Главная  
Техническое описание прохождения маршрута Алтай-2020 Запасной маршрут (школа ВУ, отд. №2), заявленная сложность: 4 к.с., руководитель: Журавлёв А.В., маршрутная книжка: 1/5-403
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
02.08.2020 - день 1
115:04:1300Начало ходового дня. Высадившись с катера на мысе Кырсай и пообедав в кафе рядом с местной администрацией, стартуем по маршруту (Фото 1-1). Дорога 77-20. Покрытие - гравий (Фото 1-2) Начало препятствия подъём по долине р. Чулышман (2 к.т.)
ПП3783
216:10:000.90.9Брод небольшого ручья, в седле (Фото 1-3). Дорога начала портиться.
316:18:002.92.9Выехали на дорогу, идущую от пирса. Дорога идёт вплотную к берегу реки Чулышман (Фото 1-3а)
416:41:308.28.2Пересекаем р. Ачелман по автомобильному мосту (Фото 1-4).
516:47:009.99.9Посёлок Балыкча. Есть магазины, но нам не нужны. С посёлка - дорога 84К-5 (Фото 1-5)дорога хорошего качества
616:52:5011.211.2Пересекаем р. Балыкча по автомобильному мосту (Фото 1-6)
717:19:5015.315.3Брод ручья. Двое участников переехали в седле (Фото 1-7) Рядом пешеходный мостик в виде перекинутых с берега на берег пары стёсанных брёвен (Фото 1-8)
817:27:0017.517.5Переехали ручей, текущий под дорогой в трубе. Сам ручей заболочен.
917:32:0018.718.7Переехали по мосту через протоку (Фото 1-9)
1017:55:0024.224.2Пересекаем протоку р. Чулышман по автомобильному мосту (Фото 1-10)
1117:57:5024.724.7Пересекаем протоку р. Чулышман по автомобильному мосту (Фото 1-11)
1218:15:0026.426.4Катим в небольшой пупырь. На подъёме и спуске покрытие разбито сильнее - до гребенки, местами - участки рыхлого песка (Фото 1-12)
1318:19:0027.127.1Со спуском с пупыря песок исчез
1418:28:5030.630.6Пора вставать на ночёвку. Сворачиваем с основной дороги на грунтовку, идущую в сторону реки Чалышман. Покрытие - грунтовая дорога, заросшая травянистаядорога среднего качества
1518:29:5430.930.9Конец ходового дня. Встали на ночёвку в чудесном месте прямо на берегу р. Чулышман. Воду брали из реки, дрова для костра тоже нашлись (Фото 1-13, Фото 1-14)
Координаты точки: N51.155789, E87.813815
Высота точки: 469 м

Пройдено за день: 30.9 км
НВ: 121 м, СВ: 113 м
ОХВ: 3 ч. 25 мин. 41 сек.
ЧХВ: 2 ч. 10 мин. 13 сек.
03.08.2020 - день 2
1607:56:26030.9Начало ходового дня. По травянистой грунтовке едем в сторону основной дороги (Фото 2-1)14 градусов, ясно
1708:01:300.431.3Выехали с места ночёвки на основную дорогу. Покрытие - гравийдорога хорошего качества
1808:04:001.132Переехали по мосту через ручей. Ручей небольшой, но довольно бурный, вода на вид чистая.
1908:38:009.940.8Посёлок Коо. В посёлке имеется два магазина – на въезде и на выезде, были ещё закрыты. Участок дороги через посёлок – крупнокаменистый, разбитый грейдер, хуже, чем основная дорога
2008:45:3511.542.4На выезде из посёлка - магазин под названием «Радуга», остановились напротив него передохнуть (Фото 2-2)
2109:01:5011.942.8Пересекли протоку р. Чулышман по автомобильному мосту (Фото 2-3)
2209:05:2812.843.7Пересекли протоку р. Чулышман по автомобильному мосту (Фото 2-4) После моста дорога стала лучше, появились альтернативные дороги, идущие параллельно основной. Группа рассредоточилась, выбирая лучшие, более укатанные, пути (Фото 2-5)
2309:20:3516.347.2Свернули с основной дороги налево – в сторону огромного кемпинга «Каменные грибы» (Фото 2-6)
2409:24:1116.847.7Подъехали к кемпингу. На берегу – переправа через р. Чулышман для тех, кто желает прогуляться наверх к каменным грибам. В наши планы прогулка не входит, поэтому смотрим на грибы в объектив фотоаппарата и возвращаемся к основной дороге (Фото 2-7)радиальный/неактивный участок
2509:35:0017.448.3Вернулись на дорогу вдоль Чулышманадорога хорошего качества
2609:55:5922.853.7Пересекли ручей по автомобильному мосту. Остановились набрать воды в личку, вода чистая (Фото 2-8)
2710:20:4026.657.5Остановились после крутого подъёма на 10-тиминутку. Дорога здесь очень пыльная, да ещё трафик увеличился – проснувшиеся туристы поехали к достопримечательностям. Зато красиво – разноцветные скалы вокруг. Отдохнув, продолжаем движение по маршруту (Фото 2-9)
2810:36:2627.958.8Пересекли р. Кендир по автомобильному мосту (Фото 2-10)
2910:59:3431.562.3Пересекли р. Ит-кая о автомобильному мосту (Фото 2-11)
3011:03:0432.363.2Кемпинг, а рядом с ним у дороги – небольшой магазинчик (Фото 2-12)
3111:09:5133.564.3Остановились полюбоваться водопадом (Фото 2-13)
3211:36:3736.167Пересекли р. Саратун по автомобильному мосту (Фото 2-14)
3311:47:0237.968.8Остановились для ремонта – на велосипеде Вани прокол на заднем колесе (Фото 2-15)
3412:34:2643.274.1Остановились полюбоваться на пешеходный подвесной мост через р. Чулышман. Отсюда народ ходит пешком к водопаду Чул-Озы (Фото 2-16)
3512:50:0845.876.6Обедаем, комфортно устроившись в ближайшей к въезду беседке турбазы «Кату-Ярык» перед началом подъёма в одноимённый перевал (Фото 2-17, Фото 2-18)30.5 градусов, ясно
3614:08:0046.377.2Начало подъёма в перевал Кату-Ярык. Покрытие - камень разбитый (Фото 2-19, Фото 2-20) Начало препятствия траверс Чулышманского хребта (4 к.т.)
ПП3441
3714:08:2146.377.2Конец препятствия подъём по долине р. ЧулышманПП3783
3814:08:2246.377.2На поворотах витков серпантина - крупный камень. Сам серпантин - очень узкий, дорога пыльная и машин в обед уже достаточно много. Уклоны очень крутые, часто приходиться идти пешком (Фото 2-21) Да ещё нужно постоянно уступать место машинам, которые в подъём стараются заскочить на скорости, иначе им не въехать (Фото 2-22)
3916:03:4350.180.9Видовые точки перевала Кату-Ярык (Фото 2-23) Сюда заползали каждый в своём темпе, без длительных остановок, а некоторые и в седле. Первые участники забрались на перевал аж на час раньше. Именно это место с живописными видами на долину р. Чулышман и серпантин на склоне привлекает сюда туристов. Имеется кафе и ларёк с напитками и мороженым.
4016:33:0650.381.2Продолжаем движение. Уклоны от видовых точек - намного более пологие, а покрытие заметно улучшается - крупнокаменистые участки практически исчезают. Далее покрытие - гравий (Фото 2-24, Фото 2-25)дорога хорошего качества
4118:36:5961.392.2Перевал 1638 м (по навигатору) С него открывается живописный вид на озеро Учкёль (Фото 2-26) Покрытие на спуск не меняется – гравий (Фото 2-27)
Координаты точки: N50.827552, E88.188355
Высота точки: 1638 м
4219:26:1573.1104Сворачиваем с основной дороги 85К-5 налево, на второстепенную дорогу, идущую в сторону озёр Узун и Тодин. Покрытие - разбитая грунтовая дорога (Фото 2-28, Фото 2-29)дорога среднего качества
4319:30:0974104.9Брод р. Б. Улаган, ширина 15 м, глубина 20-30 см, каменистое дно (Фото 2-30) Рядом слева есть мост, но с велосипедом пройти по нему затруднительно. Вброд гораздо проще и безопаснее. Участники пробуют форсировать брод в седле - частично получается (Фото 2-31)Переправа н/к (2)
4419:48:0274.3105.1Встали на ночёвку в лесочке на берегу небольшого ручья Ороктой рядом с дорогой. От дороги мы практически скрыты деревьями, да и трафик небольшой – за вечер проехало 2-3 тс (Фото 2-32, Фото 2-33)
4519:48:0374.3105.2Конец ходового дня.
Координаты точки: N50.744594, E88.1258
Высота точки: 1284 м

Пройдено за день: 74.3 км
НВ: 1525 м, СВ: 710 м
ОХВ: 11 ч. 51 мин. 37 сек.
ЧХВ: 7 ч. 52 мин. 4 сек.
