Главная  
Техническое описание прохождения маршрута Тамань – Крым (УТП БУ), заявленная сложность: 2 к.с., руководитель: Самойлов Ю. Л., маршрутная книжка: 1/5-206
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
30.04.2022 - день 1
108:51:0400В 06:45 прибыли поездом Москва — Новороссийск. Собрали и настроили велосипеды [фото], кто не завтракал в поезде — сделал это сейчас [фото]. Через два часа начали движение по улицам города.дорога высокого качестваплотная облачность
209:07:013.13.1Остановились на дозакупку у супермаркета "Магнит". В 09:28 продолжили.
309:33:414.14.1Выезжаем на набережную и далее двигаемся по ней [фото][фото]. Вскоре короткая остановка для фото с видом на крейсер "Михаил Кутузов" [фото].
410:00:008.88.8Остановились у мемориала "Малая земля" [фото], желающие сходили на быстрый просмотр экспозиции. В 10:20 продолжили движение.ощущение лёгкой мороси
510:22:009.29.2Выехали на каменистую Суджукскую косу, ехать по слегка живой гальке получается не у всех участников. На мысу остановка перевести дух, плюс посмотреть на скульптуры из плавника [фото]. Немного вспомнили теорию езды по сложным покрытиям, южную часть косы преодолеваем уже успешнее [фото].дорога среднего качества
610:42:0010.710.7Выехали на плиточную дорожку, а с неё на асфальт. Продолжаем движение по городским улицам, в одном месте попалась дорога без покрытия.дорога высокого качества
711:18:0316.816.8На скорости проехали мимо мемориала "Долина смерти" [фото]. С началом подъёма в горку начинается и препятствие "траверс южных хребтов Абрауского п-ова" (2 к.т.).ПП5394
811:29:4219.719.7Остановились на привал у мемориала "Колодец жизни в Долине смерти", в котором ныне питьевой воды нет [фото]. В 11:43 продолжили.
911:46:1620.320.3Начинаются дачные дорожки хорошего (в среднем) качества, см. детальное описание в ПП. В отдельных местах сочетание уклона и разбитого покрытия вынуждают большинство участников спешиваться и заталкивать велосипеды [фото].дорога хорошего качества
1012:26:3122.922.9Выехали на асфальтовую дорогу 03К-066.дорога высокого качества
1112:36:5023.523.5Высшая точка подъёма (252 м). Проезжаем виноградники "Шато Пино" [фото] и начинаем затяжной спуск с парой крутых поворотов.
1212:47:1928.128.1Спустились к морю, встали на обед на столиках с лавками у выхода на пляж [фото]. В 13:28 продолжили.
1313:31:2328.428.4У Жени З. закусилась рубашка заднего тормоза, чиним до 14:09 [фото] [фото].
1414:17:4030.130.1Свернули налево на чуть подразбитую асфальтово-бетонную дорогу.
1514:25:3330.830.8Начало технической дороги под ЛЭП: в основном разбитая каменистая грунтовка, см. детальное описание в ПП. Местами крутые подъёмы и спуски, которые большинство участников преодолевают пешком [фото] [фото].дорога среднего качества
1614:40:2631.631.6Особенно крутой подъём, вдобавок свежеразбитый бульдозером. Помогаем заталкивать велосипеды наверх. [фото]
1715:25:5733.233.2Проехали мимо нефтеналивной станции [фото] и выехали на идущую от неё асфальтовую дорогу, встали на привал. В 15:37 продолжаем.дорога высокого качества
1815:49:3735.835.8В Южной Озереевке поворачиваем направо, на дороге появляется трафик.
1915:58:5538.138.1В Глебовском сворачиваем налево и начинаем подъём. Дорога с элементами серпантина, количество автотранспорта некомфортное. [фото][фото]
2016:20:3841.341.3На верхней точке (193 м) небольшой передых, в 16:33 начинаем спускаться.
2116:36:1942.642.6Заворачиваем в село Абрау-Дюрсо, едем мимо многочисленных кафе и магазинов.
2216:44:0742.942.9Остановились у Завода шампанских вин [фото], но билетов на экскурсию в ближайшее время не осталось. Заедаем горе мороженым, винным мармеладом и прочими лакомствами. В 17:16 продолжаем.радиальный/неактивный участокотдельные низкие облака под сплошным высоким покровом
2317:18:0043.143.1Вернулись на основную дорогу. Огибаем озеро Абрау.дорога высокого качества
2417:26:2145.245.2Начинается серпантинный подъём на следующий хребет [фото].
2517:36:3246.546.5На очередном изгибе останавливаемся на смотровой площадке, любуемся видом на озеро Абрау, фотографируемся [фото]. В 17:51 продолжаем.
2617:52:1646.746.7Высшая точка дороги, начинаем спуск.
Высота точки: 198 м
2718:02:4350.750.7Конец препятствия траверс южных хребтов Абрауского п-оваПП5394
2818:03:2650.950.9После пересечения р. Дюрсо начинается резкий подъём (12% согласно указателю), который мало кто из группы взял в седле [фото].
2918:11:5951.651.6Наверху останавливаемся на привал и любуемся красивым видом на море. Собрались было ехать дальше, но заметили, что из колеса у Дениса вытекает герметик, латаем до 18:32 [фото]. Далее дорога следует вдоль берега, периодически поднимаясь по склону (до 100 м) и опускаясь вниз, огибая многочисленные щели.
3018:46:0455.255.2Асфальт заканчивается у последней базы отдыха, на первых камнях у Миши отваливается шатун с педалью, за пару минут насаживаем обратно [фото]. Далее идёт каменистая грунтовка, в основном ровная или с совсем небольшими промоинами и выходами камней, не осложняющими движение. [фото] Встречаются крутые подъёмы, в которые некоторые участники предпочитают зайти пешком.дорога хорошего качества
3119:12:0458.158.1Остановились у скважины с чуть тёплой водой. Юра уехал дальше на разведку места ночёвки, остальные набирают воду, некоторые воспользовались случаем и помыли головы [фото]. По готовности продолжают движение по дороге.
3219:31:1958.358.3Ручей Навагирской щели пересекается вброд без проблем [фото].
3319:36:4558.958.9Сворачиваем влево на разбитую каменистую дорожку, круто спускающуюся к морю.дорога среднего качества
3419:39:175959Встали на ночёвку на оборудованной полянке среди деревьев рядом с берегом моря [фото]. По краям немного мусора, но он не сильно портит вид. Перед выходом на берег — дерево тапочек [фото]. На самом берегу много наносного мусора и дохлый дельфин [фото].
Координаты точки: N44.695005, E37.48832
Высота точки: 20 м

Пройдено за день: 59 км
НВ: 1149 м, СВ: 1134 м
ОХВ: 10 ч. 48 мин. 13 сек.
ЧХВ: 4 ч. 58 мин. 44 сек.
01.05.2022 - день 2
3509:11:37059С утра на место нашей ночёвки приехал автомобиль с отдыхающими, но мы друг другу особо не мешали. Желающие прогулялись по берегу к объекту, обозначенному на некоторых источниках как бывший дельфинарий, согласно указателю — Центр реабилитации морских животных [фото].
В подъём обратно на дорогу велосипеды заталкивали [фото].
