Главная  
Техническое описание прохождения маршрута УТП школы СУ МКВ 2022 (2 отд.), заявленная сложность: 4 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: 1/5-403
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
03.06.2022 - день 1
108:00:00Прилетели в Звартноц вчера (фото 00-01). Заселились в хостел, закупились газом, бензином и продуктами по раскладке. Съездили посмотреть "Храм солнца Звартноц" (фото 00-02). В 7:30 поднялись, собрались и позавтракали (включен в стоимость).
209:15:4300Начало ходового дня.
Выехали из гостиницы (фото 01-01). Проехали направо около 200 метров до пешеходного перехода и, перейдя дорогу, повернули налево и начали движение по маршруту в сторону г. Вагаршапат, покрытие - асфальт хорошего качества (фото 01-02).
дорога высокого качестваСолнечно, Т~ 20°С
309:53:0010.610.6После экскурсии продолжаем движение, по городу продолжается асфальт хорошего качества (фото 01-04).
412:21:0011.911.9Выехали на дорогу Н13, качество асфальта немного ухудшается
(фото 01-05).
512:54:0024.524.5Проехали н.п. Даштаван, качество покрытия резко ухудшается
(фото 01-06).
дорога хорошего качества
613:41:0030.630.6Выехали на дорогу Н8, качество покрытия улучшается (фото 01-07).дорога высокого качества
714:50:0040.740.7В н.п. Баграмян останавливаемся на обед в беседке рядом с магазином. Пока пережидали жару, механик провел небольшой ремонт (фото 01-08).Солнечно. Т~ 35°С
816:12:0041.341.3Жара начинает спадать, продолжаем движение по маршруту (фото 01-09).
916:26:0045.945.9Выехали на трассу U-2, асфальт высокого качества (фото 01-10), трафик очень высокий.
1016:58:0052.252.2В н.п. Покр Веди сворачиваем на а/д Н11, характер движения не меняется
(фото 01-11).
1117:06:0055.155.1Сворачиваем с дороги к монастырю Хор Вирап, качество асфальта даже улучшается (фото 01-12).
1217:39:375858 Конец ходового дня.
Приехали в Хор Вирап. Встретились с группой Григорьевой Т. Договорились за скромную плату о месте ночевки рядом с кафе в тени деревьев. Учитывая что мы находимся в пограничной зоне, хозяин проверил документы и маршрутную книжку. Территория огорожена, есть вода, столики - в общем разместились с комфортом (фото 01-13). Перед ужином сходили на экскурсию в монастырь (фото 01-14). Ужин готовим на горелках, после ужина поднялись на гору полюбоваться закатом.

Координаты точки: N39.879194, E44.577545
Высота точки: 819 м

Пройдено за день: 58 км
НВ: 190 м, СВ: 263 м
ОХВ: 8 ч. 23 мин. 54 сек.
ЧХВ: 2 ч. 55 мин. 26 сек.
Безоблачно. Т~ 24°С
04.06.2022 - день 2
1305:00:00057.9Часть группы поднялась до рассвета, чтобы полюбоваться горой Арарат и монастырем на восходе солнца (фото 02-01).
1406:00:00057.9Общий подъем, завтрак, сборы.
1508:00:50058Начало ходового дня.
Выезжаем на маршрут, покрытие сменяется на щебень (фото 02-02).
дорога хорошего качестваЯсно, дымка. Т~ 20°С
1608:05:000.258.2Сворачиваем налево на полевую дорогу, качество покрытия ухудшается и вскоре сменяется на грунт разбитый (фото 02-03, 02-04).дорога среднего качества
1708:09:00158.9Въехали в н.п. Лусарат, покрытие сменяется на гравий/щебень разбитый
(фото 02-05).
дорога хорошего качества
1808:12:001.559.5Снова подъехали к а/д Н11, поворачиваем направо, покрытие сменяется на асфальт (фото 02-06).дорога высокого качества
1908:21:001.859.7По пешеходному переходу переходим на другую сторону, и вскоре снова выезжаем на полевую разбитую грунтовую дорогу (фото 02-07).дорога среднего качества
2008:50:00664Проехав полями въезжаем в н.п. Нор Кянк (фото 02-08).дорога высокого качества
2108:53:006.864.8В поселке идет ремонт дороги, местами асфальт полностью отсутствует
(фото 02-09, 02-10).
дорога хорошего качества
2208:59:00866Немного попетляв по поселку, объезжая ремонтников снова выезжаем на асфальт хорошего качества (фото 02-11).дорога высокого качества
2309:31:0011.969.9Проезжаем н.п. Таперакан, асфальт сменяется на щебень (фото 02-12).дорога хорошего качества
2409:38:0013.171.1Въезжаем в н.п. Шаумян, снова начинается асфальт (фото 02-13). Далее дорога идет по густонаселенной местности, поселки сменяют друг друга практически без перерыва.дорога высокого качества
2510:02:0020.178В н.п. Арташат сворачиваем направо и снова выезжаем в поля - покрытие сменяется на мелкий камень хорошего качества (фото 02-14).дорога хорошего качества
2610:25:002381Выехали на дорогу Н9 (фото 02-15), пересекаем ее по пешеходному переходу и далее едем второстепенными дорогами через густонаселенную местность
(фото 02-16), иногда отдыхая в тени рядом с магазинчиками (фото 02-17).
дорога высокого качества
2711:34:2528.886.8Начало ПП траверс Вокруг Завашенского вдхр. (1 к.т.)
В н.п. Ладжазат сворачиваем налево и начинаем подъем на локальный перевал, обходящий Завашенское водохранилище (фото 02-18), местами дорога идет круто по серпантину (фото 02-19).
ПП5405
2812:43:003795Локальный перевал, дорога сначала плавно (фото 2-20), а затем круто по серпантину (фото 02-21) сбрасывает высоту к водохранилищу.
2913:18:004199Останавливаемся на обед вместе с группой Григорьевой Т. недалеко от водохранилища и рядом с дорогой в организованном месте. Часть группы пока готовился обед съездила искупаться. После обеда отдыхаем, пережидая полуденную жару (фото 02-22).Солнечно. Т~ 35°С
3015:00:0041.599.5После обеда снова начинается подъем (фото 02-23).
3115:36:0044.6102.6Хотя жара и начала спадать, все равно ехать очень жарко… Останавливаемся все рядом с родником у дороги (фото 02-24). После отдыха в тени продолжаем движение по маршруту, характер покрытия не меняется.
3215:58:3446.1104Конец ПП траверс Вокруг Завашенского вдхр.
Перед н.п. Бонаван сворачиваем с трассы направо, покрытие сменяется на камень хорошего качества (фото 02-25). Дорога немного петляет вдоль ущелья р. Азат (фото 02-26).
дорога хорошего качестваПП5405
3316:14:0247.7105.6Подъехали к обрыву, начинаем крутой спуск в ущелье, покрытие сменяется на камень разбитый (фото 02-27).
Начало ПП подъём Ущелье р. Азат (3 к.т.)
дорога среднего качестваПП5406
3416:31:0048.5106.5Спустились к р. Азат, и начинаем движение по ущелью. Характер движения не однороден - разбитая каменистая дорога то идет вдоль реки, то круто забирается в гору, обходя прижимы (фото 02-28, 02-29, 02-30).
3517:35:0051.6109.6Все три группы приехали к месту ночевки. Договорись с хозяином придорожного кафе о ночевке на его территории. Нам разрешили переночевать с другой стороны реки на удобной плоской площадке, есть кострище, столики.
3617:39:3351.7109.7Конец ходового дня.
Переходим по мостику реку (фото 02-31) и ставим лагерь (фото 02-32). Мост выше по течению реки, по которому мы планировали вернуться снесло, и уровень воды высокий (фото 02-33) - по этому отменяем намеченное занятие по переправе в целях безопасности. Часть группы остается готовить ужин, а остальные сходили на экскурсию в музей Гарни (фото 02-34). Собирается дождь, по этому натягиваем тенты.