11.3 градуса, ясно
04.08.2020 - день 3
4608:10:090105.2Начало ходового дня. В самом начале пути – короткий, но крутой подъём с не протяжёнными участками рыхлого песка (Фото 3-1) Далее – разбитая грунтовка, местами глубокие колеи, крупные камни. (Фото 3-2, Фото 3-3)11.3 градуса, ясно
4708:50:423.3108.5Оборудованный родник у дороги, пополнили запасы питьевой воды (Фото 3-4)
Координаты точки: N50.732503, E88.16505
4809:20:175.6110.8Брод небольшого ручья в седле, вода на вид чистая.
4910:00:077112.2Беседка в лесу, собираем группу (Фото 3-5) Дальше – крутой спуск к озёрам Узун и Тодин. Лесная грунтовка разбита сильнее, чем на открытых участках, крутые уклоны, камни, размытые ручьями участки (Фото 3-6, Фото 3-7)
5010:43:0710.3115.5Озеро Тодин (Фото 3-8) Перекус с купанием. От озера возвращаемся обратно к основной дорогерадиальный/неактивный участок
5111:26:3310.8116Вернулись на основную дорогу, продолжаем движение. Подъезд к озерам Узун и Тодин со стороны Улагана явно используется охотниками и рыбаками, чего не скажешь о дальнейшей дороге вдоль р. Елтушер
5211:37:1812.1117.3Как только наша дорога вошла в лес, покрытие заметно ухудшилось. Далее покрытие - разбитая грунтовая дорога, осложнённая ТП. Короткие заболоченные участки, небольшие броды, корни, камни, локальные завалы, глубокие колеи (Фото 3-9, Фото 3-10, Фото 3-11) дорога сверхнизкого качества
5311:59:4513118.2Далее дорога идёт круто вверх. Уклоны очень крутые, часто приходиться спешиваться. Местами крупнокаменистые участки.
5412:29:0713.7118.9Остановились на короткий отдых. После отдыха продолжаем движение круто вверх, дорога стала преимущественно каменистой (Фото 3-12) Но не все - у Вани прокол, ремонтируемся.
5513:20:1814.6119.8Вышли на короткую пологую полку, но покрытие особо не улучшилось – появились заболоченные участки, локальные завалы. Через 200 м вновь карабкаемся вверх по грунтовке с крупными живыми камнями (Фото 3-13, Фото 3-14) На подъёме по дороге течет небольшой ручей, вода грязная и рядом тут же пасётся скот.
5614:10:0015.3120.5Дорога постепенно начинает выполаживаться и выходит из леса, камни практически исчезают (Фото 3-15, Фото 3-16)
5714:16:3815.7120.9Собираем группу на развилке (Фото 3-17) Основная дорога уходит прямо. Мы же сворачиваем направо, на тропу. Далее покрытие – грунтовая тропа хорошего качества, по большей части. Первые 200 метров тропа идёт сквозь невысокие карликовые берёзки (Фото 3-18)дорога низкого качества
5814:16:3915.7120.9Иногда тропа разделяется на несколько параллельных узких тропок, выбираем лучшую (Фото 3-19) Местами тропы практически не видно (Фото 3-20) А местами – тропа хорошо набита (Фото 3-21)
5914:50:1917.4122.6Обед на ручье Елтушер (Фото 3-22) Это, считай, первая вода на участке от озера Тодин. 25.5 градусов, ясно
6016:26:4817.4122.6После обеда, переехав ручей, на котором обедали, вброд, продолжаем движение по тропе (Фото 3-23, Фото 3-24) Местами на тропе - каменистые участки, попадаются крупные камни, узкие места (Фото 3-25)
6116:45:2818.3123.5Остановились на седловине (Фото 3-26), собираем группу. Далее – спуск, так же по тропе (Фото 3-27, Фото 3-28)
Высота точки: 2260 м
6217:35:0221.5126.7Упёрлись в заросли кустов, теперь скачем среди них(Фото 3-29) Начало участка ЛП. В кустах скрыты кочки, камни и прочие неровности. Среди кустов перебродили реку Карамеш (Фото 3-30) Растительный покров 1б (3)
L = 400 м
6317:44:2921.9127.1На той стороне реки нашли другую тропу покрытие - грунтовая тропа, осложнённая ТП. Идёт опять среди кустарника (Фото 3-31)дорога сверхнизкого качества
6417:49:0022.5127.7Отклонились от трека влево. Именно туда уходила набитая конная тропа. Оказалось тропа вела к стойбищу – здесь стоит жилой дом, рядом пасутся кони и коровы (Фото 3-32) Ну а нам нужно возвращаться на трек
6518:02:0023.1128.3После проведения разведки движемся в сторону спуска по долине в поисках потерянной тропы через стланик и жёсткий кустарник по азимуту, выбирая лучшие «козьи тропы» (Фото 3-33, Фото 3-34) Поскольку тропы идут на спуск, то иногда вполне можно ехать. А вот идти гораздо сложнее – места на узкой тропке хватает лишь на велосипед, участник же скачет рядом по кустам. В кустах скрыты значительные неровности - камни, кочки.Растительный покров 1б (3)
L = 800 м
6618:23:3023.9129.1Вышли на «нашу» тропу. Вновь движемся по треку - по тропе среди кустарника (Фото 3-35, Фото 3-36)
6718:32:3725.2130.4Брод реки Ярлу. По реке, кстати, идти гораздо удобнее, чем скакать по стланику, поэтому спускаемся в русло её притока Карамеш и идём прямо по воде сначала по притоку, затем бродя основное русло реки Ярлу. Общий путь по воде составил 50-60 метров. Глубина неоднородная, от 20 см до полуметра, приходилось выбирать оптимальный путь (Фото 3-37, Фото 3-38)Переправа 1а (10)
6818:41:3625.3130.5Вышли на противоположный берег основной реки Ярлу. Здесь тоже кустарник
6918:48:3025.4130.6Поднявшись от реки, остановились на отдых (Фото 3-39) Кустарник наконец-то закончился. Далее покрытие - тропа хорошего качества, травянистая. По крайней мере без кустов, она куда более проезжаемадорога среднего качества
7019:05:2126.2131.4Выехали на берег озера Чейбоккель (Фото 3-40) Здесь уже проглядываются две колеи. Далее покрытие - разбитая грунтовая дорога, травянистая (Фото 3-41) Местами заболоченная (Фото 3-42)
7119:21:4627.5132.7Брод реки Саратан, вытыкающей из озера, ширина 10 м, глубина 20-30 см, каменистое дно (Фото 3-43, Фото 3-44) Выехали к турбазе (Фото 3-45), объехали её справа вдоль забора. Переправа н/к (2)
7219:31:4227.8133.1От ворот турбазы покрытие – грунт различного качества (Фото 3-46, Фото 3-47) Дальше движемся вдоль реки Саратан.
7319:42:3631.1136.4Сворачиваем влево на второстепенную дорогу к месту ночёвки. Покрытие - разбитая грунтовая дорога, травянистая, местами с камнями
7420:01:5434.7139.9Конец ходового дня. Встали на ночёвку в живописном месте – на стрелке слияния двух рек – Саратан и Анаяк. Воду брали из реки, дрова нашлись неподалёку (Фото 3-48)
Координаты точки: N50.55711, E88.316216
Высота точки: 1677 м

Пройдено за день: 34.7 км
НВ: 1238 м, СВ: 845 м
ОХВ: 11 ч. 51 мин. 45 сек.
ЧХВ: 6 ч. 49 мин. 10 сек.
15.8 градусов, облачно.
05.08.2020 - день 4
7508:06:340139.9Начало ходового дня. Выдвигаемся на маршрут обратно в сторону основной дороги (Фото 4-1) радиальный/неактивный участок13.7 градусов, облачно с прояснениями
7608:22:440.4140.3Вернулись на основную дорогу и сразу же пересекли реку Саратан по автомобильному мосту (Фото 4-2, Фото 4-3) Покрытие - камень (Фото 4-4) дорога среднего качества
7708:22:450.4140.3В лесной зоне – местами грунтовые участки с лужами и колеями (Фото 4-5, Фото 4-6)
7808:45:213.8143.8На крутом участке спуска в посёлок Саратан покрытие - крупнокаменистая разбитая дорога (Фото 4-7, Фото 4-8, Фото 4-8а)
7908:56:436.3146.2Конец препятствия траверс Чулышманского хребтаПП3441
8008:57:006.4146.3Посёлок Саратан (Фото 4-9, Фото 4-10, Фото 4-11) С посёлка покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 4-12) Начало препятствия спуск вдоль р. Башкаус (2 к.т.)
ПП3761
8108:57:016.4146.3На крутых участках дорога несколько разбита (Фото 4-13) В посёлке река Саратан впадает в реку Башкаус и дальше мы движемся уже вдоль последней.