радиальный/неактивный участокпеременная облачность
3609:20:000.159.1Вернулись на основную дорогу, продолжаем движение по ней. На плоских участках попадаются широкие лужи, но их везде можно было объехать [фото]. Ближе к Малому Утришу дорога спускается совсем к морю [фото].дорога хорошего качества
3709:36:002.361.3Пересекаем ручей щели Лобанова, можно проехать, не замочив ног, но некоторые предпочли разуться и перейти пешком [фото]. Затратили на это 5 минут.Переправа н/к (0.5)
3809:58:424.663.6Приехали к точке на берегу у бывшего села Малый Утриш, а ныне полудикой базы отдыха [фото], откуда отправляется катер до Большого Утриша. Отправляемся в два захода, т. к. одновременно все на катер не влезут [фото]. Оставшиеся на вторую партию за время ожидания разобрали и смазали каретку велосипеда Паши, начавшую угрожающе стучать [фото]. Желающие окунулись в море.радиальный/неактивный участок
3910:55:004.663.6Первая партия прибыла в Большой Утриш, катер отправился за второй. Пока мы плыли [фото] и осматривали с моря тектонический разлом в заповеднике Утриш [фото], мимо лодки шмыгали дельфины [фото], чуть в отдалении мы наблюдали бакланов [фото]. За время ожидания съездили осмотреть памятник-маяк в Большом Утрише [фото], немного поспали на берегу.
4012:42:2112.471.4Группа целиком собралась в Большом Утрише и продолжила движение по маршруту. Асфальтовая дорога почти сразу начинает подъём на хребет [фото].дорога высокого качества
4113:09:0114.573.5Высшая точка подъёма, начинаем спуск.
Высота точки: 105 м
4213:12:501675После окончания спуска на повороте направо собираемся вместе. Выясняем, что Женя К. чрезмерно разогнался и потерял управление, хорошо проехавшись по асфальту. Медик и механик, замыкавшие группу, уже оказывают первую помощь Жене и его велосипеду, к ним же вернулся Юра [фото][фото]. Катя тем временем в аптеке, удачно расположенной здесь же, докупает истраченные перевязочные средства. В 14:03 группа продолжает движение по маршруту.
4314:23:002078.9Сворачиваем налево в сторону озера Сукко, пересекаем реку Сукко по мосту и проезжаем мимо шлагбаума. Начинается бетонная дорога.
4414:24:5420.479.3Начало препятствия траверс западных хребтов Абрауского п-ова (2 к.т.)ПП5403
4514:26:5220.679.6На развилке бетонных дорог двигаемся по левой в сторону озера Сукко.
4614:31:4421.480.4Конец бетонной дороги, далее двигаемся по тропе вдоль озера.дорога среднего качества
4714:32:3921.580.5Встаём на обед на берегу озера с видом на болотные кипарисы [фото]. В 15:29 продолжаем движение, возвращаемся обратно.радиальный/неактивный участокпасмурно
4815:35:4022.581.4Вернулись на развилку бетонных дорог, теперь начинаём подъём на верхнюю дорогу. Уклон серьёзный, тренируем езду "змейкой" [фото].дорога высокого качества
4915:40:3522.981.9Доехали до заграждения в конце дороги, преодолеваем его и начинаем двигаться по каменистой, а затем грунтовой дороге среднего качества [фото][фото]. Подробное описание в паспорте ПП "траверс западных хребтов Абрауского п-ова".дорога среднего качества
5016:45:4626.285.2Встали на привал на большом безлесом участке. В 16:59 продолжили. Попадаются крупные лужи.
5117:18:342887Выехали из леса к винограднику. Далее дороги в среднем лучше [фото].дорога хорошего качества
5217:31:5528.987.9Выехали на сельскохозяйственную дорогу, попеременно гравийную и из бетонных плит [фото], в конце небольшой грунтовый спуск.
5317:45:3431.690.6Выехали на широкую бетонную дорогу [фото].дорога высокого качества
5417:48:1431.990.9Выехали на асфальтовую дорогу, начинаем затяжной подъём [фото].
5518:00:3633.592.5Перед верхней точкой встали на привал. В 18:11 продолжаем.выпало несколько капель
5618:14:4733.992.9Верхняя точка дороги, 340 м н. у. м.
5718:21:0236.595.5Спустились в село Варваровка и выехали на а/д 03К-101, по ней едем вправо.
5818:28:5936.895.8В две партии перешли загруженную дорогу. Двигаемся по укатанной грунтовке [фото].дорога хорошего качества
5918:40:543896.9Сворачиваем направо на уходящую вверх разбитую грунтовку [фото].дорога среднего качества
6018:50:3938.497.4Поднялись на г. Лысая (320 м н. у. м.), любуемся видом на Анапу [фото]. Проезжаем мимо купола бывшего радиолокатора по подразбитым дорогам с рельефом [фото][фото].
6118:59:2639.198.1Подъехали к краю обрыва, любуемся видом на море [фото]. По гребню спускается тропа, но ехать на гружёном велосипеде новичковой группе нецелесообразно – можно улететь вниз с обрыва. В 19:04 чуть возвращаемся и начинаем спуск по крутой и сильно разбитой дороге, идущей восточнее гребня [фото].дорога низкого качества
6219:20:4940.299.2Спустились в село Супсех. Через кладбище поднимаемся на гребень, вначале по бетонной дороге, потом по крутой тропе. Вероятно, проще было бы объехать кладбище с севера.дорога высокого качества
6319:31:4940.499.4Поднялись на гребень. Пару минут любуемся закатом [фото][фото][фото] и спускаем велосипеды по крутой тропе на ровную площадку чуть южнее.дорога среднего качества
6419:36:3440.799.6Встали лагерем на более-менее ровной поляне, через которую идёт тропа по гребню [фото]. Палатки поставили двумя группами чуть поодаль. Юра и Денис съездили за водой в магазин на пересечении ул. Лермонтова и ул. Чкалова в Супсехе, колодцы по пути были закрыты. Под начинающимся дождиком натянули тент в закутке между кустами и склоном, под ним готовили, ужинали и складировали велосипеды на ночь [фото].
Координаты точки: N44.846806, E37.343769
Высота точки: 204 м

Пройдено за день: 40.7 км
НВ: 944 м, СВ: 760 м
ОХВ: 10 ч. 24 мин. 57 сек.
ЧХВ: 3 ч. 35 мин. 54 сек.
небольшой дождь
02.05.2022 - день 3
6509:41:12099.6Утром через наш лагерь прогуливалось несколько групп отдыхающих и бегунов. Виталик второй раз подряд отказывается есть еду по раскладке, решаем, что с него хватит сложностей походной жизни, и вместе с ним отправляем домой пилу. Заталкиваем велосипеды обратно на смотровую у кладбища.радиальный/неактивный участокоблачно, холодный ветер
6609:53:440.299.8Начинаем спуск по хребту. Дорога укатанная, но крутая и с промоинами [фото].дорога среднего качества
6710:09:511.7101.4С началом застройки г. Анапы дороги становятся лучше, спуск продолжается [фото].дорога хорошего качества
6810:17:123.4103Начало асфальта на дорогах.дорога высокого качества
6910:19:314.1103.7Выехать на набережную с Крутого проезда не удалось, ремонт, поэтому вернулись и проехали через парк Ореховая роща.
7010:25:244.9104.5Выехали на набережную, далее двигаемся по ней [фото]. Конец препятствия траверс западных хребтов Абрауского п-ова
ПП5403
7110:49:579108.6Свернули к выходу на Центральный пляж, привал, балуем себя пончиками и кофе [фото], затем посещаем туалет по соседству. Затем посещаем туалет по соседству и в 11:19 продолжаем движение.
7211:23:379.9109.5Выезжаем на Пионерский проспект. Местами двигаемся по велодорожке [фото].
7311:40:4114.7114.4У поворота к вокзалу прощаемся с Виталиком. Юра провожает его к вокзалу, остальная группа тем временем едет на закупку.
7411:46:1615.7115.3Остановились на закупку у двух супермаркетов по соседству. В 12:48 продолжаем движение.
