Главная  
Техническое описание прохождения маршрута Дагестан 2022, заявленная сложность: 4 к.с., руководитель: Зайцев С.Н., маршрутная книжка: 1/5 - 401
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
30.04.2022 - день 1
113:08:0400Начало ходового дня. Отъезжаем от здания аэропорта, едем по асфальтированной автомобильной дороге, обочина широкая двигаться комфортно (фото 1.1).дорога высокого качестваСолнечно, t=+17 C°
214:05:0020.220.2Въехали в город Махачкала. В поисках места, где можно поесть едем по оживленной улице Шамиля. Мы знали, что сейчас последние дни месяца поста, но не ожидали, что будет сложно найти еду - подавляющее большинство кафе и магазинов закрыто.
315:02:0026.226.2После долгих поисков, подъехали к ресторану быстрого питания KFC, он оказался открытым, единственным неудобство оказалась высокая лестница к нему. Втащили велосипеды на площадку, и пошли есть.
415:52:0026.526.5Закончили обед, сносим велосипеды с лестницы и двигаемся дальше по асфальту (фото 1.2) среди шныряющих машин и маршрутных такси. Машин очень много, водители довольно агрессивные. Ехать по проезжей части нужно очень внимательно, ехать же по тротуару не удобно - много людей, часто встречаются ступени.
515:58:0027.127.1Остановились у магазина "Магнит" (время работы пн. - пт. с 9:00 до 18:00), для закупки продуктов на ближайшие дни. Также зашли в хозяйственный магазин поблизости, закупили газ в цанговых баллонах.
616:44:0027.127.1Закончили закупку, двигаемся к выеду из города.
717:25:0034.634.6Выехали из города Махачкала (фото 1.3). Двигаемся в сторону бархана Сарыкум.
817:53:0045.945.9На перекрёстке, по пешеходному переходу перешли на противоположную сторону шоссе и съехали налево на второстепенную дорогу в направлении бархана (фото 1.4), асфальт сменился на укатанный грунт (фото 1.5) переходящий в укатанный песок (фото 1.6).дорога хорошего качества
917:58:414646Начало препятствия траверс хребта Каратюбе (2 к.т.)ПП6479
1018:00:0046.246.2Дорога стала просто песчаной разбитой со злой гребёнкой (фото 1.7). Справа от дороги идут железнодорожные пути, одна колея. Кругом редкие низкорослые деревья, похоже на плодовые сады. На берегу реки есть хорошие места для ночёвки. дорога среднего качества
1118:07:0047.747.7На развилке перед табличкой, свернули направо, на грунтовую дорогу (фото 1.8).
1218:09:464848Конец ходового дня. Встаём на ночёвку, вблизи от железнодорожных путей (фото 1.9). На дороге, с которой мы свернули, есть родник с питьевой водой (фото 1.10). По железнодорожным путям пару раз за ночь проезжал локомотив.
Координаты точки: N43.012709, E47.256254
Высота точки: 66 м

Пройдено за день: 48 км
НВ: 236 м, СВ: 170 м
ОХВ: 5 ч. 1 мин. 42 сек.
ЧХВ: 2 ч. 42 мин. 37 сек.
01.05.2022 - день 2
1308:13:21048Начало ходового дня. Выходим с места ночёвки, по грунтовый дороге возвращаемся на основную, набираем из родника воды.радиальный/неактивный участок
1408:16:00048.1Двигаемся по грунтовой дороге в сторону бархана Сарыкум (фото 2.1).дорога хорошего качества
1508:35:002.450.5Подъехали к бархану Сары-Кум, к кассе и началу тропы, рядом здание заброшенной железнодорожной станции "Кумъ-Туркале". Велосипеды составили возле заборчика, руководитель остался, он уже был на бархане раньше. Касса пока закрыта, поэтому оплатили входной билет охраннику (150р/человека) и идем по металлическим мостикам над песком, взбираемся все выше, на вершину бархана. В конце смотровая площадка и можно выйти с дорожек и погулять по песку (фото 2.2).
1609:32:002.450.5Вернулись к велосипедам, перекусили и продолжаем движение по маршруту. Здесь есть туалет и мусорные баки для раздельного сбора! Рядом с кордом заповерника есть кафе (фото 2.3). И неподалеку большой мусорный контейнер, куда мы и отправили накопившиеся отходы. Не сразу нашли нужную нам тропу, сначала уперлись в ворота участков, но потом, вернувшись к кассам бархана.радиальный/неактивный участок
1709:37:323.151.2Едем вдоль железнодорожных путей, повернули на нужную нам тропу. Дорога грунтовая укатанная с мелким камнем (фото 2.4). дорога хорошего качества
1809:44:004.252.2Прошли по небольшому тоннелю под железнодорожными путями, начался крутой, но короткий подъем (фото 2.5).дорога среднего качества
1909:50:004.552.6Подъём закончился, началось выполаживание (фото 2.6)дорога хорошего качества
2009:55:32553Поломка манетки у руководителя (трос выскочил из направляющего паза).
2110:52:00553Закончили ремонт, двигаемся дальше по маршруту.
2211:40:0013.861.9Десятиминутный привал. Едем по долине реки Шура-Озень (фото 2.7), она сейчас почти пересохла и замусорена. В долине пасется много коров и овец.
2312:19:0020.168.1Остановились в населённом пункте Экибулак в тени (фото 2.8), у двух участников обнаружены проколы, заклеиваем. В этой деревне есть магазин со скудным ассортиментом и родник – набрали воды.
2413:48:1427.775.8Обед в небольшом углубление рядом с дорогой (фото 2.9). За это время несколько машин проезжал по дороге, и все останавливались поговорить, угостили свежей пшеничной лепешкой.
2514:52:4527.875.8Закончили обед, выдвигаемся на укатанную грунтовую дорогу, дорога идёт на подъем (фото 2.10).
2615:26:3432.380.4Конец препятствия траверс хребта КаратюбеПП6479
2715:26:4032.380.4На Т-образном перекрёстке повернули направо, выехали на асфальтированную дорогу, асфальт среднего качества, автомобильное движение умеренное (фото 2.11).дорога высокого качества
2815:32:1034.482.5 Свернули с шоссе налево по указателю "Акайтала", асфальт хорошего качества. Дорога идёт на подъем. (фото 2.12).
2915:32:1134.482.5Начало препятствия траверс хребта Надыр-Бек с востока (3 к.т.)ПП6440
3015:47:0036.985Асфальт закончился, дальше дорога с щебнем. (фото 2.13).дорога хорошего качества
3116:00:0037.185.1Остановились у магазина, попытались взять воды на ночевку, но её не было в достаточном количестве (потратили на это 12 минут).
3216:18:0037.685.6Остановились у следующего магазина, воды нет, взяли лимонад и фрукты-овощи на ужин. Рядом с магазином администрация поселения, библиотека и (!) контейнер сбора вторсырья, есть маленький контейнер для сбора батареек и ртутных градусников (трудно представить, что они дальше с ними делают)...
3316:39:003886.1Набираем воду на ночевку в роднике (фото 2.14).радиальный/неактивный участок
3416:49:4538.186.1Выезжаем обратно на маршрут.дорога хорошего качества
3516:54:0038.386.4Выезжаем из населённого пункта, крутизна дороги увеличивается, сначала ехали, затем спешились, толкаем велосипеды (фото 2.15). дорога среднего качества
3618:00:0042.490.5Дорога стала зарастающей лесовозкой (грунтовой дорогой), так же идущей на подъем. Въехали в облако.(фото 2.16, фото 2.17).
3718:47:5146.294.2Конец ходового дня. Немного спустившись вниз, выехали из облака, встали на ночевку в дубовой роще (фото 2.18). Прохладно и сыро, скоро сядет солнце и уже немного смеркается из-за тумана.
Координаты точки: N43.028031, E46.877591
Высота точки: 858 м