8209:35:1413.7153.7Пересекли реку Атуркол по автомобильному мосту (Фото 4-14)
8310:09:0920.7160.6Верхушка пупыря, виды дивные, отдыхаем (Фото 4-15, Фото 4-16) Дорога – отличная (Фото 4-17)
Высота точки: 1414 м
8410:27:1921.3161.2Пересекаем реку под названием Ручей по автомобильному мосту (Фото 4-18) Правильно, а чего долго думать над названием)
8511:14:2633.5173.4У въезда в посёлок Улаган покрытие сменилось. Далее покрытие - асфальт хорошего качества (Фото 4-19)дорога высокого качества
8611:24:3234.6174.5Конец препятствия спуск вдоль р. БашкаусПП3761
8711:28:5835.7175.7Посёлок Улаган (Фото 4-20, Фото 4-21) Большой, есть всё) Закупаемся в магазине «Мария-Ра» На небе сгущаются тучи, выглядит всё это угрожающе, надо ехать.
8812:43:2137.2177.1В посёлке пересекли реку Башкаус по мосту. Начинаем подъём в перевал Улаган по дороге 84К-1 – уклон плавный, по асфальту крутится легко. Начал накрапывать дождик.дорога хорошего качества
8912:57:1741.4181.4А здесь уже хорошо пролилось. Далее покрытие – асфальт хорошего качества, мокрый (Фото 4-22, Фото 4-23)
9013:18:0846.6186.5Пересекаем реку Кубадру по автомобильному мосту (Фото 4-24)
9113:22:5346.6186.5Начало препятствия перевал Улаганский (2 к.т.)ПП3768
9213:23:2246.7186.6Дождь льёт всё сильнее. Встали на обед сразу за мостом в лесочке. Натянули тент, развели под дождём костёр (Фото 4-25) Только все укрылись, посыпал град. Вода в реке из нежно бирюзовой тут же стала грязно серой (Фото 4-26) Сильно похолодало. Пока обедали, дождь закончился, но асфальт всё ещё мокрый. ливневый дождь, град
9315:14:3348.3188.2Стали попадаться короткие участки без асфальта. Покрытие – гравийная дорога разбитая, мокрая (Фото 4-27)
9415:19:3448.8188.7Вновь покрытие – асфальт хорошего качества, мокрый
9515:28:2650.7190.6Пересекаем реку по автомобильному мосту (Фото 4-28) Далее покрытие – гравийная дорога хорошего качества, мокрая
9615:29:5851190.9Вновь покрытие – асфальт хорошего качества, мокрый
9715:38:1552192Покрытие – гравийная дорога хорошего качества, мокрая
9815:38:5552.1192Вновь покрытие – асфальт хорошего качества, мокрый (Фото 4-29)
9915:52:3953192.9Покрытие – гравийная дорога, разбитая, мокрая, местами с гребенкой и ямами (Фото 4-30, Фото 4-31)
10016:05:2353.9193.8Вновь покрытие – асфальт хорошего качества, мокрый (Фото 4-32) Местами – разбит (Фото 4-33)
10116:16:2555.8195.8Дорога стала заметно суше. Далее покрытие – асфальт хорошего качества, сухой (Фото 4-34)
10216:25:4557.9197.8Пересекаем ручей по автомобильному мосту (Фото 4-35)
10317:14:5564.1204Перевал Улаган. Поехали по тропе к видовой точке сделать общее фото Высота перевальной точки: 2078 м
Координаты перевальной точки: N50.499675, E87.655455
дорога среднего качества
10417:31:0064.4204.3Видовая точка, сделали общее фото (Фото 4-36)
Высота точки: 2078 м
радиальный/неактивный участок
10517:49:0064.8204.7Возвратились на дорогу, продолжаем движениедорога хорошего качества
10617:49:5665.2205.1Красивый вид на небольшое горное озеро слева от дороги (Фото 4-37)
10718:01:4368207.9Озеро Узункёль. Покрытие сменилось на гравийную дорогу , с гребёнкой (Фото 4-38)
10818:22:3973.8213.7Вновь покрытие – асфальт хорошего качества.
10918:29:2375.8215.7Пересекаем реку Чибитка по автомобильному мосту. Пошёл дождь – зачехлились.
11018:36:4478.1218Озеро Чейбеккёль. Покрытие сменилось на гравийную дорогу, мокрую. Вдоль самого озера дорога местами сильно разбита – ямы (Фото 4-39)
11118:52:5982.8222.7Пересекли реку Чибитка по автомобильному мосту.
11218:53:5683.3223.3Пересекаем реку Чибитка по автомобильному мосту.
11318:56:5483.6223.5Пересекаем реку Чибитка по автомобильному мосту (Фото 4-40) Ущелье сужается до узкого прохода между красивыми красными скалами. Место называется «Красные ворота» Дорога практически сухая. Далее покрытие – гравийная дорога разбитая, сухая (Фото 4-41)
11419:12:5085.9225.8Пересекаем реку Чибитка по автомобильному мосту (Фото 4-42)
11519:15:5386.4226.3Вновь покрытие – асфальт хорошего качества
11619:17:3787.4227.3Пересекаем приток реки Чибитка по автомобильному мосту.
11719:24:0391.1231Конец препятствия перевал УлаганскийПП3768
11819:25:4091.2231.1Посёлок Акташ. Закупаемся в магазинах. Магазинов здесь очень много и все они сосредоточены в одном месте, есть и «Мария-Ра» дорога высокого качества
11919:58:3492.2232.1Сворачиваем направо – на Чуйский тракт.
12020:04:3193.4233.3Остановились на въезде в кемпинг «Зелёный колобок» (Фото 4-43) Первоначально планировали остановиться здесь, но народу очень много – буквально все живут друг у друга на головах. Мы такое не любим) Пройдя весь кемпинг, чуть дальше по тракту от него нашли подходящее местечко, едем туда.
12120:22:3393.7233.7Встали на ночёвку над Чуйским трактом, на полке, с которой открывается шикарный вид на ленту Чуйского тракта в обрамлении гор (Фото 4-44, Фото 4-45) Воду брали из большого ручья внизу, дрова тоже есть.
12220:22:3493.8233.8Конец ходового дня.
Координаты точки: N50.312034, E87.572961
Высота точки: 1297 м

Пройдено за день: 93.8 км
НВ: 1480 м, СВ: 1860 м
ОХВ: 12 ч. 16 мин. 0 сек.
ЧХВ: 7 ч. 4 мин. 57 сек.
18.9 градуса
06.08.2020 - день 5
12308:08:570233.8Начало ходового дня. Выдвигаемся на маршрут. Трафик с утра нулевой (Фото 5-1, Фото 5-2)20.1 градуса, ясно
12408:17:133.3237Пересекаем реку Чибитка по автомобильному мосту.
12508:23:387240.7Пересекли реку Сардыма по автомобильному мосту.
12608:31:0810.4244.1Пересекли реку Бельгебаш по автомобильному мосту.
12708:45:0716.9250.7Пересекли реку Боки по автомобильному мосту
12808:47:1117.7251.5Беседка на въезде в Онгудайский район, отдыхаем (Фото 5-3, Фото 5-4)
12909:13:0222.8256.5Пересекли реку Ер-Балык по автомобильному мосту (Фото 5-5)
13009:22:3826.4260.1Пересекли реку Айгулак по автомобильному мосту (Фото 5-6)
13109:29:5928.7262.5Начало трейла к водопаду Ширлак (Фото 5-7, Фото 5-8, Фото 5-9)
13209:30:0028.7262.5Сбегали по трейлу наверх посмотреть водопад (Фото 5-10) Едем дальше (Фото 5-11)
13310:20:0237.6271.4Пересекаем реку Тутугай по автомобильному мосту.
13410:43:1144.1277.8Остановились у памятника шофёрам Чуйского тракта (Фото 5-12) Сходили посмотреть на участок старого Чуйского (Фото 5-13) После 10 часов трафик на Чуйском заметно увеличился, но особо не напрягает – в основном попадаются встречные машины (Фото 5-14)
13511:23:0646.3280Посёлок Ак-Бом (Фото 5-15, Фото 5-16) Пересекли реку Садаклар и остановились на отдых у кафе с небольшим магазинчиком внутри, но цены на скудный ассортимент магазинчика явно завышены. Перед кафе фонтанчик с родниковой водой.
13612:03:5047.9281.7Пересекли реку Сертек по автомобильному мосту (Фото 5-17)
13712:28:0952.6286.3Посёлок Иодро (Фото 5-18) Есть два магазина – «Иодро» (Фото 5-19) и «Эзеш» (Фото 5-20) Закупаемся во втором – разведчик доложил, что там ассортимент лучше.
13813:39:3565.3299.1Археологический комплекс Калбак-Таш (Фото 5-21) Один из самых знаменитых в Горном Алтае. Идём смотреть петроглифы, с экскурсией (Фото 5-22, Фото 5-23)
13915:44:1075.5309.3Сворачиваем с Чуйского тракта налево в сторону посёлка Инегень (Фото 5-24), на разбитый асфальт, с которого практически тут же уходим правее к видовой точке. Покрытие - гравийная дорога хорошего качества (Фото 5-25) дорога хорошего качества
14015:49:2476.4310.1Шикарный вид на слияние двух рек – Чуи и Катуни (Фото 5-26), остановились посмотреть. Внизу виден мост через Чую, по которому нам ехать дальше (Фото 5-27) Спускаемся вниз на берег Катуни (Фото 5-28) – обедать
14116:07:3277310.7Выехали с видовой точки вновь на основную дорогу. Дорога широкая, трафика нет.
