Главная  
Техническое описание прохождения маршрута Кольский 2022, заявленная сложность: 5 к.с., руководитель: Кротов Д.А., маршрутная книжка: Р22/5-502 (ЦМКК)
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
22.07.2022 - день 1
100:01:0000Первая часть группы (Алашов А., Вовенко Т., Романов Д., Юрков Д.) прибыла в Мурманск на день раньше (фото 0-01). Доехала до н.п. Мурмаши (фото 0-02), где заселилась в заранее забронированную гостиницу (Лапландия). Остаток дня был потрачен на закупку продуктов по раскладке на маршрут, упаковку и распределение по участникам.
211:39:2200Начало ходового дня. СТАРТ маршрута.
Вторая часть группы (Кротов Д., Сафронова А., Яковлев Ф.) прибыла в а/п г. Мурманск (фото 1-01) и выдвинулась на встречу с ранее прибывшими членами группы, покрытие - асфальт хорошего качества (фото 1-02).
дорога высокого качестваТ~ 17°С, переменная облачность
312:44:006.26.2Обе части группы встретились на территории турбазы "Лапландия" (фото 1-03), позавтракали, загрузили продукты по раскладке, и продолжили движение по маршруту (фото 1-04).
412:55:006.66.6Подъехали к магазину Дикси, закупились питьевой водой и по ул. Советская выезжаем из города (фото 1-05).
513:10:009.69.6Выехали на Туломское шоссе, идущее в г. Кола (фото 1-06).
613:34:0015.615.6Проехали небольшой тоннель (фото 1-07), включив задний маячок.
713:45:0018.918.9Проехали окраинами г. Кола и выехали на мост через р. Тулома, где остановились полюбоваться видами Кольского залива (фото 1-08).
813:53:0019.119.1Пересекаем по пешеходной дорожке мост через Тулому (фото 1-09).
913:54:3419.319.3Свернули на а/д Р21 "Кола". Трасса, ведущая к границе, видимо недавно отреставрирована - асфальт высокого качества (фото 1-10).
Начало равнинного ПП а/д Р21 "Кола" (2 к.т.)
ПП5789
1015:36:0037.637.6Проехали н.п. Мурмаши 3 и Тулома, дорога имеет среднюю пересеченность, плавные подъемы (фото 1-11) чередуются спусками (фото 1-12).Т~ 20°С, переменная облачность
1116:20:0046.746.7Остановились недалеко от залива Шолгоч на обед. Подъехать к воде не удалось, так как дорога перекрыта воротами турбазы - остановились на красивой солнечной полянке поблизости от дороги (фото 1-13).
1217:12:0047.647.6После обеда продолжаем движение по маршруту, характер движения не меняется - асфальт высокого качества, спуски чередуются подъемами (фото 1-14).
1318:50:2673.673.6Конец ходового дня.
Остановились на ночевку в запланированном месте на берегу р. Шовна (фото 1-15). Место удобное, ужин готовим на костре, приятным дополнением к которому были жареные грибы, собранные по дороге, и приготовленные для удобства на горелках (фото 1-16).

Координаты точки: N68.680512, E31.936703
Высота точки: 59 м

Пройдено за день: 73.6 км
НВ: 692 м, СВ: 748 м
ОХВ: 7 ч. 11 мин. 4 сек.
ЧХВ: 4 ч. 0 мин. 1 сек.
Т~ 17°С, переменная облачность
23.07.2022 - день 2
1407:00:00073.6Подъем, завтрак, сборы (фото 2-01).Т~ 16°С, слабая облачность
1508:56:42073.6Начало ходового дня.
Собираемся на мосту через р. Шовна, половина которого огорожена конусами для ремонта (фото 2-02).
1609:09:000.373.9Продолжаем движение по трассе Р21, характер движения не меняется (фото 2-03).
1709:43:269.483 Конец равнинного ПП а/д Р21 "Кола"
Сворачиваем с трассы налево к н.п. Верхнетуломский (фото 2-04).
ПП5789
1809:44:009.683.2Въезжаем в п.г.т. Верхнетуломский, характер покрытия не меняется - асфальт хорошего качества (фото 2-05).
1909:46:0010.183.7По поселку проложен хороший асфальт, но разметка при этом исчезает (фото 2-06).
2009:49:0011.284.7Останавливаемся рядом с магазином "Пятерочка", докупаем продукты по раскладке и питьевую воду.
2110:52:0011.785.2Выезжаем из населенного пункта в сторону Верхнетуломской ГЭС, качество асфальта при этом ухудшается (фото 2-07).дорога хорошего качества
2210:57:0012.686.1Сворачиваем на небольшую экскурсию к водопаду "Падун" и рыбоходу, покрытие сменяется на щебень разбитый (фото 2-08).
2311:15:0014.588.1Подъехали к водопаду и рыбоходу - их не видно, так как на ГЭС идет сброс, и они скрыты под водой. Фотографируемся (фото 2-09), и возвращаемся на трек маршрута.радиальный/неактивный участок
2411:37:0016.389.8Вернулись к месту поворота, едем прямо, характер покрытия не меняется (фото 2-10).дорога хорошего качества
2511:38:0016.489.9Выехали к мосту через канал водосброса - зрелище впечатляющее (фото 2-11 ).
2611:39:0016.590.1Продолжаем движение по маршруту, после моста качество дороги ухудшается - крупный камень, разбитый (фото 2-12).
Начало равнинного ПП Марфинская дорога (3 к.т.)
дорога среднего качестваПП5760
2711:53:0017.891.3Поднялись к дамбе водохранилища - немного полюбовались открывающимися видами (фото 2-13).
2811:58:0017.891.4Продолжаем движение по старой Марфинской дороге. По сравнению с 2015 годом дорога стала более разбитой (фото 2-14). Песчаные участки с "гребенкой" (фото 2-15) чередуются разбитыми каменистыми участками (фото 2-16), часто встречаются ямы, заполненные водой (фото 2-17).
2913:30:0032.7106.3По дороге нас остановил работник лесного хозяйства заповедника на УАЗе, выяснил наш маршрут, предупредил, что справа от дороги через Куцколь находится особо охраняемая зона и напомнил о правилах пожарной безопасности.
Чем дальше от населенного пункта, тем больше ям разного размера на дороге (фото 2-18) и ручьев, текущих через дорогу (фото 2-19) и больше благородных грибов, растущих рядом с дорогой (фото 2-20).
3014:18:0039.4113Остановились на обед на озере Пуроярви. Готовим чай на примусах.
Подъехал еще один егерь и тоже предупредил про пожарную безопасность, и что мусор за собой нужно убирать.
Т~ 21°С, слабая облачность
3116:20:0048.1121.7После отдыха продолжаем движение по маршруту, характер которого не меняется - средняя пересеченность со средними углами подъемов/спусков 5-6%, покрытие: разбитая песчаная дорога с лужами (фото 2-21), камнями (фото 2-22), "гребенкой" и многочисленными ямками (фото 2-23). Грибы можно уже собирать, не слезая с велосипеда (фото 2-24).
3218:05:0062.1135.6Пересекаем по полуразрушенному мосту протоку между озерами Мульчозеро и Курбышозеро (фото 2-25). За мостом дорога сужается и сильно размыта потоками от прошедших, видимо накануне, сильных дождей (фото 2-26).
3319:01:5469.4143Конец равнинного ПП Марфинская дорога.
Сворачиваем налево с Марфинской дороги к броду через реку Конья (фото 2-27).
ПП5760
3419:02:1769.5143Смена покрытия - мокрая каменистая грунтовая дорога с лужами, колеями (фото 2-28).
Начало равнинного ПП Вдоль Лапландского заповедника (5 к.т.)
дорога низкого качестваПП5751
3519:56:4772.6146.1Конец ходового дня.
Остановились на ночевку в запланированном месте на берегу р. Конья (фото 2-29). Место удобное, ужин готовим на костре. К ужину снова готовим жареные грибы, в большом количестве собранные по дороге (фото 2-30).