Пройдено за день: 46.2 км
НВ: 1400 м, СВ: 607 м
ОХВ: 10 ч. 34 мин. 30 сек.
ЧХВ: 4 ч. 46 мин. 47 сек.
02.05.2022 - день 3
3806:00:00094.2Подъём группы.
3908:43:06094.2Начало ходового дня. Выходим с места ночёвки. Едем по грунтовой дороге (фото 3.1).
4009:10:563.197.3Пересекли асфальтированную дорогу и продолжаем движение по дороге с камнем х/к (фото 3.2). Впереди виднеется посёлок, спускаемся к нему.дорога хорошего качества
4109:20:004.198.3Въехали в посёлок Дубки, улицы асфальтированные (фото 3.3). Остановились у магазина на закупку. Встретили здесь группу велосипедистов, назвавших себя "ночные скитальцы", в поисках пива. Но все магазины закрыты, нашли только один открытый ("Рукишка") , где продуктов практически нет, есть только вода. Местные жители говорят, что магазины откроются сегодня во второй половине дня, в связи с праздниками. дорога высокого качества
4209:34:004.899.1Купили воду и поехали к смотровой площадке Сулакского каньона, дорога со значительным уклоном (фото 3.4).дорога хорошего качества
4309:46:13599.2Выезжаем на разбитый грейдер ведущий на смотровую площадку Сулакского каньона.
4409:48:415.199.4Фотографируемся на фоне Сулакского каньона (фото 3.5).радиальный/неактивный участок
4510:05:475.599.8Возвращаемся обратно на маршрут, едем по асфальту (фото 3.6).дорога высокого качества
4610:08:206100.2Выезжаем из Дубков, на Т-образном перекрестке повернули направо. На дороге стоит блок. Объехали блок двигаемся дальше по асфальту, он достаточно старый, местами разбитый или исчезает под грунтом. (фото 3.7, фото 3.8).дорога хорошего качества
4710:10:526.2100.5Свернули с асфальта налево на грунтовую дорогу с мелким камнем, чтобы ещё раз радиально подъехать посмотреть на каньон. (фото 3.9).дорога хорошего качества
4810:12:526.5100.8Осмотрели каньон, сделали несколько фото (фото 3.10).радиальный/неактивный участок
4910:19:246.9101.1Вернулись обратно на разбитый асфальт (фото 3.11). Который затем превратился в камень х/к (фото 3.12).дорога хорошего качества
5010:53:1210.1104.4Остановились у родника набрать воды и передохнуть (фото 3.13).
5111:15:5510.3104.5После отдыха выезжаем на Т-образный перекрёсток, повернули налево на спуск, дорога асфальтированная хорошего качества (а/д 82К-034), автомобильное движение активное (фото 3.14). дорога высокого качества
5211:36:0519.4113.6На Т-образном перекрестке поворачиваем налево в пос. Ново-Зубутли (фото 3.15).
5311:41:3820.7114.9Конец препятствия траверс хребта Надыр-Бек с востокаПП6440
5411:42:0120.7115Подъехали к пропускному пункту возле плотины, большая очередь из машин. Не смотря на телефонную договорённость, на месте ни пешеходов, ни велосипедистов не пропускают. Пошли обедать в кафе и договариваться о проезде пропускного пункта на машине. Посоветовали переехать на другую сторону реки, там, возле колеса обозрения есть компания «Главрыба», которая занимается перевозками туристов. Они сегодня официально не работают - праздник, но ходит человек, который может все организовать.
5513:43:0621.7115.9Переехали реку Сулак и остановились у компании «Главрыба»; договорились проехать на двух легковых машинах (фото 3.16) (УАЗ новый и старый), в одной велосипеды, в другой люди.радиальный/неактивный участок
5614:22:3222.7116.9Едем на автомобилях через КПП и туннель Миатлинской ГЭС.дорога высокого качества
5714:31:5524.9119.2Нас высадили на площадке за тоннелем, выше плотины. Собираем велосипеды. Машин на дороге достаточно много, едут в обоих направлениях. Дорога разбитая с мелким камнем, пыльная; идёт протяженный подъем (фото 3.17). Начало препятствия траверс северного склона хр. Салатау (3 к.т.)
ПП6361
5814:54:0025.2119.4Поломка у руководителя, отсоединился левый шатун (открутился и потерялся пластиковый винт крепления левого шатуна). Шатун обратно поставили, руководитель, теперь не пользуется контактными педалями.
5915:00:0025.4119.6Поломка у руководителя (вывалился левый шатун) и у штурмана (медленный прокол). Быстро чинимся и едем дальше.
6016:44:0035.5129.7Мы практически спустились к реке Сулак, въехали в посёлок Зубутли (фото 3.18). Ищем магазин, чтобы купить продукты. На развилке указатель направо "магазин", но магазина на сегодняшний день нет. Едем дальше. Посёлок туристический, отсюда людей возят кататься на открытых внедорожниках. Время вечернее и много машин возвращают туристов с прогулки к их машинам. Местные жители говорят, что все закрыто, и угощают нас шоколадкой.
6116:49:3236130.3Группа осталась на автостоянке и два участника пошли на разведку, нам посоветовали спросить продукты в гостинице. Где-то через пол часа, двух разведчиков привозят на машине и выгружают несколько продуктов еды - хозяева гостиницы просто угостили нас тем, что у них было - то ли это народное гостеприимство и желание помочь посторонним людям, или может быть обычаи, связанные с праздником, мы не знаем, но очень благодарны. Убираем продукты и едем.
6217:28:0336.1130.3Дальше автостоянки машины не ездят, поэтому спокойно едем, дорога щебёнистая идёт на подъём. Выехали из населённого пункта (фото 3.19).
6318:00:0037.7132Начался дождь. Дорога меняется на грунтовую (фото 3.20).
6418:13:5437.9132.2Конец ходового дня. Слева от дороги увидели подходящую для лагеря площадку с видом на каньон. Это видимо сады, вдоль дороги идёт водопровода труба, она пробита в одном месте, там мы можем набрать воды и при желании помыться. Ставим лагерь (фото 3.21), натягиваем тент, готовим, едим и ложимся спать.
Координаты точки: N43.006417, E46.815791
Высота точки: 390 м