14216:08:2577.4311.2Пересекаем реку Чую по автомобильному мосту (Фото 5-29, Фото 5-30) Сразу за мостом съехали на берег реки для обеда (Фото 5-31)
14316:10:2277.6311.4Обед на берегу Катуни (Фото 5-32) Искупались. Соседи по берегу угостили нас помидорами и половиной арбуза. Шикарно)) С обеда продолжаем движение по грейдеру (Фото 5-33, Фото 5-34)25.7 градусов, ясно
14418:01:0379312.7Пересекаем реку Катунь по автомобильному мосту (Фото 5-35) Сразу за мостом дорога сужается и идёт крутым серпантином. Покрытие на серпантине - гравийная разбитая дорога, пыльная, местами крупные камни (Фото 5-36)
14518:01:1679312.8Начало препятствия траверс Теректинского хребта вдоль р. Катунь (4 к.т.)ПП3771
14618:11:0079.7313.5Поднялись на верхушку серпантина, дальше подъём более плавный Покрытие улучшилось – гравийная дорога хорошего качества (Фото 5-37) На спуске к реке Нижний Инегень также хорошая дорога (Фото 5-38) А также - чумовые виды на долину реки Катунь (Фото 5-39)
14718:39:0284.5318.2Остановились перед автомобильным мостом через реку Нижний Инегень (Фото 5-40) – присматриваем место для ночёвки. На спуске к мосту – шикарные виды на долину Катуни. Рядом с мостом турбаза «Усадьба Нижний Инегень» (Фото 5-41). Нашли отворотку вправо, идущую вдоль реки Нижний Инегень. Покрытие – разбитая грунтовая дорога, переходящая в заросшую тропу (Фото 5-42) дорога сверхнизкого качества
14818:39:0384.5318.2При заходе на место ночёвки, чтобы нас уж совсем никто не нашёл - обошли пару прижимов реки Нижний Инегень в режиме ЛП - велосипед частично проводился по воде (Фото 5-43) Каньон н/к (0.5)
L = 100 м
14918:54:3385.2319Конец ходового дня. Встали на ночёвку на берегу реки Нижний Инегень. Ровная большая поляна, рядом есть родник, дрова тоже нашлись (Фото 5-44)
Координаты точки: N50.350762, E86.672398
Высота точки: 762 м

Пройдено за день: 85.2 км
НВ: 748 м, СВ: 1283 м
ОХВ: 10 ч. 45 мин. 36 сек.
ЧХВ: 4 ч. 48 мин. 20 сек.
15.5 градуса
07.08.2020 - день 6
15008:00:470319Начало ходового дня. Обратно к мосту возвращаться не стали. Сразу же перешли реку Нижний Инегень вброд (Фото 6-1, Фото 6-2) и поднялись на верхнюю дорогу. 16.1 градуса, ясноПереправа н/к (2)
15108:05:000319При выходе на дорогу повернули налево. Покрытие – камень (Фото 6-3)дорога хорошего качества
15208:36:374323Посёлок Инегень (Фото 6-4) Закупаемся в магазине (Фото 6-5) Несмотря на то, что на вывеске написано «работает с 8:00», продавщица за прилавком сказала, что магаз вообще-то закрыт, но для нас она его откроет. Так мило)
15308:36:384323От посёлка покрытие также - камень хорошего качества, мелкий (Фото 6-6, Фото 6-7)
15409:26:599.7328.7Переехали вброд два неглубоких ручья (Фото 6-8) Перед бродами проехали ферму – огороженное пастбище, жилой дом, пасутся лошади (Фото 6-9)
15509:47:4712.5331.4На развилке сворачиваем направо на дорогу, идущую в подъём, которая приведёт нас к видовым точкам (Фото 6-10) Можно проехать и без набора высоты – левее и сразу выйти на начало тюнгурской тропы. Но это не наш вариант)
15609:53:2913332Зависли на видовухе – красотища нереальная! (Фото 6-11) Не зря мы сюда залезли! дорога сверхнизкого качества
15709:53:3013332 Далее начинаем спуск по тропке к основной тропе, идущей вдоль реки Катунь. Местами на спуск удаётся даже ехать (Фото 6-12) но последние метров 200 - это ЛП типа перевальный спуск: крупные камни, ступени, скальные выступы (Фото 6-13, Фото 6-14)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 200 м
15810:38:3213.7332.6Спустились на основную тропу. Тропа эта популярна среди туристов – и пеше, и вело и выходит в посёлок Тюнгур, от которого и получила название Тюнгурской. Покрытие - крупнокаменистая тропа. дорога низкого качества
15910:38:3313.7332.6 Местами с техническими препятствиями - скальные выступы, броды (Фото 6-15) Но тропа - широкая, около метра, по большей части ехать вполне можно (Фото 6-16, Фото 6-17)
16010:51:5614.8333.8Пересекли мелкий ручеек, в седле (Фото 6-18) Набрали из него воды в личку, чистая.
16111:04:4315.9334.9Остановились передохнуть на видовой точке (Фото 6-19) Шикарный вид на впадение Аргута в Катунь (Фото 6-20) Контраст цвета воды тут даже больше выражен, чем в месте слияния с Чуей. Продолжаем движение по тропе (Фото 6-21)
16211:30:0617.1336.1Пересекли неглубокий ручей, в седле (Фото 6-22) Вода на вид чистая.
16311:36:2217.7336.7Покрытие – грунтовая тропа хорошего качества (Фото 6-23, Фото 6-24) Узкая и травянистая.
16411:43:1818.8337.7Грунтовый участок тропы закончился. Далее покрытие – вновь крупнокаменистая тропа
16511:58:5819.5338.4Очередная видовая точка, отдыхаем (Фото 6-25) Продолжаем движение по тропе (Фото 6-26, Фото 6-27)
16611:58:5919.5338.4В лесной зоне на крутых подъёмах тропа намного хуже (Фото 6-28, Фото 6-29)
16712:20:5220.7339.7Сворачиваем налево на узкую тропку в сторону мостика через реку Казнахта. Поворот совсем неприметный, легко можно проскочить.
16812:30:2120.9339.8Пересекаем реку Казнахта по пешеходному мосту (Фото 6-30) Мостик слегка наклонен в одну сторону, но проехать можно, довольно широкий (Фото 6-31) За мостом стоит дом (Фото 6-32)
16912:30:2220.9339.8Далее тропа улучшается, становясь более укатанной, покрытие – мелкокаменистая тропа хорошего качества (Фото 6-33)
17012:56:4522.2341.1Остановились передохнуть (Фото 6-34), затолкав велосипеды в очередную крутую лесную горку (Фото 6-35)
Высота точки: 977 м
17113:48:3526.6345.6Обедаем между двух ручьёв, устроившись прямо на тропе (Фото 6-36, Фото 6-37) Рядом заросли смородины, заботливо обобранные проходящими туристами. Но нам тоже немного досталось)
17213:48:3626.6345.6С обеда продолжаем движение по тропе сначала по лесу (Фото 6-38), затем по узким полочкам склонов (Фото 6-39, Фото 6-40, Фото 6-41)
17316:27:2533.4352.4Тропа спустилась к реке Катунь (Фото 6-42) Собираем группу (Фото 6-43) Здесь уже видны в траве две колеи. Далее покрытие – грунтовая дорога с некоторым количеством ТП (Фото 6-44). На открытых участках – менее, на лесных – более разбита.
Высота точки: 861 м
17416:34:1633.5352.5Брод небольшого ручья, в седле (Фото 6-45)
17516:37:2033.9352.9Брод реки Барбыш - два ручья подряд (Фото 6-46) Две колеи стали более уверенеей (Фото 6-47)
17616:55:3336.5355.5Брод реки Тургунда – два рукава сливаются в одно русло, ширина брода 15 м, глубина 20-30 см, каменистое дно (Фото 6-48) А рядом есть пешеходный мост через первый из рукавов (Фото 6-49) Переправа н/к (2)
17716:56:0036.5355.5За рекой Тургунда начинается просто разбитая грунтовая дорога, ТП исчезли (Фото 6-50)дорога среднего качества
17817:42:3044.7363.7Пересекли реку Деты Кочек по автомобильному мосту. Остановились передохнуть. По берегу много турстоянок, выходной день – народ вовсю отдыхает, навстречу часто попадаются машины. Отдохнув, едем дальше ( Фото 6-51)
17918:39:1853.3372.3Посёлок Тюнгур (Фото 6-52) Закупаемся в магазине. Покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 6-53)дорога хорошего качества
18019:26:0154.4373.4Остановились у второго магазина в посёлке под названием «Моя семья» – докупили недостающее. Завтра у нас дневка – нужно как следует подготовиться)
18119:48:5456.2375.2Сворачиваем с основной дороги налево – на грунтовку, идущую по берегу Катуни, выбираем место под лагерь. Покрытие – грунтовая дорога хорошего качества (Фото 6-53, Фото 6-54)
18219:59:5257.4376.4Конец ходового дня. Встали на ночёвку в лесу на берегу Катуни, рядом с каменным пляжем. Вода есть, дров полно, магаз близко – что ещё нужно для дневки)
Координаты точки: N50.143992, E86.290793
Высота точки: 856 м

Пройдено за день: 57.4 км
НВ: 1140 м, СВ: 1046 м
ОХВ: 11 ч. 59 мин. 5 сек.