Координаты точки: N68.31596, E31.326683
Высота точки: 104 м

Пройдено за день: 72.6 км
НВ: 928 м, СВ: 882 м
ОХВ: 11 ч. 0 мин. 5 сек.
ЧХВ: 6 ч. 1 мин. 31 сек.
Т~ 15°С, облачно, временами дождь
24.07.2022 - день 3
3607:00:000146.1Подъем, завтрак, сборы (фото 3-01).Т~ 15°С, переменная облачность
3709:10:210146.1Начало ходового дня.
Переправа через р. Конья. Мост полностью разрушен.
Ширина реки около 100 м, глубина до 0,7 м, скорость течения 2-3 м/с, дно каменистое. Предварительная разведка, переправа велосипедов и снаряжения "челноком", индивидуальная и взаимная страховка (фото 3-02, 3-03).
Переправа 1б (средняя)
3809:35:000.6146.7Переправившись, выходим на основную дорогу (фото 3-04)
3910:10:000.9147Немного подзаправившись морошкой, растущей рядом с дорогой (фото 3-05), продолжаем движение по маршруту участки разбитого камня среднего размера (фото 3-06) чередуются участками плотного песка, немного разбитого вездеходной колесной техникой (фото 3-07).дорога среднего качества
4010:40:006.5152.6Брод небольшого безымянного ручья, втекающего в оз. Пыршозеро (фото 3-08). Ширина, глубина и скорость течения незначительны, дно каменистое.
Без проблем проходится в седле.
4110:47:008154.1Переправа через р. Коодыш. Мост полностью разрушен.
Ширина около 30 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 1 м/с, дно каменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 3-09, 3-10).
Переправа н/к (простейшая)
4211:02:009.1155.3Продолжаем движение по маршруту, местность становится более пересеченной, с уклонами подъемов/спусков 3-5%, характер покрытия не меняется (фото 3-11, 3-12).
4311:21:0011.9158.1Поднялись на очередной отрог, на дороге знак и предупреждение Лапландского заповедника (фото 3-13). Характер движения не меняется (фото 3-14, 3-15).
4412:30:0018164.1Переправа через р. Печа. Мост полностью разрушен.
Ширина реки около 70 м, глубина до 0,7 м, скорость течения 2-3 м/с, дно крупно-каменистое. Предварительная разведка, переправа велосипедов и снаряжения "челноком", индивидуальная и взаимная страховка (фото 3-16, 3-17).
Переправа 1б (средняя)
4513:05:0018.3164.4Выходим на основную дорогу и устраиваемся на обед (3-18). Пока готовился грибной суп ребята наловили немного радужной форели среднего размера (3-19), которую решили засолить.Т~ 15°С, переменная облачность, временами маленький дождь
4616:20:0018.6164.7Продолжаем движение по маршруту, характер движения не меняется (фото 3-20, 3-21).
4716:40:0019.6165.8Качество дороги постепенно ухудшается - появляются ручьи, текущие по дороге, не глубокие лужи (фото 3-22, 3-23).дорога низкого качества
4816:50:0021.2167.3Переправа через р. Пейдас. Мост полностью разрушен.
Ширина около 20 м, глубина до 0,5 м, скорость течения менее 1 м/с, дно каменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 3-24, 3-25).
Переправа н/к (простейшая)
4917:03:0022.2168.4От переправы начинается затяжной подъем по размытой потоками песчаной дороге (фото 3-26), после которого начинается спуск в долину реки Колныш (фото 3-27). Погода портится, начинается дождь.Т~ 13°С, дождь
5018:29:0027.1173.3Развилка, сворачиваем налево. Качество дороги при этом окончательно портится - грунтовая дорога идет по заболоченной местности, появляются технические препятствия в виде крупных камней (фото 3-28), незначительных бродов (фото 3-29) и заболоченных участков (3-30).дорога сверхнизкого качества
5118:46:0030.2176.4Преодолеваем очередной участок залитой водой дороги (фото 3-31), дождь заканчивается, но дорогу намочить он успел (фото 3-32).
5219:17:4431.2177.3Конец ходового дня.
Остановились на ночевку в запланированном месте на исходном берегу реки Колныш (фото 3-33). Ужин готовим на костре. Приятным дополнением к ужину была некрупная жареная форель, наловленная тут же, пока готовился ужин (фото 3-34).

Координаты точки: N68.325256, E31.886704
Высота точки: 137 м

Пройдено за день: 31.2 км
НВ: 643 м, СВ: 610 м
ОХВ: 10 ч. 7 мин. 23 сек.
ЧХВ: 3 ч. 29 мин. 5 сек.
Т~ 12°С, переменная облачность
25.07.2022 - день 4
5307:00:000177.3Подъем, завтрак, сборы.Т~ 14°С, переменная облачность
5408:56:030177.3Начало ходового дня.
Переправа через р. Колныш. Мост полностью разрушен.
Ширина реки около 30 м, глубина до 0,7 м, скорость течения 2-3 м/с, дно крупно-каменистое. Предварительная разведка, переправа велосипедов и снаряжения "челноком", индивидуальная и взаимная страховка (фото 4-01, 4-02).
Переправа 1б (средняя)
5509:11:000.2177.5Продолжаем движение по маршруту. Покрытие - мокрая каменистая грунтовая дорога с множеством технических и локальных препятствий (фото 4-03, 4-04, 4-05, 4-06, 4-07, 4-08).
5610:15:005.4182.8После небольшого отдыха едем дальше, характер движения не меняется (фото 4-09, 4-10), в низинах дорога полностью скрыта под водой, в местах, где дно каменистое или плотное, можно ехать в седле (фото 4-11), но иногда дно сильно заболочено или завалено бревнами, и приходится спешиваться (фото 4-12).
5710:40:006.8184.1После очередного подъема покрытие снова ненадолго меняется на песок, а качество дороги улучшается, сохранились даже дорожные знаки (фото 4-13), но через несколько сотен метров снова появляются локальные и технические препятствия (фото 4-14, 4-15, 4-16, 4-17).
5811:05:0010187.3Остановились отдохнуть на берегу красивого небольшого придорожного озера (фото 4-18), погода благоприятствует, попробовали половить рыбу, но безуспешно (фото 4-19).
5911:30:0010.1187.4Продолжаем движение - мокрые заболоченные участки с "лежневкой" (фото 4-20), сменяются незначительными по протяженности участками разбитого сухого песка (фото 4-21).
6011:55:0013.7191Развилка, поворачиваем направо, к реке (фото 4-22), характер движения не меняется (фото 4-23, 4-24).
6112:00:0014.3191.6Переправа через р. Максимка, мост полуразрушен, с осторожностью переходим по бревнам (фото 4-25).
6212:09:0015.3192.7Переправа через р. Тарас. Мост полуразрушен.
Ширина около 20 м, глубина до 0,3 м, скорость течения около 0,5 м/с, дно каменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 4-26).
Переправа н/к (простейшая)
6312:20:0015.4192.7Продолжаем движение по маршруту, характер покрытия не меняется - мокрый грунт со множеством ЛП и ТП: камни, лежневка, броды ручьев и заболоченных участков (фото 4-27, 4-28, 4-29, 4-30).
6413:25:0019.6196.9После остановки на отдых едем дальше. Характер покрытия не меняется, многие мосты и настилы через ручьи практически полностью разрушены (фото 4-31, 4-32, 4-33, 4-34).
6514:10:0024.1201.4После гнилого, постепенно разрушающегося моста через р. Елдыш, останавливаемся на обед. Пока готовился грибной бульон, Федор поймал довольно крупного хариуса (фото 4-35).Т~ 20°С, переменная облачность
6616:07:0024.5201.8К концу обеда прошел кратковременный, но довольно сильный дождь, переждав который продолжили движение (фото 4-36, 4-37).Т~ 17°С, кратковременный дождь
6716:55:0029206.3Т- образный перекресток, сворачиваем направо к заброшенному поселку Куцколь (фото 4-38). После поворота характер движения не меняется (фото 4-39, 4-40).
6817:15:0031.5208.8Въехали в заброшенный поселок Куцколь (фото 4-41, 4-42).
6917:33:0032.5209.8Спускаемся к озеру (фото 4-43) и едем по берегу, подыскивая место, удобное для ночевки (фото 4-44).
7018:54:5236.1213.4Конец ходового дня.
Встали в знакомом месте на песчаном пляже озера, рядом с протокой. Ужин готовим на костре, дополнением к которому была соленая форель, пойманная на р. Печа. Временами накрапывает дождь, по этому на всякий случай натянули тент (фото 4-45).
После ужина немного половили рыбу (фото 4-46) - в результате поймали 3 средних окуня, которых присолили, и оставили на уху для обеда следующего дня.