Координаты точки: N40.107932, E44.711513
Высота точки: 1181 м

Пройдено за день: 51.7 км
НВ: 791 м, СВ: 429 м
ОХВ: 9 ч. 38 мин. 43 сек.
ЧХВ: 4 ч. 31 мин. 45 сек.
Пасмурно. Т~ 16°С
05.06.2022 - день 3
3706:30:000109.6Подъем, завтрак, сборы (фото 03-01).
3807:24:270109.7Начало ходового дня.
Продолжаем движение по маршруту. Характер покрытия не меняется - разбитая каменистая дорога, часто пересекающая лужи и ручьи текущие через дорогу с гор (фото 03-02, 03-03, 03-04).
Солнечно. Т~ 18°С
3907:50:003.2112.8Покрытие сменяется - уложена красивая каменная плитка (фото 03-05). Останавливаемся на осмотр природной достопримечательности "Симфония камня" (фото 03-06).дорога хорошего качества
4008:03:003.3113Продолжаем движение, характер покрытия не меняется (фото 03-07).
4108:08:003.8113.4Выезжаем на дорогу в Гарни (фото 03-08), несколько магазинов и кафе, покрытие сменяется на асфальт (фото 03-09). дорога высокого качества
4208:11:004.2113.9Асфальт быстро заканчивается фото (фото 03-10), начинается грунтовая дорога хорошего качества (фото 03-11).дорога хорошего качества
4308:15:004.8114.4По мосту пересекаем р. Азат (фото 03-12), после которого дорога поднимается в гору (фото 03-13).
4408:28:005.6115.3Приехали к администрации Хосровского заповедника (фото 03-14). Группы Григорьевой и Кротова приехали чуть раньше, но начальства еще нет, сидим ждем в тени рядом с родником (фото 03-15).
4509:30:005.7115.4Приехало начальство, проверили наши документы и дали нам УАЗик сопровождения, наверное чтобы не уехали не туда… Начинаем спуск к р. Азат покрытие сменяется на грунт разбитый (фото 03-16).дорога среднего качества
4610:20:0012.3121.9Едем по ущелью р. Азат. Зарактер покрытия не однородный - в основном дорога разбита, участки мелкого и крупного камня чередуются чисто грунтовыми участками (фото 03-17, 03-18, 03-19, 03-20), но встречаются и вполне приличные участки (фото 03-21).
4710:52:1315.8125.5Сворачиваем с основной дороги направо (фото 03-22), пересекаем р. Азат по мосту и устраиваемся на отдых (фото 03-23). Здесь машина сопровождения нас покидает, дальше едем самостоятельно.
Конец ПП подъём Ущелье р. Азат.
ПП5406
4811:17:2215.8125.5Начало ПП траверс Ераносский хр-т (4 к.т.)
Начинаем подъем на Ераносский хребет - пологие мелко каменистые участки (фото 03-24) чередуются участками разбитого крупного камня (фото 03-25), местами углы подъема очень крутые (фото 03-26), в редких участках леса встречаются участки с преобладанием грунта (фото 03-27).
ПП6238
4912:24:0018127.7Дорога делает несколько витков по серпантину, преодолевая отрог хребта
(фото 03-28), и выходит в поселок Гелайсор (фото 03-29). На карте поселок значится как нежилой, но люди есть, видимо он перешел в разряд "дачных". Немного отдохнули и поискали место для обеда (фото 03-30), но открытых источников воды не нашли.
5012:39:0018.1127.8Спускаемся в небольшую котловину в которой расположены коши пастухов, и точно есть хороший источник, известный нам по прошлым походам
(фото 03-31, 03-32).
5112:55:0019128.7Спустились к источнику, располагаемся вместе с группой Григорьевой на обед в тени дерева (фото 03-33), а группа Кротова поехала дальше.
После обеда пережидаем полуденный зной, а заодно проводим технический ремонт (фото 03-34).
Солнечно, жарко. Т~ 32°С
5214:47:0019.1128.7Продолжаем подъем на хребет, характер движения не меняется, в основном разбитая грунтовая дорога (фото 03-35, 03-36).
5315:15:0021.2130.9Дорога делает несколько витков по серпантину, при этом становится каменистой и ее качество немного улучшается (фото 03-37).дорога хорошего качества
5415:28:0022.1131.7Выехали к перевалу, покрытие становится грунтовым (фото 03-38). С обрыва открываются красивые виды (фото 03-39).
5515:43:0022.2131.9Начинаем спуск, покрытие в основном грунт разбитый, но встречаются и каменистые участки (фото 03-40, 03-41, 03-42, 03-43).
5616:18:0025.8135.4Выехали на асфальт, отдыхаем в тени дерева (фото 03-44).дорога высокого качества
5716:20:0026135.6Практически сразу сворачиваем по треку налево, на грунтовую разбитую дорогу (фото 03-45).дорога среднего качества
5816:24:0026.1135.8У Паши прокол заднего колеса - ремонтируемся (фото 03-46). Дальше начинается снова подъем - сначала пологий (фото 03-47), а затем довольно крутой (фото 03-48, 03-49).
5917:39:0029.3139Углы подъема уменьшаются (фото 03-50), вскоре пересекаем по мосту ручей (фото 03-51). Воды нет - полностью пересох… а чуть выше по течению у нас место запасной ночевки.
6017:45:0029.7139.4Проезжаем мимо большого коша (фото 03-52). К месту запланированной ночевки до наступления темноты уже точно не успеваем… Выяснили у пастухов, что природной воды сейчас нет, но у них есть привозная, и они готовы поделиться. Приглашали переночевать у них, но учитывая местную гостеприимность и завтрашний очень трудный день и очень ранний мы вежливо отказались.
6118:57:1830.4140Конец ходового дня.
Встали на ночевку не подалеку от коша на уютно полянке (фото 03-53). Собрали всю пустую тару и сходили в кош за водой. Так же гонцы принесли свежего молока и вкуснейшего сыра, а чуть позже хозяин принес еще только что набранных грибов. Вечером устроили праздничный ужин, поедая результаты гостеприимства местного населения (фото 03-54).