7513:06:4121.1120.7В Витязево поворачиваем направо, дабы объехать затопивший косу лиман с севера. Едем по ломаной траектории, выбирая менее загруженные дороги, проезжаем мимо Дома культуры [фото].
7613:24:5725.9125.5Конец асфальтовой дороги в хуторе Песчаном, дальше череда грейдерных и грунтовых дорог [фото].дорога хорошего качества
7713:28:0326.5126.1На дачном грейдере у Лены прокололось колесо, в конце населёнки встали на ремонт, совмещённый с привалом [фото]. В 13:45 продолжили движение, едем по подразбитым грунтовкам, местами плотным песчаным [фото].дорога среднего качества
7813:54:2228.1127.7На въезде в хутор Капустин обнаруживаем, что Женя К. забыл на привале заплечный рюкзак. Юра отправляется за ним, группа в 14:00 продолжает движение.дорога хорошего качества
7914:05:3629.2128.8Перед выездом на трассу Е97-А290 группа встаёт на привал, ожидая Юру. К 14:18 он возвращается, и группа собирается с силами ехать дальше. Поскольку дует порывистый восточный ветер, который мог бы столкнуть велосипедистов с правой стороны дороги под машины, принимаем решение ехать по левой обочине навстречу движению.дорога высокого качествапорывистый боковой ветер, не позволяющий ехать прямо
8014:25:0030.5130.2Оказалось, у Миши ещё во время ожидания Юры спустило колесо, вдоль автотрассы он шёл пешком. Сразу после поворота с трассы ищем защиту от ветра в виде автобусной остановки и встаём на ремонт [фото]. Обед в таком месте решаем не организовывать. В 14:50 продолжаем движение по почти пустому асфальту [фото].
8115:16:4740.9140.5Наконец-то углядели защищённое от ветра место, подходящее для обеда: сворачиваем на грунтовку, ведущую к берегу лимана в "дыре" между двух холмов по бокам.дорога среднего качества
8215:18:4341.2140.8Встали на обед в наименее замусоренном месте на берегу лимана [фото]. Желающие поднимаются пешком на холмы за красивым видом. Принимаем решение попробовать преодолеть Бугазскую косу за сегодня, бронируем кэмпинг сразу за ней. В 16:18 продолжаем движение, возвращаемся чуть другим путём.переменная облачность
8316:22:5141.4141Вернулись на асфальтовую дорогу, продолжаем движение.дорога высокого качества
8416:40:4948.2147.8Проезжаем через село Благовещенское, у магазинов не останавливаемся — целимся за сегодня добраться до Веселовки. Едем по прямому, как стрела, асфальту мимо цветущих деревьев [фото]. Местами на дороге свеже залатанные дыры [фото].дорога высокого качества
8517:06:1053.6153.2В конце асфальтовой дороги через рапсовые поля останавливаемся для фотосессии [фото][фото]. Продолжаем движение, сворачиваем на грейдерную дорогу. Начало препятствия равнинное Бугазская коса (2 к.т.)дорога хорошего качестваПП6412
8617:10:3454.9154.5Конец дороги общего пользования, обходим шлагбаум и начинаем движение по песчаным дорогам Бугазской косы и по полосе прибоя (см. описание в ПП) [фото][фото][фото][фото][фото][фото]. Наблюдаем за кайтсёрфингистами в лимане [фото], в какой-то момент проезжаем пустующие постройки кайтсёрфингистов на косе [фото].дорога низкого качествасолнечно
8718:03:2958.9158.6Вся группа собралась перед каналом через косу, встали на привал. В 18:16 продолжаем движение, пересекаем канал по мосту.
8819:00:2762.6162.2Бросаем попытки двигаться по исчезающей в приливе полосе прибоя [фото], переходим на дорогу за гребнем. Небольшой привал [фото], в 19:17 продолжаем движение/страдание. Местами едем, местами толкаем [фото][фото].
8920:17:2566.2165.9Далее песок исключительно рыхлый. Двигаемся пешком в сгущающейся темноте, с неугасающим желанием достичь кэмпинга.дорога сверхнизкого качества
9020:52:2167.9167.6Выходим на плотную дорогу, собираем силы и в 20:58 начинаем ехать.дорога среднего качества
9121:04:5968.4168Обнаруживаем на дороге брод стоячей протоки между лиманом и нанесёнными озерцами воды с другой стороны, глубиной по втулку, шириной 3 м в самом узком месте. Грунт вязкий и налипающий, часть группы, не успевшая проехать сразу, переносит велосипеды на руках [фото][фото].Переправа н/к (0.5)
9221:10:2268.9168.6Первые участники достигли асфальтовой дороги. К 21:26 подтягиваются остальные, продолжаем движение.
Конец препятствия равнинное Бугазская коса
дорога высокого качестваПП6412
9321:31:1869.9169.5Сворачиваем с основной дороги к кэмпингу.дорога хорошего качества
9421:34:1470.4170Разместились в комплексе «Берег мечты». Большинство народа расселили по "бочкам", нескольких человек заселили в гостиничный номер. Готовили на горелках [фото]. Горячая вода в душе закончилась после первых двух человек.
Координаты точки: N45.110918, E36.879477
Высота точки: 1 м

Пройдено за день: 70.4 км
НВ: 446 м, СВ: 648 м
ОХВ: 11 ч. 53 мин. 2 сек.
ЧХВ: 6 ч. 28 мин. 34 сек.
03.05.2022 - день 4
9512:40:280170С утра воспользовались местным "керхером" [фото], чтобы отмыть велосипеды от вчерашней грязи, трансмиссию от соли и переключатели от ракушек [фото]. Заклеили спустившую камеру у Кати [фото], у Миши попробовали выровнять лапку переключателя, погнутую ещё в поезде.радиальный/неактивный участокпеременная облачность
9612:43:530.3170.3Вернулись на основную дорогу. Сразу после этого остановились на замену камеры у Кати, — заклейка не помогла, — а заодно протираем и смазываем подсохшие цепи [фото]. Попутно заглянули в магазин. Тронулись только в 13:13.дорога высокого качества
9713:14:050.7170.7Сворачиваем с асфальта на грейдерные дороги.дорога хорошего качества
9813:19:371.4171.4Дорога по берегу Солёного озера сейчас затоплена водами самого озера [фото], так что мы с тяжёлыми воспоминаниями о вчерашнем дне перемещаемся к полосе прибоя со стороны моря. Благо, большую часть пути держит хорошо [фото], но под конец косы становится вязким и немного велосипеды приходится потолкать [фото].дорога низкого качества
9913:30:002.4172.4С пляжа поднимаемся на пригорок по разбитой грунтовке [фото].дорога среднего качества
10013:39:242.8172.7После выполаживания идёт прямая, как стрела, грунтовка почти везде хорошего качества [фото], кроме одного разбитого участка [фото], на который есть объезд.дорога хорошего качества
10113:56:186.4176.4Выехали на асфальт. Привал, подкачиваем колёса. В 14:19 продолжаем [фото].дорога высокого качества
10214:49:1514.8184.8Высшая точка по дороге от пос. Артюшенко до Тамани (92 м н. у. м.). Сразу после неё пересекаем по эстакаде трассу А-290 и с ветерком спускаемся в Тамань.
10315:02:2018.7188.7Подъезжаем к памятнику Лермонтову [фото], затем к археологическому музею за билетами.
10415:20:0719.7189.7Заходим в вареничной "Диканька", обедаем [фото]. Желающие возвращаются в археологический музей на экскурсию, остальные отправляются в супермаркет на закупку [фото].
10516:54:2020.6190.5Стартуем от супермаркета дальше по маршруту.