Координаты точки: N68.284643, E32.385233
Высота точки: 166 м

Пройдено за день: 36.1 км
НВ: 562 м, СВ: 534 м
ОХВ: 9 ч. 58 мин. 49 сек.
ЧХВ: 4 ч. 50 мин. 16 сек.
Т~ 15°С, переменная облачность, временами маленький дождь
26.07.2022 - день 5
7107:00:000213.4Подъем, завтрак, сборы.Т~ 15°С, временами дождь
7208:58:350213.4Начало ходового дня.
Выдвигаемся на маршрут. Мост через протоку между озерами полностью разрушен, находим пару бревен, прокладываем, и переходим по ним (фото 5-01).
7309:20:000.1213.6Дорога идет вдоль озера, характер движения и покрытия не меняется (фото 5-02, 5-03, 5-04, 5-05, 5-06).
7410:10:002.2215.7На одном из подъемов у Д.Романова ломается подседельный штырь. Ремонтируем с помощью трубки от рулевых рогов, соединяем и укрепляем с помощью поксипола и куска дерева с плотной слоистой структурой (фото 5-07).
7511:00:002.4215.8Продолжаем движение (фото 5-08, 5-09).
7611:30:004.7218.2Проезжаем кроличью ферму, которая в 2015 году работала, а сейчас полностью заброшена (фото 5-10). Далее дорога идет вдоль р. Куцколь, появляются каменистые участки (5-11, 5-12).
7712:20:007.3220.8Переправа через р. Воронья. Мост полностью разрушен.
Ширина реки около 40 м, глубина до 0,5 м, скорость течения 2-3 м/с, дно каменистое. Предварительная разведка, индивидуальная и взаимная страховка (фото 5-13, 5-14).
Переправа 1а (простая)
7812:40:008.6222Далее продолжительный участок заболоченной, и практически полностью скрытой под водой дороги, местами грунт вязкий, ехать проблематично (фото 5-15, 5-16, 5-17).
7913:31:0010.7224.1На мокром грунте встречаем свежие следы медведя (фото 5-18). Характер движения не меняется (фото 5-19).
8014:15:0013.1226.5Переправа через протоку оз. Лумболка. Мост отсутствует.
Ширина около 20 м, глубина до 0,3 м, скорость течения менее 1 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле существенно затруднена (фото 5-20).
Переправа н/к (простейшая)
8114:20:0014.2227.6После переправы встаем на обед. Периодически идет дождь, поэтому натягиваем тент (фото 5-21). На обед готовим уху из окуней и "компот" из черники, брусники и иван-чая (фото 5-22).Т~ 15°С, облачно, дождь
8216:20:0015.3228.7Продолжаем движение по маршруту (фото 5-23, 5-24).
8317:49:0020.6234Развилка, судя по карте дорога налево идет в стороне и через два брода снова выходит к озеру и сливается с нашей, дорога направо идет вдоль озера и проходит только через один брод. Проводим разведку с помощью коптера, разницы в покрытии нет. Едем по треку, спускаемся к берегу оз. Кашкозера (фото 5-25). Характер движения не меняется (фото 5-26, 5-27).
8418:46:4122.3235.7Конец ходового дня.
Встаем на ночевку на берегу Кашкозера. Место удобное, ужин готовим на костре (фото 5-28). Дополнением к ужину был соленый хариус. Пробовали еще ловить рыбу, но безуспешно... дорога тяжелая - все устали и быстро разошлись по палаткам.

Координаты точки: N68.183354, E32.721441
Высота точки: 156 м

Пройдено за день: 22.3 км
НВ: 270 м, СВ: 279 м
ОХВ: 9 ч. 48 мин. 6 сек.
ЧХВ: 4 ч. 17 мин. 26 сек.
Т~ 15°С, пасмурно
27.07.2022 - день 6
8507:00:000235.7Подъем, завтрак, сборы (фото 6-01).Т~ 14°С, пасмурно
8608:57:270235.7Начало ходового дня.
Выходим на дорогу и едем к броду (фото 6-02).
8709:08:000.2235.9Переправа через протоку оз. Обойное. Мост разрушен.
Ширина около 30 м, глубина до 0,5 м, скорость течения около 0,2 м/с, дно каменистое, местами заболоченное. Переправа в седле невозможна (фото 6-03, 6-04).
Переправа н/к (простейшая)
8809:15:000.4236.1Проходим коротктий заболоченный участок между двумя протоками (фото 6-05) и небольшую протоку (фото 6-06).
8909:30:001.3237Продолжаем движение вдоль оз. Кашкозера, покрытие по прежнему мокрая каменистая грунтовая дорога со множеством технических и локальных препятствий (фото 6-07, 6-08, 6-09).
9009:57:002.6238.3Развилка, сворачиваем налево по треку, характер движения не меняется (фото 6-10, 6-11, 6-12). Начинается дождь.Т~ 16°С, дождь
9111:20:008.2243.9Снова спускает бескамерное колесо Ф. Яковлева, ставим заплатку и укрепляем сверху скотчем (фото 6-13). После ремонта продолжаем движение (фото 6-14, 6-15).
9212:29:0012.3248Переправа через протоку оз. Грязное.
Ширина около 30 м, глубина до 0,5 м, течение практически отсутствует, дно крупнокаменистое. Переправа в седле существенно затруднена (фото 6-16, 6-17).
Переправа н/к (простейшая)
9312:45:0012.7248.4Развилка, дорога налево уходит к Кировогорскому карьеру, а мы продолжаем движение прямо, по треку (фото 6-18, 6-19).
9413:00:0013.9249.6Развилка, дорога налево уходит к отвалам Кировогорского карьера, ранее все группы ехали по ней, а потом форсировали болото рядом с отвалами. Мы поворачиваем направо, на дорогу, которую заметили еще в 2015 году, но не пошли по ней, так как не понятно было, куда она идет... При подготовке к этому маршруту, по космоснимкам мы увидели, что она выходит на нужную нам дорогу - едем по новому треку (фото 6-20, 6-21).
9513:20:0015.6251.3Дорога поворачивает на восток и проходит по заболоченной местности (фото 6-22, 6-23).
9614:03:0017252.8Дорога поднялась на возвышенность, болото закончилось. Устраиваемся на сухой полянке обедать (фото 6-24). Готовим чай на костре и в дополнение к бутербродам жарим замаринованные грибы (фото 6-25).Т~ 19°С, переменная облачность
9715:05:0017.1252.8К концу обеда начинается сильный дождь, решили немного переждать (фото 6-26).Т~ 18°С, дождь
9815:30:0017.2252.9Продолжаем движение - характер покрытия не меняется (фото 6-27).Т~ 18°С, переменная облачность, временами маленький дождь
9916:05:0018.9254.7Выехали на технологическую дорогу на рудник, характер покрытия не меняется (фото 6-28, 6-29).
10017:23:5924.1259.8Выехали к трассе М18 (фото 6-30). Очищаем велосипеды от грязи, подкачиваем колеса.
Конец равнинного ПП Вдоль Лапландского заповедника
ПП5751
10117:46:5724.5260.2Начинаем движение по трассе М18, асфальт высокого качества, пересеченность средняя (фото 6-31, 6-32).
Начало равнинного ПП трасса М18 (2 к.т.)
ПП5790
10218:35:0038.1273.8Подъехали к г. Мончегорск, остановились на заправке Роснефть. Часть группы съездила в город, где закупилась продуктами на ужин и завтрак, а также купили новый подседельный штырь.
10320:30:0042.3278.1Продолжаем движение по трассе М18 (фото 6-33, 6-34).
10421:40:0057.9293.6Сворачиваем направо к. оз. Девичья Ламбина на ночевку, покрытие сменяется на каменистое (фото 6-35).дорога среднего качества
10522:06:4860.5296.2Конец ходового дня.
Встаем на ночевку на берегу озера. Место посещаемое, удобная вытоптанная поляна и хороший подход к воде, но дрова приходится искать... Ужин готовим на костре (фото 6-36). После ужина сразу ложимся спать, так как день был трудный и долгий.

Координаты точки: N67.8024, E32.761964
Высота точки: 141 м

Пройдено за день: 60.5 км
НВ: 727 м, СВ: 742 м
ОХВ: 13 ч. 9 мин. 21 сек.
ЧХВ: 7 ч. 34 мин. 24 сек.
Т~ 16°С, переменная облачность
28.07.2022 - день 7
10606:00:000296.1Подъем, завтрак, сборы (фото 7-01).Т~ 16°С, пасмурно
10708:07:130296.2Начало ходового дня.
Возвращаемся на трассу, начинается дождь.
Т~ 15°С, дождь
10808:26:001.7298Едем по трассе, движение интенсивное, покрытие асфальт высокого качества, мокрый (фото 7-02).дорога высокого качества
10909:20:009.3305.6Остановились на перегибе рельефа на отдых. Дождь постепенно заканчивается, но асфальт еще мокрый (фото 7-03).
11009:46:5815.4311.7 Конец равнинного ПП трасса М18
Сворачиваем с трассы М18 на а/д 47К-033, ведущую в г. Апатиты. Дождь полностью закончился, асфальт практически высох.
На раме Романова Д. обнаруживаем трещину (фото 7-04), возникшую видимо при поломке подседельного штыря, и которая стремительно расширяется... Принимаем решение отправить на попутной машине Д. Романова и А. Алашова, у которого задняя покрышка тоже не в лучшем состоянии, чтобы они нашли в Апатитах сварщика и заварили раму, пока группа доедет до города.
ПП5790
11112:07:0040.3336.5Остановились отдохнуть рядом с знаком "Апатиты" (фото 7-05). После чего снова продолжаем движение, характер которого не меняется.Т~ 20°С, переменная облачность
11212:20:0042.3338.6Остановились рядом с магазином "Магнит" на окраине города. Закупка на предстоящий автономный участок продуктами по раскладке. Пока закупали, упаковывали и распределяли продукты, с третьего раза удалось заварить трещину на раме (фото 7-06) и купить новую запасную покрышку, взамен установленной А. Алашову запасной, взятой на маршрут. Перед выездом перекусили пирожками рядом с магазином.радиальный/неактивный участок
11316:23:0044.9341.1Немного вернулись назад и свернули на а/д 47К-027 в сторону н.п. Щучье. Покрытие - асфальт хорошего качества (фото 7-07).дорога высокого качества
11416:48:0051.3347.5Перед поселком сворачиваем направо, покрытие меняется на плотный песок, местами разбитый (фото 7-08).дорога среднего качества
11517:00:0053.9350.2Дорога упирается в тупик, немного возвращаемся назад, и перелазим через небольшой каменный завал (фото 7-09).
11617:05:0054350.3Небольшой ручей. Ширина, глубина и скорость течения незначительны, но движение в седле невозможно (фото 7-10).
11717:16:0054.2350.5Выезжаем на дорогу, идущую вдоль отстойника ГОК АНОФ2, покрытие - песок, местами рыхлый (фото 7-11).дорога низкого качества
11817:28:0056.3352.6Дорога поворачивает направо и идет вдоль небольшого залива оз. Имандра, песок становится плотным (фото 7-12).дорога среднего качества
11917:43:0057.4353.7Пересекаем протоку по капитальному мосту (фото 7-13) и въезжаем в н.п. Хибины (фото 7-14).
12018:15:5161.3357.5Начало горного ПП перевал Петрелиуса Восточный (4 к.т.)
Выезжаем на дорогу, ведущую вдоль р. М. Белая (фото 7-15). Начинаем подъем, покрытие меняется на мокрый каменистый грунт с множеством технических препятствий (фото 7-16, 7-17, 7-18).
дорога сверхнизкого качестваТ~ 16°С, пасмурно, временами дождьПП5744
12118:50:0063.7359.9Проехали несколько известных "фонтанов", хлещущих из старых труб (фото 7-19). Характер покрытия не меняется (фото 7-20), но начинаются участки очень крутых локальных подъемов (фото 7-21), и непродолжительных спусков (фото 7-22).
12219:47:0066.6362.9Углы подъема выполаживаются, качество дороги немного улучшается (фото 7-23).
12320:17:2868.3364.5Конец ходового дня.
Встаем на ночевку на берегу р. М.Белая, чуть не доезжая брода. Место популярное, удобный подход к воде, есть кострище (7-24). Ужин готовим на костре. Учитывая, что завтра опять сложный день, пораньше ложимся спать.