Пройдено за день: 37.9 км
НВ: 1192 м, СВ: 1660 м
ОХВ: 9 ч. 30 мин. 48 сек.
ЧХВ: 3 ч. 31 мин. 19 сек.
Дождь, T=+13 C°.
03.05.2022 - день 4
6505:00:000132.1Подъём группы. Всю ночь шел дождь, сейчас сухо.
6607:33:130132.2Начало ходового дня. Выходим с места стоянки.радиальный/неактивный участокСолнечно, T=+16 C°
6707:38:560.1132.2Продолжаем движение по грунтовой дороге с мелким камнем, пока сырой. Идёт значительный подъем, не всегда получается ехать (фото 4.1). Грунт наматывается на трансмиссию (фото 4.2). дорога среднего качества
6808:45:172.1134.2Широкая дорога закончилась. Перед началом заросшей дороги есть неплохое место для ночевки, дальше идёт заросшая тропа среди кустов (фото 4.3), местами на тропе завалы (фото 4.4), осыпи (фото 4.5).дорога сверхнизкого качества
6909:00:172.3134.4С помощью сучкореза делаем себе проходы в густых зарослях (фото 4.6).Растительный покров 1а (1.5)
L = 100 м
7010:11:342.9135Выбрались на более открытый участок, но ехать тяжело, так как много нападавших веток (фото 4.7)
7110:30:473.6135.7Продолжительный перекус, искали утерянные очки. Далее дорога стала шире, но много крупных камней, похоже на заброшенную автомобильную дорогу. (фото 4.8)Облачно, сухо, безветренно, T=+10 C°
7211:05:273.6135.8Закончили перекус, выдвигаемся дальше по маршруту.
7311:50:174.9137Привал на 10 минут. Ближе к вершине дорога идёт по лиственному лесу, темно и сыро, под листвой палки и камни, ехать не получается. Из-за нападавших камней дорога стала уже (фото 4.9).
7412:30:005.5137.6Деревьев вокруг совсем не стало, дорога с камнем х/к. (фото 4.10). дорога хорошего качества
7512:50:007.4139.6Начался спуск, и снова грунтовая дорога, сырая, грунт наматывается, у кого-то блокируются колеса, приходится чистить зазоры, кто-то может ехать. Можно ехать сбоку от дороги, по траве, так грунт не наматывается (фото 4.11). дорога низкого качества
7613:50:0010.9143Выехали на Т-образный перекрёсток, поворачиваем налево, на грунтовку с мелким камнем. Вдруг остановилась машина, и водитель угостил нас пачкой печенья, мы поблагодарил, сказали, что он очень выручил, у нас почти не осталось еды, мы планировали закупаться при первой возможности, человек воспринял это по своему и стал выкладывать ещё и ещё продукты, сладости, воду. И уехал, но через пару минут вернулся и вытащил из багажника два пакета с бараниной и булочками - это хинкал. Мы ещё раз поблагодарил и попрощались. Едем дальше (фото 4.12). дорога хорошего качества
7714:13:2811.8144Остановились на перекус на автобусной остановке (кирпичной укрытие возле дороги) (фото 4.13). Пасмурно
7814:31:1815.2147.4Въехали в село Гуни, началась асфальтированная дорога. Сначала остановились у родника, набрали воды, тут нас тоже угостили пакетом конфет, дальше подъехали к магазину (ул. Махмеда Мансурова д. 4), делаем закупку на ближайшие дни. дорога высокого качества
7915:05:3215.2147.4 Закончили закупку, двигаемся дальше по маршруту.
8015:09:0015.4147.6Выехали из населённого пункта, двигаемся по грунтовой разбитой дороге (фото 4.14)дорога среднего качества
8115:18:1317.6149.7Остановились на поляне слева от дороги на обед. Вскипятили воду, залили ей Доширак, в кане подогрели баранину, которой нас угостили и все это с аппетитом съели.
8216:25:2017.6149.7Закончили обед, продолжаем двигаться дальше по маршруту.
8316:36:0518.7150.9На повороте дороги сворачивает направо на еле заметную тропу, вышли на нужную нам дорогу, она грунтовая, вытоптанная скотом, сырая, грунт наматывается на колеса (фото 4.15). Едем с переменным успехом. Местами дорога отсыпанной гравием, где-то стоят лужи - едем по ним, чтобы грунт не налипал. Слева внизу в долине виднеется река. дорога низкого качества
8417:00:0019.9152Едем среди садовых участков и въезжаем в населённый пункт Дылым. Довольно крупный поселок с наличием хороших продуктовых и хозяйственных магазинов. Дорога более сухая, грунтовая укатанная (фото 4.16).дорога хорошего качества
8517:18:0022.9155.1Едем по Дылыму. Дорога асфальтовая хорошего качества (фото 4.17).дорога высокого качества
8617:27:0025.6157.7Выехали из Дылыма. Едем по а/д 82К-007 (фото 4.18).
8717:37:0429.4161.6Немного промахнулись поворотом, но развернулись и съехали налево на грейдер с мелким камнем (фото 4.19), поворот был возле Стеллы "я люблю Казбекский район". Пересекаем по бетонному мосту реку Саласу (фото 4.20). дорога хорошего качества
8817:48:0030.6162.7На Т-образном перекрёстке повернули направо на асфальтированную дорогу в населённом пункте Калининаул (фото 4.21).дорога высокого качества
8917:50:0031.1163.2За автозаправкой свернули с асфальтированной дороги налево на грейдер с мелким камнем (фото 4.22), съехали вниз к реке Акташ и пересекли её по мосту. После моста дорога круто идёт на подъем (фото 4.23). Въезжаем в пос. Ленинаул. дорога хорошего качества
9017:52:3031.9164.1Конец препятствия траверс северного склона хр. СалатауПП6361
9117:53:0731.9164.1Начало препятствия траверс хребта Цантатау (4 к.т.)ПП6363
9218:10:0032.6164.8После подъема въехали в Ленинаул, грейдер сменился на асфальтированную дорогу хорошего качества (фото 4.24), автомобильное движение активное, агрессивное. Улицы здесь узкие без тротуаров, и оставленная у дома машина сразу становится помехой для других участников движения. Здесь мы набрали воды у мечети (здесь мечеть - это просто дом с черепичной крышей, нам на него указали местные жители), в остальных встреченных здесь кранах воды не было. дорога высокого качества
9318:27:0033.6165.7Прямо в населённом пункте асфальт закончился, далее грейдер с мелким камнем, улица с большим уклоном (фото 4.25).дорога хорошего качества
9418:50:0034.9167Добрались до окраины посёлка, подъем закончен. Начинает смеркаться, облачно. Едем по глиняной разбитой дороге среди полей (фото 4.26), холмисто. дорога среднего качества
9519:05:0036.4168.5Въехали в лес, началась сырая глиняная дорога с колеями. дорога сверхнизкого качества
9619:20:4837.3169.4Конец ходового дня. Встали на ночевку в низине слева от дороги, есть плоская площадка (фото 4.27). Слышны лягушки, недалеко водоём. Очень быстро стемнело. Поставили палатки и поели.
Координаты точки: N43.0748, E46.533132
Высота точки: 722 м

Пройдено за день: 37.3 км
НВ: 1358 м, СВ: 1027 м
ОХВ: 11 ч. 47 мин. 35 сек.
ЧХВ: 5 ч. 12 мин. 36 сек.
04.05.2022 - день 5
9705:00:000169.4Подъем группы.
9807:43:310169.4Начало ходового дня. выходим с места стоянки на глиняную дорогу (фото 5.1). Глина прилипает, счищаем, и двигаемся дальше, пока колеса снова не заблокирует. Пытаемся идти не по дороге, а сбоку по траве (фото 5.2), иногда просто идём параллельно дороге по лесу.Облачно, сухо, T=+ 9 C°.
9908:35:001.6171Вышли на открытое пространство, здесь дорога сухая и можно ехать, та же глина, но не липнет (фото 5.3).
10008:55:003.4172.8Опять заходим в лес, дорога мокрая, и приходится снова вести велосипед по траве. Обходили дорогу через холм (фото 5.4), на вершине передохнули. Снова вернулись на дорогу (фото 5.5).
10111:45:006.4175.8На дороге ворота из прутьев, прошли через них и закрыли за собой (фото 5.6). Одиночное ЛП н/к (0.5)
10211:52:526.6176Продолжительный привал. После отдыха половина участников надела рюкзаки на плечи, так проще быстрей перемещаться по такой дороге.
10312:23:066.6176Двигаемся дальше по маршруту.
10413:15:008.5177.9Начался подъем, идём по склону сбоку от дороги (фото 5.7).
10513:23:008.7178.1Отдыхаем на открытой площадке с бревнами, видимо, сюда приезжали лесовозы за стволами (фото 5.8). Рюкзаки вернули на багажники, дальше спуск, по тропинкам или по траве хорошо едется, глина не так липнет (фото 5.9).
10615:22:0012.2181.6Десятиминутный привал, далее начался подъем, идём по грязи.
10715:55:0012.9182.3Забрались на вершину, устроили продолжительный отдых и ремонт, штурман искал место медленного прокола в заднем колесе.
10817:05:0014183.4Выбрались на открытое пространство, едем по траве рядом с колеями. Впереди видны вершины гор в облаках.
10918:25:1315.3184.7Конец ходового дня. Дорогу пересекает река, не глубокие и не широкие ручьи легко переступаются. Встали на ночевку на лужайке слева от дороги, рядом с рекой (фото 5.10).
Координаты точки: N42.974274, E46.53866
Высота точки: 954 м

Пройдено за день: 15.3 км
НВ: 699 м, СВ: 467 м
ОХВ: 10 ч. 41 мин. 42 сек.
ЧХВ: 4 ч. 27 мин. 22 сек.
Пасмурно, временами дождь, T=+9 C°
05.05.2022 - день 6
11005:00:000184.7Подъем группы.
11108:38:080184.7Начало ходового дня. Выходим с места ночёвки. Едем по глиняной дороге (фото 6.1).Пасмурно, сухо, T=+ 9 C°
11209:07:000.6185.3Дошли/ доехали до фермы, и вынуждены были остановиться на ремонт - у Саши погнулся петух из-за усиленного педалирования с утопающей в грязи трансмиссией. На ферме людей не видно, только животные.
11310:00:000.6185.3Закончив ремонт, двигаемся дальше по дороге, сначала спуск, а за ним подъем. На подъёме глина, но она не так наматывается, встречаются лужи, проезжает по ним, чтобы глина меньше липла (фото 6.2). Затем начался спуск.
11410:51:294.4189.1Едем по глинистой укатанной дороге (фото 6.3). На Т-образном перекрёстке выехали на дорогу с мелким камнем (фото 6.4), спуск продолжается. дорога хорошего качества
11510:54:265.2189.9Конец препятствия траверс хребта ЦантатауПП6363
11610:57:525.3190Начало препятствия перевал Харибский (Харигавуртай) (4 к.т.)ПП6362
11711:02:165.4190.1Впереди видны останцы гор за рекой Акташ (фото 6.5). Переехав по каменному мосту через реку, остановились на ее берегу справа от дороги. Отмываем велосипеды от глины, вскипятили воду для чая (фото 6.6).Пасмурно
11812:28:415.4190.1Отмыли и собрали велосипеды. радиальный/неактивный участок
11912:32:065.5190.2Выходим на дорогу, и едем по серпантину вверх, уклон приличный. Дорога щебенистая х/к (фото 6.7). дорога хорошего качества
12013:07:007.1191.8Подъем закончился, въехали в село Алмак (фото 6.8). Остановились у первого магазина (пересечение ул. Имама Шамиля и 16й линии), ассортимент скудный, хлеба нет, здесь нам посоветовали проехать дальше по улице, там более крупный магазин. По пути увидели работающую автомойку самообслуживания.
12113:15:007.2191.9Закупаем продукты в магазине слева от дороги. Половину продуктов нам отдали бесплатно, в честь праздника. Выезжаем из села Алмак. Продолжается подъем, грейдер с мелким камнем (фото 6.9).
12214:40:0011.5196.2Въехали в облако, становится прохладно, на очках и одежде оседают капельки воды. Дорога с мелким камнем мокрая (фото 6.10).
12315:48:0315.6200.3Конец ходового дня. На одном из поворотов дороги, остановились возле мечети и огороженной лужайкой справа от дороги, над обрывом. На площадке есть крытый мангал (где мы и пообедали). В мечети (молельном доме) есть печка. Рядом с мечеть туалет, есть вода. Сначала мы просто остановились передохнуть, но вскоре решили, что нужно здесь оставаться на ночевку (фото 6.11). Вокруг туман, видимость 20 метров, и вставать в произвольном месте возле дороги было бы опасно, а здесь и вода есть и укрытие от дождя, и мы отгорожены от дороги. За ночь проезжал несколько машин, они останавливались, но никто нас не беспокоил, видимо в мечеть заходили или по другим причинам останавливались.
Координаты точки: N42.94626, E46.600984
Высота точки: 1582 м