Координаты точки: N40.04289, E44.81496
Высота точки: 1860 м

Пройдено за день: 30.4 км
НВ: 1229 м, СВ: 550 м
ОХВ: 11 ч. 32 мин. 51 сек.
ЧХВ: 4 ч. 52 мин. 10 сек.
Ясно. Т~18°С
06.06.2022 - день 4
6205:00:000140Подъем ранний, так как сегодня тяжелый день - нужно закончить траверс Еронсского хребта и пересечь Гегамский... Завтрак, сборы.
6307:03:550140Начало ходового дня.
Продолжаем движение по маршруту. Характер покрытия не меняется - разбитая каменистая дорога (фото 04-01).
Ясно. Т~ 15°С
6407:20:000.8140.8Снова начинается подъем (фото 04-02), местами очень крутой (фото 04-03).
6507:31:001.1141.1Дорога сбрасывает высоту, качество ее немного улучшается
(фото 04-04, 04-05).
6607:40:001.7141.8Дорога опять круто набирает высоту, а качество ее опять сильно ухудшается (фото 04-06, 04-07).Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 160 м
6707:55:002.1142.1Выехали на плато, грунтовые участки чередуются каменистыми, в основном дорога разбита, но встречаются и вполне хорошие но не продолжительные участки, пересеченность средняя (фото 04-08, 04-09, 04-10).
6808:46:004.5144.5Дорога начинает теряться в траве (фото 04-11), появляются технические препятствия (фото 04-12, 04-13, 04-14).дорога сверхнизкого качества
6909:10:005.8145.9Дорога снова становится более уверенной, но технические препятствия остаются (фото 04-15, 04-16).
7009:45:009.1149.2После очередного подъема (фото 04-17), качество дороги немного улучшается, и она плавно сбрасывает высоту (фото 04-18).дорога среднего качества
7110:15:0011.5151.5Дорога начинает круто сбрасывать высоту с плато в ущелье, снова появляются технические препятствия в виде крупных камней и выходов скального массива (фото 04-19, 04-20).дорога сверхнизкого качества
7210:27:0012.4152.4Остановились собрать группу рядом с небольшой часовней (фото 04-21). Долго ждали, уже начали волноваться, но тут приехали остальные - выяснилось, что сразу несколько проколов - долго ремонтировались.
7310:28:0012.4152.4Продолжили спуск - характер движения не меняется (фото 04-22, 04-23).
7410:37:2112.9152.9Спустились с Ераносского хребта - здесь мы должны были ночевать по плану (фото 04-24). Удобных мест практически нет, вода в реке есть, но течет глубоко в ущелье.
Конец ПП траверс Ераносский хр-т.
ПП6238
7511:32:0712.9152.9Начало ПП траверс Гегамский хребет (4 к.т.)
Начинаем подъем на Гегамский хребет (фото 04-25). Подъем осложнен локальными крутыми участками, крупными камнями и выходами скального массива (фото 04-26, 04-27). Не понятно от куда присутствуют куски бетона и асфальта (фото 04-28, 04-29).
ПП5408
7611:50:0013.3153.3Углы подъема уменьшаются, но характер покрытия не меняется
(фото 04-30, 04-31, 04-32, 04-33).
7712:31:4514.5154.5Продолжительный крутой подъем, с уклонами 19-31% (фото 04-34). Некоторые не вытягивают груженый велосипед и идут с рюкзаками за спиной (фото 04-35) не смторя на то, что движение идет по дороге.Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 300 м
7812:45:2214.8154.8Поднялись к триангуле (фото 04-36), можно ехать (фото 04-37), не подалеку есть ручей и кош с собаками, с вершины открывается красивый вид на Эльбрус (фото 04-38).дорога сверхнизкого качества
7913:40:0016.8156.8Продолжаем движение по маршруту, характер покрытия не меняется, но появляются дополнительные технические препятствия в виде ручьев
(фото 04-39, 04-40).
8014:00:0017.1157.1Останавливаемся на обед рядом с оборудованным родником прямо на дороге, так как последняя машина здесь была видимо очень давно. Натягиваем тент от солнечного излучения - температура не высокая из-за высоты, но жарит сильно (фото 04-41). Воду на всякий случай все равно фильтруем.Ясно, Т~ 26°С
8115:20:0017.1157.1Продолжаем движение, характер движения тот же (фото 04-42, 04-43), по обочинам появляется первые снежники (фото 04-44).
8215:39:0018.5158.5У Чащихина А. очередной прокол, ремонтируемся (фото 04-45).
8315:56:0019159Переправа через р. Дарбанл. Ширина реки до 20 м, глубина до 40 см, дно крупнокаменистое, скорость течения высокая. Опытные участники переходят самостоятельно с самостраховкой, некоторые с рюкзаками за спиной, остальных страхуем (фото 04-46, 04-47, 04-48). Выход на дорогу на целевом берегу по заваленной камнями тропе (фото 04-49).Переправа 1а (10)
8416:28:0019.2159.2Опять прокол у Чащихина А. (фото 04-50).
8517:20:0020.1160.1Продолжаем подъем по ущелью, характер движения не меняется
(фото 04-51, 04-52, 04-53, 04-54).
8617:55:0021.2161.3Брод безымянного притока р. Дарбанл. Ширина реки до 20 м, глубина до 40 см, дно крупнокаменистое, скорость течения высокая. Переход с самостраховкой (фото 04-55, 04-56).Переправа н/к (2)
8718:10:0021.7161.7На дороге появляются снежники (фото 04-57, 04-58).
8818:16:0021.8161.9Ущелье расширяется, но характер движения не меняется (фото 04-59).
8918:31:0022.2162.2Вышли к перевалу (фото 04-60), с другой стороны на склоне лежит снежник (фото 04-61).
9018:40:0022.3162.3Начинаем спуск, снег плотный, можно ехать (фото 04-62).
9118:45:0022.8162.8Едем по треку, по ущелью р. Назархана, спуск пологий, но осложнен различными техническими препятствиями в виде бродов, снежников, камней (фото 04-63, 04-64, 04-65, 04-66). Дорога мокрая.
9218:59:0024.5164.5Переправа через безымянный приток р. Аргичи. Ширина около 15 м, глубина до 30 см, дно каменистое, скорость течения высокая. Первые участники перешли в брод, остальные после предварительной разведки с целевой стороны по снежному мосту (фото 04-67).Переправа н/к (2)
9319:15:0025.7165.7Едем по плато, характер движения не меняется (фото 04-68, 04-69).
9419:27:0026.9166.9Брод одного из истоков р. Аргичи. Ширина до 5 м, глубина и скорость течения незначительны, дно вязкое.
Проезд в седле существенно затруднен (фото 04-70).
Переправа н/к (2)
9519:30:0027167Едем по пастбищам плато, дорога практически совсем теряется в траве
(фото 04-71, 04-72).
9619:39:3727.5167.6Конец ходового дня.
Поднимается сильный ветер, с гор надвигается гроза… Прячемся в вагончике пастухов в необитаемом коше (фото 04-73). После окончания грозы готовим ужин на примусах и ставим палатки рядом с вагончиком (фото 04-74).