Координаты точки: N67.687473, E33.345921
Высота точки: 326 м

Пройдено за день: 68.3 км
НВ: 1045 м, СВ: 860 м
ОХВ: 12 ч. 10 мин. 15 сек.
ЧХВ: 5 ч. 47 мин. 54 сек.
Т~ 12°С, пасмурно, временами дождь
29.07.2022 - день 8
12406:30:000364.4Подъем, завтрак, сборы (фото 8-01).Т~ 8°С, переменная облачность
12508:25:020364.5Начало ходового дня.
Выдвигаемся на маршрут, спускаемся к броду (фото 8-02).
12608:33:000.2364.7Переправа через р. Малая Белая.
Ширина около 40 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 3 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле невозможна (фото 8-03).
Переправа н/к (простейшая)
12708:45:001.3365.8Продолжаем подъем по ущелью реки, характер движения не меняется (фото 8-04, 8-05, 8-06).
12809:05:002.8367.3Переправа через приток р. М.Белая.
Ширина около 20 м, глубина до 0,3 м, скорость течения до 3 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле невозможна (фото 8-07).
Переправа н/к (простейшая)
12909:20:003.5368Продолжаем движение, дорога практически исчезает и превращается в тропу (фото 8-08, 8-09).
13010:35:006.9371.4Вышли из зоны леса, дорога окончательно закончилась, начинается каменистая тропа с множеством ТП (фото 8-10, 8-11, 8-12). Тропа мокрая, так как временами идет мелкий дождь.Т~ 14°С, пасмурно, временами дождь
13111:56:0010.2374.8Явная тропа закончилась - множество разных, еле заметных тропинок идут в разные стороны... Проложенный трек идет немного в стороне. Проводим пешую и аэро разведки, и без тропы выходим на трек (фото 8-13). Вершины гор и перевал закрыты тучами, временами идет дождь.
13213:00:0012376.5Вышли к началу перевального взлета, тучи немного расходятся, перевал хорошо виден, но тропа на склоне не просматривается. Снова проводим разведку, а пока устраиваемся на обед (фото 8-14). Пока обедали, на перевале показалась группа туристов, посмотрели траекторию, по которой они спускались, все верно - мы на правильном пути!
13314:03:0012.7377.2Начинаем штурм перевального взлета, навстречу нам спускается еще одна группа туристов (фото 8-15).Т~ 12°С, пасмурно, временами дождь
13414:10:0012.9377.4Перевальный взлет перевала Петрелиуса Восточный (Ю→С).
Средний угол подъема 39%. Сначала тропа порядка 400 м траверсирует осыпной склон (фото 8-16, 8-17), идти очень тяжело, часть группы челночит (фото 8-18, 8-19). Последние 100 м углы подъема возрастают, размер камней увеличивается, появляются ступени (фото 8-20, 8-21). Индивидуальная и взаимная страховка, а также взаимопомощь при подъеме.
Перевальный взлёт 1а
L = 500 м
13515:49:0013.9378.4Вышли к перевальному туру (фото 8-22).
Сняли записку группы из Рязани (фото 8-23), положили свою.
13615:50:0013.9378.4Начинаем спуск с перевала (фото 8-24).
13716:00:0014.3378.8Перевальный сброс перевала Петрелиуса Восточный (Ю→С).
Сначала около 100 м идет крутой спуск по каменной осыпи, тропа едва заметна и определяется только по турам (фото 8-25), потом рельеф немного выполаживается, местами можно даже ехать в седле (фото 8-26), затем снова крутой спуск около 100 м по каменистой осыпи (фото 8-27).
Перевальный взлёт н/к
L = 200 м
13816:40:0015.3379.9Вышли на дорогу, ведущую в долину р. Кунийок (фото 8-28). Рядом не растаявший снежник (фото 8-29).
13916:45:0015.4379.9Начинаем спуск по дороге в долину реки, покрытие - крупный камень, разбитый (фото 8-30), с участками ТП в виде "живых" крупных камней (фото 8-31).
14017:30:0018.6383.1Въехали в зону леса, покрытие сменяется на каменистый грунт, качество дороги немного улучшается (фото 8-32).дорога среднего качества
14118:16:4921.9386.4Вышли к реке Кунийок.
Конец горного ПП перевал Петрелиуса Восточный.
ПП5744
14218:18:0021.9386.4Переправа через р. Кунийок.
Ширина около 40 м, глубина до 0,3 м, скорость течения около 1 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле существенно затруднена (фото 8-33, 8-34).
Переправа н/к (простейшая)
14318:30:0022386.5Выходим на дорогу и сворачиваем налево к базе КСС Куэльпорр, покрытие - каменистая разбитая дорога (фото 8-35).
14419:28:1826.4390.9Конец ходового дня.
Прибыли на базу (фото 8-36) Отметились у дежурного МЧС и заселились в домик спасателей за небольшие деньги. Места в гостинице "Рамзай" стоят немыслимо дорого, но при этом мест нет, но нас устраивают и простые нары. Топим печку, ужинаем, отдыхаем, строим планы на дневку (фото 8-37).