10617:42:2027.8197.8"Зелёная" в последних кустах перед Крымским мостом, который надо проехать без остановок. В 17:56 стартуем.
10717:59:0928.2198.2Перелезаем через отбойник, установленный на бывшем съезде с нашей дороги на трассу, и выезжаем на неё. Через Крымский мост двигаемся большую часть времени двумя плотными группками. Стараемся сидеть на колесе у едущего впереди и держать равномерный темп. [фото]
10818:41:5643.8213.7Начало подъёма на фарватерные пролёты моста [фото].
10918:49:3545.9215.9Спустились обратно на ровную часть моста.
11019:09:5252.1222.1В месте, где над дорогой проходит эстакада теплотрассы и наконец заканчивается забор вдоль трассы, перелезаем вначале отбойник, а затем канаву [фото], и по набитой тропе выходим к технической дороге вдоль теплотрассы. Долгожданный привал, в 19:28 продолжаем движение.дорога хорошего качества
11119:29:5352.6222.6Выезжаем на бетонку [фото].дорога высокого качества
11219:35:3054.1224.1Далее движемся по асфальтовым улицам.
11319:42:1155.6225.6Заселились в М-Отель. Готовим на общей кухне [фото][фото], наслаждаемся неограниченным количеством горячей воды. Велосипеды разместили под козырьком на внутренней территории [фото].
Координаты точки: N45.33433, E36.449096
Высота точки: 25 м

Пройдено за день: 55.6 км
НВ: 375 м, СВ: 351 м
ОХВ: 7 ч. 1 мин. 43 сек.
ЧХВ: 3 ч. 12 мин. 35 сек.
04.05.2022 - день 5
11409:54:550225.6У Жени К. с вечера поднялась температура, с утра улучшения не произошло, и он принял решение закончить поход, пользуясь возможностью легко добраться до Южного вокзала Керчи.
С утра успели докупить в ближайшем магазине недостающее на ближайшие два дня пути. После этого решили переждать начавшийся дождь и выехали, когда он начал стихать. На гору Митридат сейчас залезать было бессмысленно, решили ехать по более простому и, казалось бы, безопасному асфальту.
сильный, но непродолжительный дождь
11510:01:171.1226.6В месте, где на асфальте была выдавленная колея, мокрая от дождя, велосипед Ани съехал с ямку, а Аня ударилась головой о дорогу. Убедили её, что не стоит продолжать лежать на дороге в луже, оказали первую помощь [фото], какое-то время помогали прийти в себя и осознать, может ли она ехать, попутно ища адреса травмпунктов и подправляя велосипед [фото]. В 10:50 аккуратно продолжили движение.
11611:10:074.2229.8Подъехали к районной больнице, но та оказалась на ремонте. Приняли решение оставить основную часть группы на "Арбате" — улице Ленина, — пока Аня с медиком и руководителем ездили к Керченской больнице № 1. Рентген не выявил у Ани серьёзных повреждений, самочувствие у неё улучшилось, поэтому решили продолжить маршрут.
11713:27:594.6230.2Собравшаяся снова вместе группа стартует далее по маршруту от ул. Ленина [фото]. Крюк до Царского кургана решаем не делать и ехать напрямую к Аджимушкайским каменоломням. (Как позже выяснилось, ничего не потеряли, — курган закрыт для посещения с августа 2021 г.)переменная облачность
11813:53:2110.3235.9Подъехали к мемориальному комплексу "Героям Аджимушкая" [фото]. Сходили на экскурсию, поплакали, затем рядышком пообедали. Продолжили движение по маршруту в 16:12.
11916:16:4611.3236.9Съезжаем с асфальтовой дороги на грейдерную, а затем на полевую грунтовую [фото].дорога хорошего качества
12016:26:0913.6239.2Возвращаемся на асфальтовую дорогу, скоро въезжаем в село Бондаренково.дорога высокого качества
12116:31:0415.1240.7Съезжаем на разбитую асфальтовую дорогу, а затем на полевую грунтовую [фото][фото][фото].
Начало препятствия равнинное Булганакская долина (2 к.т.)
дорога хорошего качестваПП6413
12216:51:3518.4244Сворачиваем к Булганакским грязевым сопкам [фото][фото][фото][фото][фото]. Гуляем вокруг них, фотографируемся и в 17:22 продолжаем движение.
12317:42:3421.1246.7Перевали через Большой вал (128 м н. у. м.) [фото].
12417:47:4722247.6Прокол у Мити, латаем до 18:17 [фото], заодно меняем повязку у Ани [фото].
12518:25:0223.7249.3Заехали на г. Белая (90 м н. у. м.), любуемся видом [фото], фотографируемся и в 18:32 продолжаем. Далее дороги в среднем чуть хуже (см. описание ПП) [фото][фото].дорога среднего качестванебо почти очистилось
12618:49:2426.7252.3Пересекаем ручей Тарханской балки, грязновато и разбито, но можно преодолеть посуху [фото].
12719:14:3429.4255Выезжаем на каменистую дорогу, поднимающуюся на отрог хребта [фото].дорога хорошего качества
12819:18:5029.8255.4Выезжаем на грейдерную дорогу [фото]. Решаем в виду позднего часа не траверсить Чёрный хребет, а проехать через Курортное по хорошей дороге.
12919:39:1234.7260.3Конец препятствия равнинное Булганакская долинаПП6413
13019:49:3536.6262.2После выезда из Курортного остановились у полевого колодца набрать воды, в 20:10 продолжаем.
13120:13:4637.4262.9Встали на перешейке между Азовским морем и озером Чокрак на ровной полянке рядом с парой деревьев [фото]. Кусты предоставляли эфемерную защиту от дующего с моря ветра. Многие другие неплохие места под лагерь поблизости были замусорены.
Координаты точки: N45.471678, E36.312566
Высота точки: 2 м

Пройдено за день: 37.4 км
НВ: 432 м, СВ: 455 м
ОХВ: 10 ч. 18 мин. 51 сек.
ЧХВ: 2 ч. 57 мин. 41 сек.
05.05.2022 - день 6
13209:23:510262.9Ночью на вещи осело много конденсата, с утра развесили всё сушиться [фото]. Желающие прогулялись по помостам, выходящим в озеро Чокрак, пофотографировали птиц — озёрных чаек и ходулочников [фото][фото][фото]. Смелые и решительные окунулись в Азовском море. Далее продолжили движение по идущему по перешейку грейдеру [фото].в основном солнечно
13309:36:391.3264.2После участка разбитого грунта [фото] выехали на дорогу из старых бетонных плит, начинаем подъём в горку, вначале пологий, затем достаточно крутой, чтобы большинство группы заталкивало велосипеды [фото].
13409:46:411.8264.7Наверху чуть отдыхаем и продолжаем движение по хорошим грунтовкам.
13509:53:153.1266Подъехали к беседке с красивым видом [фото], фотографируемся на скалах [фото]. В 10:04 продолжаем движение, любуемся цветущим чертополохом [фото].
13610:12:404.5267.5Подъехали к следующей видовой точке с раскопками по соседству, а также с бакланами и огарями на море [фото][фото][фото]. В 10:23 продолжили движение. Дорога преодолевает овражки и поднимается на холмики, местами на дороге выходы камней и колеи [фото][фото][фото][фото]. Наблюдаем миграцию гусениц через дорогу [фото].
13710:43:287.8270.8Очередная видовая точка, делаем полноценный привал. В 10:57 выдвигаемся дальше.
13811:11:1410.2273.1Пересекаем ручей Серной балки, менее метра шириной, но с вязким и налипающим грунтом по бокам. В седле проезжать нецелесообразно, организуем переправу по камням, стараясь не замочить ног и не сильно испачкать колёса [фото][фото].Переправа н/к (0.5)
13911:18:5910.2273.2Продолжаем движение. Крутой взлёт траверсом на склон [фото], затем продолжаем плавный подъём по почти прямой дороге [фото][фото].