Координаты точки: N40.081466, E45.059882
Высота точки: 2791 м

Пройдено за день: 27.5 км
НВ: 1302 м, СВ: 371 м
ОХВ: 12 ч. 35 мин. 42 сек.
ЧХВ: 6 ч. 30 мин. 23 сек.
Дождь, гроза, Т~ 12°С
07.06.2022 - день 5
9705:00:000167.5Подъем, завтрак, сборы (фото 05-01).Ночью Т~ 5°С
9807:00:330167.6Начало ходового дня.
Возвращаемся к реке (фото 05-02).
радиальный/неактивный участокЯсно, Т~ 12°С
9907:12:001.5169.1Вернулись на трек, продолжаем движение по маршруту, покрытие еще мокрое. Дорога постепенно удаляется от реки и идет по высокогорным пастбищам
(фото 05-03, 05-04).
дорога сверхнизкого качества
10007:29:003.4170.9Проехали кош (фото 05-05), далее продолжает идти разбитая мокрая после ночного дождя грунтовая дорога, часто пересекающая мелкие речки и ручьи (фото 05-06, 05-07, 05-08, 05-09).
10108:15:0011.3178.8Выехали на более-менее накатанную, и видимо более часто используемую дорогу (фото 05-10). Покрытие практически высохло, но дорога сильно разбита (фото 05-11), местами проще ехать по "дублерам" (фото 05-12).дорога среднего качества
10208:37:0013.6181.2После небольшого подъема (фото 05-13), выехали к небольшой часовне рядом с дорогой (фото 05-14, 05-15).
10308:56:0017.8185.4Начинаем спуск (фото 05-16), впереди уже хорошо виден поселок и оз. Севан, по мере приближения дорога становится более наезженной, но и более разбитой (фото 05-17).
10409:05:0020.5188.1Въезжаем в н.п. Геташен (фото 05-18).
10509:08:0021.3188.9Выехали на асфальт (фото 05-19). Практически сразу остановились рядом с магазином пополнить запас продуктов и купить воды (фото 05-20).дорога высокого качества
10609:40:0021.6189.1Продолжаем движение по маршруту (фото 05-21).
10709:51:0024.8192.3Сворачиваем с основной дороги налево, покрытие сменяется на щебень, местами разбитый (фото 05-22, 05-23).дорога хорошего качества
10809:57:5726.3193.9Проезжаем переулками и вдоль реки (фото 05-24) и выезжаем на а/д М11.
Конец ПП траверс Гегамский хребет.
ПП5408
10909:58:0926.4193.9Начало ПП равнинное Южный берег оз. Севан (1 к.т.)
Едем вдоль побережья оз. Севан (фото 05-25).
дорога высокого качестваПП6251
11010:15:0029.1196.7В н.п. Мартуни покупаем бензин для горелок на заправке и останавливаемся у супермаркета для закупки продуктов по раскладке (фото 05-26).
11111:05:0029.8197.3Продолжаем движение по маршруту (фото 05-27).
11211:15:0032.7200.3Ремонт дороги (фото 05-28), покрытие сменяется на гравий/щебень разбитый (фото 05-29).дорога хорошего качества
11311:22:0034.6202.2Проезжаем н.п. Залокар, характер покрытия не меняется (фото 05-30).
11411:25:0035.3202.8Конец ремонта дороги (фото 05-31), начинается асфальт хорошего качества (фото 05-32).дорога высокого качества
11511:39:0040.3207.9Пересекаем по мосту р. Варденик (фото 05-33).
11612:26:0050.6218.1Едем по национальному парку Севан, проезжаем памятный знак Ардзан, рядом с дорогой (фото 05-34).
11712:45:0057.3224.8Проезжаем н.п. Товак, остановились купить копченого севанского сига на обед (фото 05-35).
11812:56:3359.6227.1Подъезжаем к перекрестку (фото 05-36), сворачиваем с трассы на а/д S-4-41, есть заправка и магазинчик (фото 05-37).
Конец ПП равнинное Южный берег оз. Севан.
ПП6251
11912:56:4659.6227.2Начало ПП равнинное Северо-восточный берег оз. Севан (2 к.т.)
Продолжаем движение, повернув на перекрестке налево. Покрытие сменяется на щебень хорошего качества, при первой возможности сворачиваем налево (фото 05-38), и по песчано-грунтовой дороге выезжаем к побережью Севана (фото 05-39).
дорога хорошего качестваПП6101
12013:14:0061.1228.7Выехали на берег Севана, в лесочке не подалеку останавливаемся на обед (фото 05-40). Кушаем купленного по дороге копчёного севанского сига. Можно искупаться, но вода в этой части Севана мутная.Ясно, Т~ 28°С
12114:45:0061.2228.7Выезжаем с обедарадиальный/неактивный участок
12214:52:0062.3229.9Выезжаем на дорогу, покрытие - чередующиеся отрезки хорошего асфальта (фото 05-41), разбитого асфальта (фото 05-42) и щебня в основном хорошего качества (фото 05-43) в соотношении примерно 30%:40%:30% соответственно. дорога хорошего качества
12315:20:0069.9237.5На развилке поворачиваем правее, в сторону гор (фото 05-44). На открытом пространстве начинает чувствоваться боковой ветер (западный).
12415:54:0075.6243.2В н.п. Гегамасар, после подъема, оказываемся на T-образном перекрестке с асфальтовой трассой M-14, поворачиваем налево (фото 05-45).дорога высокого качества
12515:56:0076.1243.6Штурман останавливается на привал у продуктового магазина (по правую руку). В магазине ассортимент очень скудный, затруднения вызвала даже покупка питьевой воды.
12616:47:0076.1243.7Продолжаем движение по маршруту (фото 05-46).
12719:06:00110.7278.3Проезжаем н.п. Артаниш (фото 05-47).
12819:20:00114.1281.7Перед началом затяжного подъема, прямо на трассе, по правую руку есть памятная стелла с питьевым фонтанчиком (фото 05-48). Делаем возле нее привал.
12919:30:00114.3281.9Взяли локальный перевал (фото 05-49), начинаем спуск к озеру, где планируем ночевать (фото 05-50).
13019:47:00119.4287Останавливаемся в н.п. Шоржа у хорошего магазинчика (по правую руку). Продают даже свежие овощи. Покупаем всё для вечернего салата.
13120:18:00123.6291.1Сразу за поселком съезжаем с трассы налево, упираемся в закрытые ворота, справа объезжаем огороженную территорию заброшенного кемпинга, через лес (осторожно, проволока) выходим на берег. На берегу когда-то оборудованы столики под навесами, много мест под палатки, удобно искупаться, вода чистая. Удачное место для ночевки (фото 05-51).
13220:30:07124.2291.8 Конец ходового дня.
Разбиваем лагерь (фото 05-52). Пока готовился ужин, механик меняет камеру на Юлином велосипеде, потому что старую приходится немного подкачивать раз в день. Погружением камеры в воду прокол не найден, шипы в покрышке не найдены. Вероятно, при большом давлении начинает травить ниппель. Камера заменена на запасную, проблема в дальнейшем не проявлялась.