Координаты точки: N67.802231, E33.602071
Высота точки: 282 м

Пройдено за день: 26.4 км
НВ: 1061 м, СВ: 1105 м
ОХВ: 11 ч. 3 мин. 16 сек.
ЧХВ: 5 ч. 24 мин. 3 сек.
Т~ 14°С, пасмурно
30.07.2022 - день 9
14509:30:000390.9ДНЕВКА.
С утра, низкая облачность, временами мелкий дождь (фото 9-01). После завтрака, часть группы прошлась по лесу и набрала грибов на праздничный ужин (фото 9-02), занимались хозяйством (фото 9-03), механик провел техобслуживание велосипедов.
Т~ 10°С, пасмурно, дождь
14614:00:000390.9Сходили в заранее заказанную баню, где как следует отмылись и постирались (фото 9-04, 9-05).Т~ 14°С, пасмурно, временами дождь
14718:00:000390.9На ужин приготовили импровизированный плов, налепили и нажарили пирожков (фото 9-06, 9-07). После праздничного ужина немного посидели и легли спать - завтра тяжелый день и ранний подъем.Т~ 12°С, пасмурно
31.07.2022 - день 10
14805:00:000390.9Подъем, завтрак, сборы. Выдвигаемся рано, чтобы успеть взять высокие перевалы пока погода благоприятствует (фото 10-01).Т~ 9°С, ясно
14906:32:520390.9Начало ходового дня.
Возвращаемся к повороту к водопаду на р. Рисйок (фото 10-02).
Над горами начинают собираться тучи...
радиальный/неактивный участок
15007:08:260.7391.6Сворачиваем на дорогу, ведущую к водопаду "Красивый", и далее к истокам реки Рисйок (фото 10-03).
Начало горного ПП траверс Восточные Хибины* (5 к.т.)
дорога среднего качестваПП5762
15107:20:001.3392.2Подъехали к тропинке, ведущей к водопаду. Часть группы, которая еще не была здесь, сходила на экскурсию (фото 10-04).
15207:40:001.6392.5Продолжаем подъем по ущелью р. Рисйок, качество покрытия ухудшается, появляются крупные камни, выходы скального массива (фото 10-05, 10-06).дорога низкого качества
15307:59:002.7393.6Брод р. Рисъйок.
Ширина около 30 м, глубина до 0,3 м, течение до 2 м/с, дно крупнокаменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 10-07, 10-08).
Переправа н/к (простейшая)
15408:08:003.2394.1Сворачиваем налево на дорогу, ведущую к перевалу Северный Рисчорр (фото 10-09).
15508:10:003.3394.2Брод р. Рисйок.
Ширина около 15 м, глубина до 0,2 м, течение до 2 м/с, дно крупнокаменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 10-10).
15608:12:003.4394.3За бродом начинается разбитая каменистая дорога с множеством технических препятствий (фото 10-11, 10-12), которая вскоре превращается в следы от квадроцикла (фото 10-13).дорога сверхнизкого качества
15708:30:003.7394.6Дорога уходит от ручья, притока р. Рисйок, следы техники исчезают, тропа становится едва заметна. Углы подъема возрастают, в среднем до 23% (фото 10-14), но можно двигаться с рюкзаками на багажниках.Перевальный взлёт н/к
L = 500 м
15808:50:004.2395.1Переходим небольшой отрог, углы подъема уменьшаются, тропа становится более нахоженной, местами можно ехать (фото 10-15).
15909:30:004.9395.8Перевальный взлет на Северный Рисчорр. Средний угол подъема 22%, но местами увеличивается до 34%. Движение осложнено крупными камнями и выходами скального массива . Индивидуальная и взаимная страховка, а также взаимопомощь при подъеме, часть группы проходит "челноком" (фото 10-16, 10-17).Перевальный взлёт н/к
L = 600 м
16010:30:005.5396.4Подъем заканчивается, входим в ущелье Рисчорра (фото 10-18). Погода ухудшается, все затянуто тучами. Ущелье представляет собой череду каменных завалов и обледенелых снежников, длина ущелья около 900 м (фото 10-19).Т~ 10°С, пасмурно, временами дождь, сильный ветер
16110:45:006396.9Ущелье Рисчорра. Снежники, покрытые твердым, кристаллическим фирном, местами обледенелые, чередующиеся каменными завалами. Общее количество - 5, суммарная длина около 400 м. Индивидуальная страховка (фото 10-20, 10-22, 10-24, 10-26).Снег/лёд н/к (неглубокий, фирн)
L = 500 м
16211:10:006.3397.1Ущелье Рисчорра. Каменные завалы, чередующиеся снежниками. Камни, валуны, обломки скал средним размером около 1 м, углы подъемов/спусков до 25°. Перемещение груза на велосипеде, невозможно. Общее количество - 4, длина от 50 до 200 м. Индивидуальная и взаимная страховка, взаимопомощь при подъеме, часть группы проходит "челноком" особо сложные участки (фото 10-21, 10-23, 10-25, 10-27).Каменный завал 1а (средний)
L = 400 м
16311:32:006.6397.5Вышли из ущелья на последний снежник (фото 10-28). Перевального тура с запиской не обнаружили. В долине внизу светит солнце, а у нас стоит туча и сильный ветер... Проводим разведку на предмет возможности спуска без организации перильной страховки (все для ее организации у нас есть).
16411:45:006.9397.8Спуск с перевала Северный Рисчорр. Снежник, покрытый твердым, кристаллическим фирном, местами очень скользкий. Углы спуска 25-30°. Перемещение груза на велосипеде, невозможно. Индивидуальная страховка (фото 10-29, 10-30). Сначала спускаемся вдоль правого края, потом на крутом участке траверсируем склон к левому краю, после чего спускаемся близко к осыпному склону, чтобы при срыве можно было зацепиться и остановить скольжение.Снег/лёд 1а (средний,фирн с олед.)
L = 200 м
16511:55:007.1397.9Спуск с перевала Северный Рисчорр. После снежника спускаемся по крутому, до 35% осыпному склону. Движение осложнено камнями и сыпучим грунтом. Индивидуальная страховка (фото 10-31).Перевальный взлёт н/к
L = 100 м
16612:30:007.3398.2Спустились к истокам р. Северный Каскаснюнйок, собираем группу (фото 10-32).
16712:45:007.6398.5Подъем на отрог г. Каскаснюнчорр. Склон осыпной, движение затруднено камнями и сыпучим грунтом, углы подъема 12-15%. Тропа отсутствует, идем по треку (фото 10-33).Осыпь н/к (мелкая, пологая)
L = 300 м
16813:15:008398.9Углы подъема уменьшаются, в принципе можно ехать, но продолжаем идти "в лямке" так как совершенно не понятно что будет дальше, да и явно ухудшившаяся погода и местами скользкие камни не благоприятствуют движению в седле (фото 10-34, 10-35).Т~ 12°С, пасмурно, временами дождь, сильный ветер
16914:40:0010.4401.3Перевальный взлет на Южный Рисчорр, вышли на уверенную тропу, средний угол подъема 26%, движение осложнено камнями и сыпучими участками (фото 10-36, 10-37). Индивидуальная страховка.Перевальный взлёт н/к
L = 400 м
17015:20:0011.2402.1Перевал Южный Рисчорр (фото 10-38). Немного спускаемся за перегиб, и устраиваемся на обед. Натягиваем тент от непогоды, используя рельеф и велосипеды (фото 10-39).
17116:30:0011.8402.7Подъем на плато Кукисвумчорр. Средний угол подъема более 30%, движение осложнено камнями и сыпучими участками. Индивидуальная и взаимная страховка, взаимопомощь при подъеме, часть группы проходит "челноком" (фото 10-40, 10-41). Перевальный взлёт 1а
L = 600 м
17218:10:0012.4403.3Вышли на геологическую дорогу, идущую по плато. Ставим рюкзаки на багажники и продолжаем движение по маршруту. Качество дороги, за последние годы сильно упало - дорога разъезжена квадроциклами и другой авто-мото техникой. Ранее довольно плотное каменистое покрытие теперь разбито, камни выворочены, много протяженных участков рыхлого грунта (фото 10-42). Покрытие мокрое от постоянно идущего дождя.
17318:55:0014.6405.5После не продолжительного подъема подъехали к обрыву, как будто специально в награду за тяжелый день тучи разошлись, и нам показали оз. Академическое с высоты птичьего полета (фото 10-43). Налюбовавшись красотами начинаем спуск с плато (фото 10-44).
17419:42:0016.8407.7Развилка, прямо дорога продолжает спуск , а налево делает крюк к озеру Академическое. Время позднее, дорога тяжелая, до запланированной ночевки еще далеко... Принимаем решение свернуть к озеру и ночевать там, а завтра встать пораньше и догнать наметившееся отставание от графика. Сворачиваем налево, характер движения не меняется (фото 10-45).
17520:23:4918.1409Конец ходового дня.
Встали на ночевку на берегу реки Южная Каскаснюнйок.
Место ровное, удобное. Дождь перестал, но на всякий случай, и как защиту от ветра натягиваем тент с помощью палаток и велосипедов (фото 10-46). Ужин готовим на примусах, после которого сразу отбой, так как день был тяжелый и все устали, а завтра рано вставать.