Пройдено за день: 15.6 км
НВ: 969 м, СВ: 341 м
ОХВ: 7 ч. 9 мин. 55 сек.
ЧХВ: 2 ч. 57 мин. 58 сек.
06.05.2022 - день 7
12404:00:000200.3Подъем. Ночевали в облаке, дул ветер, утром небо расчистилось, а когда из-за гор вышло солнце, стало теплее, и ветер утих. Вылезая из палаток, были удивлены красотой вокруг, вчера мы ничего этого не видели из-за тумана.
12506:51:310200.3Начало ходового дня. Выходим с места ночёвки, дорога с мелким камнем (фото 7.1). Дорога стала более пологой, но с места стоянки было видно, что впереди нас ждёт серпантин вверх (фото 7.2).
12608:12:006.9207.2Привал "10 минут", справа от дороги домик - это такой же молельный дом (фото 7.3), как и на месте нашей ночёвки, здесь есть родник (фото 7.4) и туалет; домик разделён на две части, для мужчин и женщин.
12709:07:009.6209.9Продолжается подъем, мы въехали в облако, видимость 15 метров (фото 7.5). Холодно, ветер дует порывами.
12809:25:0010.8211.1Группа на Харибском перевале (фото 7.6), высота 2231 м н. у. м. Сразу же начинаем спускаться, так как здесь очень ветрено. Туман, видимость 10 метров.
12909:40:0012.1212.4Развилка дорог с указателями, поворачиваем налево, на Артлух. Здесь есть каменное укрытие от ветра, типа автобусной остановки. Идет довольно крутой подъем (фото 7.7)
13010:46:0018.1218.4Остановка на ремонт - у Саши снова медленно спускается колесо. Здесь, на повороте дороги, со склона слева стекает ручей, где и проверяли камеру.
13111:40:0019.4219.7После затяжного подъёма въехали в небольшой, частично заброшенный, населённый пункт – село Артлух. На выезде из населённого пункта дорога выглядит как скальный выход (фото 7.8), а далее разбитая грунтовка (фото 7.9).
13211:50:0020.8221Выехали из села Артлух и въехали в лес, дорога грунтовая с камнями (фото 7.10), грунт сырой, с лужами, земля не налипает на колеса. Дорога идет на спуск, лес закончился и дальше горная открытая местность (фото 7.11).
13312:58:0029.6229.9Проехали мимо нескольких домов или небольшой фермы, кругом множество коров, которых мы напугали. Сходив на разведку, ушли на еле заметную зарастающую тропу на право в гущу кустов (фото 7.12). Тропа извилистая с крупными камнями (фото 7.13), сначала плавно, а затем все круче уходящая вниз (фото 7.14). Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 2730 м
13412:59:0029.7230Ехать получается частично (фото 7.15), чем дальше, тем больше ведем велосипеды (фото 7.16).дорога сверхнизкого качества
13513:34:0030.9231.2Десятиминутный привал на повороте тропы.
13614:23:0031.6231.9Спустились достаточно низко, стало теплее, остановились минут на 10, чтобы переодеться.
13714:53:0032.1232.4Вышли к пересохшему руслу реки, перешли его. Двигаемся дальше по дороге с крупными камнями. Спуск стал круче (фото 7.17).
13815:42:0033.6233.8Крутой спуск завершен. Перекусили возле разрушенных домиков, внизу видна река Гадаритляр. После этого вышли на Т-образный перекрёсток с проселочной дорогой, повернули налево, дорога идёт на восток, вдоль реки (река справа от нас). Дорога укатанная с мелким камнем (фото 7.18). Чем дальше едем, тем более впечатляющие виды каньона открываются. Встречаются места, где раньше были огромные водопады, но теперь они пересохли.дорога среднего качества
13916:14:0038.6238.9Спустились в село Чирката, началась асфальтированная дорога (фото 7.19). дорога высокого качества
14016:51:0039.5239.8Сделали закупку продуктов на ужин и завтрак в Чиркате. Ассортимент скудный. Дальше спустились к реке и двигаемся вдоль неё (река слева по ходу движения). Дорога асфальтированная хорошего качества, без обочины, автомобильное движение средней интенсивности.
14116:53:1240.2240.5Конец препятствия перевал Харибский (Харигавуртай)ПП6362
14216:57:0040.4240.7Остановились в кафе "Долина вкуса", здесь мы поели и зарядили аккумуляторы (фото 7.20). После отдыха продолжили движение по асфальту (фото 7.21). Выехали из села Чирката.
14318:53:0048.8249.1Пересекли по мосту бурную реку Андийское Койсу, которая протекает в глубоком каньоне; едем дальше по противоположному (правому) берегу реки.
14419:51:2752.6252.9Конец ходового дня. Долго разведывали место ночёвки, проезжающие местные жители предлагали встать у них на участке в 10 км отсюда, мы отказались, и в итоге встали в саду у заброшенного дома (фото 7.21), недалеко от моста через реку Энжерук, в месте впадения ее в реку Андийское Койсу, вдоль которой мы до сих пор ехали. В реке Энжерук чистая вода, воды немного, ручейки среди камней, но судя по обстановке, река может сильно разливаться. Дом и сад заброшены, скорее всего, из-за строительства шоссе, в его нынешней форме к участку невозможно подъехать.
Координаты точки: N42.736283, E46.599443
Высота точки: 467 м

Пройдено за день: 52.6 км
НВ: 1368 м, СВ: 2484 м
ОХВ: 12 ч. 59 мин. 56 сек.
ЧХВ: 6 ч. 9 мин. 1 сек.
07.05.2022 - день 8
14506:00:000252.9Подъем, сбор лагеря, завтрак.
14609:08:590252.9Выходим с места ночёвки. Вышли на асфальт, пешком вернулись к реке Энжерук, набрали питьевую воду, сейчас воды значительно больше. Поднялись по насыпи на асфальтированную дорогу, продолжаем движение вдоль реки Андийское Койсу (фото 8.1). Справа от дороги есть заправка и автомойка. Также проезжали мимо металлического пешеходного моста на другую сторону реки, где предположительно могут быть места для стоянки. С нашей стороны реки таких мест мало, все берега использованы под сады и огорожены. Сухо, облачно, t=13 C°.
14710:00:009.7262.6Въехали в село Нижнее Инхо. По мосту пересекли реку и остановились у фруктовой лавки. Здесь есть источник воды, прямо на мосту (фото 8.2). После закупки и пополнения запасов воды выехали из села и продолжили движение по асфальтированной дороге вдоль реки (фото 8.3), только теперь она у нас слева. Автомобилей достаточно мало. Солнечно, t=18 C°.
14810:33:0015.3268.2Подъехали к заставе, повернули налево, на мост, в сторону Хунзаха. Въехали в село Тлох. Нашли крупный продуктовый магазин ("хозмаг/гастроном", ул. Шамиля, 4) и докупили продукты и воду (фото 8.4). После закупки выезжаем из села Тлох, дорога асфальтированная (фото 8.5).
14910:33:3115.4268.4Начало препятствия траверс Хунзахского плато (3 к.т.)ПП6360
15011:22:0017.8270.7Асфальтированная дорога закончилась, далее - грейдер, дорога указанная с мелким камнем, начался подъем (фото 8.6). дорога хорошего качества
15111:50:0021.2274.1Десяти минутный призвал на обочине, на одном из поворотов серпантина (фото 8.7).
15213:48:0030.5283.4Продолжительный обед на роднике, чуть ниже дороги (фото 8.8). После еды вернулись на дорогу (фото 8.9).
15315:30:0031284Въехали в село Харахи. Начался разбитый асфальт. (фото 8.10) Остановились на автозаправке (фото 8.11), отдохнули, и нам разрешили зарядить аккумуляторы. Пока отдыхали, отвезли Ваню в сельскую больницу на консультацию к врачу (оказалась простуда).
15416:38:0032.8285.7На выезде из села, свернули с основной дороги налево, на грунтовую дорогу с камнями (фото 8.12), и вскоре на Т-образному перекрестке свернули налево, выехали на грейдер (фото 8.13), идущий на перевал.
15517:50:0038.3291.2Въехали в село Амишта (фото 8.14). Практически въехали в облако, холодает. На улице спросили женщину, загонявшую скот во двор, есть ли впереди река и как там с водой, женщина ответила, что после дождей реки мутные, и если нужна вода, можно набрать из водопровода в коровнике, а встать можем, где найдём, никто ничего не скажет.
15618:13:3239292Конец ходового дня. После разведки, встали за пределами участков на поле (фото 8.15). Уже ложился туман, быстро холодало, пошёл мелкий дождь, мы натянули тент между палаток и так готовили и употребляли еду. Сразу легли спать.
Координаты точки: N42.633079, E46.554097
Высота точки: 1543 м