14011:51:4017.5280.4Спустились с крутой горки в Сююрташскую бухту, встали на привал. В 12:14 продолжили движение, пересекли мелкий ручеёк (большинство в седле) [фото] и начали взбираться в крутую горку (большинство пешком) [фото]. Уступами поднимаемся по склону горы Большой Шабан [фото][фото].
14112:32:2118.8281.7На седле между горами Большой и Малый Шабан остановились на замену проколотой камеры у Кати, вдобавок пробуем выправить звёздочку у Жени З. В 12:59 продолжаем движение, достигаем наивысшей точки за день (80 м н. у. м.) и стремительно спускаемся вниз. Местами выходы камней и промоины [фото][фото].небо постепенно затягивается
14213:12:2021.8284.8На крутом изгибе дороги с пересечением канавы Лена не вписалась в траекторию, вылетела в канаву и хорошо приложилась коленом. После самооценки решила, что может продолжать движение.
14313:15:4222284.9Выехали на асфальт, который продлился недолго и сменился грейдерной дорогой.
14413:17:4622.5285.4В селе Золотое асфальт начался на постоянной основе.дорога высокого качества
14513:19:4922.8285.8Начало препятствия равнинное Казантипский залив (1 к.т.)ПП6425
14613:33:3926.6289.5В Новоотрадном остановились на совмещённую закупку в сельском магазине [фото], обед под козырьком каких-то торговых рядов [фото] и замену вновь спустившей камеры у Кати [фото]. Пережидаем небольшой дождик и в 15:17 продолжаем движение. кратковременный слабый дождик
14715:34:5031.6294.6В Нижнезаморском съезжаем на грейдерную дорогу в объезд пансионата "Заря".дорога хорошего качества
14815:36:2432294.9Штурман решил, что настала пора приключений, и повёл группу прямо по всё ухудшающейся прибрежной песчаной дороге. Поняли ошибку и к 15:51 вернулись на грейдер, взяли левее.
14915:59:1833.4296.3Гравийная грейдерная дорога закончилась у д/л "Автомобилист" [фото], начинаем движение по песчаному грейдеру Зелёный Яр (подробное описание см. в ПП) [фото].дорога среднего качества
15016:14:5836.8299.7Остановились на привал, в 16:30 продолжили [фото][фото].
15117:07:3142.4305.3Перестроились на параллельную дорогу, идущую по илистой пойме залива, ехать проще [фото]. дорога хорошего качестваветер иногда надувает лёгкую морось
15217:15:3044.1307Вернулись на грейдер перед пересечением сливного канала Азов—Акташ.дорога среднего качества
15317:20:0644.7307.7Сворачиваем на асфальтовую дорогу.дорога высокого качества
15417:23:4845.8308.7Немного проехали по дороге, уходящей в сторону недостроенной Крымской АЭС, и встали на привал. Созерцаем соединение трёх видов электроэнергетики: нереализованной атомной [фото], бывшей солнечной (СЭС-5) [фото] и действующей ветряной [на обоих фото]. В 17:39 немного возвращаемся и продолжаем движение по широкой бетонке [фото].
15517:55:5549.7312.6Сворачиваем на подразбитую грунтовку, идущую по плоской затапливаемой низменности. Местами лужи и следы коней, после поворота дорога чуть улучшается [фото].дорога среднего качества
15618:03:4951314Въезжаем в село Мысовое и попадаем на гравийную дорогу.дорога хорошего качества
15718:08:3652314.9Выезжаем на асфальтовую дорогу, — вот только асфальт сейчас снят.дорога хорошего качества
15818:09:4252.2315.1Конец препятствия равнинное Казантипский заливПП6425
15918:09:4952.2315.2На перекрёстке пытаемся выяснить, есть ли где нам встать на ночёвку, но автокэмпинг на пригорке севернее сейчас закрыт, а на берегу восточнее очень неуютно из-за сильного ветра с моря, каких-то убежищ от него не нашли.
16018:23:1753.2316.1Решаем ехать дальше по маршруту до точки, которую отметила как плановую ночёвку Ира Степичева. Надеемся успеть до сильного дождя.
16118:37:0056.5319.5На перекрёстке в г. Щёлкино останавливаемся закупить воду в ближайшем супермаркете. Надеваем дождевики. В 18:55 продолжаем движение по снятому асфальту [фото].морось постепенно увеличивается до дождя
16219:20:0862324.9Сворачиваем на дачную грейдерную дорогу, ведущую к морю. Она начинает немного налипать на колёса.дорога среднего качества
16319:25:3163.1326Выехали из дач к высокому берегу. Пока группа подтягивается, Юра ушёл на разведку. Остатки базы отдыха в бухте Широкая он посчитал неподходящим местом для ночёвки, в 19:35 выдвигаемся в сторону бухты Космонавтов.дорога низкого качества
16419:46:1963.6326.5Спустились по размокающей грунтовке к берегу, встали на ровной площадке чуть выше пляжа [фото]. Под всё усиливающимся дождём натягиваем тент на информационную табличку о бухте, палатки и перевёрнутые велосипеды [фото].
Координаты точки: N45.401353, E35.766185
Высота точки: 3 м

Пройдено за день: 63.6 км
НВ: 599 м, СВ: 598 м
ОХВ: 10 ч. 22 мин. 28 сек.
ЧХВ: 5 ч. 8 мин. 42 сек.
сильный дождь
06.05.2022 - день 7
16510:05:130326.5С утра просушили вещи на ветру (насколько смогли) [фото], немного полюбовались на скалы в бухте [фото] и начали вытаскивать велосипеды по ещё не просохшей дороге наверх [фото][фото].радиальный/неактивный участоксолнце сквозь дымку
16610:28:300.4326.9Собрались наверху и возвращаемся через дачи по дороге, ставшей ещё более налипучей, чем вчера [фото].
16710:35:291.6328.2Вернулись на основную дорогу, счищаем с велосипедов грязь, приводим в рабочее состояние и попутно наблюдаем четвёртый тип энергодобычи в данной небольшой местности — нефтяные качалки [фото]. В 10:48 выдвигаемся дальше по маршруту, всё по тому же снятому асфальту.дорога хорошего качества
16810:53:042.4329Наконец-то заканчивается участок со снятым асфальтом, дальше лежит хороший старый.дорога высокого качества
16911:04:374.7331.3Остановились на пару минут, чтобы помочь ежу перебраться через дорогу и не быть раздавленным колёсами, — а затем, чтобы дезинфицировать руки [фото].
17011:18:388.7335.2Сворачиваем на хорошую краснозёмную грунтовку. Начало препятствия равнинное Арабатский залив (1 к.т.)дорога хорошего качества
ПП6420
17111:35:2012.2338.8В месте, где дорога выходит на обрывистый берег с красивым видом, останавливаемся на привал [фото][фото][фото]. В 11:53 продолжаем.
17212:02:5914.3340.8Выезжаем на участок разбитого асфальта вдоль базы отдыха [фото].
17312:07:4415.6342.1Снова начинаются грунтовки, в основном по-прежнему в хорошем состоянии [фото].
17412:43:4323.4350Спускаемся с полевой дороги на одну из нижних параллельных дорог.
17512:47:2724.1350.7Останавливаемся около одного из входов в Ак-Монайские каменоломни, желающие спускаются на осмотр [фото][фото]. У Лены нарастают боли в колене после вчерашнего падения, но она пробует продолжать движение. В 13:27 выдвигаемся дальше [фото].