Координаты точки: N67.744438, E33.736104
Высота точки: 765 м

Пройдено за день: 18.1 км
НВ: 1988 м, СВ: 1504 м
ОХВ: 13 ч. 50 мин. 57 сек.
ЧХВ: 5 ч. 2 мин. 16 сек.
Т~ 7°С, пасмурно
01.08.2022 - день 11
17606:00:000409Подъем, завтрак, сборы (фото 11-01). Ночью было холодно, около 0°С. Часть группы сходила посмотреть озеро снизу...Т~ 4°С, переменная облачность
17708:00:070409Начало ходового дня.
Выходим на дорогу и продолжаем движение по маршруту. Дождя нет, но дорога еще не высохла (фото 11-02).
17808:30:002.1411Дорога плавно спускается к перевалу Куропачий, характер покрытия не меняется, в основном это каменистая дорога, осложненная участками крупного камня и разбитыми авто-мото техникой участками сыпучего грунта (фото 11-03), некоторые участки безопаснее проходить пешком (фото 11-04).
17909:20:006.8415.8Начинается подъем на гору Рыпнецк, качество дороги немного улучшается (фото 11-05).
18009:57:009417.9Поднялись на гору, вокруг открываются красивые виды на перевалы основного хребта (фото 11-06). У Ф. Яковлева вышла из строя манетка переключения скоростей, меняем на запасную (фото 11-07).
18110:32:009.1418.1На спуске в долину, качество покрытия снова ухудшается - опять появляются рыхлые участки и крупные камни (фото 11-08, 11-09).
18210:55:0012.8421.8Спускаемся в зону леса, раньше тут была вполне приличная дорога, а сейчас тоже все перепахано квадроциклами (11-10).
18311:13:2814.6423.5Вышли к реке Каскаснюнйок.
Конец горного ПП траверс Восточные Хибины*
ПП5762
18411:13:3514.6423.5Переправа через р. Каскаснюнйок.
Ширина около 50 м, глубина до 0,5 м, скорость течения около 1 м/с, дно каменистое. Переправа в седле невозможна (фото 11-11).
Переправа н/к (простейшая)
18511:13:5814.6423.5Начало равнинного ПП Долина Тульилухт (3 к.т.)
После небольшого отдыха, выезжаем к реке Тульйок, и едем вдоль нее. Местность заболочена, мокрые разбитые каменистый участки грунта (фото 11-12, 11-15) чередуются глубокими лужами, ручьями заболоченными участками (фото 11-13, 11-14).
ПП5987
18612:35:0022.1431Развилка - направо разрушенный мост и брод через р. Тульйок, а налево дорога идет к заливу Тульилухт. Едем налево, по треку, при этом характер движения не меняется (фото 11-16, 11-17).
18712:56:0023.8432.7Выехали на песчаный пляж залива, незначительный брод протоки между озерами (фото 11-18). Далее дорога идет по песчаной косе, песок глубокий, но можно ехать по кромке прибоя (фото 11-19).
18813:20:0024.9433.9Остановились на обед в лесочке, готовим грибной супчик с дошираком и чай на костре (фото 11-20).Т~ 16°С, переменная облачность
18914:58:0025.3434.2Переправа через устье р. Майвальтайок.
Ширина реки около 50 м, глубина до 1 м, скорость течения незначительна, дно песчаное. Предварительная разведка, индивидуальная страховка (фото 11-21, 11-22).
Переправа 1а (простая)
19015:05:0025.5434.4Продолжаем движение по пляжу вдоль залива (фото 11-23).
19115:15:0026.1435.1Переправа через протоку Пасъявр.
Ширина около 10 м, глубина до 0,3 м, скорость течения незначительна, дно песчаное. Целевой берег высокий, переправа в седле невозможна, взаимопомощь (фото 11-24).
Переправа н/к (простейшая)
19215:31:0027.2436.2Дорога уходит от залива, при этом качество ее немного улучшается (фото 11-25).дорога среднего качества
19315:58:0031.4440.3Выезжаем к озерам Ньюръявр (фото 11-26), дорога опять становится песчаной (фото 11-27).
19416:25:0033.1442.1Дорога упирается в сильно заболоченный участок, возвращаемся немного назад, и едем по просеке (фото 11-28).
19516:40:1535443.9Вышли к реке Ньюрйок.
Конец равнинного ПП Долина Тульилухт.
ПП5987
19616:40:2535444Брод р. Ньюрйок.
Ширина около 10 м, глубина до 0,3 м, скорость течения до 1 м/с, дно крупнокаменистое.
Переправа в седле существенно затруднена (фото 11-29).
19716:40:2735444Начало горного ПП перевал Наумайв (4 к.т.)
Начинается крутой подъем, качество дороги ухудшается (фото 11-30).
дорога низкого качестваПП5737
19818:01:0037.2446.1Дорога выходит из зоны леса, уклоны подъема возрастают, качество дороги ухудшается (фото 11-31, 11-32).дорога сверхнизкого качества
19918:50:0038.2447.2После небольшого отдыха продолжаем подъем, характер движения не меняется (фото 11-33, 11-34).
20019:25:0039.5448.5Перевал Намуайв (фото 11-35). Снимаем записку группы из Иваново (фото 11-36), и кладем свою.
20119:30:0039.8448.7Спуск с перевала крутой, осложненный крупными камнями, промоинами и участками мокрого грунта (фото 11-37, 11-38). Иногда ехать проще не по дороге, а рядом по целине. Погода портится иногда накрапывает мелкий дождь.Т~ 12°С, пасмурно, временами дождь
20220:05:0041.4450.3Брод безымянного притока р. Кальйок.
Ширина, глубина и скорость течения незначительны, но движение затрудняют скользкие крупные "живые" камни в русле. Переправа в седле невозможна, или существенно затруднена (фото 11-39).
Переправа н/к (простейшая)
20320:20:0042.2451.1Дорога идет прямо по ручью, а мы обходим не приятный участок по тропе, и снова выходим на дорогу немного ниже (фото 11-40).
20420:52:0044.2453.2Дорога выходит к р. Кальйок, и продолжает спускаться вниз по правому берегу, при этом появляются дополнительные технические препятствия в виде глубоких луж и множества ручьев разной глубины (фото 11-41, 11-42).
20521:25:0047.4456.4Переправа через р. Кальйок.
Ширина около 20 м, глубина до 0,5 м, скорость течения около 2 м/с, дно каменистое. Переправа в седле невозможна, индивидуальная страховка (фото 11-43).
Переправа н/к (простейшая)
20621:30:0047.7456.7Продолжаем движение по левому берегу реки Кальйок, характер покрытия не меняется (фото 11-44).
20722:33:0050.7459.7Конец ходового дня.

Встали на ночевку на берегу залива Чудалухт. Место удобное, но дров мало, а комаров много. Ужин готовим на костре (фото 11-45). К ужину набрали белых грибов (фото 11-46). График мы нагнали, но день был долгий и очень сложный, по этому после ужина сразу ложимся спать.

Координаты точки: N67.875456, E34.17984
Высота точки: 161 м

Пройдено за день: 50.7 км
НВ: 930 м, СВ: 1535 м
ОХВ: 14 ч. 32 мин. 53 сек.
ЧХВ: 7 ч. 49 мин. 7 сек.
Т~ 15°С, пасмурно, временами дождь
02.08.2022 - день 12
20807:00:000459.7Подъем, завтрак, сборы.Т~ 12°С, переменная облачность
20909:27:540459.7Начало ходового дня.
Выходим на маршрут, практически сразу брод р. Кедикуай (фото 12-01).
Конец горного ПП перевал Наумайв.
ПП5737
21009:28:420459.7Начало равнинного ПП Северный берег Умбозера (3 к.т.)
Дорога снова идет по пляжу, но даже по прибою ехать очень тяжело - песок очень вязкий (фото 12-02).
ПП5992
21109:42:000.5460.2Брод протоки на мыс Литт.
Ширина 70 м, глубина до 1,5 м, течение слабое, дно песчаное. Предварительная разведка, переправа с рюкзаками за спиной, индивидуальная страховка (фото 12-03, 12-04).
Переправа 1а (простая)
21210:05:000.6460.3Далее дорога идет по пляжу, песок рыхлый (фото 12-05).
21310:14:001.1460.7Дорога пересекает короткий заболоченный участок (фото 12-06), а затем небольшой ручей (фото 12-07).
21410:35:002.7462.3Грунтовая каменистая дорога со множеством технических препятствий идет в удалении от берега озера, по заболоченной лесистой местности (фото 12-08, 12-09, 12-10, 12-11).
21511:16:004.2463.9Переправа через безымянный приток оз. Ниж. Чудозеро.
Ширина около 10 м, глубина до 0,3 м, скорость течения около 1 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле невозможна (фото 12-12).
Переправа н/к (простейшая)
21611:18:004.3464Далее характер движения не меняется, иногда глубокие лужи можно объехать по накатанным квадроциклами колеям (фото 12-13).
21711:26:005.1464.7Переправа через безымянный приток оз. Умбозера.
Ширина около 30 м, глубина до 0,4 м, скорость течения незначительна, дно грунт, камень. Движение в седле невозможно (фото 12-14).
Переправа н/к (простейшая)
21811:31:005.8465.5Переправа через безымянный приток оз. Умбозера.
Ширина около 20 м, глубина до 0,4 м, скорость течения незначительна, дно грунт, камень. Движение в седле невозможно (фото 12-15).
Переправа н/к (простейшая)
21911:45:007466.6Переправа через безымянный приток оз. Умбозера.
Ширина около 20 м, глубина до 0,3 м, скорость течения до 0,5м/с, дно грунт, камень. Движение в седле невозможно (фото 12-06).
Переправа н/к (простейшая)
22011:50:007.4467.1Далее характер движения не меняется (фото 12-17, 12-18).
22112:08:009.2468.8Подъехали к р. Сура. Часть моста снесло паводком, он виден ниже по течению. Проводим разведку - к броду, который находится чуть ниже по течению ведет натоптанная тропа. Брод сложный, высокая скорость течения, в русле камни больше 1 м. На всякий случай проводим разведку ниже и выше по течению - безрезультатно.
Начинаем переправу - на целевой берег переправились с рюкзаками Д. Кротов, Д. Романов и Т. Вовенко (фото 12-19). Оценив реальную опасность переправы вброд, а тем более с рюкзаками, и изучив возможность наведения перил между опорами разрушенного моста, принимаем решение остальным переправляться со страховкой.
22212:40:009.4469.1Переправа через р. Сура.
Ширина между опорами разрушенного моста 20 м, скорость течения до 3 м/с, дно - крупный, живой камень. Наведение перил. Переправа рюкзаков и велосипедов по грузовой веревке. Переправа участников с командной страховкой по перилам (фото 12-20, 12-21).
Переправа 2а (сложная)
22316:05:0010.3470Переправившись всей группой устраиваемся на обед. Дополнением к раскладке были жареные белые грибы (фото 12-22).
На разведку и переправу ушло очень много времени... Оцениваем ситуацию и понимаем, что в саамский музей мы сегодня точно не успеваем. Принимаем решение исключить из маршрута асфальтовую петлю в Ловозеро, так как кроме познавательного характера она для спортивного маршрута ценности не представляет, а двигаться по заранее заявленному запасному варианту сразу в Ловозерские тундры не имея отставания по графику.
Т~ 18°С, переменная облачность
22417:31:0010.4470.1Продолжаем движение, практически сразу бродим не широкую протоку реки (фото 12-23).
22517:45:0011.1470.8Характер движения не меняется, по прежнему едем по каменистой грунтовой дороге с множеством ТП (фото 12-24, 12-25, 12-26).
22618:05:0013.6473.3Дорога поднимается на возвышенность и выходит к Окуневским озерам, болота заканчиваются, качество дороги при этом улучшается до среднего (фото 12-27, 12-28, 12-29).дорога среднего качества
22718:10:0014.6474.3Переправа через заболоченный участок и протоку между Окуневскими озерами по бревнам (фото 12-30).
22818:15:0015.4475Продолжаем движение (фото 12-31), проехали очень хорошую стоянку на берегу одного из озер (фото 12-32).
22918:35:5716.6476.3Конец равнинного ПП Северный берег Умбозера.
Выехали на асфальтированную дорогу , ведущую к заброшенным складам ВВ. Асфальт вполне приличного качества достаточно круто поднимается в гору (фото 12-33).
дорога высокого качестваПП5992
23018:48:0018.4478.1Т-образный перекресток, сворачиваем налево (фото 12-34). Подъем заканчивается, асфальт хорошего качества плавно спускается к Ревде (фото 12-35).Т~ 16°С, пасмурно, временами дождь
23119:10:0025.1484.8Въехали в г. Ревда (фото 12-36). Остановились у магазина Магнит для закупки продуктов по раскладке на заключительную автономную часть маршрута.
23221:19:4729.1488.7Выезжаем из города и сворачиваем на разбитую грунтовку, мокрую после дождя (фото 12-37). Начинается подъем на Ловозерские тундры.
Начало горного ПП траверс Ловозерские тундры (5 к.т.)
дорога среднего качестваПП5753
23321:30:0029.8489.4По мере подъема дорога становится каменистой, а качество ее ухудшается (фото 12-38, 12-39, 12-40).дорога низкого качества
23421:47:4430.6490.3Конец ходового дня.
Встали на ночевку на берегу р. Шомийок. Место удобное, выше уровня леса. Палатки ставим на мягком ягеле. Дров не много, но найти по криволесью можно. Ужин готовим на костре (фото 12-41). Вечером ветерок разогнал тучи и нам показали красивый закат (фото 12-42).