Пройдено за день: 39 км
НВ: 1433 м, СВ: 358 м
ОХВ: 9 ч. 4 мин. 33 сек.
ЧХВ: 4 ч. 17 мин. 51 сек.
08.05.2022 - день 9
15704:00:000292Подъем. Ночью шёл дождь, утром - дождь со снегом. С трудом собрали лагерь. Дождь со снегом, t=2 C°
15808:12:090292Начало ходового дня. Выехали на дорогу (грейдер) сейчас она сырая, с лужами. Вернулись на центральную улицу села Амишта и набрали воды в коровнике. Выезжаем из села.
15908:35:002.5294.4Проезжает Циалкита. Был знак "камнепады", и действительно, на дороге местами разбросаны крупные камни, и слышно как сползают мелкие осыпи (фото 9.1).
16008:55:004.8296.8Пересекает по мосту реку Хебдареч, на которой планировали ночевать вчера, вода мутная, берега достаточно плоские. Рядом с мостом сооружение, возможно, молельный дом, какие мы уже встречали ранее, останавливаться не стали.
16109:11:006.1298.1Остановились у пересохшего источника воды, под арочным сводом, чтобы отдохнуть и скрыться от идущего снега (фото 9.2). На земле уже слой снега приблизительно 2 см (фото 9.3).дорога низкого качества
16209:45:008300Продолжительная остановка под навесом у достопримечательности "каменная чаша", переоделись, утеплились. Когда мы подъехали, ещё никого не было, но через некоторое время стали подъезжать автобусы с туристами и продавцы сувениров. Из-за снегопада ничего не было видно, и туристы уезжали.
16310:25:008.6300.5Дорога сменилась с грейдера на асфальт, но тоже под снегом (фото 9.4). Продолжительный спуск, чем ниже, тем меньше снега, и зеленее (фото 9.5). дорога среднего качества
16410:54:0016.9308.9Проехали село Обода, мокрый асфальт (фото 9.6)дорога хорошего качества
16511:20:0023.2315.2Въехали в село Хунзах (фото 9.7), остановились в кафе «Годекан» справа от дороги (улица Максуда Алиханова ; время работы с 8:30 до 21:00) (фото 9.8). Мы все мокрые. Пока ели, прозванивали варианты жилья в Хунзахе - почти все занято, но одно место нашлось. Выходим на дорогу и едем в поисках названных ориентиров.
16613:18:1525.2317.2Конец ходового дня. Встретились с хозяевами гостевого дома и заселились (село Хунзах, улица Магомеда Ахбердилова 74) (фото 9.9). Сегодня отдыхаем, сушим одежду и снаряжение. Руководитель в этот вечер смог купить подшипники для втулки и заменить их. За запчастями пришлось ехать в соседнее село, родственник хозяев помог с этим.
Координаты точки: N42.541815, E46.703744
Высота точки: 1636 м

Пройдено за день: 25.2 км
НВ: 534 м, СВ: 440 м
ОХВ: 5 ч. 6 мин. 6 сек.
ЧХВ: 2 ч. 21 мин. 37 сек.
09.05.2022 - день 10
16705:30:000317.1Подъем группы. В 7 часов нас покормили завтраком.
16807:43:570317.2Выходим из гостевого дома, на асфальтированную дорогу, продолжаем двигаться по маршруту (фото 10.1). дорога высокого качества
16907:48:000.1317.3Свернули налево, по указателю на Заиб, асфальт сменился дорогой с мелким камнем (фото 10.2). Несколько остановок на природных достопримечательностях, водопадах.дорога хорошего качества
17008:30:005.6322.7Десятиминутный привал. Далее начался спуск по серпантину (фото 10.3).
17109:17:009.2326.4Остановка на ремонт, у Паши заменили колодки на заднем тормозе. Продолжительный серпантинный спуск; чередуется мелкий и крупный разбитый камень (фото 10.4; фото 10.5), в конце спуска добавился размокший грунт с лужами (фото 10.6). дорога среднего качества
17209:56:0014.7331.8На Т-образном перекрёстке повернули налево, выехали на асфальтированную дорогу (фото 10.7).дорога высокого качества
17309:56:2214.8332Конец препятствия траверс Хунзахского платоПП6360
17410:06:0015.3332.5Въехали в село Заиб (фото 10.8) и остановились у магазина, докупили недостающие продукты и воду.
17510:30:0018.1335.2Пересекли реку Аварское Койсу по мосту, проехали село Голотль (фото 10.9). Здесь есть магазин и автомойка. Двигаемся вдоль реки, река у нас слева, а справа крутые скалы, на дороге знак, что возможны камнепады, на дороге явные следы от падения камней.
17611:00:0027.8345Десятиминутный призвал.
17711:22:0030.1347.2Въехали в село Карадах. Остановились у первого магазина, возле мечети, напротив есть аптека. В этом магазине было не все, что нам нужно, и мы переместились к другому магазину, здесь мы всё-таки нашли тушенку и куриную грудку. Когда все было закуплено, поехали дальше. Дорога асфальтированная. Повернули направо, по указателю к селу Гуниб, выехали из села Карадах (фото 10.10).
17811:59:1531348.1Начало препятствия перевал Дарада-Мурадинский (2 к.т.)ПП6449
17912:08:0032.2349.3Возле электростанции асфальт закончился, дальше грейдер (фото 10.11). Проехали мимо входа в Карадахскую теснину, нет времени на её осмотр. Идет плавный подъем, затем серпантинный затяжной подъем, но уклоны не большие (фото 10.12).дорога хорошего качества
18014:00:0040.8357.9Десятиминутный призвал (фото 10.13).
18115:00:0044.4361.6Мы на верхней точке подъема (Дарада- Мурадинского перевала), дальше дорога пошла на спуск (фото 10.14).
18215:05:0046.5363.6Проехали село Мурада (фото 10.15).
18315:14:0049.8366.9На одном из витков серпантина, дорога (грейдер) закончился и начался асфальт хорошего качества с разметкой (фото 10.16). дорога высокого качества
18415:23:5152.2369.4Конец препятствия перевал Дарада-МурадинскийПП6449
18515:25:0052.2369.4Спуск завершён, мы на мосту через реку Каракойсу, впадающую в Гунибское водохранилище (фото 10.17); здесь находится Гунибская гидроэлектростанция.
18615:35:2152.2369.4Начало препятствия траверс Кегерского плато (3 к.т.)ПП6443
18715:42:0054.1371.2Едем дальше в поисках места для обеда, для этого сделали большой крюк до реки Богдакули, притока Каракойсу, там раньше было кафе, но ни кафе, ни нормальной воды нет. радиальный/неактивный участок
18815:56:0055.1372.2Вернулись на маршрут. Едем по асфальту хорошего качества (фото 10.17)дорога высокого качества
18916:00:0055.5372.6Обед на скале возле дороги (фото 10.18). Дальше дорога идёт на подъем (фото 10.19).
19017:39:0062.7379.9Проехали село Салта (фото 10.20), асфальтированная дорога закончилась, дальше грунтовая дорога (фото 10.21). Осмотрели Салтинское ущелье и водопад (фото 10.22).дорога хорошего качества
19118:42:0065.7382.9После водопада качество дороги не меняется (фото 10.23). Проехали село Силта, и подъехали к реке, на которой планировали ночевать - воды в ней нет. Местные ребята подсказали, где можно взять воды - это родник на улице населённого пункта - набрали воды (фото 10.24).
19219:31:1966.8384Конец ходового дня. Вернулись на берег реки. Нашли хорошее место и разбили лагерь (фото 10.25). Вода в реке всё-таки местами есть, но русло замусорено.
Координаты точки: N42.383221, E47.063902
Высота точки: 1237 м