ЧХВ: 6 ч. 34 мин. 37 сек.
16.1 градуса
08.08.2020 - день 7
18312:00:000376.4Днёвка. Желающие совершили радиальные поездки в п. Тюнгур и Кучерла.
09.08.2020 - день 8
18408:03:340376.4Начало ходового дня. Возвращаемся на дорогу (Фото 7-1)радиальный/неактивный участок 10.5 градуса, сильный туман
18508:11:231.1377.5Сворачиваем налево – на основную дорогу 8К-134. Покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 7-2) На крутых 8% участках – гребёнка, местами ямы и крупные камни.дорога хорошего качества
18608:52:0210.1386.5Пересекли р. Малая Катанда по автомобильному мосту (Фото 7-3)
18708:55:2810.6387Сворачиваем с основной дороги направо – в посёлок Катанда. Посёлок довольно большой, много магазинов, раскиданных по всему посёлку (Фото 7-4) Начало препятствия траверс Южного отрога Теректинского хребта (3 к.т.) Конец препятствия траверс Теректинского хребта вдоль р. Катунь
ПП3762
ПП3771
18809:14:3614.3390.7Покрытие сменилось на грунтовую дорогу среднего качества. Местами дорога сильно разбита – глубокие колеи, но едется везде отлично, так как сухо (Фото 7-5)дорога среднего качества
18909:19:3715.4391.8Остановились за посёлком – местные говорят, что через Катандинское седло насквозь проехать нельзя, потому что там расположен маральник и ворота закрыты. Обсуждаем дальнейшие планы. В итоге решаем ехать по запланированному маршруту.
19009:40:2018394.4Пересекаем р. Большая Катанда – первый из рукавов вброд в седле (Фото 7-6), второй – по мосту (Фото 7-7).
19109:40:2118394.4 От моста короткий, но крутой подъём вверх, и наша грунтовка выходит в луга. На дороге местами встречаются ямы, колеи, травяное покрытие (Фото 7-8)
19209:58:2721397.4Остановились передохнуть, заехав на огороженную территорию через ворота. Ворота легко открываются/закрываются (Фото 7-9)
19310:17:0021.8398.3Пересекаем р. Тёплый ключ, в седле (фото из паспорта ПП)
19410:21:2722.2398.6Остановились перед запертыми наглухо воротами в Маральник (Фото 7-10) Разведка на предмет путей объезда. Влево вдоль забора Маральника уходит вполне набитая тропка – решаем обходить по ней.
19510:21:2822.2398.6Продолжаем движение Покрытие – грунтовая тропа, местами с крутыми уклонами, но ехать можно (Фото 7-11, Фото 7-12)
19610:44:0022.9399.3Начало перевального взлета на Катандинское седло Средний уклон 18-20%, тропы не видно совсем, ехать невозможно, встречаются неровности, камни и т.п.. Тащим велосипеды там, где пониже трава и пореже кусты (Фото 7-13, Фото 7-14)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 800 м
19711:23:5823.7400.1Добрались до безымянной верхушки вдоль забора маральника вместо запланированного перевала Катандинское седло (Фото 7-15) Дальше – вниз. Но вниз – не значит проще)
Координаты точки: N50.199336, E86.082398
Высота точки: 1321 м
19811:23:5923.7400.1Спуск с Катандинского седла, по-прежнему вдоль забора маральника, продолжая преодолевать ЛП (Фото 7-16, Фото 7-17, Фото 7-18) Крутизна спуска 30% и более, склон травянистый с фрагментами скал.Спуск/подъём 1а (2)
L = 400 м
19912:14:3024.1400.5Покрытие – грунтовая тропа, осложнённая ТП, заросшая, но ехать можно (Фото 7-19, Фото 7-20) дорога сверхнизкого качества
20012:17:2124.3400.7В траве уже можно различить две колеи. Покрытие – грунтовая дорога, осложнённая ТП, заросшая (Фото 7-21, Фото 7-22) Идет сначала по лесу, затем выходит в поле (Фото 7-23)
20112:28:2125.2401.6Вышли к забору маральника, здесь проходит грунтовая дорога вдоль него, качество ее заметно улучшилось. Поехали влево.Покрытие – разбитая грунтовая дорога, травянистая (Фото 7-24, Фото 7-25) За забором видели марала) дорога среднего качества
20212:41:1328.2404.6Дорога ушла от маральника (Фото 7-26)
20312:52:0529.8406.2Сворачиваем направо – вышли на основную дорогу 84К-134. Покрытие – разбитая гравийная дорога, гребёнка (Фото 7-27) Конец препятствия траверс Южного отрога Теректинского хребта
ПП3762
20412:57:4430.8407.2Время – к обеду. Сворачиваем налево – на грунтовую дорогу, ведущую в сторону р. Катунь (Фото 7-28) Покрытие - грунтовая дорога хорошего качества, местами разбитая, местами травяная (Фото 7-29, Фото 7-30)
20513:05:0332.3408.8Заехали в Троице-Сергиевский скит – думали проехать через него к реке, но не вышло, ищем другой путь (Фото 7-31)
20613:12:3933.1409.5Обедаем на берегу Катуни (Фото 7-32) Место шикарное – чистейшая вода, кругом тихо и живописно. Для купания есть глубокое место прямо у берега (Фото 7-33) Решаем отдохнуть тут подольше, благо до места ночёвки уже недалеко, а сложный участок остался позади.
20713:12:4033.1409.5С обеда едем по грунтовке к основной дороге (Фото 7-34)
20816:21:5434.2410.7Вновь выехали на основную дорогу 84К-134. Покрытие – разбитая гравийная дорога (Фото 7-35, Фото 7-36) Дорога пыльная, местами глубокая гребёнка, но трафик небольшой.
20916:51:2341.2417.6Покрытие сменилось на асфальт хорошего качества (Фото 7-37)
21016:55:1442.4418.8Сворачиваем направо – в сторону посёлка Чендек, основная же дорога уходит на Усть-Коксу. Асфальт здесь несколько хуже, но трафика почти нет (Фото 7-38)
21117:11:3945.5421.9Вновь покрытие - разбитая гравийная дорога. Местами с крупными камнями и гребёнкой, пыльная, трафик слабый (Фото 7-39)
21217:18:4046.7423.1Пересекаем р. Чендек по автомобильному мосту (Фото 7-40)
21317:50:4448.2424.6Посёлок Чендек. Остановились у магазина на закупку (Фото 7-41) А ещё прикупили у местных молока, творога, сметаны и варенья – завтра нас ждёт вкусный завтрак)
21418:27:2648.4424.8Конец ходового дня. Лагерь разбили прямо на огороде у местного жителя (Фото 7-42) – родственника одного из участников нашей группы. Вечером организовали баню – вот чего нам не хватало на дневке, теперь отдых можно считать полным))
Координаты точки: N50.264026, E85.956173
Высота точки: 1072 м

Пройдено за день: 48.4 км
НВ: 827 м, СВ: 611 м
ОХВ: 10 ч. 23 мин. 52 сек.
ЧХВ: 4 ч. 42 мин. 34 сек.
23 градуса
10.08.2020 - день 9
21508:09:400424.8Начало ходового дня. Возвращаемся на трек.радиальный/неактивный участок18.1 градуса
21608:22:300.6425.4Вернулись на дорогу, продолжаем движение по маршруту в сторону Теректы. Покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 8-1) Местами дорога подразбита, но по краю проезжей части довольно ровно – катится отлично.дорога хорошего качества
21708:45:457.4432.2Пересекли р. Большая Теректа по автомобильному мосту (Фото 8-2)
21808:49:018.3433.2Посёлок Теректа (Фото 8-3) Остановились у магазина закупить воды в личку (Фото 8-4)
21909:03:248.9433.7С проездом открытых ворот покрытие сменилось на грунтовое хорошего качества (Фото 8-5, Фото 8-6) Местами разбито.