Координаты точки: N40.521105, E45.242144
Высота точки: 1912 м

Пройдено за день: 124.2 км
НВ: 657 м, СВ: 1536 м
ОХВ: 13 ч. 29 мин. 34 сек.
ЧХВ: 7 ч. 30 мин. 58 сек.
Облачно, ветрено. Т~ 14°С
08.06.2022 - день 6
13306:00:000291.8Подъем, завтрак, сборы.
Пока готовился завтрак, механик прокачал завоздушившиеся передние гидравлические тормоза у Маши, они давно не обслуживались, вышедшая жидкость была 50/50 вперемешку с воздухом. Саша Бареев укоротил руль на Машином велосипеде, отпилив небольшие отрезки по концам, чтобы поменять посадку на более комфортную для рук (фото 06-01).
13407:40:190291.8Начало ходового дня.
Вернулись на асфальтовую трассу, продолжаем движение по треку маршрута (фото 06-02).
Переменная облачность, Т~ 14°С
13507:51:362.8294.6Конец ПП равнинное Северо-восточный берег оз. Севан.
Поворачиваем направо, под железнодорожный мост (фото 06-03).
ПП6101
13607:51:452.8294.7Начало ПП перевал Красносельский (а/д H-30) (1 к.т.)
Начинается плавный затяжной подъем на Красносельский перевал. Покрытие - отличный асфальт, иногда с качественно выполненными заплатками
(фото 06-04, 06-05).
ПП6102
13709:15:0010.8302.6Взяли Красносельский перевал! На седловине перевала есть грунтовый съезд влево, здесь удобно сделать привал (фото 06-06). Отдыхаем.Облачно, Т~ 16°С
13809:23:0010.8302.6Продолжаем движение. На спуск идёт дорога с отличным асфальтом, причем первые 7 километров спуска - с большим уклоном и высокоскоростными участками (фото 06-07).
13910:10:4924.6316.4В н.п. Ттуджур отрезок разбитого асфальта (фото 06-08, 06-09).дорога хорошего качества
14010:24:1726.4318.2После выезда из н.п. Ттуджур асфальт снова становится хорошего качества (фото 06-10).дорога высокого качества
14110:51:1938.5330.3На выезде из н.п. Айгут вместо асфальта небольшой отрезок хорошего щебня (фото 06-11).дорога хорошего качества
14210:53:3239.2331Снова начинается хороший асфальт (фото 06-12).дорога высокого качества
14310:57:1941.1332.9Поворачиваем налево, на мост через р. Гетик (фото 06-13).
Конец ПП перевал Красносельский (а/д H-30)
Свернув с асфальта, делаем короткий привал.
Начало ПП перевал Дузюрт (4 к.т.)
ПП6102
ПП6103
14411:12:0041.1332.9Продолжаем движение. Сразу за мостом начинается затяжной подъем по хорошей щебеночной дороге (фото 06-14). Иногда встречаются участки хорошего булыжника (фото 06-15).дорога хорошего качества
14512:03:1645.2337Поворачиваем по треку направо (фото 06-16). Следующие 250 метров - крутая разбитая (зарастающая) каменистая дорога (фото 06-17). Можно объехать этот заросший отрезок, на перекрестке продолжив двигаться прямо.дорога среднего качества
14612:09:1845.5337.3Возвращаемся на хорошую щебеночную дорогу, продолжаем подъем по ней (фото 06-18).дорога хорошего качества
14712:54:0048.5340.3Въезжаем в н.п. Калаван (фото 06-19). Держимся левее, на каменистый разбитый спуск к реке (фото 06-20).дорога среднего качества
14812:59:0048.9340.7Выезжаем к р. Бариабар с крупнокаменистым дном, которую можно преодолеть вброд или (проще) по пешеходному мостику (фото 06-21).моросящий дождьПереправа н/к (0.5)
14913:05:0049.1340.9 От речки идёт разбитый грунт, мокрый от начинающего моросить дождя
(фото 06-22).
дорога низкого качества
15013:24:4850.1341.9Начинается мокрая грунтовая дорога со множеством технических препятствий (фото 06-23, 06-24, 06-25), преимущественно заросшая высокой травой, иногда выше пояса (фото 06-26, 06-27). Обычно пригодна для движения только одна колея. На открытых участках было видно, что в результате дождя по колеям текут ручьи воды (фото 06-28). Местами две колеи превращаются в тропу со множеством ТП - заросли, брёвна, резкие изгибы тропы (фото 06-29).дорога сверхнизкого качества
15114:19:0051.8343.6На лужайке останавливаемся на обед (фото 06-30). Пока готовится обед, Татьяна Вовенко отправляется на разведку. В этой точке мы планировали свернуть направо и подняться на хребет Арегуни. На месте обнаружили, что поворот в ту сторону полностью зарос высокой травой (фото 06-31), а разведка показала, что после преодоления р. Бариабар тропа не прослеживается на заросшем очень крутом склоне (фото 06-32). Таким образом, выход от этой точки на хребет Арегуни сильно затруднен, и учитывая время и непогоду в горах, принимаем решение идти по запасному варианту.Переменная облачность, Т~ 18°С
15215:56:0051.8343.7Пообедав продолжаем движение. Далее начинается грунтовая дорога: то разбитая с колеями (фото 06-33), то со множеством ТП, в виде зарослей и больших луж (фото 06-34, 06-35). Соотношение примерно 50%:50%. Постепенно погружаемся в висящее на перевале облако, сгущается туман, дорожное покрытие влажное.Низкая облачность, Т~ 14°С
15317:00:5656.2348Начинается подъем на перевал. Он образован каменистой дорогой со множеством ТП: крупные камни, колеи и рытвины, короткие крутые подъемы (фото 06-36, 06-37). Покрытие мокрое.
15418:22:0057.8349.6Начало перевального взлета на пер. Дузюрт (фото 06-38), средняя крутизна подъема более 20%. По мере подъема входим в тучу, видимость очень низкая (фото 06-39).Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 600 м
15518:56:0058.4350.2Взяли перевал Дузюрт (фото 06-40)! Стоять зябко, быстро фотографируемся и начинаем спуск. На перевале качество покрытия сильно улучшилось, спуск начинается с разбитого (зарастающего и с камнями) грунта (фото 06-41).дорога низкого качества
15619:16:0759.1350.9Тратим 10 минут на то, чтобы перед предстоящим спуском заменить изношенные тормозные колодки у Паши (фото 06-42). Продолжаем спуск, местами по дороге течет ручей (фото 06-43, 06-44). Туман постепенно редеет.
15719:30:3160.6352.4Качество дороги постепенно улучшается (фото 06-45), и в таком виде продолжается до самого н.п. Драхтик.дорога среднего качества
15819:39:2563354.9Въезжаем в н.п. Драхтик. Покрытие похоже на разбитый ямами щебеночный грейдер (фото 06-46), выехали из облаков и тумана, покрытие стало сухим.дорога хорошего качества
15919:47:2664.5356.3Доехав до асфальта, поворачиваем направо, покрытие разбито, очень много ям и заплаток. На улицах посёлка стада коров и овец (фото 06-47).
16019:51:3565.8357.6Выезжаем из н.п. Драхтик. Асфальт становится хорошим. Встречаются хорошо заделанные и легко объезжаемые дефекты покрытия (фото 06-48).дорога высокого качества
16119:55:3267.6359.4На T-образном перекрестке упираемся в прибрежную трассу M-14.
Конец ПП перевал Дузюрт.
ПП6103
16219:55:4767.6359.4Начало ПП равнинное Северный берег оз. Севан (а/д М-14) (1 к.т.)
Едем по трассе направо (фото 06-49).
ПП6104
16320:07:1568.2360Конец ходового дня.
Поворачиваем налево, к берегу. Проехав домики, оказываемся на полянке на берегу Севана. Хорошее место для ночёвки, ставим лагерь. За лесочком видны дома, и на берег при нас один раз выезжали местные, но в целом довольно укромное место (фото 06-50). Облачно, южнее Севана на горизонте бьют молнии.

Координаты точки: N40.545938, E45.206314
Высота точки: 1907 м

Пройдено за день: 68.2 км
НВ: 1455 м, СВ: 1460 м
ОХВ: 12 ч. 26 мин. 56 сек.
ЧХВ: 7 ч. 57 мин. 58 сек
Облачно, Т~ 15°С
09.06.2022 - день 7
16406:00:000360Подъем, завтрак, сборы (фото 07-01).
16508:24:310360Начало ходового дня.
Вернулись на асфальтовую трассу, едем по ней налево (фото 07-02, 07-03).
Ясно, Т~ 18°С
16609:39:0023.2383.3Справа от дороги есть пара продуктовых магазинчиков, в них есть всё необходимое. Останавливаемся на закупку (фото 07-04).
16710:21:0023.3383.3Продолжаем движение (фото 07-05).
16810:27:0025385Поворачиваем налево, на разбитый асфальт. Выезжаем на берег Севана, останавливаемся на территории заброшенного санатория (фото 07-06). Есть сосновый лес с большими полянами для палаток, туалеты-скворечники, водопроводная вода из трубы, выход на пляж. Там живёт буквально только пожилой сторож, не возражающий против туристов. Электричество в корпусе санатория, похоже, есть, но сторож не согласился нас туда пустить. Встречаемся с группами Григорьевой и Алукаева.
Встаём на долгожданную полуДНЕВКУ!
радиальный/неактивный участок
16911:29:3126.1386.2Конец ходового дня.
Ставим лагерь (фото 07-07). Желающие съездили налегке посмотреть монастырь Севанаванк (фото 07-08). Любители изысков нашли в Цовагюхе свежих раков и возможность их сварить. Саша Бареев заменяет засохшую ободную ленту на изоленту, чтобы остановить череду протираний камеры об обод. Моемся, отсыпаемся, никуда не спешим...