Пройдено за день: 66.8 км
НВ: 1736 м, СВ: 2135 м
ОХВ: 11 ч. 47 мин. 22 сек.
ЧХВ: 6 ч. 11 мин. 41 сек.
10.05.2022 - день 11
19305:00:000384Подъем группы, завтрак. Солнечно и тепло.
19408:04:210384Начало ходового дня. Выходим на разбитую каменистую дорогу, двигаемся дальше по маршруту (фото 11.1). дорога среднего качества
19508:15:000384Дорога пересекает реку Багдакули, но не по короткому расстоянии, а часть дороги проходит по реке, получился протяженный брод, но не глубокий, проезжаемый. Ширина борода 20 метров, глубина 10-15см, течение слабое, дно каменистое (фото 11.2). Переправа н/к (0.5)
19608:16:000384Дорога от реки свернула направо, на Запад, начался плавный подъем, растительности вокруг стало совсем мало, дорога разбитая с камнями (фото 11.3) и скальными выходами (фото 11.4). Едем как будто по каменной пустыне, сначала овраг-каньон был только справа, а потом появился и слева. По мере нашего движения каньоны увеличиваются в ширину и глубину.
19709:13:002.5386.5Продолжительное остановка на фото и квадракоптер, остановились не доезжая до села Кегер.
19809:41:003.9387.8Проезжаем село Кегер, каменистая дорога сменяется асфальтом (фото 11.5, фото 11.6). В Кегере есть музей , мечеть и магазин. дорога высокого качества
19909:43:004.2388.2Выехали из села Кегер, асфальтированная дорога закончилась, дальше грейдер (дорога с мелкими камнями, фото 11.7).дорога хорошего качества
20009:55:006.2390.2Свернули налево с грейдера на тропу грунтовую разбитую с крупными камнями (фото 11.8), начался достаточно крутой подъем, спешились, затаскиваем велосипеды (фото 11.9). Местами становится более полного, можем ехать (фото 11.10), дорога такая же, разбитая с крупным камнем (фото 11.11). В основном идём рядом с велосипедом. дорога среднего качества
20111:05:008.6392.6Дорога стала пологой, можно ехать.
20211:15:009.3393.3Дорога стала более разбитая грунтовая, с большими колея и, похожа на "лесовозку" (фото 11.12). Идём.
20311:28:009.6393.6Вышли на открытое пространство, можно ехать, дорога грунтовая (фото 11.13). Впереди виден предстоящий подъем. Грунтовые пологие участки или спуски сменяются каменистыми подъёмами (фото 11.14). t=27 C°, ветрено
20411:41:0010.3394.3Десятиминутный призвал.
20512:14:0011.2395.1Обед перед началом спуска, не далеко от источника воды (фото 11.15). Начал накрапывать дождь.
20613:20:0012.7396.6Начало спуска. Дорога с крупными камнями, утоптанная копытами животных (фото 11.16).
20713:43:0013.9397.8Въехали в село Чох, дорога сменилась на асфальт (фото 11.17). Зашли в местный магазин, он очень маленький и тёмный. Взяли батарейки и недостающие продукты. дорога высокого качества
20814:05:0014.6398.6Центральная площадь асфальтирована, но далее мелкий камень (фото 11.18). Общее впечатление от посёлка двоякое: вроде бы туристическое место, есть старинные дома, но мусор жители выбрасывают с обрыва на склон ниже посёлка; грязно. дорога хорошего качества
20914:10:0015.7399.6На выезде из посёлка, на развилке дорог начался асфальт (фото 11.19), местами с выбоинами или остатками камнепадов (фото 11.20). Достаточно много автомобилей, туристических автобусов. дорога высокого качества
21014:25:0018.8402.8Спустились к реке Цамтичай, едем вдоль неё (река справа), асфальт хорошего качества (мокрый) (фото 11.21).t=11 C°, облачно
21114:26:4819.2403.2Конец препятствия траверс Кегерского платоПП6443
21214:50:0021.6405.5На развилке с указателями, свернули на левую дорогу, на спуск. Дорога асфальтированная (фото 11.22).
21314:53:5622.1406Начало препятствия перевал Мегебский (4 к.т.)ПП6442
21414:54:0022.1406Пересекли реку Цамтичай по мосту и на развилке едем прямо, по указатель к селу Мегеб. Асфальт сменился на грунт, сырой (наматывается на колеса). Дорога пошла на подъем (фото 11.23, фото 11.24). дорога среднего качества
21516:04:0026.3410.3Привал. Слева от дороги есть родник и небольшой навес (фото 11.25). Начался ливень, и мы переждали под навесом.
21616:50:0027.5411.5Въехали в населённый пункт Мегеб. Начался асфальт (фото 11.26) Магазин есть, но сейчас он закрыт, местные жители говорят, что откроется в 17:00, мы не стали ждать.дорога высокого качества
21717:04:0027.7411.6Свернули направо на размытую грунтовую заброшенную дорогу (фото 11.27). Грязь жидкая, на колеса сильно не наматывается. Дорога идет на подъем, местами более полого, и получается ехать, но в основном приходится идти. Не далеко от населенного пункта дорога вытоптана скотом, но чем выше поднимаемся, тем она более зарастает (фото 11.27), видимо, ее мало или совсем не используют. Чтобы не наматывать грязь на колеса, идем рядом, по траве (фото 11.28).дорога низкого качества
21817:52:0029.6413.6Десятиминутный привал.
21918:20:0030.4414.3Слева от дороги оборудованный родник (фото 11.29). Трава вдоль нее исчезла, грязь наматывается и блокирует колеса, приходится тащить велосипеды.
Координаты точки: N42.241331, E47.06108. Местами на дороге появляются крупные камни и колеи которые приходиться преодолевать (фото 11.30, фото 11.31)
дорога сверхнизкого качества
22018:57:0431415Конец ходового дня. Начинает темнеть. До перевала недалеко, но по такой грязи путь займет много времени, а что за перевалом, мы пока не знаем, поэтому решили становиться на ночевку прямо здесь, возле дороги (фото 11.32). Ниже по склону виден домик, сходили на разведку, но ничего путного там не оказалось: домик пастуха с грунтовым полом, рядом ручеек с мутной водой. Из этого ручья набрали техническую воду, ужин готовили из воды, которая у нас была с собой, а на завтрак - топили снег, взятый из снежников. Быстро поужинали и легли спать.
Координаты точки: N42.237194, E47.065885
Высота точки: 1982 м

Пройдено за день: 31 км
НВ: 1534 м, СВ: 789 м
ОХВ: 10 ч. 52 мин. 43 сек.
ЧХВ: 5 ч. 5 мин. 38 сек.
t=+1 C°, безветренно
11.05.2022 - день 12
22105:00:000415Подъем группы. Ночью была температура +1 градус.
22208:03:070415Начало ходового дня. Уже вышло солнце и хорошо греет. Позавтракали и собрали лагерь, сразу надели рюкзаки с лямками на себя, велосипеды ведём рядом - так будет проще дойти до перевала (фото 12.1). Выходим с места стоянки.
22308:50:071.5416.5Местами идём по снегу (фото 12.2).
22409:00:001.6416.6Группа на Мегебском перевале (фото 12.3). Рюкзаки навешиваем на велосипеды. Дорога за перевалом вообще не используется: сначала небольшой снежник (фото 12.4), а далее грунтовая разбитая дорога (фото 12.5), местами засыпанная сходящими со склона камнепадами, камни мелкие и это больше напоминает осыпи. Дорога с небольшим уклоном вниз. На этом участке грунт налипает на колеса, ведем велосипеды, временами сбрасывая грязь, когда колеса блокируются.
Высота точки: 2084 м
22509:20:002.2417.2Грязевой участок закончился, по бокам от дороги-тропы появилась трава (фото 12.6), по ней можно ехать. Тропа грунтовая, зарастающая, местами на дороге крупные камни (фото 12.7). Спустились ниже уровня снежников, здесь цветут полевые цветы и пасутся коровы. Стало значительно теплее. дорога среднего качества
22609:57:005.1420.1Спустились к реке, немного передохнули, и дальше затащили велосипеды в небольшой подъем (фото 12.8), дальше можно ехать, дорога грунтовая сухая. После подъёма на дороге были ворота, мы открыли их, прошли и закрыли за собой (фото 12.9). Одиночное ЛП н/к (0.5)
22710:23:007.2422.2На Т-образном перекрёстке повернули направо на укатанную грунтовку (фото 12.10). Начался затяжной спуск, едется хорошо, кроме одного участка, который обносили по пешеходному мосту (фото 12.11). дорога хорошего качества
22810:35:0010425Спустились к реке, едем вдоль неё. Река у нас справа (фото 12.12), со временем пересекли реку по мосту и река теперь слева от нас (фото 12.13).
22910:49:3912.5427.5Конец препятствия перевал МегебскийПП6442
23011:18:0014.1429.1Пересекаем реку Гургупорат по мосту и подымаемся на холм (фото 12.14). На вершине холма населённый пункт – село Кумух, дорога стала асфальтированной (фото 12.15). дорога высокого качества
23111:27:0015.3430.3Заехали на автомойку самообслуживания, помыли велосипеды (потратили 1 час времени). Солнечно, сухо, t=12 C°.
23212:27:0015.3430.3Далее едем в обратном направлении, в центр посёлка, чтобы найти, где поесть и купить продукты (фото 12.16). радиальный/неактивный участок
23312:29:0015.5430.5Едем в центр пос. Кумух по асфальту (фото 12.17).дорога высокого качества
23412:30:0015.9430.9Остановились у кафе "Centrale" (Россия, Республика Дагестан, Лакский район, село Кумух; время работы 8:00-23:00) (фото 12.18). Едим, ходим по соседним магазинам, ремонтируем велосипеды (потратили 2 часа). После этого едем дальше по центральной улице. При выезде из посёлка дорогу подготавливают к укладке нового асфальта - старый асфальт покрыт битумом, он липнет к колесам (фото 12.19). Кроме этого, нам на встречу дует ветер.
23516:30:0032.9447.9Пересекаем по мосту реку Казикумухское Койсу, теперь река справа от дороги.
23616:43:3838453Начало препятствия траверс хребта Лес (3 к.т.)ПП6364
23716:55:0038.9453.9Въехали в село Цудахар (фото 12.20), свернули направо, съехали с асфальтированной дороги на грейдер (фото 12.21). Выехали их населенного пункта. Начался подъем. Справа проехали ботанический сад. дорога хорошего качества
23818:36:1547.1462.1Конец ходового дня. Забрались достаточно высоко, уже близко видны горы в облаке. Сошли с дороги, пересекли речку Сана, здесь она уже не такая широкая, и встали на ночевку на плоской лужайке (фото 12.22).
Координаты точки: N42.294835, E47.217915
Высота точки: 1399 м