22009:27:3013.6438.4Брод ручья, в седле (Фото 8-7)
22109:30:3014.3439.1Брод ручья, в седле (Фото 8-8)
22209:43:3016.6441.4Брод ручья, в седле (Фото 8-9)
22309:45:3016.9441.7Посёлок Курунда. Покрытие сменилось на гравийную дорогу хорошего качества (Фото 8-10)
22409:49:3018.9443.7Свернули в посёлок Кастахта, не доезжая автомобильного моста через р. Кастахта (Фото 8-11)
22509:49:3218.9443.7Начало препятствия траверс Теректинского хребта (4 к.т.)ПП3747
22610:00:3020.4445.3Проехали посёлок Кастахта (Фото 8-12) и остановились передохнуть, переехав небольшой брод притока р. Кастахта. Далее покрытие – разбитая грунтовая дорога, травяная, местами с камнями (Фото 8-13, Фото 8-14)дорога среднего качества
22710:29:1821.9446.8Дорога перешла в тропу. Вскоре начались прижимы, тропа идет то вверх, то вниз, но в целом ехать пока по большей части получается, даже иногда в подъём (Фото 8-15)дорога сверхнизкого качества
22810:39:3422.5447.4ЛП Тропа идёт между больших валунов и скальных выступов.Катить велосипед между ними непросто (Фото 8-16) Иногда попадаются особо жёсткие места со «ступенями» (Фото 8-20, Фото 8-21, Фото 8-22) и крутыми подъёмами (Фото 8-23) Каньон 1а (1.5)
L = 1200 м
22910:55:3022.9447.8Некоторые участники сняли педали, чтобы удобней было катить велосипед (Фото 8-17, Фото 8-18) А кто не снял – иногда может передохнуть в седле (Фото 8-19)
23011:53:2223.7448.6Самый тяжёлый участок локалки – каменный завал, отдельные валуны размером до пары метров. Скорость упала ниже 1 км/ч (Фото 8-24, Фото 8-25). Некоторые участники надели рюкзаки на плечи.Каменный завал 1а (3)
L = 300 м
23112:42:1824.1449Вышли к воротам в деревянной изгороди (Фото 8-26) Далее продолжается грунтовая тропа, осложнённая ТП. Местами на небольших участках – хорошая (Фото 8-27)
23212:42:1924.1449А местами - с крупными камнями (Фото 8-28, Фото 8-29), корнями (Фото 8-30), валунами (Фото 8-31)
23312:42:2024.1449Местами встречаются прижимы (Фото 8-32) Но протяжённых участков, где можно ехать, уже всё же больше (Фото 8-33)
23413:54:2826.2451.1Встали на обед, перейдя р. Карасу по пешеходному мосту (Фото 8-34) А некоторые участники – рядом с мостом вброд, потому что не заметили моста (Фото 8-35). 12.6 градуса, дождь, град
23513:54:2926.2451.1С обеда покрытие – грунтовая тропа с ТП, мокрая, местами с камнями (Фото 8-36, Фото 8-37, Фото 8-38, Фото 8-39) Уклоны крутые
23616:11:4827.6452.5Выехали из леса в зону пастбищ. Уклон резко уменьшился. Покрытия на солнышке подсохли подсохли, а тропа стала явно лучше. Далее покрытие – грунтовая тропа хорошего качества, сухая, травянистая (Фото 8-40, Фото 8-41, Фото 8-42)дорога среднего качества
23716:58:3029.3454.2Брод притока р. Кастахта в седле
23817:02:4829.8454.6Кош (Фото 8-43), жилой
23917:16:4230.3455.1Брод р. Кастахта, ширина 15 м, глубина до 30 см, каменистое дно (Фото 8-44) Переправа н/к (2)
24017:16:4330.3455.1От брода тропа пошла круто вверх (Фото 8-45, Фото 8-46), перейдя в итоге в серпантин. Покрытие – мелкокаменистая тропа от хорошего качества до тропы с ТП (Фото 8-47, Фото 8-48)дорога низкого качества
24118:49:0632.3457.1Седловина. В туре рядом с тропой достали записку группы Романова, сделали общее фото. (Фото 8-49) С седловины идут тропы вниз и правее - траверсом. Траверсируем склон хребта покрытие - грунтовая тропа хорошего качества, местами с камнями (Фото 8-50, Фото 8-51, Фото 8-52)
Высота точки: 2186 м
24219:48:1235.3460.1Перевалив очередной отрог круто спускаемся в долину р. Арченда (Фото 8-53) покрытие – грунтовая тропа, осложнённая ТП, ямы, размытые ручьями колеи, в самом начале россыпь крупных камней (Фото 8-54) дорога сверхнизкого качества
24319:48:1335.3460.1Тропа идёт в плотных зарослях карликовых деревьев, которые цепляются за всё что только можно (Фото 8-55, Фото 8-56).Растительный покров 1а (1.5)
L = 300 м
24420:23:3236.7461.5Переход р. Арченда вброд по камушкам, ширина 10 м, глубина до 20 см, каменистое дно. При некоторой сноровке можно перейти с велосипедом, практически не замочив ног (Фото 8-59)Переправа н/к (2)
24520:23:3336.8461.6Конец ходового дня. Встали лагерем за р. Арченда (Фото 8-57, Фото 8-58)
Ночёвка обещает быть холодной. Дров поблизости нет, поэтому ребята сходили за ними до ближайшего леска. Неподалёку виден кош, пасутся овцы.

Координаты точки: N50.443569, E85.6746
Высота точки: 1999 м

Пройдено за день: 36.8 км
НВ: 1396 м, СВ: 469 м
ОХВ: 12 ч. 13 мин. 53 сек.
ЧХВ: 6 ч. 39 мин. 14 сек.
12.6 градуса
11.08.2020 - день 10
24607:53:580461.6Начало ходового дня. Продолжаем движение по маршруту мимо коша и выпаса овец. Покрытие мокрое.дорога низкого качества12.6 градуса. Ночью был дождь
24707:53:590.1461.6 Местами покрытие травяное, встречаются крупные камни, кочки, ямы. Вдобавок уклоны и липкое покрытие, едется нелегко (Фото 9-1, Фото 9-2, Фото 9-3, Фото 9-4)
24808:25:352463.7Опять начался кустарник (Фото 9-5) Покрытие – грунтовая тропа, осложнённая ТП, мокрая.
24908:25:362463.7В кустарнике глубокие проходы (Фото 9-6) и всё такой же липкий грунт (Фото 9-7) Но тропа идёт на спуск, довольно крутой, поэтому едем (Фото 9-8)
25008:42:312.9464.6Крутой участок спуска закончился, а вместе с ним закончился и кустарник. Собираем группу и едем дальше.Тропа улучшается (Фото 9-9)
25109:05:345.2466.9Брод р. Джиралу, ширина 5 м, глубина до 20 см, каменистое дно, переход осложнён крутыми берегами - иначе можно было бы переехать (Фото 9-10)Переправа н/к (2)
25209:08:455.7467.3Встретили пастуха на коне. Сказал, что за рекой Куругеш уже начинается автомобильная дорога. Едем к броду, дорогу уже видно (Фото 9-11)
25309:25:546467.6Брод р. Куругеш, в седле (Фото 9-12, Фото 9-13) Вышли на дорогу. Покрытие – разбитая грунтовая дорога с ТП, мокрая.
25409:25:556467.6Местами глубокие колеи, крупные камни (Фото 9-14, Фото 9-15) Машины здесь ходят, но судя по всему, очень редко
25509:41:126.8468.4Брод небольшого ручья, в седле (Фото 9-16)
25609:56:287.7469.3Брод небольшого ручья, в седле (Фото 9-17)
25709:59:577.8469.4Брод небольшого ручья. Остановились передохнуть.
25810:18:548.5470.1Брод небольшого ручья, в седле (Фото 9-18) Вне дороги катится куда лучше, чем по ней (Фото 9-19)
25910:32:069.6471.3Брод притока р. Маргала (Фото 9-20)
26011:18:5510.9472.6Очередная седловина. Собрали группу и едем на спуск. Дорога всё такая же (Фото 9-21) Едем, стараясь выбирать лучшие пути (Фото 9-22)
Координаты точки: N50.492024, E85.572431
Высота точки: 2000 м
26112:14:3516.3478Закончив крутую часть спуска, увязли в «дороге». Сама дорога разъезжена и вытоптана скотом в хлам, глубокие колеи, в которых стоят лужи, покрытие глинистое, липкое (Фото 9-23, Фото 9-24) Стараемся ехать по козьим тропам среди кустов. Иногда получается.
26212:16:4116.6478.2Один из велосипедов выразил протест против езды в седле по такому г…рязному покрытию) - «накрылся» переклюк (Фото 9-25, Фото 9-26). До обеда уже недалеко – по-быстрому поправили беднягу, чтобы доехать до привала, и катим дальше (Фото 9-27)
26312:37:3818479.6Обед на р. Маргала (Фото 9-28) Механик занимался починкой переключателя (Фото 9-29), мы же отмывали велосипеды (Фото 9-30) До обеда несколько раз начинался дождь, да ещё участок дороги перед обедом лишил нас последнего шанса остаться чистыми.