Координаты точки: N67.908789, E34.536612
Высота точки: 377 м

Пройдено за день: 30.6 км
НВ: 632 м, СВ: 415 м
ОХВ: 12 ч. 27 мин. 11 сек.
ЧХВ: 3 ч. 56 мин. 55 сек.
Т~ 7°С, переменная облачность
03.08.2022 - день 13
23507:00:000490.3Подъем, завтрак, сборы.Т~ 6°С, облачно, временами дождь
23608:38:160490.3Начало ходового дня.
Продолжаем подъем, дорога по которой мы приехали уходит к броду через ручей, а мы, чтобы не возвращаться, выходим на трек по одной из множества накатанных геологами дорог (фото 13-01).
23709:18:000.8491.1Вышли на трек, подъем достаточно крутой, участки разбитой каменистой дороги чередуются участками с техническими препятствиями (фото 13-02, 13-03).
23810:30:002.7493Выехали на дорогу, ведущую с рудника Ильма, остановились отдохнуть. Пока стояли, подъехала группа М. Соколовой, которая ночевала рядом с рудником (фото 13-04). Обменялись впечатлениями, предупредили про предстоящую им сложную переправу через Суру и отдали снаряжение для организации перил, так как у них своего не было, а у нас больше сложных бродов не предполагалось.
23911:20:003.7494Продолжаем подъем на г. Алуайв (фото 13-05, 13-06).
24012:40:007.3497.5Поднявшись к вершине горы, спускаемся к перевалу Геологов (фото 13-07), покрытие окончательно становится с ТП на всем протяжении (фото 13-08).дорога сверхнизкого качества
24112:55:008.2498.4Остановились полюбоваться цирками Раслака (фото 13-09).
24213:05:008.2498.5Обе группы собрались на перевале Геологов (фото 13-10).
У Ф.Яковлева опять спускает колесо, у наших коллег из дружественной группы тоже - все ремонтируются (фото 13-11). На перевал, наползают тучи, накрапывает дождь...
Т~ 10°С, пасмурно, временами дождь
24313:35:008.9499.2От перевала идет крутой подъем (фото 13-12) к вершине Кедыквырпахк.
24414:07:0010.5500.7Дорога выполаживается и с небольшой пересеченностью идет по плато (фото 13-13, 13-14, 13-15).
24514:41:0011.4501.7В который раз в этом походе нам везет - тучи ненадолго расходятся, и нам показывают Сейдозеро (фото 13-16), а затем снова находит очередная туча и мы продолжаем движение (фото 13-17).
24615:06:0011.6501.9Остановились на обед. От дождя и ветра натягиваем тент, используя рельеф и велосипеды. Тут же видимо стояли и до нас - есть немного дров (фото 13-18).
24716:48:0012.7503Тучи снова расходятся, дождь перестает, и мы продолжаем движение по маршруту (фото 13-19, 13-20).
24817:05:0013.3503.5В тучах проехали г. Ангвундасчорр и начали спуск к перевалу Сенгисчорр (фото 13-21).
24917:25:0013.9504.2Очередной, взятый поперек перевал Сенгисчорр (фото 13-22).
Сходили полюбоваться на оз. Сенгисявр (фото 13-23). От перевала снова крутой, но короткий подъем (фото 13-24).
25018:05:0014.8505Огибаем гору с право, так как дорога нам показалась более проезжаемой (фото 13-25), и выходим к точке перегиба рельефа (фото 13-26). Немного полюбовавшись окружающими красотами начинаем спуск (фото 13-27, 13-28).
25119:40:0018.4508.7Начало крутого спуска по склону г. Сенгисчорр (фото 13-29). Средний уклон около 25%, но местами до 40% (13-30).Перевальный взлёт н/к
L = 300 м
25219:45:0018.4508.7 На более пологих участках дорога завалена большими камнями - движение в седле не возможно, иногда проще идти по целине рядом с "дорогой" (фото 13-31).Осыпь н/к (мелкая, пологая)
L = 900 м
25320:15:0019.8510Углы спуска уменьшаются, и хотя качество дороги не меняется, можно ехать рядом по целине (фото 13-32).
25420:49:0020.6510.9Въехали в зону леса (фото 13-33), покрытие постепенно сменятся на мокрый грунт (фото 13-34), местами с техническими препятствиями в виде глубоких колей (фото 13-35).
25522:30:5022.7513Конец ходового дня.
Встали на ночевку рядом с дорогой на берегу р. Тавайок. Местность вокруг заболочена, хороших мест мало, но ехать дальше уже нецелесообразно - все устали после очень тяжелого дня. Ужин готовим на костре (фото 13-36), которые с трудом насобирали в сыром лесу. После ужина сразу отбой, да и погода сидеть не располагает.

Координаты точки: N67.789055, E34.460013
Высота точки: 366 м

Пройдено за день: 22.7 км
НВ: 1079 м, СВ: 1090 м
ОХВ: 13 ч. 52 мин. 34 сек.
ЧХВ: 6 ч. 45 мин. 20 сек.
Т~ 14°С, пасмурно, временами дождь
04.08.2022 - день 14
25606:00:000513Подъем, завтрак, сборы.
Дима Кротов чувствует себя неважно - головная боль, общая слабость.
Т~ 12°С, пасмурно, временами дождь
25708:21:510513Начало ходового дня.
Продолжаем спуск вдоль реки, покрытие - мокрый разбитый грунт с ТП (фото 14-01, 14-02).
25809:45:000.6513.6Дорога отходит от реки, качество ее немного улучшается (фото 14-03), но появляются локальные крутые спуски и подъемы (фото 14-04, 14-05). На одном из подъемов у Кротова Д. рвется цепь (фото 14-06) - быстро чиним и едем дальше.дорога низкого качества
25910:15:002.1515.1Поднялись на локальный отрог, от куда открывается красивый вид на Умбозеро (фото 14-07). Далее дорога круто сбрасывает вниз к озеру и становится каменистой (фото 14-08, 14-09).
26010:47:364.3517.3Выехали на дорогу, известную как "1000 ручьев", идущую вдоль разобранного полотна ж/д вдоль Умбозера (фото 14-10).
Конец горного ПП траверс Ловозерские тундры
Поворачиваем налево и продолжаем движение по треку маршрута (фото 14-11, 14-12).
ПП5753
26110:55:005517.9Выходим на насыпь разобранной железной дороги (фото 14-13). Самочувствие Димы не улучшается, накормили таблетками...
26211:20:009.2522.2Едем по насыпи, характер покрытия не однородный - участки разбитого, рыхлого песка (фото 14-14) чередуются узкой щебеночной отсыпкой рядом с неубранными шпалами (фото 14-15), встречаются технические препятствия в виде бродов (14-16) и участков с крупными провалами и валяющимися шпалами (фото 14-17).
26312:48:0018.7531.7После моста через р. Киткуай съезжаем с насыпи на дорогу, покрытие сменяется на гравий, местами разбитый (фото 14-18).дорога среднего качества
26412:49:3418.9531.9 Развилка, дорога направо продолжает идти вдоль ж/д полотна (дорога "1000 ручьев"), а мы сворачиваем налево на технологическую дорогу стройки 509, идущую по возвышенности Лупелъявр.
Начало горного ПП траверс Возвышенности Лупелъявр (3 к.т.)
ПП5759
26513:10:0020.4533.4Постепенно качество дороги ухудшается, спуски чередуются подъемами, в низинах лужи, небольшие протоки и ручьи, заболоченные участки (фото 14-19, 14-20, 14-21, 14-22).дорога низкого качестваТ~ 15°С, пасмурно, временами дождь
26614:15:0028.2541.2Брод р. Пунча выше Пунчозера. Мост разрушен.
Ширина около 10 м, глубина до 0,3 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле затруднена или невозможна (фото 14-23).
Переправа н/к (простейшая)
26714:45:0031.1544.1Доехали до поворота к избе, отмеченной на картах, и где мы ночевали в 2007 году. Проводим разведку - избушка сохранилась! Самочувствие Димы Кротова не улучшается, по этому принимаем решение встать на ночевку и дать время восстановить силы ему, да и всей группе тоже...Т~ 14°С, переменная облачность
26815:09:2631.2544.2Конец ходового дня.
Встали рядом с избушкой (фото 14-24). После обеда часть группы отсыпалась, а остальные потратили время на сбор грибов и приготовление ужина (фото 14-25). Остаток дня потратили на ремонт и обслуживание велосипедов (фото 14-26, 14-27).