17613:41:1426.8353.3Останавливаемся около более популярного входа, но повторно не спускаемся, только фотографируем и через пару минут продолжаем движение.
17713:48:5627.7354.2Въезжаем в село Каменское, участок разбитой грунтовки.дорога среднего качества
17813:50:4928.1354.7Выехали на асфальтовую дорогу, остановились у сельпо за мороженкой, а в 13:59 продолжаем движение.дорога высокого качества
17914:01:4028.8355.3Асфальт заканчивается после пересечения овражка, далее разбитая грунтовка.дорога среднего качества
18014:03:1029.1355.6Выезжаем на недавно обустроенную асфальтовую дорогу [фото]. Едем плотной группой, прикрывая друг друга от углового ветра.дорога высокого качестванебо почти чистое, холодный ветер
18114:13:2932358.6Конец препятствия равнинное Арабатский заливПП6420
18214:15:3932.5359.1Проехали мимо Арабатской крепости и встали на обед на обочине с видом на уходящую вдаль Арабатскую стрелку и залив Сиваш [фото][фото]. Последний участок по асфальту Лене дался относительно нормально, но всё равно применяем холодовой пакет и планируем посадить её на ближайшей станции во Владиславовке на поезд до дома. В 15:00 продолжаем движение и немного возвращаемся.радиальный/неактивный участок
18315:03:3133359.5Сворачиваем на грунтовку, хорошую, но на первых же неровностях у Лены простреливает колено, пытаемся снять боль и вызвать такси, сама она оставшиеся 22 км не доедет. В итоге Юра провожает Лену в медленном темпе обратно в Каменское, где находит ей машину для выброски, а затем возвращается на маршрут.
Начало препятствия равнинное Ак-Монайский перешеек (С–Ю) (1 к.т.)
дорога хорошего качества
ПП6419
18415:59:4133359.6Группа тем временем двигается дальше по магистральным краснозёмным грунтовкам [фото].
18516:09:3036362.5Пересечение поймы сезонного ручья посуху, но после дождей может быть широкая подтопленная зона.
18616:13:3136.7363.3Группа выезжает на широкий грейдер [фото].
18716:42:5546.8373.4Грейдер внезапно сменяется на хороший асфальт.дорога высокого качества
18816:48:2848.3374.8Группа встаёт на привал на обочине, и их как раз догоняет Юра [фото]. В 17:10 выдвигаемся дальше.
18917:23:0752.8379.4Хороший асфальт резко сменяется разбитым, а тот через 900 метров гравийной дорогой.дорога хорошего качества
19017:31:0154.4380.9После пересечения по мосту Северо-Крымского канала выезжаем на хороший асфальт.дорога высокого качества
19117:33:3054.9381.4Выезжаем на загруженную а/д Е97-М17, въезжаем во Владиславовку.
19217:47:0459.2385.7Пересекаем по эстакаде дорогу А291 [фото].
19318:04:4966.3392.8С ветерком спускаемся к Феодосии и у поклонного креста встаём на привал. Продолжаем в 18:24.
19418:31:4368.1394.6Конец препятствия равнинное Ак-Монайский перешеек (С–Ю)ПП6419
19518:41:4970.4397Выезжаем на набережную Феодосии, проезжаем мимо дач начала XX века [фото][фото][фото][фото].
19618:51:2071.9398.5Останавливаемся у ресторана "Del Mar", договариваемся чуть позже прийти на ужин, а сами едем заселяться.
19719:01:0172.2398.8Заселяемся в гостевой дом "Мария" на ул. Земская, д. 5. Размещаемся в номерах, выходящих в разные дворики и разного уровня удобств [фото]. Велосипеды оставляем в том дворике, что закрывается воротами.
Координаты точки: N45.031432, E35.382049
Высота точки: 11 м

Пройдено за день: 72.2 км
НВ: 558 м, СВ: 551 м
ОХВ: 8 ч. 55 мин. 48 сек.
ЧХВ: 4 ч. 26 мин. 2 сек.
07.05.2022 - день 8
19809:47:370398.8На завтрак сходили в "Столовую по-домашнему" неподалёку [фото]. Перед отъездом также выправили погнувшуюся звёздочку на велосипеде Жени З.солнечно
19909:51:250.5399.3Подъехали к супермаркету и отправились на дозакупку. В 10:10 продолжили. Проехали мимо башни Константина [фото], фонтана Айвазовского [фото] и армянской церкви Арх. Михаила и Гавриила [фото].
20010:21:392.1400.9Остановились напротив мечети Муфти-Джами [фото], и тут же прохожий выдал нам про неё историческую справку.
20110:27:552.8401.5Около Генуэзской крепости прочувствовали, что наш трек перемещения по городу — от ТурЮнайта. Спустились от крепости по крутой тропинке [фото].
20210:34:463.2402А после этого затолкали велосипеды в такую же крутую тропу мимо греческого храма св. Георгия Победоносца [фото] к смотровой около Доковой башни, кратко обозрели порт и затонувшие корабли [фото], затем спустились.
20310:41:413.9402.7С окончанием городской застройки вначале начинается разбитая бетонка [фото], затем грейдерная дорога. Начинаем набирать высоту.дорога хорошего качества
20410:49:264.8403.6Свернули в сторону мыса Ильи.
20510:53:545.8404.6В конце дороги остановились, осматриваем маяк и остатки немецких военных фортификаций [фото]. Сильный ветер не даёт подойти к обрыву, грозя сбросить вниз. В 11:10 выдвигаемся обратно.радиальный/неактивный участоксильный ветер
20611:15:306.8405.6Вернулись на основную дорогу, начинается более крутой и разбитый подъём в горку [фото].дорога среднего качества
20711:25:457.8406.6Собравшись вместе наверху, попробовали было ехать дальше, но осознали, что нам надо на уходящую вбок подразбитую грунтовку и повернули на неё [фото].
20811:36:559407.7Выехали на хорошую грейдерную дорогу, по ней продолжаем подниматься.дорога хорошего качества
20911:54:3411409.8Около поворота к роднику Святой Анны остановились на привал, и чтобы проверить его. Выяснили, что родник не самого лучшего качества и больше похож на болотце [фото]. В 12:15 продолжаем движение. Далее мощные, но подразбитые грунтовки [фото].
21012:21:2911.6410.4Остановились на пару минут на осмотр чаши Конденсатора Зибольда [фото].
21112:29:2912.1410.9Проехали мимо колодца в СНТ «Портовик-1» [фото].
21212:34:0612.7411.4На верхней точке хребта Тепе-Оба сворачиваем к смотровой по перекопанной дорожке.дорога среднего качества
21312:35:3112.9411.7Привал на смотровой с великолепным видом на Орджоникидзе и мыс Киик-Атлама [фото]. Рядышком вращаются радары. В 12:54 выдвигаемся обратно.радиальный/неактивный участок
21412:55:5413.1411.9Вернулись на основную дорогу, начинаем плавный спуск [фото].дорога хорошего качества
21513:09:2316414.8Пересекаем асфальтовую дорогу 35Н-599.
21613:13:0917415.8На пересечении маленького овражка у Миши отваливается педаль. Нашли, прикрутили обратно.
21713:23:2218.1416.9Сворачиваем на чуть более заросшую, а потом чуть более разбитую дорогу, которая плавнее спускается с хребта [фото][фото][фото].дорога среднего качества
21813:37:4021.1419.9Спустились с Тепе-Оба в село Подгорное, через 300 м выезжаем на загруженную а/д 35К-005.дорога высокого качества
21913:40:0821.9420.7Сворачиваем на асфальтовую дорогу, поднимающуюся на хребет Узун-Сырт с уклоном 9% [фото].