Пройдено за день: 47.1 км
НВ: 846 м, СВ: 1429 м
ОХВ: 10 ч. 33 мин. 8 сек.
ЧХВ: 4 ч. 29 мин. 19 сек.
12.05.2022 - день 13
23905:00:000462.1Подъем группы. Облачно, t=5 C°, ветрено.
24006:54:480462.1Начало ходового дня. Выходим с места ночёвки, перешагиваем речку и выходим на дорогу (грейдер), двигаемся дальше, плавно набираем высоту (фото 13.1).
24107:49:000.9463Руководитель разговорился с местным жителем из единственного дома стоящего в этой местности - человек предложил помощь, предоставил шпильку и гайки - руководитель стянул шатуны через отверстие в валу, концы шпильки торчат, но не мешают ехать, зато теперь шатун не сможет самостоятельно сняться с вала. За это время вышло солнце, и стало теплеть.
24208:45:003.7465.8Въехали в село Балхар (фото 13.2), здесь на главной площади базар (торговцы приезжают один раз в неделю, в четверг), магазин и источник воды (фото 13.3). По селу проходит грунтовая дорога (фото 13.4), в дождь будет всё налипать.Докупили недостающие продукты, выбросили мусор и набрали воды.
24309:20:004.8466.9Выехали из села Балхар. Дорога - грейдер с вкраплением крупного камня (фото 13.5). Начался пологий грунтовый участок среди полей, справа и слева горы (фото 13.6). Источников воды здесь нет.
24409:30:006.5468.6Проехали село Цуликана, начался плавный подъем, грейдер (дорога с мелким камнем) (фото 13.6).
24510:29:0013.6475.7Проезжает пос. Шукты (фото 13.7). Здесь есть два источника воды.
24610:45:0016.4478.5Въехали в село Гапшима, грейдер сменился на разбитый асфальт (фото 13.8). Устроили десятиминутный привал (фото 13.9).дорога высокого качества
24710:59:0017.5479.6Выехали из Гапшима, асфальт закончился, начался грейдер (фото 13.10), местами разбитый (фото 13.11). дорога хорошего качества
24811:34:0022.7484.8Въехали в село Танты (фото 13.12). При въезде, слева от дороги есть источник воды, но он сейчас не работает. Работающий источник есть на противоположной стороне реки, туда ведёт мост (фото 13.13).
24911:47:0023.8485.9Отдых на вершине холма в населённом пункте, возле двух магазинов (фото 13.14). Дальше небольшой участок асфальта и снова грунтовая дорога с мелким камнем (фото 13.15). Выехали из села Танты. Продолжается подъем (фото 13.16). Местами в верхней точке покрытие совсем разбитое (фото 13.17)
25013:02:0028.1490.2Мы на перевале Гуцабек (фото 13.18), перекусили и поехали вниз (фото 13.19).
Высота точки: 2015 м
25113:25:0030.9493Въехали в село Ургани, остановились на обед у источника воды , слева от дороги (фото 13.20). Начал моросить дождь, но дорога сухая. Грунт разбитый с колеями и "стиральной доской" (фото 13.21). Выехали из села.дорога среднего качестваДождь, t=5 C°
25214:55:0036.7498.8Проехали село Гулебки (фото 13.22). Справа от дороги есть источник воды. Сразу за этим населённым пунктом начинается село Цугни (фото 13.24). Дождь ослабевает. Пересекли по мосту реку Цугникотты, дно каменистое, течение сильное, вода немного мутная, на берегах есть плоские площадки (фото 13.23).
25315:22:3442.5504.6Конец препятствия траверс хребта ЛесПП6364
25415:48:0043.9506Въехали в село Урари (фото 13.25), остановились у магазина, делаем закупку (фото 13.26). В окне написан телефон, если магазин закрыт. После выезда из села дорога пошла вниз, с промоинами (фото 13.28). Пересекли реку по мосту с арками, на противоположном берегу дорога идёт на подъем. Дорога грунтовая достаточно укатанная (фото 13.27). Дождь закончился.
25517:08:0050512.1Десяти минутный привал на повороте дороги. Снова пошёл дождь, дорога мокрая (фото 13.28).
25617:35:0051.7513.8Проехали село Урхниша (фото 13.29).
25718:30:0057.1519.2После подъёма (фото 13.30), дорога стала пологой, грунтовая дорога стала чередоваться со скальными выходами (фото 13.31).
25819:12:0063.4525.5Въехали в село Кубачи (фото 13.32). Купили в магазине воды. Ищем место для ночёвки. дорога хорошего качества
25919:51:5864.6526.7Конец ходового дня. Сделали разведку, нашли низину внутри населённого пункта, где нет домов. Более или менее ровные места есть. Место не идеальное, между лугом и дорогой замусоренная полоса кустов, которую нужно преодолеть. Ставили лагерь уже в темноте (фото 13.33). Поели и легли спать.
Координаты точки: N42.102267, E47.594725
Высота точки: 1508 м