Координаты точки: N40.611819, E44.969116
Высота точки: 1912 м

Пройдено за день: 26.1 км
НВ: 132 м, СВ: 127 м
ОХВ: 3 ч. 5 мин. 0 сек.
ЧХВ: 1 ч. 9 мин. 49 сек.
Переменная облачность, Т~ 23°С
17015:00:0026.1386.1ПОЛУДНЕВКА.
Занятия по программе школы СУ - "Первая помощь и транспортировка пострадавшего" (фото 07-09, 07-10) и мастер-класс Димы Романова по натягиванию переправы (фото 07-11).
Вечером инструкторы варят на всех солянку (фото 07-12).
Облачно, Т~ 16°С временами дождь
10.06.2022 - день 8
17106:00:000386.1Подъем, завтрак, просушка палаток после ночного дождя (фото 08-01).
17208:16:520386.2Начало ходового дня.
По разбитому асфальту (фото 08-02) возвращаемся на трассу.
дорога хорошего качестваЯсно, Т~ 14°С
17308:24:201.1387.3Возвращаемся на трассу M-14 с отличным асфальтом, едем по ней налево (фото 08-03). дорога высокого качества
17408:27:102388.1На T-образном перекрестке с трассой M-4 (Ереван-Дилижан) поворачиваем направо. На повороте есть заправки и магазины (фото 08-04), заходим в магазин, закупаемся питьевой водой.
Конец ПП равнинное Северный берег оз. Севан (а/д М-14)
ПП6104
17508:39:002388.2Отъезжаем от магазина, продолжаем движение по трассе M-4 (фото 08-05).
17608:43:223389.2Съезжаем с трассы M-4 направо, к н.п. Цовагюх (фото 08-06).
Начало ПП перевал Севанский (1 к.т.)
ПП6056
17708:43:383389.2Проезжаем н.п. Цовагюх (фото 08-07), за поселком начинается подъем на перевал (фото 08-08). Трафик практически отсутствует.
17809:43:0010.4396.6Проезжаем н.п. Семеновка (фото 08-09), и продолжаем подъем, характер движения не меняется (фото 08-10).
17909:47:0011.4397.6Подъезжаем к вершине перевала (фото 08-11).
18009:49:0011.6397.8Перевал Селимский (фото 08-12).
18110:05:0012.7398.9Спуск с перевала сначала пологий, прямой (фото 08-13), а потом углы наклона увеличиваются, и дорога идет по серпантину (фото 08-14), местами с очень крутыми поворотами (фото 08-15).
18210:15:3816.8403Спустились к зоне леса (фото 08-16) и вскоре снова выезжаем на трассу М4, минуя тоннель (фото 08-17).
18310:43:2723.4409.5Въезжаем в г. Дилижан (фото 08-18).
18411:30:0028.9415Останавливаемся на главной площади, рядом с знаменитым кафе "Мимино" (фото 08-19) и обедаем в нем (фото 08-20). Пока готовились хачапури и другие вкусные блюда закупились по раскладке на предстоящий автоном и сходили к памятнику (фото 08-21).
18513:34:0029.1415.3Конец ПП перевал Севанский.
Продолжаем движение по маршруту. После развязки, появляются выбоины на асфальте (фото 08-22).
Начало ПП подъём ущелье р. Агстев (2 к.т.)
ПП6056
ПП6057
18613:57:5732.3418.5Выезжаем из г. Дилижан снова отличный асфальт (фото 08-23). Ясно, Т~ 19°С
18714:32:0036.5422.7Едем по трассе М4, асфальтированная дорога высокого качества идет с плавным набором (фото 08-24).
18815:35:5341.4427.6Сворачиваем с трассы на н.п. Фиолетово (фото 08-25). Покрытие сменяется на щебень местами разбитый (фото 08-26).дорога хорошего качества
18915:50:4942.2428.4Въезжаем в н.п. Фиолетово, покрытие сменяется на местами разбитый асфальт (фото 08-27).
19016:06:2043.8430Въехали в н.м. Маргаовит. Начинается дождь с градом. Встаем под укрытиями (фото 08-28).Шквалистый ветер, град с дождем
19116:15:5743.9430.1Заканчивается дождь. Вся улица залита водой (фото 08-29). Продолжаем движение по маршруту. дорога среднего качестваПеременная облачность, Т~ 18°С
19217:04:0646432.2Въезжаем в гору, дорога снова становится сухой (фото 08-30). дорога высокого качества
19317:07:1246.6432.8Проезжаем перекресток, поворот налево (фото 08-31).
Конец ПП подъём ущелье р. Агстев.
ПП6057
19417:08:0046.6432.8Спускаемся вниз к долине реки Агстев (фото 08-32).
19517:14:4048434.2Сворачиваем в переулок покрытие меняется на каменистое (фото 08-33). дорога хорошего качества
19617:19:4148.2434.4Конец ходового дня.
Заселяемся в кемпинг Valodi lcher hangsti goti (фото 08-34). Кроме нас никого нет комнаты на выбор, хоть каждому по одной, есть кухня с газовой плитой. На вечер договорились с хозяином на баню. Вечером начинается дождь и идет всю ночь. После бани готовим ужин и спать - завтра тяжелый день.

Координаты точки: N40.726313, E44.677822
Высота точки: 1702 м

Пройдено за день: 48.2 км
НВ: 861 м, СВ: 1071 м
ОХВ: 9 ч. 2 мин. 49 сек.
ЧХВ: 3 ч. 55 мин. 21 сек.
Пасмурно, временами дождь, Т~ 14°С
11.06.2022 - день 9
19706:00:000434.4Подъем, завтрак, сборы.
19807:22:130434.4Начало ходового дня.
Выдвигаемся на маршрут(фото 09-01), возвращаемся на асфальт.
радиальный/неактивный участокЯсно, Т~ 16°С
19907:23:290.3434.7Выезжаем на асфальтовую дорогу, и продолжаем спуск в долину реки Агстев (фото 09-02).дорога высокого качества
20007:23:390.3434.7Начало ПП перевал Маргаовитский (4 к.т.)
Выезжаем из н.п. покрытие меняется на укатанный грейдер (фото 09-03).
дорога хорошего качестваПП6058
20107:32:121.2435.6Качество покрытия ухудшается (фото 09-04).
20208:09:572.8437.3Перед воротами в санаторий, сворачиваем налево, на разбитую грунтовую дорогу (фото 09-05). Начинается подъем (фото 09-06).дорога среднего качества
20308:20:273.4437.8Грунтовые участки чередуются песчаными и каменистыми, появляются различные технические препятствия - крутые подъемы, крупные камни, глубокие колеи, броды, завалы (фото 09-07, 09-08, 09-09, 09-10, 09-11). Дорога идет по серпантину.дорога сверхнизкого качества
20409:50:007.1441.5Постепенно выезжаем из зоны леса (фото 09-12, 09-13) и въезжаем в висящую тучу (фото 09-14, 09-15). Характер движения не меняется, покрытие становится мокрым. По мере подъема температура падает, появляется ветер.Облачно, ветер, Т~ 11°С
20511:20:0010.5444.9На дороге появляются снежники (фото 09-16, 09-17). Мимо проехала единственная за день машина пастухов с лошадью (фото 09-18). 5 минут пообщались...
20612:15:4912.8447.2Выезжаем на перевал (фото 09-19). Рядом кош и озеро, которое сейчас не видно...
20712:18:2213.1447.6Начинаем спуск с перевала, покрытие сменяется на разбитый мокрый грунт, местами полностью заросший травой (фото 09-20, 09-21).дорога низкого качества
20812:44:5914.9449.4Дождь усиливается, дорогу заливает... Прячемся в вагончике коша у дороги (фото 09-22). Пытаемся разжечь печку, чтобы согреться и пообедать. Вскоре пришла хозяйка - мы извинились за вторжение и спросили разрешение переждать дождь. Хозяйка радушно согласилась, быстро разожгла буржуйку и сделала чай, а так же угостила нас конфетами и сыром...Облачно, дождь, ветер, Т~ 13°С
20914:01:5515.1449.6Выезжаем из домика. Начинают встречаться технические препятствия в виде участков с потоками воды по всей дороге, переходящие в мелкие броды
(фото 09-23, 09-24, 09-25).
дорога сверхнизкого качества
21014:24:0517.8452.2Брод довольно большого безымянного притока р. Меградзор. Ширина около 5 м, глубина и скорость течения незначительны, дно крупно каменистое. Проезд в седле существенно затруднен (фото 09-26, 09-27).Переправа н/к (2)
21114:35:0019.4453.8После брода технические препятствия исчезают, грунт постепенно сменяется на разбитый камень (фото 09-28, 09-29). дорога среднего качества
21214:42:3720454.5Спустились к водозабору, есть удобные места для ночевки. Вышло солнце, потеплело. Немного отдохнув (фото 09-30), продолжаем движение, характер движения не меняется (фото 09-31).Переменная облачность, Т~ 16°С
21315:01:3321.9456.3Выехали к окраинам поселка, покрытие сменяется на совсем разбитый асфальт (фото 09-32).дорога хорошего качества
21415:17:4425.4459.8Покрытие сменяется на щебеночную дорогу среднего качества, через который иногда проглядывает асфальт (фото 09-33).
21515:19:2425.9460.3Поворачиваем направо, через мост (фото 09-34).
Конец препятствия перевал Маргаовитский.
Въезжаем в н.п. Меградзор, покрытие сменяется на асфальт хорошего качества (фото 09-35).
дорога высокого качестваПП6058
21615:24:0026.4460.8Подъехали к не большому магазинчику (фото 09-36), закупка продуктов по раскладке. Снова начинается дождь...Облачно, дождь, Т~ 17°С
21716:05:0026.4460.9Продолжаем движение по маршруту, смена покрытия на разбитый мокрый асфальт (фото 09-37).дорога хорошего качества
21816:16:4228.8463.3Выезжаем из н.п. Меградзор на а/д Н28, сворачиваем направо, асфальт становится хорошим (фото 09-38).
Начало ПП подъём по ущелью р. Мармарик (а/д Н28) (1 к.т.)
ПП6049
21916:42:2032.3466.7Въезжаем в н.п. Артаваз (фото 09-39). Трафик низкий. Есть магазин. Дорога местами сильно разбита (фото 09-40).
22017:36:2038.3472.7Дождь закончился, асфальт быстро высыхает. Едем вдоль водохранилища (фото 09-41).дорога высокого качестваЯсно, Т~ 20°С.
22117:46:0041.3475.7Въезжаем в н.п. Анкаван (фото 09-42). После не продолжительных поисков находим минеральные источники... Немного обсудив, решаем заночевать в мини гостинице при источниках после тяжелого дня, возвращаемся немного назад и сворачиваем к реке (фото 09-43).
22218:58:0244.8479.3Конец ходового дня.
Заселяемся в номера, после чего идем в источники (фото 09-44). Вечером праздничный ужин, заказанный в местном кафе. Все довольны, что остались...