22013:52:3123.6422.4Поворачиваем налево в более крутой гравийный подъём на вершину [фото].дорога хорошего качества
22114:01:1524.3423.1Расстроенные видом изуродованной горы, решаем не ехать радиально к памятнику парапланеристам, остаёмся обедать на вершине. Прячемся от ветра на небольшой полочке на южном склоне [фото][фото]. В 15:20 продолжаем движение по хребту, стараясь держаться подальше от обрыва, дабы не быть сдутыми вниз резким порывом северного ветра [фото].сильный порывистый ветер
22215:27:4625.4424.2Возвращаемся на асфальтовую дорогу.дорога высокого качества
22315:41:0628.9427.7Сворачиваем на грунтовку, продолжающую движение по хребту [фото]. Почти сразу останавливаемся на настройку велосипеда Ани, в 15:52 продолжаем.дорога хорошего качества
22416:16:0833.6432.4Решаем заесть расстройство от Узун-Сырта и съездить в Парк Антилоп, а потом выехать в Старый Крым верхами и, таким образом, не страдать по загруженной дороге от Изюмовки. Поднимаемся в горку по грейдерной дороге [фото].
22516:23:2034.5433.3Опять расстройство! Парк закрыт по погодным условиям, — видимо, антилоп тоже сдувает. Приходится заедать двойную неудачу перекусами и пытаться углядеть животных через забор [фото]. В 16:37 продолжаем, спускаемся по более разбитой каменистой грунтовке [фото].дорога среднего качества
22616:48:2036434.8По грунтовке с лужами [фото] поднялись на верхнюю точку дороги (336 м н. у. м.), едем по "тропе Грина" (в данном месте — подразбитой грунтовке).
22716:51:4136.5435.3Нырнули в овраг Мартыг-Дере по каменистой дороге [фото], на дне скорее большая лужа, а не ручей [фото]. Из оврага короткий, но крутой подъём [фото], а затем продолжение спуска по дороге с ручьём в колее [фото].
22817:02:2837.3436.1Пересекаем ручей балки Монастырская, кто-то переходя по камням, а кто-то переезжая в седле в широком месте. Глубина не больше 10 см [фото].Переправа н/к (0.5)
22917:05:1537.6436.4Поднялись на совсем небольшой перегиб и снова спускаемся [фото].
23017:08:0537.8436.6Пересекаем чуть более мощный ручей Чурюк-Су в седле. Глубина не больше 15 см, можно замочить ноги [фото].Переправа н/к (0.5)
23117:10:0938436.8Въезжаем в Старый Крым, дороги постепенно улучшаются.дорога высокого качества
23217:17:3938.9437.7Останавливаемся у супермаркета на закупку продуктов до конца похода, также покупаем воду на ночёвку. В 18:23 продолжаем движение, постепенно поднимаемся вверх по долине. Проезжаем дома-музеи К. Паустовского [фото] и А. Грина [фото].
23318:39:3941.5440.3Выезжаем на относительно загруженную дорогу 35К-003-Р23.
23418:50:4243.9442.7Верхняя точка подъёма — 441 м н. у. м., начинаем спуск [фото].
23518:53:4745.3444.1Спустились вниз и почти сразу свернули левее. Проезжаем памятник медикам — героям ВОВ [фото].
23618:58:2045.9444.6"Зелёная" остановка на 7 минут. Начинаем подъём в горку, деревья практически смыкаются над дорогой. [фото].
23719:07:4146.1444.9Пристойный асфальт заканчивается у базы отдыха, дальше дачные дороги из разбитого асфальта [фото].дорога хорошего качества
23819:13:0246.9445.7Проехали было нужную нам отворотку, но вскоре поняли ошибку и вернулись. Двигаемся вверх по зарастающей грунтовке [фото].дорога среднего качества
23919:20:4547.2445.9Поднялись до «мини-перевальчика» с высотой 452 м н. у. м., от него ищем подходящее для лагеря место. Вскоре поднимаемся по старой заросшей дороге, а с неё перебираемся через небольшой вал в лес.дорога низкого качества
24019:27:0547.4446.1Встали на чудесной полянке в широколиственном лесу. Сухих деревьев и кустов много, радуемся первой за поход ночёвке с костром! [фото][фото]
Координаты точки: N44.992342, E35.021057
Высота точки: 457 м

Пройдено за день: 47.4 км
НВ: 1088 м, СВ: 642 м
ОХВ: 9 ч. 39 мин. 28 сек.
ЧХВ: 4 ч. 48 мин. 41 сек.
08.05.2022 - день 9
24110:01:580446.1Ночью кто-то утащил из-под тента палатки тапки Мити, пропахшие рыбой, но бросил неподалёку.
Спускаемся от точки лагеря обратно через лес на "перевальчик".
радиальный/неактивный участокабсолютно чистое небо весь день, наконец-то тепло
24210:06:360.1446.2Собравшись вместе, начинаем спускаться по разбитой грунтовке, присыпанной листьями [фото].дорога среднего качества
24310:16:061.4447.5Проехали по дамбе пруда (на дороге колеи с водой) [фото] и около фермерского хозяйства выезжаем на грейдерную дорогу [фото].дорога хорошего качества
24410:20:221.9448.1Хорошая дорога ушла вправо, мы вновь едем по разбитой дороге с колеями прямо [фото].дорога среднего качества
24510:30:383.3449.4После небольшого участка с лужами, который можно объехать по параллельной дорожке, пересекаем небольшой ручеёк и начинаем взбираться в крутой подъём [фото].
Высота точки: 327 м
24610:37:093.7449.9Выехали на загруженную а/д 35К-006-Р35. Едем в подъём, проезжаем через с. Переваловка.дорога высокого качества
24710:47:375.8452На вершине Грушевского перевала (406 м н. у. м.) встали на привал [фото]. В 11:03 начинаем спуск [фото].
24811:10:079.2455.3Спустились к с. Лесное, — и вновь штурман решил, что мало группа ездит по горкам, проскочил поворот, и потом вместе с половиной группы возвращался наверх.
Высота точки: 238 м
24911:15:169.2455.3Все вместе сворачиваем направо.
Начало препятствия перевал Топшан (2 к.т.)
ПП6418
25011:16:139.4455.5Подъехали к шлагбауму на дороге, ведущей к перевалу Топшан. Далее дорога среднего качества, см. описание в паспорте ПП [фото][фото].дорога среднего качества
25111:55:3512.1458.2Пропускаем колонну из трофи-джипов, в т. ч. "кабриолет" [фото].
25212:30:0914.1460.2Выбрались на поляну Эски-Юрт, отдыхаем. Ходим чуть ниже и вбок к роднику за водой [фото][фото], кто-то даже помыл голову в ручье по пути. В 13:22 продолжаем движение, дорога уже везде разбитая [фото].
25313:51:3516462.1Поднялись до отворотки к землянке партизан с родником [фото]. Здесь "кабриолет", который обогнал нас ранее, увяз, и остальные джиперы пытались вытащить его. Мы расположились недалеко на привал, желающие поднялись к землянке. В 14:08 продолжили движение.
25414:33:2117.2463.4Добрались до верхней точки перевала (698 м н. у. м.) — ничего интересного, просто лесная дорожка. Встали на обед [фото]. В 15:38 начали спуск с перевала. Поначалу также часты лужи, далее дорога становится более сухой, местами каменистой. [фото][фото][фото][фото][фото]
25516:25:4922468.1Спустились к большой поляне [фото], далее дороги лучше качеством, кроме участка крупнокаменистого спуска между двумя более пологими полями.[фото][фото].дорога хорошего качества
25616:36:3923.5469.7Въезжаем в село Земляничное, начало асфальта.дорога высокого качества
25716:39:5224.4470.5Остановились у магазина за мороженкой и хлебом [фото]. В 17:08 продолжили.