26412:37:3918479.7Чтобы подойти к реке нужно открыть ворота деревянной изгороди (Фото 9-31)
26514:33:3618.1479.8Брод р. Маргала (Фото 9-32, Фото 9-33) Брод протяжённый, до 30 м, глубина до 40 см, проходит по изгибу реки, необходимо выбирать оптимальный путь движения.Переправа 1а (10)
26614:33:3718.1479.8За р. Маргала вышли на сухую дорогу, её качество заметно улучшилось (Фото 9-34) Покрытие – разбитая грунтовая дорога. Местами дорога камениста и разбита сильнее (Фото 9-35) Крутим в перевал, всё едется в седле, хотя уклоны местами крутые (Фото 9-36)дорога среднего качества
26715:20:0320.6482.2Остановились, чуть не доехав до перевала – на одном из велосипедов порвалась цепь. Заодно смазали цепи и остальным участникам (Фото 9-37)
26815:35:4820.8482.5Перевал 1776 м. На спуске с перевала мы «оторвались» за все предыдущие километры с пешей скоростью) Конечно, ровно настолько, насколько позволяли разбитые покрытия (Фото 9-38, Фото 9-39, Фото 9-40)
Координаты точки: N50.543907, E85.524666
Высота точки: 1776 м
26916:11:1828.6490.2Брод р. Башкудюр, ширина 20 м, глубина до 30 см, каменистое дно (Фото 9-41, Фото 9-42) Переправа н/к (2)
27016:24:5128.8490.5Брод р. Барбак. Руководитель переехал в седле (Фото 9-43, Фото 9-44), остальные прошли пешком)
27116:24:5228.8490.5После брода покрытие дороги немного улучшилось – грунт хорошего качества (Фото 9-45, Фото 9-46, Фото 9-47) Но местами встречались каменистые или разбитые участки (Фото 9-48, Фото 9-49)
27217:24:3341.2502.8Посёлок Каярлык объехали слева. За посёлком выехали на гравийную дорогу хорошего качества , профилированную (Фото 9-50, Фото 9-51, Фото 9-52)дорога хорошего качества
27317:37:2946.5508.1Пересекли р. Каярлык по автомобильному мосту (Фото 9-53, Фото 9-54)
27417:56:3850.3511.9Посёлок Ело (Фото 9-55) Покрытие сменилось на асфальт хорошего качества (Фото 9-56)дорога высокого качества
27518:01:1451.6513.3Пересекли р. Ело по автомобильному мосту.
27618:04:5652.1513.8Конец препятствия траверс Теректинского хребтаПП3747
27718:05:0852.1513.8Остановились у магазина на окраине посёлка перед выездом на трассу – закупаемся (Фото 9-57) Есть ещё магазин в центре посёлка, но нам он показался меньше.
27818:27:3152.1513.8Сворачиваем налево – на дорогу 84К-132, внезапно не асфальтовую (Фото 9-58) Покрытие – гравийная дорога хорошего качествадорога хорошего качества
27918:38:2654.9516.5Пересекли р. Табатай по автомобильному мосту (Фото 9-59)
28018:39:0655516.6Сворачиваем с основной дороги направо – на второстепенную дорогу к запланированному месту ночёвки. Покрытие – также хорошая мелкокаменистая дорога, только узкая (Фото 9-60)
28118:53:5456.8518.5Конец ходового дня. Встали на ночёвку. Берега реки заболочены, так что место под лагерь удалось найти не сразу и от реки в стороне (Фото 9-61, Фото 9-62)
Координаты точки: N50.801495, E85.519492
Высота точки: 1100 м

Пройдено за день: 56.8 км
НВ: 803 м, СВ: 1702 м
ОХВ: 10 ч. 59 мин. 56 сек.
ЧХВ: 6 ч. 36 мин. 54 сек.
12.08.2020 - день 11
28207:57:140518.5Начало ходового дня. Возвращаемся к основной дороге (Фото 10-1) радиальный/неактивный участок10 градусов, моросящий дождь
28308:15:321.9520.4Выезжаем вновь на основную дорогу 84К-132. Покрытие – тоже, гравийная дорога хорошего качества (Фото 10-2)дорога хорошего качества
28408:42:398.4526.9Проехали небольшой посёлок в несколько домов (Фото 10-3)
28508:52:4311529.4Святой источник, оборудованный и очень ухоженый (Фото 10-4, Фото 10-5) Напротив, через дорогу даже есть туалет. Остановились набрать воды в личку и собрать группу.
28609:48:4823.8542.2 Покрытие сменилось на асфальт хорошего качества (Фото 10-6, Фото 10-7)дорога высокого качества
28709:51:0124.4542.9Пересекли р. Тохой по автомобильному мосту
28810:09:1926544.4Пересекли р. Тохой по автомобильному мосту
28910:42:5629.7548.2Перевал Ябоганский (Фото 10-8, Фото 10-9) Собрав группу, едем на спуск (Фото 10-10) Уклоны крутые, повороты плавные и отличный асфальт – отлично погоняли)
Координаты точки: N50.881238, E85.242093
Высота точки: 1503 м
29011:00:0532.6551Пересекли р. Аялу по автомобильному мосту
29111:10:0938.4556.8Пересекли р. Ябоган по автомобильному мосту (Фото 10-11)
29211:37:4243.6562.1Посёлок Ябоган. Закупаемся в магазине (Фото 10-12) Более менее крупные магазины расположены в стороне от трассы, в глубине посёлка. Кстати, это первый и единственный встретившийся нам магазин на Алтае, где жёстко соблюдался масочный режим. Без масок в магаз не войти!
29312:17:1648566.5Сворачиваем направо – на дорогу 84К-121, в сторону перевала Чакырский. Покрытие всё также асфальт (Фото 10-13) Начало препятствия перевал Чакыр (1 к.т.)
ПП3766
29412:42:4455.9574.4Пересекаем р. Чакыр по автомобильному мосту (Фото 10-14)
29513:19:5359.9578.4Перевал Чакырский (Фото 10-15) Собрав группу, едем на спуск (Фото 10-16, Фото 10-17)
Координаты точки: N51.024804, E85.120374
Высота точки: 1451 м
29613:31:5865583.5Практически сразу с выездом из Усть-Канского района в Шебалинский (Фото 10-18) асфальт закончился. Далее покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 10-19)дорога хорошего качества
29713:37:2966.8585.2Обедаем на небольшой речке (Фото 10-20), после обеда устроили тихий час (Фото 10-21) – идём хорошо, время на отдых есть. С обеда продолжаем движение по грейдеру (Фото 10-22, Фото 10-23)
29816:47:4475.4593.8Конец препятствия перевал ЧакырПП3766
29916:48:1875.6594Начало препятствия спуск вдоль р. Песчаная (2 к.т.)ПП3765
30016:49:1475.7594.1Посёлок Беш-Озек. Остановились у магазина, закупаемся (Фото 10-24) В посёлке пересекли р. Большой Аккем по автомобильному мосту. Продолжаем движение по отличному грейдеру (Фото 10-25, Фото 10-26)
30117:17:4082600.5Пересекли р. Песчаная по автомобильному мосту. Сразу за мостом сворачиваем на грунтовку, идущую в сторону посёлка в несколько домов, к запланированному месту ночёвки. Покрытие – грунтовая дорога хорошего качества (Фото 10-27) Не доезжая посёлка, свернули налево в сторону леска, переехав небольшой брод (Фото 10-28)
30217:58:1483.3601.8Конец ходового дня. Встали на ночёвку на отличной лесной поляне (Фото 10-29) Воду брали из реки рядом с бродом, дров полно.
Координаты точки: N51.181251, E85.239692
Высота точки: 1077 м

Пройдено за день: 83.3 км
НВ: 1005 м, СВ: 1028 м
ОХВ: 10 ч. 1 мин. 0 сек.
ЧХВ: 4 ч. 50 мин. 57 сек.
12.8 градуса
13.08.2020 - день 12
30308:40:450601.8Начало ходового дня. Выдвигаемся обратно, в сторону основной дороги. радиальный/неактивный участок12.3 градуса
30408:44:201.2602.9Вернулись на основную дорогу 84К-121 (Фото 11-1) Покрытие – гравийная дорога хорошего качества.дорога хорошего качества
30509:10:177.8609.6Пересекаем р. Песчаная по автомобильному мосту (Фото 11-2)
30609:17:139.7611.5Пересекаем р. Куваш по автомобильному мосту (Фото 11-3)
30709:31:5314.8616.6Развилка на посёлок Барагаш, сам посёлок за рекой (Фото 11-4) На перекрёстке – магазин, остановились на закупку (Фото 11-5)
30810:12:5222.1623.9Пересекаем р. Песчаная по автомобильному мосту (Фото 11-6)
30910:59:0427.1628.9Пересекаем р. Курзун по автомобильному мосту (Фото 11-7)
31011:04:3228.6630.4Пересекаем р. Песчаная по автомобильному мосту. А на мосту то – асфальт) (Фото 11-8), но недолго (Фото 11-9)
31111:08:3529.8631.6Пересекаем р. Арбайта по автомобильному мосту (Фото 11-10)
31211:09:2229.9631.7На развилке сворачиваем налево – на дорогу 84К-3. Покрытие не меняется
31311:22:3934.1635.9Пересекаем р. Арбайтушка по автомобильному мосту (Фото 11-11)
31411:40:5138.5640.3Посёлок Ильинка (Фото 11-12) Закупаемся в магазине у сельсовета (Фото 11-13) Магазин довольно большой, есть всё. Закупившись, едем дальше (Фото 11-14)
31512:53:0846.6648.4Свернули с грейдера на второстепенную дорогу. Покрытие – разбитая крупнокаменистая дорога (Фото 11-15, Фото 11-16)дорога среднего качества
31612:55:1846.8648.6Встали на обед прямо на мосту через р. Песчаная (Фото 11-17, Фото 11-18) Трафика нет. Как уже повелось, отдохнуть решили подольше.