Координаты точки: N40.634749, E44.488461
Высота точки: 1959 м

Пройдено за день: 44.8 км
НВ: 1244 м, СВ: 987 м
ОХВ: 11 ч. 35 мин. 49 сек.
ЧХВ: 6 ч. 7 мин. 15 сек.
Переменная облачность, Т~ 16°С
12.06.2022 - день 10
22306:00:000479.2Подъем, завтрак, сборы.
22407:11:410479.3Начало ходового дня.
Выехали из гостиницы на главную дорогу, повернули налево и продолжили движение по маршруту (фото 10-01).
дорога высокого качестваЯсно, Т~ 16°С
22507:15:590.6479.8В конце н.п. Анкаван повернули направо на разбитую грунтовую дорогу.
Конец ПП подъём по ущелью р. Мармарик (а/д Н28)
ПП6049
22607:16:040.6479.8Начинается подъем (фото 10-02).
Начало ПП перевал хребет Цахкуняц (3 к.т.)
дорога среднего качестваПП5990
22707:50:002.9482.2Повернули налево и пересекли небольшой ручей (фото 10-03). Дорога местами мокрая, разбитая - песок, камни крутые участки (фото 10-04, 10-05).
22808:17:003.5482.8Развилка, поворачиваем налево по треку (фото 10-06). Начинается дорога местами заросшая травой (фото 10-07).
22908:34:003.8483.1Выходим из зоны леса, дорога становится более каменистая среднего качества, но углы подъема местами до 32% (фото 10-08, 10-09).Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 300 м
23009:06:004.1483.4Развилка - несколько дорог в разных направлениях, после разведки едем по более накатанной (фото 10-10). дорога среднего качества
23109:32:005.3484.5Поднялись на отрог. Сначала заросшая дорога траверсирует пологий склон (фото 10-11, 10-12), а потом уходит налево на спуск, при этом качество ее улучшается (фото 10-13).
23209:46:005.8485.1Пересекаем ручей (фото 10-14). Далее начинается дорога с множеством технических препятствий - локальные крутые подъемы, крупные камни, колеи, ручьи (фото 10-15, 10-16, 10-17, 10-18).дорога сверхнизкого качества
23310:28:007.3486.5Продолжаем подъем. Становится более ветрено. Качество дороги немного улучшается (фото 10-19). Слева от дороги жилой кош с собаками. дорога среднего качества
23410:50:008.3487.5Перевал через хребет Цахкуняц (фото 10-20). На перевале небольшие развалины (камни), спрятались там от ветра и перекусили.Ясно, сильный ветер, Т~ 18°С
23511:16:008.3487.5Начинаем спуск с перевала (фото 10-21), дорога идет по серпантину, в основном среднего качества, но достаточно часто встречаются броды и ручьи, а так же сильно размытые участки (фото 10-22, 10-23, 10-24, 10-25).дорога низкого качества
23611:51:0014.9494.1Въехали в н.п. Лусагюх начинается асфальт (фото 10-26). Транспортный трафик низкий.дорога высокого качества
23711:55:0016.2495.4Проехали н.п. Лусагюх, едем по главной дороге до н.п. Апарана. Транспортный трафик низкий (фото 10-27).
23812:01:1818.7498н.п. Апаран, на кольце поворачиваем налево. Транспортный трафик высокий (фото 10-28).
Конец ПП перевал хребет Цахкуняц.
ПП5990
23912:05:0019498.3Останавливаемся у супермаркета на крытой автостоянке на закупку, отдых и обед. Большой выбор готовой еды и выпечки! питьевой фонтанчик на улице, можно пить и набрать воды! (фото 10-29).
24012:54:0019.1498.3Началась гроза, град. Пережидаем на автостоянке, обедаем, настраиваем велосипеды (фото 10-30).Гроза, град. Ветер10-15 м/с. Т~ 25°С
24113:53:0019.1498.3Дождь кончился. Асфальт сухой. Едем по трассе М3 В сторону н.п. Арташаван. Транспортный трафик высокий (фото 10-31).Переменная облачность. Т~ 25°С
24214:48:0035.7515Снова начинается гроза. Пережидаем в недостроенном доме, слева от дороги. Съезд с дороги грязь, трава (фото 10-32).дорога хорошего качестваГроза.Т~ 25°С. Ветер сильный 10-15 м/с
24315:23:0037.3516.5Дождь закончился, возвращаемся на главную дорогу и продолжаем движение. Асфальт мокрый, транспортный трафик высокий (фото 10-33).Пасмурно, ветер. Т~ 20°С
24415:34:3640.6519.8Поворот направо в сторону гор.Арагац, к памятнику Алфавиту (фото 10-34).
Начало ПП траверс гора Арагац (4 к.т.)
ПП5422
24516:01:0040.8520Продолжаем движение по дороге. Покрытие - разбитый асфальт (фото 10-35).
24616:47:0044.5523.8Начался дождь. Остановились укрыться у старой постройки, справа от дороги. Натянули тент. Перекусили (фото 10-36).Дождь, сильный ветер. Т~ 15°С
24717:33:0044.5523.8Дождь закончился. Продолжаем движение. Дорога разбитая. Мокрый асфальт (фото 10-37).
24817:42:0045.7524.9Качество асфальта улучшается (фото 10-38).
24918:44:2548.9528.1Конец ходового дня.
Встаем на ночевку. Через дорогу источник питьевой воды, обозначенный на карте. Долго искали, и в конце концов обнаружили деревянную затычку в трубе, вынув которую можно набрать воды, а потом снова необходимо заткнуть... Ставим лагерь (фото 10-39). Снова начинается дождь и сильный ветер... Натягиваем тент в узкой лощинке не подалеку (фото 10-40). Ужинаем и идем спать - сегодня был трудный день.