Пройдено за день: 64.6 км
НВ: 2009 м, СВ: 1899 м
ОХВ: 12 ч. 57 мин. 10 сек.
ЧХВ: 7 ч. 12 мин. 52 сек.
13.05.2022 - день 14
26006:00:000526.7Подъем группы. Уже с 4 часов начало припекать, и кругом ходили коровы. Вылезли из палаток, оказалось, что мы стоим на лугу, далеко от домов.
26108:57:420526.7Начало ходового дня. выходим с места ночёвки на дорогу. Дорога грунтовая разбитая, с промоинами (фото 14.1). Иногда на дороге встречаются кучи с щебнем — им закладывают промоины и затем укатывают (фото 14.2). Выезжаем из села Кубачи, начался затяжной спуск (фото 14.3). дорога среднего качества
26209:30:005.3532На одном из витков серпантина сворачиваем направо, возле плохо читаемого плаката-указателя «Кала-Корейш 4,5км». Дорога грунтовая с крупным камнем (фото 14.4, фото 14.5, фото 14.6).
26309:52:008.5535.2Мы почти у крепости, здесь две памятные таблички. Фотографируемся, отсюда открываются очень красивые виды (фото 14.7). Дальше начинается крутой подъем по грунтовой дороге (фото 14.8), которая дальше превращается в узкую зарастающую грунтовую тропу (фото 14.9), закатываем велосипеды по тропе.
26410:21:009535.7Мы у крепости, оставили велосипеды, и пошли осматривать крепость (потратили 1 час) (фото 14.10). После осмотра крепости и беседы с единственным живущем здесь человеком, спускаемся с холма, на котором расположена крепость, по пешеходной тропе с крупными камнями (фото 14.11, фото 14.12), резкими поворотами и местами с каменными ступенями (фото 14.13). Спуск достаточно протяженный. дорога сверхнизкого качества
26511:40:0010536.8Спуск по тропе закончен, мы на автостоянке, откуда пешеходы начинают путь к крепости. Дальше выезжаем на разбитую грунтовую дорогу с крупным камнем (фото 14.14), дорога идет на спуск (фото 14.15).дорога среднего качества
26611:50:0011.1537.8Спустились к реке Хулахерк, и едем по грунтовой укатанной дороге вдоль реки (река справа от нас) (фото 14.16). дорога хорошего качества
26712:10:0014540.8На дороге стоят знаки, предупреждающие о возможных камнепадах, и на дороге техника (фото 14.17), скорее всего идет ремонт, видимо, подвозят и укатывают щебень – началась дорога с мелким камнем, местами похожа на уложенную брусчатку (фото 14.18).
26812:27:0018.5545.3Дорога сменилась на асфальтированную хорошего качества с разметкой, почти сразу выезжаем на перекресток с трассой и выезжаем на нее (фото 14.19).дорога высокого качества
26913:00:0029.3556.1Въехали в село Маджалис, остановились у кафе «Улучай» слева от дороги (фото 14.20). Ассортимент не богатый, но борщ и пельмени есть, взяли пельмени и лимонад. Посетителей достаточно много, в основном это таксисты, может быть, поэтому про заказанный нами борщ забыли – мы не стали ждать, расплатились за то, что съели и поехали дальше. Небольшая остановка на противоположной стороне дороги, у заправки – туалет (в кафе туалет в подвале и без света…) Выехали из населенного пункта (фото 14.21). t=24 C°, солнечно и сухо.
27015:10:0049.1575.8Десятиминутный привал под навесом со столом и лавочками справа от дороги. Уже впереди можно разглядеть море. Ветер встречный, поэтому едем со сменным ведущим. На перекрестке с круговым движением продолжаем двигаться прямо, асфальт стал среднего качества с трещинами (фото 14.22).
27115:35:0051.7578.4На Т-образном перекрестке поворачиваем направо по указателю к Дербенту (фото 14.23), выезжаем на шоссе с достаточно оживленным движением, по одной полосе в каждую сторону, с широкой обочиной (фото 14.24).
27215:40:0053.3580Проехали село Кала. Ширина обочины уменьшилась до пол метра (фото 14.25). Сильный встречный ветер.
27316:03:0060586.8Отдыхаем на автобусной остановке. Далее на дороге практически нет асфальтированной обочины.
27416:25:0060.5587.2Проезжаем село Дагестанские Огни. Автомобильное движение стало более активное.
27516:51:0067.3594Пересекли по мосту реку Суходол, сразу за ней на дороге указатель направо, что там либо кемпинг, либо место отдыха.
27616:57:0069.3596Десятиминутный привал на обочине.
27717:15:0070.4597.1Въехали в город Дербент (фото 14.26).
27817:28:0073599.8Проезжаем по освещенному тоннелю (фото 14.27). Далее интенсивность автомобильного движения резко упала, машин стало значительно меньше.
27917:37:0076.2602.9Выехали из г. Дербент. Дорога асфальтированная с обочиной 0,5 м (фото 14.28).
28018:05:0080.4607.1Десятиминутный привал. Проехали село Нижний Джалган (фото 14.29).
28118:27:0087613.8По пешеходному переходу перешли на противоположную сторону шоссе и съехали налево, на второстепенную асфальтированную дорогу с разметкой; автомобилей здесь нет. (фото 14.30)
28218:30:0087.9614.6Остановились у продуктового магазина справа от дороги (фото 14.31). Взяли продукты на ужин, хлеба нет. Впереди видно море, когда до него остается метров 50, дорога плавно поворачивает и идет параллельно берегу. От моря нас отделяет забор, за которым виден экраноплан «Лунь» (фото 14.32). Солнце уже садится.
28319:08:5193619.7Конец ходового дня. Подъехали к турбазе «Рубас» - это бывший пионерский лагерь, переделанный в дом отдыха с выходом к морю (фото 14.33). Ворота открыты, нас уже ждут, так как мы заранее договорились о заселении и размещении велосипедов. Размещаемся по номерам, готовим ужин на горелках в беседке, рядом с корпусом, с согласия администратора. Ужинаем, отмываемся и ложимся спать.
Координаты точки: N41.934571, E48.384685
Высота точки: -27 м

Пройдено за день: 93 км
НВ: 648 м, СВ: 2183 м
ОХВ: 10 ч. 11 мин. 9 сек.
ЧХВ: 5 ч. 23 мин. 37 сек.
14.05.2022 - день 15
28407:00:000619.7Подъем группы. Завтрак входит в стоимость проживания, кормят в просторной столовой в советском стиле.
28509:07:210619.7Начало ходового дня. Выезжаем с турбазы. На территории турбазы дорога из бетонных плит (фото 15.1), а за воротами – асфальт (фото 15.2).радиальный/неактивный участок
28609:11:000.3620.1Поворачиваем на право, пытаемся подъехать к экраноплану Лунь (фото 15.3).дорога хорошего качества
28709:13:000.6620.4Возвращаемся на основную дорогу.радиальный/неактивный участок
28809:16:000.9620.6Свернули возле автопарковки направо, в сторону моря, на песчаную дорогу (фото 15.4), мы в парке «Патриот». Подъезжаем к экраноплану «Лунь». Кроме него здесь посмотреть пока нечего, вовсю идет облагораживание территории.дорога среднего качества
28909:41:001.6621.3Возвращаемся на основную дорогу (фото 15.5).радиальный/неактивный участок
29009:45:002.3622Повернули направо, пытаемся найти дорогу ближе к морю (фото 15.6).дорога среднего качества
29109:47:002.8622.5Вернулись обратно на асфальт.радиальный/неактивный участок
29209:50:003.7623.4Съехали направо на песчаную тропу вдоль моря, сначала завязли (фото 15.7), но потом выехали на смоченный водой песок и ехать стало легче (фото 15.8). Дорога достаточно укатана, сюда приезжают на машинах рыбаки и отдыхающие.дорога среднего качества
29309:55:004.8624.6Брод реки, берется в седле (фото 15.9)Переправа н/к (0.5)
29409:59:005.6625.3Дорога уходит дальше от берега, песка становится меньше, дорога стала грунтовой укатанной (фото 15.10). Начались частные дома – это село Хазар, дорога идет по улице между ними (фото 15.11).дорога хорошего качества
29510:07:006.9626.7Дорога перешла в грейдер, дорогу с мелким камнем (фото 15.12).
29610:12:008627.7Выехали на асфальт, это второстепенная дорога среди частных домов, автомобилей нет (фото 15.13).дорога высокого качества
29710:17:009.7629.5На Т-образном перекрестке повернули направо и выехали на оживленную улицу села Хазар.
29810:27:0013.4633.2Остановились у магазина, взяли воду и перекусы.
29910:58:0018.8638.5Въехали в город Дербент, остановились у магазина сувениров «Этно Дом Кубачи» (ул. Зои Космодемьянской, 16, Дербент; время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00).
30011:30:0020.3640Рядом с платформой «2613 км» переходим железнодорожные пути по пешеходному настилу, и едем дальше по Прикаспийской улице (фото 15.14).
30111:38:0021.7641.5На Т-образном перекрестке, дождавшись, когда не будет машин, переехали на противоположную сторону – здесь вдоль трассы идет велодорожка – едем по ней (фото 15.15).
30211:41:0022.4642.1Съехали на новую набережную, сфотографировались и отдохнули. После отдыха едем по асфальту обратно, по пути заходим в хозяйственный магазин для покупки пленки и скотча для упаковки багажа (фото 15.16).
30311:45:0022.4642.2Возвращаемся на маршрут.радиальный/неактивный участок
30412:08:0023642.7Едем по асфальту к крепости (фото 15.17).дорога высокого качества
30512:27:0027.1646.8Подъехали к крепостной стене и через ворота попали в крепость Нарын-Кала (фото 15.18). Едем по улицам, автомобилей достаточно много.
30612:46:1530.3650Конец ходового дня. Мы у вокзала города Дербент (фото 15.19). Здесь активная часть похода заканчивается. Дальше мы быстро перекусили в кафе и загрузились в электричку, доехали до платформы Таш. Платформа очень короткая и низкая, так, что пришлось выгружаться просто в поле. Дальше вышли на шоссе и доехали до аэропорта города Махачкалы.
Координаты точки: N42.056289, E48.306476
Высота точки: -21 м

Пройдено за день: 30.3 км
НВ: 203 м, СВ: 198 м
ОХВ: 3 ч. 38 мин. 54 сек.
ЧХВ: 2 ч. 6 мин. 38 сек.