 Показатель сложности маршрута [↑]
Протяжённые препятствия:
* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 8.61
В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 8.61
Сумма баллов за ПП:
S = 8.61
8.4 Категорирование маршрута [↑]
Расчёт баллов КС:
КС = S * I * A
КС = 8.61 * 1.49 * 0.81 = 10.39 баллов
Признак к.с. по баллам КС: 2
Набор ПП:
1 к.т.: 5
Признак к.с. по набору ПП: 1
Определяющие факторы:
Протяжённость фактическая:
317.9 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 0 км
Продолжительность фактическая: 5 дней
Признак к.с. по протяжённости маршрута: 1
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 1
Итоговая к.с.: 1