Координаты точки: N40.391518, E44.300582
Высота точки: 2021 м

Пройдено за день: 48.9 км
НВ: 1155 м, СВ: 1093 м
ОХВ: 11 ч. 32 мин. 44 сек.
ЧХВ: 5 ч. 21 мин. 36 сек.
Дождь. Ветер до 10 м/с. Т~ 14°С
13.06.2022 - день 11
25006:00:000528.1Подъем, завтрак, сборы.
25107:29:500528.1Начало ходового дня.
Продолжаем движение по дороге - асфальт в основном хорошего качества (фото 11-01), но встречаются и не большие разбитые участки (фото 11-02). Транспортный трафик низкий.
дорога высокого качестваСолнечно. Т~ 14°С
25207:50:003.7531.8Прокол. Остановка на ремонт (фото 11-03).
25308:20:004.3532.4Выезжаем на шоссе Н20. Поворачиваем направо (фото 11-04). Транспортный трафик низкий (утром).
25408:30:005533.1Развилка старой и новой дороги. Продолжаем движение левее, по главной дороге (фото 11-05).
25509:20:008.3536.4Развилка, основная дорога идет к крепости Амберт, а мы поворачиваем направо к озеру Карагель (фото 11-06). Значительно теплеет... Дорога начинает идти по серпантину (фото 11-07).Солнечно, Т~ 20°С
25609:47:009.7537.9У Паши снова спускает колесо... Ремонт, замена покрышки (фото 11-08).
25710:14:009.7537.9Продолжаем подъем (фото 11-09). По дороге проезжаем несколько жилых кошей (фото 11-10).
25812:20:0017.3545.4Появляются первые снежники (фото 11-11, 11-12). Становится прохладнее, ветренее.Солнечно, ветер, Т~ 14°С
25913:33:0021549.2Конец дороги - озеро Карагель (фото 11-13). Обходим кафе справа по грунтовой дороге (фото 11-14).дорога среднего качества
26013:38:5521.4549.5Конец ходового дня.
Ставим лагерь на берегу озера (фото 11-15).
Готовим обед на примусах (фото 11-16).

Координаты точки: N40.47414, E44.184095
Высота точки: 3202 м

Пройдено за день: 21.4 км
НВ: 1253 м, СВ: 72 м
ОХВ: 6 ч. 9 мин. 5 сек.
ЧХВ: 3 ч. 59 мин. 28 сек.
26115:00:0021.3549.5ПОЛУДНЕВКА.
Маша, Юра, Леша и Паша пошли к ближайшей вершине (фото 11-17, 11-18). Дима с Таней пошли на разведку дороги на завтрашней день (фото 11-19). Остальные просто отдыхали (фото 11-20). Вечером поужинали и любовались окружающими красотами (фото 11-21, 11-22).
Вечером переменная облачность, Т~ 6°С
14.06.2022 - день 12
26205:30:000549.5Подъем, завтрак, сборы.
26306:40:430549.5 Начало ходового дня
Возвращаемся на дорогу.
радиальный/неактивный участокМелкий дождь. Туман. Т~ 4°С
26407:00:000.1549.7Поворачиваем налево, по тропинке обходим постройки исследовательской станции Арагац (фото 12-01). дорога среднего качества
26507:01:000.2549.7За постройкой направо, покрытие сменяется на бетонные плиты (фото 12-02).дорога хорошего качества
26607:01:300.2549.7Проезжаем через территорию центра (фото 12-03, 12-04).
26707:07:000.8550.4Бетонка заканчивается, съезжаем на грунтовую дорогу, заросшую травой. Мокро. (фото 12-05). дорога среднего качества
26807:09:000.9550.5Сворачиваем с основной дороги налево (фото 12-06), и выезжаем на зарастающую дорогу, разведанную вчера (фото 12-07).дорога низкого качества
26907:22:002551.6Начинается дорога с множеством технических препятствий - камни, крутые подъемы (фото 12-08, 12-09).дорога сверхнизкого качества
27007:26:002.3551.9Проходим снежник, крутизна склона незначительна, снег мокрый и рыхлый (фото 12-10).Снег/лёд н/к (2)
L = 100 м
27107:31:002.6552.2Продолжаем движение по заброшенной, каменисто-грунтовой дороге с множеством технических препятствий - камни, крутые локальные подъемы, снежники, колеи (фото 12-11, 12-12, 12-13, 12-14, 12-15).дорога сверхнизкого качества
27208:10:006.2555.8Продолжаем спуск, выехали из тучи (фото 12-16, 12-17).Облачно, ветер. Т~ 8°С
27308:21:008557.6Проезжаем жилой кош (фото 12-18), далее характер движения не меняется (фото 12-19, 12-20).
27409:13:0013.4563Дорога переходит в тропу с крупными камнями, крутой спуск (фото 12-21). Самостраховка, взаимопомощь (фото 12-22).Осыпь/морена н/к (2)
L = 100 м
27509:25:0013.9563.5Вышли на дорогу. Продолжаем спуск по к крепости Амберд, покрытие мокрый разбитый грунт (фото 12-23).дорога низкого качестваОблачно. Мелкий дождь. Т~ 11°С
27609:40:0014.5564.1Осмотр крепости Амберд, перекус в кафе (фото 12-24, 12-25).дорога хорошего качестваОблачно, ветер. Т~ 12°С
27711:37:0014.5564.1Продолжаем движение (фото 12-26), немного возвращаемся назад. Дорога понемногу подсыхает...радиальный/неактивный участок
27811:48:0015564.6На развилке поворачиваем налево на спуск, начинается дорога каменистая разбитая (фото 12-27).дорога среднего качества
27912:13:0017.6567.1Пересекаем реку Амбер по мосту, и поворачиваем налево (фото 12-28).
28012:30:0021.5571Дорога идет на спуск по узкому ущелью, покрытие в основном камень разбитый (фото 12-29), иногда по дороге текут ручьи и камень становится мокрым
(фото 12-30, 12-31).
28113:02:0025.4574.9Выехали на асфальт (фото 12-32).дорога высокого качестваСолнечно. Т~ 16°С
28213:38:0029578.6После крутого подъема из ущелья, въезжаем в н.п. Бюрокан. Закупаемся питьевой водой в магазине, и выезжаем на главную дорогу Н20, и продолжаем спуск (фото 12-33).
28313:44:0032.2581.8Сворачиваем направо, на н.п. Арагак (фото 12-34).
28413:47:2434.1583.7Въезжаем в н.п. Агарак.
Конец ПП траверс гора Арагац
ПП5422
28514:04:0039.5589.1н.п. Ошакан, поворот направо, выезд на дорогу Н19 (фото 12-35).
28614:18:0040.3589.8Останавливаемся рядом с церковью св. М. Маштоца (фото 12-36), обед, осмотр достопримечательностей (фото 12-37).Солнечно, Т~ 25°С
28714:55:0041.1590.6Продолжаем движение, дорога круто по серпантину сбрасывает к р. Косах, пересекает ее по мосту и так же круто выходит из ущелья (фото 12-38).
28815:14:0044.4594Поворот налево на Ереван, трассу М3 (фото 12-39).
28915:23:0045.8595.4Поворачиваем с М3 направо (фото 12-40), покрытие не меняется (фото 12-41).
29015:39:0050.9600.5Проезжаем мимо новой свалки, на карте не указана (фото 12-42).
29116:09:0057.6607.1Поворот направо(фото 12-43), едем по промзоне, асфальт становится разбитым (фото 12-44).дорога хорошего качества
29216:14:0059.1608.6На развилке держимся правее (фото 12-45), и въезжаем в г. Ереван, асфальт хорошего качества.дорога высокого качества
29316:47:0266615.6Конец ходового дня. ФИНИШ.
Вернулись в наш хостел, кольцо трека замкнуто - маршрут успешно закончен (фото 12-46).
Заселяемся, собираем велосипеды, вечером праздничный ужин, а утром вылетаем в Москву.

Координаты точки: N40.164383, E44.413349
Высота точки: 885 м

Пройдено за день: 66 км
НВ: 463 м, СВ: 2781 м
ОХВ: 10 ч. 6 мин. 19 сек.
ЧХВ: 5 ч. 30 мин. 25 сек.
Переменная облачность, Т~ 22°С