31712:55:1946.8648.6С моста покрытие – разбитая грунтовая дорога , местами хорошие грунтовые участки (Фото 11-19, Фото 11-20), местами – с лужами и ямами (Фото 11-21, Фото 11-22)
31812:55:2046.8648.6Местами - крупнокаменистые участки (Фото 11-23)
31913:20:5046.8648.6Брод р. Казанда. Река здесь распадается на три рукава, средний рукав – самый глубокий, ширина 15 м, глубина до 30 см, каменисто-грунтовое дно, его перешли пешком (Фото 11-24), а первый (Фото 11-25) и последний (Фото 11-26) можно проехать в седле.Переправа н/к (2)
32017:04:5054.7656.5Село Тоурак (Фото 11-27, Фото 11-28) В селе есть школа, зданию которой 116 лет (Фото 11-29) и магазин (Фото 11-30)
32117:04:5154.7656.5В посёлке покрытие сменилось на гравийную дорогу хорошего качества (Фото 11-31) Дорога под номером 01Н-0203 (Фото 11-32) дорога хорошего качества
32217:37:1957.2659Конец препятствия спуск вдоль р. ПесчанаяПП3765
32318:23:0867.7669.5Немного не доезжая до моста через р. Куяченок, свернули с основной дороги на грунтовку в сторону запланированного места ночёвки. Покрытие – разбитая грунтовая дорога (Фото 11-33)дорога среднего качества
32418:38:1768.1669.9Конец ходового дня. Встали на ночёвку на берегу реки (Фото 11-34, Фото 11-35) Рядом громыхала гроза
Координаты точки: N51.64365, E85.101027
Высота точки: 662 м

Пройдено за день: 68.1 км
НВ: 432 м, СВ: 847 м
ОХВ: 9 ч. 57 мин. 32 сек.
ЧХВ: 4 ч. 25 мин. 52 сек.
13.8, дождь
14.08.2020 - день 13
32509:16:080669.9Начало ходового дня. Выдвигаемся обратно по грунтовке в сторону основной дороги. радиальный/неактивный участок17.1 градус
32609:26:120.2670Вышли на основную дорогу. Дорога 01Н-0203. Покрытие – гравийная дорога хорошего качества (Фото 12-1)дорога хорошего качества
32709:26:380.2670.1Пересекли р. Куяченок по автомобильному мосту (Фото 12-2)
32809:32:022671.9Пересекли р. Куяченок по автомобильному мосту.
32909:40:003.9673.8Посёлок Куяча (Фото 12-3)
33009:50:317.4677.3Пересекли р. Куяча по автомобильному мосту (Фото 12-4)
33110:29:3815.8685.7Свернули направо, на дорогу 01Н-0201 (Фото 12-5) Также – хороший грейдер (Фото 12-6)
33211:13:3824.5694.4Пересекли р. Светлая по автомобильному мосту.
33311:25:1527.4697.2Пересекли р. Баранча по автомобильному мосту (Фото 12-7) За рекой – посёлок Никольское (Фото 12-8)
33411:38:1730.8700.7Пересекли р. Кача по автомобильному мосту (Фото 12-9)
33511:39:1731.1700.9Сворачиваем с основной дороги налево (Фото 12-10) – в сторону перевала Качинский. Начало препятствия перевал Качинский (3 к.т.)
ПП3767
33611:39:1831.1700.9 Покрытие – разбитая грунтовая дорога с ТП, местами заросшая (Фото 12-11, Фото 12-12), местами каменистая (Фото 12-13) Дорога явно не пользуется популярностью, идёт вдоль р. Качадорога низкого качества
33712:07:1732.3702.2Встали на обед на берегу р. Кача (Фото 12-14) Жара, натянули тент от солнца. Как обычно в последние дни, после обеда - тихий час. С обеда продолжаем движение в перевал (Фото 12-15, Фото 12-16) 30.1 градуса
33812:07:1832.3702.2Дорога – так себе, местами производит впечатление и вовсе заброшенной – глубоки колеи, лужи, крупные камни (Фото 12-17, Фото 12-18, Фото 12-19)
33915:52:1442.8712.7Перевал Качинский. Остановились, собрали группу (Фото 12-20)
Координаты точки: N51.901838, E85.077465
Высота точки: 846 м
34015:52:1542.8712.7Спуск с перевала. Дорога заросла (Фото 12-21) и разбита (Фото 12-22, Фото 12-23), хороших участков практически нет. Покрытие – заброшенная грунтовая дорога. Идёт вдоль р. Даниловка.дорога сверхнизкого качества
34116:13:1045.5715.4На велосипеде руководителя сломалась ось. Ждём его и механика на развилке и едем дальше.
34216:31:3445.7715.6Брод ручья Полый, притока р. Даниловка, ширина 5 м, глубина до 30 см, каменисто-грунтовое дно (Фото 12-24) Дальше - вновь сильно заросшая дорогаПереправа н/к (2)
34316:31:3545.7715.6Продолжаем движение. Иногда пешком (Фото 12-25, Фото 12-26), иногда едем (Фото 12-27, Фото 12-28, Фото 12-29)
34416:53:1947.9717.8Покрытие местами неплохое (Фото 12-30) Но большей частью по-прежнему - разбитая грунтовая дорога с ТП, с камнями (Фото 12-31), мелкими бродами, местами заросшая (Фото 12-32)
34516:58:3848.4718.3Брод Демидова ручья, притока р. Даниловка (Фото 12-33) Едем дальше (Фото 12-34, Фото 12-35)
34617:04:3149718.9Брод притока р. Даниловка, переходим пешком – слишком вязко, ширина 5 м, глубина 20 см, грунтово-глинистое дно(Фото 12-36)Переправа н/к (2)
34717:07:5849.2719.1Брод р. Даниловка, в седле (Фото 12-37) Этот брод хоть похож на брод, в отличие от предыдущих двух заболоченных луж.
34817:20:0150.6720.4Брод р. Даниловка, в седле (Фото 12-38)
34917:29:2151.8721.6Пересекаем приток р. Даниловка (Фото 12-39)
35017:33:4152.3722.2Брод р. Даниловка, ширина 15 м, глубина до 20 см, каменисто-грунтовое дно, можно перейти по камням (Фото 12-40) Выход от брода - по участку дороги с крупными валунами (Фото 12-41) Крупные камни попадаются и на дороге (Фото 12-42)Переправа н/к (2)
35117:54:1753.7723.5Брод притока р. Даниловка, проехали в седле (Фото 12-43)
35217:56:4953.9723.8Переехали ещё один приток р. Даниловка
35317:57:2654723.9Конец ходового дня. Встали на ночёвку в запланированном месте, на развилке верхней и нижней дорог (Фото 12-44, Фото 12-45)
Координаты точки: N51.961898, E85.05974
Высота точки: 370 м

Пройдено за день: 54 км
НВ: 573 м, СВ: 865 м
ОХВ: 8 ч. 41 мин.
ЧХВ: 5 ч. 25 мин. 10 сек.
13.8 градуса
15.08.2020 - день 14
35409:14:430723.9Начало ходового дня. По плану наша дорога идёт по низу, несколько раз пересекая р. Даниловка. После короткой разведки решили проехать по верхней дороге, идущей параллельно реке. Верхняя дорога – значительно лучше, даже встретили автомобиль. Покрытие – грунтовая дорога разбитая. дорога среднего качества20 градусов
35509:14:440723.9Дорога преимущественно грунтовая, похожа на чернозём, но в сухом состоянии точно не определить (Фото 13-1, Фото 13-2)
35609:28:311.4725.3Вышли на окраину посёлка Даниловка (Фото 13-3, Фото 13-4), едем в сторону шоссе на Белокуриху (Фото 13-5)
35709:32:271.7725.6Конец препятствия перевал КачинскийПП3767
35809:38:312.3726.2Вышли на шоссе. Покрытие – асфальт хорошего качества (Фото 13-6)дорога высокого качества
35909:40:222.4726.4Остановились у парка посмотреть любопытные объекты (Фото 13-7, Фото 13-8) Сделав несколько фоток, валим вниз (Фото 13-9)
36010:06:397.8731.7Конец ходового дня. Белокуриха. Финиш похода. В Белокурихе закупились сувенирами, пообедали в кафе и ближе к вечеру нас забрала машина, чтобы отвезти в аэропорт Барнаула.
Координаты точки: N51.99961, E84.986466
Высота точки: 248 м

Пройдено за день: 7.8 км
НВ: 85 м, СВ: 206 м
ОХВ: 0 ч. 51 мин. 56 сек.
ЧХВ: 0 ч. 37 мин. 2 сек.