Координаты точки: N67.672391, E34.739642
Высота точки: 194 м

Пройдено за день: 31.2 км
НВ: 345 м, СВ: 517 м
ОХВ: 6 ч. 47 мин. 35 сек.
ЧХВ: 3 ч. 48 мин. 11 сек.
05.08.2022 - день 15
26907:30:000544.2Подъем, завтрак, сборы (фото 15-01). Самочувствие всей группы значительно улучшилось. Погода благоприятствует.Т~ 15°С, переменная облачность
27009:28:230544.2Начало ходового дня.
Продолжаем движение по маршруту (фото 15-02).
27109:50:002.1546.4Качество дороги улучшается, покрытие - разбитый каменистый грунт (фото 15-03), спуски чередуются подъемами (фото 15-04).дорога среднего качества
27210:04:004.2548.4Брод безымянного ручья, впадающего в Пунчозеро.
Ширина основного русла до 5 м, глубина до 0,2 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле существенно затруднена (фото 15-05).
27310:32:006.8551Брод безымянного ручья.
Ширина до 20 м, глубина до 0,4 м, скорость течения незначительна, дно илистый грунт, крупный камень. Переправа в седле возможна, но существенно затруднена (фото 15-06).
27410:42:007.9552.1Едем по вполне хорошей дороге, но высохшая после дождя хвоя, перемешанная с грунтом потоками воды представляет собой в некоторых местах практически "гребенку" (фото 15-07).
27510:45:008.5552.7Переправа через ручей, впадающий в оз. Лупельявр.
Мост сильно прогнил, но можно перейти с самостраховкой (фото 15-08). Рядом брод, доступный для движения в седле (фото 15-09).
27610:51:009.4553.6Продолжаем движение по маршруту, характер движения не меняется (фото 15-10, 15-11), но иногда встречаются разъезженные мокрые участки (фото 15-12).
27711:04:0011.9556.1Полуразрушенный мост через безымянный приток р. Кица.
Проезжается в седле (фото 15-13).
27811:46:0017.2561.5Брод истоков р. Олонга. Мост разрушен.
Ширина около 5 м, глубина до 0,3 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно крупнокаменистое. Переправа в седле возможна, но существенно затруднена (фото 15-14).
27912:05:0020.3564.5Продолжаем движение по дороге среднего качества (фото 15-15).
28012:22:0023.7567.9Брод безымянного ручья, впадающего в оз. Пайъявр.
Ширина до 20 м, глубина до 0,4 м, скорость течения незначительна, дно илистый грунт, крупный камень. Переправа в седле возможна, но существенно затруднена (фото 15-16).
28112:26:3023.8568Выехали к 72 км дороги "Стройка № 509" МВД СССР. Фотографируемся рядом с памятным знаком (фото 15-17).
Конец горного ПП траверс Возвышенности Лупелъявр.
ПП5759
28212:43:2023.9568.1Начало равнинного ПП а/д "Стройка 509" (3 к.т.)
Едем по дороге "Стройка № 509", за последние годы дорога стала еще более сильно разбита, множество ям, камней и ручьев текущих через дорогу (фото 15-18, 15-19, 15-20).
дорога сверхнизкого качестваПП6024
28313:30:0029.2573.4Выехали к мосту через р. Кица (фото 15-21). Устраиваемся на обед. Жарим белые грибы, собранные по ходу на дороге (фото 15-22). Пробуем ловить рыбу, но безуспешно.
Учитывая задержку на восстановление сил, а так же что дорога оказалась гораздо хуже чем мы рассчитывали, принимаем решение не ехать через Вирмозеро так, как этот участок не является определяющим и был задуман просто для увеличения километража и на случай опережения графика. Едем по заявленному запасному варианту.
Т~ 18°С, переменная облачность
28415:20:0029.5573.7Продолжаем движение по маршруту, характер покрытия не меняется (фото 15-23, 15-24).
28517:05:0038.8583Подъехали к повороту к дороге, ведущей в г. Ревда и насыпи железной дороги. Чтобы не форсировать каждую минуту глубокие лужи и ручьи выбираемся на насыпь и едем по ней (фото 15-25).
28617:19:0041.3585.5Тропинка вдоль разобранного полотна ж/д быстро заканчивается и снова выходит на дорогу (фото 15-26, 15-27).
28718:41:5151.3595.5Въехали в п. Октябрьский.
Конец равнинного ПП а/д "Стройка 509".
ПП6024
28819:10:0053597.2Проехали поселок Октябрьский, магазина нет.
На велосипеде Кротова Д. опять рвется цепь (фото 15-28). Чиним и едем дальше (фото 15-29).
28919:33:0054.3598.5Качество дороги улучшается (фото 15-30). Сворачиваем к р. Хариусная и подыскиваем место для ночевки.дорога среднего качества
29020:00:3454.9599.1Конец ходового дня.
Встали в лесочке не доезжая моста через р. Хариусная (фото 15-31). Место удобное, но дров мало и находится рядом с дорогой, по которой уже присутствует движение машин.

Координаты точки: N67.487323, E34.271224
Высота точки: 158 м

Пройдено за день: 54.9 км
НВ: 614 м, СВ: 651 м
ОХВ: 10 ч. 32 мин. 11 сек.
ЧХВ: 5 ч. 29 мин. 26 сек.
Т~ 18°С, переменная облачность
06.08.2022 - день 16
29107:30:000599.1Подъем, завтрак, сборы.Т~ 15°С, переменная облачность
29208:31:520599.1Начало ходового дня.
Выезжаем на дорогу и продолжаем движение по маршруту, качество дороги уже явно улучшается (фото 16-01).
дорога хорошего качества
29308:40:000.8599.9Покрытие сменяется на асфальт (фото 16-02).дорога высокого качества
29408:45:002.1601.2Остановились не надолго полюбоваться красотами на мосту через реку Умба (фото 16-03), далее покрытие не меняется (фото 16-04).
29510:25:0015.2614.3Выехали на а/д47К-036. По дороге немного задержались - у Алашова А. снова разрыв покрышки - сменили камеру, а покрышку заматали армированным скотчем поверху - до Апатит должно хватить...
29611:28:0029.2628.3Выезжаем на трассу 47К-036 (16-05). Движение интенсивное. Погода портится иногда идет мелкий дождик. Покрытие сменяется на мокрый асфальт (фото 16-06).Т~ 16°С, пасмурно, временами дождь
29711:55:0039.5638.6 Въехали в г. Апатиты (фото 16-07).
ФИНИШ спортивной части маршрута.
29812:46:0042.5641.6 Заехали на мойку отмыть велосипеды к поезду (фото 16-08).
29914:05:0045.6644.7Закупились продуктами в поезд и и решили заехать в Бани на Зиновьва. Перед баней пообедали рядом в кафе "Гамарджоба".
30019:05:0047646.1После бани устроили себе праздничный ужин в кафе "Мангал".
30122:20:5151.6650.7Конец ходового дня. ФИНИШ маршрута.
Приехали на ст. Апатиты (фото 16-09), разобрали велосипеды, загрузились в поезд и в 23:16 отбыли в Москву.

Координаты точки: N67.564033, E33.368817
Высота точки: 154 м

Пройдено за день: 51.6 км
НВ: 484 м, СВ: 487 м
ОХВ: 13 ч. 48 мин. 59 сек.
ЧХВ: 3 ч. 19 мин. 58 сек.


08.08.2022 в 7:45 группа в полном составе прибыла в Москву на Ленинградский вокзал (фото 16-10).
Т~ 15°С, пасмурно, временами дождь