25817:10:4824.7470.8Мост через р. Чамар.
Конец препятствия перевал Топшан
Начало препятствия перевал Маски (через пер. Ворон) (2 к.т.)
ПП6418
ПП5426
25917:12:5525471.1Конец асфальта, начинается грейдерная дорога.дорога хорошего качества
26017:15:1925.4471.5Далее начинается грунтовка с колеями [фото]. Постепенно набираем высоту.дорога среднего качества
26117:17:4125.6471.7Остановились на "зелёную" чуть ниже родника. Не каптирован, но при желании набрать воду можно [фото].
Далее постепенно набираем высоту по грунтовой дороге среднего качества (но в целом лучше, чем вела на Топшан). Приглядываем место для ночёвки и высматриваем родники.
26217:38:1526.8473Объезжаем один из крутых подъёмов по более пологой тропе [фото].
26318:34:5930.3476.4Нашли отличнейшее местечко на полочке ниже дороги, с оборудованным костровищем и лавкой странной конструкции. По тропинке можно спуститься к ручью за водой, чуть выше по течению на нём небольшой водопадик, где желающие смогли помыться. Дров набрали без труда. Наслаждались видом на овраг с крутыми склонами, заросшими чистым буковым лесом. [фото][фото]
Координаты точки: N44.93227, E34.832282
Высота точки: 503 м

Пройдено за день: 30.3 км
НВ: 841 м, СВ: 795 м
ОХВ: 8 ч. 33 мин. 1 сек.
ЧХВ: 4 ч. 0 мин. 11 сек.
самая холодная ночёвка из-за расположения в овраге и на высоте
09.05.2022 - день 10
26411:26:220476.4Как оказалось, именно от нашей полочки начинается тропа, по которой надо идти в обход разрушенного "Царского моста" [фото]. Так что как все более-менее собрались, спускаемся в седле к ручью, а затем по двое заталкиваем велосипеды в крутой подъём.дорога низкого качестваабсолютно чистое небо весь день
26511:44:530.2476.6После того, как все выбрались на продолжение дороги, а желающие сходили посмотреть на остатки моста [фото], начинаем движение по дороге вверх [фото].дорога среднего качества
26611:56:381.1477.5Поднялись до перевала Ворон (571 м н. у. м.)! Но он закрыт деревьями, и мы не задерживаемся, а уходим левее, преодолеваем канаву поперёк дороги и продолжаем подниматься, траверсируя хребет. Дорога разбитая и с лужами, но набор высоты плавный [фото].
26712:22:232.4478.8А вот теперь уже поднялись до перевала Маски (616 м н. у. м.)! Рядом есть костровище и старая ёмкость для сбора атмосферных осадков [фото], недалеко обещан родник. С этого перевала уже открывается неплохой вид, но мы решаем не задерживаться, а спуститься до ещё более впечатляющего и в 12:30 начинаем движение вниз. Дорога становится более каменистой [фото].
26812:40:093.4479.8Спустились до первого серпантинного изгиба и встали на привал. В этой точке перегиб хребта, вдоль которого спускается дорога, и можно отправиться по тропинкам как в сторону моря к вершине Сасыхан-Тепеси (708.3 м), так и подняться в обратную сторону на гору Халасыс-Оба (749 м). Последним и занялась часть группы [фото], посмотрели на панорамный вид [фото], полюбовались горными цветами (см. в разд. 1). Как раз когда они вернулись, по дороге поднялась команда "Держи забрало", и встреча с друзьями стала очень приятной неожиданностью! [фото]
26914:03:553.4479.8Начали спускаться дальше. Дорога где-то каменистая, где-то больше грунтовая [фото][фото].
27014:24:107.8484.2Доехали до небольшого брода ручья Ай-Серез, преодолевается в седле, глубина не больше 10 см, но некоторые участники от неожиданности всё равно угодили ногами в воду [фото].Переправа н/к (0.5)
27114:39:497.8484.2Собираемся всей группой на другой стороне и продолжаем спуск [фото].
27214:44:368.6485На некоторое расстояние ручей вытекает на дорогу [фото]. Учимся ездить по воде, но кто уже ранее промочил ноги, предпочитает идти по воде.дорога сверхнизкого качества
27314:46:288.8485.2Ручей снова уходит вбок, а дорога проходит через теснину.дорога среднего качества
27414:50:199485.4Дорога выходит на открытое пространство. Здесь около источника c крымско-татарским названием Darlık Keşmesi (ныне освящённого как "Фонтан Преподобного Сергия Радонежского" [фото][фото]) расположилась группа отдыхающих; мы встали на привал чуть поодаль. В 15:07 продолжили движение, далее хорошая каменистая дорога [фото].
27515:09:479.4485.8Ещё раз пересекаем ручей Ай-Серез, ставший чуть более полноводным, но по-прежнему не представляющему особых проблем [фото].Переправа н/к (0.5)
27615:11:279.7486.1В селе Междуречье ручей снова растекается по дороге, уже на бо́льшую протяжённость, но теперь добрая часть воды течёт под камнями, и в целом ехать проще. Местами есть дублирующая дорога сбоку и выше [фото].дорога сверхнизкого качества
27715:14:2610.2486.6Дорога поднимается из русла ручья.дорога хорошего качества
27815:14:5510.3486.7На следующем пересечении ручья над камнями остаётся уже совсем мало воды, и можно проехать почти посуху.
27915:15:3910.4486.8Небольшая остановка, чтобы заказать трансфер от финиша. В 15:24 продолжаем движение.
28015:25:4410.7487.1Последний раз пересекаем ручей Ай-Серез, уже совсем незаметный.
28115:26:3910.9487.3Выезжаем на асфальтовую дорогу, продолжаем спуск по ней [фото].дорога высокого качества
28215:48:2216.6493После небольшого подъёма из долины ручья, выезжаем на "ЮБК" (а/д 35К-005). С ветерком спускаемся к морю [фото].
Конец препятствия перевал Маски (через пер. Ворон)
ПП5426
28315:57:0119.9496.2Приехали в село Морское — финиш нашего похода! Трансфер приедет поздно вечером, так что пока по-быстрому закупаемся продуктами на обед и отправляемся на пляж у башни Чобан-Куле.
Координаты точки: N44.820553, E34.807825
Высота точки: 1 м

Пройдено за день: 19.9 км
НВ: 191 м, СВ: 693 м
ОХВ: 4 ч. 30 мин. 39 сек.
ЧХВ: 1 ч. 42 мин. 36 сек.
радиальный/неактивный участок
28416:41:39За 4 км по ЮБК убедились, насколько правильным решением было не тошнить по ней до Алушты, а проехать последние дни в размеренном темпе и закончить маршрут таким хорошим спуском к морю. Группа располагается на пляже [фото], желающие купаются в море и/или гуляют до башни Чобан-Куле [фото][фото][фото].радиальный/неактивный участок
28519:00:00Позже возвращаемся в Морское, где в ресторане нам уже готовят ужин на всю компанию, — но вначале разбираем и пакуем велосипеды во дворе [фото], а также принимаем душ в одной из сдаваемых там же комнат. Слава логисту, который всё это организовал! В 22:00 загружаемся в два минивэна, которые отвозят нас к вокзалу во Владиславовке.радиальный/неактивный участок
28623:12:00Высаживаемся во Владиславовке, пару часов проводим в зале ожидания на вокзале [фото], развлекаемся посещением кофе-автомата на площади перед ним. Финальное фото перед подачей поезда, загружаемся и в 02:29 отправляемся домой!радиальный/неактивный участок